Научная статья на тему 'Наркоагрессия как угроза национальной безопасности:региональный аспект'

Наркоагрессия как угроза национальной безопасности:региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1745
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ADDICTION / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / DRUG CRIME / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов С.В.

Существующая транснациональная проблема распространения и злоупотребления наркотическими средствами относится к числу острейших проблем современности и является реальной угрозой безопасности России. В условиях демографического кризиса, дальнейший рост количества наркозависимых должен рассматриваться как развязанная против России наркоагрессия. Противодействие этой угрозе должно быть выстроено в систему, четко скоординированную на всех уровнях власти, с безусловной поддержкой общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existing transnational drug proliferation and drug abuse are among the most acute nowadays problems and are a real threat to Russia’s security. in conditions of a demographic crisis, a further increase of number of drug addicts should be considered as drug aggression unleashed against Russia. Countering this threat must be systemized, well-coordinated at all levels of government, with the unconditional support of the public.

Текст научной работы на тему «Наркоагрессия как угроза национальной безопасности:региональный аспект»

НАРКОАГРЕССИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С. В. Новоселов1

Ключевые слова: наркомания, наркопреступность, национальная безопасность. Keywords: addiction, drug crime, national security.

Существующая в настоящее время транснациональная проблема распространения и злоупотребления наркотическими средствами относится к числу острейших проблем современности. Данная проблема стала явлением, разрушительным для общества, для здоровья людей, политической и экономической стабильности государства: рост преступности, теневой экономики, насилие, коррупция, истощение людских, природных и финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития, ослабление политической, культурной, социальной и экономической структуры общества.

По данным ООН, общее количество наркоманов в мире превышает 200 млн чел. В условиях демографического кризиса, охватившего практически все регионы России, дальнейший рост количества наркозависимых рассматривается как одна из главных угроз безопасности страны [11].

По мнению экспертов, из-за проблемы наркомании российское общество сегодня находится на стадии деградации. В России за последние 10 лет число лиц, употребляющих наркотики, увеличилось в 9 раз. Официально зарегистрировано 537 тыс. потребителей наркотиков, или 241 чел. на 100 тыс. населения. Согласно результатам исследования НИИ наркологии в Российской Федерации насчитывается 3-3,5 млн больных наркоманией, а неофициально -значительно больше. По экспертным данным, в реальности около 5 млн чел. регулярно употребляют наркотические вещества. 60 % потребителей наркотиков - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. В сутки от передозировки наркотиков в России гибнет 82 чел., или практически 1 чел. каждые 15 мин [3].

1 Новоселов Сергей Вениаминович - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Астраханского государственного университета. Эл. почта: seveno@rambler.ru.

Добавим к сказанному,чтонаносимый экономике социально-экономический ущерб от наркомании, по подсчетам экспертов, достигает 2,5 % ВВП и составляет около 1,5 трлн р., не считая прямого ущерба экономике в виде нелегального рынка наркоденег и их воздействия на легальный бизнес [2].

Более того, современная криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков не только реально угрожает нормальному развитию социальных отношений, но и стимулирует рост общеуголовной преступности, насилия и коррупции. В своей основе наркобизнес стал организованным и профессиональным, монополизированным организованными преступными группировками, предпринимающими попытки проникновения во власть, стимулируя рост коррупции.

Борьба с наркопреступностью не может быть отделена от борьбы с международным терроризмом, так как наркобизнес сегодня тесно связан с терроризмом. Доходы от наркоторговли являются в первую очередь финансовой основой для организованных преступных сообществ и международных террористов. Последние события на Северном Кавказе показали, что сращивание наркобизнеса и террористических организаций несет угрозу национальной безопасности России.

