Научная статья на тему 'Интеграция базисного и регионального содержания в художественном воспитании детей старшего дошкольного возраста'

Интеграция базисного и регионального содержания в художественном воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БАЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ / ГУСЛИЦКАЯ КНИЖНАЯ РОСПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева И. А.

Статья посвящена проблеме интеграции базисного и регионального содержания в художественном воспитании дошкольников. Автор дает определение понятия «художественное воспитание», характеризует его роль в формировании личности ребенка. На примере образовательной области «Чтение художественной литературы» дается характеристика базисного компонента содержания в художественном воспитании дошкольников. Базисный компонент должен дополняться региональным компонентом, который может реализовываться в различных формах и с использованием разных технологий. Важно, что обращение к культуре родного края позволяет формировать не только эстетические вкусы и способности детей, но и нравственные, патриотические ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция базисного и регионального содержания в художественном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

2. Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.

3. За единство принципов воспитания в дошкольном учреждении и семье. - М.: Просвещение, 1982.

4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: АО Столетие, 1996.

5. Кузьмичева Л. Работа музыкального руководителя. Не забывать о родителях (вне занятий) // Дошкольное воспитание. - 1980. - №5. - С. 91-92.

6. Лоскутова Р.Р. Сотрудничество ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей. - Йошкар-Ола, 2002.

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗИСНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Лаврентьева И.А.*

Институт художественного образования РАО, г. Москва

Статья посвящена проблеме интеграции базисного и регионального содержания в художественном воспитании дошкольников. Автор дает определение понятия «художественное воспитание», характеризует его роль в формировании личности ребенка.

На примере образовательной области «Чтение художественной литературы» дается характеристика базисного компонента содержания в художественном воспитании дошкольников.

Базисный компонент должен дополняться региональным компонентом, который может реализовываться в различных формах и с использованием разных технологий. Важно, что обращение к культуре родного края позволяет формировать не только эстетические вкусы и способности детей, но и нравственные, патриотические ценности.

Ключевые слова: художественное воспитание, базисный компонент, региональный компонент, содержание образования, читательская деятельность, медленное чтение, гуслицкая книжная роспись.

В «Концепции художественного образования Российской Федерации», определяющей стратегические направления государственной политики по развитию художественного образования в нашей стране выделены основные методологические принципы, позволяющие строить образовательный процесс в единстве целей, задач, содержания, методов, средств и его форм. Среди них:

* Соискатель.

- начало обучения с раннего возраста;

- непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств.

Государственные стандарты дошкольного образования определяют обязательный минимум содержания дошкольного образования, цель которых развивать эстетически-ценностное отношение к миру, способствовать художественному развитию детей в контексте художественного воспитания.

Художественное воспитание - это воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Основная задача педагогов, осуществляющих художественное воспитание дошкольников - создать максимально благоприятные условия для того, чтобы приобщить ребенка к художественной практике в различных его проявлениях.

Одной из важных проблем художественного воспитания на современном этапе является проблема определения его содержания. Существенной стороной содержания художественного воспитания детей «является воспитание на основе народных эстетических традиций». Оно включает в себя развитие у детей способности восприятия, понимания и осмысления прекрасного в искусстве, в природе, в быту, в трудовой деятельности; выработку эстетического вкуса; привитие подрастающему поколению творческих умений в области прекрасного» [1]. Художественное воспитание призвано не только развивать художественный вкус ребенка, но и совершенствовать его нравственные, интеллектуальные, физические силы.

Обязательный минимум художественного воспитания обеспечивает инвариантная часть образовательной программы дошкольного учреждения. Современные интегрированные программы и технологии художественного образования вызывают заслуженный интерес у педагогов, поскольку в них решается задача формирования универсальных способностей и развития ребёнка концептуально новым подходом: организацией образовательного процесса на основе интеграции искусств. Искусство - литература, музыка, народное творчество, живопись, скульптура, театр - незаменимое средство формирования и обогащения духовного мира человека в любом возрасте.

В дошкольном возрасте, учитывая синкретичность художественного восприятия, духовное развитие и формирование эстетического отношения к

окружающему миру осуществляется интегративно, в едином органичном художественно-эстетическом воспитательном пространстве дошкольного учреждения. Интегрированные программы направлены на развитие всех основных психологических новообразований дошкольного возраста, обеспечивая речевое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое и физическое развитие детей.

Гармоничное развитие ребёнка, его общее, интеллектуальное развитие обеспечивается посредством организации последовательного и непрерывного приобретения и накопления ребёнком эстетического опыта познания окружающего мира с эстетической позиции с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства. Региональный компонент программы художественного воспитания, входящий в вариативную часть образовательной программы дошкольного учреждения должен основываться на национально-культурных традициях района, города, села и учитывать специфику климатических, природных, социальных, культурных условий, в которых живёт и воспитывается ребёнок.

