В. ТИТОВ, профессор, ректор Д. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, проректор
Воронежский государственный университет
Кардинальные изменения в отечественной системе высшего профессионального образования связаны как с фундаментальными факторами эволюции мировой образовательной среды, так и с текущими процессами социально-экономического, политического и демографического развития в России. Глобализация экономики, унификация стандартов качества высшего образования, грядущее вступление России в ВТО и приход на отечественный рынок крупнейших транснациональных компаний, банков, страховых организаций - все это внешние причины необходимости модернизации российских вузов. К внутренним факторам можно отнести изменившуюся экономическую ситуацию в РФ, увеличение бюджетного финансирования, в том числе и за счет реализации национального проекта «Образование », тенденцию к объединению вузов, дискуссии о статусе автономных некоммерческих организаций и приемлемости этой организационно-правовой формы для крупных учреждений высшего образования.
С конца 90-х гг. в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами: 1) крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие демографических проблем, активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса, неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 90-е гг., качественно новых изменений в бизнес-процессах и менеджменте), 2) возникла неудовлетворенность ка-
Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества
чеством вузовского обучения. В связи с этим появляется объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для подготовки новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества.
Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования (рис. 1). В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Не случайно многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений - лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. В то же время вузов с действительно высоким качеством подготовки специалистов, востребованных на рынке, немного. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр - магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.
Синергетический эффект негативного
Целевая подготовка, отбор и тестирование } студентов по заказам предприятий
Зарубежные стажировки в ведущих университетах Европы и Америки
Проведение НИОКР и
прикладные разработки
Повышение квалификации специалистов
под требуемый уровень компе-
тенции
Научное консультирование, зашита
диссертации
Экспертизы, консалтинг, аудит и оценочная деятельность
Частно-государственное
партнерство в модернизации высшего образования:
1) реализуется функция социальной ответственности бизнеса перед обществом;
2) бизнес получает реальные рычаги активного влияния на образовательные процессы в вузах;
3) осуществляется переход к целевому заказу специалистов для бизнеса;
4) дается импульс инновационной составляющей вузов;
5} появляются устойчивые организационные формы взаимодействия между работодателями и вузами;
6) осуществляется мониторинг состояния и тенденций развития рынка труда;
7) решается проблема кадрового дефицита за счет генерации специалистов с востребованными на рынке компетенциями и личностными качествами.
<=
с=
<с=
Финансовая и техническая поддержка
Организация про изводствен них практик и мастер -классов, участие в аттестации
Учреждение именных стипендий лучшим
студентам "--
Мониторинг рынка труда и трудоустройство выпускников, ярмарки
Независимый контроль качества образовательных услуг
Информационная поддержка (РЯ, реклама), помощь в патентовании инновационных разработок вузов
Рис. 1. Вклад вузов и бизнеса в реализацию идеи частно-государственного партнерства по развитию высшего образования
развития демографической ситуации в РФ сказывается на обеспеченности российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте от 22 до 35 лет. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, начиная с 2003/ 2004 учебного года среднее годовое снижение численности выпускников государственных образовательных учреждений в регионе составляет 6,3% (причем если сравнивать 2002/2003 учебный год с 2005/2006 учебным годом, снижение численности выпускников составило 17,9%). В этих условиях стратегия «снятия сливок», когда работодатели предлагают вакансии лучшим студентам, уже далеко в прошлом.
На фоне общесистемных проблем в высшем образовании, указанных на рис. 2 (по результатам опроса работодателей на заседании Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17 апреля 2007 г.), промышленные предприятия, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании ищут более тесные формы сотрудничества с вузами: организуют конкурсы именных стипендий, материально поддерживают талантливую молодежь, проводят тестирование студентов, предоставляют им места прохождения практики, участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, открывают корпоративные образовательные центры и прочее. Все это делается с целью закрепления наиболее успешных и талантливых студентов за конкретным хозяйствующим субъектом. Не отстают от коммерческих организаций и различные благотворительные фонды. Конечной целью многочисленных зарубежных и российских благотворительных организаций является создание баз данных о креативной перспективной молодежи с лидерскими способностями, что в дальнейшем также будет использовано бизнес-сообществом.
Меняется парадигма в развитии человеческого потенциала: человек выступает уже не как пассив - источник бесплатных тру-
довых ресурсов, а как актив, в который необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить хорошую окупаемость вложенного капитала. Без этого подхода к управлению персоналом невозможно развивать бизнес и быть конкурентоспособным.