В настоящее время общество уже всерьез обеспокоено реальной угрозой будущему нации. В том, что это угроза реальна, уже не сомневается никто. Все меньше на страницах газет и телевизионных экранах появляется статей «правозащитников», доказывающих, что в демократическом обществе право гражданина употреблять наркотики является составной частью общих прав человека, таких, как свобода совести, вероисповедания, слова. Дискуссии на тему «Наркомания - это болезнь или преступление?» отходят в прошлое. Всем уже стало совершенно ясно, что развязанная наркоагрессия против России -это форма и способ уничтожения генофонда страны, а значит, и самой страны. Основная цель - увеличение количества наркозависимых. Для этого необходимы три главные составляющие: 1) организация поставок наркотиков; 2) создание сети распространителей (оптовиков и мелких сбытчиков); 3) формирование условий для употребления наркотиков, в узком смысле - наркопритонов. Все эти три составляющие присутствуют на территории Астраханской области.

Географическое и геополитическое положение, проблемы в области пограничного и таможенного контроля способствуют восприятию России со стороны международных наркокартелей в качестве одного из растущих рынков и территорий для осуществления масштабных операций по распространению и транзиту наркотиков. В данном контексте Астраханская область имеет особое значение. Ее географическое положение, пересечение крупных транспортных магистралей и приграничный статус, высокий уровень наркотизации населения и резкое увеличение фактов контрабандных поставок, указывают на

возрастающую активность международных наркоструктур по использованию региона в качестве транзитного центра для контрабанды наркотиков из стран Центральной Азии в центральные регионы России и страны Западной Европы. Астраханская область стала, по сути, «героиновыми воротами» и первым форпостом на пути проникновения наркотиков в Россию. Обстановка, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Астраханской области, остается крайне сложной. В силу специфики региона, область имеет внутренние и внешние проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Естественные природные условия региона идеальны для произрастания дикорастущей конопли (каннабиса) на всей территории области. До революции в России коноплей засеивались огромные площади. Из стеблей конопли выделывали пеньку, из которой в свою очередь производили канаты, веревки, шпагат. Из семян конопли производили масло, идущее на производство олиф, лаков и красок. В настоящее время сбор, изготовление и продажа наркотиков (марихуаны и гашиша) стало своеобразным бизнесом местного населения. «Чуйская долина» Астраханской области - так называют местные жители поля дикорастущей конопли. Созревают наркосодержащие растения канна-бисной группы в начале июля, именно в это время возрастает приток в область «наркотуристов». Кроме того, если раньше внутреннее снабжение региона наркотическими средствами было сезонным явлением, то теперь фактор сезонности уже не существует. В настоящее время коноплю, причем культурную, начали выращивать с целью последующей реализации повсеместно. Семена такой конопли завезены из Голландии. Получают элитные семена конопли и инструкцию по ее возделыванию через Интернет. Причем стоимость такого вида наркотика приравнивается к героину.

Из внешних маршрутов проникновения наркотиков в область и последующего транзита необходимо выделить три основных направления: из Центральной Азии (Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан) через Казахстан (железнодорожным и автомобильным транспортом) поступает в основном афганский героин; из Азербайджана осуществляются поставки опия; морской наркотрафик гашиша и опия осуществляется из Исламской Республики Иран.

В последнее время обозначился новый канал поставок в регион синтетических наркотиков - из Прибалтики, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Ростова-на-Дону [5]. Такая масштабность наркотрафика и разнообразие наркотиков способствуют тому, что часть наркотиков находит своего потребителя на территории Астраханской области.

Если за период 2004-2005 гг. было пресечено 10 фактов контрабанды наркотических средств и ликвидировано 8 каналов поставки наркотиков, то уже в 2008 г. было выявлено 16 фактов контрабанды наркотиков, что позволило в

определенной степени парализовать работу основных каналов поставки наркотиков на территорию региона. В 2008 г. из незаконного оборота было изъято 261,47 кг наркотических средств и психотропных веществ (в 2007 г. - 226,1 кг, в 2006 г. - 169,55, в 2005 г. - более 115, в 2004 г. - 110 кг). В результате предпринятых мер произошло снижение доступности наркотиков и изменение в структуре наркорынка и наркопротребления. Так, цена на героин и опий возросла в среднем на 20-30 %, а прекурсоры подорожали в 2-3 раза [12].