Региональное содержание программы посредством введения ребёнка в среду его ближайшего окружения, нацелено на решение воспитательно-образовательных задач:

- воспитание у ребенка эмоционально положительного отношения к тому месту, где он родился и живет;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни;

- формирование желания узнавать больше об особенностях края, природы, истории;

- формирование стремления приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Посредством приобщения дошкольников к культурным традициям родного края происходит формирование начал самосознания ребенка, самоидентификации в культуре своего народа, осознания связи с прошлым, будущим и настоящим культуры в непрерывном контексте истории. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством, скульптурой, живописью, музыкой, художественной литературой выразительно и эмоционально-образно раскрывающих красоту родной природы и богатство народного культурного наследия, в том числе, и через вовлечение ребёнка в собственную художественно-творческую деятельность формирует у детей положительное мировосприятие, чувство патриотизма и любовь к своему отечеству.

Реализуя региональное содержание программы необходимо создание социокультурного воспитательного пространства, т.е. пространства взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, музеев, библиотек, субъектов ближайшего социального окружения и т.д.), обеспечивающее освоение ими базовых социокультурных ценностей и включение в социокультурные связи общества, приобретение

опыта культурной деятельности, само- и взаиморазвития [2]. Встречи с мастерами народных промыслов и непосредственное общение с народными умельцами, освоение «из первых рук» художественного опыта действия с разнообразными техниками и материалами, посещение выставок, музеев, культурных программ, народных праздников, организация литературных гостиных, музыкальных вечеров, посещение театральных постановок, выступление детей -воспитанников детского сада с творческими концертами для ветеранов, на городских мероприятиях расширяют и совершенствуют представления детей об окружающем мире и о себе самом, строят гармоничные социальные отношения через собственное «Я» в процессе культуроосвоения (В.Т. Кудрявцев) на принципах и идеях культуросообразной педагогики.

Таким образом, региональный компонент образовательной программы интегрирует не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, художественно-эстетический, идеологический компоненты.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образований содержат нормы, обязательные для выполнения. В частности в них говорится о необходимости включения в образование дошкольников образовательной области «Чтение художественной литературы» [3]. Это базисный уровень художественного воспитания дошкольников.

Содержание этой образовательной области направлено на формирование у дошкольников интереса к чтению, к книге, на воспитание потребности в них. Эта цель может быть достигнута через решение следующих задач [4]:

- формирование целостной картины мира, начальных нравственных понятий;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Чтение - это основное топливо для детской фантазии. Каждый ребёнок каждый день и час творит в своём воображении фантастические миры, живет в них, делает выбор, геройствует, побеждает, мужает, становится человеком» [5].

Понятие «чтение дошкольников» очень специфично. Чтение как вид речевой деятельности дошкольников практически только в последние годы стало предметом серьезных исследований. Педагоги и психологи спорят о том, в каком возрасте можно начинать учить ребенка читать. Традиционно чтением называется воспроизведение ребенком вслух печатного слова. Однако, по мнению академика А.А. Леонтьева, «обучение чтению вслух - это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата» [6].

Когда дошкольник слушает чтение взрослого, у него задействованы три из четырех сфер читательской деятельности: эмоции, воображение и реак-

ция на содержание текста. Четвертая сфера, т.е. реакция на художественную форму, у детей 5-7 лет практически не вовлекается в процесс чтения [7]. Однако уже в этом случае можно говорить, о том, что ребенок принимает участие в чтении, а не просто слушает текст, читаемый взрослым. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называют чтением-слушанием.

Чтению-слушанию детей надо учить, и старший дошкольный возраст мы рассматриваем как сензитивный для решения этой задачи. Если этот период в воспитании интереса к чтению упущен, то в будущем у школьника возникнут трудности в освоении курса литературы.

Таким образом, под чтением дошкольников следует понимать не умение озвучивать печатное слово, а умение воспринимать текст на слух и понимать его. Формирование навыка чтения - задача начального образования, в дошкольном же возрасте необходимо сформировать умение понимать печатное слово. Это умение развивается только в условиях специально организованных форм читательской деятельности (семейное чтение, чтение-беседа и т.п.).

Нередко педагоги начальной школы сталкиваются с тем, что в первый класс приходит ребенок, владеющий техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но затрудняющийся объяснить прочитанное, истолковать, оценить его, выразить свое отношение к прочитанному.

Содержание общеречевого и читательского развития дошкольника должно соотноситься друг с другом и соответствовать возрасту. В дошкольном возрасте взрослые обеспечивают ребенку возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком, взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Особое внимание следует уделять развитию диалогической речи (обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в процессе общения ребенка с другими детьми.

Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы должно осуществляться через прослушивание художественных произведений и обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов.

Целесообразно для дошкольников практиковать медленное чтение художественных произведений с остановками для комментариев, включения воображения, уточнения эмоций и пр. Эксперимент, проведенный в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области, доказал успешность использования технологии медленного чтения для читательского развития детей 3-7 лет [7].

