Научная статья на тему 'Инновационная среда вузов -конкурентное преимущество Воронежской области'

Инновационная среда вузов -конкурентное преимущество Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов В.Т., Ендовицкий Д.А., Листенгартен В.С.

В статье на примере материалов работы Совета ректоров Воронежской области показаны механизм и основные тенденции в совместной работе региональных вузов, направленные на повышение качества образования и укрепление инновационной составляющей университетской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда вузов -конкурентное преимущество Воронежской области»

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗОВ -КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В. Т. ТИТОВ,

доктор филологических наук,

ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области E-mail: titov@vsu.ru Д. А. ЕНДОВИЦКИЙ,

доктор экономических наук, профессор,

проректор Воронежского государственного университета

E-mail: eda@econ.vsu.ru

В. С. ЛИСТЕНГАРТЕН,

кандидат исторических наук, доцент,

ученый секретарь Совета ректоров

вузов Воронежской области

Тел.: 8 (4732) 20-75-19

В статье на примере материалов работы Совета ректоров Воронежской области показаны механизм и основные тенденции в совместной работе региональных вузов, направленные на повышение качества образования и укрепление инновационной составляющейуниверситет-ской деятельности.

Ключевые слова: сотрудничество, инновации, качество, наука, образование.

В своем выступлении на IX съезде Российского Союза ректоров Президент России Д. А. Медведев в очередной раз подчеркнул задачу «выпуска действительно квалифицированных специалистов — людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причем в целях развития инноваций» [1]. Отсюда следует, что образование и инновации воспринимаются сегодня в одном ряду, и именно эта идея закладывается в общую концепцию развития региональной системы высшего образования.

Образование не случайно поставлено государством в ряд самых приоритетных вопросов, от решения которых зависит будущее экономики страны,

ее безопасность, развитие культуры. Характерная особенность целевых проектов и программ инновационной деятельности в образовании проявляется в понимании и стремлении обеспечить взаимодействие всех субъектов на федеральном, региональном и местном уровнях с целью достижения оптимального результата — формирования специализированной системы воспроизводства качественных ресурсов, прежде всего человеческого потенциала для построения экономики, основанной на знании, повышение конкурентоспособности вуза. При этом особая роль принадлежит сотрудничеству вузов как в масштабах страны, осуществляемому в рамках Российского Союза ректоров, так и на уровне регионов через соответствующие советы ректоров вузов. Давайте обратимся к истории этих объединений.

20 июля 1992 г. на учредительной конференции в Москве был утвержден Устав Российского Союза ректоров (РСР) — общероссийской общественной организации, созданной по инициативе ректоров ряда высших учебных заведений страны для консо -лидации усилий и координации взаимодействия по основным направлениям работы: развитие системы высшего и послевузовского образования, сохра-

нение и развитие традиций и базовых принципов отечественной системы образования; развитие и укрепление связей с национальными, зарубежными и международными образовательными, научными и культурными организациями; улучшение социальной защищенности обучающихся и работников сферы образования; развитие системы социального партнерства всех институтов научно-образовательного сообщества; содействие практической реализации образовательных, научных, инновационных, культурных и иных общенациональных программ и приоритетных проектов; содействие практической реализации программ интеграции образования с научной и инновационно ориентированной производственной деятельностью, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в высших учебных заведениях; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области образования и науки [3].

С тех пор прошло более 15 лет. Жизнь полностью подтвердила своевременность создания и эффективность деятельности РСР. Среди его учредителей, наряду с ректорами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничим, Московского технического университета им Н. Э. Баумана И. Б. Федоровым и другими, был и ректор Воронежского государственного университета В. В. Гусев. Им и коллегами по ректорскому корпусу нашего региона были определены основные направления деятельности Совета ректоров вузов Воронежской области.

Совет ректоров как общественная организация, объединяющая все аттестованные и аккредитованные учреждения высшего профессионального образования региона, поддерживает и координирует усилия по открытию новых направлений, специальностей и специализаций подготовки специалистов, инновационную деятельность, определяет механизм взаимодействия с властными структурами и работодателями, анализирует и обобщает накопленный опыт.

