В главной священной книге христиан говорилось о путях приобретения политического авторитета: «Кто хочет быть первым, тот должен быть всем слуга», «Милостью он поддерживает престол свой»11. И если царю удастся выполнить библейские предписания, то реализуются высшие цели политического руководства — умножится число разумных граждан в государстве и благосостояние народа, так как «мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено»12. От людей требовалось признавать в качестве политических руководителей только лиц, способных правильно предвидеть результаты собственных поступков и поведения своих подчиненных. «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем, — наставляла Библия. — Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город»13.
Ранние идеи христианства оказали огромное воздействие на человечество. Содержащиеся в Библии политические идеи послужили конструктивным элементом многих классических учений о политике и государстве. И хотя отдельные положения христианства не выглядят чисто политическими, в целом сила их воздействия на общество и государство носила беспрецедентный характер, оказалась беспримерной. История человеческой цивилизации после победы христианства и его идей стала качественно иной. В своем дальнейшем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая опиралась на наследство, полученное от общего христианского вероучения, возникшего на переломном этапе развития человеческой цивилизации.
1 См.: СвенцицкаяИ.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. С. 2.
2 См.: Там же.
3 Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, 5:3.
4 Цит. по: Античное христианство. URL: http://supreme-yoga.ru/christianity/antich.php (дата обращения: 15.10.2016).
5 См.: Библия. Новый Завет. Откровение Ионна Богослова (Апокалипсис), 18:2.
6 Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых, 14.
7 Библия. Ветхий Завет. Левит, 19:34.
8 Цит. по: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Ran/14.php (дата обращения: 17.10.2016).
9 Библия. Новый Завет. Первое Соборное послание Святого Апостола Петра, 2:19.
10 Библия. Ветхий Завет. Второзаконие, 17:20.
11 Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых, 20:28.
12 Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 10:1.
13 Там же, 10: 2, 10:3.
И.Н. Коновалов
НОВЫЙ ЭТАП АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)
В статье исследуется новый этап антинаркотической политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их легализации на региональном уровне.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, регион, наркоагрессия, наркотический лоббизм, неправительственные и некоммерческие организации.
© Коновалов Иван Николаевич, 2016
Доктор исторических наук, профессор кафедры политологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 211
I.N. Konovalov
NEW STAGE OF COUNTER-NARCOTICS POLICY IN MODERN RUSSIA (REGIONAL ASPECTS)
Article is devoted to a research of a new stage of counter-narcotics policy in the sphere of counteraction to drug trafficking and their legalization at the regional level.
Keywords: counter-narcotics policy, region, narcoaggression, narcotic lobbyism, nongovernmental and non-profit organizations.
Новый этап противодействия наркоагрессии и наркотическому лоббизму в стране находит свое реальное выражение в государственных национальных программах, выполнение которых будет способствовать сокращению числа наркозависимых. Среди них: «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»; «Государственная программа реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, рассчитанная до 2020 года»; «Стратегия по формированию здорового образа жизни на период до 2020 года»; «Концепция государственной семейной политики до 2025 года» и др.
Проблема незаконного оборота наркотиков в России в последние годы значительно обострилась и оказывает возрастающее негативное влияние на общественную жизнь, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации, затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства и общества. По экспертным оценкам, прозвучавшим на заседании президиума Госсовета 17 июня 2015 г., в стране употребляют наркотики 7,3 млн граждан, регулярно 2 млн чел. Потери от наркомании в 1,5 раза превышают бюджет минобороны - до 1,5 трлн руб. в год, а затраты на борьбу с ней составили 96 млрд руб.1
По мнению Президента России В.В. Путина, который открывал работу президиума Госсовета: «ситуация с наркотизацией страны остается непростой. Не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах РФ, в том числе героина, поставляемого из Афганистана. Ряд государств начали настоящую кампанию по легализации отдельных видов наркотиков, так называемых легких наркотиков. Мы, безусловно, выступаем против таких подходов, и эту точку зрения необходимо активнее продвигать на всех международных площадках»2.
Следует учитывать, что наркоагрессия как самый доходный преступно-организованный бизнес, не только свободно преодолевает границы государств и любые запреты, но и проводит наступательную политику, направленную на легализацию наркотиков и пропаганду наркотической субкультуры.
Все это свидетельствует о несовместимости целей государства и наркобизнеса и отражает состояние их глубокого противостояния. Вместе с тем используемые в настоящее время формы и методы противодействия наркотизации общества недостаточно эффективны. В этой связи пришло время перевести антинаркотическую политику в новое качественное состояние, вовлекая в противодействие наркотизации все имеющиеся силы и ресурсы: от соответствующих государственных органов до институтов гражданского общества и конкретного человека.
