анализ развития высшего образования
АНАЛИЗ УЧАСТИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
В.Т. ТИТОВ,
ректор Воронежского государственного университета, доктор филологических наук, профессор
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ,
проректор Воронежского государственного университета, доктор экономических наук, профессор
Кардинальные изменения в отечественной системе высшего профессионального образования связаны как с фундаментальными факторами эволюции мировой образовательной среды, так и с текущими процессами социально-экономического, политического и демографического развития в России. Глобализация экономики, унификация стандартов качества высшего образования, вступление России в ВТО и приход на отечественный рынок крупнейших транснациональных компаний, банков, страховых организаций — все это внешние причины необходимости модернизации российских вузов. К внутренним факторам можно отнести изменившуюся экономическую ситуацию в РФ, увеличение бюджетного финансирования, в том числе и за счет реализации национального проекта «Образование», тенденции к объединению вузов, дискуссии о статусе автономных некоммерческих организаций и приемлемости этой организационно-правовой формы для крупных учреждений высшего образования.
С конца 1990-х гг. в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами: крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие: демографических проблем; активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса; неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 1990-е гг.; качественно новых изменений в бизнес-процессах и менедж-
менте) и появление неудовлетворенности качеством вузовского обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества.
Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования (рис. 1). В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Для объединения усилий в процессе генерации высококвалифицированного персонала многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений — лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. В то же время вузов с действительно высоким уровнем качества подготовки специалистов, востребованных на рынке, не много. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, к которой присоединилась Россия, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять
Целевая подготовка, отбор и тестирование студентов по заказам предприятий
Зарубежные стажировки в ведущих университетах Европы и Америки
Проведение НИОКР и прикладные разработки
Повышение N. квалификации специалистов под требуемый уровень компетенций
Научное консультирование, защита диссертаций
Экспертизы, консалтинг, аудит и оценочная деятельность
Р Р
в
Частногосударственное партнерство в модернизации высшего образования:
1) реализуется функция социальной ответственности бизнеса перед обществом;
2) бизнес получает реальные рычаги активного влияния на образовательные процессы в вузах;
3) осуществляется переход к целевому заказу специалистов для бизнеса;
4) дается импульс инновационной составляющей вузов;
5) появляются устойчивые организационные формы взаимодействия между работодателями и вузами;
6) осуществляется мониторинг состояния и тенденций развития рынка труда;
7) решается проблема кадрового дефицита за счет генерации специалистов с востребованными на рынке компетенциями и личностными качествами
с=
<=
<=
Финансовая и техническая поддержка
Организация производственных практик и мастер-классов, участие в аттестации
Учреждение именных стипендий лучшим студентам
Мониторинг рынка труда и трудоустройство выпускников, ярмарки вакансий
Независимый контроль качества образовательных услуг
Информационная (PR, реклама) поддержка, помощь в патентовании инновационных разработок вузов
Рис. 1. Вклад вузов и бизнеса в реализацию идеи частногосударственного партнерства по развитию высшего образования
балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.
Синергетический эффект негативного развития демографической ситуации в РФ сказывается на обеспеченности российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте от 22 до 35 лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области начиная с 2003/2004 учебного года среднее годовое снижение численности выпускников государственных образовательных учреждений в регионе составляет 6,3 % (причем, если сравнивать 2002/2003 учебный год с 2005/2006 учебным годом, снижение численности выпускников составило 17,9 %). В этих условиях стратегия «снятия сливок», когда работодатели приходят и лучшим студентам предлагают вакансии, уже далеко в прошлом.
На фоне общесистемных проблем в высшем образовании (указанных на рис. 2 по результатам опроса работодателей на заседании Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17.04.2007 г.) промышленные предприятия,
коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании ищут более тесные формы сотрудничества с вузами. Чаще всего в результате этого реализуются следующие мероприятия: организуются конкурсы именных стипендий; материально поддерживается талантливая молодежь; осуществляется тестирование студентов, им предоставляются места прохождения практики; менеджмент компаний участвует в работе государственных экзаменационных комиссий; открываются корпоративные образовательные центры и прочее. Все это делается в целях закрепления наиболее успешных и талантливых студентов за конкретным хозяйствующим субъектом. Не отстают от коммерческих организаций и различные благотворительные фонды. Конечной целью многочисленных зарубежных и российских благотворительных организаций является создание баз данных о креативной перспективной молодежи с лидерскими способностями, что в дальнейшем также будет использовано бизнес-сообществом.
