АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 19 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 19 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html
ISSN 2587-9340
Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
©ФроловаH.A., 2021
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 351.761.3
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-425-437 Шифр научной специальности 12.00.01
НАРКОБЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НОВОГО ВИДА ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
H.A. Фролова
ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»
119021, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2 [email protected]
Аннотация. В исследовании актуализированы вопросы достижения наркобезопасности личности и общества в условиях преобладания методов «гибридного» воздействия на их культуру, сознание и жизнедеятельность, связанного с новыми информационными технологиями с использованием социальных сетей, даркнета, веб-рынков, теневых видов коммуникаций. В реальной действительности это совокупно усиливает антагонизм глубокого конфликта между государством и существующим международным рынком незаконного оборота наркотиков. Проявления наркоэкспансии, динамичного внедрения наркотической субкультуры, нравственной дезориентации молодежи в контексте происходящих в XXI веке глобальных информационных и социальных процессов способствуют усилению опасной тенденции наркотизации социума. С позиции геополитического подхода и его принципов обозначена острота востребованности формирования национальной стратегии контроля над наркотиками через создание и функционирование государственной антинаркотической системы с проведением правовой политики по противодействию распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков. Этому отвечает в полной мере интегративный подход с определением таких важных в данной системе компонентов, как: нормативно-правовой, научно-теоретический, организационно-управленческий, информационный, контрольно-аналитический. В исследовании представ-
лены формы антинаркотической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях для построения системного противодействия незаконному обороту наркотиков в России.
Ключевые слова: безопасность, незаконный оборот наркотиков, проблема, социум, конфликт, государство, гибридная война, антинаркотическая система, антинаркотическая политика
В современных условиях XXI века одной из сложных как мировых, так и внутригосударственных проблем остается проблема распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков, формирующая особую наркореальность, связанную в том числе с наркоэкспансией, формированием наркоиндустрии и наркокультуры. С позиции объективности следует четко представлять, что решение этой проблемы представляет собой задачу высокой сложности и требует со всей очевидностью инновационного, управленческого, научного подходов.
Опасность сохраняющейся наркотизации социума в национальном, региональном и глобальном пространстве с существующим транснациональным наркотрафиком, стратегией и технологиями психоактивного и информационного воздействия на страны, сообщества и наиболее продуктивные для каждого государства социальные группы четко выразил Президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон на прошедшей в 2005 г. в Осло (Норвегия) Международной конференции «Наркоиндустрия и ее жертвы - ограничительная наркополитика и забота о человеке», заложив как политик и исследователь необходимость решения стратегической задачи достижения Европы без наркотиков: «Мы должны взять на себя борьбу с дальнейшим распространением незаконных наркотиков в наших сообществах. Каждый несет ответственность за вклад и помощь в этой борьбе. Мы находимся в условиях нового вида нетрадиционной «войны» с использованием современных технологий. Все имеющиеся ресурсы необходимо максимально эффективно направить против наркобизнеса и его индустрии»1.
Главным пространством действий при ведении современных войн, как считает отечественный ученый-филолог, генерал-майор Е.Г. Князева, становится «менталитет наций, социальных групп и общностей, структура самоопределения, духовные основы армий, вера, идеология, история, патриотизм, культура... Особое место занимают информационные, психологические, кибернетические операции» [1, с. 3].
1 Практика антинаркотической деятельности городов и направления ее совершенствования. Научно-практическое издание. Вып. 1. М.: Орбита-М, 2005. С. 127.
Конфликтность в современном мире, порожденная глобализацией, демонстрирующей стремление более сильных и развитых государств установить для многочисленных регионов Земли единый и отвечающий их интересам порядок, обеспечивая его институтами международного формата, порождает новые конфликтогенные зоны, связанные с проявлениями нелегального международного рынка наркотиков.
Их распространение и незаконный оборот создают опасную, деструктивную наркореальность, для которой становятся характерными возникновение и устойчивое состояние глубокого антагонистического конфликта между государством и наркорынком, разрушение традиционных духовных ценностей и моральных устоев, формирование субкультуры в обществе.
