ЮБИЛЕИ
ВОРОНЕЖСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 90 ЛЕТ
Создание и становление Воронежского университета тесно связано с судьбой Дерптского (Юрьевского) университета, открытого еще в 1802 г. по указу императора Александра I.
В марте 1918 г., вскоре после оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии, местные власти повели линию на превращение Юрьевского (Дерптского) университета в немецкое учебное заведение. Университет оказался в критическом положении. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, и им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало тревогу за его судьбу, и было принято решение о его перемещении в Центральную Россию; в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался Воронеж. Одновременно в городе возникло Общество содействия открытию университета. Так исторически соединились стремления профессоров и студентов одного из старейших российских университетов и передовой общественности города в центре России. Правительство отнеслось к этому с пониманием, результатом чего стало постановление Большой государственной комиссии по просвещению от 18 мая 1918 г., в котором записано: «Считать необходимым учреждение университета в Воронеже, для чего использовать имущество и свободный персонал эвакуированных университетов. С этой целью войти с представлением в
Совет Народных Комиссаров о содействии в переезде юрьевских профессоров вместе со студентами и архивом университета в Воронеж. Ассигновать на перестройку зданий под университет 500 000 рублей ». 11 июня предложения комиссии были утверждены высшим органом исполнительной власти, протоколы Совнаркома подписаны его председателем В.И. Лениным.
В июле и сентябре 1918 г. из Юрьева (с 1919 - Тарту) специальными поездами в Воронеж прибыли 39 профессоров, 45 преподавателей, 43 человека обслуживающего персонала и около 800 студентов. Среди приехавших профессоров были такие известные ученые, как медики Н.Н. Бурденко, И.В. Георгиевский, В.А. Афанасьев, С.Д. Мих-нов, Е.В. Никольский, А.И. Ющенко; биологи И.И. Шмальгаузен, К.К. Сент-Илер, М.С. Цвет; геологи Н.Н. Боголюбов, В.Е. Тарасенко; юристы В.Э. Грабарь, Л.А. Шалланд; историки В.Э. Регель, П.А. Яковенко, А.Н. Ясинский; филологи Э.Р. Фельсберг, Н.М. Крашенинников, Д.Н. Кудрявский, Е.В. Петухов; философ Я.Ф. Озе; математик В.Н. Алексеев; геофизик и механик Л.С. Лейбензон; метеоролог Б.И. Срезневский. Все они проделали большую и плодотворную работу по организации университета в Воронеже.
Первым ректором университета был избран крупный ученый-историк, профессор В.Э. Регель (1856-1932), которым находился на этом посту до 1925 г. Василий Эдуардович Регель окончил Санкт-Петербургский университет, где и был оставлен для написания магистерской диссертации. В 1913 г. его пригласили на должность профессора Юрьевского университета. Возглавив движение за сохранение университета на российской базе и много сил отдав его становлению в Воронеже, профессор Регель оставался ученым, педагогом, просветителем. Крупный специалист в области византиноведения, член-корреспондент Академии наук, он входил в академический комитет, возглавляемый академиком А. Ферсманом, на который было возложено руководство естественно-историческим описанием 23 районов страны. Главной его заботой был университет: преподаватели, студенты, материальная база, контакты с общественностью города и области. Известно, как он отстаивал право студентов на отсрочку в призыве в армию на период учебы, добивался возвращения университету научного и учебного оборудования, хранил и пополнял коллекцию музея древностей и изящных искусств.
12 ноября 1918 г. в Воронежском государственном университете на четырех факультетах - медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом - начались учебные занятия. К этому времени количество прошений о зачислении в студенты достигло 6360. В начале 1919 г. в ВГУ числилось 10 тыс. студентов. На учебу принимались все желающие. Лишь в 1923 г. были введены вступительные экзамены. Массовый поток студентов с различным уровнем знаний и разного возраста сопровождался и значительным отсевом, вызванным как условиями гражданской войны, эпидемий, голода, так и тем, что многие поступавшие не представляли себе трудностей учебы. Осенью 1920 г. при университете создается рабочий факультет, призванный вести подготовку к обучению в вузе рабочих и крестьян. Рабфак дал начало той большой и разносторонней деятельности по формированию студенческого контингента, которая ведется в университете и по сей день.
