приемами и средствами педагогической деятельности позволяет повысить эффективность и качество преподавания, поддерживать соответствующий уровень развития педагогической культуры и совершенствовать его.
Выводы. Таким образом, педагогическая культура военного преподавателя представляет собой единство методов, способов и приемов профессионально-педагогической деятельности, профессионально важных и личностно значимых качеств, раскрывающих гуманистическую направленность, педагогическое мастерство и психолого-педагогическую компетентность преподавателя, отражающих его готовность к непрерывному самосовершенствованию и обеспечивающих не только качество подготовки курсантов, но и самореализацию преподавателя в профессии. На формирование и совершенствование педагогической культуры существенное влияние оказывает та морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в военном учебном заведении, а также созданные в конкретном коллективе высококультурные взаимоотношения и внимание к процессу профессионально-педагогического роста каждого преподавателя.
Рассмотренные в статье пути формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя не отражают в полной мере все направления данного процесса, но указывают на необходимость целенаправленного и постоянного самосовершенствования, самовоспитания, самообразования на протяжении всей педагогической деятельности, напряжения нравственных, интеллектуальных и физических сил преподавателя.
Литература:
1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. - 174 с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. - 208 с.
3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. - 368 с.
4. Рябуха Е.В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - Выпуск 53. Часть IV. - 200-206 с.
5. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001. - 423 с.
6. Уваров А.И., Мерзликин Д.В., Червинский В.Г. Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -Тамбов, 2017. - Т.16, № 2. - 74-78 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна
Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),
Казанский федеральный университет (г. Казань);
доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна
Казанский федеральный университет (г. Казань);
кандидат исторических наук. старший преподаватель Гущина Елена Геннадьевна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ
Аннотация. В статье акцентируется внимание на традициях воспитания детей в татарских семьях. Авторами были определены педагогические условия, способствующие формированию этических норм поведения у ребенка в традиционном обществе через приобщение его к народной культуре и ценностям. Показано, что на развитие у детей представлений о морали одновременно оказывали - семья и окружающая действительность. Подражая взрослому человеку, ребенок начинал осваивать нормы общения, пополняя и совершенствуя представления об общественно-одобряемых формах поведения, которые адаптировали его к конкретной социокультурной среде, что в свою очередь, гарантировало рентабельность усилий родителей и социума в период его взросления. В исследовании было выявлено, что родительство в культуре татар представляло собой - устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие родителей и детей и было главной функцией семьи.
Ключевые слова: социализация, воспитание, культура личности, этнос, этнокультурная среда. Annotation. The article focuses attention on the traditions of raising children in the Tatar families. The authors determined the pedagogical conditions conducive to the formation of ethical norms of behavior in a child in a traditional society through familiarizing it with popular culture and values. It is shown that the development of children's ideas about morality was simultaneously provided by the family and the surrounding reality. Imitating an adult, the child began to master the norms of communication, replenishing and improving the ideas about socially approved forms of behavior that adapted him to a specific socio-cultural environment, which in turn guaranteed the profitability of the efforts of parents and society during his growing up. The study revealed that parenthood in the culture of the Tatars was a stable emotional interaction between parents and children and was the main function of the family.
Keywords: socialization, upbringing, personality culture, ethnos, ethno-cultural environment.
Введение. Создание семьи, вступление в брак было моральным долгом каждого татарина и татарки, необходимым и естественным условием жизни в традиционном обществе. Внутрисемейное положение мужчин и, особенно, женщин зависело от многих факторов, но наиболее существенным была их способность к деторождению. С момента рождения ребенок становился главной заботой родителей и основным средством реализации социальных амбиций, как матери, так и отца. Социализация детей определялась историческими, социально-экономическими условиями, а также традиционными представлениями о совершенной личности и способах ее формирования и осуществлялась через детские обрядовые практики.
Изложение основного материала статьи. Мир детства является неотъемлемой частью культуры, а обряды и практики социализации концентрируют в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности,
знания об окружающем мире, человеке; фиксируют важнейшие вехи в истории развития общества; отражают фундаментальные мировоззренческие позиции этноса. Достижения традиционных способов социализации способствовали благоприятному взрослению ребенка, вошли в повседневную практику современных знаний по взрослению детей, а также объективизировались в верованиях, обрядах, фольклоре и религиозных предписаниях.