В настоящее время в состав Совета ректоров Воронежской области входят руководители 35 учебных заведений высшего профессионального образования, в том числе 14 государственных вузов и 7 филиалов государственных вузов, 5 негосударственных вузов и 8 филиалов негосударственных вузов, муниципальный вуз. Совет ректоров Воронежской области координирует учебную, воспитательную, научно-исследовательскую работу более чем со 130 тыс. студентами региона.

В структуре Совета функционируют постоянные комиссии, в состав которых входят прорек-

торы вузов и Совет старейшин из числа бывших ректоров; координация работы вузовских библиотек возложена на Зональную научную библиотеку Воронежского государственного университета, а издательской деятельности — на издательство и издательско-полиграфический центр ВГУ.

Информационно-аналитические функции печатного органа поручены редколлегии серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета». Так, в его втором номере за 2007 г. были опубликованы материалы, посвященные участию вузов области в реализации приоритетных национальных проектов. Материалы второго номера за 2008 г. отражают сотрудничество вузов области и Центрально-Черноземного региона по реализации задач повышения качества образования; а в первом номере журнала за 2009 г. анализируется деятельность вузов по совершенствованию экономики и управления в сфере образования и науки [2].

На своих заседаниях члены Совета обсуждали вопросы деятельности вузов по подготовке к приему студентов, участия в выполнении приоритетных национальных проектов, взаимодействия с работодателями, укрепления здоровья студентов, противодействия коррупционным проявлениям в вузах, воспитания студенческой молодежи, совместной работы вузов и правоохранительных органов по профилактике правонарушений среди молодежи, участия вузов в инновационных проектах, о сотрудничестве вузов и средних профессиональных учебных заведений и др.

Как видно из перечисления, каждый из них является актуальным для текущей и перспективной работы вузов, что требовало обобщения накопленного опыта, анализа возникающих проблем и принятия конкретных решений, как по взаимодействию самих высших учебных заведений, так и по их сотрудничеству с внешними организациями и структурами.

Определились основные направления, по которым осуществляется взаимодействие и сотрудничество вузов Воронежской области:

1. Укрепление и развитие сотрудничества вузов и общеобразовательной и средней профессиональной школ. Здесь совместные усилия вузов сосредоточены на профессиональной ориентации учащихся, выявлении и поддержке талантливой молодежи, привлечении ученых и преподавателей вузов к занятиям со школьниками и студентами СПО, повышении квалификации учителей, развитии творческой активности учащихся, подготовке учебных пособий, адресованных школьникам.

- 9

Представители Совета принимают активное участие в проведении конкурсов и предметных олимпиад учащихся, ежегодной конференции Научного общества учащихся (НОУ), конкурс «Учитель года».

2. Обеспечение качества образовательного процесса. В деятельности по данному направлению основное внимание уделяется, наряду с работой по формированию контингента студентов, функционированию вузовских структур управления качеством, научно-методическому обеспечению всего образовательного процесса, повышению эффективности текущего и итогового контроля за знаниями студентов, организации их самостоятельной учебной деятельности, внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий, повышению квалификации научно-педагогических кадров, обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в учебный процесс результатов научных исследований. Отдельное внимание уделяется эволюционному переходу университетов к стандартам, закрепленным в Болонской декларации, с учетом сохранения лучших традиций российской высшей школы.

В соответствии с договоренностью, достигнутой на Совете ректоров, все вузы и филиалы вузов проводят работу по расширению для студентов возможности получения дополнительных знаний по иностранным языкам, экономике и финансам, коммуникативному общению, компьютерным технологиям и др. Здесь крайне важна работа по расширению программ дополнительного профессионального обучения, чтобы наши студенты получали дополнительные компетенции, повышающие их шансы быть востребованными на рынке труда в условиях экономического кризиса.

Совет ректоров постоянно поддерживает предложения вузов по открытию новых направлений специальностей и специализаций подготовки специалистов, отражающих достижения науки, отвечающих интересам и потребностям рынка труда. При этом обеспечивается анализ востребованности этих программ со стороны работодателей, их научно-методическая и материально-техническая экспертиза, тесные контакты с профильными УМО.

