Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год
УДК 378.663:371.487
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ВОСПИТАНИЕ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА — МСХА ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА
И.П. ПРОХОРОВ
В современных условиях перед высшей школой стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участия в становлении их гражданской позиции. Это решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытие новых специальностей, подготовку программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой — через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала.
Потеря общих целевых жизненных установок, прежнего опыта формирования личности молодежи, утрата отдельными преподавателями представления о своем месте и роли в процессе обучения и воспитания студентов, а в ряде случаев и нравственных принципов далее не могут быть терпимы. При этом нельзя отделять вопросы воспитательной работы со студентами от личности преподавателя, его морально-нравственных и этических качеств и норм поведения, условий труда и быта в университете. Работа по формированию и становлению личности молодежи должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности вуза. Она проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культур-
ных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.
Цель программы — сохранение и приумножение нравственных, культурных, спортивных и научных достижений студенческой молодежи; формирование у студенчества активной гражданской позиции.
Задачи программы: воспитание у студентов подлинных патриотов России; гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества; утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей; выявление талантливой студенческой молодежи и создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала; дальнейшее развитие студенческого самоуправления; развитие и укрепление профессиональных и культурных связей между творческими студенческими коллективами, молодежными организациями и учебными заведениями.
Основные направления реализации программы:
1 — обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
2 — создание системы внеучеб-ной воспитательной работы;
3 — укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, культуры поведения;
4 — создание системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной работы.
Перечень мероприятий по реализации вышеперечисленных направлений.
Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой:
— разработка системы мер по преодолению пассивности студентов, воспитанию бережливого отношения к имуществу, усилению мотивации студентов в нравственно-этическом, интеллектуальном и культурном развитии, по обеспечению единства профессионального образования и нравственного воспитания;
— усиление акцента на воспитание у студентов личностных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России;
— разработка кодекса чести, профессиональной и нравственной этики преподавателя и студента РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева;
— усиление внимания всех кафедр к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования;
— активизация деятельности студенческих научных кружков на кафедрах, проведение научных студенческих семинаров, конференций, предметных олимпиад, конкурсов на лучшие научно-исследовательскую студенческую, курсовую и дипломную работы и т. п.
Создание системы внеучебной воспитательной работы. :
— создание совета по воспитательной работе как органа, координирующего всю внеаудиторную работу со студентами по формиро-
ванию и становлению личности и созданию условий для выявления их творческих способностей;
— разработка, развитие и корректировка направлений внеучеб-ной работы по формированию и становлению личности молодежи на основе результатов социологических исследований и опросов;
— создание банка данных о творческих, организаторских способностях студентов и их использование в учебно-воспитательной деятельности;
— привлечение студентов в работу по проведению факультетских, курсовых вечеров отдыха, тематических вечеров, «круглых столов», вечеров вопросов и ответов; смотров-конкурсов талантов и фестивалей художественной самодеятельности; конкурсов по профессии, конкурсов красоты; дней посвящения в студенты; дней выпуска из университета; выставок произведений творчества студентов т.д.;
— систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, работа секций по различным видам спорта, в т. ч. и на коммерческой основе. Формирование программы «Здоровье», включающей вопросы организации работы оздоровительного лагеря, а также необходимых профилактических мероприятий в сфере улучшения физического здоровья и спортивного мастерства, здорового образа жизни студентов и преподавателей университета, а также обеспечение ее реализации;
— организация эффективной работы музея истории РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, регулярное обновление экспонатов и организация посещения музеев студентами;
— организация мероприятий по достойному празднованию священных для России дат и праздников.
Укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, культуры поведения:
— обеспечение неукоснительного и своевременного исполнения приказов, распоряжений и плановых заданий по всем направлениям деятельности;
— разработка на каждой кафедре, факультете комплекса мер по укреплению трудовой, учебной и исполнительной дисциплины; профилактике нарушений морально-нравственных и этических норм поведения;
— осуществление со стороны кафедр и факультетов постоянного контроля за состоянием учебных аудиторий, учебных и научных лабораторий, помещений кафедр и отделов;
— проведение конкурсов на лучший кабинет руководителя, учебную, научную лаборатории, деканат. Обеспечение гласности итогов этих конкурсов и поощрение победителей;
— проведение работы по художественно-информационному оформлению помещений кафедр, отделов, вестибюлей, университетских коридоров, лестничных маршей для создания должного внешнего облика университета, одного из ведущих вузов России. Подключение к этой работе студенческих коллективов;
— осуществление всеми кафедрами и отделами необходимых мер по поддержанию чистоты и порядка в помещениях.
