Наркопреступность как разновидность проявления международного терроризма
АБДУЛЛОЗОДА НЕЪМАТУЛЛО РАХМАТУЛЛО,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: nematullo.abdulloev@mail.ru
Drug Crime as a Type of Manifestation International Terrorism
ABDULLOZODA NEMATULLO RAHMATULLO,
Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: nematullo.abdulloev@mail.ru
УДК 343.985
Аннотация. В статье рассматривается ситуация в мире, связанная с наркопреступностью, после прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации и Республике Таджикистан). Отмечено, что существенная финансовая база наркобизнеса содействовала появлению ряда террористических структур на территориях стран Центрально-Азиатского региона и других государств - участников Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.
Ключевые слова и словосочетания: незаконный оборот наркотических средств; безопасность государств; наркобизнес; международный терроризм; транснациональная организованная преступная деятельность.
Annotation. The article examines the situation in the world related to drug crime after the Taliban movement (a terrorist organization banned in the Russian Federation and the Republic of Tajikistan) came to power in Afghanistan. It was noted that the substantial financial base of the drug business contributed to the emergence of a number of terrorist structures in the territories of the countries of the Central Asian region and other member States of the Commonwealth of Independent States, the Collective Security Treaty Organization and the Shanghai Cooperation Organization.
Keywords and phrases: illicit drug trafficking; State security; drug trafficking; international terrorism; transnational organized criminal activity.
В последние десятилетия незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории стран Центрально-Азиатского региона (далее — ЦАР) значительно увеличился. Вместе с ним возросла угроза здоровью и жизни людей, общественному порядку и государственной безопасности многих стран.
Неслучайно Организация Объединенных Наций (далее — ООН) приравняла незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров к числу угроз, которые несут войны и экологические бедствия. В связи с этим мировому сообществу было предложено использовать все имеющиеся силы и средства против этой угрозы. Ее особенность состоит в том, что она не имеет
территориальных, национальных, религиозных, классовых и других границ. Нестабильная политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан (далее — ИРА) и значительная финансовая основа наркобизнеса способствовали возникновению ряда террористических структур на территориях государств ЦАР и других государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС).
В настоящее время нет оснований надеяться на стабилизацию криминогенной обстановки в ИРА в сфере незаконного оборота наркотиков. Более того, в связи с выводом из этого государства вооруженных сил стран военно-политического блока НАТО, активизацией движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации и Республике Таджикистан) ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, становится все более угрожающей и малопрогнозируемой.
Согласно данным ООН, ИРА является самым крупным за последние десятилетия производителем героина и опиума в мире [9, с. 35-38]. Начиная с 1 мая 2021 г., в связи с объявлением об окончательном выводе войск военно-политического блока НАТО из ИРА, боевиками террористической организации «Талибан» была начата наступательная операция против правительственных сил. 15 августа 2021 г. Талибан объявил о полном захвате территории ИРА. Необходимо отметить, что после прихода к власти Талибана в стране наступил системный кризис, поскольку речь идет о разрушении всех институтов власти, которые ранее существовали в стране. Экономика страны находится в критическом состоянии, в связи с чем происходит быстрое обнищание населения, снижение уровня жизни, который и раньше в ИРА был невысок [1]. Поэтому сегодня достаточно актуальны проблемы незаконного проникновения на территорию Республики Таджикистан (далее - РТ) из ИРА представителей радикальных группировок и наркотиков.
Анализ и наблюдения показывают, что с августа 2021 г., то есть после прихода к власти движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ и РТ), по июль 2022 г. в приграничных районах Таджикистана с Афганистаном было изъято более трех тонн наркотиков. Однако за 2020 г. количество наркотиков, изъятых в этих приграничных районах, составило всего 1 185 кг [8].
Следует отметить, что в своем кратком докладе Управление ООН по наркотикам и преступности в начале ноября 2022 г. делает вывод, что площадь посевов опийного мака в 2022 г. в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ и РТ) увеличилась на 32 % по сравнению с предыдущим годом и составила 233 тыс. гектаров. А доходы афганских фермеров от производства опийного мака выросли более чем в три раза: с 425 млн долларов в 2021 г. до 1,4 млрд в 2022 г. [3].
Общая протяженность государственной границы РТ с ИРА составляет 1 344,15 км, из них: речной границы — 1 135,3 км вдоль реки Пяндж, левого притока реки Амударья, сухопутной — 189,85 км, озерной — 19 км. На сегодняшний день существует семь пунктов пропуска через государственную границу двух стран: «Нижний Пяндж» в Джайхунском районе РТ и провинции Кундуз ИРА, через который проходит основной поток международных перевозок, включая и транзит наркотиков; «Кокул» в Фархарском районе РТ и провинции Тахар ИРА; «Рузвай» в Дарвазском районе РТ; «Тем» вблизи г. Хорог РТ; «Ишкашим» в Ишкашим-ском районе РТ; «Шохон» в районе Шамсиддин Шохин РТ; «Хумроги» в Ванджском районе РТ, граничащим с провинцией Бадахшан ИРА [2]. В городах Куляб, Бохтар и Душанбе расположена 201-я военная база Российской Федерации, которая обеспечивает безопасность границы с таджикской стороны и сотрудничает с вооруженными силами РТ, в том числе в вопросах борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
10 января 2022 г., выступая на внеочередной сессии ОДКБ, Президент РТ Эмомали Рахмон заявил, что «...необходимо проводить комплексную работу по противодействию терроризму, религиозному радикализму и транснациональной организованной преступности, а также сформировать пояс безопасности вокруг ИРА и усилить таджикско-афганскую границу, так как обстановка осложняется с каждым днем» [5].
