Научная статья на тему 'Направления взаимодействия стран Содружества Независимых государств в области экологической безопасности'

Направления взаимодействия стран Содружества Независимых государств в области экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1226
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический фактор / государственная политика / социально-экономическое развитие / охрана окружающей среды / экологическая безопасность / страны СНГ / гражданское общество / environmental factor / public policy / socio-economic development / environmental protection / environmental safety / CIS countries / civil society

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алиев А. А.

В статье определены роль экологического фактора в развитии экономик стран СНГ,значение государственной политики в сфере рационального природопользования, а также составляющиестратегии усиления экологической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF COOPERATION BETWEEN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY

In the paper is defined the role of environmental factors in the development of the economies of the CIS countries, the importance of public policy in the field of environmental management, as well as the components of the strategy to strengthening the environmental safety of the state.

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия стран Содружества Независимых государств в области экологической безопасности»

№ 2(27), 2013 г.

Секция III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

АЛИЕВ А. А.

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE DIRECTIONS OF COOPERATION BETWEEN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL

SAFETY

Аннотация: В статье определены роль экологического фактора в развитии экономик стран СНГ, значение государственной политики в сфере рационального природопользования, а также составляющие стратегии усиления экологической безопасности государства.

Ключевые слова: экологический фактор, государственная политика, социально-экономическое развитие, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, страны СНГ, гражданское общество.

Annotation: In the paper is defined the role of environmental factors in the development of the economies of the CIS countries, the importance of public policy in the field of environmental management, as well as the components of the strategy to strengthening the environmental safety of the state.

Keywords: environmental factor, public policy, socio-economic development, environmental protection, environmental safety, CIS countries, civil society.

В современном мире экологическая безопасность становится все более значимым фактором развития, влияющим на все сферы политического и экономического благополучия государств. Мир изменяется все более быстрыми темпами, расширение и углубление процессов взаимодействия человеческого общества и природы приводит к нарушению экологического равновесия, обострению природнообщественных противоречий, появлению социально-экологических проблем. В связи с этим комплексное экономическое развитие регионов требует оптимального сочетания ускоренного роста производительных сил с гармоничным развитием природной среды.

В каждом государстве изучение и решение проблем рационального природопользования имеет свою специфику, которая связана с преобладанием того или иного вида ресурсов, их использованием, уровнем экономического, технологического развития. Недооценка вопросов сохранения экологического равновесия при размещении предприятий может приводить в последующем к резкому возрастанию расходов на экоохранные мероприятия. Все это должно учитываться при определении путей рационализации ресурсопотребления [1].

Современная парадигма развития государств, заключающаяся в сочетании экологической и экономической политики, и сегодня приобретает наибольшую актуальность и значимость. Это связано с тем, что экологическая политика, охватывающая систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление, все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран мировой экономики [2].

Охрана природы и обеспечение экологической безопасности не ограничиваются пределами отдельного государства. Мероприятия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, проводимые отдельными государствами, должны рассматриваться в качестве составных частей мировой охраны окружающей среды и международной экологической безопасности. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является разнообразным по формам и направлениям - соглашения о сотрудничестве международных организаций, взаимное представительство государств в руководящих органах и на международных конференциях, заключение международных договоров по вопросам окружающей среды.

Вопросы сотрудничества в экологической сфере в рамках Содружества Независимых Государств были обозначены в начальный период его становления. В феврале 1992 года в г. Москве в повестке заседания Совета глав правительств первым был вопрос рассмотрения и принятия главами правительств Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В статье 1 Соглашения зафиксировано, что «высокие договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят

101

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды (охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции) с учетом ранее заключенных Союзом ССР международных соглашений». К данному Соглашению есть приложение с Перечнем 56 международных соглашений, заключенных Союзом ССР, об экологии и охране окружающей среды. В рамках данного Соглашения руководители правительств согласились также создать Межгосударственный экологический совет [3].

Экология неотрывно связана с уровнем развития экономики с учетом ресурсных возможностей каждого государства-участника СНГ. При этом важным является необходимость достижения устойчивого баланса между сохранением окружающей среды и экономическим развитием.

В 1992 году Соглашением о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды создан Межгосударственный экологический совет (МЭС). Членами совета являются руководители природоохранительных министерств и ведомств государств-участников СНГ, кроме Украины. Совет сотрудничает с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), постоянной комиссией МПА и другими структурами СНГ на основе заключенных с ними соглашений.

