Научная статья на тему 'Государственное стимулирование инновационного развития АПК'

Государственное стимулирование инновационного развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование инновационного развития АПК»

активов, полученных от хозяйств с кризисным финансовым состоянием, интегрированные компании смогут сконцентрировать значительное количество производственных ресурсов, в первую очередь сельскохозяйственных угодий. Возможность координации экономических интересов участников интегрирован-

ного формирования позволит обеспечить сбалансированное развитие звеньев продуктово-техноло-гической цепочки, создать условия по поддержанию процессов расширенного воспроизводства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК Ю.Ю. Частухина, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета

В современных экономических условиях важное значение для сельского хозяйства приобретают меры государственной регулирования отрасли, устойчивого развития сельских территорий, повышения качества и конкурентоспособности продукции российского АПК на внутреннем и внешних рынках, что может быть обеспечено только посредством адекватного формирования и эффективного использования ресурсного потенциала аграрного сектора.

Реализация в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта "Развитие АПК" способствовала значительному росту инвестиций в отрасль, что увеличило совокупный ресурсный потенциал сельского хозяйства. Эта тенденция была продолжена с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рын-

ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Одной из главных составляющих Государственной программы является совокупность параметров, целевых индикаторов и система мер по формированию и рациональному использованию ресурсного потенциала сельского хозяйства (табл. 1).

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства в соответствии с Государственной программой является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники. Для достижения поставленной цели ставятся задачи по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.

Таблица 1 - Основные параметры прогноза развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и целе-

Показатели Единица измерения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 2 3 4 5 6 7

Индекс производства продукции сельского хо- в % к преды-

зяйства в хозяйствах всех категорий

(в сопоставимых ценах) дущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства 115 110,6 110,2 108,5 107,1

Коэффициент обновления основных видов

сельскохозяйственной техники в сельскохозяй-

ственных организациях:

тракторы 5,2 6,6 8 9,2 10,3

комбайны зерноуборочные 7,4 8,6 10,4 11,5 13

комбайны кормоуборочные 11,8 12,8 12,4 12 11,6

Энергообеспеченность сельскохозяйственных

организаций на 100 га посевной площади (сум-

марная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в %кпредыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2

Поддержание почвенного плодородия - всего млн руб. 8 174,4 10 667,3 11 404,4 12 195,9 12 982,5

В том числе:

капитальные вложения, предусмотренные на

строительство, реконструкцию и восстановление мелиоративных систем прочие расходы - всего млн руб. млн руб. 5 006,1 3 139,3 5 835 4 802,3 5 810,2 5 559,2 5 700,9 6 455 6 035,5 6 911

Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - всего млн руб. 572,2 1 002,2 1 021,2 1 050,1 874

В том числе: млн руб.

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы млн руб. 212,9 178,3 108,9 90,1 110

капитальные вложения в рамках Федераль-

ной адресной инвестиционной программы мероприятия в области сельскохозяйственного производства млн руб. млн руб. 224,8 134,5 496,5 327,4 549,3 363 565 395 345 419

Развитие консультационной помощи сельско-

хозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства млн руб. 816,5 947,3 1 055,4 1 113,5 1 168,6

Повышение доступности кредитов - всего млн руб. 22826,7 31 096,43 38 445,05 40 238,4 40 537,1

В том числе:

субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) млн руб. 6000 9 000 10 000 10 500 11 025

Показатели Единица измерения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 2 3 4 5 6 7

субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам млн руб. 16 826,7 22 096,43 28 445,05 29 738,4 29 512,1

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства - всего млн руб. 6 450 7 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

В том числе:

субсидии на возмещение части затрат на уплату процентных ставок взнос Российской Федерации в уставный млн руб. 2 450 5 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг" млн руб. 4 000 2 000 _

В целях осуществления поддержки мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета осуществляется на условиях финансирования расходов за счет средств субъектов Российской Федерации в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Инвестиционные кредиты на эти цели предоставляются на срок от пяти до десяти лет.

Также по Программе предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.

На наш взгляд, среди основных причин, тормозящих реализацию Программы и низких темпов роста сельского хозяйства, можно отметить недостаточную структурно-технологическую модернизацию отрасли и обновления ее основных производственных фондов. Поэтому в структуре ресурсного потенциала АПК следует особо выделить материально-техническую базу, которая является основополагающим фактором стабилизации и роста производства продукции сельского хозяйства.

Общий дефицит финансовых ресурсов обуславливает ограничения на объемы закупок ресурсов текущего производственного потребления, суженное воспроизводство основных производственных фондов и их старение, низкие темпы технологических изменений. Все это сдерживает рост производительности труда и определяет отставание сельского хозяйства по уровню заработной платы, снижение его конкурентоспособности на рынке труда и кризис воспроизводства кадровой составляющей ресурсного потенциала. Старение производственного аппарата и трудности в привлечении квалифицированных кадров препятствуют росту эффективности производства.

Нестабильность материально-технического обеспечения и связанная с этим неопределенность перспектив развития являются факторами, поддерживающими краткосрочную ориентацию хозяйственной

деятельности большинства предприятий - ориентацию на получение максимального текущего результата, в том числе за счет отказа от соблюдения принципов рационального использования природных, прежде всего - земельных, ресурсов, которые соответствуют критериям максимизации интегрального эффекта на длительных интервалах времени. Усиление административного контроля, что потребует существенных дополнительных бюджетных расходов не сможет дать существенного эффекта, поскольку направлено на борьбу со следствиями, а не с первопричинами исто-щительного природопользования.

