Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ / TOURISM / TOURIST FLOW / FOOTBALL WORLD CUP / INFRASTRUCTURE / URBAN ENVIRONMENT / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / CATERING COMPANIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Кицис Вячеслав Михайлович, Чегина Ольга Евгеньевна

Такое крупнейшее спортивное мероприятие, как Чемпионат мира по футболу, что подтверждает опыт других стран, оказывает существенное влияние на развитие туризма в стране, регионах и городах, проводивших матчи. Цель данного исследования - изучение направлений влияния мероприятий в процессе подготовки и проведения матчей ЧМ-2018 по футболу в Саранске на развитие туризма в регионе. Задачи исследования: на основе исследования выявить направления, способствовавшие увеличению туристского потока в республику, и определить мероприятия, направленные на рост въездного потока туристов и продвижение региона как туристской дестинации на целевых рынках. При проведении исследования авторы опирались на работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проведению крупных спортивных мегасобытий, их влиянию на развитие туризма. В связи с этим в статье рассмотрены направления, по которым стало возможным увеличение туристского потока в Саранск, а также предложен комплекс мероприятий, направленных на продвижение региона как туристской дестинации на целевых рынках. На основе полученных результатов исследования авторами сделан вывод о том, что благодаря матчам Чемпионата по футболу повысились как позитивный имидж Саранска и Мордовии, так и уровень информированности о городе и республике среди жителей России и стран мира. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов власти региона и туристских организаций республики в целях дальнейшего продвижения данных туристских дестинаций и увеличения туристского потока. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение оптимальных сценариев развития туристской деятельности в Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Кицис Вячеслав Михайлович, Чегина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF 2018 FIFA WORLD CUP INFLUENCE ON THE TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Such a major sporting event as the world Cup, which confirms the experience of other countries, has a significant impact on the tourism development in the country, regions and cities that hosted the matches. The purpose of the article is to study the impact of events during the preparation and holding of matches of the 2018 World Cup in Saransk on the tourism development in the region. The article is focused on identifying the areas that contributed to the increase in tourist flow to the Republic, and measures aimed at increasing the incoming flow of tourists and promoting the region as a tourist destination in the target markets. When conducting the research, the authors relied on the work of domestic and foreign authors on the conduct of major sports mega-events, their impact on the development of tourism. In this regard, the article considers the directions that made it possible to increase the tourist flow to Saransk, and also offers a set of measures aimed at promoting the region as a tourist destination in the target markets. Based on the results of the study, the authors concluded that due to the matches of the football Championship, both the positive image of Saransk and Mordovia, and the level of awareness about the city and the Republic among the residents of Russia and other countries have increased. The results of the research can be used in the activities of regional authorities and tourist organizations of the Republic in order to further promote these tourist destinations and increase the tourist flow. Further research can be directed to the study of optimal scenarios for the development of tourist activities in Mordovia.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ»

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10309

ЖУЛИНА Марина Александровна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); кандидат географических наук, доцент; mzhulina@mail.ru

КИЦИС Вячеслав Михайлович

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); кандидат географических наук, доцент; vkitsis@mail.ru

ЧЕГИНА Ольга Евгеньевна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); аспирант, walkowa@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Такое крупнейшее спортивное мероприятие, как Чемпионат мира по футболу, что подтверждает опыт других стран, оказывает существенное влияние на развитие туризма в стране, регионах и городах, проводивших матчи. Цель данного исследования -изучение направлений влияния мероприятий в процессе подготовки и проведения матчей ЧМ-2018 по футболу в Саранске на развитие туризма в регионе. Задачи исследования: на основе исследования выявить направления, способствовавшие увеличению туристского потока в республику, и определить мероприятия, направленные на рост въездного потока туристов и продвижение региона как туристской дестинации на целевых рынках. При проведении исследования авторы опирались на работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проведению крупных спортивных мегасобы-тий, их влиянию на развитие туризма. В связи с этим в статье рассмотрены направления, по которым стало возможным увеличение туристского потока в Саранск, а также предложен комплекс мероприятий, направленных на продвижение региона как туристской дестинации на целевых рынках. На основе полученных результатов исследования авторами сделан вывод о том, что благодаря матчам Чемпионата по футболу повысились как позитивный имидж Саранска и Мордовии, так и уровень информированности о городе и республике среди жителей России и стран мира. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов власти региона и туристских организаций республики в целях дальнейшего продвижения данных туристских дестинаций и увеличения туристского потока. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение оптимальных сценариев развития туристской деятельности в Мордовии.

Ключевые слова: туризм, туристский поток, чемпионат мира по футболу, инфраструктура, городская среда, коллективные средства размещения, предприятия питания

Для цитирования: Жулина М.А., Кицис В.М., Чегина О.Е. Направления влияния Чемпионата мира по футболу 2018 года на развитие туризма в Республике Мордовия // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №3. С. 130-144. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10309.

Дата поступления в редакцию: 27 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 29 апреля 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10309

Marina A. ZHULINA

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Rep. of Mordovia, Russia);

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: mzhulina@mail.ru

Vyacheslav M. KITSIS

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Rep. of Mordovia, Russia);

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: vkitsis@mail.ru

Olga E. CHEGINA

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Rep. of Mordovia, Russia);

Postgraduate Student; e-mail: walkowa@mail.ru

AREAS OF 2018 FIFA WORLD CUP INFLUENCE ON THE TOURISM DEVELOPMENT

IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Abstract. Such a major sporting event as the world Cup, which confirms the experience of other countries, has a significant impact on the tourism development in the country, regions and cities that hosted the matches. The purpose of the article is to study the impact of events during the preparation and holding of matches of the 2018 World Cup in Saransk on the tourism development in the region. The article is focused on identifying the areas that contributed to the increase in tourist flow to the Republic, and measures aimed at increasing the incoming flow of tourists and promoting the region as a tourist destination in the target markets. When conducting the research, the authors relied on the work of domestic and foreign authors on the conduct of major sports mega-events, their impact on the development of tourism. In this regard, the article considers the directions that made it possible to increase the tourist flow to Saransk, and also offers a set of measures aimed at promoting the region as a tourist destination in the target markets. Based on the results of the study, the authors concluded that due to the matches of the football Championship, both the positive image of Saransk and Mordovia, and the level of awareness about the city and the Republic among the residents of Russia and other countries have increased. The results of the research can be used in the activities of regional authorities and tourist organizations of the Republic in order to further promote these tourist destinations and increase the tourist flow. Further research can be directed to the study of optimal scenarios for the development of tourist activities in Mordovia.