3. Воспитательная работа со студентами традиционно находится в центре внимания вузовских коллективов, постоянно анализируется и направляется Советом ректоров. Его комиссия по воспитательной работе является одной из наиболее активно действующих. Во всех вузах проведена работа по укреплению финансовой и материально-технической базы воспитательной деятельности вузов, расходы

10 -

на которую стали учитываться при формировании вузовских бюджетов.

Особая роль в межвузовском сотрудничестве отводится гражданскому, патриотическому воспитанию молодежи, ее приобщению к передовым традициям российской высшей школы, русской и мировой культуре. Мы стремимся к тому, чтобы эффективнее работали вузовские музеи (создан Совет музеев вузов), библиотеки, культурные центры и спортивные клубы, постоянно проводился обмен опытом их работы. Регулярным межвузовским мероприятием стало проведение научно-практических конференций «Воспитательная среда вуза».

Под эгидой Совета ректоров подготовлена, выпущена и доведена до всех вузов коллективная монография «Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов», в которой на основе социологического исследования анализируются ценностные представления студенческой молодежи, ее послевузовские ожидания, формулируются рекомендации организаторам воспитательного процесса.

4. Научно-исследовательская работа. В соответствии с задачами ПНП «Образование» Совет ректоров ориентировал вузы области на участие в научных программах, имеющих приоритетное значение и инновационную направленность, на выполнение исследований в интересах социально-экономического развития региона, на внедрение результатов НИР в учебный процесс и всячески поощрял межвузовские научные контакты.

Ежегодно проводится более 200 научных, научно-методических и научно-практических конференций международного, российского и регионального уровня.

Межвузовские гуманитарные исследования координируются межрегиональным институтом общественных наук (МИОН), в рамках которого осуществлялись актуальные проекты «Молодежь в политическом процессе современной России», «Российские города: стратегия власти и ресурсы населения», «Трансграничные миграции и принимающее общество на востоке России: практика взаимной адаптации» и др.

Выпущен сборник научных статей «Фундаментальная наука региона», содержащий работы по итогам выполнения проектов региональных конкурсов РФФИ по направлениям: перспективные материалы и рациональное природопользование. Итоги научной работы вузов ежегодно подводятся на межвузовском семинаре «Инновационная система Воронежской области: факторы и условия развития».

Через Центрально-Черноземный региональный информационный центр научно-технического сотрудничества с ЕС при Воронежском государственном университете вузам оказывается постоянная консультативная помощь по вопросам сотрудничества с международными фондами и программами.

5. Международная деятельность. Работа вузов в области международной деятельности направляется на сотрудничество с зарубежными вузами на основе двусторонних и многосторонних договоров, организацию научных конференций, обмен учеными и студентами, ознакомление с опытом ведущих вузовских и научных центров. Общей межвузовской заботой является развитие контактов с вузами стран СНГ. Проведена международная научная конференция «Россия и ЕС: проблемы формирования общего пространства науки и образования», в которой участвовали все вузы области.

Со второй половины 2008 г. в направления работы Совета ректоров добавился раздел, отражающий коллективно принятые антикризисные меры. Намечены восемь обобщенных аспектов мероприятий, определяющий действия каждого вуза и объединение их усилий в области образовательной деятельности и трудоустройства выпускников, реализации новых программ дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, адресной социальной помощи сотрудникам, аспирантам и студентам, поддержки студентов, общающихся на договорной основе, коммерциализации инновационной деятельности вузов, эффективности расходования средств, экономии финансовых и материально-технических ресурсов, усиление взаимодействия с администрацией области по включению вузов в федеральные и региональные целевые программы и проекты. При этом в вузовских коллективах области хорошо понимают, что нельзя ограничиваться лишь проблемами выживания в период кризиса, а непременно нужно смотреть вперед, думать о том, как работать после того, когда кризис завершится.

Именно об этом шла речь на заседании «круглого стола», которое состоялось в январе 2009 г. в Воронежском государственном университете и было посвящено теме «Высшее образование в условиях экономического кризиса». Обсуждая антикризисные меры, участники одновременно подчеркивали необходимость думать о том, что будет после кризиса, сочетать оперативные и стратегические решения [3].

