Проблемы материально-технического переоснащения аграрного сектора
Т.Ю. Соколова, к.э.н., Оренбургский ГАУ
Одной из наиболее актуальных проблем отечественных производителей сельскохозяйственной продукции является высокая степень изношенности машин и оборудования. Современное состояние экономики сельского хозяйства показывает, что собственными силами оно не может возродить ослабленную в годы реформ материально-техническую базу и обеспечить рост сельскохозяйственного производства. Следовательно, необходимым условием успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий вместе с повышением инвестиционной привлекательности АПК является обновление парка сельскохозяйственной техники.
Главный финансовый источник обновления технических средств у большинства сельскохозяйственных предприятий (убыточных и низкорентабельных) — амортизационные отчисления
— используется частично. Прибыль недостаточна из-за производства малого объёма продукции, низких закупочных цен на сельхозпродукцию. В связи с ухудшением условий банковского кредитования и даже отказом некоторых банков от кредитования юридических лиц большие надежды возлагаются отечественными предпринимателями на рынок лизинга. Лизинг выступает основной формой государственной поддержки в сфере технического обслуживания сельскохозяйственных организаций и прогрессивной формой инвестирования, благодаря которому появляется возможность оперативно обновлять основные фонды без крупных единовременных затрат [1].
В экономическом смысле лизинг — это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущества. В лизинг может передаваться любой объект, если он не уничтожается в производственном цикле. В зависимости от характера объекта лизинга различают:
— лизинг движимого имущества (машиннотехнический лизинг);
— лизинг недвижимого имущества (здания и сооружения производственного назначения).
Лизинг имеет следующие преимущества по сравнению с другими формами приобретения основных средств:
— возможность оперативно обновлять машинно-тракторный парк путём использования дорогостоящей новейшей техники без крупных единовременных затрат;
— имущество, приобретённое по лизингу, не числится на балансе у лизингополучателя и не включается в налогооблагаемую базу при расчёте налога на имущество;
— расходы по лизинговой деятельности уменьшают налогооблагаемую прибыль;
— возможность использования при агролизинге одновременных больших производственных мощностей, чем при покупке.
Лизинг сельскохозяйственной техники, как форма государственной поддержки инвестиций в АПК России, широкое распространение получил с 1994 г. после принятия Постановления Правительства РФ № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)». Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны государства была недостаточной и не смогла устранить проблемы в развитии рынка материально-технических ресурсов. При росте цен на аграрную продукцию в 2,2 раза цены на удобрения возросли в 2,7 раза, горючее и смазочные масла — в 2,5, топливо — в 2,4 [2].
В 2009 г. рост цен на сельхозмашины и запчасти к ним продолжался. Например, цена на зернокомбайн «Вектор» возросла в 2009 г. до 4,2 млн.руб. против 3,7 млн. в 2008 г., или на 13,5%, что понизило покупательную способность сельских товаропроизводителей. В первом полугодии 2009 г. банки резко сократили кредитование покупки техники хозяйствами, ряд банков (Сбербанк, Россельхозбанк и др.) ввели прямые ограничения на кредитование предприятий агросектора [3].
Многие хозяйства не могут приобрести технику из-за отсутствия залоговой базы, длительных сроков оформления кредитов, повышения процентной ставки, изменения соотношения собственных и заёмных средств. По итогам трёх кварталов 2009 г. сельскому хозяйству было поставлено около 50% техники от задания на 2009 г. в соответствии с программой развития сельского хозяйства до 2012 г.
ОАО «Росагролизинг» приняло меры по увеличению сроков лизинга техники до 15 лет, отмене авансового взноса за машины, введению первого лизингового платежа через 12 месяцев после передачи машин в лизинг и второго лизингового платежа через 18 месяцев.
Целью мероприятий по технической и технологической модернизации согласно Госпро-грамме сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельхозтехники [4] (табл. 1).
Предполагается в течение ближайших 5 лет обновить его по тракторам на 40%, по зерно- и кормоуборочным комбайнам соответственно на 50 и 55%. При этом такой интегральный показатель, как энергообеспеченность отрасли на 100 га, должен вырасти со 145 л. с. в 2008 г. до 168 л.с. в 2012 г. В последующие годы прогнозируется довести его к 2015 г. до 230 и к 2020 г. — до 300 л. с. на 100 га, что будет отвечать уровню энергообеспеченности сельского хозяйства в западноевропейских странах.
К числу мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства можно отнести следующие:
— совершенствование методов оценки технологий и техники, инвестиционных проектов и проведение экономических расчётов;
— обоснование и планирование оптимальной потребности в технике;
— разработка инвестиционной политики и установление источников финансирования, при-
влечение собственных и зарубежных инвестиций;
— экономическое стимулирование технического переоснащения агропроизводства за счёт федерального и регионального бюджетов;
— формирование рынка техники (новой и бывшей в эксплуатации);
— совершенствование систем экономических взаимоотношений с заводами-изготовителями техники и сокращение диспаритета цен;
— улучшение использования фонда амортизационных отчислений;
— совершенствование материального стимулирования механизаторов, в том числе работы на технике со сроком службы более нормативного, и др.