Keywords: tourism, tourist flow, football world Cup, infrastructure, urban environment, collective accommodation facilities, catering companies

Citation: Zhulina, M. A., Kitsis, V. M., & Chegina, O. E. (2020). Areas of 2018 FIFA World Cup influence on the tourism development in the Republic of Mordovia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(3), 130-144. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10309. (In Russ.).

Article History

Received 27 March 2020 Accepted 29 April 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение (Introduction). Еще на начальном этапе подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года (далее - ЧМ-2018) в России на государственном уровне была определена значительная роль туристской отрасли при организации мероприятия. Чемпионат мира по футболу является наиболее значимым событийным мероприятием в мире по числу прибывающих на него туристов и по охвату мирового населения посредством СМИ и других каналов распространения информации, опережая в этом даже Олимпийские игры.

Можно выделить две основные задачи развития туристской отрасли в контексте проведения чемпионата:

- достижение необходимой емкости туристского рынка в городах-организаторах и создание максимально комфортных условий пребывания для гостей чемпионата всех категорий;

- создание условий для опережающего развития туризма в режиме «наследия» чемпионата, в том числе посредством произведенного рекламного эффекта.

Следуя поставленным целям, в России был проведен широкий комплекс мероприятий, касающийся правового регулирования туристской деятельности, развития инфраструктуры и сервиса, информационной поддержки, ряд организационных мер. В частности, для участников и болельщиков установлен упрощенный режим въезда; в городах-организаторах чемпионата введена обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения, а также нормативно ограничена максимальная стоимость проживания в них; сформировано движение дополнительных, в том числе бесплатных поездов; регионами разработан комплекс туристских маршрутов, адаптированных под нужды болельщиков; усилен контроль за качеством услуг со стороны контрольно-надзорных органов; реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение

безопасности и др.

Проведенная работа способствовала увеличению туристского потока в стране. По оценкам Федерального агентства по туризму число туристов, посетивших чемпионат, составило 6,8 млн человек, из которых 3,4 млн - иностранные граждане1.

Теория (Theory). Влиянию крупнейших спортивных мегасобытий (Олимпиад, Чемпионатов мира по футболу и т. п.) на развитие туризма и сопряженных с ним отраслей как до проведения этих мероприятий, так и после них, посвящено немало работ в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем всю совокупность работ можно объединить в четыре большие группы:

1. Работы, связанные с экономической оценкой использования наследия мегасобытий. В работах В.И. Агеева и С.В. Алтухова [1], Д.Н. Бабенкова с соавторами [2], М.К. Гри-бань [4], И.Л. Димитрова и К.В. Фроловского [5], И.М. Драпкина с соавторами [6], Р.А. Сафронова [13], Д.А. Тельных [15], I. Wisniewska и J. Rogoza [21] подняты проблемы экономической эффективности и окупаемости вложений в гостиничный бизнес, ускорения экономического роста в принимающих странах, экономических последствий проведенных мероприятий и др. В частности, И. М. Драпкин с соавторами на основе эмпирической оценки показателей 50 стран, из которых 24 приняли у себя 48 спортивных мегасобытий в период 1970-2015 гг., показали, что для группы развитых стан не выявлена устойчивая взаимосвязь между проведением этих мероприятий и экономическим ростом, тогда как у группы стран с развивающейся (переходной) экономикой ускорение экономического роста наблюдается как до, так и после проведения спортивного мегасобытия.

2. Работы, посвященные вопросам эксплуатации спортивных объектов и инфраструктуры после проведения мегасобытий. Данные

Федеральное агентство по туризму: Официальный сайт. URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818.

вопросы нашли место в работах Е. В. Парады [11], Ш. М. Рамазанова [12], А. И. Тимохиной [16], R. Baumann и V. A. Matheson [17]. Например, А. И. Тимохина, проанализировав состояние стадионов в городах-организаторах ЧМ-2010 в ЮАР и ЧМ-2014 в Бразилии, приходит к выводу, что разработка концепции управления спортивными объектами еще до ввода их в эксплуатацию, которая обязана учитывать региональную специфику, позволит избежать повторения бразильских и южноафриканских печальных сценариев.

3. Публикации, характеризующие влияние крупнейших спортивных мероприятий на национальную идентичность, массовую культуру, имидж территории. К числу работ, рассматривающих эти вопросы, относятся статьи M. Müller [19], M. Roche [20], S. D. Wolfe [22]. M. Müller обращает внимание, что местные элиты оказывают сильное влияние на планы развития, фонды и законодательство в трех направлениях: 1) инфраструктурное, связанное с вытеснением инфраструктуры, которая обслуживает более широкие городские потребности, спортивными объектами; 2) финансовое, заключающееся в том, что тесный круг политических и деловых элит получает выгоду от государственного финансирования; 3) судебное, когда вводится исключительное законодательство, нарушающее права граждан.

4. Работы, в которых рассматриваются вопросы перспектив использования наследия в целях развития туристской деятельности в отдельных регионах России. Региональным проблемам использования наследия мегасобытий посвящены работы А. С. Васильева [3], О. И. Ирининой и К. А. Сухановой [9], Т. Е. Лебедевой [10], A. Lavrentyeva с соавторами [18]. В частности, Т. Е. Лебедева на основе проведенного контент-анализа выявила возможные варианты и сценарии использования стадиона, тренировочных площадок и других объектов в Нижнем Новгороде и сформулировала ряд предложений по привлечению туристского потока с использованием выделенных объектов. В то же время О. И. Иринина и К. А. Суханова

показали возможности развития событийного туризма во Владимирской области на примере проведения ЧМ по футболу 2018, несмотря на то, что в этом городе матчи чемпионата не проводились.

Данные и методы (Data and Methods).

Исследование проведено авторами средствами контент-анализа. Информационной базой послужил контент официальных сайтов Федерального агентства по туризму, Аналитического агентства «ТурСтат», материалы отчетов о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу в Саранске. Важную роль в подготовке и написании статьи сыграли труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные итогам крупных спортивных соревнований, использованию их наследия. Выводы и обобщения в статье сделаны на основе общенаучного анализа и синтеза данных, приведенных в научной литературе и открытых источниках.

