Научная статья на тему 'Комплексная целевая программа «Воспитание» российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева'

Комплексная целевая программа «Воспитание» российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная целевая программа «Воспитание» российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева»

Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год

УДК 378.663:371.487

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ВОСПИТАНИЕ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА — МСХА ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

И.П. ПРОХОРОВ

В современных условиях перед высшей школой стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участия в становлении их гражданской позиции. Это решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытие новых специальностей, подготовку программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой — через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала.

Потеря общих целевых жизненных установок, прежнего опыта формирования личности молодежи, утрата отдельными преподавателями представления о своем месте и роли в процессе обучения и воспитания студентов, а в ряде случаев и нравственных принципов далее не могут быть терпимы. При этом нельзя отделять вопросы воспитательной работы со студентами от личности преподавателя, его морально-нравственных и этических качеств и норм поведения, условий труда и быта в университете. Работа по формированию и становлению личности молодежи должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности вуза. Она проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культур-

ных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.

Цель программы — сохранение и приумножение нравственных, культурных, спортивных и научных достижений студенческой молодежи; формирование у студенчества активной гражданской позиции.

Задачи программы: воспитание у студентов подлинных патриотов России; гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества; утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей; выявление талантливой студенческой молодежи и создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала; дальнейшее развитие студенческого самоуправления; развитие и укрепление профессиональных и культурных связей между творческими студенческими коллективами, молодежными организациями и учебными заведениями.

Основные направления реализации программы:

1 — обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

2 — создание системы внеучеб-ной воспитательной работы;

3 — укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, культуры поведения;

4 — создание системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной работы.

Перечень мероприятий по реализации вышеперечисленных направлений.

Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой:

— разработка системы мер по преодолению пассивности студентов, воспитанию бережливого отношения к имуществу, усилению мотивации студентов в нравственно-этическом, интеллектуальном и культурном развитии, по обеспечению единства профессионального образования и нравственного воспитания;

— усиление акцента на воспитание у студентов личностных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России;

— разработка кодекса чести, профессиональной и нравственной этики преподавателя и студента РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева;

— усиление внимания всех кафедр к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования;

— активизация деятельности студенческих научных кружков на кафедрах, проведение научных студенческих семинаров, конференций, предметных олимпиад, конкурсов на лучшие научно-исследовательскую студенческую, курсовую и дипломную работы и т. п.

Создание системы внеучебной воспитательной работы. :

— создание совета по воспитательной работе как органа, координирующего всю внеаудиторную работу со студентами по формиро-

ванию и становлению личности и созданию условий для выявления их творческих способностей;

— разработка, развитие и корректировка направлений внеучеб-ной работы по формированию и становлению личности молодежи на основе результатов социологических исследований и опросов;

— создание банка данных о творческих, организаторских способностях студентов и их использование в учебно-воспитательной деятельности;

— привлечение студентов в работу по проведению факультетских, курсовых вечеров отдыха, тематических вечеров, «круглых столов», вечеров вопросов и ответов; смотров-конкурсов талантов и фестивалей художественной самодеятельности; конкурсов по профессии, конкурсов красоты; дней посвящения в студенты; дней выпуска из университета; выставок произведений творчества студентов т.д.;

— систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, работа секций по различным видам спорта, в т. ч. и на коммерческой основе. Формирование программы «Здоровье», включающей вопросы организации работы оздоровительного лагеря, а также необходимых профилактических мероприятий в сфере улучшения физического здоровья и спортивного мастерства, здорового образа жизни студентов и преподавателей университета, а также обеспечение ее реализации;

— организация эффективной работы музея истории РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, регулярное обновление экспонатов и организация посещения музеев студентами;

— организация мероприятий по достойному празднованию священных для России дат и праздников.

Укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, культуры поведения:

— обеспечение неукоснительного и своевременного исполнения приказов, распоряжений и плановых заданий по всем направлениям деятельности;

— разработка на каждой кафедре, факультете комплекса мер по укреплению трудовой, учебной и исполнительной дисциплины; профилактике нарушений морально-нравственных и этических норм поведения;

— осуществление со стороны кафедр и факультетов постоянного контроля за состоянием учебных аудиторий, учебных и научных лабораторий, помещений кафедр и отделов;

— проведение конкурсов на лучший кабинет руководителя, учебную, научную лаборатории, деканат. Обеспечение гласности итогов этих конкурсов и поощрение победителей;

— проведение работы по художественно-информационному оформлению помещений кафедр, отделов, вестибюлей, университетских коридоров, лестничных маршей для создания должного внешнего облика университета, одного из ведущих вузов России. Подключение к этой работе студенческих коллективов;

— осуществление всеми кафедрами и отделами необходимых мер по поддержанию чистоты и порядка в помещениях.

