Научная статья на тему 'Народно-поэтические истоки стихотворений Д. П. Ознобишина о сельской жизни'

Народно-поэтические истоки стихотворений Д. П. Ознобишина о сельской жизни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-поэтические истоки стихотворений Д. П. Ознобишина о сельской жизни»

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СТИХОТВОРЕНИЙ Д.П. ОЗНОБИШИНА О СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Обращение Ознобишина к картинам сельской жизни в творчестве неслучайно, поскольку в 30-40-е годы XIX в. остро стоял вопрос о русской национальной идее. Мимо этой проблемы не прошел и Д.П. Ознобишин, который к тому времени приступил к изучению народной жизни через собирание фольклорных материалов.

Сельская тема вошла в творчество Д.П. Ознобишина достаточно полно, поскольку с особенностями сельской жизни поэт, родившийся и проведший детство в селе, был очень хорошо знаком. Думается, что именно здесь, в селе Троицкое Карсунского уезда Симбирской губернии, зародился его фольклоризм, основы которого лежат первоначально в бессознательном следовании народной ценностной системе, а затем сознательной ее пропаганде. Жизнь поместного дворянства шла в тесной связи с жизнью крестьян. Близким для поместной дворянской культуры было и повседневное воплощение народной духовности. Народные песни, предания, обрядовые празднества и трудовые будни были органичной частью деревенского быта. Несомненно, в детстве будущий поэт вольно или невольно знакомился с прекрасным и таинственным миром русского фольклора. Позднее, когда он выйдет в отставку и переедет из Москвы в Троицкое, у поэта зародится уже сознательный интерес к устному творчеству народа. Этот интерес он пронесет через всю жизнь, и результаты исканий воплотятся в его творческой деятельности самым непосредственным образом.

Д.П. Ознобишин не понаслышке знал о жизни крестьян. Поэт принимал активное участие в проведении крестьянской реформы 1861 г. в Симбирской губернии, где крестьянский вопрос вызывал острую борьбу. Он принадлежал к той небольшой группе либерального дворянства, которая противостояла по-мещикам-крепостникам. Один из активных общественных деятелей в период подготовки крестьянской реформы Н.А. Крылов (отец академика А.Н. Крылова) в своих воспоминаниях рассказывал, как симбирские дворяне относились к вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости. Многие были против реформы, но были и такие, которые решительно выступали за освобождение крестьян. «Лучше других заступался за народ Дмитрий Петрович Ознобишин, поэт и старый арзамасец...» - писал Н.А. Крылов [3, с. 169]. Ознобишин издал «Руководство к изучению Высочайше утвержденных.» 19 февраля 1861 г., «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Ч. 1-2. СПб., 1861), заключающие толкование всех статей. К тому же под псевдонимом «Борисов» выступал в «Симбирских губернских ведомостях» по вопросу сельского хозяйства и устройства быта крестьян. Один из рассказов Ознобишина называется «Выставка сельских произведений в Симбирске, 1862 г.». Рассказ состоит из двух частей. Он построен в форме диалога двух лиц, осматривающих выставку. Собеседник рассказчика явно недооценивает народное искусство, относится к нему пренебрежительно. Рассказчик же отстаивает народное искусство от хулящих его, высоко ценит талант народа, его изобретательность.

Следует заметить, что Ознобишина всю жизнь волновали вопросы народного просвещения. В 1867 г. он обратился к местному дворянству с призывом безотлагательно заняться постройкой школ, «чтобы вывести детей из тех

безобразных, холодных и смрадных караулок, в каковых ныне едва ли не третья доля школ существует; что признаю я для здоровья детей вредным и не соответственным делу воспитания. Мы, землевладельцы, еще не дошли до такого оскудения, чтобы отказать сельской школе в лесных материалах, потребных для незатейливого, но удобного ее помещения, - этого требует вопиющая общественная польза наших меньших братий, которых отцы и деды несколько столетий были нашими крепостными работниками; следовательно, и по чувству признательности мы сделать это обязаны» [1, с. 372].

