Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
54
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная доктрина / образовательный стандарт / декоративноприкладное искусство / нравственно-патриотическое воспитание / народное искусство / программа «Оберег»

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Позднякова И. Б.

В статье рассматривается проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях. Возможность использования декоративноприкладного искусства, основанного на истоках северного народного творчества, народных традициях. Охарактеризована программа «Оберег», разработанная коллективом детского сада, предназначенная для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПЕДАГОГИКА

И.Б. Позднякова

Старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 «Лукоморье» комбинированного вида»

Народное декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье рассматривается проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях. Возможность использования декоративно-прикладного искусства, основанного на истоках северного народного творчества, народных традициях. Охарактеризована программа «Оберег», разработанная коллективом детского сада, предназначенная для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: национальная доктрина, образовательный стандарт, декоративно-прикладное искусство, нравственно-патриотическое воспитание, народное искусство, программа «Оберег».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751, подчеркивает, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время одна из наиболее актуальных, т.к. детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам, поэтому является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь [2].

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию, создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [1].

Решая задачи нравственно-

патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватное возрасту;

- баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности [3].

Главная задача может решаться в разных видах детской деятельности: через ознакомление с ближайшим окружением, с природой, с явлениями общественной жизни: детским садом, улицей, на которой живет ребенок, растениями родного края, домашними животными, традициями семьи, историей своего города. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками, с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Свою работу мы решили строить, опираясь на наиболее доступный и интересный для дошкольников вид деятельности, знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Архангельской области.

Приобщение ребенка к культурно-историческому наследию своего народа является важным, поскольку воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Именно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей, народное декоративно-прикладное искусство должно найти наибольшее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительно-

сти, отмечают отечественные ученые М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие.

Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей сути к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Кроме того, отличительной особенностью современного этапа развития дошкольного воспитания является использование национально-региональных возможностей для развития личности ребенка, реализация регионального компонента. Учет социальных особенностей региона, его традиций позволяет осуществить дифференциацию воспитания и обучения дошкольников.

Коллективом детского сада «Лукоморье» разработана программа «Оберег» - программа формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о северном народном творчестве посредством ознакомления с мезенской росписью, в которой, кроме вопросов художественно-

эстетического воспитания решаются проблемы нравственно-патриотического воспитания детей.

В программе представлена система занятий, объединяющая теоретические знания и практические умения детей в области мезенской росписи.

Целью программы является приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, к культурным и историческим традициям региона посредством знакомства с мезенской росписью, которая решает основные задачи: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям региона; знакомство с работами мезенских мастеров; сообщение доступных возрасту исторических сведений о жизни северян; умению выделять основные средства выразительности изделий мезенских мастеров (рисунок, композиция); подчеркивать значение композиции в росписи и одновременно рассказывать о ее древних истоках; о символических образах; совершенствование технических умений и навыков рисования у детей; обучение применению полученных знаний и умений в организованной и самостоятельной деятельности; развитие эмоциональной отзывчивости, самостоятельности,

инициативы; воспитание чувства коллективизма, патриотизма, уважения к труду народных мастеров, гордости за мастерство русского народа.

Программа основана на принципах: доступности, построении материала (от простого к сложному), систематичности и планомерности процесса обучения.

В структуру программы входят: пояснительная записка, тематическое планирование на год, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, список литературы, перечень пособий, приложения, дидактический материал к занятиям.

Содержание программы реализуется в трех блоках: знакомство с историей мезенской росписи, особенностями жизненного уклада и быта, трудовой деятельности народа севера, спецификой окружающей среды, климатическими условиями и наличием природных материалов. Затем дошкольники изучают средства выразительности и составляют росписи на плоскостных фигурах и объёмных формах. В каждом блоке программы определены цель, задачи и предполагаемые результаты. Материал отобран в соответствии с задачами всех блоков, описан по единому алгоритму, что упрощает использование программы в образовательной практике.

В приложении представлены: словарь диалектных и устаревших слов, литературный материал с северным колоритом, список музыкальных произведений, которые можно использовать в работе по каждой теме, а так же средства диагностики, в которых определены критерии и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о мезенской росписи. Дидактический материал к занятиям включает в себя алгоритмические образцы выполнения декоративных элементов мезенской росписи, варианты композиционного построения узора на разных формах, образцы росписи предметов утвари.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и рекомендована областным экспертным советом Департамента образования и науки Архангельской области в качестве парциальной программы, которая может использоваться как специализированная программа для углубленного изучения детьми старшего дошкольного возраста

народного и декоративно-прикладного искусства Севера. Не нарушая принципов и задач данной программы, педагог может использовать отдельные блоки или занятия по ознакомлению с мезенской росписью.

Реализация программы приобщает детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, воспитанию патриотизма, интереса к культуре родного края, к историческому прошлому своего народа. В настоящее время в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, нет системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Значимость нравственно-

патриотического воспитания очевидна - она способствует развитию у ребенка навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивает интерес к русским традициям и обычаям; проявляет чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду, т.е. в целом формирует социальную компетентность ребенка [4].

Библиографический список:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Электронный ресурс: https://www.adou.ru/conference notes/45

3. Электронный ресурс: nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie doshkolnikov.docx

4. Электронный ресурс: https://multiurok.ru/blog/nravstvienno-patrюticЫeskoie-vospitamie-doshkol-mkov-1.html

©Позднякова И.Б., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.