Научная статья на тему 'Психофизическая релаксация в режиме учебного дня студентов творческого вуза'

Психофизическая релаксация в режиме учебного дня студентов творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЕДИТАЦИЯ / САХАДЖА ЙОГА / STRESS / PSYCHOPHYSICAL RELAXATION / EMOTIONAL SELF-REGULATION / MEDITATION / SAHAJA YOGA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Састамойнен Тамара Васильевна, Степанов Владимир Сергеевич

Ученые ищут способы профилактики данных негативных проявлений в жизни студентов. Одним из способов является психофизическая релаксация в режиме учебного дня. Значительную роль в жизни людей, в том числе и студентов, играют стрессы. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Обучение навыкам психофизической и эмоциональной саморегуляции должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения внутренними навыками. Одним из этапов является медитация. Методы медитации многообразны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL RELAXATION MODE SCHOOL DAY STUDENTS CREATIVE UNIVERSITY

Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. One step is meditation. Meditation techniques are manifold. Ann about 's slides. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. Training in psycho-emotional self-regulation must be organized in sequential stages of mastering internal skills. One step is meditation. Meditation techniques are manifold.

Текст научной работы на тему «Психофизическая релаксация в режиме учебного дня студентов творческого вуза»

образ жизни татар. Еженедельный праздничный день мусульман - пятница - предварялся посещением бани, а праздничное утро - чаепитием со сдобными оладьями. Правила поведения за столом - обязательная молитва до и после трапезы. Необходимым молитвам при посещении гостей и в других жизненных ситуациях учили с детства.

Самым значимым народным праздником у татар являлся Сабантуй [9, С. 267- 427]. Сабантуй тесно связан с образом жизни народа, его хозяйственной деятельностью. Сабантуй праздновали перед началом самой важной для земледельца работы - сева яровых культур. В празднике Сабантуй особую ценность представляют спортивные игры, в которых принимали участие мальчики, начиная с семи-восьми лет. Мальчики, начиная с одиннадцати-двенадцати лет, участвовали в соревнованиях по национальной татаро-башкирской борьбе «кврэш» и скачках на лошадях, проводившихся в праздник «Сабантуй». Для юношей соревнования были способом заявить о себе как о взрослом мужчине и способствовали развитию у детей таких качеств, как ловкость, смелость, лихость, что крайне ценилось в традиционном быту.

Приобщение молодого поколения к системе моральных норм в традиционной культуре являлось необходимым навыком, которым дети обзаводились с раннего возраста, присутствуя на проведении различных обрядовых действий, учась у взрослых основам социального взаимодействия в данной этнокультурной среде.

Выводы. Традиционная семья у татар была сформирована на патриархальном быте, монотеистических воззрениях и древних верованиях. Рождение ребенка было основной целью брака, оно закрепляло общественный статус и мужчины, а воспитание детей осуществлялось, через систему обычаев, обрядов и практик социализации, которые обеспечивали межпоколенную преемственность исторических, духовных и религиозных ценностей этноса.

Литература:

1. Ягфаров Р. Ф. Детские игры и развлечения / Р.Ф. Ягфаров // Этнография татарского народа. -Казань: Издательство Магариф, 2004. - 287 с.

2. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2001. - 209 с.

3. ПМА 1 - Полевые материалы экспедиции авторов в Алексеевском районе д. Сухие Курнали, Республики Татарстан, июнь 1999 г. (информант: Гадания Хисматулова, 1910 г.р.).

4. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. Репринтное издание. Из коллекции казанских библиофилов. Казань, Издательство: Сергей Бузукин. -1991. - 131 с.

5. ПМА 2 - Полевые материалы экспедиции авторов в Балтасинском районе д. Пижмара, Республики Татарстан, июнь 2000 г. (информант, Сара Сабитова, 1910 г.р.).

6. Рустямова А. Б. К вопросу о женском образовании среди казанских татар (с конца XIX века до 1917 года) / А.Б. Рустямова // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. - Вып. XIII. - Казань, 1958. - С.403-422.

7. Бусыгин Е. П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, З. З. Мухина. - Казань: Издательство казанского университета, 1986. - 144 с.

8. Медресе г. Казани XIX - нач. ХХ вв.: Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Р. А. Гимазова, Н. С. Горицкая, Н. А. Шарангина / Под общ. ред. Д. И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.

9. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционная культура татарского народа XIX - XXI вв. / Д. Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. - 640 с.