Система мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной работы:
— создание системы студенческого самоуправления;
— активизация деятельности студенческих органов самоуправления по проведению повседневной воспитательной работы, пропаганде здорового образа жизни, мораль-
но-нравственных и этических норм поведения, воспитанию у студентов чувства ответственности за сохранность помещений и оборудования в корпусах университета;
— активизация работы «института» кураторов студенческих групп;
— проведение исследований в области социального мониторинга и диагностики проблем студенческой жизни;
— создание психологического, медицинского и юридического консультационных центров;
— разработка системы поощрения лучших студентов и преподавателей;
— проведение научно-методических конференций и семинаров по вопросам формирования и становления личности молодежи, единства учебного, научного и воспитательного процесса как основы жизнедеятельности вуза.
Возможные направления и формы работы, реализуемые органами студенческого самоуправления
Российского Государственного аграрного Университета — МСХА имени К.А. Тимирязева.
Учебная работа:
— организация работы совета старост;
— организация смотра-конкурса «Лучшая академическая группа»;
— организация работы «института» кураторов.
Обучение студенческого актива:
— организация работы школы лидеров;
— работа с резервом кадров студенческого актива;
— организация выездных учебных сборов студенческого актива;
— организация работы школы обучения членов студенческих отрядов по профилю деятельности;
— создание школы резерва актива.
Научно-исследовательская деятельность студентов:
— организация студенческих научных конференций по молодежным и студенческим проблемам;
— организация студенческих научных конференций по профилю вуза;
— поддержка работы студенческих научных обществ;
— содействие в издании научных публикаций студентов;
— организация дней защиты специальности;
— создание научного дискуссионного клуба;
— организация работы временных научно-исследовательских творческих коллективов под конкретные проблемы;
— организация конкурсов студенческих исследовательских работ;
— организация конкурсов рефератов по различной тематике.
Социальное обеспечение студенчества:
— оказание материальной помощи нуждающимся студентам;
— выделение путевок в дома отдыха и санатории за счет средств, выделяемых для этих целей, и других источников внебюджетного финансирования и общественных студенческих фондов;
— создание групп контроля за работой точек общественного питания;
— организация общественного питания студентов;
— оказание помощи по оплате лекарств;
— учреждение дополнительных стипендий;
— создание фондов премирования активных студентов;
— содействие в прохождении лечения в стационарных медицинских учреждениях;
Информационное обеспечение:
— организация работы студенческих средств массовой информации: студенческая газета, информационные стенды, студенческая радиостанция, студенческое телевидение;
— организация работы школы журналистского мастерства;
— организация работы студенческих пресс-центров;
— организация работы студенческой социологической службы;
— создание Интернет-страницы по проблемам студенческой жизни.
Профилактика вредных привычек:
— разъяснительная работа;
— разработка и реализация комплексных программ профилактики вредных привычек;
— организация работы оперативных отрядов (выявление неблагоприятных мест в академии, дежурство на студенческих мероприятиях и т. д.);
— создание групп поддержки студентам, решившим искоренить вредные привычки;
— организация работы центров профилактической помощи при наркомании и алкогольной зависимости;
— создание тематических лекториев.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— поздравление ветеранов ВОВ;
— проведение социологических опросов солдат, прошедших боевые действия в Чечне;
— контроль за недопущением создания групп экстремистского толка и расистской направленности;
— шефская помощь бывшим преподавателям университета — пенсионерам и ветеранам;
— организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам Российского государства;
— организация творческих вечеров и акций, посвященных развитию: российского фольклора, русской песни, танца, других жанров и видов народного творчества (в т.ч. и прикладного);
— организация акций, направленных на укрепление дружбы между различными народностями, населяющими Россию;
— организация акций, направленных на формирование культуры мира.
Формирование традиций университета:
— посвящение в первокурсники;
— создание клуба выпускников;
— организация традиционных праздников;
— разработка символики общественных организаций университета и органов студенческого самоуправления;
— организация встреч с выпускниками;
— торжественное вручение диплома.
