Научная статья на тему 'Система воспитательной и социальной работы'

Система воспитательной и социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система воспитательной и социальной работы»

но с институтами РАН. Наш вуз традиционно сотрудничает с региональными органами управления и воронежскими предприятиями в решении задач социально-экономического развития территорий, стратегического управления, упорядочения мер по социальной защите населения и др.

В результате взаимодействия органов государственной власти Воронежской области и юридического факультета ВГУ создан Государственный институт регионального законодательства, в котором разрабатываются законопроекты, принимаемые законодательными органами. В их разработке активное участие принимают ведущие ученые нашего вуза. Активно развивается научно-исследовательская деятельность и по других направлениям, представляющим гуманитарный блок.

С целью более успешного внедрения научных разработок ВГУ в практику при поддержке администрации Воронежской области создан Центр коммерциализации

технологий, который осуществляет учет, доработку и запуск в производство НИ-ОКР университета, а также проводит консультации и способствует промышленному внедрению научной продукции ученых других вузов и коллективов региона.

В 2006-2007 гг. учеными университета осуществлено более 400 научно-исследовательских проектов, в том числе более 300 - по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам. По результатам исследований в 2006 г. опубликовано 93 монографии, более 3000 научных статей, в том числе более 230 - в зарубежных изданиях.

Научно-исследовательская деятельность входит в число безусловных приоритетов университета. ВГУ проводит обширный круг исследований по важнейшим фундаментальным и прикладным направлениям и в определенной мере является центром организации научных исследований как в интересах региона, так и страны в целом.

Система воспитательной и социальной работы

О. ГРИШАЕВ, доцент, проректор

Стратегия, политика и реальные действия, направленные на достижение нового качества и эффективности высшего образования, замыкаются на двух главных субъектах, призванных взаимодействовать в едином образовательно-воспитательном процессе, - студентах и преподавателях. Именно их целенаправленное сотрудничество призвано обеспечить освоение традиций вуза, мотивацию овладения специальностью, формирование личности будущего специалиста, его нравственной и гражданской позиции.

При этом задача организаторов учебно-научно-воспитательного процесса видится в том, чтобы подкрепить деятельность вузовского коллектива такой системой учебной, научной, методической, воспитатель-

ной деятельности, которая создаст наиболее эффективные условия (правовые, организационные, методические, материально-технические) для того, чтобы названные субъекты могли во всей полноте реализовать свой творческий потенциал, интересы и стремления.

Воспитательная работа неизменно выступает неотъемлемой составляющей подготовки специалиста в вузе. Она неразрывно связана с учебно-научным процессом, включает в себя учебный и внеучебный временной период, призвана охватить своим влиянием все категории обучающихся.

В Воронежском государственном университете, где даже в кризисные годы конца прошлого века ректорат и преподавательский коллектив сохранили традиции

80

Высшее образование в России • № 1, 2008

воспитательной работы, за последние годы особое внимание уделялось всему комплексу воспитательных мероприятий. Была обновлена внутривузовская нормативно-правовая база этого направления университетской жизни, в том числе принят и такой основополагающий документ, как «Концепция воспитательной работы». Ученый совет рассмотрел вопросы патриотического воспитания студенчества и организации студенческого самоуправления; новый импульс получили кураторская работа преподавателей, культурно-массовая и спортивная работа со студентами.

Традиционно в ВГУ проводятся такие масштабные мероприятия культурного характера, как смотр самодеятельного творчества студентов, университетский День поэзии (в 2006 г. он состоялся уже в 50-й раз), студенческая спартакиада, выставки и конкурсы. Для них характерны большая предварительная подготовительная работа с широким участием студенчества, дух соревновательности и хорошего азарта, реализация принципа сотрудничества преподавателей и студентов.

Воспитание в университете обеспечива-

ется в первую очередь присущей ему атмосферой культа знаний и науки, непрерывной линией сохранения и развития передовых вузовских традиций, преемственностью университетских поколений, демократизмом университетской жизни. Оно осуществляется по следующим главным направлениям:

■ приобщение студенчества к научному творчеству в процессе обучения;

■ групповое и индивидуальное общение студентов с преподавателями;

■ проведение общеуниверситетских мероприятий культурно-просветительского характера;

■ взаимодействие кафедральных, факультетских структур с другими структурами, содержанием работы которых является культурно-просветительская деятельность (музеями, библиотекой, студенческими клубами, объединениями студентов по интересам и др.), общественными организациями, учреждениями культуры города и региона, творческими союзами.