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук,

профессор кафедры физического воспитания Састамойнен Тамара Васильевна

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Степанов Владимир Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ СТУДЕНТОВ

ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Ученые ищут способы профилактики данных негативных проявлений в жизни студентов. Одним из способов является психофизическая релаксация в режиме учебного дня. Значительную роль в жизни людей, в том числе и студентов, играют стрессы. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Обучение навыкам психофизической и эмоциональной саморегуляции должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения внутренними навыками. Одним из этапов является медитация. Методы медитации многообразны.

Ключевые слова: стрессы, психофизическая релаксация, психоэмоциональная саморегуляция, медитация, сахаджа йога.

Annotation. Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. One step is meditation. Meditation techniques are manifold. Ann about 's slides. A significant role in the lives of people, including students, played by stress. They affect human behavior, its efficiency, health, relationships with others and within the family. Scientists are looking for ways to prevent data negative manifestations in the lives of students. One way is to psychophysical relaxation in workday mode. Training in psycho-emotional self-regulation must be organized in sequential stages of mastering internal skills. One step is meditation. Meditation techniques are manifold.

Keywords: stress, psychophysical relaxation, emotional self-regulation, meditation, sahaja Yoga.

Введение. В современной жизни спокойствие ума, мир в душе, радость, отличное здоровье, энергия, добрые взаимоотношения с окружающими и цельная, наполненная жизнь - сейчас все это большая редкость. Значительную роль в жизни людей, в том числе и студентов, играют стрессы. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Ученые ищут способы профилактики данных негативных проявлений в жизни студентов. Одним из способов является психофизическая релаксация в режиме рабочего дня. Приемы релаксации очень хорошо помогают преодолевать психическую инерцию. Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Одним из методов психофизической релаксации является медитация. Медитация предлагает бесчисленное количество разнообразных благ для тела, ума и духа. Отдых, который получает человек во время медитации, гораздо глубже отдыха во время самого глубокого сна. Чем глубже происходит расслабление, тем более динамичной становится деятельность.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление также в среде студентов, особенно студентов творческих вузов. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики учебы и работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека. Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.

Реакция борьбы или бегства (т.е. - естественная реакция на стрессор) иногда называется стресс-реакцией (или стрессовой реактивностью). Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит человека к быстрым действиям. При этом организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

Рассмотрим влияние стресса на здоровье человека. Проблема состоит в том, что хронический, сильный стресс негативно влияет на наше здоровье и способствует ускорению процесса старения. Следует отметить, что имеют место два вида стресса: один связан с положительными эмоциями, другой — с отрицательными. «Положительный стресс» — это волнение или беспокойство, которое, например, болельщики испытывают в тот момент, когда любимая спортивная команда пытается сплотиться на последних минутах игры, что характеризуется учащенным сердцебиением, ладони потными ладонями, дыхание становится учащенным. Однако эта физическая реакция редко длится очень долго и не причиняет почти никакого вреда здоровью человека. «Вредный стресс» приводит к такой же физической реакции, но он происходит в результате физического или психологического дискомфорта, вызванного, например, тем, что человек стал свидетелем несчастного случая на шоссе, слухами об отчислении из института или тяжелым заболеванием. В отличие от положительного стресса, негативный стресс может продолжаться длительное время, поражая человека беспрерывно день за днем до тех пор, пока он не станет физически слабым и психически истощенным. Если в жизни происходит не так много стрессовых ситуаций, то стрессы, возникающие время от времени, не будут оказывать длительного воздействия на здоровье.

Многократно повторяющиеся стрессы могут стимулировать производство повреждающих клетки свободных радикалов; они ослабляют иммунную систему; увеличивают кровяное давление; поднимают уровень холестерина в крови; усиливают чувство беспокойства и усугубляют депрессию. Наиболее распространенные проблемы здоровья, которые вызываются или усугубляются стрессом:

- проблемы шеи и спины;

- сердечные болезни;

- проблемы пищеварения;

- бессонница;

- чувство усталости;

- частые простуды и воспаление горла.

Функциональное состояние организма характеризуется регулируемостью — потенциальной возможностью самонастройки активности разных компонентов целостной системы (организма) в соответствии с внешними и внутренними требованиями. В процессе деятельности различают связанные с функциональным состоянием уровни работоспособности (умственной и физической), напряжения (стресса) и степень утомления [8]. Характер трудовой, так и учебной деятельности отражается на особенностях утомления - его причинах и условиях возникновения, механизмах развития, характере проявлений, так как функциональные изменения преимущественно локализуются в органах, системах, функциях, несущих наибольшую нагрузку. Поэтому в связи с особенностями выполняемой работы выделяют физическое и умственное утомление, отражающее преобладание того или иного вида трудовой деятельности, рабочей нагрузки. Некоторые исследователи говорят и об эмоциональном утомлении, которое возникает от чрезмерных положительных или отрицательных переживаний. В профессиях умственного профиля (операторских, творческих, управленческих и др.) всегда присутствуют в той или иной степени физические нагрузки динамического или статического характера, а любой физический труд связан с активацией психической деятельности [1].