Кроме того, с развитием информационной сферы теневыми структурами с использованием разнообразных интернет-ресурсов осуществляется пропаганда форм девиантного поведения, усиливая негативный контент в Интернете и влияя тем самым на девальвацию национальных и личных культурных предпочтений, нравственную дезориентацию молодежи. Наряду с этим особого внимания заслуживают технологии формирования наркокультуры, в связи с чем в системе ценностей человека происходит определенная трансформация: приоритет начинает приобретать принцип индивидуального потребления в совокупности с потребительским отношением к жизни, потерей способности самостоятельно мыслить, анализировать предметы, явления, возникающие практические жизненные проблемы.
В сложной динамике современных демографических процессов, затрагивающих конкретные государства, регионы, народы и семьи, имеют место проявления наркоэкспансии, внедрение наркотической субкультуры с ее влиянием на образ жизни и деятельность особенно молодежи, на отношения молодых с другими социальными группами, субъектами, институтами.
Незаконное распространение наркотиков способствует изменению форм молодежного досуга, тесному переплетению субкультуры с современными музыкой, кино, игровыми предпочтениями. Создание и функционирование ночных клубов зачастую с реализацией алкоголя, наркотиков, формирование молодежных группировок «по интересам» активизируют граждан в сферу преступности, насилия, праздности.
Наркодельцы активно используют знание интересов молодежи, культивируя в ее среде по выражению немецкого социолога и философа Р. Дарендорфа своеобразные «неправовые зоны». Как исследова-
тель феномена социального конфликта, Р. Дарендорф отмечает, что «существование молодежной нормативной «неправовой зоны», вероятно, больше всего чревато последствиями, ибо изымает из сферы действия норм, на которых держится общество, тех, кто должен усваивать эти нормы» [2, с. 215].
В рамках рассматриваемой проблематики существующая наркореальность корреспондируется с понятием наркобезопасности, достигаемой в большинстве государств путем реализации антинаркотической политики, как системы мер, институтов и средств, способствующих, с одной стороны, противодействию распространения наркотиков, а с другой стороны, восстановлению и сохранению человеческого потенциала, интеллектуального капитала и ресурсов общества.
Обеспечение безопасности государства и общества, представляющее процесс защиты и реализации их интересов, в условиях глобализа-ционных изменений в мире дополняется геополитическим подходом, который позволяет проследить и учесть целый ряд причин и обстоятельств, затрагивающих все условия и возможности государств в решении задач обеспечения национальных интересов и безопасности [3]. Применительно к вопросу влияния наркотиков на безопасность наций необходимо четко представлять, что геополитический подход дает возможность акцентировать процессы изменений в развитии государств, раскрывать и обобщать факторы, влияющие на различные трансформации в социальном, экономическом, правовом, информационном, культурном пространстве конкретного государства.
Безусловно, отмеченное отражает не только принципы жизнедеятельности какого-либо сообщества, но и подходы к контролю тех пространственных категорий, в которых заинтересовано каждое государство. Это в свою очередь позволяет отметить важность фундаментальности таких принципов геополитического подхода применительно к проблеме обеспечения наркобезопасности современного сообщества, как:
- принципа системности в достижении наркобезопасности, который взаимосвязан с организационно-правовой основой ее формирования;
- принципа здравого смысла, основанного на историческом анализе пространственного развития государств, на их культурообразую-щей характеристике в совокупности с состоянием политической и экономической систем.
Потенциал отмеченных принципов при осуществлении наркобезопасности усиливается значимостью принципа ответственности на внутригосударственном и международном уровнях, а в равной мере и
принципа приоритетности норм международного права, международных стандартов прав человека.
Немаловажным является и то, что в рамках геополитического подхода более четко обозначается направленность национальных стратегий контроля над наркотиками, динамика межгосударственных отношений в данной сфере, в связи с чем считаем возможным с позиции борьбы с распространением незаконного оборота наркотиков обратиться к сущностным аспектам геополитического моделирования [4]. Это позволяет обоснованно заключить, что в существующих условиях постиндустриальной информационной эпохи в области контроля над наркотиками среди государств современного мира сформировалось и существует в качестве геополитической модели плюралистское направление, выражающееся в расколе социума на тех, кто «против» наркотиков, и тех, кто «за» наркотики.