Понятно, что одно лишь наличие и функционирование в вузе названных направлений и различных форм воспитательной работы со студентами не решают автоматически задачи ее соответствия современным требованиям. Существует опасность свести совершенствование воспитания к улучшению лишь административных функций, его «очиновничанию» без должного внимания к его содержательной стороне, без соответствующего кадрового, финансового и материально-технического обеспечения, постоянного научного мониторинга и критического анализа накопленного опыта.

В плане сказанного мы большое значение придаем ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная среда вуза»,призванной и проанализировать имеющийся опыт, и обозначить проблемы и тенденции высшей школы, государства и общества, и коллективно определить пути повышения качества воспитательной деятельности.

В условиях модернизации общества и

растущих требований к человеческому капиталу воспитательная и социальная работа должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

В настоящий момент в ВГУ обучаются более 21 000 студентов. Ежегодно на воспитательную работу выделяются 2% внебюджетных средств от образовательных программ. Вся воспитательная работа строится на основе «Концепции воспитания обучающихся в Воронежском государственном университете», утвержденной Ученым советом, и в соответствии со стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации.

Основной целью воспитательной работы в университете является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Внеучебная работа со студентами в ВГУ происходит на нескольких уровнях: университетском, факультетском и кафедральном.

На университетском уровне общая структура управления воспитательным и социальным процессами включает: отдел внеучебной деятельности студентов, студенческий культурно-массовый центр, спортивный клуб, социальный отдел. Эти отделы составляют Управление по воспитательной и социальной работе (УВСР), структура которого отражена в документе «Положение об Управлении по воспитательной и социальной работе ».

Основными задачами отдела внеучебной деятельности являются:

• переход воспитательной работы на проектную основу. В соответствии с проектной методикой студент в воспитательном пространстве вуза должен рассматриваться как творческая личность, как субъект различных творческих инициатив. При

этом реализуются важнейшие характеристики воспитательного процесса - самоорганизация и инновационность. По инициативе Студенческого совета ВГУ в скором времени будут реализованы два проекта: бизнес-инкубатор (обучение студентов основам предпринимательства для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда) и «Студенческое радио »;

• создание условий перехода на гран-товую поддержку социальных инициатив. В данный момент представители студенчества при содействии администрации готовят грант, ориентированный на систематическую помощь детским домам;

• совершенствование студенческого самоуправления;

• организация вторичной занятости студентов в течение года и выпускников. В этом году отделом организованы встречи с фирмами, заинтересованными в выпускниках (Томским нефтегазовым институтом, акционерным обществом «САН Интер-брю »). По итогам сотрудничества с промышленной группой МАИР шести студентам назначена достойная стипендия. Налажено плодотворное сотрудничество с молодежной биржей труда, совместно с которой была проведена ярмарка вакансий.

В состав Студенческого культурно-массового центра (СКМЦ) входят девять творческих коллективов: вокально-хоровая студия эстрадного пения «Вдохновение», эксклюзивный модельный клуб (Имидж-клуб), театральная студия, клуб авторской песни, моно-студия, студия «Мир искусств», рок-клуб «Лабиринт», молодежный театр «Заповедник Гоблинов », фольклорный ансамбль «Терем». СКМЦкоорди-нирует и организует их работу, проводит мероприятия вузовского («Татьянин день ») и межвузовского («Весна») масштаба. В своей деятельности центр руководствуется «Положением о студенческом культурно-массовом центре Управления по воспитательной и социальной работе Воронежского государственного университета».

Пропаганде здорового образа жизни во

82

Высшее образование в России • № 1, 2008

многом содействует активная деятельность спортивного клуба ВГУ, который сотрудничает с кафедрой физического воспитания и в своей деятельности руководствуется «Положением о спортивном клубе Воронежского государственного университета». Спортклуб организует чемпионаты, спартакиады, первенства и другие соревнования между группами, курсами, факультетами, вузами города и России. В вечернее время работают 33 секции спортивного совершенствования, а также функционируют группы здоровья и спортивные секции (ритмическая гимнастика, шейпинг, аэробика, скалолазание, туризм, айкидо, ушу, тхэквондо, кикбоксинг, большой теннис). В универсиаде вузов 2007 г. участвовал 371 студент; по бадминтону, шахматам, спортивному ориентированию, вольной борьбе, баскетболу, армспорту, настольному теннису ВГУ занял 1-е и 2-е места. Всего в студенческих спартакиадах и универсиадах принял участие 3141 студент. Однако главная задача спортклуба - массовое привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом. Внутриуниверситетские и внутрифакультетские соревнования собирают большое число болельщиков.

