Научная статья на тему 'Взаимодействие со стратегическими партнерами: опыт российских высших учебных заведений'

Взаимодействие со стратегическими партнерами: опыт российских высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1533
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПАРТНЕРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ / BUSINESS SOCIETY / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / PARTNERS / STRATEGIC PARTNERSHIP / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Ирина Викторовна, Новокрещенова Наталья Александровна, Новокрещенова Ольга Александровна

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вузу необходимо не только поддержание на высоком уровне качества образовательных услуг, но и всестороннее укрепление партнерских отношений с различными общественными, государственными и образовательными институтами, с бизнес-сообществом и производством. Отлаженная система социального партнерства позволяет активно внедрять современные информационные технологии и создавать новые образовательные продукты, обеспечивать непрерывность профессионального образования, предлагать различные виды и программы дополнительного образования и т. д. В данной статье проанализированы современные формы и модели социального и международного сотрудничества, существующие в российской высшей школе, отражен соответствующий опыт в этом направлении ведущих федеральных и национально-исследовательских университетов, который может быть использован и другими высшими заведениями России, что будет способствовать в конечном счете развитию сферы профессионального образования страны в целом. Определены основные барьеры развития взаимовыгодного стратегического социального партнерства и возможные пути их преодоления. Авторы считают, что решение существующих проблем в образовании и экономике возможно только на основе более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон, с учетом их выгоды, планов и потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Ирина Викторовна, Новокрещенова Наталья Александровна, Новокрещенова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation with Strategic Partners: The Russian Higher School Experience

In order to reach the competitive position and attract investment universities should provide the high quality educational services and maintain the partnership with various social, state and educational institutions, as well as business society and production. The well-organized system of the above partnership allows implementing the modern information technologies, creating the new educational products, providing the continuity of vocational training, etc. The paper analyzes the new forms and models of social and international cooperation and reflects the relating experience of the leading federal and national universities, which can be shared with the other higher schools. The paper discusses the main barriers to mutually beneficial strategic social partnership and the overcoming ways. The authors believe that the existing problems in education and economy can be solved on the basis of close cooperation of interested parties while taking into consideration their requirements, plans and benefits.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие со стратегическими партнерами: опыт российских высших учебных заведений»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 005.56:378.4

И. В. Филиппова, Н. А. Новокрещенова, О. А. Новокрещенова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПАРТНЕРАМИ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вузу необходимо не только поддержание на высоком уровне качества образовательных услуг, но и всестороннее укрепление партнерских отношений с различными общественными, государственными и образовательными институтами, с бизнес-сообществом и производством. Отлаженная система социального партнерства позволяет активно внедрять современные информационные технологии и создавать новые образовательные продукты, обеспечивать непрерывность профессионального образования, предлагать различные виды и программы дополнительного образования и т. д.

В данной статье проанализированы современные формы и модели социального и международного сотрудничества, существующие в российской высшей школе, отражен соответствующий опыт в этом направлении ведущих федеральных и национально-исследовательских университетов, который может быть использован и другими высшими заведениями России, что будет способствовать в конечном счете развитию сферы профессионального образования страны в целом. Определены основные барьеры развития взаимовыгодного стратегического социального партнерства и возможные пути их преодоления. Авторы считают, что решение существующих проблем в образовании и экономике возможно только на основе более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон, с учетом их выгоды, планов и потребностей.

Ключевые слова: бизнес-сообщество, образовательные учреждения, партнеры, стратегическое партнерство, работодатели.

Abstract. In order to reach the competitive position and attract investment universities should provide the high quality educational services and maintain the partnership with various social, state and educational institu-

tions, as well as business society and production. The well-organized system of the above partnership allows implementing the modern information technologies, creating the new educational products, providing the continuity of vocational training, etc.

The paper analyzes the new forms and models of social and international cooperation and reflects the relating experience of the leading federal and national universities, which can be shared with the other higher schools. The paper discusses the main barriers to mutually beneficial strategic social partnership and the overcoming ways. The authors believe that the existing problems in education and economy can be solved on the basis of close cooperation of interested parties while taking into consideration their requirements, plans and benefits.

Keywords: business society, educational establishments, partners, strategic partnership, employers.