Воронежский государственный университет является примером устойчивого развития и успешного применения инновационных методов в образовании. Образовательная и научная деятельность Воронежского госуниверситета успешно сертифицирована по международным стандартам качества ISO 9001:2000 (сертификат NQA Global Assurance Limited,, Великобритания), у нас реализованы основные принципы европейской системы образования. Бренд «ВыпускникВГУ» признан бизнес-сообществом, и наши студенты имеют дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. Все это формирует устойчивый спрос на выпускников университета.
На совместном заседании Торгово-промышленной палаты и Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17 апреля 2007 г. активно обсуждались целесообразность, возможность и формы сотрудничества вузов и бизнеса. Помимо реализации идеи создания ресурсных центров (эндаументов), крупные промышленники и предприниматели особое внимание обратили на так называемые корпоративные формы взаимодействия вуза и предприятий (рис. 3). На основе принципиального согласия промышленников активно оказывать вузам организационную, материальную, информационную и финансовую поддержку были выделены две приоритетные формы взаимодействия: организация научно-образовательного центра на базе ведущего регионального вуза - ВГУ и создание отдельного юридического лица -Некоммерческого партнерства по развитию образования и науки. В ходе дискуссии были обсуждены положительные и отрицательные стороны той или иной организационной формы сотрудничества (рис. 4).
СП
а а а* а
О"»
а
а
©
а ье а
У
а ©
Основные проблемы высшего .профессионального : образования - точка зрения представи-
Щ биЗиЩ: ^; сообщества
3. Недостаточный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов отражается на качестве Эббазова-тельных услуг
.....4. Недопустимо.ннзкая оплата труда преподавателей, как результат - слабая отдача
5. Невысокая мотивация аудентов и
необоснованно завышенная самооценка
6. Государственные обр^оватедьные ста!!; дарты и учебные планы плохо соответствуют реальному состоянию экономики, социально-культурному, техническому и технологическому развитию
Активное
участие бизнес-сообщества в учебном
процессе вузов
- участие в попечительских советах яузои;
- корпоративные формы взаимодействия (создание учебных центров; учреждение фондов ры-вития высшего образования и науки).
Формы взаимодействия между работодателями и вузами:
- целевая подготовка студентов для своих предприятий;
- участие менеджмент ко.ииа-_______
ний в учебном процессе и в работе аттестационных комиссий;
- проведение мастер-классов,
профессиональных конферен------
ций и ярмарок вакансий;
- проведение конкурсов именных стипендий;
- предоставление н(ест практик и кураторство;
7. Недостаточная поддержка государства:. неравномерное финансирование и изношенная материально-техническая база вузов
8. Проблемы перехода на двухуровневую модель образования: бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года; 25% от выпуска бакалавров)
1. Систематически не проводится мониторинг рынка труда
2. Ориентация образования на общетеоретическую подготовку - слабые практические навыки и умения
Рис. 2. Проблемы высшего профессионального образования глазами работодателей, пути их решения, формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов
КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ВУЗОВ
ВЫДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Л
Вузу - лидеру регионального рынка образовательных услуг, координатору научных и учебных программ (ВГУ)
Отдельному юридическому лицу - некоммерческому партнерству, учреждаемому бизнсс-сообществом и вузами
Ж
а
ОСНОВАНИЕ: в соответствии с генеральным договором между ВГУ и СПП ВО, а также частными договорами между ВГУ и конкретными организациями приказом ректора учреждается отдельное структурное подразделение вуза - Научно-образовательный центр «Воронежский нпститут развития образования и науки» (НОЦ ВИРОН)
3
т
г
ОСНОВАНИЕ: устав и учредительный договор Некоммерческого партнерства «Воронежский институт развития образования и науки» (НП ВИРОН) (государственные вузы не могут выступать в качестве учредителей, только через аффилированные лица)
3
Рис. 3. Возможные корпоративные формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов в Воронежской области
Научно-образовательный центр «Воронежский институт развития образования и наукн» (НОЦ ВИРОН) - структурное подразделение Иппонежекого госунивег>ситета с отдельным субсчетом Некоммерческое партнерство «Воронежский институт развития образования и науки» (НП ВИРОН) - самостоятельное юпилическое лиио
Положительные стороны Отрицательные стороны Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Перечисления членов Совета промышленников и предпринимателей ПО (коммерческих организаций) в ВГУ не облагаются налогом на прибыль и НДС.
2. Наличие высокоэффективной системы внутрихозяйственного контроля и бухгалтерского учета в ВГУ: НОЦ ВИРОН будет иметь обособленный учет и отдельный субсчет.
3. ВГУ обслуживается в Управлении федерального казначейства; осуществляется постоянный контроль целевого использования средств.
