Научная статья на тему 'Формирование образного мышления школьников на основе интеграции педагогической науки с народной педагогикой в современной учебно-воспитательной системе'

Формирование образного мышления школьников на основе интеграции педагогической науки с народной педагогикой в современной учебно-воспитательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЙДЕТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / EYDETIKA / SPATIAL FIGURATIVE THINKING / ABSTRACT AND LOGICAL THINKING / ABSTRACT AND LOGICAL SYSTEM / FOLK PEDAGOGY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Зилида Газизьяновна

Современному школьнику для успешной учебы приходится много заучивать, в итоге у него активно работает левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. Применение эйдетики образного мышления поможет включить в процесс обучения и правое полушарие, отвечающее за пространственно-образное мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FIGURATIVE THINKING OF STUDENTS THROUGH THE INTEGRATION OF TEACHING SCIENCE WITH FOLK PEDAGOGY IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

To be successful modern student has to learn a lot, in the end his left hemisphere of the brain, responsible for abstract and logical thinking works very active. Applying “Eydetika” (Imagination) figurative thinking will help to include in the learning process right hemisphere which is responsible for spatial figurative thinking.

Текст научной работы на тему «Формирование образного мышления школьников на основе интеграции педагогической науки с народной педагогикой в современной учебно-воспитательной системе»

УДК: 37.026.9 ББК: 74.202.5

Шарипова З.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Sharipova Z. G.

FORMATION OF FIGURATIVE THINKING OF STUDENTS THROUGH THE INTEGRATION OF TEACHING SCIENCE WITH FOLK PEDAGOGY IN THE MODERN

EDUCATIONAL SYSTEM

Ключевые слова: эйдетика, пространственно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление, абстрактно-логические системы, народная педагогика, интеграция.

Keywords: eydetika, spatial - figurative thinking, abstract and logical thinking, abstract and logical system, folk pedagogy, integration.

Аннотация: современному школьнику для успешной учебы приходится много заучивать, в итоге у него активно работает левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. Применение эйдетики - образного мышления - поможет включить в процесс обучения и правое полушарие, отвечающее за пространственно-образное мышление.

Abstract: To be successful modern student has to learn a lot, in the end his left hemisphere of the brain, responsible for abstract and logical thinking works very active.

Applying "Eydetika" (Imagination) - figurative thinking - will help to include in the learning process right hemisphere which is responsible for spatial - figurative thinking.

Сегодня много говорят о том, что дети пресыщены всевозможными развлечениями и аудиовизуальными впечатлениями. Им сложно справиться с информационным потоком, который обрушивается на них с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Имея и без того достаточно возрастных трудностей, они подвергаются массивной информационной атаке, которая лишает их возможности познавать свой внутренний мир, оставаться один на один с собственными переживаниями. В итоге - ограниченность и духовная бедность личности, которая существует лишь при опоре на внешние раздражители.

Образная память (эйдетизм) - это способность видеть предметы, которые уже исчезли из поля восприятия. Эйдетизм также называют фотографической памятью (с грече-ского эйдон -вижу, эйдос - образ, картина, идея). По Л.С. Выготскому, эйдетика - это учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющихся иногда у взрослых. Образное мышление было сильно развито у многих выдающихся деятелей, таких как А.Н. Толстой, М. Горький, Н. Тесла, М. Твен и др. А. Эйнштейн мог образно видеть силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины. Об открытии теории относительности он рассказывал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит Земля и все, что с ней происходит.

Впервые описал эйдетические способности больных детей сербский ученый В. Урбанчич (1907), хотя он не придал особого внимания этому явлению. Дальнейшие фундаментальные исследования эйдетиков проводил немецкий психолог профессор Марбургского университета Э. Йенш (1883-1940). Он вместе со своими учениками описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Если Э. Йенш в начале прошлого века обнаруживал эйдетические способности (явные и скрытые) почти у 100% детей, то сейчас это качество сильно утрачено. Объяснить это можно тем, что в век стремительного развития науки и техники школьное и вузовское образование строится на вербально-логических системах, которые призваны заставить запоминать с помощью бесчисленного количества всевозможных, часто громоздких и потому не очень эффективных приемов. В данной форме обучения, когда обучающийся должен мыслить аналитически, выстраивать цепочки, алгоритмы, оперировать с фактами, символами и знаками, у него активно работает только левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. Правое полушарие человека дает пространственно-образное восприятие мира. Там же заложены творческие возможности, интуиция, этика, способность к адаптации. Это полушарие пока дремлет. В итоге ребенок чувствует сильную усталость и после постоянных зубрежек теряет интерес к учебе. Помочь ему можно всего лишь включением в процесс обучения и эмоционального компонента. Например, родители, владеющие приемами эйдетики, очень помогли своему ребенку при подготовке к зачету по истории. Нужно было запомнить сложные имена, названия древних объектов. Трудные названия они переделали на созвучные понятные слова и составили небольшой смешной рассказ. К примеру, битву при Платеях в греко-персидской войне они озвучили так: греки были одеты в открытые платья, персы пока смотрели на них в изумлении, греки их победили. И так все остальные трудные названия были переделаны в образы. После отлично сданной работы ребенок рассказывал, что вначале вспоминал ассоциации, а потом легко отвечал на вопросы по предмету1.