Вместе с тем это не привело к полному исчезновению на рынке наркотических средств, а ситуация, связанная с распространением и употреблением наркотических средств, остается столь же напряженной, как и в предыдущие годы. Статистические данные показывают, что Астраханская область продолжает входить в число регионов Российской Федерации с высоким уровнем наркотизации населения. В 2007 г. в области на 100 тыс. населения приходилось почти 490 потребителей наркотиков (в ЮФО - около 400 потребителей наркотиков, в России - 350 потребителей наркотиков на то же число). По данным Астраханского областного наркологического диспансера, на 1 января 2009 г. на учете состояло 4,358 тыс. чел., или 6,8 % экономически активного населения области, с диагнозом «наркомания» -2,612 тыс. чел. (в 2007 г. - 4,887 тыс. чел., с диагнозом «наркомания» - 3,942 тыс. чел., в 2006 г. - 5,342 тыс. чел., с диагнозом «наркомания» - 3,156 тыс. чел.) [10].

По оценке экспертов, на 1 января 2009 г. 0,43 % населения области употребляло наркотики. Специалисты утверждают, что если 7 % населения употребляет наркотики, то нация обречена на вымирание.

Наряду с этим, очевидно, что латентное количество наркозависимых гораздо выше официальной статистики. Приведенные цифры лишь приблизительно отражает истинное положение дел, на самом деле количество лиц, имеющих подобную проблему, в 8-10 раз больше официально зарегистрированного числа. Астраханская область входит в десятку особо неблагоприятных по детской и подростковой наркомании. В 2008 г. в Астраханской области было выявлено 1,845 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние. Порог обращения к наркотикам снизился до 9-10 лет, встречаются случаи приема наркотиков с 6-летнего возраста [9]. Результаты опроса, проведенного в 2006 г. «Центром человековедческой компетентности педагогов» и информационно-аналитическим отделом мэрии г. Астрахани среди учащейся молодежи (2500 школьников 8-11 классов и студентов вузов) свидетельствуют о том, что некоторые из них начинают употреблять наркотики в 10-11 лет, но большинство - в 15-17 лет. Так называемый легкий наркотик, анашу, в 1011 классах употребляют уже около 12 % школьников. Студентов, которые хотя бы раз употребляли наркотик, еще больше - 14 %. Данные опроса дают определенное представление о масштабах беды, которая нам грозит [6].

Как показывают социологические исследования, 80 % потребителей наркотиков - это молодежь в возрасте 18-39 лет. Один потребитель наркотиков за год вовлекает в потребление наркотиков до 10 чел. Средняя продолжительность жизни наркомана, употребляющего внутривенные наркотики опийной группы, составляет около 27 лет. Медики почти не сталкиваются с наркоманами старше 30 лет. При этом только 5% наркотически зависимых при желании могут войти в устойчивую ремиссию и отказаться от наркотиков. Молодые люди, регулярно употребляющие наркотики, умирают в возрасте 16-17 лет, имея «стаж» всего полгода, чаще от передозировки наркотиками. Только в 2006 г. в Астраханской области от передозировки наркотиками и другими психотропными средствами умерли 30 человек трудоспособного возраста [13].

Помимо высокой смертности от потребления наркотиков, данные медицинской статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими заболеваниями со смертельным исходом. За последние 22 года, с момента регистрации первого случая СПИДа, вирусом иммунодефицита человека в России заразились 461 тыс. чел., 31 тыс. чел. из которых уже умерли. По данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, Астраханская область относится к территории с низким уровнем пораженности населения ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем в 2008 г. количество впервые выявленных случаев заболевания увеличилось в 1,6 раза, составив 4,7 на 100 тыс. населения (по данному показателю регион находится на 76-м месте среди других субъектов России и на 11-м месте по ЮФО). За весь период наблюдения (с 1 января 1987 г. по 31 марта 2009 г.) в Астраханской области учтено 734 случая ВИЧ-инфекции (в 2005 г. - более 400 случаев заражения ВИЧ инфекцией (в том числе 8 детей)) [1].