Этому в полной мере способствовала глобализация, когда в исторической эволюции на фоне географических открытий новых земель, колонизации отсталых народов развитыми в промышленном отношении государствами происходило культурное выращивание наркотиков с последующим вовлечением их в сферу экономики и международной торговли. При этом применяемые в традиционных обществах в прикладных целях вещества, обладающие наркотическим действием, стали обеспечивать материально-финансовую прибыль метрополиям, ускоряя в них формирование индустриального общества.
Постепенно глобализация с ее рыночной экономикой, сопровождающейся миграцией товаров, ресурсов и рабочей силы, становится одним из объективных факторов распространения наркотиков. Их немедицинское потребление в чуждом человеку мире уничтожало в нем социальную сущность. Глобальная практика, когда наркотики становятся товаром, порождает столкновение самых разных форм социальных объединений, государств, народов, а также отдельных личностей
[5].
Если на историческом этапе Х1Х-ХХ веков решающее значение приобретал приоритет средств производства, определяющий лидерство стран в идущем глобальном процессе, то в конце XX - начале XXI века решающим фактором мирового развития становятся средства коммуникации. Переход к информационному обществу способствовал тому, что в условиях современных процессов резко возросла значимость информационной сферы как совокупности информации, информацион-
ной инфраструктуры, субъектов сбора, формирования, распространения, использования и защиты информации.
Проявлениями развития информационного общества выступают: сама беспрецедентная мощь Интернета как технологии, мировой Сети и средств общения (форумы, социальные сети, мессенджеры); интернет-сайты и информационные технологии; электронные информационные ресурсы; создание цифровой среды в многогранной человеческой деятельности.
Важнейшим результатом подобных инноваций все более становится влияние современных сетевых и производственных технологий особенно в сфере экономики, проявляющееся в новейших направлениях научно-технического прогресса по расширению поля деятельности искусственного интеллекта и дронов, углубляя конкуренцию между компьютерами и людьми. Характер данной тенденции с усиливающимся опасением общества относительно, с одной стороны, снижения уровня жизни, усиления постоянства социальной нестабильности, а с другой -доминирования социальных сетей (Instagram, Facebook, Twitter и др.), размывающих понимание человеком его реального места в мире, отразил англо-американский историк и политолог Э. Кин (род. 1960) в своем исследовательском труде «Ничего личного. Как социальные сети, поисковые системы и спецслужбы используют наши персональные данные». В подобном состоянии создается иллюзия общения и востребованности, а формируемая селфицентричная культура способствует тому, что ценности реальной жизни замещаются погоней за бесконечной цепью «твитов», «лайков», «постов», что, в конечном счете, в реальности приводит к «одиночеству вместе» и позволяет констатировать антисоциальность социальных медиа [6, с. 91-94].
Современные сообщества все острее осознают необходимость достижения устойчивого состояния информационной безопасности, прежде всего, личности наряду с пониманием важности психологического фактора в системе обеспечения национальной безопасности и ее составляющей - наркобезопасности конкретного социума. Вместе с тем повысились риски совершения преступлений против детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в условиях самоизоляции и дистанционного обучения, поскольку увеличилось время, проводимое ими в Интернете.
Так, современная пандемия СОУШ-19 оказала влияние на незаконный оборот наркотиков как в мире, так и в России, так как в условиях самоизоляции возросло количество личных сделок с доставкой
товаров на дом, а кризисное социально-экономическое положение уязвимых групп населения с потерей работы и законных доходов стало фактором не только роста потребления наркотиков, но и расширения формата незаконной деятельности. В поиске наркотиков более заметную роль стали играть веб-рынки, даркнет, социальные сети, защищенные коммуникационные приложения. При этом наркотрафик по большинству основных маршрутов продолжает приносить наркобизнесу огромную прибыль.
Наркореальность, влияя на безопасность и развитие наций, позволяет охарактеризовать ее как пространство гибридной войны, понятийный смысл которой подчеркивает наличие в данной реальности:
- целевой составляющей, связанной с получением сверхдоходов наркомафией, организованными преступными группировками;
- противоправности деятельности, преступного механизма производства, транспортировки, логистики, торговли, распространения наркотиков;
- системного подхода к организационно-структурному, технологическому и финансовому обеспечению преступной деятельности.