1921-1923 гг. - период реорганизации факультетской структуры ВГУ. В него вливается Воронежский институт народного образования, ставший основой для создания педагогического факультета, на отделениях которого готовили преподавателей математики, физики, химии, естествознания, русского языка и литературы, социально-экономических дисциплин для школ. В 1923 г. в ВГУ было переведено свыше 600
студентов упраздненного Самарского университета. С 1924 по 1929 гг. в университете функционировали два факультета - педагогический и медицинский. В это же время при университете создается первый научно-исследовательский институт - биологического и химического направления. В его организации большую роль сыграли такие крупные ученые, как Б.М. Козо-Полянский, Н.Н. Боголюбов, А.П. Поспелов, А.В. Думанский.
В 1926 г. была открыта аспирантура, началась целенаправленная подготовка научных кадров. В 1929 г. был создан планово-экономический факультет (Институт народнохозяйственного учета). В 1930-1931 гг. ВГУ претерпел коренную реорганизацию. В 1930 г. медицинский факультет преобразовался в самостоятельный институт, а год спустя на базе педагогического и экономического факультетов образованы Воронежский педагогический и Воронежский планово-экономический институты.
Новый импульс развитию университет получил в 1931 г., когда были воссозданы и организованы новые факультеты, научные подразделения. В состав ВГУ вошел Ботанический сад, заповедник «Галичья гора », созданы геологический, почвенный и зоологический музеи. Тогда же университет, лишенный гуманитарной составляющей, стал утрачивать свою классическую структуру. Эта диспропорция была ликвидирована в
1940 г. воссозданием историко-филологического факультета.
К июню 1941 г. университет включал шесть факультетов, 40 кафедр, четыре музея, фундаментальную библиотеку, три учебно-научные базы, издательство и типографию. В нем работали 32 профессора и 55 доцентов, обучалось свыше 2500 студентов на дневном и 1786 на заочном отделениях, велись важные научные исследования, проводились научные экспедиции и научные конференции, регулярно издавались «ТрудыВГУ». Для деятельности кафедральных коллективов и профессорско-преподавательского состава в предвоенные годы характерно стремление соединить свои научные интересы с потребностями развития народного хозяйства региона и страны. Нельзя не отметить работы профессоров: биологов Н.А. Успенского, К.К. Сент-Илера, И.И. Барабаш-Никифорова; географов С.И. Костина и К.Н. Миротворцева; почвоведа П.Г. Адерихина; геологов Н.Н. Боголюбова и А.А. Дубянского; математиков А. К. Сушкевича и М.М. Гринблюма; физиков А.П. Поспелова, Г.М. Баженова, М.А. Левитс-кой; химиков А.В. Думанского, А.П. Палкина, А.Д. Богоявленского.
Жизнеспособность университета проверила Великая Отечественная война. В первые же дни на фронт ушли почти все студенты, более 60 преподавателей. Осенью
1941 г. состоялся
досрочный выпуск 235 специалистов. В июле 1942 г. началась эвакуация университета вЕлабугу (Татария). Здесь функционировали все факультеты, велись научные исследования. Устанавливались контакты с рядом подразделений Ленинградского университета и Ленинградского отделения Академии наук. 25 января 1943 г. Воронеж был освобожден от фашистских захватчиков, и уже в августе началась реэвакуация университета. Это был трудный процесс, т.к. полному разрушению подверглись учебные корпуса и общежития, разграблены книги и оборудование. Основная часть факультетов временно разместилась в Липецке, а студенты химического и 1-го курса биологического факультетов приступили к занятиям в полуразрушенных зданиях. Полностью университет возобновил свою работу в Воронеже в сентябре 1944 г. В тяжелых бытовых условиях шел учебный процесс, проводились научные исследования. И все это сочеталось с напряженным трудом по восстановлению города.