Полученные результаты (Results). В целях подготовки и проведения мероприятия была сформирована Программа подготовки к проведению в Российской Федерации ЧМ-2018, в рамках которой реализованы основные инфраструктурные проекты, в том числе на территории Республики Мордовия:

- строительство стадиона «Мордовия Арена»;

- строительство гостиницы Four Points by Sheraton Saransk категории «пять звезд», гостиницы Mercure Saransk Center категории «четыре звезды», гостинично-жилого комплекса «Тавла» категорий «три звезды» и «четыре звезды», реконструкция гостиницы «Адмирал» категории «четыре звезды»;

- реконструкция трех тренировочных площадок: на стадионе «Старт», на спортивной базе футбольного клуба «Мордовия», в Спортивной школе олимпийского резерва по легкой атлетике;

- реконструкция аэропортового комплекса в Саранске;

- строительство автодороги до аэропорта и транспортной развязки;

- капитальный ремонт республиканских

клинических больниц № 3 и № 4;

- модернизация систем электро-, тепло-, водоснабжения, канализационных сетей и городских очистных сооружений в Саранске, в том числе в районе стадиона «Мордовия Арена», аэропорта и железнодорожного вокзала2.

С учетом особенностей развития города, обусловленных проведением ЧМ-2018, на территории Саранска формируется туристско-ре-креационный кластер [7].

Таблица 1 - Перечень стран с наибольшим числом проданных билетов на матчи

ЧМ-2018 в Саранске3_

№ Страна Кол-во болель- Доля болель-

п/п щиков щиков, %

1. Россия 53 742 37,5

2. Колумбия 13 880 9,7

3. Перу 13 668 9,5

4. США 6 702 4,7

5. Ира н 3 484 2,4

6. Япония 2 866 2,0

7. Мексика 2 702 1,9

8. Панама 1 648 1,2

9. Аргентина 1 576 1,1

10. Германия 1 549 1,1

11. Китай 1 489 1,0

12. Бразилия 1 190 0,8

13. Тунис 1 072 0,7

14. Дан ия 964 0,7

15. Канада 855 0,6

16. Нигерия 820 0,6

17. Испания 760 0,5

18. Англия 745 0,5

19. Нидерланды 739 0,5

20. Индия 728 0,5

21. Австралия 727 0,5

22. Франция 724 0,5

23. Пакистан 695 0,5

24. Швеция 586 0,4

25. Португалия 562 0,4

2О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу / Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 №518.

URL: https://base.garant.ru/70403652/

На стадионе «Мордовия Арена» проведено четыре матча чемпионата мира по футболу: Перу - Дания (16 июня), Колумбия - Япония (19 июня), Иран - Португалия (25 июня), Панама - Тунис (28 июня). По данным о продажах билетов матчи посетило более 160 тыс. человек, включая 106 тыс. (66%) иностранных граждан, 34 тыс. (21%) жителей других регионов России, 20 тыс. (13%) жителей Мордовии. Саранск посетили представители 44 стран мира. Лидерами по числу проданных билетов среди зарубежных стран стали Колумбия, Перу, США, Иран, Япония (табл. 1).

Из данных табл. 1 видно, что болельщиков из Дании и Португалии, чьи команды играли в Саранске, было намного меньше, чем из таких стран, как США (включая лиц другой национальности, но имеющих гражданство США), Мексика, Аргентина, Германия, Китай, Бразилия, чьи команды либо не играли в Саранске, либо вообще не попали на Чемпионат мира.

Объем въездного туристского потока в Мордовии в июне 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос в 17,7 раз, иностранного турпотока - в 235 раз. На Фестивале болельщиков FIFA в Саранске, проходившем в дни чемпионата на Советской площади, насчитано более 400 тыс. посещений, что превышает население городского округа Саранск (308 тыс. чел.).

Многократное увеличение въездного туристского потока в Саранске в период проведения чемпионата стало возможным за счет реализации комплекса мер по следующим направлениям:

1. Увеличение пропускной способности транспортной системы, повышение уровня обслуживания в данной сфере.

В рамках подготовки к чемпионату реконструирован аэропорт Саранска: усовершенствованы взлетно-посадочная полоса и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитическое агентство «ТурСтат»: Официальный сайт. URL: http://turstat.com/saransk2018fifaworldcup

Жулина М.А., Кицис В.М., Чегина O.E. r~\ZT\ZVDr\W\

Направления влияния Чемпионата мира по футболу 2018 года UAVUUI 11/1

на развитие туризма в Республике Мордовия , . „ /Л | / П DI I/1

/КУ1 H/AJ I

техническое оснащение аэропорта, расширена стоянка для воздушных судов до 18 мест, построен современный терминал пропускной способностью 300 пассажиров в час, а также временный терминал для международных рейсов пропускной способностью 360 пассажиров в час.

По итогам проведенных четырех матчей в Саранске принято 228 рейсов, в том числе 55 регулярных внутренних, 165 чартерных внутренних, 8 чартерных международных; обслужено 30657 пассажиров, что равняется годовому пассажиропотоку аэропорта Саранска до его реконструкции.

Проведена модернизация железнодорожных вокзалов Саранска и Рузаевки. Установлены надземные переходы закрытого типа, оснащенные лифтами. При входе на территорию вокзалов оборудованы пункты досмотра, проведено общее благоустройство перронов и зданий вокзалов.

По итогам проведенных матчей в Саранске железнодорожным транспортом перевезено 135,54 тыс. пассажиров (1715 рейсов, в том числе 37 бесплатных поездов)4.

В период подготовки к чемпионату в Саранске введен в эксплуатацию восточный участок объездной автомобильной дороги, три многоуровневых автомобильных развязки, обновлено покрытие более 90 км городских автомобильных дорог. Для болельщиков, прибывающих в Саранск автотранспортом, на въездах в город организованы 2 бесплатные перехватывающие парковки. На парковках обеспечена охрана и видеонаблюдение, кафе, сувенирные магазины, необходимые санитарные условия. Всего на перехватывающих парковках в период чемпионата было размещено 84 автобуса и 6328 легковых автомобилей5.

На всех перечисленных объектах транспортной инфраструктуры обеспечена работа волонтеров, пунктов обмена валюты, введены

4Отчет о проведении Чемпионата мира по футболу FIFA

2018™ в городе-организаторе Саранске : Презентация итогов проведения матчей Чемпионата мира по футболу. - Саранск, 2018. - 58 с.

