Научная статья на тему 'Направленность личности и проблема профессионального самоопределения школьника'

Направленность личности и проблема профессионального самоопределения школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна, Щанкина Наталья Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленность личности и проблема профессионального самоопределения школьника»

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина

В статье отражено актуальное направление психологических исследований профессионального определения школьников, основанное на профильном дифференцированном обучении, которое требует организации профориентационной работы. Рассмотрено влияние характерологических особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения.

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.

Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой их наименьшего напряжения в ходе

обучения.

В процессе личностно ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Одной из важных целей образования

является идея самореализации, жизненного трудового самоопределения, но, к сожалению, воплощение этой идеи либо находится в сильной зависимости от мастерства педагога, либо вообще не обеспечено эффективными психолого-педагогическими методиками и технологиями, тем более профориентацион-ного плана, которые бы позволили говорить о практическом решении проблемы профессионального самоопределения подростков. Поиски новых методов и форм активизации профессионального самоопределения учащихся имеют важное значение для теории и практики обучения и воспитания. Нужно признать, что труд, профессиональная деятельность, из личностно значимого все более превращается в средство построения успеха, то есть становится чем-то внешним по отношению к внутреннему миру, к душе самоопределяющегося школьника. Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, А. Д. Сазонова, М. Н. Скаткина, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой [1, с. 34]. Методологические проблемы профориентации освещены в труд ал А. В. Ботяковой, А. Е. Голомштока, Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, П. А. Шавира [4, с. 9].

Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М. А. Весны, А. Л. Миха-щенко, М. В. Ретивых, В. Л. Савиных, Б. А. Федоришина [2, с. 15]. Мы опирались в ходе изучения этих трудов на вопросы взаимосвязи психофизиологических особенностей и желаний человека в решении проблемы профпригодности [3, с. 17].

€> Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева,

Н. С. Щанкина, 2011

Серия «Психологические науки»

«

В настоящее время многие подростки 14 — 17 лет уже делают первый профессиональный выбор, от которого может зависеть их последующее отношение к труду. Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных со-| циально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т. д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками». В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения — одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение I рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. ( Профессиональное становление лично-| сти в свою очередь является составной ча-\ стью общего ее развития. Оно проходит в \ своем развитии четыре основные стадии: | формирование профессиональных намере-1 ний, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими ста-! диями выделяются уровни профессиональ-I ного самоопределения.

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориен-] таций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается именно в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их I эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование

социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться в тесной зависимости, что определит правильный выбор профессии и будет являться основой самореализации.

Профессиональное самоопределение, как подчеркивалось ранее многими авторами, — длительный, многоэтапный процесс. Поэтому, обращаясь к поиску факторов, которые могли бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением.

В нашем исследовании рассмотрено влияние характерологических особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения.

Были проведены следующие этапы исследования:

— выявление среди нашего контингента исследуемых лиц с преобладанием различных акцентуированных черт характера;

— в соответствии с полученными результатами разделение исследуемых на группы, т. е. фактор акцентуации личности — разделяющий фактор нашей выборки;

— проведение исследования по ряду параметров.

Исследование проводилось с участием учеников школы № 17 г. Саранска в возрасте 14—17 лет.

В результатах исследования отражены данные по 68 подросткам, исследованным с использованием четырех психологических методик.

Для исследования акцентуаций характера использовались:

а) методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера. Данная методика отличается от других методик выявления акцентуаций характера простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком;

в) опросник ДДО. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использо-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

вать при профориентации подростков и взрослых.

Классификация проводится по пяти типам:

1. Человек — Техника (Ч-Т).

2. Человек — Человек (Ч-Ч).

3. Человек — Знаковая система (Ч-З).

4. Человек — Природа (Ч-П).

5. Человек — Художественный образ (4-Х);

в) методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда).

В процессе личностно ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Подростки с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14—17 лет имеют четко сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту. Акцентуация личности подростка предполагает выбор определенной профессиональной деятельности.

2. Подростки с истерическими чертами характера отдают предпочтение управлению и творческим профессиям, причем эта направленность, возможно, носит компенсаторный характер.

3. Эпилептоиды выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности.

4. Подростки с шизоидной акцентуацией выбирают работу в технической сфере, любой интеллектуальный труд.

5. Подростки с сензитивной акцентуацией не отличаются определенным выбором в сфере профессиональной деятельности.

6. Лица с меланхолической акцентуацией преимущественно выбирают работу, связанную с природой, художественными образами.

Данные результаты исследования можно применять при профориентационных консультациях в школьной и консультативной психологии, при предварительном консультировании абитуриентов, а также в практике клинического психолога (при подростковых депрессиях, социальных фобиях и т. п.).

Таким образом, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается именно в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мо-тивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться в тесной зависимости .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Куликов Л. В» Психологическое исследование / Л. В. Куликов. — СПб. : Наука, 1995. — 264 с.

2. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих : кн. для учащихся / А. В. Мудрик. - М. : Просвещение, 1990. - 268 с.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — М. : Ин-т практ. психологии, 1996. — 256 с.

4. Чистяков Н. Н. Профессиональная ориентация молодежи / Н. Н. Чистяков, Ю. А. Захаров, Т. Н. Новикова, Л. В. Белюк. — Кемерово : КГУ, 1988. — 185 с.

Поступила 25.03.11.

Серия «Психологические науки *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.