На уроках преподаватель может применять образы для запоминания некоторых формул, явлений. Например, эрудированный учитель физики при использовании эйдетики в преподавании может стать в дверной проём и сказать ребятам: «Представьте, что все присутствующие в этом классе - это электрические заряженные частицы. Сейчас на перемене наш класс пойдёт в столовую. Я буду вас сопровождать и поторапливать, чтобы вы успели на следующий урок. Электрическое поле по отношению к заряженным

1 Шарипова, З.Г. Роль образной памяти в образовании // Вестник Сибайского института БашГУ. - 2014. - №2. - С. 100-101.

частицам действует так же» . При изучении сложного правила Ленца индукционный ток можно сравнить с упрямым человеком, что он всегда направлен противоположно действию причины, вызывающей ток. Ученик или студент без труда будет образно представлять и применять это правило.

Более 20 лет в Москве работает школа эйдетики, созданная И.Ю. Матюгиным. Кроме зрительного, слухового, тактильного эйдетизма, они изучают и применяют также вкусовой, обонятельный эйдетизм.

И.Ю. Матюгин считает, что многие детские беды и проблемы связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых взрослые и не догадываются. В школе эйдетики прежде всего с ребенка снимают стресс, для этого применяют три основных метода -регрессии, отстраненности и забывания. И только вслед за этим начинается превращение обычной памяти в образную - ту самую, для которой не существует границ. Многие дети, прошедшие обучение в школе эйдетики, претендуют на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса.3

Люди, владеющие эйдетической памятью, показывают феноменальные способности. Например, на «Празднике числа п» в 2012 году студент из Чебоксар по памяти воспроизвел 10000 знаков после запятой в числе п . Другой студент из Новосибирска в 2013 году демонстрировал такие же возможности, причем он мог называть знаки как в прямом, так и в обратном порядке. Мог назвать отдельные цифры, например, 50-я цифра после запятой - 0, а 139-я - 7 и т.д. Сами студенты объясняют свои возможности так, что последовательность чисел запоминают фиксированием каждой цифры образами, при этом каждая сотня фиксируется отдельно.

Подобные способности памяти описывал в 30-е годы прошлого столетия академик А.Р. Лурия. В «Маленькой книжке о большой памяти» он описал феномен памяти журналиста Ш. «Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный материал. Я увеличил число предъявленных ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, - это не вызывало никаких затруднений». Далее он пишет: «Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ»4. Наблюдая за способом запоминания Ш. не только слов и чисел, также стиха на незнакомом языке, он делает некоторые выводы. По Лурия, у Ш. сильно развито образное мышление (эйдетизм), из бессвязных слов и цифр за считанные секунды составляет красочный рассказ. При воспроизведении остается только назвать предметы этого рассказа.

Развитие эйдетической памяти может быть актуальным и сегодня, если обратим внимание на результаты сдачи ЕГЭ. Они настолько противоречивы! Часть выпускников получает самые высокие баллы, а некоторые не могут пройти и минимального порога. В 2012 году в стране не получили аттестаты 2,9% выпускников, по математике не преодолели минимального порога 7,5% экзаменующихся, в 2013 году аттестаты не получили 2,2% выпускников, по математике не прошли минимального порога - 7,6%. Такие печальные итоги показывают, что некоторое количество абсолютно здоровых школьников за 11 лет учебы не смогли найти подхода к «граниту науки».

В тех случаях, когда традиционные методы обучения становятся неэффективными, а ученик из года в год набирает все больше пробелов в знаниях, преподаватель может применять эйдотехнику как дополнение к основному методу обучения.

Применение образного мышления не является новейшей технологией в образовании.

2 (http://neuch.org/interest/ieiidetika-Y-soYremennYkh-tekhnologiYakh-obucheniY на 19.07.2014)

3 Матюгин, И.Ю., Жемаева, Е.Л., Чакаберия, Е.И., Рыбникова, И.К., Как развить хорошую память. - М.: Рипол Классик, 2003. - 416 с.

4 Лурия, А.Р. Маленькая книга о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994. - 96 с.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.

