Научная статья на тему 'Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества'

Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества»

В. ТИТОВ, профессор, ректор Д. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, проректор

Воронежский государственный университет

Кардинальные изменения в отечественной системе высшего профессионального образования связаны как с фундаментальными факторами эволюции мировой образовательной среды, так и с текущими процессами социально-экономического, политического и демографического развития в России. Глобализация экономики, унификация стандартов качества высшего образования, грядущее вступление России в ВТО и приход на отечественный рынок крупнейших транснациональных компаний, банков, страховых организаций - все это внешние причины необходимости модернизации российских вузов. К внутренним факторам можно отнести изменившуюся экономическую ситуацию в РФ, увеличение бюджетного финансирования, в том числе и за счет реализации национального проекта «Образование », тенденцию к объединению вузов, дискуссии о статусе автономных некоммерческих организаций и приемлемости этой организационно-правовой формы для крупных учреждений высшего образования.

С конца 90-х гг. в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами: 1) крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие демографических проблем, активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса, неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 90-е гг., качественно новых изменений в бизнес-процессах и менеджменте), 2) возникла неудовлетворенность ка-

Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества

чеством вузовского обучения. В связи с этим появляется объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для подготовки новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества.

Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования (рис. 1). В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Не случайно многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений - лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. В то же время вузов с действительно высоким качеством подготовки специалистов, востребованных на рынке, немного. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр - магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.

Синергетический эффект негативного

Целевая подготовка, отбор и тестирование } студентов по заказам предприятий

Зарубежные стажировки в ведущих университетах Европы и Америки

Проведение НИОКР и

прикладные разработки

Повышение квалификации специалистов

под требуемый уровень компе-

тенции

Научное консультирование, зашита

диссертации

Экспертизы, консалтинг, аудит и оценочная деятельность

Частно-государственное

партнерство в модернизации высшего образования:

1) реализуется функция социальной ответственности бизнеса перед обществом;

2) бизнес получает реальные рычаги активного влияния на образовательные процессы в вузах;

3) осуществляется переход к целевому заказу специалистов для бизнеса;

4) дается импульс инновационной составляющей вузов;

5} появляются устойчивые организационные формы взаимодействия между работодателями и вузами;

6) осуществляется мониторинг состояния и тенденций развития рынка труда;

7) решается проблема кадрового дефицита за счет генерации специалистов с востребованными на рынке компетенциями и личностными качествами.

<=

с=

<с=

Финансовая и техническая поддержка

Организация про изводствен них практик и мастер -классов, участие в аттестации

Учреждение именных стипендий лучшим

студентам "--

Мониторинг рынка труда и трудоустройство выпускников, ярмарки

Независимый контроль качества образовательных услуг

Информационная поддержка (РЯ, реклама), помощь в патентовании инновационных разработок вузов

Рис. 1. Вклад вузов и бизнеса в реализацию идеи частно-государственного партнерства по развитию высшего образования

развития демографической ситуации в РФ сказывается на обеспеченности российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте от 22 до 35 лет. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, начиная с 2003/ 2004 учебного года среднее годовое снижение численности выпускников государственных образовательных учреждений в регионе составляет 6,3% (причем если сравнивать 2002/2003 учебный год с 2005/2006 учебным годом, снижение численности выпускников составило 17,9%). В этих условиях стратегия «снятия сливок», когда работодатели предлагают вакансии лучшим студентам, уже далеко в прошлом.

На фоне общесистемных проблем в высшем образовании, указанных на рис. 2 (по результатам опроса работодателей на заседании Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17 апреля 2007 г.), промышленные предприятия, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании ищут более тесные формы сотрудничества с вузами: организуют конкурсы именных стипендий, материально поддерживают талантливую молодежь, проводят тестирование студентов, предоставляют им места прохождения практики, участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, открывают корпоративные образовательные центры и прочее. Все это делается с целью закрепления наиболее успешных и талантливых студентов за конкретным хозяйствующим субъектом. Не отстают от коммерческих организаций и различные благотворительные фонды. Конечной целью многочисленных зарубежных и российских благотворительных организаций является создание баз данных о креативной перспективной молодежи с лидерскими способностями, что в дальнейшем также будет использовано бизнес-сообществом.

Меняется парадигма в развитии человеческого потенциала: человек выступает уже не как пассив - источник бесплатных тру-

довых ресурсов, а как актив, в который необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить хорошую окупаемость вложенного капитала. Без этого подхода к управлению персоналом невозможно развивать бизнес и быть конкурентоспособным.