Система мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной работы:

— создание системы студенческого самоуправления;

— активизация деятельности студенческих органов самоуправления по проведению повседневной воспитательной работы, пропаганде здорового образа жизни, мораль-

но-нравственных и этических норм поведения, воспитанию у студентов чувства ответственности за сохранность помещений и оборудования в корпусах университета;

— активизация работы «института» кураторов студенческих групп;

— проведение исследований в области социального мониторинга и диагностики проблем студенческой жизни;

— создание психологического, медицинского и юридического консультационных центров;

— разработка системы поощрения лучших студентов и преподавателей;

— проведение научно-методических конференций и семинаров по вопросам формирования и становления личности молодежи, единства учебного, научного и воспитательного процесса как основы жизнедеятельности вуза.

Возможные направления и формы работы, реализуемые органами студенческого самоуправления

Российского Государственного аграрного Университета — МСХА имени К.А. Тимирязева.

Учебная работа:

— организация работы совета старост;

— организация смотра-конкурса «Лучшая академическая группа»;

— организация работы «института» кураторов.

Обучение студенческого актива:

— организация работы школы лидеров;

— работа с резервом кадров студенческого актива;

— организация выездных учебных сборов студенческого актива;

— организация работы школы обучения членов студенческих отрядов по профилю деятельности;

— создание школы резерва актива.

Научно-исследовательская деятельность студентов:

— организация студенческих научных конференций по молодежным и студенческим проблемам;

— организация студенческих научных конференций по профилю вуза;

— поддержка работы студенческих научных обществ;

— содействие в издании научных публикаций студентов;

— организация дней защиты специальности;

— создание научного дискуссионного клуба;

— организация работы временных научно-исследовательских творческих коллективов под конкретные проблемы;

— организация конкурсов студенческих исследовательских работ;

— организация конкурсов рефератов по различной тематике.

Социальное обеспечение студенчества:

— оказание материальной помощи нуждающимся студентам;

— выделение путевок в дома отдыха и санатории за счет средств, выделяемых для этих целей, и других источников внебюджетного финансирования и общественных студенческих фондов;

— создание групп контроля за работой точек общественного питания;

— организация общественного питания студентов;

— оказание помощи по оплате лекарств;

— учреждение дополнительных стипендий;

— создание фондов премирования активных студентов;

— содействие в прохождении лечения в стационарных медицинских учреждениях;

Информационное обеспечение:

— организация работы студенческих средств массовой информации: студенческая газета, информационные стенды, студенческая радиостанция, студенческое телевидение;

— организация работы школы журналистского мастерства;

— организация работы студенческих пресс-центров;

— организация работы студенческой социологической службы;

— создание Интернет-страницы по проблемам студенческой жизни.

Профилактика вредных привычек:

— разъяснительная работа;

— разработка и реализация комплексных программ профилактики вредных привычек;

— организация работы оперативных отрядов (выявление неблагоприятных мест в академии, дежурство на студенческих мероприятиях и т. д.);

— создание групп поддержки студентам, решившим искоренить вредные привычки;

— организация работы центров профилактической помощи при наркомании и алкогольной зависимости;

— создание тематических лекториев.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— поздравление ветеранов ВОВ;

— проведение социологических опросов солдат, прошедших боевые действия в Чечне;

— контроль за недопущением создания групп экстремистского толка и расистской направленности;

— шефская помощь бывшим преподавателям университета — пенсионерам и ветеранам;

— организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам Российского государства;

— организация творческих вечеров и акций, посвященных развитию: российского фольклора, русской песни, танца, других жанров и видов народного творчества (в т.ч. и прикладного);

— организация акций, направленных на укрепление дружбы между различными народностями, населяющими Россию;

— организация акций, направленных на формирование культуры мира.

