Научная статья на тему 'Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации'

Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
369
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
позиционирование / продвижение / туристская дестинация / туристский продукт / туристские ресурсы / туристский потенциал / инфраструктура / наследие / уникальный объект / Республика Мордовия / positioning / promotion / tourist destination / tourist product / tourist resources / tourist potential / infrastructure / heritage / unique object / Republic of Mordovia

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Кицис Вячеслав Михайлович, Фирстов Максим Иванович

Устойчивость туристского потока в значительной степени зависит от уровня информированности туристов об особенностях той или иной туристской дестинации, причем данный уровень определяется совокупностью способов продвижения дестинации. Позиционирование туристской дестинации выступает как один из важных этапов ее продвижения. Туристская дестинация как объект продвижения отличается от продвижения товаров и услуг, что приводит к необходимости поиска особого подхода к формированию стратегии продвижения. При этом позиционирование туристской дестинации определяется ее конкретными особенностями, которые обусловлены природными, культурно-историческими и социально-экономическими туристскими ресурсами и факторами. Цель статьи – определить основные элементы туристского позиционирования Республики Мордовия. Объектом исследования в статье выступает Республика Мордовия как туристская дестинация, предметом – элементы ее туристского позиционирования. В качестве данных элементов рассматриваются наличие уникального наследия мордовской национальной культуры, присутствие объектов, связанных с именем адмирала Ф. Ф. Ушакова, объектов религиозного (православного) туризма, проведение регулярных событийных мероприятий, национальная кухня, высокое качество продуктов питания местного производства, наличие традиций народных художественных промыслов и ремесел, статус Саранска как города-организатора Чемпионата мира по футболу 2018 года. Позиционированию Мордовии будет способствовать и ряд факторов, усиливающих ее привлекательность: выгодное географическое положение, широкий выбор средств размещения, высокие стандарты гостиничного обслуживания, высококачественная спортивная и транспортная инфраструктура и др. Опыт подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Саранске показал, что рост въездного туристского потока в республику в значительной степени обусловлен эффективной компанией по информированию жителей России и зарубежных стран о туристском потенциале города-организатора и Республики Мордовия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Кицис Вячеслав Михайлович, Фирстов Максим Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS A TOURIST DESTINATION

The stability of the tourist flow depends to a great extent on the level of tourist awareness of the peculiarities of a particular tourist destination, and this level is determined by a combination of ways and methods to promote a destination. The positioning of the tourist destination acts as one of the elements of its promotion. Tourist destination as an object of promotion is significantly different from the promotion of goods and services, which leads to the need for a special approach to the formation of a promotion strategy. At the same time, the positioning of a tourist destination is determined by its specific features, which are caused by natural, cultural, historical, and socioeconomic tourism resources. The purpose of the article is to show the main elements of the tourist positioning of the Republic of Mordovia. The object of research is the Republic of Mordovia, and the subject of research is the elements of its tourist positioning. These elements include the presence of a unique heritage of Mordovian national culture, the presence of objects associated with the name of Admiral F. F. Ushakov, religious (orthodox) tourism objects, regular events, national cuisine, high quality local food, the presence of folk traditions, arts and crafts, the status of Saransk as the host city of the 2018 World Cup. The positioning of Mordovia will be promoted by a number of factors enhancing its attractiveness: a favorable geographical position, a wide choice of accommodation facilities, high standards of hotel services, high-quality sports and transport infrastructure, etc. The experience of preparing and holding the 2018 World Cup in Saransk showed that a sharp increase in inbound tourism in the republic became possible only as a result of the systematic and constant awareness of the residents of Russia and foreign countries about the tourism potential of city and the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации»

УДК 338.48

й01: 10.24411/1995-042Х-2019-10410

ЖУЛИНА Марина Александровна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева; Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); кандидат географических наук, доцент; заместитель министра;

е-mail: mzhulina@mail.ru

КИЦИС Вячеслав Михайлович

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); кандидат географических наук, доцент; е-mail: vkitsis@mail.ru

ФИРСТОВ Максим Иванович

Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия (Саранск, Респ. Мордовия, РФ); начальник отдела организации и координации туристской деятельности; е-mail: mi.firstov@gmail.com

Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации

Устойчивость туристского потока в значительной степени зависит от уровня информированности туристов об особенностях той или иной туристской дестинации, причем данный уровень определяется совокупностью способов продвижения дестинации. Позиционирование туристской дестинации выступает как один из важных этапов ее продвижения. Туристская дестинация как объект продвижения отличается от продвижения товаров и услуг, что приводит к необходимости поиска особого подхода к формированию стратегии продвижения. При этом позиционирование туристской дестинации определяется ее конкретными особенностями, которые обусловлены природными, культурно-историческими и социально-экономическими туристскими ресурсами и факторами. Цель статьи - определить основные элементы туристского позиционирования Республики Мордовия. Объектом исследования в статье выступает Республика Мордовия как туристская дестинация, предметом - элементы ее туристского позиционирования. В качестве данных элементов рассматриваются наличие уникального наследия мордовской национальной культуры, присутствие объектов, связанных с именем адмирала Ф. Ф. Ушакова, объектов религиозного (православного) туризма, проведение регулярных событийных мероприятий, национальная кухня, высокое качество продуктов питания местного производства, наличие традиций народных художественных промыслов и ремесел, статус Саранска как города-организатора Чемпионата мира по футболу 2018 года. Позиционированию Мордовии будет способствовать и ряд факторов, усиливающих ее привлекательность: выгодное географическое положение, широкий выбор средств размещения, высокие стандарты гостиничного обслуживания, высококачественная спортивная и транс-

Ключевые слова:

позиционирование, продвижение, туристская дестинация, туристский продукт, туристские ресурсы, туристский потенциал, инфраструктура, наследие, уникальный объект, Республика Мордовия

портная инфраструктура и др. Опыт подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Саранске показал, что рост въездного туристского потока в республику в значительной степени обусловлен эффективной компанией по информированию жителей России и зарубежных стран о туристском потенциале города-организатора и Республики Мордовия в целом.

Введение. Важнейшим условием привлечения туристов является формирование позитивного имиджа региона и продвижение его в качестве туристской дестинации. Наличие в регионе туристских ресурсов и инфраструктуры само по себе не является гарантией больших потоков въездного туризма. Решающим фактором в принятии решения потенциальными туристами посетить ту или иную дестина-цию становится их представление о ней, тот туристский интерес, который представляет собой отношение туриста к какому-то объекту, привлекательному, ценному для него.

Несмотря на успешное проведение Чемпионата мира по футболу в г. Саранске, значительного увеличения потока гостей с туристскими целями не произошло. Данное спортивное мегасобытие способствовало в большей степени продвижению Мордовии как региона, в меньшей - как туристской дестинации. Поскольку каждая туристская дестинация отличается своеобразием, отличительными чертами, то, соответственно, у нее будут свои якорные, базовые элементы позиционирования. Проблема заключается в том, чтобы на основе ключевых элементов позиционирования сформировать единую концепцию продвижения, представить ее как на внутреннем, так и на внешнем рынке, сформировать определенный имидж туристской дестинации. В связи с этим перед органами власти Республики Мордовия и ее туристскими предприятиями ставится задача определения базовых элементов позиционирования, а потом и продвижения данной туристской дестинации, определения своей целевой аудитории.

В настоящее время большое внимание уделяется созданию образов городов, регионов или стран, привлекательных для туристов

и позволяющих достаточно однозначно воспроизвести определенные особенности территории, которые в сознании туристов напрямую связываются с качеством и содержанием регионального туристского продукта. Такая задача ставится и перед Республикой Мордовия в части определения единой конкурентоспособной концепции позиционирования.

Теория. Одним из важных направлений теории индустрии туризма в последние десятилетия стал территориальный маркетинг, включая туристское позиционирование территорий. Это направление в значительной мере отличается от привычного маркетинга туризма и заключается в продвижении не отдельного туристского предприятия, а территории в целом.