Воронежский государственный университет является примером устойчивого развития и успешного применения инновационных методов в образовании. Образовательная и научная деятельность Воронежского госуниверситета успешно сертифицирована по международным стандартам качества ISO 9001:2000 (сертификат NQA Global Assurance Limited,, Великобритания), у нас реализованы основные принципы европейской системы образования. Бренд «ВыпускникВГУ» признан бизнес-сообществом, и наши студенты имеют дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. Все это формирует устойчивый спрос на выпускников университета.

На совместном заседании Торгово-промышленной палаты и Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17 апреля 2007 г. активно обсуждались целесообразность, возможность и формы сотрудничества вузов и бизнеса. Помимо реализации идеи создания ресурсных центров (эндаументов), крупные промышленники и предприниматели особое внимание обратили на так называемые корпоративные формы взаимодействия вуза и предприятий (рис. 3). На основе принципиального согласия промышленников активно оказывать вузам организационную, материальную, информационную и финансовую поддержку были выделены две приоритетные формы взаимодействия: организация научно-образовательного центра на базе ведущего регионального вуза - ВГУ и создание отдельного юридического лица -Некоммерческого партнерства по развитию образования и науки. В ходе дискуссии были обсуждены положительные и отрицательные стороны той или иной организационной формы сотрудничества (рис. 4).

СП

а а а* а

О"»

а

а

©

а ье а

У

а ©

Основные проблемы высшего .профессионального : образования - точка зрения представи-

Щ биЗиЩ: ^; сообщества

3. Недостаточный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов отражается на качестве Эббазова-тельных услуг

.....4. Недопустимо.ннзкая оплата труда преподавателей, как результат - слабая отдача

5. Невысокая мотивация аудентов и

необоснованно завышенная самооценка

6. Государственные обр^оватедьные ста!!; дарты и учебные планы плохо соответствуют реальному состоянию экономики, социально-культурному, техническому и технологическому развитию

Активное

участие бизнес-сообщества в учебном

процессе вузов

- участие в попечительских советах яузои;

- корпоративные формы взаимодействия (создание учебных центров; учреждение фондов ры-вития высшего образования и науки).

Формы взаимодействия между работодателями и вузами:

- целевая подготовка студентов для своих предприятий;

- участие менеджмент ко.ииа-_______

ний в учебном процессе и в работе аттестационных комиссий;

- проведение мастер-классов,

профессиональных конферен------

ций и ярмарок вакансий;

- проведение конкурсов именных стипендий;

- предоставление н(ест практик и кураторство;

7. Недостаточная поддержка государства:. неравномерное финансирование и изношенная материально-техническая база вузов

8. Проблемы перехода на двухуровневую модель образования: бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года; 25% от выпуска бакалавров)

1. Систематически не проводится мониторинг рынка труда

2. Ориентация образования на общетеоретическую подготовку - слабые практические навыки и умения

Рис. 2. Проблемы высшего профессионального образования глазами работодателей, пути их решения, формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов

КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ВУЗОВ

ВЫДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Л

Вузу - лидеру регионального рынка образовательных услуг, координатору научных и учебных программ (ВГУ)

Отдельному юридическому лицу - некоммерческому партнерству, учреждаемому бизнсс-сообществом и вузами

Ж

а

ОСНОВАНИЕ: в соответствии с генеральным договором между ВГУ и СПП ВО, а также частными договорами между ВГУ и конкретными организациями приказом ректора учреждается отдельное структурное подразделение вуза - Научно-образовательный центр «Воронежский нпститут развития образования и науки» (НОЦ ВИРОН)

3

т

г

ОСНОВАНИЕ: устав и учредительный договор Некоммерческого партнерства «Воронежский институт развития образования и науки» (НП ВИРОН) (государственные вузы не могут выступать в качестве учредителей, только через аффилированные лица)

3

Рис. 3. Возможные корпоративные формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов в Воронежской области

Научно-образовательный центр «Воронежский институт развития образования и наукн» (НОЦ ВИРОН) - структурное подразделение Иппонежекого госунивег>ситета с отдельным субсчетом Некоммерческое партнерство «Воронежский институт развития образования и науки» (НП ВИРОН) - самостоятельное юпилическое лиио

Положительные стороны Отрицательные стороны Положительные стороны Отрицательные стороны

1. Перечисления членов Совета промышленников и предпринимателей ПО (коммерческих организаций) в ВГУ не облагаются налогом на прибыль и НДС.

2. Наличие высокоэффективной системы внутрихозяйственного контроля и бухгалтерского учета в ВГУ: НОЦ ВИРОН будет иметь обособленный учет и отдельный субсчет.

3. ВГУ обслуживается в Управлении федерального казначейства; осуществляется постоянный контроль целевого использования средств.

