Научная статья на тему 'Вгу: традиции, инновации и «Линия развития»'

Вгу: традиции, инновации и «Линия развития» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТИЖЕНИЯ / "ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ" / ТРАДИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / РЕЙТИНГ / VORONEZH STATE UNIVERSITY / EDUCATION / ACHIEVEMENTS / LINE OF DEVELOPMENT / TRADITIONS / INTERNATIONAL COOPERATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT / INNOVATIONS / RANKINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович

В статье освещается деятельность Воронежского государственного университета в 2015 г., анализируются факторы, определившие развитие вуза и достижения учебного заведения. Рассматриваются также заложенные традиции и «линия развития» ВГУ, позволяющая сохранять ведущие позиции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZH STATE UNIVERSITY: TRADITIONS, INNOVATIONS AND «LINE OF DEVELOPMENT

The article overviews Voronezh State University's activity in 2015, analyzes the factors shaping the university's development and achievements. It also analyzes the university's traditions and the "Line of development" enabling to keep its leadership in the region.

Текст научной работы на тему «Вгу: традиции, инновации и «Линия развития»»

ВГУ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И «ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ»

ЕНДОВИЦКИЙ Дмитрий Александрович - д-р экон. наук, проф., ректор, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

АннотацияВ статье освещается деятельность Воронежского государственного университета в 2015 г., анализируются факторы, определившие развитие вуза и достижения учебного заведения. Рассматриваются также заложенные традиции и «линия развития.» ВГУ, позволяющая сохранять ведущие позиции в регионе.

Ключевые слова: Воронежский государственный университет, образование, достижения, «Линия развития», традиции, международная активность, научно-исследовательская деятельность, инновации, рейтинг

Дляцитирования:ЕндовицкийД.А. ВГУ: традиции, инновации и «Линия развития» // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 102-106.

2015 год для нашего коллектива, как и для всей вузовской общественности страны, прошел под знаком Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка и проведение этого знаменательного юбилея ознаменовались целенаправленными и заметными делами во всех сферах университетской деятельности: образовательной, научной, культурной, социальной, воспитательной, общественной. Накопленный опыт, несомненно, войдет в копилку тех достижений, которые предстоит закрепить и приумножить.

Патриотизм, понимаемый как деятельная любовь к своей стране и родному университету, стремление активно содействовать их укреплению и развитию, явился той идеей, которая направляла все действия нашего коллектива и объединяла университетские поколения. Тем более важно отметить, что прошедший годбыл далеко не самым легким в экономическом отношении. Кризисные явления в стране и в мире прямо отразились и на нас, потребовали значительных усилий в противостоянии негативным тенденциям. Можно с удовлетворением констатировать, что мы выходим из трудной ситуации с наименьшими потерями, не отступаем от твердо избранной «Линии развития ». И это общее понимание, что без постоянного стремления двигаться впе-

ред невозможно удержаться на достигнутом уровне, можно считать еще одним значимым достижением университета в ушедшем году.

Мы продемонстрировали четко выраженные лидерские позиции в регионе. Этот положительный факт был отмечен губернатором Воронежской области А.В. Горде-евым, первым заместителем министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк, заместителем председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, зафиксирован рядом независимых и международных рейтингов, результатами мониторинга Минобрнауки РФ и государственной аккредитацией.

Необходимо сказать еще об одном: за прошедший год мы стали сильнее во многих отношениях, ощутив себя неотъемлемой составляющей высшей школы России и вузовского сообщества региона. Сознательно и ответственно вуз готов решать те задачи, которые ставят перед ним государство и общество. Но мы, - и это не может не радовать - не стали менее критично относиться к сделанному и менее ответственно - к тому, что еще предстоит сделать. Мы не боимся трудностей и нацелены на активную творческую работу. И таков, пожалуй, главный вывод, который можно сделать по итогам 2015 года.

Из жизни вуза

103

Два года назад мы сделали первый шаг на пути к вековому юбилею нашего университета. 2015 год был вторым шагом на этом пути. Нет сомнений, что и предстоящие шаги будут не менее плодотворными, наглядно продемонстрируют, что Воронежский государственный университет успешно выполняет свою миссию - быть образовательным, научным и культурным центром региона, лидером его вузовского сообщества.

Факторы, определявшие развитие университета в 2015 году

В своей работе весь коллектив ВГУ, как и вся высшая школа страны, исходили из задач государственной политики в сфере образования и науки, определенных Президентом России, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования и науки РФ. На региональном уровне эти задачи были конкретизированы губернатором Воронежской области, департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в решениях Совета ректоров вузов Воронежской области и Ассоциации вузов Черноземья.

