УДК 338.439
наращивание ресурсного потен аграрного производства в рамках реализации государственной программы
А.П. Потапов
Учреждение Российской академии наук Институт аграрных проблем РАН
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные программные документы по реализации государственной аграрной политики, проанализировано влияние реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» на состояние ресурсного потенциала АПК. Ключевые слова: ресурсный потенциал, материально-техническая обеспеченность, государственная программа.
Increase of Resource Potential of Agrarian Manufacture within the Limits of Realization of the state Program
A.P. Potapov
In the article the basic program documents on realization of the state agrarian policy are considered, influence of realization of «the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw material and the foodstuffs for 20082012» on a condition of resource potential of agrarian and industrial complex is analyzed.
Key words: resource potential, material security, State program.
В современных экономических условиях важное значение для аграрной сферы приобретают меры государственной поддержки отраслей сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, повышения качества и конкурентоспособности продукции российского АПК на внутреннем и внешних рынках, формирования ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса. Основные направления государственной поддержки отражены в программных документах Правительства России. В 2005 г. был принят, а в 2006-2007 гг. реализован приоритетный национальный проект «Развитие АПК»; в 2006 г. был принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; в 2007 г. была разработана и в 2008 г. вступила в действие Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Отдельные вопросы государственной агропродо-вольственной политики содержатся также в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020-2030 го-
дов». В «Антикризисный план Правительства РФ на 2009 г.» был включен отдельный блок системных мер поддержки агропродовольственного комплекса России.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Государственная программа)1, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г., является в настоящее время главным программным документом федеральных органов власти по реализации основных направлений государственной аграрной политики. Данная программа стала следствием принятия в конце 2006 года федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в ст. 8 которого и предполагается ее разработка.
Государственная программа охватывает широкий круг вопросов современного развития сельского хозяйства, создания общих экономических условий эффективного функционирования АПК, развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции, роста производительности труда, сохранения и воспроизводства земельных ресурсов и т.д.
Одной из главных составляющих Государственной программы является совокупность параметров, целевых индикаторов и система мер по формированию и рациональному использованию ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса (таблица).
Среди основных причин относительно медленного развития агропродовольственного комплекса, представленных в Государственной программе, можно отметить низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли и обновления основных производственных фондов. Поэтому в структуре ресурсного потенциала АПК следует особо выделить материально-техническую базу, которая является основополагающим фактором стабилизации и роста производства продукции сельского хозяйства.
Рациональное использование земельных ресурсов, повышение продуктивности пахотных земель на основе материально-технического обновления аграрного производства и внедрения инноваций должны стать одним из основных элементов аграрной политики России и стратегии развития агропродовольственного комплекса.
© А.П. Потапов, 2010
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1
Основные параметры прогноза развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и целевые индикаторы Государственной программы, направленные на формирование ресурсного потенциала АПК
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, %: тракторы зерноуборочные комбайны кормоуборочные комбайны 5.2 6.6 8.0 9.2 10.3
7.4 8.6 10.4 11.5 13.0
11.8 12.8 12.4 12.0 11.6
Энергообеспеченность с.-х. организаций на 100 га посевной площади, л.с. 134 145 152 161 168
Поддержание почвенного плодородия, млн руб. в том числе субсидии на приобретение минеральных удобрений 8174.4 10667.3 11404.4 12195.9 12982.5
2300 3400 4120 4950 5400
Субсидии на поддержку племенного животноводства, млн руб. 2698.4 4077.2 4420.6 4807.5 5115.6
Меры по поддержке элитного семеноводства, млн руб. 477.4 484.9 490.3 513.2 538.3
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства, млн руб. 6450.0 7360.1 8450.0 10297.4 11547.4
Предотвращение выбытия с.-х. угодий, млн га 0.7 0.8 0.9 1.0 1.1
Внесение минеральных удобрений, млн т д.в. 2.0 2.2 2.5 2.7 3.0
Объем субсидируемых кредитов, млрд руб. 200.0 241.1 290.0 308.0 316.4
Приобретение с.-х. техники предприятиями сельского хозяйства, тыс. шт. тракторы зерноуборочные комбайны кормоуборочные комбайны 23 29 35 41 48
7.9 9.0 11.0 12.5 15.0
3.0 3.5 3.5 3.5 3.5
Российский агропродовольственный комплекс располагает научно-техническими возможностями для своего устойчивого развития. Наука предлагает к производству адаптивные для различных природно-экономических зон страны системы земледелия, новые сортовые технологии возделывания культур, новые селекционные формы животных и птицы, разработки по машинам и оборудованию, не уступающие мировым аналогам. По мнению вице-президента Россельхозака-демии академика И. Ушачева, вопрос упирается в освоение инноваций с учетом финансовых возможностей отрасли, а также в организационные аспекты; но другого выбора, кроме как переход на инновационную модель сельскохозяйственного производства, у нас нет2.