дополнительные камеры хранения, точки зарядки мобильных устройств, представлена полиграфическая справочная продукция для болельщиков. На территории, прилегающей к аэропорту Саранска, железнодорожным вокзалам Саранска и Рузаевки оборудованы дополнительные зоны для комфортного ожидания авиарейсов и поездов.

Для эффективного распределения потоков людей на территории города в дни проведения чемпионата были запущены специальные автобусные маршруты, связывающие аэропорт, автовокзал и перехватывающие парковки с центром города - с местами высадки вблизи стадиона «Мордовия Арена» и зоны Фестиваля болельщиков FIFA. Для обеспечения движения по данным маршрутам с интервалом от 1 (при пиковых потоках) до 20 минут приобретен парк низкопольных городских автобусов.

Обеспечена пешеходная доступность между главными объектами чемпионата в Саранске - стадионом «Мордовия Арена» и Фестивалем болельщиков FIFA. В дни проведения матчей в Саранске проезжая часть между объектами перекрывалась в целях организации широкой пешеходной зоны.

Городские службы такси на время проведения чемпионата прошли дополнительную аккредитацию. Для аккредитованных служб ограничена работа автомобилей, не удовлетворяющих определенным требованиям, установлены предельные тарифы.

2. Увеличение емкости номерного фонда коллективных средств размещения, повышение уровня гостиничного сервиса.

В период подготовки к чемпионату мира в Саранске введено в эксплуатацию 12 коллективных средств размещения различных по категории и объему номерного фонда в общей сложности на 961 номер и 2081 место (табл. 2). В гостиничной сфере создано 600 дополнительных рабочих мест.

5Отчет о проведении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018ТМ в городе-организаторе Саранске : Презентация итогов проведения матчей Чемпионата мира по футболу. - Саранск, 2018. - 58 с.

Таблица 2 - Перечень коллективных средств размещения (КСР), введенных в эксплуатацию в Саранске в период подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года6

Наименование КСР Категория КСР Количество

номеров мест

Гостиница Four Points by Sheraton Saransk 5 звезд 159 318

Гостиница Mercure Saransk Center 4 звезды 119 238

Гостиница «Адмирал» 4 звезды 83 166

Гостиница ГАУ РМ «СШОР по легкой атлетике» 4 звезды 44 70

Гостинично-жилой комплекс «Тавла» 4, 3 звезды 439 878

Гостиница крытого футбольно-легкоатлетического манежа 3 звезды 71 111

Хостел «Комфорт» без звезд 9 75

Хостел «Лайк Саранск» на Ульянова без звезд 8 71

Хостел «Матрешка» без звезд 4 38

Хостел «Саранский» без звезд 15 46

Хостел «Уют» без звезд 5 36

Хостел «Юбилейный» без звезд 5 44

Всего: 961 2081

В соответствии с утвержденным планом размещения гостей чемпионата мира по футболу Республика Мордовия представила возможность размещения 5807 гостей в 2731 номерах. При этом было задействовано 62 коллективных средства размещения, прошедших государственную классификацию в соответствии с требованиями законодательства6.

С учетом возможностей размещения болельщиков в гостиницах Пензенской и Ульяновской областей было предусмотрено размещение порядка 8,5 тысяч человек в классифицированных объектах. Кроме того, жителями Саранска гостям было предложено размещение более чем в 4000 квартирах общей вместимостью до 17 тыс. человек. Таким образом, суммарно обеспечена возможность размещения более 25 тыс. болельщиков, прибывающих на матчи в Саранск6.

Уровень загрузки коллективных средств размещения в период проведения чемпионата составил от 70 до 100% (в аналогичный период 2017 года загрузка составляла 40-50%).

В режиме наследия номерной фонд гос-тинично-жилого комплекса «Тавла» (439

номеров, 878 мест) переоборудован под жилой фонд и реализуется на рынке недвижимости. Гостиница крытого футбольно-легкоатле-тического манежа насчитывает 71 номер и 111 мест. За вычетом данных объектов дополнительно введенный номерной фонд составил 451 номер на 1092 места (увеличение соответственно на 129,5 % по числу номеров и на 132,3% по числу мест) (табл. 3).

Таким образом, в рамках наследия чемпионата гостиничный номерной фонд Саранска и Мордовии увеличен примерно на треть. Это соответствует запросам регионального туристского рынка с учетом поступательного роста въездного туристского потока (в 2015-2017 гг. наблюдался рост на 10% ежегодно), а также прогнозируемого увеличения числа туристских прибытий по результатам проведения чемпионата.

Таблица 3 - Динамика объема совокупного номерного фонда Республики Мордовия6

Период Количество

номеров мест

Июнь 2017 1770 3726

Июнь 2018 2731 5807

Август 2018 2292 4929

6Отчет о проведении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ в городе-организаторе Саранске: Презентация итогов проведения матчей Чемпионата мира по футболу. Саранск, 2018. 58 с.

Наличие дополнительного номерного фонда должно снять дефицит средств размещения, который Саранск систематически испытывает в период проведения в городе деловых, спортивных и культурных мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровней. Шесть введенных хосте-лов (суммарно 46 номеров, 310 мест) призваны значительно расширить сегмент низкобюджетного размещения, представленный ранее в Саранске в недостаточной мере, и способствовать развитию детского и молодежного туризма.

Результатом мероприятий по подготовке гостиничной индустрии к чемпионату мира по футболу стало значительное повышение качества гостиничных услуг. В Саранске открыто два отеля под международными брендами, включая первый в городе отель категории «пять звезд». В ходе государственной классификации гостиниц и иных средств размещения приведены в соответствие стандарты их оснащения и работы. Повсеместно обеспечены возможность оплаты услуг банковскими картами, доступ к wi-fi, наличие справочной туристской информации. Проведен комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности средств размещения.

3. Увеличение пропускной способности и повышение стандартов обслуживания предприятий общественного питания.

Во время чемпионата мира по футболу в Саранске функционировало 688 точек общественного питания более чем на 16,5 тыс. посадочных мест, в том числе 189 (27,5 %) временных точек питания на 4,2 (25,5 %) тыс. мест. В сфере общественного питания было задействовано более 5 тыс. человек персонала, из которых более тысячи человек (20 %) - временно привлеченный персонал из-за пределов Республики Мордовия6.