Основным источником инфицирования ВИЧ является потребление инъекционных наркотиков. Специалисты отмечают, что в регионе идет формирование внутреннего очага заражения этой болезнью, и в настоящее время регион уже не зависит от того, сколько в область прибудет условно зараженных иностранных граждан или жителей России из других регионов. Инфекция активно передается среди населения области своими источниками. После того как мир узнал о неизлечимости СПИДа, его окрестили «чумой двадцатого века». Современное же общество отвернулось как от самих больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, так и от проблемы в целом. В этих условиях в среде зараженных ВИЧ и больных СПИДом рождается не просто психологический дискомфорт, но и агрессия на весь окружающий мир, желание обратить на себя внимание и даже отомстить за обиду, принимая форму терроризма. Для всего мира СПИД-терроризм - проблема не новая, хотя его не принимают на политическом уровне, как другие виды биологической борьбы, например, сибир-

скую язву. Но независимо от этого он существует, в регионе один из случаев СПИД-терроризма был зафиксирован в 2000 г.

Распространение наркомании неизбежно ведет к преступности. Большое количество краж, грабежей, убийств и других преступлений совершается в состоянии наркотического опьянения и ради того, чтобы добыть деньги на новую дозу. В 2008 г. на территории области в сфере незаконного оборота наркотических веществ зарегистрировано 1,93 тыс. преступлений (в 2007 г. - 2,18 тыс. преступлений, в 2006 г. - 2,12 тыс. преступлений, в 2005 г. - 1,6 тыс. преступлений, в 2004 г. - 1,1 тыс. преступлений), выявлено 668 фактов сбыта наркотиков (в 2007 г. - 924 факта). В 2008 г. за сбыт наркотиков к уголовной ответственности привлечено 310 чел. (в 2005 г. - 253 чел., в 2004 г. - 232 чел.) [8].

Законы рынка одинаковы для бизнеса, будь он законен или нелегален. Весь наркотрафик, начиная от исходной точки отправки наркотиков, имеет единственную и главную цель - найти рынок сбыта (потребителя). Поэтому конечной точкой контрабанды наркотиков являются розничные сбытчики и как их разновидность - содержатели наркопритонов. Являясь конечным пунктом доставки наркотиков, наркопритон как место сбыта и вовлечения молодежи в системное употребление наркотиков и как следствие наступающей наркозависимости со всеми вытекающими последствиями представляет собой огромную и реальную общественную опасность. Если за весь 2004 г. на территории Астраханской области было выявлено 6 преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов, то в 2005 г. - 52. За период 2005-2007 гг. было ликвидировано более 150 наркопритонов, в 2008 г. - 49.

В последнее время особой популярностью и большим спросом в молодежной среде стали пользоваться синтетические наркотики (ЛСД - амфитамин и МДМА - таблетки «экстази», жидкий «экстази», который на сленге наркоманов именуется «Буратино»). Эксперты объясняют данный факт тем, что при применении данных наркотиков отсутствует элемент страха - это таблетка в красивой упаковке, не нужно ничего варить и использовать шприц. К тому же бытует ошибочное мнение, что к «экстази» нет привыкания. Как и любое другое наркотическое средство, синтетический наркотик вызывает зависимость и оказывает разрушительное воздействие на здоровье и психику формирующегося человека. Синтетические наркотики распространяются в основном в местах культурного досуга молодежи, факты распространения наркотика были отмечены даже в школах. Высокая стоимость наркотика (одна таблетка МДМА «экстази» стоит 1200-1500 р., а полусинтетический кокаин - до 150 дол. за 1 г) [14] говорит о том, что их потребителями являются социально полноценные люди и молодежь, у которой родители хорошо материально обеспечены. Вот такие вполне успешные граждане становятся организаторами и участниками специальных молодежных у1р-вечеринок, частных дискотек для поклонников синтетических наркотиков. Вечеринки проводят в арендованных на ночь,