4. Концентрация финансовых ресурсов у естественного лидера вузовского сообщества (ВГУ) позволяет получить лучшие результаты по целевым показателям, установленным бизнесом.
5. Не будет расходов на арендную плату.
6. На правах совместителя можно ввести в штат ВГУ представителя СПП Воронежской области.
7. ВГУ имеет устойчивые связи с крупнейшими вузами Европы и Америки.
8. Имеются апробированные управленческие механизмы согласования расходования целевых средств с различными бизнес-структурами.
9. Непосредственный контакт с известными учеными и преподавателями.
10. Ректор ВГУ - председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
1. Средства бизнес-сообщества, перечисляемые на цели развития образования и науки, не обособлены в рамках самостоятельного юридического лица.
2. Бизнес прямо не может участвовать в управлении государственным вузом (в части выделенных целевых средств).
1. Взносы членов НП не облагаются налогом на прибыль и НДС при условии, что они используются по целевому назначению (для целей создания НП).
2. Прямой контроль расходования денежных средств учредителями - бизнес-сообществом.
3. Удобная организа-ционно-правовая форма аккумулирования средств юридических лиц для решения целевой задачи с точки зрения легальности источников средств.
Г
1. НП ВИРОН регистрируется в Управлении ФРС по ВО - информация доступна широкому кругу лиц.
2. Необходимость вгабора и содержания значительного количества работников для ведения учета, управления денежными средствами, делопроизводства и пр.
3. Необходимы арендные платежи за помещение, расходы по регистрации юридического лица.
4. Направление на стажировку / обучение в ведущие вузы Европы и Америки потребует прямых гарантий и прямого участия вузов г. Воронежа (в частности, ВГУ).
5. Жесткий и постоянный контроль работы всех некоммерческих организаций в России со стороны ФСБ, МВД, КРУ, налоговых органов и пр.
6. Государственные вузы не могут быть учредителями НП ВИРОН.
Рис. 4. Положительные и отрицательные стороны различных корпоративных форм взаимодействия бизнес-сообщества и вузов
Наиболее яркие примеры взаимодействия бизнеса, различных фондов и Воронежского госуниверситета в процессе подготовки востребованных на рынке специалистов представлены на рис. 5.
Остановимся более подробно на некоторых примерах.
■ 30 июля 2004 г. заключен Рамочный договор между ВГУ и ООО «Сименс Бизнес Сервисез» (SBS) о целевой подготовке для концерна Siemens студентов 5-го курса ВГУ (факультеты: компьютерных наук, прикладной математики и механики, экономический, математический, международных отношений, романо-германской филологии). В соответствии с этим договором в октябре 2004 г. в ВГУ открыт образовательный центр. Уникальность и значимость такого центра для Siemens подчеркнуты присутствием на его открытии посла Германии в России, губернатора Воронежской области, представителей руководства концерна.
Образовательный процесс в центре обеспечивается специалистами ВГУ (более 60%) и SBS (около 40%), финансируется компанией Siemens; студентам выплачивается дополнительная стипендия. Занятия проводятся по трем целевым программам, каждая порядка 600 часов, с обязательной стажировкой в Германии. Ежегодно число студентов, получающих дополнительное специальное образование в центре, увеличивается: в 2006/07 учебном году оно составило 75 человек. В ходе 2-го семестра обучения руководители конкретных проектов компании Siemens приезжают в Воронеж, проводят тестирование студентов и отбирают их на свои проекты. Отзывы о выпускниках ВГУ, об их общей и специальной подготовке в целом очень высокие; практически 100% выпускников центра отбираются на проекты и в настоящее время работают в филиале Siemens в Воронеже и Москве, в Германии и других странах.
■ С февраля 2001 г. при ВГУ в рамках благотворительной программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» был организован Межрегиональ-
ный институт общественных наук. Программа осуществляется некоммерческой общественной организацией АНО «ИНО-Центр» (Информация. Наука. Образование) совместно с Министерством образования и науки РФ, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при содействии Корпорации Кар-неги в Нью-Йорке (США), Фонда МакАр-туров (США).
Целями этой программы являются: поддержка и стимулирование развития общественных наук в России; мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов научного сообщества; поддержка и развитие научных связей; институциональная поддержка российских общественных наук; обеспечение более тесной интеграции российских ученых и студентов в мировое научное сообщество. Объем финансирования ВМИОН в 2006 г. составил более 3 млн. 200 тыс. рублей.
