Научная статья на тему 'Народная демонология на территории тамбовской области'

Народная демонология на территории тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
546
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ / PUBLIC DEMONOLOGY / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махрачева Т.В., Ивановская А.С.

В статье предпринимается попытка описания темы «Народная демонология» на полевом материале говоров Тамбовской области. В центре внимание исследования анализ сюжетов, раскрывающих этиологию демонологических персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public demonology on Tambov district territory

Article shows an attempt to describe topic “Public demonology” based on field material of Tambov district dialects. Analysis of plots, which show etymology of demonologic characters, is on the center of research.

Текст научной работы на тему «Народная демонология на территории тамбовской области»

s народная демонология g на территории тамбовской области

т. в. Махрачева, А. С. Ивановская

в статье предпринимается попытка описания темы «народная демонология» на полевом материале говоров тамбовской области. в центре внимание исследования анализ сюжетов, раскрывающих этиологию демонологических персонажей.

ключевые словА:

народная демонология, тамбовская область.

Народные представления о демонах на территории области наиболее отчётливо проявляются, когда речь заходит об аномальном, патологическом, нетипичном, которое возникает, в основном как следствие нарушения традиционного уклада или мироздания. Среди известных демонологических существ, чьё появление спровоцировано нарушением установленных правил поведения в быту и на праздники: чернец, коляда, волосень, святочниккоторые появляются во время

Присутствие святочника (вар.: святошницы), коляды, волосеня, чернеца в доме в период от Рождества до Крещения строго регламентировано временем и их функциями. В течение двух недель они осуществляли контроль за прядением и ткачеством, не позволяя заниматься этими видами работ в сакральное время, во избежание нарушения миропорядка, мироустройства: «Ну, что говорили, вот эт Святошник-т, вроди он ходит и наказывает и ...а наказывал, нет ли, эт мы ни знаем. [...]. [Святошник — это человек?]. Нет, это не человек, это дух, это может дух ли, ни дух ли, просто человеческая вера, что вот есть какой-т такой Святошник, вот он ходит. Но это для того, штоб люди не работали, вот. Святки, значит, Святки, отметьте их по-настоящему, гулянья там устраивайте, игры, ну... [...]. [Святошник злой или добрый?]. Нет, он злой! ... Добрые, если ты не работаешь, он добрый. А если ты работаешь, то он злой. Вот тебе и Святошник, эт так же, как и домовой» (с. Сергеевка, Петровский р-н, зап. Лоскутовой Д. Н., Раковской Н. Г., 2007 г.); «[Существует ли поверье, что нельзя ткать вечером на Святки?] Нет, и вязать нельзя, нет, на Святки, если до Святкав напрясть, то вязать, опять, только что днём, опять, веч-рам нет, свя... святошники всё испортють. [Кто это?] А эт, как, от Бога, святошники называюся, вот таккак-будто... [Расскажите о святочниках подробнее?] Да хто их знаить, но вить эт не увидишь, эт святыи духи, разь увидишь святых духов-то, не увидишь? Нет. Вот святые духи делали, вот эт вот прям вот, а бабка Параша гварить: вот всё-тки грех на большой праздник делать! Большой, ну вить [далее неразборчиво]... скажить: а мине некада. Вот некада ей было? Она: "Я свяжу.". Вить она вязала весь день, с тёмной до тёмнай, шоб ей довязать, и до каймы довязала, глянула, а дырка в сярёдке. Да» (с. Никольское, Знаменский р-н, зап. Лоскутовой Д. Н., 2005 г.). Рассказы о святочнике, коляде, чернеце и в наши дни можно зафиксировать на территории Бондарского, Знаменского, Петровского, Рассказовского, Староюрьевсого, Токаревского и Уваровского районов области. Упоминание о волосени содержится в работе М. Власовой, построенной преимущественно на дореволюционных источниках [Подробнее см.: Власова 1998: 112].