сутки-двое базах отдыха, клубах. Именно такой приятный, безболезненный способ употребления наркотиков привел к тому, что идеологически внедряется в сознание молодого человека следующая установка: «полноценный отдых и развлечения прямо связаны с употреблением синтетика». Формирование у молодежи этой психологии является бомбой огромной разрушительной силы замедленного действия. Прогнозируется, что через несколько лет синтетические наркотики практически заменят традиционные опий и героин. В этой связи поступление в область синтетических наркотиков как новая форма наркоугрозы требует адекватных ответных мер.

Негативное влияние на наркоситуацию в области оказывают следующие факторы: необустроенность границы между Россией и Казахстаном, трансграничная преступность и ее составляющая наркоконтрабанда, а также активные миграционные процессы, вызывающие приток большого количества граждан из сопредельных государств.

Приграничный статус области, пересечение транспортных магистралей, связывающих Центральную Азию с центром России, протяженность государственной границы (около 700 км, в том числе более 518 км с Казахстаном), создали предпосылки для потока незаконных мигрантов и превращения области в транзитный центр контрабанды вообще и наркотиков в частности. Именно из Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана в регион прибывает 90 % всего транзитного героина. Слабая оперативная и инженерно-техническая защищенность российско-казахстанской границы позволяет преступным сообществам использовать прозрачность границы для контрабанды различных товаров, в том числе и наркотиков. Кроме того, существующая система контрабандных поставок наркотиков в приграничных районах не может функционировать без участия в ней местных жителей. Важную роль в этом процессе играют родственные связи местных жителей приграничных областей. Сложная социально-экономическая ситуация заставляет целые семьи на профессиональном уровне заниматься контрабандными поставками наркотиков.

Спрос и предложение порождают масштабность и устойчивость рынка сбыта наркотиков, способствуют его высокой организованности. По данным УВД Астраханской области, все больше незаконный оборот наркотиков и наркопреступность стали принимать этническую окраску (за 6 месяцев 2003 г. была пресечена деятельность 7 этнических преступных групп (ЭПГ) (азербайджанская, дагестанская, чеченская и 4 цыганские), в 2004 г. - 32 ЭПГ, в 2005 г. - 18 ЭПГ, в 2006 г. - 4 ЭПГ). В 2007 г. пресечена деятельность 57 преступных групп с межрегиональными и транснациональными связями, в том числе двух этнических преступных групп (таджикской, азербайджанской) и одного преступного этнического сообщества, организованного гражданами Таджикистана. Из незаконного оборота у таджикских наркогруппировок изъято 25 кг героина, у азербайджанских - 17 кг опия, что составило 90 % изъятых в Астраханской об-

ласти героина и опия. В 2008 г. пресечена деятельность 33 преступных групп, в том числе 9 этнических [7].

Анализ групповой наркопреступности показывает, что особую активность в сфере незаконного оборота наркотиков проявляют этнические группировки, в которых организаторами и ответственными за ключевые этапы наркобизнеса являются представители Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана. Другие преступные группировки (цыганские и чеченские), как правило, занимаются мелкооптовым распространением или розничным сбытом наркотиков на территории региона. Ситуация усугубляется ростом миграции, мигранты активно вовлекаются в транспортировку и в незаконный оборот наркотиков.