В настоящее время только крупные, высокорентабельные, экономически состоятельные предприятия со стабильными доходами имеют возможность обновлять парк сельскохозяйственной техники за счет собственных средств или за счет привлечения банковских кредитов. Такие предприятия могут покупать не только отечественную и зарубежную подержанную технику, но и абсолютно новую технику, а также пользоваться лизинговыми схемами приобретения дорогостоящих импортных сельскохозяйственных машин.
Реализация агропродовольственной политики в сфере материально-технического обеспечения должна учитывать тенденцию роста импорта сельскохозяйственной техники, а также расширение сборки импортной агротехники на территории Российской Федерации. Многие за-
рубежные производители специализированной сельскохозяйственной техники увеличивают свое присутствие на российском рынке, в том числе и путем организации сборочных производств. Крупный американский производитель сельхозтехники «John Deere» уже имеет масштабную дилерскую сеть по сбыту техники в России, а также центры по продаже запчастей. В 2005 г. компания также создала в г. Оренбург предприятие по производству посевных комплексов и почвообрабатывающего оборудования для российского рынка и экспорта в страны ближнего зарубежья. Германская компания «Horsch» планирует организовать в Липецкой области сборку подвесной сельскохозяйственной техники3. С 2005 г. в г. Краснодаре уже действует завод по сборке комбайнов «Claas». В сентябре 2009 г. итальянская компания SDF заявила об организации в Московской области производства тракторов и уборочных комбайнов.
Основная причина экспансии зарубежных производителей - это стремление обойти высокие импортные пошлины, а также возможность получить доступ к средствам государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники в России. В рамках антикризисных мер Правительства было принято решение о субсидировании процентных ставок по кредитам на покупку только отечественных сельхозмашин. С 2009 г. государственные банки «Сбербанк» и «Россельхозбанк» не предоставляют кредиты на покупку зарубежной техники.
В 2009 г. на государственном уровне был принят ряд мер, стимулирующих рост материально-
34
Научный отдел
технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На 25 млрд руб. был увеличен уставный капитал «Росагролизинга» для закупки отечественной сельхозтехники, сель-хозоборудования, племенного скота, техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и последующей передачи их по договорам лизинга. При этом совет директоров «Росагролизинга» решил увеличить до 15 лет срок договора лизинга техники и оборудования отечественного производства, перенести выплату авансового платежа на 12 месяцев после приобретения техники, а первый лизинговый платеж - на 18 месяцев. С февраля 2009 г. на 9 месяцев была введена в действие новая увеличенная ставка импортной таможенной пошлины на комбайны: 15%, но не менее 120 евро/кВт мощности двигателя (ранее: 5%, но не менее 70 евро/кВт для подержанных и 5% - для новых машин).4
По Государственной программе в 2008 г. в рамках технической модернизации было фактически приобретено (с учетом лизинга) 23.8 тыс. тракторов (103.5% от плана), 9.6 тыс. зерноуборочных комбайнов (121.5% к плану) и 3.2 тыс. кор-моуборочных комбайнов (106.7% к плану). Кроме того, в 2008 г. было привлечено инвестиционных кредитов на приобретение техники и оборудования сроком до десяти лет на сумму 62.3 млрд руб. (127.1% к плану). В некоторых аграрных регионах плановые показатели по технической модернизации были перевыполнены в 1.5-2 раза (Волгоградская, Саратовская, Тамбовская области).
В 2008 г. повысился уровень энергообеспеченности сельскохозяйственного производства, который превысил запланированный Государственной программой показатель на 2008 год. Уровень энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций на конец 2008 г. составил 145.4 л.с. на 100 га посевной площади, что на 11 л.с. больше запланированного показателя5. Это объясняется тем, что в 2008 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями закупалась в основном энергонасыщенная высокопроизводительная техника, необходимая для применения интенсивных агротехнологий.