Меняется парадигма в развитии человеческого потенциала: человек выступает уже не как пассив —
Основные проблемы высшего профессионального образования -точка зрения представителей бизнес-сообщества (работодателей)
Я
Систематически не проводится мониторинг рынка труда
\
2. Ориентация образования на общетеоретическую подготовку - слабые практические навыки и умения
3. Недостаточный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов отражается на качестве образовательных услуг
4. Недопустимо низкая оплата труда преподавателей, как результат - слабая отдача
5. Невысокая мотивация студентов и необоснованно завышенная самооценка
6. Государственные образовательные стандарты и учебные планы плохо соответствуют реальному состоянию экономики, социально-культурному, техническому и технологическому развитию
7. Недостаточная поддержка государства: неравномерное финансирование и изношенная материально-техническая база вузов
8. Проблемы перехода на двухуровневую модель образования: бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года; 25 % от выпуска бакалавров)
3
Р
Е Ш Е H И Е
П Р О Б
Л Е M
ы
I t
II 11 11
~ I I I I I I I I I I
11 ■ l If If t
Активное участие бизнес-сообщества в учебном процессе вузов
Формы взаимодействия между работодателями и вузами:
- целевая подготовка студентов для своих предприятий;
- участие менеджмента компаний в учебном процессе и в работе аттестационных комиссий;
- проведение мастер-классов, профессиональных конференций и ярмарок вакансий;
- проведение конкурсов именных стипендий;
- предоставление мест практик и кураторство;
- участие в попечительских советах вузов;
- корпоративные формы взаимодействия (создание учебных центров; учреждение фондов развития высшего образования и науки)
Рис. 2. Проблемы высшего профессионального образования глазами работодателей, пути их решения, формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов
источник бесплатных трудовых ресурсов, а как актив, в который необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить хорошую окупаемость вложенного капитала. Без этого подхода к управлению персоналом невозможно развивать бизнес и быть конкурентоспособным.
Воронежский государственный университет является примером устойчивого развития и успешного применения инновационных методов в образовательной деятельности. Образовательная и научная деятельность Воронежского госуниверситета успешно сертифицирована по международным стандартам качества ISO 9001: 2000 (сертификат NQA Global Assurance Limited, Великобритания), в деятельности вуза реализованы основные принципы европейской системы образования. Бренд «Выпускник ВГУ» признан бизнес-сообществом, и наши студенты имеют дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. Все это формирует устойчивый спрос на выпускников университета.
На совместном заседании Торгово-промышленной палаты и Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17.04.2007 г.
активно обсуждались целесообразность, возможность и формы сотрудничества вузов и бизнеса. Помимо реализации идеи создания ресурсных центров (эндаументов) крупные промышленники и предприниматели особое внимание обратили на так называемые корпоративные формы взаимодействия вуза и предприятий (рис. 3). В условиях принципиального согласия со стороны промышленников активно оказывать организационную, материальную, информационную и финансовую поддержку вузам были выделены две приоритетные формы взаимодействия (образование научно-образовательного центра на базе ведущего регионального вуза — ВГУ; создание отдельного юридического лица — некоммерческого партнерства по развитию образования и науки). В ходе дискуссии были обсуждены положительные и отрицательные стороны той или иной организационной формы сотрудничества (рис. 4).