Территорию, которую посещает турист в ходе своей поездки или являющейся целью этой поездки, определяют как туристскую де-стинацию. Вместе с тем туриста привлекает территория не сама по себе, а те объекты, которые находятся на ней и вызывают у него туристский интерес. В связи с этим туристская дестинация представляет собой комплексный продукт, который включает то, что является непосредственной целью туристского прибытия (природные, культурные и иные аттракции), туристскую индустрию (средства размещения, предприятия питания, транспорт и пр.), а также сопутствующие условия, не относящиеся напрямую к туристскому продукту, но влияющие на пребывание туриста в дестинации (то, что местными жителями воспринимается как общественная среда).

Турист воспринимает дестинацию целиком, поэтому все ее элементы становятся составляющей частью продукта потребления, и от совокупного образа дестинации будет

зависеть конечное решение о выборе направления туристской поездки.

В настоящее время в условиях стандартизации туристской индустрии и всеобщего роста глобализации наблюдается стирание существенных отличий между туристскими дести-нациями как на локальном (между городами), так и на глобальном (между туристскими макрорегионами) уровнях. В то же время интенсивное развитие индустрии туризма и рост конкуренции на глобальном туристском рынке обуславливают растущую потребность в уникальном туристском продукте.

При продвижении многих туристских де-стинаций в отсутствии концепции их позиционирования зачастую демонстрируется широкий набор характеристик, во многом схожих и равнозначных тем, которые присутствуют у других территорий (теплый климат, чистые пляжи, примечательная архитектура и пр.). При этом не обращается внимания на то, отличают ли эти характеристики выгодно данную дестинацию на фоне других и имеют ли они большое влияние на конечный выбор туристов.

При позиционировании необходимо выделять те характеристики, которые наиболее важны для потенциальных клиентов. Успешное позиционирование дестинации строится на выявлении преимуществ, отличающих её от своих конкурентов в сознании потребителя. Этим, в частности, позиционирование отличается от имиджа. Имидж дестинации - это ее восприятие как таковой, в то время как позиционирование основывается на выделении ее на фоне конкурентов.

Современная концепция позиционирования основывается на том, что мы живем в обществе, перенасыщенном информацией, современный человек отсеивает ее основной объем и принимает только то, что соответствует его знаниям. При этом наиболее эффективным способом коммуникации становится передача простых и сфокусированных сообщений. Эффективное позиционирование туристской дестинации должно выражаться в

ограниченном объеме информации, фокусироваться на одной или нескольких наиболее ценных характеристиках, а не представлять комплексную картину дестинации [25].

Сами дестинации чаще всего обладают большим числом различных характеристик, и в отличие от позиционирования конкретного объекта или продукта, в случае с позиционированием туристской дестинации некоторые характеристики могут значительно отличаться. Территория может располагать объектами разного ценового сегмента и различной аттрак-тивностью, транспортной доступностью, уровнем сервиса. При этом при позиционировании дестинации нельзя допустить искажение ее комплексного восприятия со стороны потенциального клиента. В противном случае несоответствие ожиданий и полученного впечатления приведет к низкой удовлетворенности клиентов и неэффективности инструментов продвижения.

Сложность заключается в том, что разные участники процесса продвижения (администрация, туристский и гостиничный бизнес, объекты показа и пр.) имеют различные интересы и различное видение. Успешность выработанной концепции позиционирования де-стинации зависит от повсеместности ее использования. Вся система позиционирования туристской дестинации должна строиться с учетом данной концепции и поддерживаться всеми участниками регионального туристского рынка [15, с. 181].

С развитием новых туристских направлений большинство конкурирующих между собой дестинаций стало взаимозаменяемым, при этом во многих случаях не различимым в сознании потребителя. Этот обусловило возрастающую роль позиционирования туристских дестинаций в конкурентной борьбе за клиентов, поскольку в каждом виде туризма клиент имеет возможность выбора из большого числа дестинаций. Влияние на этот выбор - главная цель позиционирования [8].