Вузовскому сообществу области близки и созвучны слова, сказанные Президентом России

Д. А. Медведевым на IX съезде РСР: «...Меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Если мы сейчас опять скатимся к обсуждению того, как нам выжить, — у нас не будет никакой перспективы» [1].

6. Взаимодействие и сотрудничество вузовских библиотек осуществлялось через их совместную работу по повышению качества библиотечного и библиографического обслуживания читателей.

Активно функционирует библиотечный консорциум «Черноземье» в деле создания сводного электронного каталога библиотек. В мае 2009 г. проведены уже IX книговедческие чтения, посвященные научному изучению коллекции, подаренной известным библиофилом О. Г. Ласунским, и научно-методический семинар «Редкие книги в вузовских библиотеках: сохранение, изучение, путь к читателю». Для молодых специалистов библиотек вузов была организована конференция «Время и книга», которая рассматривалась как форма повышения их квалификации.

Сотрудничество вузовских библиотек нашло отражение в выпуске продолжающейся серии библиографических указателей «Ученые вузов Воронежа». В 2006/2009 гг. издано более 50 библиографических пособий в 14 вузах.

На основании решения Зонального методического совета вузовских библиотек научно-методическим отделом ЗНБ ВГУ была подготовлена и передана вузам информация о методической документации, созданной библиотеками вузов региона, и о новых формах и методах, внедренных в практику работы вузовских библиотек.

7. Издательская деятельность вузов. При поддержке Совета ректоров постоянно проводится работа по укреплению материально-технической базы и повышению качества издательской деятельности вузов.

На выставке трудов ученых вузов области, выпущенных в 2008 г., было представлено более 500 научных, учебных и методологических публикаций. Целый ряд из них отмечен наградами на конкурсах вузовских изданий.

В своей работе Совет ректоров обращает большое внимание на содержание и качество продолжающихся изданий вузов, стремится обеспечить их рецензирование. Четкие критериальные требования ВАКа к вузовским периодическим изданиям позволят повысить качество вузовских научных журналов.

Ежегодно Совет ректоров организует на межвузовском уровне целый ряд мероприятий. Назо-

- 11

вем некоторые из них: региональные олимпиады школьников по предметам, конкурс научных работ преподавателей вузов, конкурс молодых ученых, конференция «Организация приема в вузы», фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна», спартакиада студенческой молодежи и др.

Успешности реализации названных направлений работы и намеченных мероприятий во многом способствуют тесные деловые контакты с Главным управлением образования области, стремление Совета и руководителей вузов не замыкаться в корпоративных рамках, тесно сотрудничать с областными структурами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями.

Стратегия взаимодействия вузов области определяется документами Российского Союза ректоров, задачами, вытекающими из приоритетного национального проекта «Образование», пониманием жизненной необходимости межвузовского сотрудничества как обязательного требования укрепления и развития высшей школы страны, формирования и поддержания инновационной среды вузов.

Мы рассматриваем инновационную среду вуза как взаимосвязанную и скоординированную систему подразделений вуза, функционирование которых обеспечивает рождение и освоение нового знания, его трансформацию в образование и науку, создание новых технологий, изделий, услуг и продвижение их на рынок. Таким образом, возникает логическая цепочка «наука — образование — инновационная деятельность».

Вузы области стремятся добиться естественной интеграции науки, образования и инновационной деятельности, что позволит комплексно сформировать инновационную среду вуза.

Главные составляющие инновационной деятельности — новые знания, высокие технологии и высококвалифицированный трудовой потенциал являются объектами особого внимания вузов.

Инновационная среда содержит три системы: инновационную образовательную систему; инновационную научную систему и инновационную производственную систему. Связь образования и науки предусматривает подготовку и переподготовку научных кадров, повышение квалификации специалистов через развитие аспирантуры, докторантуры и соискательства, различные формы послевузовского образования. В современных условиях на рынке труда возросли требования к специалистам, их способности адаптироваться в условиях экономических преобразований. Изучение методологических основ организации различных видов деятельности

12 -

и приобретение практических навыков выполнения различных функций возможны на этапе обучения студента в вузе. В этом случае значительная часть проблем, связанных с предстоящей профессиональной адаптацией, решается при подготовке молодых специалистов за счет выбора соответствующей обучающей технологии.