празднования календарных дат; черти, бесы, нечистый — при нарушении жизненного цикла (вследствие суицида), а также при злоупотреблении спиртными напитками; огненный змей — при нарушении правил поминовения и некоторые другие. В этом ряду заметно выделяется последний — огненный змей, который поражает относительно хорошей сохранностью и детальной проработанностью, поэтичностью образа. Известный практически всем жителям области, он единодушно оценивается ими как вредоносное существо, цель которого — погубить человеческую душу и лишить человека жизни.

В современных полевых материалах содержится подробное указание на время появления и способы передвижения демонологического существа, его облик и манеру поведения, оговариваются и наиболее эффективные способы защиты, избавления от змея. Связь огненного змея с потусторонним, демонологическим миром закрепляется в многочисленных вариантах его наименования: нечистый, нечистый дух, враг, бес, окаянный, среди которых наиболее распространённым следует признать — змей, огненный змей: «Тосковать будешь, летать будет нечистый дух. Вот у нас одна схоронила, и вдруг с потолка все ящика на пол побросали, нечистый» (пос. Советский, Бондарский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Есть, говорят, вот много тоскують об муже или жена по мужу, какой-то окаянный к ним летает, но ко мне ни один... не летал, ко мне никто не летал, ни один окаянный» (с. Алгасово, Моршанский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Змей в трубу летает, вержится нечистый. Летит, как змея. И у него хвост. Если женщина увидит хвост, то он должен улететь. Женщина не должна узнать дьявола. Кому вержится, их отчитывают. Он, змей, рассыпается и прямо в трубу» (с. Канищево, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Нельзя долго тосковать, он будет ходить, враг [Можно ли от него защититься, если "да", то как?]. Всё крестить и Богу

молиться надо. Он змеем летаеть. Одна ляжеть на печке и лежить, тоскуеть. А змей нарядится в тулуп и двор подметает. А она говорить: "Иисус Христос". А он как дасть с силой, и вдребезги. Но таких отчитывають» (с. Большой Ломовис, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.).

Первое появление змея в доме, как правило, связывается с тоской близких родственников по умершему. Тоска в народной среде оценивалась как тяжёлое заболевание, в результате которого ухудшалось физическое состояние человека. Человек начинал сохнуть, чахнуть, в результате чего и наступала смерть. Во избежание этого, традицией предписывалось осуществлять поминовения в установленные дни, в течение первого года — под 3, 9, 40 дни, на полгода и год. По истечению первого года поминовения были приурочены к календарным, родительским субботам, которых насчитывалось в среднем 12: накануне Масленицы, Вербного воскресенья, Жён мироносиц, Троицы, Казанской и др. Запрещалось традицией и безутешно плакать, долго скорбеть по умершему. В репертуаре сновидений, записанных на территории области, большое количество сюжетов, содержащих предостережение от чрезмерной скорби. Суть этих сновидений сводится к тому, что во сне можно увидеть ранее умершего родственника, который жалуется на то, что он утопает в слезах, и просит родственников перестать плакать. Однако несмотря на всё разнообразие форм, существующих в традиционной культуре, которые были призваны облегчить тяжёлые эмоциональные переживания и помочь пережить горе, смериться с потерей близкого, любимого человека было нелёгкой задачей.

В качестве избранницы огненного змея в большинстве случаев выступала женщина, которая потеряла супруга или любимого. В основе сюжета этих рассказов — описание взаимоотношений, с претензией на любовное ухаживание и интимную близость, женщины с духом-любоником 2