Одной из основных организационных форм развития лизинга в системе аграрных отношений на региональном уровне является региональный лизинговый фонд агропромышленного комплекса, источниками формирования которого выступают прямые ассигнования из областного бюджета, собственные средства лизинговых компаний, входящих в фонд, лизинговые платежи, заёмные средства.
В соответствии с областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2008—2012 гг. по направлению технической и технологической модернизации производства в период 2008—2009 гг. сельхозтоваропроизводителями области приобретено свыше 390 тракторов всех марок, 294 зерноуборочных и 27 кормоуборочных комбайнов, в том числе: по лизингу за счёт средств областного бюджета — 38 тракторов, 18 зерноуборочных комбайнов, 26 сеялок, 13 грузовых автомобилей, других сельскохозяйственных машин и оборудования на общую сумму 166,9 млн. рублей; по инвестиционным проектам на внедрение ресурсосберегающих технологий по субсидируемым кредитам за счет средств областного бюджета — 2 трактора, 18 зерноуборочных
1. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства
2008 2009 (оценка) 2010 2011 2012 За 5 лет
Показатели план факт (прогноз) абс. % обновления
Тракторы, тыс.шт. 23,0 23,8 29,0 35,0 41,0 48,0 176,0 40,0
Комбайны, тыс. шт.: зерноуборочные кормоуборочные 'ч°„гЧ 93 93 11,0 3,5 12.5 3.5 15,0 3,5 55,4 17,0 50.0 55.0
Энергобеспеченность, л.с. на 100 га 134,0 145,0 145,0 152,0 161,0 168,0 + 34 -
Привлечённые кредиты, млрд. руб. 49,0 45,0 46,5 59,8 55,0 55,0 255,3 -
Субсидии на возмещение затрат на уплату процентных ставок, млрд. руб. 2,45 2,45 5,36 8,45 10,30 11,54 38,1 -
комбайнов, 2 посевных комплекса, 1 сеялка и другая техника и оборудование на общую сумму 120,3 млн. рублей [5].
В 2010 г. в соответствии с областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2008—2012 гг. по направлению технической и технологической модернизации производства сельхозтоваропроизводителями запланировано приобрести 1258 шт. тракторов, 560 шт. зерноуборочных и 101 шт. кормоуборочных комбайнов. На 01.07.2010 г. сельхозтоваропроизводители области приобрели 342 шт. тракторов всех марок, что составило 27,2% от планового показателя, 80 шт. зерноуборочных (14,3%) и 10 шт. кормоуборочных комбайнов (9,9%) [5].
За последние годы произошли определённые положительные изменения в состоянии рынка сельскохозяйственной техники: выросли объёмы производства и экспорта машин, увеличился платёжеспособный спрос сельскохозяйственных предприятий, расширилось обеспечение сельскохозяйственных предприятий техникой на льготных условиях (льготное кредитование, лизинг).
Дальнейшее развитие рынка сельскохозяйственных машин сдерживается сложным финансовым состоянием потребителей и производителей сельскохозяйственной техники, неразвитой инфраструктурой рынка, низким качеством производимых в России сельскохозяйственных машин, невысоким уровнем инвестирования средств в модернизацию заводов сельскохозяйственного машиностроения. Исходя из этого, в ближайшей перспективе укрепление технической базы сельского хозяйства предполагается осуществить в следующих направлениях:
— увеличение срока службы сельскохозяйственных машин за счёт их ремонта и восстановления;
— формирование вторичного рынка восстановленной сельскохозяйственной техники;
— развитие сети местных лизинговых фондов и фондов льготного кредитования сельхозпроизводителей;
— расширение кооперативных форм приобретения и эксплуатации дорогостоящей техники [6].
Для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в технических ресурсах необходимо создать условия для развития (на новой технологической базе) мощностей большинства предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения с учётом зональной специфики и спроса. В этих условиях использование лизинговых механизмов для обновления парка оборудования является для многих сельскохозяйственных предприятий перспективой дальнейшего развития.
Таким образом, модернизация, технологическое обновление отрасли и регулирование рынка создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью поддержания доходности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. позволит аграрному сектору продвигать вперед всю лизинговую отрасль. Следовательно, развитие лизинга имеет широкие перспективы, что связано как с государственной поддержкой лизинговой деятельности, так и с растущими потребностями рынка в источниках финансирования инвестиций.
Литература
1. Янкова Г.Ф. Экономические выгоды и риски лизинга в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 1. С. 53 - 55.
2. Сурков Н.С. Состояние и причины снижения уровня технической оснащенности агропредприятий // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2009. № 7. С. 76 - 79.
3. Жукова О. Финансовая поддержка ресурсообеспечения села в период кризиса // АПК: экономика, управление. 2010. № 5. С. 75 - 79.
4. Скрынник Е. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства — важнейшая задача государственной агропродовольственной политики // Экономика сельского хозяйства. 2010. № 1. С. 18 - 41.
5. Министерство сельского хозяйства Оренбургской области URL: http://www.mcx.orb.ru.
6. Лачуга Ю.Ф., Драгайцев В.И. Совершенствование лизинга сельскохозяйственной техники // Техника в сельском хозяйстве. 2009. № 1. С. 3 - 6.