Деятельность высших образовательных учреждений в настоящее время носит двойственный характер. Их главными целями являются предоставление обществу образовательных услуг, подготовка высококвалифицированных кадров и развитие культуры и норм поведения учащихся. Однако вузы, создавая новые знания, производя интеллектуальные продукты и образовательные услуги, оказывают ко всему прочему прямое воздействие на рынок труда, являются субъектами рыночной экономики, а также выступают активными участниками социальных и других взаимодействий с различными заинтересованными сторонами, т. е. исполняют роль социальных стратегических партнеров.

Стратегическое партнерство предполагает заключение соглашений между сторонней организацией и вузом об образовательной и профессиональной деятельности для получения взаимной выгоды при совместном решении определенных инновационных и образовательных задач.

Отлаженная система социального партнерства - важный фактор повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза, так как тщательно продуманное функционирование этой системы позволяет

• смягчить последствия демографической проблемы, существующей в современной России. В связи с сокращением числа студентов усиливается внимание учебных заведений к программам дополнительного образования, в том числе связанным с подготовкой и повышением квалификации кадров для различных организа-

ций и предприятий. Поэтому вузы стараются заключить долгосрочные договоры о сотрудничестве с представителями бизнеса; внедрять корпоративные краткосрочные образовательные программы прикладного характера; развивать сеть тренинг-центров и других видов учреждений дополнительного профессионального образования, не входящих в их основную структуру; стимулировать направления бизнес-консалтинга;

• активно внедрять современные информационные технологии и создавать новые образовательные продукты. На базе многих вузов в настоящее время организуются ресурсные и инновационные центры, центры управления интеллектуальной собственностью, функционирование которых способствует снижению издержек на формирование конкретных образовательных программ;

• формировать системы непрерывного профессионального образования за счет взаимодействия высших учебных заведений со школами, колледжами и т. д.

Таким образом, возникновение систем стратегического партнерства обусловлено потребностями различных учебных заведений, представителей бизнеса, местных органов государственной власти и управления (рис. 1).

Высшее учебное заведение

Бизнес-сообщество

Рис. 1. Основные возможные группы стратегических партнеров вуза

В плане стратегического партнерства большой интерес представляет опыт федеральных и национально-исследовательских университетов, играющих ведущую роль в системе современной российской высшей школы. Нами было проведено комплексное иссле-

дование по оценке деятельности данных университетов в развитии партнерских отношений. Проанализированы современные формы и модели их взаимодействия с бизнес-сообществом, государством, другими образовательными учреждениями (как отечественными, так и зарубежными), определены основные барьеры для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества и приемлемые пути их преодоления.

Долгосрочное стратегическое взаимодействие высших учебных заведений с основными потенциальными и реальными партнерами, представленными на рис. 1, подразумевает различные виды совместной деятельности.

На рис. 2 представлены конкретные варианты взаимодействия российских вузов с государством и обществом.

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

> ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

Бизнес-инкубаторы и технологические платформь

Инновационный пояс малых предприятий

Проектная деятельность

Государственная поддержка научных исследований

Консультационные услуги вузов органам государственной власти на различных уровнях

Реализация совместных социальных и иных проектов с общественными организациями

Рис. 2. Виды взаимодействия российских вузов с государственными и общественными структурами

Сегодня, в условиях перехода к информационному обществу и наукоемким технологиям в экономике, на высшие учебные заведения возлагаются серьезные надежды по научному всестороннему обоснованию и прогнозированию регионального развития. Го-

сударство декларирует свои обязательства по поддержке исследований и инновационной деятельности университетов в этом направлении [4, с. 191]. Однако многие практикоориентированные проекты органов государственной и муниципальной власти пока лишены научной базы, а потому их претворение в жизнь часто сопровождается неудачами.

Можно выделить три основных аспекта взаимодействия высших учебных заведений и органов власти:

• научно-исследовательская синергия в виде совместных проектов (проведение социологических исследований, ориентированных на выявление более совершенных форм управления государственной службой);

• экспертная работа;

• консалтинговые услуги.