4. Концентрация финансовых ресурсов у естественного лидера вузовского сообщества (ВГУ) позволяет получить лучшие результаты по целевым показателям, установленным бизнесом.

5. Не будет расходов на арендную плату.

6. На правах совместителя можно ввести в штат ВГУ представителя СПП Воронежской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ВГУ имеет устойчивые связи с крупнейшими вузами Европы и Америки.

8. Имеются апробированные управленческие механизмы согласования расходования целевых средств с различными бизнес-структурами.

9. Непосредственный контакт с известными учеными и преподавателями.

10. Ректор ВГУ - председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.

1. Средства бизнес-сообщества, перечисляемые на цели развития образования и науки, не обособлены в рамках самостоятельного юридического лица.

2. Бизнес прямо не может участвовать в управлении государственным вузом (в части выделенных целевых средств).

1. Взносы членов НП не облагаются налогом на прибыль и НДС при условии, что они используются по целевому назначению (для целей создания НП).

2. Прямой контроль расходования денежных средств учредителями - бизнес-сообществом.

3. Удобная организа-ционно-правовая форма аккумулирования средств юридических лиц для решения целевой задачи с точки зрения легальности источников средств.

Г

1. НП ВИРОН регистрируется в Управлении ФРС по ВО - информация доступна широкому кругу лиц.

2. Необходимость вгабора и содержания значительного количества работников для ведения учета, управления денежными средствами, делопроизводства и пр.

3. Необходимы арендные платежи за помещение, расходы по регистрации юридического лица.

4. Направление на стажировку / обучение в ведущие вузы Европы и Америки потребует прямых гарантий и прямого участия вузов г. Воронежа (в частности, ВГУ).

5. Жесткий и постоянный контроль работы всех некоммерческих организаций в России со стороны ФСБ, МВД, КРУ, налоговых органов и пр.

6. Государственные вузы не могут быть учредителями НП ВИРОН.

Рис. 4. Положительные и отрицательные стороны различных корпоративных форм взаимодействия бизнес-сообщества и вузов

Наиболее яркие примеры взаимодействия бизнеса, различных фондов и Воронежского госуниверситета в процессе подготовки востребованных на рынке специалистов представлены на рис. 5.

Остановимся более подробно на некоторых примерах.

■ 30 июля 2004 г. заключен Рамочный договор между ВГУ и ООО «Сименс Бизнес Сервисез» (SBS) о целевой подготовке для концерна Siemens студентов 5-го курса ВГУ (факультеты: компьютерных наук, прикладной математики и механики, экономический, математический, международных отношений, романо-германской филологии). В соответствии с этим договором в октябре 2004 г. в ВГУ открыт образовательный центр. Уникальность и значимость такого центра для Siemens подчеркнуты присутствием на его открытии посла Германии в России, губернатора Воронежской области, представителей руководства концерна.

Образовательный процесс в центре обеспечивается специалистами ВГУ (более 60%) и SBS (около 40%), финансируется компанией Siemens; студентам выплачивается дополнительная стипендия. Занятия проводятся по трем целевым программам, каждая порядка 600 часов, с обязательной стажировкой в Германии. Ежегодно число студентов, получающих дополнительное специальное образование в центре, увеличивается: в 2006/07 учебном году оно составило 75 человек. В ходе 2-го семестра обучения руководители конкретных проектов компании Siemens приезжают в Воронеж, проводят тестирование студентов и отбирают их на свои проекты. Отзывы о выпускниках ВГУ, об их общей и специальной подготовке в целом очень высокие; практически 100% выпускников центра отбираются на проекты и в настоящее время работают в филиале Siemens в Воронеже и Москве, в Германии и других странах.

■ С февраля 2001 г. при ВГУ в рамках благотворительной программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» был организован Межрегиональ-

ный институт общественных наук. Программа осуществляется некоммерческой общественной организацией АНО «ИНО-Центр» (Информация. Наука. Образование) совместно с Министерством образования и науки РФ, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при содействии Корпорации Кар-неги в Нью-Йорке (США), Фонда МакАр-туров (США).

Целями этой программы являются: поддержка и стимулирование развития общественных наук в России; мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов научного сообщества; поддержка и развитие научных связей; институциональная поддержка российских общественных наук; обеспечение более тесной интеграции российских ученых и студентов в мировое научное сообщество. Объем финансирования ВМИОН в 2006 г. составил более 3 млн. 200 тыс. рублей.