Организация досуга:
— создание клубов по интересам;
— организация дискотек;
— работа с ночными клубами и дискотеками;
— приглашение бардов;
— проведение фестивалей самодеятельной песни;
— организация конкурсов талантов;
— организация КВН и других творческих конкурсов между группами, курсами, факультетами;
— проведение тематических праздников;
— организация группового посещения театров и концертных программ;
— организация фестивалей;
— организация экскурсий по историческим и памятным местам России и своего региона, в музеи и выставочные комплексы и т. д.;
— организация музыкальных салонов, литературных гостиных;
— проведение турниров знатоков;
— организация познавательных и сюжетных игр;
— организация творческих встреч с артистами театров, кино, интересными людьми;
Спортивно-оздоровительное воспитание:
— организация дней здоровья;
— организация спортивных соревнований среди участников спортивных секций;
— организация спортивных соревнований среди студентов по игровым видам спорта;
— организация работы спортивно-оздоровительных лагерей (в т.ч. палаточных);
— организация однодневных выездов на природу;
— организация внутриунивер-ситетских и межвузовских универсиад, спартакиад, олимпиад, спортивных театрализованных праздников;
— поддержка работы спортивных и туристических секций;
— организация туристических слетов и походов (по историческим местам, спортивно-туристической направленности и т. д.).
Психологическая поддержка:
— организация работы «телефона доверия»;
— организация работы клуба адаптации к студенческой жизни (для первокурсников);
— организация центра социально-психологической реабилитации студентов;
— организация работы службы психологического консультирования.
Представление интересов студентов и защита студенческих прав:
— участие в органах управления университета (ученом совете, ректорате, общественных формированиях, комиссиях ученого совета);
— участие в разработке нормативно-правой базы деятельности студенческих общественных организаций, клубов, других формирова-
ний и студенческих органов самоуправления.
Содействие развитию талантов и умений студенческой молодежи:
— организация выставок студенческих работ;
— организация работы клубов по интересам и кружков прикладного творчества;
— создание центров студенческого творчества.
Благоустройство территории и помещений:
— формирование студенческих отрядов трудового профиля по благоустройству территории и общежитий университета;
— организация конкурса студенческих общежитий;
— организация конкурса на лучшую комнату в общежитии;
— организация работ по уборке территории, прилегающей к общежитию;
— организация работ по уборке общежития, дней быта.
Вторичная занятость студентов:
— организация работы терминальной станции службы занятости в университете;
— организация встреч с работодателями;
— организация ярмарки профессий.
Экологическое направление:
— организация рейдов по местам массового отдыха студентов университета;
— организация субботника по очистке территорий от мусора;
— организация экологического отряда по уходу за усадьбой Н.И. Же-лезнова — первого директора вуза.
Межвузовское взаимодействие:
— организация студенческих обменов между вузами различных регионов;
— участие в федеральных и региональных студенческих программах;
— участие в студенческих форумах, фестивалях, слетах и других общероссийских массовых акциях.
Профориентационная работа со школьниками:
— создание в университете центра «Абитуриент»;
— работа со школьниками;
— проведение дней открытых дверей.
Воспитательная работа в Тимирязевке должна представлять собой систему — целенаправленную взаимосвязанную совокупность воспитательных мероприятий или коллективных творческих дел. Структурными подразделениями этой системы могут быть Дом культуры, Студенческий центр, спорткомплекс, ЦНБ, музеи, а также разнообразные объединения по интересам (например: поэтическая студия, вузовская газета, КВН, литературный салон, клуб туристов, спортивные секции и т. д.).
Известна закономерность — воспитание человека совершенствуется только на основе активности самого человека. Поэтому ключевые мероприятия в университете необходимо проводить таким образом, чтобы студенты, готовясь к ним, участвуя в них, проявляли свои лучшие качества.
Важно отметить, что воспитательная работа не может строиться только исходя из текущих возможностей и ресурсов университета, в ее основе должны лежать четкие цели, сформулированные на основе воспитательной концепции.
Реальная цель, которая стоит сегодня перед высшей школой — помочь студенту приобрести профессиональное образование, сформировать индивидуальную культуру создать условия для развития личности.