Отмеченные аспекты наркореальности существенно усиливают конфликтные проявления в обществе, что особо отражается на безопасности важнейших сфер социальных отношений, требующих значительного государственного внимания и практических мер содействия в их укреплении и развитии. Это, безусловно, сферы:
- семьи и семейной политики, реальных направлений поддержки и защиты института семьи и ее ресурсов, включая деятельность по искоренению бедности как негативного явления, унижающего сущность и достоинство социального государства;
- молодежной политики с достижением исключения состояния молодежной безработицы, коммерциализации сфер развития молодежи;
- культурной политики, направленной на повсеместное воспитание общественных институтов культурой с сохранением и преемственностью национальных духовно-нравственных ценностей, народных жизненных традиций;
- информационной политики, включающей технологический компонент гражданско-правового сознания, эффективной социальной рекламы, полезной и общедоступной информации.
Для обеспечения наркобезопасности общества и личности действенной государственной мерой в России должна быть правовая антинаркотическая политика с комплексом результативных мер по созданию
антинаркотической системы с определением задач антинаркотической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях.
Антинаркотическая система должна включать подсистемы комплексной профилактики наркотизма, лечения и социальной реабилитации наркозависимых, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды и опираться на понятную и разделяемую обществом государственную идеологию в данной сфере социальной жизни, иметь единую правовую основу, а также эффективные механизмы:
- управления антинаркотической деятельностью и ее контроля;
- реализации целевых антинаркотических программ;
- межрегионального и международного сотрудничества в сфере борьбы с наркотиками.
В качестве главных активных субъектов антинаркотической системы должны выступать органы власти всех уровней, гражданские институты, средства массовой информации, правоохранительные органы, общественные структуры.
При этом антинаркотическая система понимается как комплекс государственных и общественных институтов, структур, норм, средств, методов, отношений, с помощью которого на уровне государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования целенаправленно осуществляется защита общества от негативных явлений, связанных с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков. С позиции интегративного подхода видится целесообразным определить следующие компоненты антинаркотической системы, формирующие ее как целостное и сложное образование.
Первый компонент - нормативно-правовой, ядро которого составляет антинаркотическое законодательство. В данном аспекте речь идет о создании единого правового пространства, в котором должна функционировать государственная антинаркотическая система. Приоритетным должен стать принцип иерархического построения актов в данном компоненте. Это необходимо для формирования полноты нормативно-правовой базы противодействия распространению наркомании, устранения пробелов в имеющемся законодательном материале, принятия в опережающем порядке базовых нормативных актов федерального уровня и на этой основе дальнейшего развития и совершенствования антинаркотического законодательства субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы правовой антинаркотической муниципальной политики.
Второй компонент - научно-теоретический, связан с формированием стратегии государственной правовой антинаркотической политики, научной методологией, с проработкой проблемных теоретических и практических вопросов в сфере борьбы с наркотиками.
Третий компонент - организационно-управленческий. Он включает субъекты антинаркотической системы, а также способствует развитию координационных начал в деятельности структур, связанных с противодействием наркотизации общества, становлению института антинаркотического управления с целью совершенствования правоприменительной практики в сфере борьбы с наркотиками.
Четвертый компонент - информационный. Предусматривает взаимодействие государственных и общественных ресурсов и должен быть включен в разработку эффективных методов антинаркотической пропаганды, социальной рекламы, в формирование устойчивого антинаркотического правосознания, развитие правового просвещения и воспитания как средств правового воздействия на поведение человека.
Пятый компонент - контрольно-аналитический. Это - средства, способы, действия, направленные на анализ, изучение и выявление факторов распространения наркомании и ее преодоление как опасного деструктивного явления. Ресурсы компонента связаны с выработкой методов эффективного контроля за принятием и реализацией антинаркотических программ, совершенствования судебной практики по делам, связанным с наркопреступлениями.