Вузы области подготовят специалиста, способного к быстрой трудовой адаптации, обладающего функциональной гибкостью и компетентностью. Деятельность научно-преподавательских коллективов направлена на реализацию инновационных проектов, удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в новых технологических решениях, на передачу инноваций и наработок в учебный процесс таким образом, чтобы студенты уже в ходе обучения знакомились с основами новых технологий, которые им предстоит сопровождать в организациях.

В рамках инновационной деятельности возникают задачи, которые ранее перед вузовским сообществом не стояли: организация аудита и экспертизы научно-технических разработок; маркетинг произведенной продукции; привлечение инвестиционных ресурсов венчурного типа; сертификация и лицензирование научно-производственной деятельности; разработка и внедрение инновационных образовательных программ для повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического, научного, вспомогательного персонала вуза, предпринимательских кадров региона, работающих в научно-технических и инновационных сферах; разработка и внедрение современных систем управления качеством.

Мы хорошо понимаем, что вузы как часть социально-экономической системы территории могут эффективно развиваться только в контексте реализации инновационной политики в регионе. При этом роль вузов в построении инновационной системы связана с развитием следующих направлений инновационной деятельности:

• участие в формировании приоритетов и долгосрочных стратегических планов инновационной деятельности;

• производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

• инкубирование и генерация наукоемкого бизнеса;

• формирование отраслевых кластеров, обеспечивающих непрерывность инновационного цикла;

• формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

• подготовка кадров для инновационной деятельности;

• формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

Примеры, которые характеризуют инноваци-онность вузовского развития, можно привести по всем вузам, входящим в состав Совета ректоров Воронежской области, но мы остановимся на опыте Воронежского государственного университета, который по праву считается ведущим вузом Центрально-Черноземного региона. В рамках учебной деятельности в нем предусматривается открытие новых направлений подготовки, расширение магистерских программ, международная аккредитация образовательных программ, востребованных на рынке труда, реализация программ двойного диплома с ведущими зарубежными вузами, внедрение компетентностного подхода к учебному процессу, развитие коммуникаций между университетом и европейским образовательным сообществом; создание эффективной модели менеджмента качества предоставления образовательных услуг; создание дополнительных финансовых источников реализации образовательных услуг и научных исследований. В этой связи особое внимание уделяется таким элементам устойчивости вуза в условиях достаточно жесткой конкуренции, как мониторинг качества образования, модернизация материально-технической базы, социальная и воспитательная работа.

Для ведения мониторинга качества образования и обработки данных функционирует база данных «Рейтинг ВГУ». Представленные в ней показатели позволяют соотнести данные университета и его факультетов с аккредитационными показателями, установленными Министерством образования и науки РФ.

Большое внимание в университете уделяется использованию информационных технологий для совершенствования учебного процесса. На базе ВГУ создан региональный информационно-образовательный портал «Воронежский виртуальный университет» http://Voronezh. OpeNet. га, входящий в состав мегапортала Российской информационно-образовательной среды открытого образования http://www. OpeNet. га.

В настоящее время в ВГУ функционирует интерактивная система сбора информации — мнения всех участников образовательного процесса о качестве образовательных услуг. На сайте ВГУ функционирует информационная система «Трудоустройство». Работодатели имеют возможность разместить свою информацию об имеющихся ва-

кансиях, просмотреть предлагаемые студентами и выпускниками резюме, а студенты и выпускники — изучить имеющуюся информацию и оставить свое резюме.

ВГУ осуществляется активная политика по содействию трудоустройству выпускников. Совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости по Воронежской области дважды в год проводятся ярмарки вакансий для студентов и выпускников. Начиная с 2004/2005 учебного года, Департамент на основе договора о сотрудничестве с Воронежским государственным университетом осуществляет квалифицированные консультации выпускников и студентов по вопросам трудоустройства и предоставляет доступ к имеющимся в Департаменте базам данных.

Кроме того, успешно развиваются направления социальной работы в части обеспеченности студентов общежитиями, базами отдыха, гибкой системой вознаграждения персонала и воспитательной работы, которая формирует морально-психологический климат, корпоративную культуру, здоровый образ жизни.