Основными задачами МЭС являются: работа по гармонизации природоохранного законодательства и совершенствованию природопользования при активном вмешательстве человека в природную среду; подготовка рекомендаций по гармонизации природоохранного законодательства, научно обоснованных норм вовлечения природных ресурсов, экологических норм и стандартов; содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды; организация разработки и содействие осуществлению межгосударственных программ и проектов в области природопользования и экологической безопасности; содействие созданию и функционированию межгосударственной информационной системы и системы экологического мониторинга; подготовка и ведение Красной книги государств-участников СНГ [3].

Перспективными направлениями в деятельности МЭС является консолидация усилий государств-участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ, уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека, решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств-участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.

В целях содействия формированию международной системы экологической безопасности ежегодно с 2008 года в Санкт-Петербурге проводится Невский международный экологический конгресс, который является уникальной площадкой для укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности и гармонизации экологического законодательства государств-участников СНГ и стран-членов Совета Европы; развития диалога и обмена опытом между представителями органов государственной власти, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, общественных организаций по вопросам повышения экологической эффективности экономик государств-участников СНГ; совершенствования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды с использованием механизмов правового регулирования внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных и малоотходных технологий, глубокой переработки сырья и отходов; повышения роли экологического воспитания и образования населения, продвижения идей здорового образа жизни [4]. На шестом Невском международном экологическом конгрессе в 2013 г. обсуждались проблемы становления экологической культуры на основе норм нравственного отношения к природе, экологической ответственности, осознанной экологически ориентированной деятельности. Достижение этой цели невозможно без использования экологического подхода к организации экономики и других сфер жизнедеятельности общества, без формирования экологической морали, без широкого разъяснения гибельных последствий загрязнения среды обитания.

Стоит отметить, что базовой организацией государств-участников СНГ по экологическому образованию является Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова (Минск, Беларусь). Цель его деятельности - способствовать формированию специалиста, который чувствует ответственность за состояние окружающей среды и развивается на основе глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий.

Текущий 2013 год объявлен в СНГ Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Этот приоритет был объявлен по инициативе Республики Беларусь, председательствующей в СНГ в 2013 г., и закреплен в Решении, подписанном главами государств в декабре 2012 года. Документ содержит поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ, а также

102

№ 2(27), 2013 г.

Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств обеспечить проведение в течение года мероприятий, посвященных экологической проблематике.

Таким образом, сегодня вопросы экологии и защиты окружающей среды выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов мирового сообщества. Сохранение среды обитания является неотъемлемым условием устойчивого развития общества и улучшения качества жизни людей. Природа не имеет границ, поэтому проблема охраны окружающей среды стоит как перед каждым государством в отдельности, так и перед всем мировым сообществом в целом. Это подтверждает тот факт, что экологическая безопасность не может обеспечиваться в рамках одного государства. Она должна обеспечиваться на всех уровнях международных отношений.

1. Трофимов А. М., Рубцов В. А. и др. Позиционирование и конкурентоспособность регионов в процессе социально-экономического развития // Научный периодический журнал «Географический Вестник». [Электронный ресурс] / http://www.geo-vestnik.psu.ru.

2. Мантаева Э. И., Слободчикова И. В. Направления региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4.

3. Забота об экологии начинается с каждого конкретного человека» (анализ состояния экологической сферы в странах СНГ) // Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс] / http://www.cis.minsk.by/index.php.

4. Официальный сайт Невского международного экологического конгресса. [Электронный ресурс] / http ://www.ecocongress.info/#congress.

БАДМАЕВА Б. С.

РОЛЬ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

THE ROLE OF THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN FORMATION OF INNOVATIVE

ECONOMY

Аннотация: В статье доказывается необходимость формирования государственно-частного партнерства в условиях становления инновационной экономики в России. Определяется роль института государственно-частного партнерства в инновационном развитии региона.

Ключевые слова: государство, наука, бизнес, государственно-частное партнерство, инновационное развитие.

Annotation: The paper proves the need for a public-private partnership in conditions of formation an innovation economy in Russia. Defines the role of the institute of public-private partnership in the innovative development of the region.

Keywords: government, science, business, public-private partnerships, innovative development.

На современном этапе развития условием нормального функционирования рыночной экономики является взаимодействие науки, бизнеса и государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником приращения общественного богатства. В последние десятилетия в экономике ряда развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти. Во всем разнообразии сотрудничества государства и частного сектора партнерство занимает особое место. Модели и структура государственно-частного партнерства разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.