Следует отметить, что в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 г. говорится, что «. незаконные финансовые потоки от незаконного оборота наркотиков не только финансируют преступность, но и поддерживают терроризм. Террористические группы все чаще совершают преступления для финансирования своей деятельности, в связи с чем принято говорить о сращивании терроризма и преступности. Незаконный оборот наркотиков — высокодоходный бизнес, приносящий многомиллиардные прибыли,
приобщиться к которым несложно и террористическим организациям»1.
В этом плане мы разделяем точку зрения А. Н. Позднякова, который утверждает, что «.. .наблюдается диверсификация преступной деятельности: организованная наркопреступность тесно «переплелась» с мировым террористическим интернационалом во главе с исламскими радикалами, действующими в Средней Азии и в ряде арабских государств» [7, с. 282—286].
В Национальной стратегии по контролю за наркотиками в Республике Таджикистан на 2021—2030 годы, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 20 марта 2021 г. № 145, отмечается, что основная цель Стратегии состоит в обеспечении безопасности РТ от наркотических угроз и их вредных последствий, а также усилении противодействия незаконному обороту наркотических средств, являющемуся одним из источников финансирования международного терроризма2.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия между органами внутренних дел РТ и органами внутренних дел РФ в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Проблемы такого рода неоднократно выносились на рассмотрение совместных коллегий министерств внутренних дел, на заседания Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ. В принимаемых решениях подчеркивалась необходимость повышения эффективности мер оперативно-розыскного характера в рамках взаимодействия с уполномоченными органами и ведомствами других стран в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом особый акцент делается на одновременное проведение оперативно-розыскных мероприятий взаимо-
1 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год. URL: https://unis.unvienna.org/pdf/2022/INCB/ INCB_2021_Report_R.pdf (дата обращения: 17.11.2022).
2 О Национальной стратегии по контролю за наркотиками в Республике Таджикистан на 2021-2030 годы: Указ Президента Республики Таджикистан от 20 марта 2021 г. № 145. URL: https:// akn.tj/ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
действующих государств, а также в рамках комплексных оперативно-профилактических операций, связанных с выявлением и пресечением каналов транспортировки наркотиков, задержанием и привлечением к уголовной ответственности лиц, к ним причастных.
Необходимо отметить, что проблематика выявления и блокирования наркоденег входит в повестку дня ОДКБ и ШОС. Под их эгидой проводятся ежегодные международные антинаркотические операции «Канал» и «Паутина» [4; 6, с. 114-123].
Исходя из сказанного, можно заключить, что сложившая на сегодняшний день оперативная обстановка на территориях РТ и РФ, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяющая основные параметры и уровень взаимодействия органов внутренних дел РТ и органов внутренних дел РФ, характеризуется следующими показателями:
— транснациональным характером преступности данного вида;
— корыстной направленностью и высокой доходностью преступлений данного вида;
— организованным характером преступных групп, участвующих в наркобизнесе;
— органической связью транснациональных организованных групп и преступных сообществ с коррупцией, преступлениями террористического характера.
Делая выводы, следует отметить, что за последние десятилетия органами внутренних дел РТ и РФ накоплен значительный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Он является отправной базой для дальнейших научных исследований взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и выработки необходимых организационно-практических и нормативных правовых мер, направленных на повышение их эффективности в новых, более сложных условиях.
Список литературы:
1. 2022 год будет переломным для Афганистана. Интервью Caliber.Az с директором Аналитического центра Российского общества политологов, руководителем Центра изучения афганской политики Андреем Серенко. URL: https://caliber.az/ (дата обращения: 31.01.2022).
2. Буриев М. Таджикистан и его соседи: разное и общее с четырех сторон границы. URL: https://cabar.asia/ru/ tadzhikistan-i-ego-sosedi-raznoe-i-obshhee-s-chetyreh-storon-granitsy (дата обращения: 31.01.2022).
3. В 2022 году производство опиумного мака в Афганистане выросло на 32 процента // Группа ООН по устойчивому развитию. URL: https://unsdg.un.org/ru/latest/stories/v-2022-godu-proizvodstvo-opiumnogo-maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta (дата обращения: 17.11.2022).
4. В Душанбе подведены итоги субрегиональной антинаркотической операции «Канал — Гранитный бастион» // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto.org/news/ news_odkb/v-dushanbe-podvedeny-itogi-subregionalnoy-antinarkoticheskoy-operatsii-kanal-granitnyy-bastion/#loaded (дата обращения: 14.09.2021).
5. Выступление Президента РТ Эмомали Рахмона на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности в режиме видео-конференц-связи о ситуации в Республике Казахстан и мерах по нормализации обстановки // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://
www.odkb-csto.org/videogallery/vystuplenie-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-emomali-rakhmona-na-vneocherednoy-sessii-soveta-kolle/ (дата обращения: 27.01.2022).
6. Красинский В. В. Финансирование терроризма с использованием незаконного оборота наркотиков // Современное право. 2022. № 7.
7. Поздняков А. Н. Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект // Государственная служба и кадры. 2021. № 5.
8. Пресс-конференция по итогам деятельности АКН при Президенте РТ в первом полугодии 2022 г. URL: https://akn.tj/ ru/2021/07/15/press-conference-based-on-the-results-of-the-activities-of-the-agency-for-drug-control-under-the-president-of-the- republic -of-tajikistan-for-the- first - half-of-2021/ (дата обращения: 20.09.2022).
9. Юсуфзода А. Х., Джуразода А. А. Незаконный оборот наркотических средств: некоторые вызовы и угрозы // НаркоФронт. 2020. № 1. С. 35-38.