У татар Поволжья существовало несколько этапов взросления ребенка. Так, только родившегося ребенка называли бэби, яца туган бала - новорожденный, грудной ребенок. До двух-трех лет - сабый бала (бэбкэй, бэбэркэй - у мешарей) - младенец, маленький ребенок; пяти-семи лет - яшь бала - маленький, незрелый ребенок, восьми-двенадцати лет - шук бала - шустрый ребенок, тринадцати-пятнадцатилетних подростков называли яшь, Yсмер бала - молодой, растущий ребенок; с семнадцати-восемнадцати лет - яшь кыз -молодая девушка или яшь егет - молодой парень.
В первые годы после рождения ребенок находился под опекой матери. В этот период детства основным занятием ребенка была игра. Дети много играли - это поощрялось со стороны родителей, так как считалось, что игры способствовали развитию двигательных умений и навыков ребенка. Если игра для взрослых -средство для отдыха и веселья, то для ребенка игра - это подготовка к взрослой жизни. Под понятием «игра» подразумевается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоения общественного опыта. Содержание некоторых игр также дает ясное представление об их древнем происхождении [1, С. 150-151]. Играть с детьми начинали очень рано. Младенцы, начиная с двух месяцев, проявляют интерес к окружающему миру, а с трех месяцев пытаются дотянуться до предметов. По первой реакции детей на предметы и звуки судили о здоровье ребенка, и не только физическом, но и психическом. У татар есть пословица: «Бала булса шук булсын, булмаса - юк булсын» (дословно: пусть ребенок будет резвым, а если не резвым - пусть и вовсе не будет). У татар к детям в младенческом возрасте проявлялось особенное отношение, важным было наличие таких свойств характера, которые представляли будущую личность - если мальчик, то он должен быть смелый, ловкий, умный; если девочка, то опрятна, умна и послушна. Наличие интеллектуальных способностей у татар было основным достоинством для обоих полов. Первым товарищем в играх становится мать. Она постепенно адаптирует ребенка к суровой реальности, развивая его естественные рефлексы. Одной из первых игр в этом плане являются «качыш уйану» (дословно: игра в прятки), когда малыш закрывает лицо ладошками или прячется за плечо матери. Полугодовалого ребенка пытаются научить стоять на ногах. Мать, сидя и держа ребенка под руки, приподнимает его и дает ребенку оттолкнуться от своих колен, при этом ласково напевает «Бас кызым (улым) эпипэ» (дословно: встань дочка (сынок) на ножки).
Заканчивался младенческий период, и, начиная с трех лет, одним из методов воспитания становилась постоянная трансляция угодных и не угодных поступков ребенка. Необходимая информация поступала через родителей и близких ребенка, в крестьянской семье особое положение занимали старшие родственники. С раннего возраста формировалось уважение младшего поколения к старшему поколению. При этом старшее поколение также несло ответственность за главную цель социализации в общине - «приобщить ребенка к общественно одобряемым формам поведения» [2, С. 80]. При этом передача нравственных и моральных установок детям в семье была её обязанностью, невыполнение которой строго осуждалось со стороны общины. В деревенских условиях быт отдельной семьи не носил анонимного характера, в той или иной степени сказывался социальный контроль со стороны соседей, в том числе и над детьми. Таким образом, окружающая этническая среда оказывала существенное воздействие на социализацию подрастающего поколения, в значительной степени определяя ее характер. Двух, трехлетних детей считали уже способными к некоторой самостоятельности. В этом возрасте и мальчиков и девочек одевали в однотипные рубахи, но на голову мальчикам надевали тюбетейки, а девочкам повязывали платки и по необходимости - шаль. Обувь летом не носили (даже совсем маленькие дети), зимой ходили в валенках, весной и осенью в кожаной обуви или лаптях в зависимости от достатка семьи. Респондент 1912 г.р. вспоминает, что в ее семье, состоящей из восьми детей, обувь была только у старшей сестры, которая считалась «Девица на выданье». Остальные дети почти всю зиму не выходили на улицу из-за отсутствия теплой одежды и обуви [3, ПМА 1].