В своей работе Л. Н. Виноградова выделяет три персонажа, которые выступают в роли духа-любовника: покойник (упырь), летающее демоническое существо, наделённое признаками змея и чёрт, бес, нечистый, способный принимать вид змея. Следует заметить, что на территории Тамбовской области эти образы в большинстве случаях смешиваются, однако сам образ легко узнаваем и широко распространён даже в наши дни. В электронной базе полевых материалов автора существует немало записей, в которых сообщается, что это случилось с самим рассказчиком, или рассказчик был свидетелем, участником при совершении действий, защищающих от демона: «Нельзя тосковать, змей ко мне приходил, я разговариваю с ним. А сын увидел, он жил неподалёку и увидел, как на меня понёс. Утоховые кресточки, и накладают, чтоб не видно было, это вот от змея. Их из лучиночек делают. Маком усыпают, он его боится, сами семена. А вообще он прилипчивый, змей. Я сына поминала, у меня их три, и монашка дома была, вдруг стук в окно, и я к двери. А монашка к двери и за шиворот меня: "Куда?" — говорит,— "Я тебя не пущу". И вдруг слышу свист. А она ему: "Свисти, не свисти, я тебя к нему не пущу". Змей — это чёрт, нечистая сила. А тут не тока ко мне летал. Моя знакомая призналась мне, что к ней ходит. А нельзя говорить. Она к воротам подошла, а он говорит: "Что, похвалилась?". И только она зашла в ворота, и он её придавил воротами. Он с двенадцати и до часу ночи и дня прилетает» (Заречье, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «А вот нельзя по покойнику тосковать, это я знаю, бес летает. Вот у нашей соседки умер муж, и она тосковала по нему. Вот как-то мы рядом с моим домом, мы сидим на лавочке, а у неё бес рассыпается в доме. Мы говорим: "Смотри, тоскуешь сильно"...

У нас одна кричала об муже и пошла коров пасти, и кричит. А он ей вдарил по щеке, и щека синяя стала, и так скоро померла с этой щекой синей» [с. Покрово-Васильево, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.].

и

го ^

иэ о

о ^

и со о иэ X .го

а о

а а

О!

о ^

о х о X

О!

к го

X

о а го

к

го ^

и со о

X

го со

го со

О! ^

го а

X

го

со

2

гм см

о

см

го

го

О!

а

к

го ^

и О!

о о

[Виноградова 2000: 316-328]. Его посещения сопровождаются ласками, подарками и сладостями. Однако утром угощения превращаются в лошадиный навоз, а ласки — в спутанные волосы: «Вот у нас вот такой случай был, да уж всю глупость не пишитя, не записывайтя. Эт так вот я Вам всё рассказываю, а! Вот у нас была одна такая, ну у ней муж умер на войне, тогдашняя война ещё была, в четырнадцатом году, да, вот и она по нём затасковала и к ней стал летать змей. Змей, это вот такая вот огненная холстина. А она вот, за-летить к ней, только она её видить, она с ней раз-гоеариеаить, а больше другие, кто им не тоскуить, она им не смотрится, они её не видять. А вот эта женщина, она ищ мне какая-т небольшая родственница, вот. Вернее двоюродный мой брат, а ей внук. Она, считай, что своя, да. И вот она ляжала в одно время на пече, уж она так тосковала по нём, так тосковала по нём. По мужу, да, очень тосковала, ну уж она ничего не видела и не слышала. Ток единственное было, что муж, вот. И в одно время, как это, на пече лежала и говорить, как раз ужинали, она так выскочит прям, пулей в сени. А оттуда заходить, у ней волос отрезанный, да, и её так... всю жизнь её, до самой смерти [далее неразборчиво] стрижка. Вот, вот, как это могло получиться, вот, вот так, да» (с. Рудовка, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1996 г.); «[Опишите змея, который летает к тоскующим?] Какой он? Он шар с хвостом, огненный. Вот люди видели и рассыпается, прям, как огонь делается, да. Ну вот к некоторым летает. Вот тада одна в Воронцовке бабушка жила, к ней муж летал. Она, бывал... [Где располагается с. Воронцовка?] Вот за бугром тут у нас, она щас уж вся распалась, её уж и нет. Двора три-четыре каких осталось. И она бывал, придить в магазин, курива накупит, скажет:"Пришёл мой старик вот с другом". А утром встанешь, он ей гостинцы принесёт, а утром встанить, там либ кости какие-нибудь лежать, либо лошадиный помёт. Вот эт и нечистая сила всё принесёть, и так он её и убил, дня через два нашли в доме убитой. Да, он убиваить. Вот проши-бёшсся, скажешь: "О, Господи". И он тебе шлёпнить сразу, да. [Существует ли поверье, что змей убивает хвостом?] Дочк, он заходить в дом лик, лик-т прям вот как человек, ну и чем он, кто его знаить. Он, руки-т у него тама, он может и рукой шлёпнуть, я не знаю. [Как можно защититься от змея?] Ну вот страшно, вот не надо тосковать, надо сходить, наверно, в церковь, молиться, чтобы не тосковать. Ладан везде кладуть, чтобы он не залетал в дом бы и не прилятал бы. Ну тах-то вот... » (с. Ольшанка, Гавриловский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 2001 г.).