При этом в центре внимания университетского коллектива находились проблемы повышения качества образовательного процесса, эффективности научных исследований, конкурентоспособности вуза, патриотического воспитания студенческой молодежи, поддержки творческой инициативы и развития созидательной активности всех категорий работающих и обучающихся в университете, межвузовского взаимодействия и сотрудничества с потенциальными работодателями и бизнес-структурами, общеобразовательной и средней профессиональной школами.

Экономический кризис оказал достаточно сильное влияние на деятельность вуза, однако и в этих условиях университетский коллектив в соответствии с Планом стратегического развития ВГУ продолжил последовательное осуществление позитивных преобразований в организации учебной, научной, инновационной и международной деятельности вуза. Как нам представляется, «точка бифуркации» необратимости изменений во всех сферах жизни университета пройдена.

Непреходящим фактором, положительно влиявшим на деятельность университетского коллектива, являлась работа по сохранению, поддержанию и развитию передовых традиций университета и российской высшей школы. Огромную роль в этом общем деле сыграло активное участие коллектива ВГУ в подготовке и реализации таких значимых проектов, как:

- 70-летие Великой Победы;

- Год литературы в России;

- «Воронеж - культурная столица СНГ».

Ректорат, деканаты, руководители структурных подразделений университета в сотрудничестве с общественными органи-

зациями стремились к тому, чтобы четкое видение и учет названных и других факторов (а приведены лишь основные) положительно влияли на духовно-нравственный климат в коллективе, активно способствовали повышению сознательного и ответственного отношения к делу всех категорий работающих и обучающихся. Таким образом, «человеческий фактор» имел определяющее значение для решения больших и сложных задач, которые стояли перед коллективом ВГУ в 2015 г. Несомненно, он и впредь будет залогом нашей дальнейшей успешной работы.

Основные достижения ВГУ в 2015 году

Работа коллектива ВГУ в ушедшем году подтвердила и закрепила его лидирующую позицию в вузовском сообществе Воронежской области и региона, достойное место в системе высшего образования страны.

ВГУ вошел в топ-100 лучших российских вузов в рейтинге Academic Ranking -European standard (ARES), в мировой рейтинг научной деятельности University Ranking by Academic Performance (URAP). В глобальном рейтинге QS вуз по-прежнему находится на позиции 700+. Высокие показатели университет имеет в четвертом мониторинге эффективности работы вузов Министерства образования и науки РФ (выполнены все контрольные показатели). Успешно пройдена процедура государственной аккредитации образовательной деятельности. В течение всего года реализовы-вался План стратегического развития ВГУ, который по целому ряду показателей, имеющих принципиальное значение, выполнен с превышением плановых заданий.

Преодолевая объективные финансовые трудности, университет сохранил финансовую стабильность, что позволило не допустить болезненного сокращения профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов и резкого повышения оплаты за обучение, сформировать многоканальную систему стипендиальной

поддержки лучших студентов, повысить оплатутруда работников.

Научно-исследовательская деятельность ВГУ получила (даже с учетом секве-стирования) финансовое обеспечение из различных источников на сумму более 363 млн. руб. Молодые ученые университета стали победителями ежегодного межвузовского конкурса инновационных проектов. В 2015 г. ВГУ был признан лучшим инновационным университетом Воронежской области. В инновационной сфере успешно реализовывалась программа сотрудничества с ведущими предприятиями ЦФО, в том числе выполнялись проекты по созданию высокотехнологичного производства, исследования в интересах ОПК и экономического развития региона. Выросла публикационная активность преподавателей, аспирантов и студентов. Все серии журнала «Вестник Воронежского государственного университета» включены в перечень ВАК.

Введены в эксплуатацию новое,отвеча-ющее современным требованиям, комфортабельное общежитие и учебно-тренировочный плавательный бассейн, завершена глубокая реконструкция концертного зала на 630 мест. В Майкопском районе Адыгеи активно идет строительство научно-учебного полигона для прохождения студенческой практики геологами, экологами, биологами.

Успешно развивались международные контакты ВГУ по всем направлениям деятельности, включая организационное укрепление связей с выпускниками из зарубежных стран. Международная деятельность ВГУ получила высокую оценку со стороны наших зарубежных партнеров и послов ряда государств в России.

В 2015 г. университет выполнил задание по контрольным цифрам приема студентов и выпуска молодых специалистов. С удовлетворением можно отметить рост востребованности наших выпускников, положительные отзывы о них со стороны ра-

Из жизни вуза

105

ботодателей. Продолжалось успешное выполнение принятой программы воспитательной работы по всем ее направлениям. Отмечается дальнейший рост инициативы и активности студентов, уровень подготовленности студенческого актива, развитие студотрядовского и волонтерского движений.