При подготовке к чемпионату в Саранске разработаны региональные стандарты оказания услуг в сфере общественного питания, в соответствии с ними проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение

качества услуг. В стационарных точках питания адресно проведен капитальный ремонт. Объекты приспособлены для маломобильных групп населения (оборудованы пандусами, кнопками вызова персонала, туалетными комнатами соответствующего формата и пр.). Персонал заведений прошел языковую подготовку, обучение этикету и принципам общения с иностранными клиентами.

Меню в большинстве предприятий питания переведено на иностранные языки (английский, испанский) и скорректировано с учетом следующих задач:

- обеспечение возможности ускоренной подачи блюд в условиях большого потока клиентов;

- адаптация блюд под предпочтения иностранных гостей из целевых стран-участниц чемпионата;

- демонстрация блюд русской и мордовской национальной кухни.

В ряде предприятий питания скорректировано время работы, чтобы обеспечить обслуживание туристов, прибывающих ранними рейсами, а также задерживающихся в городе без возможности размещения.

4. Комплексное благоустройство городской среды, развитие общественных пространств.

Помимо развития сферы услуг, включая отмеченные транспорт, размещение и питание, в Саранске реализован широкий ряд иных мероприятий, направленных на повышение комфорта пребывания в городе туристов и местных жителей. Проведена реконструкция фасадов зданий и элементов городской среды на центральных улицах, а также на ключевых маршрутах движения гостей и участников чемпионата. Созданы новые общественные пространства, примыкающие к стадиону «Мордовия Арена», включая Экопарк на ул. Моховая, набережную реки Инсар, проспект Российской армии. В рамках мероприятий по озеленению городских пространств высажено 1590 деревьев. С целью обеспечения бесперебойного водо- и электроснабжения основных объектов

чемпионата реконструировано более 200 км сетей водоснабжения, построено свыше 40 км линий электропередач и 11 трансформаторных подстанций6. В режиме «наследия» вновь построенные энергомощности обеспечивают новый микрорайон и два торговых центра.

5. Создание туристской навигации и организация информационной поддержки туристов.

В 2017 г. в центральной части Саранска создана стационарная система пешеходной туристской навигации, включившая в себя 20 опор с указателями на русском и английском языках, оформленными в соответствии с методическими рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации. Дополнительно к этому на время проведения чемпионата в городе установлено 304 временных навигационных конструкции, ориентированных на объекты чемпионата.

Для нужд гостей разработана и издана справочная полиграфическая продукция о туризме на русском, английском, испанском, а также французском и немецком языках совокупным объемом 515 тыс. экземпляров, включая карты города двух видов, буклет-путеводитель, серию информационных флаеров. Продукция распространялась бесплатно в аэропорту, на железнодорожных вокзалах Саранска и Рузаевки, в офисе туристско-информаци-онного центра Республики Мордовия, городском пресс-центре, волонтерских информационных пунктах, гостиницах Саранска и Пензы, ключевых объектах общественного питания и объектах показа Саранска.

Туристско-информационный центр Республики Мордовия в дни чемпионата работал по скорректированному графику работы без выходных дней и вплоть до круглосуточного режима работы в дни проведения матчей в Саранске. На территории города дополнительно функционировало 2 временных информационных киоска центра. Штат центра на время проведения чемпионата расширен на 12 сотрудников, дополнительно к работе привлечены студенты профильного направления

подготовки. За время чемпионата центром принято и обработано 23 тыс. обращений туристов.

Официальный туристско-информацион-ный портал Республики Мордовия был адаптирован под нужды болельщиков чемпионата, актуализирована англоязычная версия портала. География посещений портала в дни чемпионата составила 81 регион Росси и 60 зарубежных стран.

6. Подготовка кадров в сфере услуг.

В ходе подготовки к ЧМ-2018 в Саранске по инициативе региональных исполнительных органов государственной власти организовано более 50 обучающих мероприятий с привлечением экспертов из других регионов для руководителей и персонала коллективных средств размещения, предприятий питания и туристских фирм.

В рамках программы, инициированной Федеральным агентством по туризму, обеспечено участие 360 специалистов гостиничной индустрии в дистанционных курсах повышения квалификации на базе Российского института управления. Проведены очные курсы повышения квалификации для администраторов гостиниц и горничных, обучение по которым прошло более 200 человек.

Совместно с МГУ им. Н. П. Огарёва разработана дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Экскурсовод (гид)», а также программа повышения квалификации «Экскурсовод (гид)». В 2018 г. организованы курсы повышения квалификации гидов-экскурсоводов с последующей аккредитацией (из 87 участников аккредитовано 40 специалистов, включая 15 со знанием иностранных языков).

Значительное внимание при подготовке кадров уделено совершенствованию языковых навыков. При этом для персонала с минимальным уровнем владения иностранными языками и низкой мотивацией к их изучению проведены тренинги по использованию мобильных приложений языкового перевода.

7. Организация туристско-экскурсион-

ного обслуживания и культурно-развлекательной программы.

В рамках организации туристско-экскур-сионного обслуживания гостей чемпионата в Республике Мордовия было разработано пять маршрутов, адаптированных под нужны болельщиков с учетом их интересов и специфики пребывания, включая два пешеходных маршрута по Саранску и три выездных маршрута в районы Мордовии.

Ввиду ограниченности по времени пребывания болельщиков, а также введенных на время проведения чемпионата транспортных ограничений наибольшей популярностью среди болельщиков пользовались обзорные экскурсии по Саранску.

В матчевые дни в Саранске, а также в дни до и после матчей туристско-информацион-ным центром Республики Мордовия организованы сборные бесплатные экскурсии по маршруту «Саранск: последняя миля» на русском и английском языках.

Всего по данным мониторинга в период проведения чемпионата туристскими фирмами и физическими лицами из числа подготовленных гидов-экскурсоводов проведено более 1000 экскурсий, из них 60 % на русском языке, 35 % - на английском, 5 % на испанском и иных иностранных языках. Всего обслужено около 20 тыс. экскурсантов.

Для самостоятельного знакомства с городом разработана аудиоверсия обзорной экскурсии по Саранску на русском, английском, испанском языках, размещенная на официальном туристско-информационном портале Республики Мордовия с возможностью прослушивания с мобильных устройств.