Деятельность организованных преступных групп и сообществ неразрывно связана с отмыванием или легализацией доходов, полученных от наркоторговли через принадлежащий этническим диаспорам бизнес или через безналичный расчет и банковскую систему. В 2008 г. на территории области было раскрыто 7 преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков (в 2007 г. - 18 преступлений). Сумма легализованных денежных средств, полученных преступным путем, составила 529 тыс. р. [4].

Наркомания - реальная угроза современному российскому обществу и нацелена она прежде всего на молодежь, а значит напрямую связана с жизнью и здоровьем будущего нации. Стоимость вопроса - сохранение генофонда, будущего населения России в качестве полноценной нации. При этом необходимо помнить, что победить наркоманию вообще вряд ли возможно. В обществе всегда найдутся индивидуумы, употребляющие наркотические средства по различным причинам. Но в значительной степени минимизировать масштабы наркоугрозы реально.

Когда в 2003 г. Президент России В. Путин заявил, что «наркомания является угрозой безопасности России», все последующие действия, противостоящие этой угрозе, должны были в свете этого признания выстроиться в систему противостояния, четко скоординированную на всех уровнях власти, с безусловной поддержкой общественности. На федеральном и региональном уровнях были разработаны и приняты комплексные целевые программы, образованы Государственный антинаркотический комитет и региональные антинаркотические комиссии.

Однако активизация деятельности государственных структур объективно запоздала. Существующий уровень наркотизации населения, с выраженной тенденцией к росту, не может устраивать страну, которая приступила к реализации планов развития в рамках проекта «Россия-2020». Не получится социально-экономического, культурного, инновационного развития в условиях разгула наркомании. Необходим коренной перелом, который позволил бы решительно изменить наркоситуацию и в ближайшие годы существенно сни-

зить уровень наркотизации населения. Цель эта не нова, борьба с наркопотреблением ведется уже не первый год, и конечная цель ее все та же. Государство и общество пока устойчиво проигрывают в этой борьбе. Отсюда можно сделать вывод, что прежние темпы и методы работы не приносят требуемых результатов. Настало время что-то менять. Существующая в настоящее время конструкция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков, с одной стороны, абсолютно декларативна, с другой - явно устарела и неадекватна стоящим перед Россией вызовам. Изменилась сама наркогеополитическая ситуация.

По нашему мнению, в настоящее время в качестве приоритетных стратегических действий новой антинаркотической политики России необходимо определить три направления. Во-первых, международное направление. Реализм отношения к проблеме заключается в том, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить Россию от героиновых потоков практически невозможно. Размер ущерба, который наносят населению страны наркотики афганского происхождения, говорит о том, что Россия имеет полное право считать афганский героин особым видом оружия массового поражения, причем селективного действия, направленного на молодежь -будущее страны. Во-вторых, организация действенных полноценных границ, прежде всего с Казахстаном. Анализ характера передвижений участников наркотрафика показывает, что административно-правовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации крайне размыты международными соглашениями и не позволяют организовывать эффективное пресечение афганского наркотрафика. В-третьих, ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества. Действующий Уголовный кодекс относит любую контрабанду к экономическим преступлениям. Однако наркотики запрещены к гражданскому обороту и не могут рассматриваться в перечне преступлений данной категории. Соответственно, необходимо выделять контрабанду наркотическими средствами в раздел преступлений против личности.

На региональном уровне ставка в борьбе с наркотиками должна быть сделана на эффективное управление наркоконфликтами, т. е. всеми социальными конфликтами, зона разногласий в которых сущностно связана с наркотиками или их контролем. Утверждение «власть должна объявить войну наркотикам» должно означать «власть серьезно должна заняться региональным (городским, районным) антинаркотическим управлением».

В современной России эффективное управление наркоконфликтами может осуществлять только государственная исполнительная власть, и в первую очередь субъектов Федерации на своих территориях, потому что региональным правительствам на уровне региона подотчетны все структуры

исполнительной власти, которые имеют возможность воздействовать практически на все причинные факторы наркозависимости, на все составляющие причинного комплекса, порождающего наркоэпидемию: на экономическую (преодоление бедности), на духовную (повышение образовательного и культурного уровня), создавая политический климат, способствующий управлению наркоситуацией.