Исследователи, как правило, обращают больше внимания на общие черты физического и умственного утомления, хотя, естественно, указанные виды утомления имеют свои специфические особенности, как в причинах развития, так и в механизмах регуляции, симптоматике, способах противодействия его развитию. Общими чертами для обоих видов утомления является характер изменений в функциональном состоянии нервной системы, снижение производительности и качества работы, сходные вегетативные реакции и субъективные ощущения усталости и др.

Большинство людей знакомы с состоянием эмоционального стресса, так как ритм современной жизни создает множество стресс-факторов. Люди понимают под стрессом чувство того, что от них требуется слишком многое, что они находятся под давлением и с трудом могут справляться с внешними

раздражителями, воздействие которых слишком сильное или продолжительное. Все симптомы отражают чрезмерное давление, оказываемое на человека в эмоциональном, умственном или психологическом плане.

Если оставить эмоциональный стресс без внимания, он будет накапливаться, и, таким образом, увеличивать свое негативное влияние на состояние здоровья и способность организма противостоять стрессу. Также будет повышаться риск дальнейшего ухудшения физического и психического здоровья. Исследования показали, что эмоциональный стресс тесно связан с различными заболеваниями. Постоянный накапливающийся стресс может ослабить иммунную систему и ухудшить психическое состояние человека, что в свою очередь увеличивает подверженность различным заболеваниям, понижает естественные защитные силы организма и влияет на мыслительные процессы [6]. Чтобы сформировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний, нужно, в первую очередь, разобраться, что такое психоэмоциональная саморегуляция, так как именно ее методы применяются для самостоятельного управления человеком своим психоэмоциональным состоянием.

Психоэмоциональная саморегуляция — это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Методов саморегуляции существует множество, но все их можно разделить на 4 класса:

• нервно-мышечная релаксация,

• аутогенная тренировка,

• идеомоторная тренировка,

• сенсорная репродукция образов.

Их главными задачами являются:

1. снятие проявлений стрессовых состояний

2. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности

3. предотвращение их нежелательных последствий

4. усиление мобилизации ресурсов.

Их главными особенностями являются:

1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его: физиологический, психологический и поведенческий состояния.

2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить изменения своего состояния.

3. Доминирование активной установки человека на изменение своего состояния.

4. Обучение навыкам психоэмоциональной саморегуляции должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения внутренними навыками.

В данной статье мы уделили основное внимание медитации. Медитация - умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Все виды медитаций делятся на большие группы: концентрация внимания, открытое внимание и легкое присутствие.

Какую бы технику медитации человек не выбрал для регулярной практики, она обязательно принесет пользу, он станет более спокойным, бодрым, внимательным, здоровым и счастливым. И это не просто слова, а доказанный учеными факт, в том числе и нами.

Формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний в течение учебного дня весьма актуально для студентов творческих вузов. В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения на кафедре физического воспитания проводятся занятия психофизической релаксацией в режиме учебного дня (обеденный перерыв). В наших занятиях психофизической и психоэмоциональной релаксацией была использована авторская методика, основанная на методике сахаджа йоги [7]. Кроме медитации нами использовались дыхательные упражнения, самомассаж воротниковой зоны, включая шею, релаксационные упражнения хатха йоги. Основой данной техники медитации является концентрация внимания на умственной деятельности, результатом которой является снижение её активности, т.е. контроль мыслей из прошлого и будущего и увеличение временного промежутка между ними. Основной результат достижение состояния безмыслия, во время которого идет гармонизация энергетического поля, состояние мира, покоя, радости. Более глубокое продвижение в практике медитации, по субъективным ощущениям студентов, приводит к улучшению памяти, здоровья, развитию творческих способностей, развитию глубины и устойчивости внимания, гармоничного состояния с собой и внешним миром.

Научные исследования практик медитации и релаксации учеными США [11,12,13] выявили следующее:

• исследования ученых Вашингтонского университета и Университета Аризоны показали, что группа медитирующих в течение восьми недель показала более низкий уровень стресса и лучшую память относительно других двух групп, которые медитативную практику не применяли. Медитирующие переключались с задания на задание менее часто и оставались сфокусированы на одном задании дольше, в отличие от двух других групп, которые не медитировали.