В плане расширения материально-технической базы мы в ближайшее время начинаем строительство нового большого современного здания для экономического факультета — как Центра экономического образования всего Черноземья, а также технически и информационно оснащенную, компьютеризированную современную библиотеку, которая по своему библиотечному фонду, насчитывающему свыше 3 млн экземпляров, станет одной из крупнейших в Восточной Европе.

Следующим блоком инновационной среды выступает инновационная научная система, в рамках которой проводятся исследования по тематике проблем предпринимательства, крупного и среднего бизнеса, реализации инновационных проектов; по разработке приоритетных направлений инновационного развития образования; разработка критериев оценки инновационных проектов в соответствии с приоритетами развития города; оценка наличия инвестиционных ресурсов и возможности их дополнительного привлечения и др.

Университет проводит обширный круг исследований по важнейшим фундаментальным и прикладным направлениям и выступает системообразующим элементом организации научных исследований как в интересах региона, так и страны в целом. Научные интересы сосредоточены в том числе на исследовании фундаментальных проблем функционирования экономики России, региональной экономики, моделировании социально-эконо-

- 13

мических процессов, трудовых отношениях, теории управления экономическими системами, создании и поддержке местной информационной системы.

В ВГУ существует большое количество наработок в области нанотехнологий, которые способны принципиально изменить качество нашей жизни. Однако наряду с успехами в сфере разработок инновационных технологий существует серьезная проблема их практического применения. Одним из путей ее решения может служить создание венчурных фондов. Такие фонды уже могут поддерживать внедрение научных разработок на самых разных этапах: от идей до реально функционирующих производств. При этом привлечение частного бизнеса усилит ответственность ученых за свои разработки, создаст здоровую конкуренцию на рынке интеллектуальных услуг.

Для продвижения идей по циклу «фундаментальные исследования — прикладные разработки — опытный образец — венчурное предприятие — прибыльное производство» создан Технопарк, в котором сосредоточили наиболее перспективные проекты: программы антикоррозионных покрытий на основе нанонаполнителей; разработка функциональных структур в микроэлектронике, создание биосенсерных систем и др.

С целью более активного внедрения разработок ученых ВГУ в практику при поддержке Правительства Воронежской области создан Центр коммерциализации технологий, который осуществляет выявление, учет, доработку, внедрение в производство и продажу научно-технических разработок университета, а также проводит консультации и способствует промышленному внедрению научной продукции ученых других вузов и коллективов региона. Успешно функционируют Центр трансфера технологий и патентный отдел.

Совет ректоров вузов находится в тесном контакте с ассоциациями промышленников и предпринимателей, что способствует формированию важнейших элементов каркаса инновационной инфраструктуры.

Действительно, за последнее время университет уделяет большое внимание развитию и укреплению сотрудничества с бизнес-структурами, стремясь сделать такое сотрудничество взаимополезным. Мы заключили соглашение о стратегическом партнерстве с Воронежским отделением Российского Союза промышленников и предпринимателей. ВГУ сертифицирован Торгово-промышленной палатой РФ как вуз с высоким качеством подготовки востребованных бизнес-сообществом кадров. Со стороны университета:

14 -

1) осуществляется целевая подготовка студентов по заказам работодателей (активно работают корпоративные магистерские программы);

2) организуются зарубежные стажировки специалистов организаций совместно с университетскими учеными на ведущих предприятиях Европы и США;

3) проводятся НИОКР и прикладные разработки по заказам предприятий;

4) создана система повышении квалификации специалистов;

5) активно осуществляется научное консультирование;

6) проводятся экспертиза, бизнес-консалтинг, аудит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со стороны бизнес-сообщества предусматриваются целевой заказ специалистов, финансовая и техническая поддержка, организация производственных практик, участие в аттестации выпускников, мониторинг рынка труда, продвижение инновационных разработок ученых университета. В качестве примера успешности такого сотрудничества можно привести работу в рамках договора между ВГУ и ООО «Сименс АйТи Солюшенс энд Сервисез» (SBS). В соответствии с ним в университете открыт корпоративный образовательный центр, в котором наряду с преподавателями университета работают и ведущие специалисты SBS. Студентам, обучающимся по целевым программам компании «Сименс», выплачиваются дополнительные стипендии. Аналогичные проекты реализуются в рамках заключенных соглашений о стратегическом партнерстве между ВГУ и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Минудобре-ния», Нововоронежской АЭС — филиалом концерна «Росэнергоатом», ВМЗ — филиалом ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики», Центрально-Черноземным банком Сбербанка России, аудиторско-консалтинго-вой компанией «КПМГ» и др.