Сотрудничество вузов, с одной стороны, государственной и муниципальной власти - с другой, дает первым возможность участвовать в принятии важных для страны и региона решений, одновременно повысить уровень компетентности и приобрести практические навыки профессорско-преподавательскому составу, а также создать базу для студенческой научно-исследовательской деятельности и предпринимательства; вторым - обрести серьезный информационно-консультационный ресурс и получить резерв специалистов-профессионалов соответствующего профиля из научных работников и выпускников образовательного учреждения.

Приведем примеры успешного взаимодействия вузов с властными структурами. Показателен опыт Высшей школы экономики (ВШЭ), сотрудничающей с Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (проект Стратегии социально-экономического развития), осуществляющей разработку концепции развития здравоохранения Республики Башкортостан на период до 2025 г. и другие проекты. Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева активно участвует в обсуждении, создании и корректировке программы развития Республики Мордовия, оказывает консультационные услуги органам государственной и городской власти.

Одной из форм совместной деятельности, которая, помимо своей пользы для обеих сторон, имеет немаловажное значение для экономики страны в целом, является создание при вузах малых

инновационных предприятий (МИП). Это небольшие мобильные коллективы профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной организации в сферах, где требуется регулярное обновление. Работают в таких фирмах ученые, инженеры, изобретатели, которые стремятся реализовать новейшие достижения науки и техники и получить достойное материальное вознаграждение. Количество МИП, существующих на базе российских университетов, постепенно увеличивается. Например, в Южном Федеральном университете их уже 44; в Северо-Восточном федеральном университете только в 2010 г. в рамках 2-го этапа Программы развития инновационной инфраструктуры вуза «Арктический инновационный центр» организовано 7 таких предприятий. Новые МИП возникают чаще всего в наиболее приоритетных отраслях, таких как здравоохранение (медико-биологическое направление), строительство, промышленность, информационные технологии и др.

Основные преимущества наличия подобных фирм - это оперативная реализация научных инновационных проектов, стимулирование научной деятельности, дополнительный источник финансирования деятельности вуза, получение практических знаний сотрудниками, аспирантами, студентами, повышение имиджа самого университета.

Существенной поддержкой МИП являются бизнес-инкубаторы и технопарки, создание которых особенно актуально из-за специфических условий развития бизнеса в России (высокий уровень инфляции, законодательный кризис, неразумные налоги и т. д.). Бизнес-инкубаторы есть, например, в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Уральском федеральном университете им. Б. Н. Ельцина (УрФУ), где, кроме того, в сентябре 2011 г. был открыт коммуникационный центр «Сколково - Урал». В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» и Уральским университетом, Центр обеспечивает коммуникации между Фондом и УрФУ, осуществляет информационно-консалтинговое сопровождение разработок университета и его партнеров в Уральском регионе, а также оказывает поддержку их МИП - настоящим участникам национального проекта и претендентам на этот статус.

Для органов государственной власти актуальность существования бизнес-инкубаторов и инновационных фирм на базе вузов

обусловлена необходимостью формирования позитивной предпринимательской среды в регионах. Поддержка государством таких фирм позволяет сконцентрировать и существенно улучшить экономический климат в отдельных отраслях, округах, районах, городах и т. д.

Технологические платформы - еще одно из новых направлений сотрудничества вузов с государством и одновременно с бизнесом. Они создаются при помощи механизма частно-государственного партнерства для объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики. Так, например, Иркутский государственный технический университет вошел в состав технологической платформы «Новые полимерные композиционные материалы и технологии», цель которой -концентрация финансовых и административных ресурсов, направленных на создание современной отрасли по производству нового поколения углеродных наполнителей. Руководство платформой осуществляют Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов и ОАО «Роснано». Для Московского авиационного института технологические платформы (в нем их пять) являются коммуникационными площадками для долгосрочного научно-технологического прогнозирования и разработки технологических дорожных карт.

Стоит отметить и разнообразные варианты сотрудничества вузов с общественными организациями и различными ассоциациями. Наиболее распространенными видами совместных, в том числе социальных, проектов в данном случае являются предоставление студентам поощрительных стипендий (например, в рамках программы Благотворительного фонда В. Потанина), грантов (к примеру, программа фонда М. Прохорова), реализация направлений молодежной политики (сотрудничество с организацией «Молодые лидеры» и др.).