• Гарвардские ученые во главе с Сарой Лазар используя в своих исследованиях магнитно-резонансную томографию (МРТ), обнаружили, что медитация влияет на изменения в сером веществе мозга. Первая группа в среднем 27 минут в сутки практиковала медитацию, а вторая — не слушала записей с медитацией и не практиковала ее. МРТ снимки мозга испытуемых обеих групп сделали до и после восьми недельного периода. Когда курс завершился, участники группы, которые медитировали, сообщили об улучшении внимания: в их жизни стали частыми явлениями осознанные действия и безоценочное восприятие. Показатели контрольной группы остались неизменными.

• Шнейдер, Грим, Райнфорт [11,12,13] и другие ученые исследовали динамику ишемической болезни сердца у 201 человека (мужчин и женщин Они были разделены на 2 группы по программе трансцендентной медитации и по программе оздоровительного просвещения. После пяти с половиной лет группа трансцендентной медитации показала 48% снижение риска сердечных приступов и инфарктов.

• Гоял, Синг и другие ученые обследовали 3515 участников в программах осознанной медитации и обнаружили свидетельства снижения беспокойства, уменьшения депрессии и боли.

• Исследование, проведенное в медицинской школе Гарвардского университета, показало, что у практикующих йогу и медитацию улучшилась выработка энергии в митохондриях клеток, что улучшает иммунитет и стрессоустойчивость. Большинство болезней рождаются в разуме. Это не говорит о том, что

болезни не реальны, а лишь о том, что их можно предотвратить. Стресс, недостаток сна и неумение управлять эмоциями - все это влияет на тело человека не только на психологическом уровне, но и на физическом.

• Медитация восполняет недостаток сна. Известно, что медитация помогает упорядочить сон и, после того, как человек начнет медитировать, он сможет высыпаться за меньшее время. В исследовании, проведенном университетом Кентукки, участников проверяли по 4-м показателям: контроль, дремота, медитация и лишение сна плюс медитация.

Исследование показало, что медитация обеспечивает, как минимум, краткосрочные улучшения даже для начинающих медитирующих. Для практикующих медитацию длительное время, потребность в сне значительно сокращается, если сравнивать с людьми из той же демографической группы, которые не медитируют.

Писатель и активист, посвятивший жизнь изменению образовательной системы, Уилл Стэнтон считает, что медитация должна войти в школьную программу. В своей книге «Революция образования», он предлагает полностью новую глобальную модель образования для человечества. Если бы каждый ребенок имел возможность присоединиться к океану сознательности, который проникает во все сущее, желание поступать с другими неправильно растворилось бы. Уилл Стэнтон [13] утверждает, что медитация помогла ему найти смысл жизни. По словам писателя, именно медитация соединяет его с самой глубокой и острой тоской его души, и направляет к жизненной цели.

Выводы. Психофизическая релаксация с успехом может применяться в рамках режима учебного дня студенческой молодежи. 25 минутные программы психофизической и эмоциональной релаксации способны сохранить и даже повысить уровень работоспособности, способствовать гармонизации энергетического поля организма, профилактике стресса, улучшению психического и физического здоровья студентов.

Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии, глубокой умиротворенности и концентрации.

В процессе исследования выявлено, что медитация положительно влияет на творческие способности, увеличивает чувствительность восприятия и духовного развития, снижая склонность к психологическим защитам, что характеризуется снижением конфликтности.

По сравнению с другими методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию.

Основываясь на результатах исследования, следует отметить что людям, кто продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая коммуникативная толерантность.

Литература:

1. Бодров В.А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009.

2. Голмен Д. «Многообразие медитационного опыта» - Киев: «Юнити», 2016.

3. Гроф С. «За пределами мозга» - М: «Мысль», 2014.

4. Петренко В.Ф. «Психосемантика сознания» - М: «Вентана - Граф», 2015.

5. Попова Л.М., Соколов И.В. «Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им», СПб.: ТОО «Лейла», 2013.

6. Определение Уровня Стресса // VitalScan URL: http://www.vitalscan.ru/dtr_stress_ru.htm (дата обращения: 22.09.2018).

7. Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы: психофизическое и духовное совершенствование человека. СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта - 2003. - 247 с.

7. Функциональное состояние организма // Psylist.Net URL: http://psylist.net/slovar/20a22.htm (дата обращения: 22.09.2018).

9. Щербатых Ю. «Психология стресса и методы коррекции» - СПб, Питер, 2014.

10. Элиот Р.С. «Мы побеждаем стресс» М.: КРОН - ПРЕСС, 2015.

11. http://pro-deoшca.ш/Ыog/meditaciya-süa-uma-i-zdorove-tela(дата обращения: 22.09.2018).