Период с 1945 по 1958 гг. - «восстановительный» - одновременно стали качественно новым этапом в развитии ВГУ. Открылись новые кафедры, сложилась воронежская школа математиков. Учебную, научную и нравственную атмосферу в университете определяли такие ученые, как Б.М. Козо-Полянский, Н.И. Якушкин, И.Н. Журавлев, Ф.Н. Мильков, С.Г. Вишняков, А.Я. Шаталов, М.А. Левитская, М.А. Красносельский, С.Г. Крейн, В.И. Соболев, И.Н. Бороздин, П.Г. Богатырев, В.Н. Замятин, С.И. Иванов, Б.М. Бернадинер, Е.В. Чистяков, В.А. Дунаевский, А.Б. Ботников.
1960-70-е гг. в жизни ВГУ отмечены созданием новых факультетов, кафедр, научных подразделений, стремлением включить в учебный процесс новые методы и формы обучения. Вузовские ученые трудились над исследованиями, включенными в общесоюзные, республиканские и академические программы.
В историю университета вписаны имена таких ярких ученых, как Я.А. Угай, М. С. Точилин, Н.М. Камышев, А.И. Лакомкин, К.В. Скуфьин, Ф.Н. Мильков, В.П. Заго-ровский, П.М. Гапонов, Л.Б. Генкин, В.И. Соболев, Ю.Г. Борисович, Е.М. Семенов, А.И. Перов, П.Г. Адерихин, Г.Е. Ведель, В.А. Лисицкий, В.И. Собинникова, И.П. Распопов, А.И. Абрамов, С.Г. Лазутин, Г.В. Колосов, А.В. Лосев, В.С. Рахманин, Л.Д. Кокорев, В.С. Основин, Г.Ф. Горский.
Среди выпускников ВГУ - Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России, академики, министры, деятели науки и культуры. Сегодня наши выпускники работают в 90 странах мира.
Воронеж — город университетский, город студенческий. Редкая региональная столица России может соперничать с ним в этом отношении. Так же, как и не всякий российский университет может потягаться с Воронежским государственным университетом. Как сегодня развивается один из наиболее титулованных вузов страны? Этот вопрос мы задали ректору, доктору филологических наук, председателю Совета ректоров вузов Воронежской области Владимиру Тихоновичу Титову.
- Владимир Тихонович, ВГУ входит в элиту российских вузов. В чем это выражается?
- У нашего университета сложившийся авторитет, который мы стремимся постоянно поддерживать. Но есть и, так сказать, объективные критерии: рейтинг вузов, который готовит Федеральное агентство по образованию, результаты исследований независимых экспертов, в том числе зарубежных. Так, по министерскому рейтингу мы входим в первую десятку классических университетов страны. В следующей за нами рейтинговой группе идут такие известные университеты, как Новосибирский, Саратовский, Нижегородский,
Кубанский — вузы с высоким потенциалом. Победить в соревновании с ними, считаю, для нас весьма почетно.
Важным критерием оценки вуза выступает мониторинг качества образования по показателю удовлетворенности студентов учебой. Он показывает, что 9 из 10 наших студентов положительно оценивают качество нашей работы.
Далее, по результатам исследования, проведенного фондом В. Потанина, ВГУ оказался среди первых, сразу после Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. По рейтингу, подготовленному общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», университет вошел в высшую рейтинговую группу ( а-лигу).
Признание — это хорошо, но главным для себя мы считаем реализацию «стратегии развития » на всех направлениях работы. Вот только некоторые факты. В 2006-2007 учебном году научного и учебного оборудования приобретено на сумму более 80 млн. рублей; число компьютеров доведено почти до 2,5 тысяч единиц; завершается строительство нового учебно-научного корпуса геологического факультета; закончены проектные работы зимнего корпуса на базе отдыха «Веневитиново ». Таким образом, можно уверенно говорить о том, что намеченный план развития университета выполняется.
- За счет чего Вам удается на протяжении многих лет удерживать лидирующие позиции?