■ С 2002 г. в Воронежском госуниверситете функционирует научно-образовательный центр «Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах», образованный в рамках совместной программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» Американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки РФ. Работа центра позволила университету внести качественные изменения во многие направления деятельности, получить новый позитивный опыт в области интеграции науки и образования, а также крупномасштабной кооперации с другими научно-образовательными организациями. Мы получили возможность существенно улучшить методические основы образовательной деятельности, обновить научное оборудование, сформировать ряд новых научных и учебных лабораторий. Работа центра способствовала успешной реализации программы поддержки на конкурсной основе молодых ученых, студентов и аспирантов. Благо даря ресурсам данной программы мы смогли не только удержать, но и вернуть в универ-
Воронежский государственный университет
- лидер вузовского сообщества Черноземья
Цель: подготовка специалистов с требуемыми для бизнеса профессиональными компетенциями, навыками научной работы, способностями к ситуационному анализу и личностными качествами
Крупный и средний бизнес
Концерн ОАО «Но- ЮВЖД- Аудитор- Компания
«Сименс» волипецкий филиал ско- «Информ-
- создал металлур- ОАО консал- связь -
образова- гический «РЖД» тинговая Чернозе-
тельный комбинат» - подписал группа мье» от-
центр на реализуют- договор 0 «кпмг» крыла сти-
базе ВГУ ся научные сотруд- открыла пендиаль-
и образова- ничестве стипен- ную про-
тельные в подго- диальную грамму для
проекты товке програм- ВГУ
совместно с кадров с му для
ВГУ ВГУ ВГУ
Банки
Зарубежные и российские благотворительные фонды
ЗАО «Международный Московский Банк» открыло стипендиальную программу для ВГУ
Благотворительный фонд В, Потанина финансирует стипендиальную программу для ВГУ
Благотворительный фонд «Oxford - Russia» (Лондон) ежегодно финансирует стипендиальную программу для ВГУ
Американский фонд гражданских исследований и развития создал на базе ВГУ научно образовательный центр (НОЦ)
При поддержке американских фондов и Минобрнауки РФ на базе ВГУ создан Межрегиональный институт общественных наук (МИОН)
Активное участие в профессиональных образовательных и научных программах. Выявление лучших студентов, организация конкурсов на получение именных стипендий. Тестирование выпускников ВГУ и создание базы данных наиболее квалифицированных специалистов. Создание корпоративных образовательных центров на базе ВГУ.
Предоставление студентам мест производственной практики и трудоустройство выпускников ВГУ с лучшими условиями вознаграждения.
Рис. 5. Взаимодействие бизнес-сообщества, благотворительных фондов и ВГУ в образовательном и научном процессе
ситет ярких молодых преподавателей и исследователей, работавших ранее в университетах Германии, США, Израиля и других стран.
Наряду с основным финансированием, которое за время работы центра составило $1170000 из внешних источников, в 2005 и 2006 гг. НОЦ ВГУ получил два дополнительных гранта, ориентированных на поддержку отдельных направлений научной деятельности центра общим объемом $130000 из внешних источников каждый. По программам поддержки постдоков молодые ученые университета получили 21 грант на общую сумму $242000.
■ 19 января 2007 г. между «Оксфордским Российским Фондом» (Великобритания) и ВГУ заключен договор о безвозмездной благотворительной помощи для предоставления стипендий российским студентам. Начиная с 2007/08 уч. г. в каждом учебном году по представленным ВГУ документам Фонд будет начислять студентам 3-го курса 75 стипендий сроком на три года каждая. Соответственно в 2009/10 уч. г. в университете будет насчитываться 225 действительных стипендиатов, и в дальнейшем, если Фонд будет продолжать реализацию программы, число стипендиатов останется без изменений. Университет выплачивает каждому получателю стипендии 3000 рублей (до удержания подоходного налога) ежемесячно в течение 10 месяцев учебного года. Выбор благотворительного фонда ос-
новывался на результатах анализа вузов Черноземья, согласно которым ВГУ является системообразующим вузом на региональном рынке образовательных услуг. Общая величина благотворительной помощи составит $570 000.
Указанные на рис. 5 многие другие проекты ВГУ с представителями бизнес-сообщества свидетельствуют о существенных изменениях в ранее действующем механизме взаимодействия вуза и работодателей. Серьезно корректируются подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов, кардинально меняется политика привлечения персонала у крупных хозяйствующих субъектов. Совместная работа Воронежского госуниверситета с работодателями будет способствовать повышению качества подготовки востребованных рынком специалистов, выявлению талантливой молодежи, дополнительной мотивации студентов на высокие результаты в учебе и успешную карьеру в конкретной компании. Реализация идеи частно-государственного партнерства в области высшего образования на базе Воронежского государственного университета приведет к укреплению конкурентных преимуществ нашего региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, будет способствовать развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики областей Центрального Черноземья.