Процесс совместного медленного чтения детей и взрослых обычно включает четыре этапа.

На первом этапе, педагог с ребёнком (с детьми) рассматривают книгу: обсуждают её название, рассматривают иллюстрации. На этом этапе выясняется первичное восприятие книги ребенком. В результате у дошкольника должно возникнуть желание прочитать книгу.

На втором этапе, педагог читает текст книги в режиме медленного чтения. Комментируя текст, иногда задает упреждающие вопросы, выявляя чувства детей. Однако, остановки не должны затягиваться и нарушать целостность восприятия текста.

Третий этап: обсуждение. Можно предложить коротко рассказать, в чем суть текста. Если ребенку трудно рассказать, нужно задать наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка или его торопить. Можно предложить выразить отношение к прочитанной книжке с помощью красок, жестов, мимики.

Четвертый этап: воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий. Можно разыграть рассказ в лицах, инсценировать один эпизод из текста, разыграть пантомиму, нарисовать «мультик» - с помощью взрослого ребенок нарисует хотя бы схематично основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм, пересказать текст, придумать какие-то необычные варианты развития сюжета. При работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.

Задания следует выбирать, опираясь на характер текста. Например, если художественное произведение воздействует, прежде всего, на воображение дошкольника, то лучше инсценировать прочитанное, совершить заочное путешествие, нарисовать карту, изготовить костюмы и т.д.

На втором этапе работы над текстом основными приемами анализа произведения являются диалог с автором через текст и комментированное чтение. Преемственность в использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воссоздающего и творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) и синтезирующем (концепция произведения в целом) уровнях; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Базисные программы развития ребенка дошкольника должны дополняться с учетом регионального компонента. В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Воспитывая у старших дошкольников любовь к чтению и книге, мы знакомим

детей с народным декоративно-прикладным искусством Подмосковья - гус-лицкой книжной росписью с целью их духовно-нравственного, патриотического и художественного воспитания. Знакомство с гуслицкой росписью воспитывает в дошкольниках уважительное отношение к книге, восхищение мастерством предков, любовь к родному краю, желание прикоснуться к книге как к части национальной культуры.

Регионы нашей страны богаты традициями, каждый из них отличается своеобразными обычаями, культурой. В работе с дошкольниками необходимо использовать возможности региональных музеев, памятников культуры.

Обращение к культуре родного края может осуществляться в разных формах. В любом случае неповторимое своеобразие краеведения в том, что оно может открывать новый взгляд на мир, опираясь на события, вещи, явления, близкие и знакомые с детства. Способность видеть великое в малом -одно из качеств настоящего гражданина Отечества.

Духовное возрождение нации невозможно без постановки и решения ряда новых задач в области художественного воспитания подрастающего поколения. Этот процесс сложен и многогранен и во многом зависит как от семьи, так и от качества художественного воспитания в дошкольных учреждениях. То место, которое в настоящее время отводится в детском саду изучению культуры, народного искусства своего региона явно недостаточно.

В качестве регионального компонента для развития творческих способностей детей и интереса к книге и чтению можно использовать занятия по изучению культуры своего края, иллюстрирование произведений литературы и фольклора. В фольклорных произведениях - сказках, песнях, былинах -предстает образ русского человека - великого труженика и защитника, своим трудом и доблестными делами преобразующего мир по законам красоты, добра и справедливости.

Необходимо отбирать для иллюстрирования те сказки, в которых ярко выражен воспитательный момент. Содержание сказок должно быть доступно для понимания дошкольников, сказки должны быть интересны и лично значимы для них [8].

Смысл таких занятий состоит не только в знакомстве со сказками, былинами, а в том, чтобы дети творчески освоили заложенную в произведениях фольклора духовную энергию, ощутили бы то, что произведение, тесно связанное с народным мировоззрением, бытом, нравственностью своего времени, созвучно тому, что мы и сейчас считаем общечеловеческими ценностями, не отмененными с течением веков.

Список литературы:

1. Новиков С.Н. Эстетическое воспитание детей средствами народного искусства в системе художественного образования / Под ред. Т.А. Рымши-ной // Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей. -М.: Орел ОГУ, 2005. - С. 7.

2. Истоковедение. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. - Изд. 2-е, доп. - М., 2002. - Т. 2. - С. 33, 37-38.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М., 2009.

4. Миронова Н. П. Как научить ребенка любить литературу // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 23.

5. Лыкова И.А. Детская книжка - маленькое окно в большой мир // Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Цветной мир, 2011. - 144 с.

6. Леонтьев А.Л. Что такое виды речевой деятельности? // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 5. - С. 9-12.

7. Чиндилова А. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации // Дошкольное воспитание. -2011. - № 3. - С. 59-61.

8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Владос, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.