По мнению специалиста в сфере антинаркотической политики Н.А. Фроловой, инструментом, провоцирующим усиление наркотической угрозы, является деятельность наркотического лобби, открыто рекламирующего философию наркомании, призывающего к прекращению финансирования «войны наркотикам», стремясь к достижению следующих целей:
узаконить и финансировать программы обмена шприцев и средств контрацепции;
на основании уважения права выбора, принятия самостоятельных решений человеком, отказаться от системы принудительного лечения от наркозависимости и включить в лечебную программу заместительную терапию;
декриминализировать потребление наркотиков, отменив наиболее жесткие меры уголовного преследования;
легализовать, как в ряде европейских стран (Голландия, Великобритания, Швейцария, Португалия) и штатов США (Колорадо, Вашингтон), легкие наркотики и их производные3.
В сложной антинаркотической работе мощный потенциал имеет региональный ресурс самоорганизации общественной жизни в лице различных движений, родительских, волонтерских организаций, объединенных целью борьбы с немедицинским потреблением наркотиков. В этой связи заслуживает внимания региональная практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества — Карельскими региональными организациями, гг. Петрозаводска, Великого Новгорода, Саратова4.
Сложившаяся наркоситуация требует решительных и активных действий в организации противодействия злоупотребления наркотическими средствами и психоактивными веществами. Только научно обоснованная антинаркотическая политика способна остановить волну наркоэкспансии, захлестнувшую Россию.
Отмеченный тезис приобретает особую значимость в современных условиях, когда в ряде регионов России наблюдаются попытки неправительственных и некоммерческих организаций вывести проблему наркотиков и СПИДа из сферы правоприменительной в сферу здравоохранения. Так, проводником либеральной наркополитики и ее последствий в России выступает Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «Эсверо», финансируемое Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Фондом Сороса5, Агенством по международному развитию Госдепартамента США. В 2014 г. ее программа «Поддержка доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции путем развития услуг среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации» реализовывалась в 31 российском городе, клиентами низкопороговых проектов стали 52 632 потребителя инъекционных наркотиков6.
В Саратовской области филиалом «Эсверо» являлась закрытая ныне Саратовская региональная общественная организация «Социум». Она длительное время (с 1998 г.) осуществляла реализацию проектов по снижению темпов роста распространения ВИЧ/СПИДа в гг. Саратове, Балаково, Энгельсе через организацию аутрич-работы в среде потребителей инъекционных наркотиков. За период проведения проектов «Социум» получил порядка 100 000 шприцев и 10 000 презервативов, которые были реализованы (бесплатная раздача) среди потребителей наркотиков и групп риска.
В инструкции по технике безопасности работы аутрич-работников и волонтеров, составленной в соответствии с проектом CITIWIDE (Нью-Йорк), в разделе „Как не надо работать" указывается: «Не пытайся навязать людям идею о необходимости прохождения лечения от наркозависимости. Наша задача — это
помощь и поддержка тем людям, которые употребляют наркотики, а не попытка что-то навязать».
В другом источнике говорится: «Твоя задача не в том, чтобы убедить их бросить наркотики. Уважай право другого делать свой выбор и принимать самостоятельные решения. Снижение вреда — это когда уважается достоинство и права каждого человека» 7.
Приведенное высказывание свидетельствует о различных подходах к осуществлению политики в области контроля над наркотиками и сопровождающими их заболеваниями. При этом деятельность вышеназванных организаций вступает в противоречие с государственной политикой в сфере профилактики наркомании и СПИДа.
В чем его суть? Среди множества методов профилактики наркомании и СПИДа можно выделить два основных направления. Первое — реализует Минздравсоцразвития России, его отстаивают службы по контролю за наркотиками и огромное количество общественных организаций. Сторонники этого направления считают человека существом разумным и прагматичным, поэтому в условиях повышенной опасности предлагают людям отказаться от стереотипов сексуальной революции в пользу семейных ценностей, добиваются полного освобождения страдающих от наркотической зависимости.
Идеи второго направления проводят в жизнь Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Фонд Сороса и для России — Агентство по международному развитию Госдепартамента США. Оно базируется на принципах идеологии, которую иногда относят к последней версии либерализма, правильнее ее назвать постлиберализмом. Для данной идеологии в контексте наркозависимости характерна максимализация прав людей, входящих в т.н. уязвимую группу (наркоманы, сексуальные меньшинства, проститутки). Сторонники указанного направления исходят из того, что большинство наркоманов не желают избавляться от наркозависимости, соответственно необходимо обеспечить им возможность употреблять наркотики и не заражаться при этом СПИДом. Поэтому выделяются большие деньги на программы «снижения вреда» — бесплатной раздачи презервативов, одноразовых шприцев и программы заместительной терапии.