- Университет постоянно создает новые конкурентные преимущества и поддерживает старые. Важный момент - качество профессорско-преподавательского состава; его можно выразить количеством профессоров, докторов наук среди общего числа преподавателей. Эти параметры учитываются и применительно к контингенту студентов. Мы активно работаем надоткрытием новых образовательныхпрограмм, востребованных на рынке труда, реализуем программы двойного диплома с ведущими зарубежными вузами, серьезно внедряем ком-петентностный подход кучебному процессу. Принимаются в расчет и число обучающихся у нас студентов из зарубежных стран, и объем научных исследований, и издательская деятельность. Немаловажный фактор -уровень социальной работы (обеспеченность студентов общежитиями, наличие баз отдыха, система вознаграждения персонала и пр.). К элементам устойчивости вуза в условиях жесткой конкурентной среды относятся воспитательная работа (морально-психологический климат, университетская корпоративная культура, здоровый образ жизни), международные связи и признание университета в странах Европы и Америки. Статус вуза-лидера складывается с учетом всех этих показателей.
- Владимир Тихонович, с Вашей точки зрения, повлияло ли введение ЕГЭ в практику российского образования на качество подготовки абитуриентов?
- Опыт университета показывает, что
студенты, поступившие путем сдачи ЕГЭ, учатся не хуже, чем их предшественники, сдававшие вступительные испытания непосредственно в вузах. В то же время ЕГЭ, безусловно, надо совершенствовать и ни в коем случае не отказываться от практики поиска талантливой молодежи через олимпиады и конкурсы. Наш университет, например, в 2007 г. принял на первый курс 154 победителя олимпиад по математике, физике, обществоведению, русскому языку и литературе, иностранным языкам и другим дисциплинам.
- Как Вы оцениваете национальный проект «Образование »?
- Значимость нацпроекта прежде всего в том, что образование поставлено государством в ряд самых приоритетных вопросов, от решения которых зависит будущее экономики страны, ее безопасность и развитие культуры.
- Какие эпизоды из истории вуза Вы считаете особенно яркими?
- Каждый день из жизни университета наполнен различными событиями, и сложно выделить из них одно или несколько. Поэтому скажу лишь о событиях последнего времени.
Совсем недавно в ВГУ состоялись очень интересные научные и научно-практические конференции по математике, физике, экономике, а 19 сентября прошла конференция историков, посвященная Святителю Митрофану. В ней принял участие Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. 21 сентября за «круглым столом» заседали ученые вузов России и Украины, обсуждая актуальные проблемы общественного развития двух государств.
Могу точно сказать, какое событие будет самым грандиозным в наступающем 2008 г. Мы будем отмечать 90-летие нашего университета. Подготовку к нему ведем так, чтобы это стало праздником не только для нас, но и для всего Воронежа и области.
- Известно, что в ВГУ большое внимание уделяется научным разработкам в области нанотехнологий. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы их внедрения?
- Воронежский университет является хорошо известной в отечественной и мировой научной среде организацией с высокопрофессиональным кадровым составом, современной материально-технической базой и давними традициями. Работы наших ученых публикуются в самых престижных научных изданиях, побеждают на различных выставках, оформляются в виде открытий и патентов. Вы правильно подметили, что значительная часть исследований проводится в области нанотехнологий, причем эти исследования начались задолго до принятия официального курса на их развитие. И это неудивительно. Университет является классическим вузом, в котором традиционно сильны фундаментальные исследования. Это, между прочим, позволяет абстрагироваться от сиюминутных потребностей и возможностей промышленности и заглядывать в будущее. Так и с нанотехнологиями. Здоровое любопытство уже давно заставило наших ученых обратить внимание на наноструктуры, а зачастую и на более низкие уровни организации материи. И мы по праву этим гордимся. В ВГУ существует большое количество наработок, которые способны принципиально изменить качество нашей жизни. Однако наряду с успехами в сфере разработок инновационных технологий существует серьезная проблема их практического применения. Одним из путей ее решения может служить создание венчурных фондов на основе частно-государственного партнерства. Это позволит вкладывать деньги в высокорисковые проекты. В случае успеха выигрыш многократно превысит первоначальные вложения. Такие фонды могут поддерживать внедрение результатов научных исследований на самых разных этапах: от идей до реально функционирующих производств. При этом привлечение частного бизнеса усиливает ответственность ученых за свои разработки, создает здоровую конкуренцию на рынке интеллектуальных продуктов.