■ С 2002 г. в Воронежском госуниверситете функционирует научно-образовательный центр «Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах», образованный в рамках совместной программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» Американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки РФ. Работа центра позволила университету внести качественные изменения во многие направления деятельности, получить новый позитивный опыт в области интеграции науки и образования, а также крупномасштабной кооперации с другими научно-образовательными организациями. Мы получили возможность существенно улучшить методические основы образовательной деятельности, обновить научное оборудование, сформировать ряд новых научных и учебных лабораторий. Работа центра способствовала успешной реализации программы поддержки на конкурсной основе молодых ученых, студентов и аспирантов. Благо даря ресурсам данной программы мы смогли не только удержать, но и вернуть в универ-

Воронежский государственный университет

- лидер вузовского сообщества Черноземья

Цель: подготовка специалистов с требуемыми для бизнеса профессиональными компетенциями, навыками научной работы, способностями к ситуационному анализу и личностными качествами

Крупный и средний бизнес

Концерн ОАО «Но- ЮВЖД- Аудитор- Компания

«Сименс» волипецкий филиал ско- «Информ-

- создал металлур- ОАО консал- связь -

образова- гический «РЖД» тинговая Чернозе-

тельный комбинат» - подписал группа мье» от-

центр на реализуют- договор 0 «кпмг» крыла сти-

базе ВГУ ся научные сотруд- открыла пендиаль-

и образова- ничестве стипен- ную про-

тельные в подго- диальную грамму для

проекты товке програм- ВГУ

совместно с кадров с му для

ВГУ ВГУ ВГУ

Банки

Зарубежные и российские благотворительные фонды

ЗАО «Международный Московский Банк» открыло стипендиальную программу для ВГУ

Благотворительный фонд В, Потанина финансирует стипендиальную программу для ВГУ

Благотворительный фонд «Oxford - Russia» (Лондон) ежегодно финансирует стипендиальную программу для ВГУ

Американский фонд гражданских исследований и развития создал на базе ВГУ научно образовательный центр (НОЦ)

При поддержке американских фондов и Минобрнауки РФ на базе ВГУ создан Межрегиональный институт общественных наук (МИОН)

Активное участие в профессиональных образовательных и научных программах. Выявление лучших студентов, организация конкурсов на получение именных стипендий. Тестирование выпускников ВГУ и создание базы данных наиболее квалифицированных специалистов. Создание корпоративных образовательных центров на базе ВГУ.

Предоставление студентам мест производственной практики и трудоустройство выпускников ВГУ с лучшими условиями вознаграждения.

Рис. 5. Взаимодействие бизнес-сообщества, благотворительных фондов и ВГУ в образовательном и научном процессе

ситет ярких молодых преподавателей и исследователей, работавших ранее в университетах Германии, США, Израиля и других стран.

Наряду с основным финансированием, которое за время работы центра составило $1170000 из внешних источников, в 2005 и 2006 гг. НОЦ ВГУ получил два дополнительных гранта, ориентированных на поддержку отдельных направлений научной деятельности центра общим объемом $130000 из внешних источников каждый. По программам поддержки постдоков молодые ученые университета получили 21 грант на общую сумму $242000.

■ 19 января 2007 г. между «Оксфордским Российским Фондом» (Великобритания) и ВГУ заключен договор о безвозмездной благотворительной помощи для предоставления стипендий российским студентам. Начиная с 2007/08 уч. г. в каждом учебном году по представленным ВГУ документам Фонд будет начислять студентам 3-го курса 75 стипендий сроком на три года каждая. Соответственно в 2009/10 уч. г. в университете будет насчитываться 225 действительных стипендиатов, и в дальнейшем, если Фонд будет продолжать реализацию программы, число стипендиатов останется без изменений. Университет выплачивает каждому получателю стипендии 3000 рублей (до удержания подоходного налога) ежемесячно в течение 10 месяцев учебного года. Выбор благотворительного фонда ос-

новывался на результатах анализа вузов Черноземья, согласно которым ВГУ является системообразующим вузом на региональном рынке образовательных услуг. Общая величина благотворительной помощи составит $570 000.

Указанные на рис. 5 многие другие проекты ВГУ с представителями бизнес-сообщества свидетельствуют о существенных изменениях в ранее действующем механизме взаимодействия вуза и работодателей. Серьезно корректируются подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов, кардинально меняется политика привлечения персонала у крупных хозяйствующих субъектов. Совместная работа Воронежского госуниверситета с работодателями будет способствовать повышению качества подготовки востребованных рынком специалистов, выявлению талантливой молодежи, дополнительной мотивации студентов на высокие результаты в учебе и успешную карьеру в конкретной компании. Реализация идеи частно-государственного партнерства в области высшего образования на базе Воронежского государственного университета приведет к укреплению конкурентных преимуществ нашего региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, будет способствовать развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики областей Центрального Черноземья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.