Благотворительные проекты мы реализуем по двум направлениям. Первое: напрямую средства поступают и аккумулируются в Некоммерческом партнерстве «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу», деятельность которого постоянно контролируется бизнес-сообществом, а поступившие средства являются целевыми и предназначены для реализации конкретных образовательных и научных проектов университета. Второе направление: университет сейчас активно работает над созданием своего эндаумент-фонда.

В результате взаимодействия органов государственной власти Воронежской области и юридичес-

кого факультета ВГУ создан Государственный институт регионального законодательства, в котором разрабатываются законопроекты, принимаемые законодательными органами государственной власти. Активно развивается научно-исследовательская деятельность и других направлений, представляющих гуманитарный блок.

Университет традиционно сотрудничает с региональными органами управления и воронежскими предприятиями в решении задач социально-экономического развития территорий, стратегического управления, подготовки управленческих кадров, информационного обеспечения политики поддержки малого бизнеса, формирования баз данных и упорядочения мер по социальной защите населения и других актуальных для области проблем.

В 2008 г. консорциумом 4 крупнейших вузов (Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Воронежский государственный педагогический университет) был разработан проект создания Федерального университета Центрального Черноземья, на который поступил положительный отклик руководителя Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И. М. Ре-моренко. Безусловно, скорректированный в посткризисный период проект по интеграции ведущих вузов региона будет успешно реализован.

Интеграция науки, образования и инновационной деятельности способствует формированию инновационной среды и в регионе в соответствии с утвержденной Федеральной программой «Образование». Дальнейшее повышение эффективности функционирования инновационной вузовской среды видится в том, чтобы вузы, в частности: • сохраняли и развивали передовые традиции

российской высшей школы;

• постоянно ориентировались на самый передовой отечественный и мировой опыт и активно осваивали его;

• задействовали имеющийся и укрепляли научный и инновационный потенциал и интеллектуальный ресурс;

• укрепляли вневузовские контакты с федеральными, региональными, муниципальными и деловыми структурами.

Воронеж — это признанный университетский центр европейского уровня, с уникальными вузовскими традициями и высокой концентрацией интеллектуального капитала (от общего населения мегаполиса — 12 % студенчество). Руководство региональных униерситетов в большинстве своем оперативно и профессионально реагирует на современные вызовы и угрозы. Кроме того, вузовское сообщество уже реально почувствовало личную поддержку губернатора области А. В. Гордеева в отстаивании университетских интересов на федеральном и региональном уровнях, прямую заинтересованность Правительства Воронежской области в развитии университетского округа. Региональная власть четко понимает: вузовская система — это серьезное конкурентное преимущество нашего субъекта Федерации. Все это в комплексе дает основание оптимистично смотреть в будущее системы вузовского образования Воронежской области.

Список литературы

1. Медведев Д. А. Выступление на IX съезде Российского Союза ректоров / Вестник Воронежского государственного университета, серия «Проблемы высшего образования». 2009. № 1. С. 5—9.

2. Вестник Воронежского государственного университета — «Проблемы высшего образования», 2007. № 2. С. 5-41; 2008. № 2. С. 13-75; 2009. № 1. С. 68-80.

3. Устав Российского Союза ректоров. М.: МГУ, 2006.

14 - 15 октября 2010 г. в Воронеже

при поддержке Правительства Воронежской области и Администрации городского округа города Воронеж на территории ВЦ «ВЕТА» состоится выставка

«Образование - Шаг в будущее»

Организаторы:

ТПП Воронежской области, ООО «Выставочный Центр BETA», ООО «ВЕТА-Экспо» Подробная информация на сайте: www.veta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.