Выделенные основные компоненты государственной антинаркотической системы позволяют обосновать целесообразность разделения ее на уровни, ценность которых видится в развитии подходов к достижению научности, инициативности и действенности в социальной практике для противодействия распространению наркотиков в российском обществе.
На федеральном уровне в обозначенной системе определяется взвешенная антинаркотическая политика как вид теоретической, научно-методологической и организационно-правовой деятельности, проводится мониторинг результатов антинаркотической деятельности регионов в рамках федеральных округов. Данный уровень должен усиливаться поддерживаемой обществом государственной идеологией в сфере борьбы с наркотиками и наркопреступностью. Идейная составляющая борьбы с наркотиками должна отвечать социальным ценностям, которые заслуживают защиты - здоровье народа, развитие молодежи, общественный порядок и безопасность, культура и др. Формиро-
вание мировоззренческой основы противодействия наркоагрессии особенно значимо для России в условиях низкой правовой культуры общества. Укрепление антинаркотического мировоззрения необходимо и для создания в обществе атмосферы нетерпимости к наркоманам и организаторам наркобизнеса. В обозначенном контексте именно идеология позволяет выстроить ценностные ориентации индивида и общества и наряду с правовыми нормами быть средством реализации государственной политики. Антинаркотическая политика, отвечающая конкретной цели обеспечения национальной безопасности России, должна включать совершенствование антинаркотического законодательства, юридической практики, выработку координационных мер в рамках реализации общегосударственной антинаркотической стратегии.
На региональном уровне формируется антинаркотическая деятельность с учетом социальных, экономических, демографических, национальных, культурных особенностей. Ядром региональной антинаркотической системы должна быть исполнительная власть субъекта РФ. Важнейшими направлениями на данном уровне являются разработка и реализация программного обеспечения в сфере борьбы с наркотиками, усиление кадрового ресурса, формирование межведомственного взаимодействия структур, в компетенцию которых входят вопросы антинаркотической деятельности.
В каждом субъекте Российской Федерации необходимо создать реабилитационный центр с развитием воспитательных и трудовых практик. Практическим расширением содержания антинаркотической деятельности региона должен стать сравнительный анализ антинаркотической работы муниципалитетов.
На местном уровне осуществляется ежедневная практическая работа по противодействию распространению наркомании, приоритетами которой должны быть гражданско-общественные инициативы, управляемость, постоянство профилактики.
Достижение четкой взаимосвязи данных уровней позволит сформировать антинаркотическую систему как результативную, действующую на опережение негативных социальных практик. При этом столь необходимому для российского общества состоянию наркобезопасности в условиях нового века отвечает объективное осознание на всех уровнях построения такой модели государственной правовой антинаркотической политики, которая позволит не только обеспечить приоритет комплексной профилактики наркомании, но и рационально внедрить имеющиеся ресурсы в практику системного противодействия не-
законному обороту наркотиков на геополитическом пространстве Российской Федерации.
Список литературы
1. Князева Е.Г. // Гибридные войны в геополитических процессах XXI века: материалы межвузовского «круглого стола». М.: Изд-во Военный университет, 2015. 188 с.
2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы / пер. с нем. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. 284 с.
3. Смулъский C.B. Сущность геополитического подхода к анализу условий обеспечения национальной безопасности // Общая теория национальной безопасности / под общ. ред. A.A. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 269, 275-276.
4. Смулъский C.B. Современные геополитические модели // Общая теория национальной безопасности / под общ. ред. A.A. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 279-283.
5. Зазулин Г.В. Наркореальность как предмет социально-философского анализа // Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России. M.: Орбита-М, 2014. С. 69-71.
6. Кии Э. Ничего личного. Как социальные сети, поисковые системы и спецслужбы используют наши персональные данные. М.: Альпина Паблишер, 2016. 224 с.
Статья поступила в редакцию 13.07.2021 г. Одобрена после рецензирования 15.09.2021 г. Принята к публикации 22.09.2021 г.