Поэт принимал непосредственное участие в жизни народа. Он являлся членом Симбирского статистического комитета и членом «Особого присутствия» по крестьянским делам. В 1848 г. он так писал по поводу готовившейся реформы: «Идут большие толки об эмансипации крестьян. Всякий благомыслящий человек этого желает. Желательно только, чтобы этот переход из первобытного состояния в новое произведен был постепенно, без крутого перелома. но постигают ли надлежащим образом крестьяне то новое положение, которое для них готовится? Большая часть из них. под словом свобода (курсив мой. - Т.И.) понимают совершенную праздность. Поэтому, чтобы приготовить их к этой свободе. нужно, чтобы они видели необходимость труда, в котором единственно будет заключаться источник их благоденствия» [1, с. 370-371]. Для понимания социальной позиции писателя важно обратить внимание на то, что переустройство общества он видел без «крутого перелома». Катаклизмы, «переломы», по мнению Дмитрия Петровича, не несут конструктивных перемен для жизни народа, а влекут за собой лишь неустройство и горе.

Свобода для самого Дмитрия Петровича, как и для большинства поэтов того времени, была высшей ценностью и основой бытия человека. Непонимание этой ценности, по его мнению, достойно сожаления. И именно труд делает человека по-настоящему свободным. Эта мысль находит яркое отражение в его творчестве, а мотивы воли и свободного труда будут основными в его произведениях о сельской жизни.

Современник поэта В.И. Даль в своем словаре приводит такое толкование слова свобода и воля: свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного. или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству» [2, с. 151]; воля - «.свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Независимость, свобода, неподвластность, простор в действиях.» [2, с. 238].

Для Д.П. Ознобишина была близка первая часть объяснения воли и свободы. Что же касается «необузданности» и «произвола», то эти стороны проявления свободы и воли не нашли отклика ни в его душе, ни в творчестве. Именно «отсутствие стеснения, неволи, рабства», стремление русского человека к свободе, к воле поэтизирует он в своем творчестве. Примечательно в этом отношении прозаическое произведение Ознобишина «Поливна», где им рисуются окрестности Симбирска. «Вот мы и в поле. Кругом нас пышно волновалась роскошная зелень колосьев; нас опахнул свежий деревенский воздух; городская пыль, еще долго столбом вившаяся над нами, улеглася, и наконец мы вздохнули свободно (курсив мой. - Т.И.). Несколько верст от Симбирска, и какая противоположность!.. Там душная атмосфера, пыль и шум.; здесь, -широкое раздолье (курсив мой. - Т.И.); свежий, благорастворенный горными цветами воздух; тишина, прерываемая только топотом коней и шумным движением колес наших тарантасов.» [5, с. 305-306]. Городскую атмосферу

Дмитрий Петрович противопоставляет сельской. Здесь важно заметить также, что понятия, свойственные сельской жизни («свободно», «раздолье»), автор объясняет с помощью природы, поскольку именно природа, по убеждению Ознобишина, является воплощением свободы.

Не менее примечательно в этом отношении стихотворение Д.П. Ознобишина «Поселянин» (1845). В нем ставится общечеловеческая проблема счастья, причем решается она на примере жизни простого поселянина. Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает его главную идею: веселье, счастье, душевный простор, свобода не зависят от обилия богатства.

О, как весело живется Под соломой в бедной келье!

Там без умолку поется,

Там не куплено веселье.

«Переливный звук свирели» опосредованно вводит в повествование образ пастуха, отсылая к жанру пасторалей:

Только первый луч востока Вспыхнет золотом на ели,

Уж несется издалека Переливный звук свирели,

И, призывный слыша голос,

Стадо с ревом рвется в поле,

Где росой сверкает колос,

Где в лугах пастись на воле. [4, с. 340].

Для лирического героя мир пастушеских радостей близок и понятен. Этот мир воплощается в чистом небе, «звуке свирели», лугах, воле. Простой, невычурный пейзаж соответствует душевному складу простого крестьянина.

Солнце встало. Песнью звонкой,

Скрытой дымкой перламутра,

Взвившись, жаворонок громко Первый блеск встречает утра.

Гость небес, как небожитель,

Он взвивается все выше,

В поднебесную обитель Вверх и вверх!.. [4, с. 340].

С солнцем пробуждается вся природа. «Звонкая песня» жаворонка вносит оптимизм в лирическое повествование. «Звонко», «громко», «взвиваясь» - эти слова несут в себе ноты жизнерадостности и движения жизни. Здесь важно подчеркнуть, что «жаворонок громко. встречает утро»: голос каждой божьей твари значим для лирического героя. Ощущается двойственное отношение к жаворонку: он - «гость небес», «небожитель» является соединительным звеном между жизнью земной и небесной.