Среди детей младшего возраста (четырех-пяти лет) самыми популярными являлись игры: «тотыш» (дословно: ловишки), «ЧYлмэк сату» (дословно: продажа горшков), «Куз бэйлэу» (дословно: завязывание глаз) - эти игры известны у многих народов. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр, они определяют их ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Татары заботились о формировании памяти о прошлом, и способствовали развитию этнического самосознания. Из поколения в поколение передавались самые заметные драматические факты из истории -народа. Описания военных походов, громких подвигов героев. Наиболее популярными были предания: о «Взятие Казани Иваном Грозным», "История крещение татар", многочисленные сказки «Су анасы» («Водяная мать»), «Камыр батыр» («Богатырь из теста») и др. Подобные изложения оставались в памяти детей и становились этнокультурным определителем в большой семье народов Поволжья.
Основной чертой традиционной социализации ребенка у татар было его раннее приобщение к хозяйственным работам. В целом, хозяйство в дореволюционной деревне носило преимущественно натуральный характер, существовала историческая и хозяйственная необходимость в различных трудовых навыках, посредством которых крестьяне выживали на протяжении веков. Социализация в крестьянской общине происходила по гендерному принципу, также делились и трудовые обязанности. Мужчины выполняли основные полевые и строительные работы, ухаживали за рабочим скотом, заготавливали топливо, плели лапти. Женский труд заключался в ведении домашнего хозяйства и заботе о детях.
Татары приучали детей к выполнению различных сельскохозяйственных работ с раннего возраста. В основе воспитания в крестьянской семье лежали трудовые навыки, приобретаемые в процессе обучения. С четырех-пяти лет татары приучали ребенка выполнять элементарные трудовые обязанности. Сначала ребенок был на посылках у своих старших братьев и сестер, с пяти-шести лет дети стерегли гусей, были первыми помощниками в доме. Процесс трудового воспитания проходил дифференцированно. Начиная с семи-восьми лет распределение ролей в семье происходило по гендерному принципу. Девочки приобщались к различной
женской работе под контролем матери, а воспитание мальчиков начинал осуществлять отец. Основным элементом воспитания у татар оставалось беспрекословное послушание родителям и уважение к взрослым вообще. Занятия девочек обычно заключались в ухаживании за младшими сестрами и братьями. Также девочки вели основную работу по хозяйству - носили воду, чистили самовары, стерегли гусей, готовили пищу, вместе с взрослыми женщинами участвовали в уборке хлеба и сена, уходе за огородом, ходили в лес за ягодами и орехами, рукодельничали, шили и вязали.
Среди рукоделий значительное место занимала вышивка. Татарки вышивали предметы быта. Как пишет К. Фукс, были и золотошвейки, которые превосходно вышивали тюбетейки, украшали жемчугом «...башмаки, ичеги, стоящие иногда до пятисот рублей» [4, С. 10].
Воспитанием мальчиков, начиная с семи лет, занимался отец семейства. Если главной чертой воспитания девочек было трудолюбие и послушание, то в воспитании мальчиков к этим качествам прибавлялись сила и ловкость, которой любили похвастаться перед людьми, особенно во время праздников. Одновременно мальчики приобщались к мужскому труду. Они пасли лошадей, управляли ими, помогали при жатве, в уборке двора, плели лапти, делали ремонт сельскохозяйственных орудий и другие работы.
По достижении пубертатного возраста девушки должны были уметь прясть, ткать, вышивать, вязать, юноши - изготовлять все необходимые в хозяйстве вещи и предметы, начиная от орудий сельского хозяйства, ткачества, прядения, кончая лаптями, ложками. Эти качества служили важным критерием для вступления в супружество. Насколько важным в социализации детей было обучение трудовым навыкам, можно судить по многочисленным праздникам, посвященным труду, переходившим в праздничную обрядность.