Только правительство субъекта Федерации, возглавляющее систему исполнительных органов власти региона, располагает возможностями для столь необходимого в этой сфере деятельности объединения усилий всех региональных сил, применяя для этого следующие инструменты координации:

1) административный ресурс - возможность вменять в обязанность определенные действия и возможность контролировать их выполнение (если мы собираемся «вести военные действия» с наркотиками, то без строгой командной вертикали сильную армию не создать);

2) единая территория и территориальный принцип управления означает, что «война» ведется за освобождение от наркотиков территории каждого муниципального образования, т. е. антинаркотическая работа различных ведомственных структур оценивается не сама по себе как таковая, а только в соответствии с конкретными изменениями наркоситуации на конкретной территории;

3) единая государственная идеология - «наркомания не личное дело индивида», логичным следствием этого лозунга было бы формирование соответствующего мировоззрения (шкалы ценностей), обеспечивающего поддержку запрета наркотиков широкими массами людей;

4) целевое финансирование для реализации лучших конкретных муниципальных антинаркотических проектов.

Повышать эффективность управления можно и нужно на муниципальном уровне. Никто не сделает нас свободными от наркотиков, если мы сами не начнем вести борьбу с наркоэпидемий по правилам ведения боевых действий.

Масштабы и устрашающая динамика развития наркоситуации диктуют необходимость консолидировать всех участников борьбы с незаконным оборотом и употреблением наркотиков. Пришло время, когда государство и общество должны объединить свои усилия в этой борьбе, так как перед страной встал вопрос выживания нации. Начинать борьбу с наркотиками завтра будет поздно. Завтра может уже не наступить.

Библиографический список

1. В Астраханской области выявлено 38 случаев ВИЧ-инфекции. / Портал органов государственной власти Астраханской области, Астрахань, 29 апр. 2009 г. URL: http://

www.astrobl.ru

2. Денисов В. Наркоагрессия. О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации // Красная звезда. 2009. 25 февр.

3. Захаров В. Наркоситуация в России - новые вызовы и угрозы. / Нет - Наркотикам, Москва, 2008 г., 22 января 2009 г. Электронные данные. URL: http:// www.narkotiki. ru/gnk_6614.html

4. Итоги деятельности Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Астраханской области за 2008 г. // Астраханский регион - южный форпост России, Астрахань, 2009 г. URL: http:// www.astrakhan.net.

5. Каравич А. Шприц и меч. Госнаркоконтроль отметит годовщину // Горожанин. 2006. 28 июня.

6. Касаткин Б. Такова статистика. А факты совсем другие // Факт и компромат. 2008. 29 фев.

7. Касаткин Б. Черная беда // Факт и компромат. 2009. 26 марта.

8. Киселева О. Наркозависимых становится меньше, но наркотики все же востребованы // Волга. 2009. 28 янв.

9. Липилин А. Наркотическая зараза губит и тело, и душу // Заря Каспия. 2007. 10 окт.

10. Мухина В. Астраханская область входит в десятку особо неблагоприятных по детской и подростковой наркомании // Канал 7+. 2009. 14 апр.

11. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2008 г. и задачах на 2009 г. / Нет - Наркотикам, Москва, 2009 г., 3 марта 2009 г. URL: http://www.narkotiki. ru/gnk_6658.html

12. Оперативная обстановка на территории Астраханской области, несмотря на некоторую стабилизацию, остается крайне сложной / Астрахань, инфо, 26 января 2009 г. URL: http:// www.astrakhan.info

13. Паренская М. Выход есть! В Астрахани существует опыт выздоровления от наркомании // Волга. 2007. 26 июня.

14. Постнова О. В Астрахани задержан наркокурьер со смертельным «Буратино» // Волга. 2007. 6 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.