Если взять за основу некоммерческое партнерство как самостоятельное юридическое лицо, реализующее взаимные интересы вузов и бизнес-сообщества, то целями такого партнерства могут быть:
КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ВУЗОВ /
1 /
ВЫДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
л
ВУЗ - лидеру регионального рынка образовательных услуг, координатору научных и учебных программ (Воронежский госуниверситет)
0
3
ОСНОВАНИЕ: в соответствии с генеральным договором между ВГУ и СПП ВО, а также частными договорами между ВГУ и конкретными организациями приказом ректора учреждается отдельное структурное подразделение вуза: Научно-образовательный центр «Воронежский институт развития образования и науки» (НОЦ ВИРОН)
3
х
Отдельному юридическому лицу -некоммерческому партнерству, учреждаемому бизнес-сообществом и вузами
<3
ОСНОВАНИЕ: устав и учредительный договор некоммерческого партнерства «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу» (государственные вузы не могут выступать в качестве учредителей, только через аффилированные лица)
Рис. 3. Возможные корпоративные формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов
1) содействие повышению качества высшего образования через активное участие бизнес-сообщества в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования на всех его уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, программы повышения квалификации);
2) координация деятельности и объединение усилий для проведения научно-исследовательских работ, разработка научно-методического обеспечения всех уровней образования, совершенствование форм и методов образовательной деятельности, проектирование и создание технических и других средств обучения, формирование единого образовательного пространства;
3) содействие внутригосударственному и международному сотрудничеству в области науки, техники, образования и культуры; создание условий для внедрения положений Болонской декларации в региональную систему высшего образования (двухуровневое обучение в вузах, взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль за качеством образования);
4) разработка и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность вузов
в целях эффективной подготовки высококвалифицированных кадров с требуемыми компетенциями для работы в научной и практической сфере;
5) установление корпоративных интересов и укрепление связей между высшим образованием и бизнес-сообществом через механизм взаимодействия вузов с объединениями работодателей, прочими бизнес-структурами и промышленными ассоциациями;
6) поддержка инновационных программ, фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, помощь в их патентовании, коммерциализации и внедрении в производство;
7) содействие в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ;
8) защита прав и законных интересов членов партнерства;
9) организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров-совещаний по
Научно-образовательный центр «Воронежский институт развития образования и науки» (НОЦ ВИРОН) - структурное подразделение Воронежского госуниверситета с отдельным субсчетом Некоммерческое партнерство «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу» - самостоятельное юридическое лицо
Положительные стороны Отрицательные стороны Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Перечисления членов Совета промышленников и предпринимателей ВО (коммерческих организаций) в ВГУ не облагаются налогом на прибыль и НДС.
2. Наличие высокоэффективной системы внутрихозяйственного контроля и бухгалтерского учета в ВГУ - НОЦ ВИРОН будет иметь обособленный учет и отдельный субсчет.
3. ВГУ обслуживается в Управлении Федерального казначейства и осуществляется постоянный контроль целевого использования средств.
4. Концентрация финансовых ресурсов у естественного лидера вузовского сообщества (ВГУ) позволяет получить лучшие результаты по целевым показателям, установленным бизнесом.
5. Не будет расходов на арендную плату.
6. На правах совместителя можно ввести в штат ВГУ представителя СПП Воронежской области.
7. ВГУ имеет устойчивые связи с крупнейшими вузами Европы и Америки.
8. Имеются апробированные управленческие механизмы согласования расходования целевых средств с различными бизнес-структурами.
9. Непосредственный контакт с известными учеными и преподавателями
10. Ректор ВГУ - председатель совета ректоров вузов Воронежской области
1. Средства бизнес-сообщества, перечне ляемые на цели развития образования и науки, не обособлены в рамках само стоятельного юридического лица.
2. Бизнес прямо не может участвовать в управлении государственным вузом (в части выделенных целевых средств)
1. Вносы членов НП не облагаются налогом на прибыль и НДС при условии, что они используются по целевому назначению (для целей создания НП).
2. Прямой контроль расходования денежных средств учредителями - бизнес-сообществом.
3. Удобная организационно-правовая форма аккумулирования средств юридических лиц для решения целевой задачи с точки зрения легальности источников средств
f
1. Регистрируется НП в Управлении ФРС по ВО - информация доступна широкому кругу лиц.
2. Необходимость набора и содержания значительного числа работников для ведения учета, управления денежными средствами, делопроизводства и пр.
3. Необходимы арендные платежи за помещение, расходы по регистрации юридического лица.
4. Направление на стажировку / обучение в ведущие вузы Европы и Америки потребует прямых гарантий и прямого участия вузов г. Воронежа (в частности, ВГУ).
5. Жесткий и постоянный контроль работы всех некоммерческих организаций в России со стороны ФСБ, МВД, КРУ, налоговых органов и пр.