В стихотворении нейтральная лексика: «солома», «стадо», «косы», «поселяне» сочетается с высокой, пафосной: «перламутр», «гость небес», «небожитель», «обитель», «денница», «уста», «лобзанье». Такое сочетание создает гармоничное слияние авторского восприятия мира с народно-поэтическим и делает описание народной жизни более возвышенным.

Д.П. Ознобишин видит крепкую любовь крестьян к земле и их интересы и упования, связанные с земледельческой деятельностью. Трудовой день крестьянина начинается с самого раннего утра:

Встав с зарей, блестя косами,

В тонком утреннем тумане,

Говорливыми семьями

Идут шумно поселяне. [4, с. 340].

В большой крестьянской семье («говорливой»), по мнению поэта, - здоровье нации. Именно в семье сохраняются и приумножаются те обычаи, обряды, устройства быта, которые обеспечивают духовное здоровье человека. А большая и дружная семья - это и есть достояние и богатство ее членов.

В хронотопе лирической зарисовки важное место занимают все этапы рабочего дня крестьянской семьи:

Вот дохнул уж полдень душный,

Вот и вечер! Вот с работы В дом, где ждет их стол радушный,

Сна беспечная дремота. [4, с. 341].

Поэт особо подчеркивает, что человеку для счастья нужно, чтобы после многотрудного дня, принесшего ему чувство радости от выполненной работы, прийти домой, где ждет его стол простой, незамысловатый, но, главное, «радушный». Ведь недаром молвится: «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою». Беспечный сон, по убеждению Ознобишина, возможен лишь у человека с чистой совестью.

Следующая строфа построена в форме обращения к часу свободы, которая привносит в жизнь крестьянина веселье, «души простор желанный», «хороводы» - любимое развлечение деревенской молодежи. Именно здесь зарождается робкая любовь - идеальная основа крестьянской семьи.

Час вечерний, час свободы!

Для души простор желанный!

За собою хороводы

Ты приводишь, многожданный! [4, с. 341].

Лирический герой декларирует основные ценности жизни трудолюбивого человека. Единение с природой, незатейливый быт, цельность работящей семьи, устремленность в «поднебесную обитель» - все это приводит к гармонии человеческой личности.

Таким образом, следуя народному миропониманию, Д.П. Ознобишин в строгой простоте и размеренности традиционного уклада жизни поселянина выразил свое представление о гармоничном устройстве мира и путях его развития.

В стихотворении «Поселянка» Д.П. Ознобишиным рисуется красивый образ сельской жительницы, «дочери природы». Поскольку, согласно народной эстетике, хороший, добрый человек не может быть внешне некрасив, красота души определяет красоту тела и лица (такое представление, как известно, нашло отражение в фольклоре и древнерусской литературе: например, фольклорные «злые» герои - Кощей Бессмертный, Баба Яга и др. - внешне некрасивы, а добрые, «положительные» персонажи обязательно прекрасны внешне). В устном народном творчестве же выразилось крестьянское представление о том, какой должна быть женщина. Эти общефольклорные идеи нашли отражение в стихотворении Ознобишина:

Она простая дочь природы;

Но как мила, но как мила!

В очах прелестный огнь свободы,

Душа так ясно весела.

Лирическим героем вновь подчеркивается свободолюбие сельских жителей, единение их с природой. Поселянка остается для лирического героя таинственной, полной чудных снов, красавицей, чаровницей с льняными локонами, голубыми гордыми очами, роскошными плечами, улыбкой полной наслажденья и скромности.

В стихотворении, так же как и в предыдущем, нейтральная лексика сочетается с высокой, торжественной. Обилие старославянизмов («очи», «огнь», «чело») рождает своеобразное решение традиционной темы, подчеркивает значимость образа, не только красоту и непосредственность, но и силу ее характера, величия.

Аллитерация звуков «ш», «л» и ассонанс звука «о» служат созданию гармоничного образа, в котором подчеркивается природное начало:

Как томно очи голубые Она возводит от земли,

Как пышно локоны льняные Роскошны плечи обвили!

Поэт воспроизводит звуковую сторону крестьянской речи, ему нравятся ее плавность и напевность. В этом он признается в следующей строфе:

Какая нега в стане стройном,

Как сельский мил у ней язык;

К ней все влечет, влечет невольно,

И победить ей нужен - миг.

