Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ СКАЗКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ПОЛЕ / ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СКАЗКА / ФОЛЬКЛОР / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Наталья Викторовна, Павлова Анна Ивановна

В статье раскрывается роль народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Период дошкольного детства - то время, когда у ребенка возникают представления об окружающем мире. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания взаимосвязей между людьми, бережного отношения к результату труда человека, любви к природе. Сказка помогает ребенку познать себя и понять окружающий мир, набраться опыта для взрослой самостоятельной жизни, выстроить собственную модель мира и учиться жить в ней. Воспитательная роль народной сказки значительна: в процессе знакомства со сказками происходит усвоение ребенком общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры, формирование активной жизненной позиции, уважительного отношения к труду. На основе проведенного исследования о влиянии народной сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников авторы констатируют необходимость продолжения начатой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народных сказок, а также привлечения родителей к решению этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TALE AS A MEANS OF PRESCHOOLERS’ SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The article reveals the significance of a folk tale as an effective tool in a preschooler’s spiritual and moral education. Preschool period is the time when ideas about the world around occur to a child. It is at this age that the foundation is laid for understanding the relationship between people, respect for the result of human labor, love of nature. A fairy tale helps a child to go into one’s own nature and understand the world around him, gaining experience for an adult independent life, builds their own model of the world and learn to live in it. The educative role of the folk tale is great: the child assimilates the universal values and moral values of culture, takes an active life position, maintains respect towards labor. When choosing a fairy tale for reading, it is necessary to take into account the age-related features of preschool age. The research on the impact of folk tales on the spiritual and moral education of preschool children enables the authors to carry on the work on the issue and involve parents in solving the problem, too.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373. 37.034

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

FOLK TALE AS A MEANS OF PRESCHOOLERS' SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

© 2020

Н.В. Иванушкина, А.И. Павлова N.V. Ivanushkina, A.I. Pavlova

В статье раскрывается роль народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Период дошкольного детства - то время, когда у ребенка возникают представления об окружающем мире. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания взаимосвязей между людьми, бережного отношения к результату труда человека, любви к природе. Сказка помогает ребенку познать себя и понять окружающий мир, набраться опыта для взрослой самостоятельной жизни, выстроить собственную модель мира и учиться жить в ней. Воспитательная роль народной сказки значительна: в процессе знакомства со сказками происходит усвоение ребенком общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры, формирование активной жизненной позиции, уважительного отношения к труду.

На основе проведенного исследования о влиянии народной сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников авторы констатируют необходимость продолжения начатой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народных сказок, а также привлечения родителей к решению этой проблемы.

Ключевые слова: народная сказка; духовно-нравственное воспитание; ценностное поле; задачи; педагог; духовные ценности; нравственные нормы дошкольников; возрастные особенности; средства воспитания; дошкольный возраст; сказка; фольклор; моральное сознание дошкольников; эмоциональное отношение; родители.

The article reveals the significance of a folk tale as an effective tool in a preschooler's spiritual and moral education. Preschool period is the time when ideas about the world around occur to a child. It is at this age that the foundation is laid for understanding the relationship between people, respect for the result of human labor, love of nature. A fairy tale helps a child to go into one's own nature and understand the world around him, gaining experience for an adult independent life, builds their own model of the world and learn to live in it. The educative role of the folk tale is great: the child assimilates the universal values and moral values of culture, takes an active life position, maintains respect towards labor. When choosing a fairy tale for reading, it is necessary to take into account the age-related features of preschool age.

The research on the impact of folk tales on the spiritual and moral education of preschool children enables the authors to carry on the work on the issue and involve parents in solving the problem, too.

Keywords: folk tale; spiritual and moral education; value-based field; tasks; teacher; spiritual values; moral values of preschool children; age characteristics; educational tools; preschool age; fairy tale; folklore; moral consciousness of preschool children; emotional attitude; parents.

В современном обществе остро стоят вопросы о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о средствах формирования ценностного поля личности. Опыт работы показывает, что основы нравственности необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте. Это период, как отмечают Е.И. Сухова и Н.Ю. Зубенко, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром, испытывая естественные потребности в его познании, оценивании, осмыслении, желании эмоционально откликнуться на события, происходящие в нем [1].

Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста стала объектом многих основательных исследований в области педагогики и психологии, в трудах классиков педагогики. Так, Н.К. Крупская важной задачей детского сада считала работу по нравственному воспитанию детей, подчеркивала необходимость воспитывать общественников, коллективистов, развивать чувство дружбы, товарищества, интерес к труду, к окружающей среде. Чувство коллективизма, с ее точки зрения, должно быть базовым для нравственного

воспитания подрастающего поколения, его формирование осуществляется непосредственно в коллективной деятельности и в совместных переживаниях [2].