В настоящее время вклад бизнеса в определение задач образования, содержания образовательных программ, а также общих направлений деятельности вуза значительно вырос. Представители бизнеса, руководство организаций и предприятий различных сфер деятельности являются для университетов одновременно и потребителями их услуг, и работодателями, и полноправными партнерами

при реализации различных проектов. Формы взаимодействия высших учебных заведений с данной группой партнеров представлены на рис. 3.

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

Совместная разработка основных образовательных программ и учебных планов

Руководство различными видами практик

Привлечение к преподавательской деятельности ведущих специалистов компаний

Создание кафедр на базе предприятий

Совместные инновационные проекты

Переподготовка и повышение квалификации сотрудников организаций в вузе

Формирование корпоративных учебных центров

Предоставление предприятиям отдельных видов услуг, в том числе аренда помещений и оборудования

Целевая контрактная подготовка

Лаборатория в вузе и кафедра (филиал) на предприятии

Установление именных стипендий (грантов) студентам и аспирантам

Рис. 3. Современные формы взаимодействия российских вузов

с бизнес-партнерами

Вузы РФ дают будущим специалистам фундаментальные теоретические знания и некоторые практические навыки. Однако последних выпускникам явно недостаточно, чтобы сразу включиться в профессиональную деятельность на конкретном рабочем месте. Различ-

ные формы сотрудничества между бизнесом, производством и вузом могут решить эту проблему, позволив студентам апробировать полученные знания, например, при прохождении различных видов практик. Те, в свою очередь, с большой вероятностью могут предоставить бизнес-сообществу свежие идеи и новые разработки.

Процесс такой интеграции бизнеса и образования может осуществляться в рамках научно-образовательных центров, лабораторий коллективного пользования, научно-исследовательских институтов, малых инновационных предприятий, созданных при факультетах и в институтах вуза. Участие студентов в научных исследованиях позволяет приобщить их к новшествам в сфере предстоящей профессиональной деятельности [2, с. 163]. В Южном федеральном университете работает, например, 20 центров коллективного пользования. Московский авиационный институт осуществляет целевую подготовку для 51 предприятия различных форм собственности. В настоящее время базовые кафедры данного вуза созданы на 11 профильных предприятиях. А заказчиками и партнерами научных исследований Высшей школы экономики являются около 100 организаций, представляющих различные секторы экономики. Практикой Московского государственного университета им. Н. П. Огарева, как и многих других вузов РФ, является приглашение представителей бизнеса к участию в государственной аттестации студентов.

Российские университеты активно оказывают помощь и поддержку российским предприятиям, осуществляя подготовку и повышение квалификации работников, оказывая различного рода консалтинговые услуги. Факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров существуют в большинстве российских вузов, курсы и программы обучения которых ориентированы на темы и проблемы, которые в данный момент интересуют работодателей и специалистов.

Сегодня многие известные предпринимательские структуры с интересом относятся к результатам научно-практической деятельности молодых ученых - студентов, магистрантов, аспирантов - и предоставляют им повышенные стипендии или специальные гранты. Именные стипендии и гранты предлагают ОАО «Росгосстрах», ОАО «ЛУКОЙЛ», Российский научный центр компании Бейкер Хьюз Б. В., Группа компаний АКИГ, компания «Oxford Russia Fund», ООО «Соса-cola HBC Евразия», IBM и многие другие известные фирмы, производственные объединения, организации и предприятия.

Неотъемлемое, ставшее традиционным и обязательным направление деятельности современных высших учебных заведений - налаживание и развитие партнерских отношений отечественными и зарубежными образовательными учреждениями.

Межвузовское сотрудничество осуществляется на основании межуниверситетских и факультетских договоров, меморандумов и соглашений, а также протоколов и рабочих программ, которые заключаются как на уровне университета в целом, так и на уровне его подразделений. Основные формы межвузовского партнерства представлены на рис. 4.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

>

ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

Обучение иностранных граждан

Совместная разработка учебных планов и образовательных программ

Совместные программы «двойных дипломов»

Программы студенческой и академической мобильности, стажировки

Совместная научная работа, совместные заявки на внешнее финансирование

Организация и проведение конференций, семинаров, летних школ

Членство вузов в консорциумах и ассоциациях

Программы довузовской подготовки, взаимодействие со школами, гимназиями, лицеями

Рис. 4. Формы партнерства вуза с российскими и зарубежными образовательными учреждениями

Рассмотрим некоторые разновидности сотрудничества образовательных учреждений немного подробнее.