В целях обеспечения разностороннего досуга болельщиков и презентации культурного, этнического потенциала Мордовии была организована работа пяти «зон международного гостеприимства» в центральной части города, где организованы концерты, точки общественного питания, сувенирные лавки с продукцией местных мастеров народных художественных промыслов. На время проведения

чемпионата в Саранске продлен театральный сезон. В музеях Саранска организованы тематические выставки, в матчевые дни проведены акции «Ночь футбола», работа музеев продлена до 24:00 час. Число посетителей музеев составило 19 тыс. человек.

В общей сложности в рамках культурной программы в Саранске организовано 203 концерта, 27 выставок, 57 мастер-классов. Наиболее заметными культурными событиями стали фестиваль народного творчества «Welcome to Mordovia!», Международный фестиваль джазовой музыки «Вейсэ-джаз», гастрономические фестивали Welcome FOODball Cup и «Вкусная Мордовия», театрализованный парад национальных коллективов «Шумбрат, Чемпионат!», акция «Большой хоровод Дружбы».

Помимо развития туристской и сопутствующей инфраструктуры, а также повышения качества услуг факт проведения чемпионата мира по футболу в Саранске в значительной мере повысил позитивный имидж города и уровень осведомленности о нем среди жителей России и мира. В процессе подготовки к чемпионату в Саранске обеспечено проведение 10 информационных туров для представителей федеральных и зарубежных СМИ, включая международные информационные агентства, организована работа более 80 съемочных групп телеканалов. В дни матчей более 40 мероприятий с журналистами организовано в пресс-центре города-организатора Саранска. Только в период проведения чемпионата о Саранске опубликовано 5000 сообщений в мировых СМИ и более 600 тыс. сообще-

w fi ний в социальных сетях6.

С целью максимально эффективного использования «наследия» чемпионата, включая как объекты инфраструктуры, так и нематериальные активы, существует необходимость в оперативной выработке и реализации комплекса мер, направленных на увеличение въездного туристского потока.

В настоящее время на основе созданной инфраструктуры и с использованием темы чемпионата разработаны новые туристские

продукты. Сформирован экскурсионный маршрут «Саранск: по следам чемпионата», на стадионе «Мордовия Арена» организовано экскурсионное обслуживание, тематические программы приема разработаны в гостиницах Four Points by Sheraton Saransk, Mercure Saransk Center и «Адмирал», размещавших национальные сборные. В Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина создана постоянная экспозиция, посвященная проведению чемпионату мира по футболу 2018 года в Саранске.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана Межведомственная рабочая группа по разработке и утверждению комплекса мероприятий по развитию туризма в городах-организаторах Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., в которую вошли представители федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти и профессиональные некоммерческие объединения. Под общим руководством Федерального агентства по туризму подготовлен Комплекс мероприятий по развитию туризма в городах-организаторах чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года на период до 2025 года.

Заключение (Conclusions or Discussion and Implication). Основной блок мероприятий, планируемый к реализации в среднесрочной перспективе в Республике Мордовия, направлен на продвижение региона как туристской дестинации на целевых рынках, включая близлежащие регионы России и приоритетные страны. К ключевым мероприятиям относятся [8]:

- организация выездных презентаций туристских возможностей республики на территории соседних регионов с участием представителей туристского бизнеса сторон, а также на территории целевых стран через сеть зарубежных офисов Национального маркетингового центра по туризму Visit Russia и представительств Россотрудничества - российских домов культуры и науки;

- организация информационных туров для российских и зарубежных туроператоров;

- формирование межрегиональных маршрутов с учетом существующих логистических возможностей, включая маршруты по городам-организаторам чемпионата мира по футболу Приволжского федерального округа;

- развитие сегмента делового туризма на основе созданной инфраструктуры и привлечение в Саранск деловых и корпоративных мероприятий российских компаний и некоммерческих организаций;

- развитие спортивного туризма за счет привлечения в регион профессиональных спортивных организаций для проведения учебно-тренировочных сборов, а также проведения спортивно-зрелищных мероприятий межрегионального, всероссийского, международного уровней.

Дальнейшее функционирование и развитие туристской отрасли Республики Мордовия может осуществляться по нескольким сценариям в зависимости от выбранного подхода к реализации государственной политики в сфере туризма и мер поддержки отрасли.

Первый сценарий можно определить как инерционный, при котором процессы управления туристским комплексом и меры поддержки отрасли, в целом, остаются неизменными. В таком случае с большой вероятностью можно прогнозировать дальнейший поступательный рост внутреннего и въездного туристского потока в регионе на уровне 10-15 % ежегодно, что обуславливается общемировыми и общероссийскими тенденциями в туристской отрасли (при этом существует риск стагнации или снижения туристского потока при условии ухудшения внешних социально-экономических или политических факторов, имеющих значительное влияние на туристскую отрасль). В данном сценарии Республика Мордовия имеет возможность обеспечить приемлемую загрузку действующих коллективных средств размещения и иных объектов туристской инфраструктуры, однако лишается уникальных возможностей дальнейшего интенсивного развития туристской и сопутствующих отраслей, заложенных в процессе подготовки и

проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Рекламный эффект, полученный за счет чемпионата мира по футболу, носит краткосрочный характер. Без эффективных мер стимулирования внимание к Саранску на российском и международном рынках будет снижаться до исходного уровня. Это подтверждается опытом зарубежных городов, принимавших аналогичные мероприятия ранее, и в настоящее время не имеющих определенного набора устоявшихся ассоциаций с ними у населения.

В качестве другого сценария развития регионального туристского комплекса можно определить максимально интенсивный путь, при котором следует сохранить меры поддержки отрасли, аналогичные периоду подготовки к чемпионату мира по футболу, включая дальнейшее ускоренное развитие инфраструктуры гостеприимства. В данном случае может быть обеспечен наибольший рост туристского потока и максимальный социально-экономический эффект от развития отрасли. Однако в силу объективных причин сохранение темпов развития, заданных при подготовке к чемпионату, является сложно достижимым по причине значительных финансовых и организационных затрат, сокращения объемов федеральной поддержки и внимания со стороны международной общественности, включая средства массовой информации. При этом эффективность последующих бюджетных вложений в туристскую инфраструктуру будет нивелироваться, инвестиционная привлекательность проектов по дальнейшему развитию в регионе номерного фонда, транспортных и иных мощностей будет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижаться по причине того, что на среднесрочную перспективу обеспечен достаточный уровень качества и концентрации инфраструктурных объектов.