Положительные итоги реализации Программы в 2008 г. наблюдались не только в материально-техническом обеспечении, но и в других сферах ресурсного потенциала. В 2008 г. были превышены плановые показатели по предотвращению выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, по внесению минеральных удобрений, по поставке племенного крупного рогатого скота, по увеличению удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, по привлечению кредитных ресурсов.
Между тем следует отметить, что разработка и принятие Государственной программы происходило в совершенно иных социально-экономических условиях, нежели ее реализация. Если в 2008 г. многие показатели программы были выполнены
более чем на 100%, то на 2009 г. они были скорректированы в сторону снижения от планируемых значений. Финансово-экономический кризис конца 2008-2009 гг. негативно повлиял на реализацию отдельных направлений программы. В частности, на выполнение целевых показателей в 2009 г. по приобретению техники: по тракторам целевой показатель снижен с 29 до 14 тыс. шт., по зерноуборочным комбайнам - с 9 до 5 тыс. шт. и по кормоуборочным комбайнам - с 3,5 до 1,5 тыс. шт.6
В дальнейшем наращивание ресурсного потенциала будет сдерживаться снижением инвестиционных возможностей предприятий АПК, постоянным ростом цен на материально-технические ресурсы, сохранением общей кризисной ситуации в экономике страны, сокращением реально располагаемых доходов населения.
Несмотря на неблагоприятные экономические условия, кризисные явления и нестабильную экономическую ситуацию в стране в 2009 г. сельское хозяйство остается одной из немногих отраслей российской экономики, которая демонстрирует хотя и небольшой, но все-таки рост производства продукции, в отличие от многих отраслей промышленности, транспорта, строительства, где наблюдается значительное падение показателей относительно 2008 г. За первое полугодие 2009 г. объем производства продукции сельского хозяйства составил 101.4% к соответствующему периоду 2008 г. (за 11 месяцев 2009 г. - 100.2%)7.
Сохранение темпов развития агропродоволь-ственного комплекса обусловлено не только его государственной поддержкой в 2005-2009 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (реализован в 2006-2007 гг.), Государственной программы (начало реализации - 2008 г.) и антикризисных мер Правительства по поддержке сельскохозяйственных производителей (2009 г.). Свою положительную роль сыграли сохраняющийся неэластичный спрос на продовольствие, увеличение спроса на отечественную продукцию вследствие импортозамеще-ния, связанного с возрастанием цен импортного продовольствия за счет роста курса доллара и евро к рублю. Некоторую поддержку аграрному производству и продовольственному обеспечению страны оказывает наличие в российской экономике большого сектора личных подсобных хозяйств населения, которые являются основным источником доходов для многих людей. В 2008 г. в хозяйствах населения было произведено 41.5% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 84% картофеля, 71% овощей, 52% молока, 43% мяса8.
В целом можно констатировать, что принятые и принимаемые государством меры по поддержке сельскохозяйственного производства положительно влияют на его динамику и перспективы развития. В рамках государственных программных документов выделяются приоритетные направле-
Экономика
35
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1
ния аграрной политики, создающие мультипликативный эффект не только в отраслях сельского хозяйства, но и в машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности, содействующие росту доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечению занятости и снижению безработицы. Реализация мероприятий по формированию ресурсного потенциала АПК, внедрению ресурсосберегающих технологий, регулированию агропродовольственного рынка, устойчивому развитию сельских территорий способствует стабилизации и росту аграрного производства, обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Примечания
1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы / Министерство сельского хозяйства РФ. URL: www.mcx.ru (дата обращения - 24 мая 2010 г.).
2 Ушачев И. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода // АПК: экономика, управление. 2009. № 5. С. 13.
3 Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2009. № 81. С. 11, № 82. С. 11-12.
4 Агротехника в остатке // Агроинвестор. 2009. № 3. С. 20-21.
5 Петриков А.В. Итоги реализации Государственной программы // Мир агробизнеса. 2009. № 1. С. 13.
6 Национальный доклад Министерства сельского хозяйства РФ «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». URL: www.mcx.ru (дата обращения - 24 мая 2010 г.).
7 Информация о социально-экономическом положении России. Январь-ноябрь 2009 года / Росстат. М., 2009. С. 54.
8 Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 237-238.
© Е.А. Оськина, 2010