Обучение иностранных граждан по общим и специальным программам - одна из наиболее важных составляющих международной образовательной деятельности. Такое обучение способствует узнаваемости вуза на международном уровне и во многом определяет его позицию в рейтинге университетов мира. В настоящее время экспорт образовательных услуг является приоритетным направлением развития высшего профессионального образования нашей страны. По данным федеральной миграционной службы, в 2011 г. общее количество иностранцев, указавших учебу как цель въезда на территорию России, составило 117 845 человек. Однако доля нашей страны на рынке экспорта образовательных услуг значительно меньше, чем стран Европы.

В связи с переходом на двухуровневую систему образования в отечественных вузах разработаны и внедрены программы «двойных дипломов». Прослушанные в университете-партнере курсы и успешно сданные по ним экзамены или другие формы зачета за-считываются вторым партнером, а по окончании программы каждый партнер выдает диплом (бакалавра или магистра) собственного образца. Совместно с Нижегородским государственным лингвистическим университетом и при участии двух университетов Франции Нижегородский государственный университет реализует крупный международный образовательный проект - Российско-Французский университет, предусматривающий подготовку юристов и экономистов, владеющих двумя европейскими языками. Выпускники программы получают два российских государственных диплома: юриста и переводчика или экономиста и переводчика. Проект поддерживается Министерством иностранных дел Франции и обеспечивает стажировки российских студентов во французских университетах. В Томском политехническом университете в настоящее время есть совместные программы двойных дипломов с вузами Германии, Франции, Великобритании, Чешской Республики и Казахстана.

Программы студенческой и академической мобильности подразумевают сбор материала для диплома/диссертации, научные стажировки для повышения научной квалификации, обучение в магистратуре/аспирантуре и защиты диссертаций. В некоторых вузах лучшим студентам предоставляется возможность пройти практики за рубежом (например, в Санкт-Петербургском государ-

ственном университете экономики и финансов - летняя производственная практика). Программами академической мобильности занимаются в некоторых российских вузах специально организованные подразделения. В частности, Научный фонд Высшей школы экономики осуществляет поддержку академической мобильности сотрудников, студентов и аспирантов ВШЭ и ее филиалов, заключающуюся, среди прочего в организации и финансировании выступлений с докладами на научных мероприятиях (конференциях) за рубежом, в странах СНГ или других регионах России. Однако наличие подобной практики характерно лишь для части высших учебных заведений.

Совместная научная работа, заявки на внешнее финансирование, в частности совместных аспирантских проектов, имеют целью стимулирование сотрудничества в исследовательской области. Реализация совместных научных исследований проходит как в рамках двухсторонних соглашений, так и в составе международных консорциумов. Финансирование подобных проектов осуществляется согласно различным международным программам. Благодаря подобным проектам происходит привлечение финансовых ресурсов для претворения в жизнь научных идей и продвижения результатов научных изысканий на международный уровень. Ярким примером совместной научной деятельности является участие сотрудников Южного федерального университета в работе международной школы по оценке генотоксичности окружающей среды в рамках программы NATO / EST/ ASI PROGRAMME AT WESTERN ILLINOIS UNIVERSITY, MACOMB, IL USA, а также в проведении научных исследований в Гумбольдтском университете (Берлин) и Институте генетики человека (Лейпциг).

Членство вузов в консорциумах и ассоциациях заметно влияет на повышение качества обучения и исследовательской работы, содействует развитию среднего и высшего образования на международном и национальном уровнях. В качестве образца можно обратиться к деятельности Нижегородского государственного университета, который в составе консорциумов европейских университетов реализовал и продолжает выполнять проекты Комиссии Европейских сообществ, Национального фонда подготовки кадров и других фондов. Развитием одного из таких проектов стало создание Российско-Итальянского университета, осуществляющего

обучение в области экономики, финансов, информатики и механики, сертифицируемое российскими и итальянскими государственными дипломами о высшем образовании.