Оптимальным в сложившейся ситуации может стать третий сценарий, при котором необходимо активизировать процессы, направленные на максимально эффективное использование уже созданной инфраструктуры. При этом основными задачами являются формирование в регионе конкурентоспособного комплексного турпродукта в наиболее широком его понимании (включая маршруты, событийные мероприятия, сферу услуг и пр.), активное продвижение туристских возможностей республики на целевых рынках, включая конкретные регионы России и зарубежные страны, повышение деловой активности в г. Саранске, расширение сети авиасообщения, стимулирование предпринимательской активности в сфере туризма и гостеприимства. Одним из основных принципов региональной политики в сфере туризма при этом должно стать тесное взаимодействие между заинтересованными сторонами, включая органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения и предприятия в сфере туризма и смежных отраслях, образовательные организации, а также средства массовой информации. Такой подход позволит обеспечить максимально эффективное расходование средств на цели развития туризма и обеспечить формирование в регионе многокомпонентного туристского комплекса, оказывающего синергетиче-ское воздействие на широкий ряд социальных и экономических отраслей.

Список источников

1. Агеев В.И., Алтухов С.В. Сравнительный анализ расходов и экономического эффекта чемпионатов мира по футболу (1998-2018) // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. №4(40). С. 158-167.

2. Бабенков Д.Н., Колбас Ю.Ю., Колбас К.Ю., Соловьева Т.И. Рентабельность развития гостиничного бизнеса в преддверии чемпионата мира по футболу в России // Качество. Инновации. Образование. 2018. №3(154). С. 99-105.

3. Васильев А.С. Чемпионат мира по футболу 2018, как фактор развития событийного туризма в России // В сб.: Туризм и гостеприимство через призму инноваций: Сб. ст. науч.-практ. конф. Под ред. Е.М. Крюковой. 2017. С. 27-30.

4. Грибань М.К. Влияние и наследие чемпионата мира по футболу 2018 в России // Альманах мировой науки. 2018. №4-2(24). С. 106-108.

5. Димитров И.Л., Фроловский К.В. Эффект мундиаля // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №7. С. 150-154.

6. Драпкин И.М., Семенова Е.О., Чернега А.Ю. Влияние спортивных мега-событий на экономический рост в принимающей стране: результаты эмпирического анализа // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т.17. №3. С. 406-422.

7. Жулина М.А., Кицис В.М., Фирстов М.И. Перспективы развития туристского комплекса г. Саранска на основе кластерного подхода // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. №1(37). С. 115-121.

8. Жулина М.А., Кицис В.М., Фирстов М.И. Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т.13. №4(86). С. 111-122. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10410.

9. Иринина О.И., Суханова К.А. Возможности развития событийного туризма во Владимирской области (на примере проведения ЧМ по футболу 2018) // Сервис plus. 2019. Т.13. №1. С. 3-9.

10.Лебедева Т.Е. Исследование перспектив использования наследия чемпионата мира-2018 в Нижнем Новгороде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №4(38). С. 169-174.

11.Парада Е.В. Тенденции и особенности подготовки инфраструктуры в регионах, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу - 2018 // Вестник РГЭУ РИНХ. 2016. №3 (55).

12.Рамазанов Ш.М. Управление элементами футбольной инфраструктуры после чемпионата мира 2018: зарубежный опыт и российские перспективы // Управление. 2018. №2(20).

13.Сафронов Р.А. Экономические и финансовые последствия крупных спортивных соревнований для стран-организаторов // European Science. 2016. № 12(22). С. 46-50.

14.Сорокина А. Стадионы превратят в развлекательные центры. URL: https://utro.ru/arti-cles/2017/03/30/1321688.shtml (дата обращения: 20.01.2020).

15.Тельных Д.А. Наследие Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 для городов-организаторов // Карельский научный журнал. 2019. Т.8. №1(26). С. 106-109.

16.Тимохина А.И. Эксплуатация спортивных объектов после проведения мегасобытий: зарубежный опыт и российские перспективы // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №3. С. 526-534.

17.Baumann R., Matheson V.A. Infrastructure Investments and MegaSports Events: Comparing the Experience of Developing and Industrialized Countries. URL: http://college.holycross.edu/ RePEc/hcx/BaumannMatheson_MegaEventsDevelopingpdf (дата обращения: 10.01.2020).

18.Lavrentyeva A., Kuzmin S., Timachev P. Challenges and perspectives of Volgograd Region place marketing in light of FIFA World Cup Russia 2018" // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). 2018. №39. Pp. 395-400.

19.Müller M. How mega-events capture their hosts: event seizure and the World Cup 2018 in Russia // Urban Geography. 2017. № 38(8). Pp. 1113-1132.

20.Roche M. Mega-Events and Modernity: Olympics and Expos in the Growth of Global Culture. London: Routledge. P.1. 2000.

21.Wisniewska I., Rogoza J. The 2018 FIFA World Cup in Russia - circuses instead of bread. URL: https://www.academia.edu/37447759/IwonaWi%C5%9Bniewska_Jadwiga_Rogo%C5%BCa_ The_2018_FIFA_World_Cup_in_Russia_circuses_instead_of_bread_0SW_Commentary_No._ 286_17.09.2018. (дата обращения: 20.01.2020).

22.Wolfe S.D., Müller M. Crisis Neopatrimonialism // Problems of Post-Communism. 2018. P. 1-14. DOI: 10.1080/10758216.2018.1429934.

Жулина М.А., Кицис В.М., Чегина O.E. r~\ZT\Z\Z)r*\W\

Направления влияния Чемпионата мира по футболу 2018 года UAVUUI 11/1

на развитие туризма в Республике Мордовия , . „ /Л | / П DI I/1

/КУ1 H/AJ I

References

1. Ageev, V. I., & Altukhov, S. V. (2018). Sravnitel'nyj analiz rashodov i ekonomicheskogo effekta chempionatov mira po futbolu (1998-2018) [Comparative analysis of expenditures and economic effect of the world Cup in football (1998-2018)]. Zhurnal novoj ekonomicheskoj associacii [Journal of the new economic association], 4 (40), 158-167. (In Russ.).

2. Babenkov, D. N., Kolbas, Yu. Y., Kolbas, K. Yu., & Solovieva, T. I. (2018). Rentabel'nost' razvitija gostinichnogo biznesa v preddverii chempionata mira po futbolu v Rossii [Profitability of hotel business development on the eve of the world Cup in Russia]. Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie [Quality. Innovations. Education], 3 (154), 99-105. (In Russ.).