- Какие инновационные направления развиваются в университете в настоящее время?
- Когда мы говорим об инновациях, порой забываем, что они всегда были свойственны человеку. Он не может жить без постоянного созидания чего-то нового. Это естественная среда его обитания. Для университета весьма важно вовремя заметить позитивные ростки и помочь в их дальнейшем развитии, в оценке их эффективности. Для успешного продвижения по циклу «фундаментальные исследования - прикладные разработки - опытный образец - венчурное предприятие - прибыльное производство» мы активно работаем над созданием технопарка и бизнес-инкубатора. Кроме того, нужно говорить об инновациях как в области учебной и научной деятельности, так и в сфере социальной, воспитательной работы. Хотел бы обратить внимание на то, что подписанный Федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования - это образовательная инновация в масштабах всей страны. Отмечу, что наш университет давно движется по этому пути. Некоторые факультеты работают по двухуровневой системе («четыре года плюс два») уже 14 лет. Требования Болонской декларации (уровневое обучение, мобильность преподавателей и студентов, автономность университета, балльно-рейтинговая система оценки качества, зачетные единицы и пр.) нам хорошо знакомы, и унас уже имеется опыт интеграции в европейскую систему образования. Переход на двухуровневую систему высшего образования - задача весьма сложная, требующая радикальной перестройки всей университетской жизни. Речь идет о тематическом содержании учебных программ, профи-лизации направлений подготовки, о методике преподавания, внедрении компетентност-ного подхода в учебный процесс, о новых подходах к оценке качества образования. В марте 2006 г. ВГУ успешно прошел оценку и регистрацию на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000. Сертификат выдан органом по сертификации NQA Global Assurance Limited (Великобритания).
- Ваш вуз активно сотрудничает с бизнес-структурами разного уровня. Как развивается это взаимодействие сегодня? Какие его результаты Вы могли бы особо отметить?
- Действительно, в последнее время университет уделяет большое внимание укреплению связей с бизнес-структурами, стремясь сделать наше сотрудничество взаимополезным. Мы заключили соглашение о стратегическом партнерстве с воронежским отделением Российского союза промышленников и предпринимателей. Со стороны университета оно выражается в целевой подготовке студентов по заказам работодателей, зарубежных стажировках, проведении НИОКР и осуществлении прикладных разработок по заказам предприятий, в повышении квалификации специалистов, научном консультировании, экспертизе, консалтинге, аудите.
Со стороны бизнес-сообщества предусматривается целевой заказ специалистов, финансовая и техническая поддержка, организация производственных практик, участие в аттестации выпускников, мониторинг рынка труда, продвижение инновационных разработок ученых университета. В качестве примера успешности такого сотрудничества можно привести работув рамках договора между ВГУ и ООО «Сименс Бизнес Сервис» (SBS). В соответствии с ним в университете открыт образовательный центр, в котором наряду с преподавателями университета работают и ведущие специалисты SBS. Студентам, обучающимся по целевым программам, компания «Сименс» выплачивает дополнительные стипендии.
Благотворительные проекты мы реализуем по двум направлениям. Во-первых, поступающие средства аккумулируются в некоммерческом партнерстве «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу», деятельность которого постоянно контролируется бизнес-сообществом; они являются целевыми и предназначены для реализации конкретных образовательных и научных проектов универ-
ситета. Вторым направлением является активная работа над созданием своего эндау-мент-фонда.
29 ноября 2007 г. Воронежский государственный университет подписал с ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат » соглашение о стратегическом партнерстве. Репутация ВГУ как вуза-лидера убедила металлургов в целесообразности стратегического партнерства с нами в области образования, научно-исследовательской и консалтинговой деятельности. Показательно, что соглашение было подписано Президентом ОАО «НЛМК» Лапшиным А.А.
- Образовательные структуры сегодня ведут поиск собственных источников дохода, не полагаясь полностью на госфинансирование. Можно ли говорить о том, что ВГУ— самостоятельно хозяйствующий бизнес-субъект?