Немаловажным направлением взаимодействия вузов с другими образовательными учреждениями является профориентацион-ная работа. Традиционно проводятся Дни открытых дверей, на сайтах выставляется информация для абитуриентов, которая касается существующих образовательных программ, условий проживания и обучения, правил приема и перечня документов, необходимых для поступления и т. д. Практически всеми университетами осуществляется довузовская подготовка, помогающая создать оптимальные условия будущим студентам для качественного завершения средней школы, адаптации в университете и успешного последующего обучения. Кроме того, многими российскими вузами организуются разнообразные мастер-классы, олимпиады и другие мероприятия для школьников. Так, в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана есть программы «Шаг в будущее» и «Космонавтика», которые являются составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки.

Поскольку в настоящее время остро стоит проблема интеграции отечественного образования в международное научно-образовательное пространство и обеспечения его соответствия международным стандартам, приоритетным направлением в области межвузовской деятельности является сотрудничество с зарубежными вузами. В структуре практически каждого учебного учреждения существуют подразделения, занимающиеся развитием международных отношений с иностранными партнерами. Например, в ВШЭ создан международный консультативный комитет, работа которого направлена на привлечение в университет квалифицированных преподавателей, сотрудников и экспертов международного рынка труда, международное продвижение достижений университета, развитие сотрудничества с ведущими образовательными и исследовательскими центрами мира. Председателем комитета является лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 г. профессор Принстонского университета Э. Маскин. Еще в данном вузе работают международные лаборатории, возглавляемые ведущими учеными как зарубежных университетов, так и ВШЭ. В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огаре-

ва функционирует Управление международных связей, в состав которого входят Сектор международного образования, Сектор международных программ и академической мобильности, Центр Венгерской культуры МГУ, Школа иностранных языков.

К зарубежным организациям, с которыми в рамках различных проектов продуктивно сотрудничают многие российские вузы, относятся ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейская комиссия, Евростат, Европейская ассоциация университетов, Исполком Европейской академической сети деканов, Комиссия Европейских сообществ и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимоотношения общества, бизнеса и высших учебных заведений строятся не только на уровне собственно университетов. В 1992 г. в России был создан Российский союз ректоров. Среди основных его задач, касающихся развития стратегического партнерства, можно выделить укрепление единого образовательного пространства и сетевого взаимодействия вузов, упрочение связей с отраслями экономики, компаниями, предприятиями, органами государственной власти и общественными организациями. В структуру Союза входят подразделения, отвечающие за реализацию отдельной конкретной задачи.

Российский союз ректоров, выступая как независимое образование, самостоятельно участвует в различных программах стратегического партнерства. В 2010 г. Союзом было заключено соглашение о стратегическом партнерстве с ведущими объединениями бизнес-сообщества России, среди которых Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и ряд других. Совместно с данными партнерами регулярно проводится мониторинг «Бизнес и образование». На основе сопоставления количественных показателей взаимодействия высших учебных заведений РФ с бизнес-партнерами и информации по различным номинациям качества (продуктивности) сотрудничества составляется «Рейтинг бизнес-партнеров».

Как видим, спектр стратегических партнеров вузов достаточно широк. Вместе с тем мы рассмотрели лишь основные модели взаимодействия, на самом деле направлений взаимовыгодного сотрудничества гораздо больше.

В заключение статьи обратимся к проблемам, возникающим при различных формах партнерских взаимоотношений и снижающим их качество. Эти проблемы, их причины и возможные спо-

собы преодоления барьеров для получения вузами дополнительных преимуществ представлены в таблице.