Традиционно в татарских семьях воспитывались определенные взаимоотношения между детьми. Младшие относились к старшим с большим послушанием и почтительностью. Это особенно проявлялось при обращении младших детей к старшим. Старшего брата называли абый, а старшую сестру - апа. Этот обычай встречается не только у татар, но и у других тюркских народов (башкир, казахов, узбеков и пр.) и по традиции сохранился до настоящего времени. Большое внимание у татар уделялось запретам, нельзя было употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры. Религиозность, соблюдение норм культового этикета считались признаком нравственности. Одним из верных и действенных способов соблюдения норм было воспитание детей в страхе божьем, на вере в небесную кару и возмездие. Особенностью воспитания было раннее приобщение детей к религии. Начиная с трехлетнего возраста ребенка, приучали к ежедневной молитве. Ему сообщались понятия о том, что грешно, за что налагается наказание, что такое зло. Респондент 1910 г.р. вспоминает: «Отец сажал нас маленьких рядом с собой и читал «Коран», мы мало понимали, а он каждую страницу комментировал. Я помню, что он старался объяснить нам - детям, что после жизни будет смерть, а там (после смерти) придется отвечать за свои поступки. Страшил нас, объяснял, что в ад попадут столько же человек из живущих, сколько листьев по осени с деревьев осыпается. Далеко не все заслужат божью милость, поэтому надо стараться» [5, ПМА 2]. Богобоязнь была важным средством сдерживания, сохранения порядка, дисциплины, как в семье, так и в обществе. Особенно сильно старались внушить чувство страха перед «небесами» девочкам. С одиннадцати лет детей, особенно девочек, держали под особым контролем: с этого возраста они должны были выполнять догматы мусульманской религии: читать пятикратный «намаз», соблюдать пост «ураза» и другое, таким образом, определенными регламентациями ограничивалась часть свободы [6, С. 405].
Кроме семейного воспитания, которое было главным в традиционном обществе, необходимо отметить и определенную роль религиозных школ низшего типа - «мэктэпе». В них, как правило, обучались мальчики, начиная с семи-восьми лет. «Мжтэпе» существовали, главным образом, при мечетях или в домах мулл. Преподавание в данных школах имело, в основном, религиозное значение. Однако принимали в школу всех желающих, без возрастного ценза. Дети учились в школах столько лет, сколько считали нужным или могли себе позволить по обстоятельствам. Учащихся в школе учили молитвам, выполнять пятикратный молебен («биш вакыт намаз»), совершать перед молением омовение («mаhараm»). В благодарность за обучение дети выполняли хозяйственные работы в доме муллы. Обучение происходило с применением телесных наказаний. Основой для этого права служила традиционная поговорка: «Ите синеке, свяге минеке» (дословно: мясо твое, кости мои), которую произносили родители при передаче своих детей в религиозную татарскую школу на поруки учителю. У татар обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Девочки обучались у жен мулл («абыстай») на дому. Одним из важнейших средств обучения у «абыстай», как и у мулл, был прут. Обычно «абыстай» учила девочек, рассадив их на полу в «черной» половине дома. Учеба у «абыстай» начиналась с книги «Иман шарты» (дословно: основа веры). Девочки, прошедшие «курс обучения», в большинстве своем могли лишь читать определенные религиозные книги и знали наизусть необходимые молитвы [7, С. 20]. «Учительницы» внушали девочкам, что они, как будущие матери-мусульманки, должны неотступно соблюдать религиозные законы, которые требовали от них покорности, послушания и смирения. На этом образование татарской девушки обрывалось. Писать ее не учили, так как одно из правил жизни мусульман гласит: «Женщина должна уметь читать, так как ей нужно читать священную книгу «Коран», но она не должна уметь писать, ибо может написать любовную записку» [7, С. 20]. За «науку» девочки по очереди выполняли всю домашнюю работу в доме «абыстай» - стирали белье, чистили самовары, мыли пол.
Воспитание детей в прошлом осуществлялось в основном через семью и, в некоторой степени, посредством обучения в религиозной школе. Воспитание, как в семье, так и в школе преследовало одну цель - вырастить самостоятельную личность, владеющую всеми необходимыми крестьянскими навыками. Религиозные татарские школы - «мэктэпе» учили в соответствии с нормами мусульманской морали, шариатом и оказывали огромное воздействие на формирование мировоззрения, направленного на патриархальный уклад жизни.
С конца XIX века российским законодательством было установлено обязательное знание русского языка для духовных лиц магометанского исповедания. Позже были введены русские классы в татарских «мектепе», созданы школы русского языка при всех «медресе» и «мектепе» Казанской губернии [8, С. 84]. Вводится обучение на родном языке среди нерусских народов, что, в конечном счете, сформировало татарскую интеллигенцию, чья деятельность способствовала воспитанию активных носителей этнической культуры и являлась первым институтом этнической социализации вне рамок традиций.