В народной педагогике до возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества: в виде образных поговорок, пословиц, сказок. Например, русская народная пословица «изба красна углами, а человек - делами», башкирская - «незнание - не порок, нежелание знать - большой порок», чувашская - «каково лицо, такова и душа» передают многовековую мудрость народов о роли труда, о морали, этике. Поговорка «чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье» - об общении человека с природой. Одни и те же пословицы и поговорки в несколько видоизмененных вариантах повторяются почти у каждого народа. Пословицы о воспитании подрастающего поколения - «детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «в 20 лет силы нет - и не будет, в 30 лет ума нет - и не будет, в 40 лет достатка нет - и не будет». Такие шедевры устной народной педагогики сформулированы красочно, образно, так что они легко запоминаемы.

Ведущий метод народного воспитания - «назидание» обеспечивает усвоение личностью нравственных и поведенческих норм. Сопутствующие средства реализации метода - сказки, пословицы и поговорки, «заповеди - запреты». Назиданиям, как педагогический метод, сопутствует личный пример взрослого. Особое место в педагогических наставлениях башкирского народа занимают слова Урал-батыра из башкирского народного эпоса «Урал-батыр»:

Чтите старшего по годам

Не пренебрегайте советами их.

Младшего чтите за молодость его

Не лишайте совета своего.

Общей стержневой проблемой башкирской народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте.

Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Народная педагогика - не наука,

но предмет науки этнопедагогики.

Наряду с понятием и термином «народная педагогика» существует другой термин — «этнопедагогика», впервые предложенный академиком РАО Г.Н. Волковым в 60-е годы. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин «этнопедагогика» отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки.5

Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков.

В народной педагогике одним из мощных и точных педагогических средств являются пословицы и поговорки. С одной стороны они содержат педагогические идеи, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

Пословицы и поговорки разных народов звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл. Например, о сплоченности людей: «Мир по слюнке плюнет, так - море» (рус.), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (башк.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет - высохнет, народ плюнет - получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Народ вздохнет разом - будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (кит.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом: «Сноп без перевясла - солома» (рус.), «Когда прутья в метле -богатырь не сломит, развязали метлу - по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка - веревка, невитая - сор» (чув.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей - нерушимая крепость» (кор.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.). В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности. Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения - золото», «Доброе слово слаще меда».

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными

традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у башкир и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным

условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным

6

новшествам.

Необходимость консолидации наук сопряжено с идеей интеграции (лат. Integration -восполнение, объединение, суммирование) разнопредметных знаний и разных способов познания и освоения окружающей действительности. Углубление интегративных тенденций педагогической науки и народной педагогики послужит преодолению многих трудностей в формировании личности.

Каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях. Интегрирование разнопредметных знаний можно показать на примере изучения башкирского народного эпоса «Урал-батыр» в школах республики Башкортостан. На уроках физики в разделе «Оптика» изучаются законы распространения света. Для этого вводится понятие луча света. Луч - это линия, вдоль которой распространяется свет. Закон распространения света гласит: «Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно». Прочитаем несколько строк из эпоса:

Я падишаха Самрау

Дочь, имя мое - Хумай;

Если золотые волосы распущу,

Лучами страну залью,

Днем на землю лучи лью,

Ночью лучи посылаю Луне.

( 539-я строка).

Хумай говорит: «Если золотые волосы распущу» - значит, лучи от Солнца распространяются по прямым распущенным волосам Хумай. Отсюда следует, что 4 тысячелетия лет тому назад занимались физикой и для изучения свойств света так же вводили понятие луча света. Луч света у них такая же прямая линия, как волос Хумай. Они знали, что источником света в нашей системе является только одно Солнце, другие планеты не являются излучающими. Хумай об этом говорит: «Ночью лучи посылаю Луне».

Элементы занимательности в преподавании предметов негуманитарной дисциплины побуждают интерес к предмету. При применении на уроках материалов этнокультурного содержания углубляются и расширяются народные знания учащихся, не отвлекая их внимания от основного учебного предмета физики, усвоения содержания учебной программы. Предлагаемый дополнительный материал этнокультурного содержания образования должен быть доступным, соответствовать возрасту и уровню развития обучающихся. Будет неправильно, если основывать занятия только на принципе занимательности. Такие уроки по физике должны не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические

цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

На уроке башкирского языка эрудированный учитель останавливается на строках эпоса:

Я падишаха Самрау

Дочь, имя мое - Хумай;

Если золотые волосы распущу,

Лучами страну залью,

Днем на землю лучи лью,

Ночью лучи посылаю Луне.