Итак, налицо противоречие не только методологий, но и идеологий. С одной стороны, попытки призвать население к здоровому образу жизни, полному отказу от наркотиков, аппелирование к традиционным семейным ценностям. А с другой, пропаганда «снижения вреда», по сути, косвенная, но поддержка наркотической субкультуры. Получается, что борьба международных фондов с наркоманией и эпидемией СПИДа — это всего лишь ширма для продвижения собственных интересов на еще «не освоенные» территории.
1 См.: Зелье вне закона // Российская газета. 2015. 18 июня.
2 См.: Там же.
3 См.: ФроловаН.А Государство и институты гражданского общества как субъекты антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт // Антинаркотическая политика в современной России: цели, средства, результаты / [С.Б. Суровов, А.В. Малько, И.Н. Коновалов и др.]; под ред. А.В. Малько, И.Н. Коновалова. Саратов, 2013. С. 52.
4 См.: Коновалов И.Н. Методические рекомендации для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Саратов, 2015. С. 29-40; Про-
В. Н. Купин • Геополитический фактор современных трансграничных демографических вызовов и миграционных угроз
хорова М. Карельская региональная общественная организация «Матери против наркотиков» — участник взаимодействия общества с властью. URL: www.ecad.ru (дата обращения: 11.09.2015).
5 В начале 90-х гг. XX в. миллиардер Джордж Сорос выделяет движению легализации огромные денежные средства, инвестируя создание Фонда по вопросам наркополитики (DPF). Он является крупным спонсором усилий по смягчению законов, направленных против наркотиков, стратегии введения легального потребления марихуаны как лекарства в т.н. «медицинских целях», а по сути нового легального бизнеса.
6 Официальный сайт НП «Эсверо». URL: http://programma.x-pdf.ru/16poUtologiya/157404-1-esvero-otchet-2013-2014-moskva nekommercheskoe-partnerstvo-podderzhke-socialno-profilakticheskih-programm-sfere-obschestv.php (дата обращения: 15.10.2016).
7 В Саратове суд признал иноагентом организацию, раздававшую шприцы и презервативы // Православие и мир. 2016. 20 апр.; Владимир Познер высказался в защиту признанной «иностранным агентом» саратовской НКО // Свободные новости. 2016. 17 мая; Энгельсская прокуратура потребовала от организации, финансируемой Госдепом США, объявить себя иностранным агентом. URL: http://nversia.ru/news/ view/id/83464 (дата обращения: 07.04.2016).
В.Н. Купин
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ И МИГРАЦИОННЫХ УГРОЗ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье освещаются некоторые аспекты глобальных геополитических тенденций; даются оценки изменений в конфигурации международных отношений, проблем демографических вызовов и трансграничных миграционных угроз, анализу причин повышения напряженности в современном мире и мерам по обеспечению глобальной и национальной безопасности, а также особой роли России в этом процессе.
Ключевые слова: мировая система, демографические вызовы, миграционные угрозы, ш
многополярность, трансграничные геополитические процессы, миропорядок, глобальность, т
однополярность, международная напряженность, гегемония, безопасность. К
СС
V.N. Kupin О
в
GEOPOLITICAL FACTOR OF MODERN DEMOGRAPHIC |
CHALLENGES AND THREATS TO GLOBAL MIGRATION |
AND NATIONAL SECURITY T
в I
Аги^ is devoted to some aspects of the global geopolitical trends, assessment of changes in й
the configuration of international relations, problems of demographic challenges and threats of 5
cross-border migration, the analysis of the causes of increasing tension in the modern world and д
measures to ensure global and national security, as well as Russia's special role in this process. е
Keywords: world, demographic challenges, migration threats, multipolarity, transboundary О
geopolitical processes, world order, global, unipolarity, international tensions, hegemony, safety. s (
к
д
В сложной мозаике глобальных демографических и миграционных процессов № современности все отчетливее вырисовывается ярко выраженная геополитиче- (1 ская составляющая. Причем тесное переплетение геополитики с демографиче- •) скими и миграционными процессами, требует особой методологии в их оценке. 1
СП
Основы такой методологии были заложены французской геополитической школой «поссибилизма» (Ля Блаш1) и отечественной теорией «географического индивидуума» (П.Н. Савицкий2). В противовес немецкой классической геопо-
© Купин Виктор Николаевич, 2016
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры политологии (Саратовская государственная юридическая академия), Почетный работник высшей школы РФ; e-mail:[email protected]