Появление таинственного гостя в доме, подобно другой нечистой силе, приходится на ночное время, с двенадцати до половины первого. Визит змея как

и его полёт по небу, который, по словам информантов, представлял собой загадочное зрелище в виде огненного шара, огня, огненной холстины, красного меча, змея с огненным хвостом должны были оставаться невидимыми для окружающих. У дома жертвы змей рассыпался над печной трубой искрами, жаром, звёздами и принимал облик любимого, мужа. Следует отметить, что характерная черта представителей потустороннего мира, а именно его незримость, не всегда сопутствует герою. Нередко односельчане сообщают о том, что видели полёт змея или его проникновение в дом через трубу из чего и заключили, что вдова тоскует. Известны случаи, когда змей обнаруживает себя свистом: «Когда человек умирает, то змей летает, а душа выходит и разговаривает. Змей — это грех с ним. Змей, он прилетает как огненный шар с хвостом и влетает в трубу, и с потолка сыплется, убивает кирпичом. Ладана и крестов боится, ему вредно дух святой. За щеку может ударить, и щека синяя будет. Вот он летает с 12 до половины первого ночи, всего час. Его увидит не каждый... » (с. Солчино, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Если кто по покойнику тоскует и желает увидеть, и он приликается в лик покойника. У моей снохе муж помер на войне, и три года она тосковала. И он, змей, чуть её в речке неухлебал, утопил значит. Он говорит ей:"Перегорожу избу. Ты в трубу будешь летать, а я в окно". И она спала с ним, страсть-то» (с. Егоровка, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Змей прилетает, я слыхала, но не видала. Красный меч летел, вот соседка моя видала, летел, вроде, к кому-то» (с. Григорьевка, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.).

Передвижение змея в небе и его проникновение в жилище, столь охотно описываемое жителями области, редко предваряется сообщениями, откуда он прилетает и есть ли у него постоянное место обитание. Существуют отрывочные сведения, которые позволяют предположить, что пребывает он в лесу: «[Как выглядит змей, кто-нибудь его видел?] Вот мне мать так говорила, вот у старых именно, вот говорить: прямо из леса нашла такая туча, как загудить, и прямо всё рассыпалось, и он к ней пришёл. Ну как же, точно своими глазами видала, вот он прилятал ко мне. Я говорю: "Как же он, кто это такой прилятал, как же он прилятить",— "Ну тогда, говорить, это змей, наверно". Да, да из леса, и они его зовут из леса там, и ей показалось он из леса прямо прилятел, и рассыпался прямо у дверей. Да. Прямо как шар такой-то рассыпался, ну если чё так старухи сказать, представилось ей. Спаси Бог» (с. Рудовка, Пичаевский р-н, зап. Чемерчёвой А. А. 2004 г.).

Несмотря на человеческий облик, который змей принимает на земле, у него присутствуют изъяны [Подробнее см.: Змей огненный... 1999, 2: 332-333], самыми распространёнными из кото-

рых являются копыта, хвост. Нередко сообщаются и косвенные свидетельства, помогающие разоблачить ночного гостя, например, женщина просит сесть любимого под иконами и получает вежливый отказ или случайно произносит имя Христа в результате чего змею становится плохо; невольно крестится, вызывая этим действием раздражение змея. Инициатором прекращения отношений с демоном могут выступать и соседи, случайно узнавшие о его визитах.