6. Государственные вузы не могут быть учредителями НП
Рис. 4. Положительные и отрицательные стороны различных корпоративных форм взаимодействия бизнес-сообщества и вузов
актуальным проблемам развития науки и образования в России и за рубежом;
10) насыщение рынка товарами и услугами образовательных учреждений, юридических и физических лиц — членов партнерства;
11) разработка прогнозной финансово-экономической документации, проектов образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ; осуществление работ по экспертизе финансовых документов, нормативных актов, управленческой документации;
12) организация стажировок и обучения членов партнерства в вузах и коммерческих организациях в России и за рубежом.
Предлагаемая нами схема организационной структуры управления партнерством — самостоятельным юридическим лицом представлена на рис. 5.
Наиболее яркие примеры взаимодействия бизнеса, различных фондов и Воронежского государственного университета в процессе подготовки востребованных на рынке специалистов представлены на рис. 6.
Остановимся более подробно на некоторых примерах.
♦ 30.07.2004 г. заключен рамочный договор между ВГУ и ООО «Сименс бизнес сервисез» (SBS) о целевой подготовке для концерна Siemens студентов 5-го курса ВГУ (факультеты: компьютерных наук, прикладной математики и механики, экономический, математический, международных отношений, романо-германской филологии). В соответствии с этим договором в октябре 2004 г. в ВГУ открыт образовательный центр. Уникальность и значимость такого центра для Siemens подчеркнуты присутствием на его открытии посла Германии в России, губернатора Воронежской области, представителей руководства Siemens.
Образовательный процесс в центре обеспечивается специалистами ВГУ (более 60 %) и SBS (около 40 %), финансируется компанией Siemens, студентам выплачивается дополнительная стипендия. Занятия проводятся по трем целевым программам, каждая — около 600 ч, с обязательной стажировкой в Германии. Ежегодно число студентов, получающих
Комитет
по развитию высшего и дополнительного профессионального образования, мониторингу рынка труда, контролю качества образовательных услуг (руководитель)
Комитет
по внешним связям, сотрудничеству с зарубежными вузами, фондами и организациями (руководит ель)
Комитет
по выполнению исследовательских программ, экспертизе научной и проектной документации, внедрению инновационных разработок (руководитель)
Комитет
по реализации благотворительных программ и издательской деятельности
(руководитель)
Учетно-финансовая
служба
(главный бухгалтер)
Организационно-правовой
отдел (делопроизводство, юридическая и кадровая служба) (начальник)
Рис. 5. Структура управления некоммерческим партнерством
Воронежский государственный университет -
лидер вузовского сообщества Черноземья
Цель: подготовка специалистов с требуемыми для бизнеса профессиональными компетенциями, навыками научной работы, способностями к ситуационному анализу и личностными качествами
Крупный и средний бизнес Банки Зарубежные и российские благотворительные фонды
Концерн ОАО «Но- ЮВЖД - Аудитор- Компания ЗАО «Меж- Благотвори- Благотвори- Американский При подцержке
«Сименс» волипецкии филиал ско- «Информ- дународный тельный тельный фонд фонд граждан- американских
- создал металлур- ОАО консал- связь - московский фонд Е . По- «Oxford - Rus- ских исследо- фондов и Ми-
образова- гический «РЖД» тинговая Чернозе- банк» откры- танина фи- sia» (Лондон) вании и разви- нобрнауки РФ
тельный комбинат» - подписан группа мье» от- ло стипенди- нансирует ежегодно фи- тия создал на создан на базе
центр на реализуют- договор о «КПМГ» крыла сти- альную про- стипендиаль- нансирует сти- базе ВГУ науч- ВГУ Межрегио-
базе ВГУ ся научные сотруд- открыла пендиаль- грамму для ную про- пендиальную но обр азова- нальный инсти-
и образова- ничестве стипен- ную про- ВГУ грамму для программу для тельный центр тут обществен-
тельные в подго- диальную грамму для ВГУ ВГУ (НОЦ) ных наук
проекты товке програм- ВГУ (МИОН)
совместно с кадров с му для
ВГУ ВГУ ВГУ
^ Активное участие в профессиональных образовательных и научных программах
^ Выявление лучших студентов, организация конкурсов на получение именных стипендий
^ Тестирование выпускников ВГУ и создание базы данных наиболее квалифицированных специалистов
^ Создание корпоративных образовательных центров на базе ВГУ
^ Предоставление студентам мест производственной практики и трудоустройство выпускников ВГУ с лучшими условиями вознаграждения
Рис. 6. Взаимодействие бизнес-сообщества, благотворительных фондов и Воронежского госуниверситета в образовательном и научном процессе
дополнительное специальное образование в центре, увеличивается — в 2006/07 учебном году количество слушателей центра составляет 75 человек. В процессе 2-го семестра обучения руководители конкретных проектов компании Siemens приезжают в г. Воронеж, проводят тестирование студентов и отбирают их на
свои проекты. Отзывы о выпускниках факультетов ВГУ, об их общей и специальной подготовке в целом очень высокие, практически 100 % выпускников центра отбираются на проекты и в настоящее время работают в филиале Siemens в г. Воронеже, в Москве, в Германии и в других странах.