Поселянка Ознобишина привносит новые черты в достаточно традиционный образ сельской жительницы. Она наполнена скрытым очарованием, таинственностью, даже, может быть, наделена колдовскими чарами, поскольку лирический герой говорит, что невозможно избежать любви к ней, называет ее чаровницей:

Кто избежит от чаровницы,

Как сердце втайне сбережет,

Когда она, подняв ресницы,

Очами гордо поведет? [4, с. 105]

В образе поселянки Ознобишина, несомненно, ощущается фольклорная традиция. Это своеобразная трансформация женского образа русской волшебной сказки, соединенная с лирикой песни. Она такая же красивая, статная, величавая, гордая, как героиня сказки, и исполнена лиризма, тонких чувств, как героиня песни. Вместе с тем эта народная традиция «пропущена» через восприятие образованного человека 40-х годов, дворянина, который смотрит на мир поселян с чувством любви и внимания, но со стороны.

Идиллическая картина показана Ознобишиным в стихотворении «Весенний гром». На фоне прекрасного сельского пейзажа изображены «миловидные» «девицы». Важно подчеркнуть, что и здесь сельские жительницы красивы внешне. Ознобишин разделяет главный постулат народного отношения к красоте: красивый человек добр, добрый - красив.

В этом стихотворении природа своеобразным образом обрамляет мир человека:

Слышен в небе дальний гром;

Куст окинулся листом,

Из лазурной вышины Канул первый дождь весны.

Вслед за описанием природы идет монолог с интонациями заклинания. Наступающая весна вызывала в народе поэтические настроения, переплетающиеся с привычными трудовыми заботами. По старинным народным поверьям необходимо было помочь приходу весны, «закликать» ее обрядами, хорошо встретить, чтобы заручиться ее помощью. Влияние интонаций заклич-ки ощутимо в произведении:

«О весенний гром, греми!

Зимний хлад с полей сними.

Мчись, огнистый Илия,

Теплый дождь с небес лия.

Молим кроткою душою:

В свежих каплях дождевых Дай нам здравье с красотою,

Чтоб вгляделся в нас жених;

Чтоб, увидя только раз,

Не сводил с нас черных глаз!»

Мир человека не противоречит природной благодати: природа рождает человека, кормит его, красит его, в природе человек черпает источник поэтического вдохновения. Природа - вокруг человека, и композиция стихотворения служит тому доказательством: после картины «закликания» вновь идет изображение природы:

Дождь прошел; затихнул гром.

Веет ласточка крылом В поднебесье голубом.

Соловьи в кустах поют;

Блещет листьев изумруд. [4, с. 334].

Таким образом, согласно представлениям автора, природа неотделима от человека, она привносит в жизнь людей красоту, любовь, благосостояние и что самое главное - свободу.

Опора на вековую народную мудрость, источником которой был, прежде всего, фольклор, является чрезвычайно важной чертой поэтического дарования Ознобишина. Изображая русского крестьянина, стихотворец неизбежно обращался к многовековым фольклорным традициям. Созданный им поэтический мир родной природы с мельчайшими приметами, в особенности весны, когда все вокруг оживает, дышит, обнаруживает глубинные связи с народной традицией.

В лирических произведениях, посвященных сельской теме, поэт сумел отобразить духовную культуру русского крестьянина, его тесную связь с природой, красоту, мудрость. В этих произведениях фольклор присутствует опосредовано: принимая народную этико-эстетическую систему, поэт подходил к изображению народа, выражению оценок на предметы и явления окружающего мира с точки зрения народной мудрости.

Литература

1. Гольц Т.М. Поэт и полиглот. / Ознобишин Д.П.Стихотворения. Проза / Сост., статьи, примечания Т.М. Гольц, А.Л. Гришунина, Н.Н. Холмухамедовой. М.: Наука, 2001. Кн.2.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4. М.: Русский язык, 2003.

3. Крылов Н.А. Из далекого прошлого // Вестник Европы. Кн. V. 1900.

4. Ознобишин Д.П. Стихотворения. Проза / Сост., статьи, примечания Т.М. Гольц, А.Л. Гришунина, Н.Н. Холмухамедовой. М.: Наука, 2001. Кн.1.

5. Ознобишин Д.П. Стихотворения. Проза / Сост., статьи, примечания Т.М. Гольц, А.Л. Гришунина, Н.Н. Холмухамедовой. М.: Наука, 2001. Кн.2.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Аспирантка кафедры литературы Чувашского государственного педагогического университета. Область научных интересов - литературоведение и фольклористика. Имеет 10 публикаций, в том числе одно учебное пособие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.