ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ББК 67.911.20
М. В. Павлова Астраханский государственный технический университет
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ
Впервые основные принципы международного права в сфере обеспечения экологической безопасности были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН 1972 г. по проблемам окружающей среды.
Принцип первый (основной): государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. На них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, лежащих за пределами национальной юрисдикции.
Принцип второй: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.
Принцип третий: невозобновляемые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.
Формулирование принципов международного права в сфере обеспечения экологической безопасности продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 г. В ней определялся ряд принципов [1]:
1) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;
2) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения;
3) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рецик-лируются;
4) невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем;
5) должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов;
6) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;
7) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием благосостояния проживающего в этом районе населения.
Антропогенный фактор всегда имел двоякое значение: нельзя недооценивать нынешнюю роль человека в окружающей среде, но и вред, наносимый им природе, ни в коей мере нельзя упускать из виду. В связи с научно-технической революцией риск причинения ущерба природе возрос, т. к. интенсифицировались методы воздействия на природные объекты, что в некоторой
мере обусловило менее тщательный подход к сохранению их ценных свойств. Восстановление таких районов - задача как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом.
На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мировое сообщество одобрило резолюцию 45/212 «Сохранение глобального климата для нынешнего и будущих поколений» [2], в которой рассматривалась разработка рамочной Конвенции об изменении климата. Было отмечено, что в своей деятельности по достижению цели Конвенции стороны руководствуются следующими принципами:
1. Сторонам следует защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущего поколений в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями. Соответственно, сторонам, являющимся развитыми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменениями климата и его отрицательными последствиями.
Специалистами международного права данная Конвенция именуется «прорыв на климатическом фронте», т. к. она ведет к практическому решению проблемы парникового эффекта силами всего мирового сообщества. Эта Конвенция подписана практически всеми государствами - членами ООН, которые именуются в ней Сторонами.
2. Необходимо в полной мере учесть конкретные потребности и особые обстоятельства сторон, являющихся развивающимися странами, особенно тех, которые особо уязвимы по отношению к отрицательным последствиям изменения климата. Этот принцип как нельзя лучше показывает дифференцированность в подходе к участию в данной Конвенции стран с различным состоянием экономики, индустрии и географическим расположением (близость или удаленность от экватора, полюсов, наличие определенных водных бассейнов и т. д.)
3. Сторонам следует принимать предупредительные меры с целью прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Нелишне здесь было бы заметить, что принятие эффективных предупредительных мер в государствах с неразвитой экономикой возможно лишь при активном содействии развитых стран. Первый принцип данной Конвенции указывает на необходимость такого рода взаимодействия.
4. Стороны имеют право на устойчивое развитие и должны ему содействовать. Политика и меры в области защиты климатической системы от антропогенных изменений должны соответствовать условиям каждой стороны и быть интегрированными с национальными программами развития.
5. Сторонам следует сотрудничать в целях содействия установлению благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приводила бы к устойчивому росту и развитию всех сторон, особенно сторон, которые являются развивающимися странами, позволяя им таким образом лучше реагировать на проблемы изменения климата. Меры, принятые в целях борьбы с изменением климата, включая односторонние меры, не должны служить средством произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли.
Данный принцип равно связан как с экономическими, так и с экологическими проблемами. Если следовать ему, то возможно ожидать как оздоровления климата, так и оздоровления экономики в развивающихся странах, а последняя часть этого принципа говорит о гарантиях в такого рода сотрудничестве.
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата была подписана в период работы конференции, состоявшейся в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г. Там же была принята Декларация по окружающей среде и развитию, которая подтверждает Декларацию Стокгольмской конференции, развивает ее положения и преследует цель установления нового, справедливого, глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех народов и защиту целостности глобальной системы окружающей среды [3].
В данной Декларации принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды изложены в их новейшем понимании. Эта Декларация развивает Стокгольмскую Декларацию.
Задача обеспечения экологической безопасности на современном этапе приобрела трансконтинентальный уровень решения, что, естественно, предполагает не только расширение международного сотрудничества в области, например, создания технологических процессов, образцов новой техники и материалов, обеспечивающих надлежащие требования по экологической чистоте, но и разработку признаваемых международным сообществом правовых механизмов национальной политики в области защиты природы, общества и человека от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. Государства являются субъектами международного права, а соответственно, участниками правоотношений в его специальной отрасли - международном праве окружающей среды. Основанием для возникновения этих правоотношений являются международные договоры. Источниками данной отрасли международного права можно считать те же самые договоры, за исключением документов, содержащих организационные начала деятельности организаций, являющихся базовыми для международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В рамках таких организаций, членами которых являются государства, происходит проведение совещаний, конференций и симпозиумов по важнейшим проблемам экологии. Решениям, вынесенным на них, в некоторых случаях придается сила нормативных актов, и их юрисдикция распространяется на государства, подписавшие и ратифицировавшие данные документы. Кроме того, разного рода общественные организации, которые сотрудничают в области экологии, могут объединяться в различные консорциумы и другие объединения на международном уровне. Их цель - решение разного рода задач по разработке экологических программ, проявление инициативы в создании соглашений на основании этих программ и т. д. Помимо такого рода организаций, объединяющих территориальные образования, существуют организации, созданные в определенной стране и приобретшие статус международных.
Источниками международного права в сфере обеспечения экологической безопасности являются международные договоры, соглашения, конвенции, а также решения конференций, совещаний, хартии и заявления, носящие рекомендательный характер.