Основные проблемы, возникающие при различных формах стратегического партнерства и пути их преодоления

Партнер или форма взаимодействия Проблемы Причины возникновения проблемы Пути преодоления

1 2 3 4

Привлечение иностранных студентов Низкие позиции российских университетов в рейтинге вузов, привлекающих иностранных студентов Неоднозначное отношение общества к иностранным студентам, отсутствие возможности осуществлять обучение на английском языке, отсутствие, в том числе на сайтах вузов, необходимой информации на английском и других языках о российских вузах, документах, необходимые для поступления, условиях проживания Создание благоприятных условий проживания и нахождения иностранных студентов в России. Распространение информации о российских вузах в зарубежных СМИ, создание версий сайтов на иностранных языках

Создание малых инновационных предприятий Только треть созданных малых инновационных фирм на базе предприятий работает эффективно Низкая конкурентоспособность производимых товаров. Боязнь конкуренции и неразвитость рынка сбыта инновационной продукции Принятие дополнительных нормативных актов, регламентирующих деятельность малых предприятий, более активная поддержка со стороны бизнеса и государства, помощь в поиске источников финансирования

Взаимодействие промышленных предприятий и организаций с вузами Большая часть инновационных проектов молодых ученых является неконкурентоспособной из-за недостатка знаний и практических навыков по их презентации и дальнейшему продвижению Отсутствие практических дисциплин по экономическому обоснованию, презентации и продвижению проектов в структуре курсов многих технических специальностей Проведение обучающих семинаров и мастер-классов для молодых ученых, активно занимающихся НИОКР. Обмен опытом с вузами-партнерами, на базе которых созданы и действуют бизнес-инкубаторы

Окончание таблицы

1 2 3 4

Сокращение заказов предприятий на НИОКР Отсутствие условий для внедрения инновационных разработок молодых ученых в промышленное производство Поиск дополнительных источников поддержки инновационных проектов

Несоответствие знаний, умений и навыков выпускаемых вузами специалистов требованиям предприятий и организаций Образовательные программы разрабатываются вузами с ориентацией на практику, но предприятия и организации официально не предъявляют вузам конкретных требований к выпускникам Более активное участие предприятий в разработке программ обучения студентов, разработка конкретных требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников вузов

Взаимодействие с зарубежными партнерами Тесное взаимодействие студентов, про-фессорско-препода-вательского состава и сотрудников отечественных вузов с зарубежными партнерами, в частности с вузами, осложняется отсутствием или недостатком навыков общения на иностранном языке Сокращение сроков изучения иностранных языков студентами нелингвистических специальностей Проведение дополнительных факультативов, конференций на иностранном языке, создание клубов по изучению дополнительных языков с привлечением иностранных студентов и преподавателей

Сейчас наблюдается активный прирост числа партнеров вузов, расширяются формы и направления взаимодействия, подписываются новые контракты, соглашения и меморандумы о взаимовыгодном сотрудничестве, происходит интеграция отечественных образовательных учреждений с зарубежными университетами, организациями и другими структурами. Опыт упомянутых нами вузов может быть использован и другими высшими заведениями России, что будет способствовать развитию сферы профессионального образования страны в целом. Однако, чтобы данный процесс стал более результативным, следует разработать оперативные меры по устранению проблем, препятствующих конкурентоспособности нашей высшей школы на мировом рынке образова-

тельных услуг. Решение этих проблем возможно только на основе более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон, с учетом их выгоды, планов и потребностей.

Литература

1. Белый Н. С. В поисках новых форм сотрудничества (из опыта партнерских отношений ТГУ и НТГУ) / / Вестник Томск. гос. ун-та, 2010. № 2910. С. 91-94.

2. Гуськова Н. Д., Неретина Е. А. Императивы эффективных действий выпускников высших учебных заведений в сфере бизнеса: материалы Междунар. конф. «Болонский процесс - от знания к действию через интерес и стремление». Саранск: Мордов. ун-т, 2012. 160-165 с.

3. Ниязова М. В. Подходы к социальной ответственности вуза // Планирование инновационного развития экономических систем: тр. конф. / под ред. В. В. Глухова, А. В. Бабкина. СПб.: Поли-техн. ун-т, 2007. С. 677-682.

4. Перфильева О. В. Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (36). С. 189-202.

5. Рейтинг бизнес-партнеров высших учебных заведений Российской Федерации. Москва 2010 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/2010_05_24/2.pdf.

6. Федоськина Л. А. Роль дополнительных образовательных программ в развитии партнерства вузов и работодателей: материалы Междунар. конф. «Болонский процесс - от знания к действию через интерес и стремление». Саранск: Мордов. ун-т, 2012. С. 152-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.