Исследуя подход К.Д. Ушинского к проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечаем, что он видел проявление нравственности в развитии у детей уважения и любви к людям, в воспитании искреннего, доброжелательного и справедливого отношения к окружающим [см.: 3].

По мнению В.А. Сухомлинского, основными критериями нравственной личности являются чувства совести, ответственности, долга, стыда. Особый акцент ученый делал на осознании личной ответственности и собственного долга человека перед обществом. В этой связи перед педагогом возникает задача разъяснить ребенку сущность асоциальных поступков и недопустимость их совершения, подчеркивая при этом, какой вред они могут нанести окружающим людям. Способность ребенка понимать отрицательные чувства и поступки окружающих позволит ему исключить их из своего поведения и деятельности [см.: 4].

Анализ трудов ученых показал значимость духовно-нравственного воспитания детей, важность его осуществления уже с первых лет жизни. Его результативность определяется уровнем сформированности нравственных позиций, ценностных ориентиров, интересов и потребностей подрастающего поколения. Сказка в этом контексте имеет большое значение.

Задача педагога заключается в организации воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы нацелить их на успешное разрешение трудностей и противоречий, которые встречаются и еще будут встречаться на жизненном пути ребенка, на достойное преодоление трудностей в выстраивании взаимоотношений с окружающим миром, на эффективное разрешение конфликтных ситуаций. Педагог предоставляет возможность воспитанникам оценить правильность выстраивания их линии поведения, проанализировать сделанный выбор в пользу со-

ответствия или несоответствия принятым в обществе нормам и правилам. Разрешение дилеммы позволяет формировать черты характера, нравственные качества личности [5]. Народная сказка, в которой добро противопоставляются злу, сострадание - жестокости, любовь - ненависти и т.д., становится результативным средством нравственного воспитания дошкольников.

С раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. С нее начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Народные сказки имеют воспитательную направленность: для них характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого. В них воспеваются духовные ценности, такие, как доброта, готовность прийти на помощь, честность, альтруизм. Из-за увлекательного сюжета сказка - один из самых почитаемых жанров русского фольклора. Сказка открывает дошкольникам удивительный мир чувств и взаимоотношений между людьми и заставляет поверить в чудо. Участие в инсценировке народных сказок, в изготовлении костюмов, перевоплощение в сказочного героя - все это позволяет ребенку проанализировать и решить житейские конфликты, посмотреть на себя со стороны, оценить свои собственные поступки [6].

Подчеркнем: необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников при использовании народной сказки как средства духовно-нравственного воспитания. Так, детям до года хорошо подойдут разнообразные стишки, потешки. Они призывают к разным действиям, играм с разными предметами. Годовалому ребенку можно читать простые сказки о животных («Колобок», «Курочка Ряба» и др.).

Более точно выполнять различные задания педагога становится возможным за счет совершенствования зрительного и слухового аппарата и в связи с этим улучшения ориентировки в пространстве. Такой прогресс наступает, как правило, к третьему году жизни ребенка. Восприятие как познавательный процесс также претерпевает положи-

тельные изменения в этот возрастной период. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Задачи, которые ставит перед собой педагог, - воспитание интереса к явлениям природы, бережное отношение к растениям и животным; развитие речи детей, расширение их словарного запаса.

К концу младшего дошкольного возраста дети способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений в связи с развитием памяти и внимания [7]. В 4 года дети лучше усваивают информацию из сказки. Им можно задать вопросы о прочитанном, узнать, каковы их впечатления. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Мо-розко», «Принцесса на горошине».

В возрасте четырех-пяти лет продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно придумать и рассказать небольшую сказку на заданную тему, при этом они способны точно воспроизводить голоса животных, птиц, интонационно выделяя речь тех или иных персонажей [7]. Неоценимую помощь в развитии воображения дошкольников оказывают театрализованные представления, полезно чтение народных сказок по ролям. В то же время такие виды занятий дают возможность дошкольнику продемонстрировать свои умения и навыки, творчески реализоваться. После пяти лет с дошкольниками можно читать более сложные сказки («Двенадцать месяцев», «Дюймовочка» и т.д.).

Анализ научной литературы и практического опыта показал актуальность изучаемой проблемы, в связи с чем нами было проведено исследование о влиянии народной сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 315» городского округа Самара в 2019 году. В качестве респондентов выступали дошкольники в возрасте 4-5 лет в количестве 15 человек.

На первом, констатирующем, этапе исследования использовались методики с целью изучения морального сознания до-

школьников, их эмоционального отношения к нравственным нормам.