Рациональное использование земельных ресурсов, повышение продуктивности пахотных земель на основе материально-технического обновления аграрного производства и внедрения инноваций должны стать одним из основных элементов аграрной политики России и стратегии развития агропродовольственного комплекса.

Проблемы воспроизводства природных ресурсов в той или иной форме возникнут при любом варианте развития сельского хозяйства, если он не предполагает разработки комплексной стратегии, которая направлена на создание предпосылок системной реализации целевых установок в трех сопряженных областях:

- наращивание материально-технического потенциала отрасли через обновление устаревшей части фондов, повышение качества основного капитала и части оборотного в материальной его (использование высокопродуктивных сортов семян, пород скота, современных средств защиты растений и животных, удобрений), обеспечения количественного соответствия всех видов ресурсов нормативам их использования и потребностям конкретных видов хозяйств с учетом природно-климатических и социально-экономических условий;

- социально-экономического развития сельских территорий (диверсификация структуры экономики, повышение занятости и уровня жизни населения);

- природопользования (сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых сельским хозяйством).

Основная проблема наращивания имущественного потенциала сельского хозяйства состоит в том, что настоящее время только крупные, высокорентабельные, экономически состоятельные предприятия со стабильными доходами имеют возможность обновлять парк сельскохозяйственной техники за счет собственных средств или за счет привлечения банковских кредитов. Такие предприятия могут покупать не только отечественную и зарубежную подержанную технику, но и абсолютно новую технику, а также пользоваться лизинговыми схемами приобретения дорогостоящих импортных сельскохозяйственных машин.

Реализация агропродовольственной политики в сфере материально-технического обеспечения должна учитывать тенденцию роста импорта сельскохозяйственной техники, а также расширение сборки импортной агротехники на территории Российской Федерации.

В рамках антикризисных мер Правительства РФ было принято решение о субсидировании процентных ставок по кредитам на покупку только отечественных сельхозмашин. С 2009 г. государственные банки «Сбербанк» и "Россельхозбанк» не предоставляют кредиты на покупку зарубежной техники. В 2009 г. на государственном уровне был принят ряд мер, стимулирующих рост материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На 25 млрд руб. был увеличен уставный капитал «Росагролизинга» для закупки отечественной сельхозтехники, сельхозоборудования, племенного скота, техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и последующей передачи их по договорам лизинга. При этом совет директоров «Росагролизинга» решил увеличить до 15 лет срок договора лизинга техники и оборудования отечественного производства, перенести выплату авансового платежа на 12 месяцев после приобретения техники, а первый лизинговый платеж - на 18 месяцев.

Положительные итоги реализации Программы в 2008 г. наблюдались не только в материально-техническом обеспечении, но и в других сферах ресурсного потенциала. В 2008 г. были превышены плановые показатели по предотвращению выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, по внесению минеральных удобрений, по поставке племенного крупного рогатого скота, по увеличению удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, по привлечению кредитных ресурсов.

Между тем, если в 2008 г. многие показатели программы были выполнены более чем на 100%, то на 2009 г. они были скорректированы в сторону снижения от планируемых значений. Финансово-экономический кризис конца 2008-2009 гг. негативно повлиял на реализацию отдельных направлений программы. В частности, на выполнение целевых показателей в 2009 г. по приобретению техники.

В дальнейшем наращивание имущественного потенциала будет сдерживаться снижением инвестиционных возможностей предприятий АПК, постоянным ростом цен на материально-технические ресурсы, сохранением общей кризисной ситуации в экономике страны, сокращением реально располагаемых доходов населения.

Основной упор Государственной программы в области технико-технологического перевооружения АПК сделан на переводе отрасли на инновационный путь развития. Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику: их отличает многообразие региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие сельского хозяйства, можно разделить на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов).

К первым можно отнести наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный и соответствующий уровню инноваций трудовой потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом. Другими словами, вопрос в аграрном секторе России упирается в освоение инноваций с учетом финансовых возможностей отрасли, а также в организационные аспекты.

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ КООПЕРАЦИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Д.Н. Фетисов, к.э.н., зав .каф. Волгоградский кооп

В результате проведения реформ в аграрном секторе сложилась многоукладная экономика, наряду с крупными и средними сельскохозяйственными организациями, агрофирмами и агрохолдингами, развиваются фермерские хозяйства и личные хозяйства населения.

В 2010 г. малыми формами хозяйствования Российской Федерации произведено более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе 21% зерновых культур, 28% подсолнечника, 90% картофеля, 87% овощей, 42% мяса, 55% молока. В трети регионов страны доля производства низкорентабельного и даже убыточного мяса и молока в малых формах хозяйствования составляет 70-85%.

Крупнотоварное интегрированное производство является в настоящее время более эффективным, чем мелкотоварное, по той причине, что в нем обеспечивается замкнутый цикл производства и

ый институт Российского университета кооперации

контроль качества на каждом этапе технологической цепочки. Малые формы хозяйствования, даже при условии обеспечения эффективного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, подсолнечника, овощей, картофеля, фруктов) за счет своих предпринимательских способностей и высокой мобильности в принятии решений, испытывают большие трудности со сбытом произведенной продукции. Немногочисленные фермерские хозяйства, специализирующиеся на производстве продукции животноводства, испытывают трудности, как со снабжением ресурсами, особенно кормами, так и со сбытом произведенной продукции, их доступ к цивилизованным рынкам сырья и продовольствия в условиях глобализации экономики, ограничен.

Следует подчеркнуть, что во многих экономически развитых странах именно фермеры обеспечивают население качественным продовольствием собственного производства, его экспорт в другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.