♦ С февраля 2001 г. при Воронежском государственном университете в рамках благотворительной программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» был организован Межрегиональный институт общественных наук. Программа осуществляется негосударственной некоммерческой общественной организацией АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при содействии корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США).
Целями этой программы являются поддержка и стимулирование общественных наук в России; мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества; поддержка и развитие научных связей; институциональная поддержка российских общественных наук; обеспечение более тесной интеграции российских ученых и студентов в мировое научное сообщество. Объем финансирования ВМИОН в 2006 г. составил более трех миллионов двухсот тысяч рублей.
♦ С 2002 г. в Воронежском государственном университете функционирует научно-образовательный центр «Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах», образованный в рамках совместной программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки РФ. Работа центра дала возможность университету внести качественные изменения во многие направления деятельности, получить новый позитивный опыт в области интеграции науки и образования. В рамках данной работы мы получили крупномасштабный опыт кооперации с другими научно-образовательными организациями. Мы получили возможность существенно улучшить методические основы образовательной деятельности, обновить научное оборудование, сформировать ряд новых научных и учебных лабораторий. Работа центра позволила успешно реализовать программу поддержки на конкурсной основе молодых ученых, студентов и аспирантов. Благодаря ресурсам данной программы мы смогли не только удержать, но и вернуть в университет ярких молодых преподавателей и исследователей, работавших ранее в университетах Германии, США, Израиля и других стран.
Наряду с основным финансированием, которое за время работы центра составило 1 170 000 долл. из внешних источников, в 2005 и 2006 г. НОЦ
ВГУ получил два дополнительных гранта, ориентированных на поддержку отдельных направлений научной деятельности центра общим объемом 130 000 долл. из внешних источников каждый. Кроме этого, по программам поддержки постдоков молодые ученые университета получили 21 грант на общую сумму 242 000 долл.
♦ 19.01.2007 г. между Оксфордским российским фондом (Лондон, Великобритания) и Воронежским государственным университетом заключен договор о безвозмездной благотворительной помощи для предоставления стипендий российским студентам. Начиная с 2007/08 г., в каждом учебном году по представленным ВГУ документам фонд будет предоставлять 75 стипендий, сроком на три года каждая, студентам 3-го курса. Соответственно, в 2009/10 учебном году в университете будет насчитываться 225 действительных стипендиатов, а в дальнейшем, если фонд будет продолжать реализацию программы, число стипендиатов останется без изменений. Университет выплачивает каждому получателю стипендии 3 000 рублей (до удержания подоходного налога) ежемесячно в течение 10 месяцев учебного года. Выбор благотворительного фонда основывался на результатах анализа вузов Черноземья, согласно которым ВГУ является системообразующим вузом на региональном рынке образовательных услуг. Общая величина благотворительной помощи составит 570 000 долл.
Указанные на рис. 6 и многие другие проекты ВГУ с представителями бизнес-сообщества свидетельствуют о существенных изменениях в ранее действующем механизме взаимодействия вуза и работодателей. Серьезно корректируются подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов, кардинально меняется политика привлечения персонала крупных хозяйствующих субъектов. Совместная работа Воронежского государственного университета с работодателями будет способствовать повышению качества подготовки востребованных рынком специалистов, выявлению талантливой молодежи, дополнительной мотивации студентов на высокие результаты в учебе и успешную карьеру в конкретной компании. Реализация идеи частного-сударственного партнерства в области высшего образования на базе Воронежского государственного университета приведет к укреплению конкурентных преимуществ нашего региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, будет способствовать развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики областей Центрального Черноземья.