Исследование длилось четыре месяца. Занятия проходили один-два раза в неделю. На занятиях детям зачитывалась сказка, обсуждались непонятные слова, характеристики героев и их поступки, а также по желанию детей ставилось небольшое театрализованное представление какого-либо отрывка сказки.

На втором этапе, контрольном, выявляли результативность проведенных занятий.

В качестве критерия, определяющего уровень сформированности нравственного сознания, чувств, нравственного поведения детей и т.д., нами была использована методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [8]. Если до начала организации занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников результаты диагностики показали, что средний уровень осознания нравственных норм был равен 73%, то после проведения работы по проблеме исследования средний уровень увеличился на 7% и составил 80%. Дети осознавали нравственные нормы (щедрость - жадность, доброта - злость и т.д.), но им пока сложно было мотивировать свою оценку.

Изменение показателя среднего уровня произошло за счет уменьшения результата низкого уровня развития нравственного сознания. Если до проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народной сказки низкий уровень оценки сознания и поведения составлял 20%, то после проведенного исследования 13% дошкольников дали правильную оценку, но не могли сформулировать нравственную норму (показатель увеличился на 7%).

Высокий уровень развития морального сознания (7%) не изменился после проведения цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Проиллюстрировать полученные результаты первичной и повторной диагностики можно рисунком 1 «Использование методики "Закончи историю" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной».

«Закончи историю» (Г.А. Урунтаева и Ю.А.Афонькина)

■ До проведения занятий ■ После проведения занятий

80%

20% ■13% 7% 7%

/

низкий средний высокий

Рис. 1. Использование методики «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной (в %, до и после проведения цикла занятий)

Для выявления уровня сформированное™ нравственных составляющих (когнитивной и эмоциональной) личности ребенка была использована методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой [9]. Участвовавшие в исследовании респонденты показали следующие результаты. Первый показатель мы оценивали как выраженность эмоционального отношения к нравственным нормам; высокий уровень был отмечен у 33% протестированных детей как до начала исследования, так и после. Этот показатель, так же, как и показатель высокого уровня по методике «Закончи историю» (авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афоньки-на), остался неизменным.

Определяя процентное соотношение по показателю среднего уровня, мы отметили следующие изменения. При проведении первичной диагностики средний уровень был равен 40% (дошкольники, которые положительно выражают свое эмоциональное отношение к нравственным нормам). После проведенного цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народной сказки показатель среднего уровня повысился на 7% и составил 47%.

Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам продемонстрировало 20% воспитанников. Изменение показателя не произошло как до начала проведения исследования, так и после его окончания.

По данной методике определялся еще один уровень эмоционального отношения к нравственным нормам - очень низкий. До начала организации и проведения цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народной сказки он составлял 7% от общего показателя, определяемого по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой [10]. После проведенной работы он уменьшился до 0%. Результаты диагностической методики представлены на рисунке 2 «Использование методики "Сюжетные картинки" Р.Р. Калининой».

Проанализировав полученные результаты, мы констатировали необходимость продолжения начатой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народных сказок, а также работы по привлечению родителей к решению этой проблемы.

Рис. 2. Использование методики «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (%, до и после проведения цикла занятий)

«Сюжетные картинки» (P.P. Калинина)

■ До проведения занятий ■ После проведения занятий

47%

очень низкий низкий средний высокий

Таким образом, наши исследования подтвердили мысли педагогов-классиков о том, что воспитание духовно-нравственной личности следует начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы уже сформированы и с тру-

дом поддаются корректировке, а с дошкольного возраста, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию. В этой связи народная сказка выступает эффективным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников.

* * *

1. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 38-44.

2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании : сборник статей и речей. М. : Просвещение, 1973.288 с.

3. Бородавко Л.Т., Устюжанин В.Н. Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1(69). С. 148-151.

4. Смолонский С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Су-хомлинского // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокенетика». 2013. Т. 19, № 4. С. 179-181.

5. Ильин И.А. Духовный мир сказки. М. : Искусство, 1993. 115 с.

6. Емашева Е.А., Иванушкина Н.В. Формирование коммуникативных умений дошкольников с использованием медийных средств // Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме : материалы II междунар. очно-заочной науч.-практ. конференции, посвященной памяти академика РАО Г.Н. Волкова. ЧГИКИ. 29 октября 2016 г. Чебоксары : Новое время, 2016. С. 44-47.

7. Иванушкина Н.В. Возрастная психология и педагогика. Самара : Самарский университет, 2006. 148 с.

8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А Урунтаевой. М. : Просвещение : Владос, 1995. 291 с.

9. Методика «Сюжетные картинки». Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб. : Речь, 2002. 176 с.

10. Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.