Дальше предлагается обсуждение о том, что тогда уже было известно строение солнечной системы, что Солнце является единственным источником жизни на земле и Солнце вращается вокруг своей оси. Аргументируется высказывание следующим образом: Солнце изображено в виде летающей птицы - Самрау. Он женат на матери Айхылу -Луне. В эпосе Самрау с дочерьми Хумай и Айхылу являются источниками добра. Поэтому они движутся в одном направлении. Световые лучи от Солнца распространяются по волосам Хумай, следовательно, в те времена уже знали законы распространения света. В итоге школьники получат дополнительные знания по астрономии, любознательные из них могут начинать освоение этого предмета. Такие занятия способствуют росту творческого потенциала учителя и развитию интеллекта, интереса и самостоятельности ученика. Предлагаемый частично-поисковый метод даёт детям практические навыки в самостоятельном удовлетворении информационных запросов, учит постановке новых целей и задач.

На уроках астрономии (там, где они есть), учитель читает эти же строки из эпоса и приглашает учащихся к обсуждению темы о том, что древние астрономы знали о размерах и расстояниях между планетами. Луна - Айхылу является младшей сестрой Хумай, поэтому Луна меньше по размерам, чем Солнце и Земля, хотя видимая величина Луны для наблюдателя-человека больше видимых размеров Солнца. Также Луна меньше, чем Земля, т.к. по эпосу Урал-Земля женится на Хумай-Солнце, старшей сестре Айхылу-Луны. О том, что масса Солнца во много раз больше массы любой из планет солнечной системы говорит то, что Солнце изображено в виде 3 персонажей - Самрау, его жены - матери Хумай, и самой Хумай.

Древним астрономам было известно даже то, что Солнце вращается вокруг своей оси не как твердое тело. Известно, что экваториальные области Солнца движутся быстрее, чем области на полюсах этой звезды. Это видно из того, что Солнце изображено в виде птицы, а не другого животного или человека. При полете птица постоянно машет крыльями, и части тела птицы движутся не с одинаковой скоростью. Раскрытые крылья Самрау - это экватор Солнца7.

Вот такие разносторонние знания на уроках можно получить, если умело интегрировать народное творчество с науками. Знакомство воспитанников с народной мифологией, фольклорным театром и изобразительным искусством обеспечивает не только информационное насыщение воспитанника, но и несет развивающую функцию, так как способствует формированию творческих мыслительных образов через расширение и закрепление ассоциативных связей.

Интегрирование предметов с фольклором поможет сделать уроки эмоциональнее и эффективнее, так как у ребенка будут задействованы оба полушария головного мозга. Это облегчит ему усвоение необходимого материала. Как сказал бы великий А. Эйнштейн: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».

7 Шарипова, З.Г. Изучение элементов астрономии по башкирскому народному эпосу «Урал-батыр». -Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 182 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Атангулов, У.Ш. Этнопедагогика: курс лекций. - Сибай: Изд-е Сибайского института БГУ, 2004. - 158 с.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия , 2000. - 176 с.

3. Выготский Л.С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». -М.: ГИЗ, 1930. - С. 178-205; То же «Хрестоматия по ощущению и восприятию». - М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 275-281.

4. Галлямов, С.А. Башкордская философия. Логика. Математика. Астрономия. -Уфа: Китап, 2009. - 320 с.

5. Гумеров, И.С. Развитие творческих способностей обучающихся в системе непрерывного математического образования: дис. ...канд. пед. наук / И.С. Гумеров. -Магнитогорск: МаГУ, 2010.

6. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та. 2000. - 440 с.

7. Интеграция этнопедагогических процессов в образовательном пространстве: проблемы и перспективы: VII Международные Волковские чтения: сб. науч. тр. -Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. - 200 с.

8. Лурия, А.Р. Маленькая книга о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994. - 96 с.

9. Матюгин, И.Ю., Рыбникова, И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 1996. - 38 с.

10. Матюгин, И.Ю., Жемаева, Е.Л., Чакаберия, Е.И., Рыбникова, И.К., Как развить хорошую память. - М.: Рипол Классик 2003. - 416 с.

11. Матюгин, И.Ю. Как научиться забывать ненужное. - М.: Эйдос, 1996. - 160 с.

12. Махмутов, Ю.М. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. . канд. пед. наук / Ю.М. Махмутов. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.

13. Пинский, A.A. Проблемы образования и А. Эйнштейн // Наука и школа. - 1997. -№ 2.- С. 8-11.

14. Туйсина, Г.Р. Роль творческо-технологической лаборатории в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2010. - №9. - С. 52-56.

15. Урал-батыр: башкирский народный эпос (на башк., рус., англ. яз.) - Уфа: Китап, 2005. - 296 с.

16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. - М.: Педагогика, 1988.

17. Шарипова, З.Г. Изучение элементов астрономии по башкирскому народному эпосу «Урал-батыр». - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 182 с.

18. Шарипова, З.Г. Роль образной памяти в образовании // Вестник Сибайского института БашГУ. - 2014. - №2. - С. 100-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.