Традиционное воспитание исходило из принятых в обществе предписаний, связанных с особенностями положения мужчин и женщин в семье в описываемый период. Основой был шариат, он регламентировал
образ жизни татар. Еженедельный праздничный день мусульман - пятница - предварялся посещением бани, а праздничное утро - чаепитием со сдобными оладьями. Правила поведения за столом - обязательная молитва до и после трапезы. Необходимым молитвам при посещении гостей и в других жизненных ситуациях учили с детства.
Самым значимым народным праздником у татар являлся Сабантуй [9, С. 267- 427]. Сабантуй тесно связан с образом жизни народа, его хозяйственной деятельностью. Сабантуй праздновали перед началом самой важной для земледельца работы - сева яровых культур. В празднике Сабантуй особую ценность представляют спортивные игры, в которых принимали участие мальчики, начиная с семи-восьми лет. Мальчики, начиная с одиннадцати-двенадцати лет, участвовали в соревнованиях по национальной татаро-башкирской борьбе «кврэш» и скачках на лошадях, проводившихся в праздник «Сабантуй». Для юношей соревнования были способом заявить о себе как о взрослом мужчине и способствовали развитию у детей таких качеств, как ловкость, смелость, лихость, что крайне ценилось в традиционном быту.
Приобщение молодого поколения к системе моральных норм в традиционной культуре являлось необходимым навыком, которым дети обзаводились с раннего возраста, присутствуя на проведении различных обрядовых действий, учась у взрослых основам социального взаимодействия в данной этнокультурной среде.
Выводы. Традиционная семья у татар была сформирована на патриархальном быте, монотеистических воззрениях и древних верованиях. Рождение ребенка было основной целью брака, оно закрепляло общественный статус и мужчины, а воспитание детей осуществлялось, через систему обычаев, обрядов и практик социализации, которые обеспечивали межпоколенную преемственность исторических, духовных и религиозных ценностей этноса.
Литература:
1. Ягфаров Р. Ф. Детские игры и развлечения / Р.Ф. Ягфаров // Этнография татарского народа. -Казань: Издательство Магариф, 2004. - 287 с.
2. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2001. - 209 с.
3. ПМА 1 - Полевые материалы экспедиции авторов в Алексеевском районе д. Сухие Курнали, Республики Татарстан, июнь 1999 г. (информант: Гадания Хисматулова, 1910 г.р.).
4. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. Репринтное издание. Из коллекции казанских библиофилов. Казань, Издательство: Сергей Бузукин. -1991. - 131 с.
5. ПМА 2 - Полевые материалы экспедиции авторов в Балтасинском районе д. Пижмара, Республики Татарстан, июнь 2000 г. (информант, Сара Сабитова, 1910 г.р.).
6. Рустямова А. Б. К вопросу о женском образовании среди казанских татар (с конца XIX века до 1917 года) / А.Б. Рустямова // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. - Вып. XIII. - Казань, 1958. - С.403-422.
7. Бусыгин Е. П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, З. З. Мухина. - Казань: Издательство казанского университета, 1986. - 144 с.
8. Медресе г. Казани XIX - нач. ХХ вв.: Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Р. А. Гимазова, Н. С. Горицкая, Н. А. Шарангина / Под общ. ред. Д. И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.
9. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционная культура татарского народа XIX - XXI вв. / Д. Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. - 640 с.
Педагогика
УДК 37.013
доктор педагогических наук,
профессор кафедры физического воспитания Састамойнен Тамара Васильевна
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Степанов Владимир Сергеевич
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург)
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ СТУДЕНТОВ
ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Ученые ищут способы профилактики данных негативных проявлений в жизни студентов. Одним из способов является психофизическая релаксация в режиме учебного дня. Значительную роль в жизни людей, в том числе и студентов, играют стрессы. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Обучение навыкам психофизической и эмоциональной саморегуляции должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения внутренними навыками. Одним из этапов является медитация. Методы медитации многообразны.
Ключевые слова: стрессы, психофизическая релаксация, психоэмоциональная саморегуляция, медитация, сахаджа йога.
Annotation. Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. One step is meditation. Meditation techniques are manifold. Ann about 's slides. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. Training in psycho-emotional self-regulation must be organized in sequential stages of mastering internal skills. One step is meditation. Meditation techniques are manifold.