3. Vasiliev, A. S. (2017). Chempionat mira po futbolu 2018, kak faktor razvitija sobytijnogo turizma v Rossii [World Cup 2018, as a factor in the development of social tourism in Russia]. Turizm i gostepriimstvo cherez prizmu innovacij [Tourism and hospitality through the prism of innovations]. Collection of articles of the scientific and practical conference, 27-30. (In Russ.).

4. Griban, M. K. (2018). Vlijanie i nasledie chempionata mira po futbolu 2018 v Rossii [Influence and legacy of the 2018 FIFA world Cup in Russia]. Al'manah mirovoj nauki [Almanac of world science], 4-2 (24), 106-108. (In Russ.).

5. Dimitrov, L. I., & Frolov, K. V. (2015). Effekt mundialja [The Effect of the world Cup]. Gumani-tarnye, social'no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanitarian, socio-economic and social Sciences], 7, 150-154. (In Russ.).

6. Drapkin, I. M., Semenova, E. O., & Chernega, A. Yu. (2018). Vlijanie sportivnyh mega-sobytij na ekonomicheskij rost v prinimajushhej strane: rezul'taty empiricheskogo analiza [Influence of sports mega-events on economic growth in the host country: Results of empirical analysis]. Vest-nik UrFU. Serija: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Urfu. Series: Economics and management], 17(3), 406-422. (In Russ.).

7. Zhulina, M. A., Kitsis, V. M., & Firstov, M. I. (2016). Perspektivy razvitija turistskogo kompleksa g. Saranska na osnove klasternogo podhoda [Prospects for the development of the tourist complex of Saransk on the basis of a cluster approach]. Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravi-tel'stve Respubliki Mordovija [Bulletin of the research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia], 1(37), 115-121. (In Russ.).

8. Zhulina, M. A., Kitsis, V. M., & Firstov, M. I. (2019). Pozicionirovanie Respubliki Mordovija kak turistskoj destinacii [Positioning of the Republic of Mordovia as a tourist destination]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 13(4), 111-122. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10410. (In Russ.).

9. Irinina, O. I., & Sukhanova, K. A. (2019). Vosmozhnosti razvitija sobytijnogo turizma vo Vladi-mirskoj oblasti (na primere provedenija ChM po futbolu 2018) [Opportunities for development of event tourism in Vladimir region (through the example of the 2018 world Cup)]. Service plus, 13(1), 3-9. (In Russ.).

10. Lebedeva, T. E. (2019). Issledovanie perspektiv ispol'zovanija nasledija chempionata mira-2018 v Nizhnem Novgorode [Research of prospects for using the legacy of the 2018 world Cup in Nizhny Novgorod]. Innovacionnaja ekonomika: perspektivy razvitija isovershenstvovanija [Innovative economy: prospects for development and improvement], 4 (38), 169-174. (In Russ.).

11. Parada, E. V. (2016). Tendencii i osobennosti podgotovki infrastruktury v regionah, prinimajush-hih matchi Chempionata mira po futbolu - 2018 [Trends and characteristics of training infrastructure in the regions that will host matches of the world Championship on football - 2018]. Vestnik RGJeU RINH [Bulletin of Rostov state University of Economics], 3 (55). (In Russ.).

12. Ramazanov, Sh. M. (2018). Upravlenie elementami futbol'noj infrastruktury posle chempionata mira 2018: zarubezhnyj opyt i rossijskie perspektivy [Management of elements of football infrastructure after the world Cup 2018: foreign experience and Russian perspectives]. Upravlenie [Management], 2 (20). (In Russ.).

13. Safronov, R. A. (2016). Ekonomicheskie i finansovye posledstvija krupnyh sportivnyh sorevno-vanij dlja stran-organizatorov [Economic and financial consequences of large sports competitions for the host countries]. European Science, 12 (22), 46-50. (In Russ.).

СЕРВИС

Т. 14, No. 3 (90)

2020

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

14. Sorokina, A. (2017). Stadiony prevratjat v razvlekatel'nye centry [Stadiums will turn into entertainment centers]. URL: https://utro.ru/articles/2017/03/30/1321688.shtml (Assessed on: 20.01.2020). (In Russ.).

15. Telnykh, D. A. (2019). Nasledie Chempionata mira po futbolu FIFA-2018 dlja gorodov-organiza-torov [Legacy of the 2018 FIFA world Cup for city organizers]. Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian scientific journal], 8, 1 (26), 106-109. (In Russ.).

16. Timokhina, A. I. (2019). Ekspluatacija sportivnyh ob'ektov posle provedenija megasobytij: za-rubezhnyj opyt i rossijskie perspektivy [Exploitation of sports facilities after mega-events: foreign experience and Russian perspectives]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tehnologij «Integral» [International journal of applied Sciences and technologies "Integral"], 3, 526-534. (In Russ.).

17. Baumann, R., & Matheson, V. A. Infrastructure Investments and MegaSports Events: Comparing the Experience of Developing and Industrialized Countries. URL: http://col-lege.holycross.edu/RePEc/hcx/BaumannMatheson_MegaEventsDevelopingpdf (Assessed on: 10.01.2020).

18. Lavrentyeva, A., Kuzmin, S., & Timachev, P. (2018). Challenges and perspectives of Volgograd Region place marketing in light of FIFA World Cup Russia 2018". Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR), 39, 395-400.

19. Müller, M. (2017). How mega-events capture their hosts: event seizure and the World Cup 2018 in Russia. Urban Geography, 38(8), 1113-1132.

20. Roche, M. (2000). Mega-Events and Modernity: Olympics and Expos in the Growth of Global Culture. London: Routledge, 1..

21. Wisniewska, I., & Rogoza, J. (2018). The 2018 FIFA World Cup in Russia - circuses instead of bread. URL: https://www.academia.edu/37447759/IwonaWi%C5%9Bniewska_Jadwiga_ Rogo%C5%BCa_The_2018_FIFA_World_Cup_in_Russia_circuses_instead_of_bread_0SW_ Commentary_No._286_17.09.2018. (Assessed on: 20.01.2020).

23. Wolfe, S. D., & Müller, M. (2018). Crisis Neopatrimonialism. Problems of Post-Communism, 114. doi: 10.1080/10758216.2018.1429934. URL: http://elar.urfu.ru/han-dle/10995/75632?mode=full (Assessed on: 20.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.