Разоблачённый змей всегда агрессивен и мстителен. Сильные удары, которые он наносит жертве, а также по дому и/или жилым постройкам, болезненны, а иногда и смертоносны. В результате ударов у женщины чернеет щека, остаётся след в виде подковы на плече, наступает частичная парализация той стороны тела, по которой был нанесён удар и т. п.

Вредоносность змея и распространённость этого явления в народной среде, особенно в послевоенное время, способствовали возникновению целой системы апотропейных средств, которые в целом мало чем отличались от используемых при защите от нечистой силы. Так, эффективным признавалось окропление дома и отчитывание его хозяйки, изображение мелом крестов на входных дверях и внутри жилого помещения. Изготовление небольших крестов из веток липы и раскладывание их на окнах и дверях. Использование церковного ладана. Купание на Крещение в проруби. Приглашение монашек, соседей, близких родственников на ночь в дом хозяйки и совместное чтение молитв: «А если резко тоскует, то по небу змей летает. Летит, летит, как огонь и вдруг рассыпется. Мы как-то шли, шли, а он в двенадцать ночи летает. Вот ко мне летал, и мы видим, как змейкой летит, и как искры, огненный рассыпется и в трубу что ли, а заходит как нормальный. В заднюю дверь, через двор заходит, только в заднюю дверь, и мы сидим за столом с ним, разговариваем. А я ещё пригласила брата, а то страшно одной ночевать. Мы с ним [информатор имеет в виду змея, который являлся ей в образе мужа, недавно умершего] поговорили, и он

уходит от меня, а если спать ляжет, то враз убьёт. [Может ли змей нанести вред человеку?] Да, он и убить может [Как можно защититься от этого змея?] А спастись — молитва и ладан из церкви у икон. Я как-то прилегла и слышу, по сеням идёт и в дверях стоит, а кто не разберу. Я потихоньку встала с кровати и смотрю: стоит и не уходит мой-то. Я скорей молитву читать. Села я потихоньку на кровать и всё исчезло» (с. Гурово, Пичаевский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 1995 г.). Нередко жители области прибегали к действиям, совершение которых должно было удивить, отпугнуть демона. Наиболее часто рассказывают о девушке, сидящей ночью посреди двора и грызущей конопляное семя. На вопрос змея: «Что она делает?» Звучал ответ: «Вши грызу»: «К одной летал, и её научили семечки грызть. Он прилетел и говорит: "Ты чего делаешь?", — она говорит: "Вши грызу". А он ей как дасть оплеуху. Семя это конопляное мелкое семечки, тады сеяли» (с. Липовка, Пичаевский р-н, запись Махрачёвой Т. В., 1995 г.); «Вот Сатана ещё прилетает, он прилетит и рассыпается, вот он убивает даже, он вот убил мати и кровью питается её. [Можно ли от него защититься, если "да", то как?] Только молитвой [Опишите какой он, змей?] У него красный хвост и летит и жар изо рта, и хвост большой» (с. Большая Талинка, Тамбовский р-н, зап. Махрачёвой Т. В., 2000 г.).

литература

Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-риту-альная традиция славян. М., 2000.

Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998.

Змей огненный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. М., 1999. Т. 2.

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».

Поступила в редакцию 7.11.2014 г.

udc 811 public demonology on tambov district territory

T. v. Makhrachova, A. s. Ivanovskaya

Article shows an attempt to describe topic "Public demonology" based on field material of Tambov district dialects. Analysis of plots, which show etymology of demonologic characters, is on the center of research. KEY WORDS: public demonology, Tambov region.

и

ro ^

из о

о ^

со о иэ X

.ГО

a о

a a

Ol

о ^

о x

о X

<v

К ГО X

ta о а го

к го

со о

X

го со

го со

Ol ^

го а

X

го

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.