Информация об авторе
Фролова Наталья Алексеевна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой торгового права и основ внешней экономической деятельности. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5102-9039
Для цитирования
Фролова H.A. Наркобезопасность в современных условиях нового вида войны: проблемные аспекты // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 19. С. 425-437. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-19-425-437
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-425-437
DRUG SAFETY IN MODERN CONDITIONS
OF A NEW TYPE OF WAR: PROBLEMATIC ASPECTS
N.A. Frolova
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
53/2 Ostozhenka St., Moscow 119021, Russian Federation
frolova.ragsi@,yandex.ru
Abstract. The study actualizes the issues of achieving drug safety for individuals and society in the context of the prevalence of methods of "hybrid" impact on their culture, consciousness and life, associated with new information technologies using social networks, the darknet, web markets, shadow types of communications. In reality, this cumulatively reinforces the antagonism of a deep conflict between state and existing international drug trafficking market. The manifestations of drug expansion, the dynamic introduction of the drug subculture, the moral disorientation of young people in the context of the global information and social processes taking place in the 21st century contribute to the strengthening of the dangerous trend of drug addiction in society. From the standpoint of the geopolitical approach and its principles, we indicate the urgency of the need for the formation of a national drug control strategy through the creation and functioning of the state antidrug system with the implementation of a legal policy to counter the spread of drug addiction and illegal drug trafficking. This is fully answered by an integrative approach with the definition of such important components in this system as: regulatory and legal, scientific and theoretical, organizational and managerial, information, control and analytical. The study presents the forms of anti-drug activities at the federal, regional and local levels to build a systemic counteraction to drug trafficking in Russia.
Keywords: security, drug trafficking, problem, society, conflict, state, hybrid war, anti-drug system, anti-drug policy
References
1. Knyazeva E.G. In: Materialy mezhvuzovskogo «kruglogo stola» «Gibridnvve voyny v geopoliticheskikh protsessakh XXI veka» [Proceedings of International "Round-Table" "Hybrid Wars in the Geopolitical Processes of the 21st Century"]. Moscow, Military University Publ., 2015, 188 p. (In Russian).
2. Darendorf R. Sovremennvy sotsial 'nyy konflikt. Ocherki politiki s\>obody [Contemporary Social Conflict. Essays on the Politics of Freedom], Moscow, Russian Political Encyclopedia Publ., 2002, 284 p. (In Russian).
3. Smulskiy S.V. Sushchnost' geopoliticheskogo podkhoda k analizu usloviy obespeche-niya natsional'noy bezopasnosti [The essence of the geopolitical approach to the analysis of the conditions for ensuring national security]. Obshchava teoriva natsional'noy
bezopasnosti [General Theory of National Security]. Moscow, RAPS Publ., 2002, pp. 269, 275-276. (In Russian).
4. Smulskiy S.V. Sovremennyye geopoliticheskiye modeli [Modern geopolitical models]. Obshchaya teoriya natsional'noy bezopasnosti [General Theory of National Security]. Moscow, RAPS Publ., 2002, pp. 279-283. (In Russian).
5. Zazulin G.V. Narkoreal'nost' kak predmet sotsial'no-filosofskogo analiza [Drug reality as a subject of socio-philosophical analysis]. Teoriya, praktika i metody antinarkoti-cheskoy deyatel'nosti v sovremennoy Rossii [Theory, Practice and Methods of AntiDrug Activities in Modern Russia]. Moscow, Orbita-M Publ., 2014, pp. 69-71. (In Russian).
6. Kin E. Nichego lichnogo. Kak sotsial'nyye seti, poiskovyye sistemy i spetssluzhby is-pol'zuyut nashi personal 'nyye dannyye [Nothing Personal. How Social Networks, Search Engines and Intelligence Agencies Use Our Personal Data]. Moscow, Alpina Publ., 2016, 224 p. (In Russian).
The article was submitted 13.07.2021 Approved after reviewing 15.09.2021 Accepted for publication 22.09.2021
Information about the author
Natalia A. Frolova, Doctor of Law, Professor, Head of Commercial Law and Fundamentals of Foreign Economic Activity Department, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5102-9039
For citation
Frolova N.A. Narkobezopasnost' v sovremennykh usloviyakh novogo vida voyny: prob-lemnyye aspekty [Drug safety in modern conditions of a new type of war: problematic aspects]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 19, pp. 425-437. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-19-425-437 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Работа доступна по лицензии
Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0
Всемирная