8 февраля 1992 г. в Москве было заключено межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды [4]. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств - участников соглашения о взаимодействии в области экологии подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС), который должен будет побуждать правительства СНГ от слов об экологии перейти к конкретным делам. Документ о создании указанного Совета подписали государства - участники СНГ. Представитель Украины присутствовал в качестве наблюдателя. Этот Совет учрежден для согласования природоохранной деятельности государств - участников совещания и состоит из руководителей природоохранных ведомств стран, подписавших договор. Совет будет проводить свои совещания не реже 2 раз в год поочередно в каждой стране.
В качестве рабочего органа Совета создан Секретариат Совета, действующий на постоянной основе. Деятельность Секретариата финансируется Межгосударственным экологическим фондом, созданным в Минске за счет долевых взносов членов МЭС.
Утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра, озера Балхаш, Черное, Азовское, Каспийское моря, Приаралье. 29 декабря 1992 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств принят Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Это первый закон, который направлен на решение глобальной экологической проблемы, стоящей перед названными государствами Содружества.
В прикаспийских странах также идет процесс формирования международного экологического права.
В Азербайджанской Республике международное сотрудничество осуществляется в соответствии с Конституцией, предусматривающей верховенство международного права, а также принципов и требований, установленных в законе «Об охране окружающей среды». В частности, при осуществлении международного сотрудничества Азербайджан обязуется стремиться к всеобщей экологической безопасности, активно участвовать в решении региональных и глобальных экологических проблем, не нарушать суверенных прав других государств на их при-
родные ресурсы, участвовать в международном информационном обмене, сотрудничать в ликвидации отрицательных последствий экологических катастроф, расширять научные и технические связи с области экологии и природопользования.
Провозглашенные принципы демонстрируют добрую волю и заинтересованность страны в развитии международного экологического сотрудничества в целом, включая Каспий.
На практике конституционное понятие «соглашение» трактуется довольно широко
и, в частности, включает в себя соглашения, носящие гражданско-правовой характер. Речь идет о соглашениях, заключаемых Государственной нефтяной компанией Азербайджана с международными нефтяными организациями, в которых предусмотрены условия и другие требования к освоению нефтяных месторождений. Встает вопрос о том, насколько оправдан такой подход и следует ли распространять принцип верховенства на хозяйственные соглашения, заключаемые в рамках международного частного права. Тем не менее, таков выбор государства.
Исламская Республика Иран участвует в международном сотрудничестве на основе Конституции. Предусматривается, что все международные соглашения подлежат утверждению Милли меджлисом. Департамент охраны окружающей среды отвечает за развитие международного сотрудничества по экологическим вопросам. В отношении Каспия Иран открыт для сотрудничества. В настоящее время страна признает в качестве основы для определения правового режима Каспийского моря два соглашения: с РСФСР в 1921 г. и с СССР в 1940 г.
Международная экологическая политика государства выражена в нескольких декларациях президента Ирана. В частности, в выступлении на ежегодной сессии ЮНЕСКО в Париже президент указал на высокий приоритет охраны окружающей среды как для страны, так и для международного сообщества. В других речах и выступлениях особое внимание уделяется необходимости поиска правовых инструментов и других мер по обеспечению устойчивого развития и преодоления чисто потребительского отношения к природе. Подчеркивается, что международное сообщество должно развивать эффективное сотрудничество и предпринимать совместные усилия по достижению устойчивого развития в глобальных масштабах.
В Республике Казахстан основы правового регулирования международного сотрудничества провозглашены в Конституции, в соответствии с которой международные договоры обладают верховенством. Виды договоров, порядок их ратификации и присоединения и другие процессуальные требования установлены Указом Президента, имеющим силу закона от 12 декабря 1995 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан».
Как и в других прикаспийских странах СНГ, Конституция Российской Федерации устанавливает приоритет норм международного права. Кроме того, порядок осуществления международного сотрудничества, в общем, регулируется рядом законов, включая Закон «Об участии в международном информационном обмене».
Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды предусмотрены в Указах Президента « «О государственной стратегии российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996). В частности, предусматривается, что Россия осуществляет деятельность по решению межгосударственных экологических проблем Каспийского региона, а также проблем сохранения биоразнообразия, охране лесов, борьбе с опустыниванием и др.
В Конституции Туркменистана провозглашено верховенство международных договоров. Специального законодательства по обеспечению экологической безопасности не принято.
В настоящее время проблема обеспечения экологической безопасности в мире признана глобальной, поэтому потребность в организации международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности переоценить трудно.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Экологическое право / Под ред. Б. Н. Ерофеева. - М.: МНЭПУ, 2004. - 394 с.
2. Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. - М.: Наука, 2000. - 560 с.
3. Мышко Ф. Г. Экологическая безопасность. - М.: Наука, 2003. - 125 с.
4. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России - М.: ТЭО «Кор-кис», 2003. - С. 202-203.
Получено 21.12.2006
THE INTERNATIONAL COOPERATION OF NEAR-CASPIAN STATES IN THE PROTECTION SPHERE OF THE ECOLOGICAL SAFETY IN THE REGION
M. V. Pavlova
For the first time the main principles of the international law in the protection sphere of the ecological safety were formulated in the Declaration of the Stockholm conference of the United Nations Organization on the problems of the environment surrounding in 1972. Then their formulation was continued by the World charter of the nature on October 28th, 1988. In the countries of the Caspian region basis of the legal regulation of the international cooperation are proclaimed in their constitutions according to which international agreements are more important. Nowadays the problem of protection of ecological safety in the world is recognized globally, therefore there is a great need to organize international-legal cooperation in this field.