- При всем том, что государственное финансирование высшей школы за последние годы значительно выросло, оно, конечно, не покрывает потребности вузов. Поэтому в бюджет университета органично входят средства, которые мы зарабатываем сами: платным обучением части студентов, оказанием платных образовательных услуг, получением научных грантов, выполнением исследовательских заказов и т.д. Доля собственных средств составляет 55% совокупного университетского бюджета, и она должна возрастать, без этого не будет дальнейшего развития университета.
- Сегодня очень популярно после окончания вуза защитить диссертацию, получить ученую степень. Что может предложить ВГУ в этом плане?
- У нас есть широкие возможности для послевузовского образования, в частности через аспирантуру и соискательство. Такая образовательная услуга охватывает 74 научные специальности естественно-научного и гуманитарного профилей. В университете действуют 22 диссертационных совета. Рост числа людей, желающих получить и получающих ученую степень, можно объяснить целым рядом причин, главная из которых — стремление к научному росту. Но это может быть и нацеленность на карьерный рост, и человеческое тщеславие. Впрочем, какими бы разными ни были мотивы, мы считаем своей главной задачей обеспечение высокого качества работ, представляемых к защите.
- В этом году ВГУ посетил принц Майкл Кентский. Он отметил, что «Западу есть чему у вас (у университета) поучиться ». Можете сказать, что так восхитило иностранного гостя?
- Визит принца Майкла Кентского стал заметным событием уходящего года. И дело не в высоком титуле гостя, а в реальной возможности укрепить и развить международные контакты с ведущими вузами и фондами Великобритании, к чему принц имеет прямое отношение. Гость ознакомился с университетом, его музеями, встречался со студентами. Думаю, произнесенные им слова являются знаком уважения к России в противовес тем, кто считает, что мы должны слепо следовать за Западом. Мы выступаем за сотруд-
ничество «на равных», и высокий гость нас в этом поддержал. Нам есть чему друг у друга учиться.
- Кстати, сотрудничает ли ВГУ с университетами других государств? В каких аспектах?
- Международное сотрудничество - одно из приоритетных направлений нашей работы. У нас имеются широкие международные контакты с вузами многих стран: США, Германии, Франции, Испании, Англии, Ирландии, Китая. Я уже не говорю о странах СНГ. Взаимовыгодное партнерство осуществляется на основе договоров и ведется по большому спектру направлений: образование, наука, обмен преподавателями и студентами, обмен научными изданиями.
- Какие преобразования могут коснуться вуза в ближайшее время?
- Вуз - это живой организм, который находится в постоянном движении и развитии. Как я уже говорил, у нас осуществляется стратегическое планирование деятельности университета, мониторинг конкурентной среды, внешних и внутренних условий функционирования. Промежуточные итоги реализации стратегического плана мы подводим на Ученом совете ВГУ. Иногда приходится вносить коррективы в стратегию и перечень приоритетных проектов. Так, например, в рамках учебной деятельности предусматривается открытие новых направлений подготовки, расширение магистратуры, международная аккредитация образовательных программ. Только в этом году у нас появились три новые образовательные программы. Они открыты, лицензированы, и на них уже осуществлен прием. Речь идет об «экологии», «бизнес-информатике», «прикладной математике». В плане расширения материально-технической базы мы в ближайшее время начинаем сооружение нового современного здания для экономического факультета как центра экономического образования всего Черноземья, а также собираемся строить технически, компьютерно и информационно оснащенную современную библиотеку, которая по своему библиотечному фонду и числу редких книг является одной из крупнейших в Восточной Европе.
- В завершение нашей беседы еще один вопрос. Владимир Тихонович, какие первоочередные задачи Вы ставите перед собой как ректор университета?
- К важнейшим стратегическим задачам я отношу укрепление научно-технического потенциала, развитие учебной деятельности - то есть предоставление студентам новых возможностей для образования, что невозможно и без укрепления материально-технической базы. Хотелось бы подчеркнуть еще один немаловажный для меня момент - гармоничное развитие всего коллектива. Люди должны чувствовать о себе заботу. Необходимо видеть нужды людей и помогать им в решении насущных, в том числе и житейских, проблем.