Реализовывались просветительский проект «Большой университет - большому городу» и созданный при активном участии ВГУ проект «Театр равных», выполняющий важную культурно-социальную функцию. «Театр равных» получил высокую оценку общественности за пределами нашей области.

На счету студентов ВГУ в 2015 г. целый ряд заметных побед в различных общественных, научных, художественных и спортивных соревнованиях и конкурсах.

Задачи ВГУ на 2016 год

Ректорату и всему коллективу ВГУ предстоит последовательная и целеустремленная работа над тем, чтобы активно противостоять негативным кризисным проявлениям и тенденциям, чтобы сохранилась и продолжилась принятая нами «Линия развития», намеченная «Стратегическим планом ВГУ» и сопровождающими его программами.

В центре внимания руководителей всех уровней и вузовского коллектива должны находиться задачи обеспечения высокого качества образовательного процесса, эффективности научных исследований и их инновационной составляющей, укрепления сотрудничества со всеми структурами, образующими «внешний контур интересов» и деятельности университета (предприятиями, организациями, учреждениями, бизнес-структурами, вузами, школами, международными партнерами), осуществления на практике миссии университета как воспитательного, просветительского и культурного центра региона.

В Воронежской области принята струк-

тура высшего образования в форме трех основных образовательно-научных кластеров: классического университетского, инженерно-технического и аграрного. Первый из них должен быть целиком обеспечен силами нашего университета с привлечением к участию других вузов региона; во втором и третьем наша задача - определить конкретные направления и формы участия и развития сотрудничества. При этом следует иметь в виду и необходимость социально ответственного решения интеграционных вопросов в вузовской среде.

Стратегически важным для нас является процесс преобразования биолого-почвенного факультета в медико-биологический факультет и организация летом 2016 г. набора студентов по специальностям «Медицинская кибернетика», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия». Эта работа позволит удовлетворить острую потребность в кадрах для высокотехнологичных сфер медицины в нашем и соседних регионах.

Как и в прошлом году, нам предстоит решение сложных социальных задач адресной поддержки ветеранов, преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, создания благоприятных условий для труда и отдыха членов нашего коллектива. Разработанные с этой целью программы требуют постоянного внимания, значительных организационных усилий и контроля.

Важным направлением работы университета должно стать продолжение открытия образовательных программ «двойных дипломов » с ведущими зарубежными вузами, создание новых Центров русского языка в Европе и Китае, продвижение он-лайн-платформы «Русский виртуальный класс» для испаноязычных стран мира, расширение участия ВГУ в проектах ЕС (Tempus, Erasmus +, DAAD и др.).

Отдельным стратегически важным проектом будет являться участие вуза в конкурсе опорных региональных университетов. Мы понимаем сложности, которые нам

предстоят преодолеть; главной из них является необходимость интеграции в состав ВГУ другого вуза.

Ректорат будет последовательно работать над тем, чтобы стимулировать труд преподавателей, сотрудников и студентов, отмечать конкретные достижения, повышать трудовую и учебную дисциплину, требовательность к исполнению своих обязанностей всеми категориями сотрудников и обучающихся.

Очень важно, чтобы понимание стоящих перед университетом задач и стремление активно и творчески участвовать в их решении стали делом всех и каждого, побуждали критически оценивать достигнутое, дей-

ствовать творчески, инициативно и ответственно. Важным индикатором эффективности работы каждого проректора должна стать успешная реализация закрепленных за ними проектов, тем самым будет осуществлено практическое внедрение проектно-целевого подхода в университетский менеджмент.

В 2016 г. дан старт предстоящей многоплановой работе по подготовке к 100-летию нашего университета. Уже намечены планы того, что необходимо осуществить в ближайшее время. Уверен, что никто не останется в стороне от участия в этом общем для нас деле.

Статья поступила в редакцию 03.04.16.

VORONEZH STATE UNIVERSITY: TRADITIONS, INNOVATIONS AND «LINE OF DEVELOPMENT»

ENDOVITSKY Dmitry A. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector of Voronezh State University. Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article overviews Voronezh State University's activity in 2015, analyzes the factors shaping the university's development and achievements. It also analyzes the university's traditions and the "Line of development" enabling to keep its leadership in the region.

Keywords: Voronezh State University, education, achievements, line of development, traditions, international cooperation, research and development, innovations, rankings

Cite as: Endovitsky, D.A. (2016) [Voronezh State University: Traditions, Innovations and «Line of Development»]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 5 (201), pp. 102-106. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.04.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.