12. https://joumal.reincamationics.com/polza-meditatsii. (дата обращения: 22.09.2018).

13. http://www.miniboss.com.ua. (дата обращения: 22.09.2018).

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор Сафин Раис Семигуллович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Корчагин Евгений Александрович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

ДЕКОМПОЗИЦИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов, потребностью соответствия выпускников вузов требованиям современного производства и работодателей. Цель исследования - определить методы проектирования нормативного содержания обучения студентов в вузе, позволяющего осуществлять их профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов (ПС). Ведущие подходы к исследованию - деятельностный; проектно-целевой. Основные результаты исследования включают научное обоснование и практическую разработку методов проектирования нормативного содержания профессиональной подготовки студентов в вузе, соответствующего требования ФГОС и с учетом требований ПС.

Ключевые слова: цель, умение, профессиональный стандарт, проектирование, образовательный стандарт, содержание, вуз.

Annotation. The relevance of the study is caused by the need to improve the quality of professional training, the need to meet the requirements of graduates of modern production and employers. The aim of the research is to determine the methods of designing the normative content of students ' education at the University, which allows them to carry out their professional training in accordance with the requirements of Federal state educational standards (GEF) and professional standards (PS). Leading approaches to research - activity; project-target. The main results of the study include scientific justification and practical development of methods for designing the normative content of professional training of students at the University, corresponding to the requirements of the GEF and taking into account the requirements of the SS.

Keywords: goal, skill, professional standard, design, educational standard, content, University.

Введение. Как известно, российские образовательные стандарты носят рамочный характер. При этом на стадии проектирования перечня дисциплин и содержания обучения необходимо учитывать требования профессиональных стандартов. Взаимосвязь ПС и ФГОС обсуждается в ряде публикаций [1-7]. Как отмечают В.В. Сенашенко, В.Н. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина и А.А. Факторович, вопросы обеспечения требуемого соответствия ФГОС и ПС «вызывают некоторую напряженность» в педагогической среде [1, С. 7; 2, с. 31]. Поэтому разработка методики определения содержания обучения в вузе с учетом ПС является актуальной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. По мнению многих исследователей, «качество образования начинается с точности выбора цели» [1, с. 5]. Для достижения требуемого качества профессионального образования источником целей могут выступать потребности и интересы обучающихся, их родителей, потребности организаций и объединений работодателей. Участие последних при определении целей обучения обеспечивается применением ПС [1].

Анализ указанных работ и рекомендации [8] позволяют выделить следующие закономерности целей обучения: гармонизация и согласованность целей различных уровней (общечеловеческих, государственных, обучающихся и их родителей, потребностей организаций и объединений работодателей) выступают основой достижения требуемого качества образования; участие обучающихся, работодателей в постановке целей обучения, определении траектории, технологии их достижения, формирования личностного компонента содержания образования и практик будет способствовать достижению квалификационных требований будущего специалиста; поэтапное определение целей и их достижение определяется уровнем достижения целей предыдущего этапа с учетом саморазвития обучающихся.

Цели являются системообразующим фактором и определяют следующие принципы построения содержания обучения [8]: принцип учета социальных условий и требований ПС; принцип соответствия содержания целям выбранной модели образования; принцип структурного единства содержания на междисциплинарном уровне; принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; принцип доступности и природосообразности содержания образования.

Учитывая вышеизложенные научные предпосылки, покажем, как определить содержание формируемых в вузе учебных дисциплин, на основе требований ПС.

Заметим, что для перехода от ПС к содержанию и целям изучения отдельных дисциплин требуется выполнить значительный объем работы с привлечением к ней соответствующим образом подготовленных исполнителей.

В основе такой работы лежат следующие предпосылки: после окончания учебного заведения выпускник будет работать в определенной сфере профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС; профессиональный стандарт в своем составе содержит перечень функций и трудовых действий, которые поручено выполнять работнику; перечень функций и трудовых действий полностью определяет умения, характерные для данной специальности.

Эти умения должны составлять содержание профессиональной подготовки специалиста. Покажем, как определить содержание формируемых в вузе учебных дисциплин, на основе требований ПС.

Опираясь на работы [9], рассмотрим дидактические основы определения целей и содержания подлежащих изучению в вузе дисциплин. Как известно, профиль специалиста определяется системой умений, которыми он владеет в практической деятельности. В свою очередь, умения проявляются в действиях по целевому преобразованию исходных предметов в заданные продукты. Перечень профессиональных умений отражен в профессиональном стандарте специалиста.

Принимая задачный подход как дидактическую основу совершенствования профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.