Отдел социальной работы занимается оздоровлением студентов в летний период, организует экскурсии в период зимних каникул, помогает деканатам в проведении летних практик и в течение года оказывает

социальную и материальную помощь студентам.

Ведущая роль в организации СВР отводится факультетам, использующим классические методы воспитания: учебный процесс, студенческую самодеятельность, спортивно-массовую и культурную работу, институт кураторов.

На факультетском уровне действует институт заместителей деканов по воспитательной работе и заместителей деканов по быту, которые назначаются приказом декана из числа профессорско-преподавательского состава и отвечают за организацию внеучеб-ной работы со студентами на факультете и в общежитии, а также координируют деятельность кураторов групп. На университетском уровне они входят в Совет по внеучеб-ной работе со студентами, который является совещательным органом и подчиняется проректору но воспитательной работе.

На кафедральном уровне действует институт кураторов. На первом-втором курсах кафедра курирует закрепленный за ней курс. Каждой группе выделяется свой куратор, назначаемый из числа опытных преподавателей. С третьего курса кураторство осуществляется по специализации. Задача куратора группы - создание в студенческом коллективе творческой атмосферы и содействие повышению академической успеваемости, сплоченности группы в достижении поставленных целей.

Говоря о студенческом самоуправлении, заметим, что на уровне факультета оно представлено студсоветами факультетов, на уровне вуза - студенческим советом ВГУ, студенческим советом общежитий ВГУ, а также профсоюзной студенческой организацией. Деятельность органов сту-

денческого самоуправления регламентирует «Положение о студенческом самоуправлении».

С целью обеспечения общественного порядка и предупреждения правонарушений у нас сформирован оперативный отряд «Фемида-1», в летний период он функционирует как строительный отряд «Фе-мида-2 » и занимается благоустройством и охраной студенческого оздоровительного лагеря «Веневитиново ».

На данный момент также действуют оперативный отряд общежития, трудовой отряд СКМЦ, четыре социально-педагогических отряда помощи детям-сиротам, один педагогический отряд, занимающий-

ся устройством студентов на педагогическую практику в летние лагеря.

С целью повышения творческого потенциала студенчества планируется строительство своего Дома культуры, а также реконструкция зала, где проводятся массовые студенческие мероприятия.

А. МИНАКОВ, канд. ист. наук, директор библиотеки А. МЕЩЕРЯКОВА, канд. ист. наук, библиограф

Возникновение университета в Воронеже, а вместе с ним и фундаментальной университетской библиотеки было связано с таким эпизодом Первой мировой войны, как немецкая оккупация северо-западных окраин Российской империи. В 1918 г. после оккупации Юрьева немецкими войсками и закрытия Юрьевского (Дерптского) университета основная часть его персонала эвакуировалась в Воронеж, где создавалось новое высшее учебное заведение. Библиотеку университета возглавил крупный ученый-химик профессор Александр Дмитриевич Богоявленский (1868-1941). Состоявшая почти из полумиллиона томов (491 041 ед. хр.), она являлась по своей ценности первой среди университетских библиотек Российской империи, а по собранию диссертаций в России не имела себе равных. Помимо

Жемчужина университета -научная библиотека

крупной коллекции первопечатных книг конца XV - начала XVI вв. безусловную ценность представлял рукописный отдел библиотеки. Он содержал бумаги из семейного архива графов Делагарди, в том числе переписку графа Якова Делагарди со знаменитым шведским королем Густавом Адольфом, а также «много других документов первостепенной важности» по истории Швеции, Польши и Московского государства XVII в. [1]. В рукописном отделе Юрьевской библиотеки было немало подлинных писем философов и общественных деятелей Западной Европы XVI-XVШ вв., имелась и богатая коллекция автографов выдающихся исторических личностей - римских пап, политиков, писателей, художников. Помимо книг и рукописей в библиотеке хранилось множество редких гравюр XVIII

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.