Формирование традиций университета:

— посвящение в первокурсники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание клуба выпускников;

— организация традиционных праздников;

— разработка символики общественных организаций университета и органов студенческого самоуправления;

— организация встреч с выпускниками;

— торжественное вручение диплома.

Организация досуга:

— создание клубов по интересам;

— организация дискотек;

— работа с ночными клубами и дискотеками;

— приглашение бардов;

— проведение фестивалей самодеятельной песни;

— организация конкурсов талантов;

— организация КВН и других творческих конкурсов между группами, курсами, факультетами;

— проведение тематических праздников;

— организация группового посещения театров и концертных программ;

— организация фестивалей;

— организация экскурсий по историческим и памятным местам России и своего региона, в музеи и выставочные комплексы и т. д.;

— организация музыкальных салонов, литературных гостиных;

— проведение турниров знатоков;

— организация познавательных и сюжетных игр;

— организация творческих встреч с артистами театров, кино, интересными людьми;

Спортивно-оздоровительное воспитание:

— организация дней здоровья;

— организация спортивных соревнований среди участников спортивных секций;

— организация спортивных соревнований среди студентов по игровым видам спорта;

— организация работы спортивно-оздоровительных лагерей (в т.ч. палаточных);

— организация однодневных выездов на природу;

— организация внутриунивер-ситетских и межвузовских универсиад, спартакиад, олимпиад, спортивных театрализованных праздников;

— поддержка работы спортивных и туристических секций;

— организация туристических слетов и походов (по историческим местам, спортивно-туристической направленности и т. д.).

Психологическая поддержка:

— организация работы «телефона доверия»;

— организация работы клуба адаптации к студенческой жизни (для первокурсников);

— организация центра социально-психологической реабилитации студентов;

— организация работы службы психологического консультирования.

Представление интересов студентов и защита студенческих прав:

— участие в органах управления университета (ученом совете, ректорате, общественных формированиях, комиссиях ученого совета);

— участие в разработке нормативно-правой базы деятельности студенческих общественных организаций, клубов, других формирова-

ний и студенческих органов самоуправления.

Содействие развитию талантов и умений студенческой молодежи:

— организация выставок студенческих работ;

— организация работы клубов по интересам и кружков прикладного творчества;

— создание центров студенческого творчества.

Благоустройство территории и помещений:

— формирование студенческих отрядов трудового профиля по благоустройству территории и общежитий университета;

— организация конкурса студенческих общежитий;

— организация конкурса на лучшую комнату в общежитии;

— организация работ по уборке территории, прилегающей к общежитию;

— организация работ по уборке общежития, дней быта.

Вторичная занятость студентов:

— организация работы терминальной станции службы занятости в университете;

— организация встреч с работодателями;

— организация ярмарки профессий.

Экологическое направление:

— организация рейдов по местам массового отдыха студентов университета;

— организация субботника по очистке территорий от мусора;

— организация экологического отряда по уходу за усадьбой Н.И. Же-лезнова — первого директора вуза.

Межвузовское взаимодействие:

— организация студенческих обменов между вузами различных регионов;

— участие в федеральных и региональных студенческих программах;

— участие в студенческих форумах, фестивалях, слетах и других общероссийских массовых акциях.

Профориентационная работа со школьниками:

— создание в университете центра «Абитуриент»;

— работа со школьниками;

— проведение дней открытых дверей.

Воспитательная работа в Тимирязевке должна представлять собой систему — целенаправленную взаимосвязанную совокупность воспитательных мероприятий или коллективных творческих дел. Структурными подразделениями этой системы могут быть Дом культуры, Студенческий центр, спорткомплекс, ЦНБ, музеи, а также разнообразные объединения по интересам (например: поэтическая студия, вузовская газета, КВН, литературный салон, клуб туристов, спортивные секции и т. д.).

Известна закономерность — воспитание человека совершенствуется только на основе активности самого человека. Поэтому ключевые мероприятия в университете необходимо проводить таким образом, чтобы студенты, готовясь к ним, участвуя в них, проявляли свои лучшие качества.

Важно отметить, что воспитательная работа не может строиться только исходя из текущих возможностей и ресурсов университета, в ее основе должны лежать четкие цели, сформулированные на основе воспитательной концепции.

Реальная цель, которая стоит сегодня перед высшей школой — помочь студенту приобрести профессиональное образование, сформировать индивидуальную культуру создать условия для развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.