Вопросами маркетинга и позиционирования территорий занимались такие ученые

как Э. Райс, Дж. Траут. Г. Армстронг, Д. Сон-дерс, Е. А. Кирюнин, Э. А. Галумов, А. П. Пан-крухин, Т. В. Сачук и другие. Исследованиями применительно к туристским дестинациям, включая особенности их продвижения, занимались зарубежные ученые Ф. Котлер, Д. Бо-уэн, Д. Бухалис, Д. Мейкенз, отечественные ученые Е.А. Джанджугазова, А.И. Зырянов, Л.Г. Кирьянова, Т.М. Кривошеева, М.А. Морозов, О.В. Остроумов, А.П. Панкрухин и другие.

К настоящему времени работ, посвященных выделению комплекса элементов позиционирования, способствующих продвижению Мордовии как туристской дестинации, нет. Имеющиеся работы посвящены отдельным аспектам продвижения: рассмотрению технологии брендинга в продвижении, характеристике туристского потенциала, развитию этнического туризма и др.

Данные и методы. При написании статьи использовалась данные Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, официального туристско-информа-ционного портала Республики Мордовия, субъектов туризма Республики Мордовия, а также материалы периодических изданий. В качестве основного метода исследования применялся метод анализа. Кроме того, использовались методы обобщения, описания, экспертных оценок и др.

Полученные результаты. Исходя из существующих возможностей Республики Мордовия в сфере туризма, можно определить следующие основные элементы ее туристского позиционирования:

1. Наличие уникального наследия мордовской национальной культуры. Мордва -крупнейший народ России, относящийся к финно-угорской языковой группе - обладает своими особенностями, включая язык, традиции, фольклор, кухню, художественные промыслы и пр., что является одним из элементов аттрактивности Республики Мордовия как туристской дестинации. В республике проводятся разнообразные выставки, презентации, встречи и т.п., а ее столица - г. Саранск -

признана столицей финно-угорских регионов России. С 2002 г. в городе располагается центральный офис Ассоциации финно-угорских народов России, а в 2006 г. создан «Поволжский центр культур финно-угорских народов». Поэтому большое внимание уделяется развитию культурных межэтнических отношений.

С целью сохранения и демонстрации материального и духовного наследия этнической культуры на территории республики действуют учреждения культуры, включая Мордовский государственный национальный драматический театр, государственные концертные организации и профессиональные художественные коллективы, два государственных музея с филиалами, сеть муниципальных музеев, домов культуры и этнокультурных центров. Наиболее популярными с точки зрения туристской привлекательности являются Музей мордовской народной культуры и Музейно-архив-ный комплекс «Мордовское подворье» в Саранске, Центр мордовской культуры в Старо-шайговском районе, Музей «Этно кудо» им. В.И. Ромашкина (основателя фолк-группы «То-рама») в Кочкуровском районе, Центр мордовской культуры в Темниковском районе, Центр национальной культуры и ремесел в Атяшев-ском районе [4, с. 68-71].

Центры мордовской культуры включены в основные туристские маршруты по республике и важны не только для развития внутрирегионального туризма, но и «формирования устойчивых финно-угорских культурных связей. Большой притягательностью этнокультурная тематика пользуется у представителей соответствующих этнических групп, проживающих вне республики. Так, в этнокультурные центры Мордовии значительная часть туристов пребывает из Нижегородской, Самарской, Пензенской, Ульяновской областей» [5, с. 425].

2. Наличие уникального культурного наследия в сфере изобразительного искусства, включая коллекции работ С. Д. Эрьзи и Ф.В. Сычкова. Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, расположенный в Саранске -один из значимых культурных центров

Поволжья и наиболее современных музеев России, соответствующий по интерьеру и оснащению мировым стандартам. Данный объект является лидером Республики Мордовия по числу туристских посещений в год и относится к главным туристским брендам региона. К наиболее ценным экспозициям музея относятся коллекции работ уроженцев Мордовии -скульптора С.Д. Эрьзи и художника Ф.В. Сыч-кова, чьи имена известны не только в России, но и за рубежом.

3. Наличие объектов, связанных с именем адмирала Ф. Ф. Ушакова. Ф.Ф. Ушаков относится к наиболее узнаваемым личностям российской военной истории. Особенное отношение к нему имеется в ряде европейских государств, в городах морской славы Санкт-Петербурге, Севастополе и др., а также со стороны института Русской православной церкви. В настоящее время Ф.Ф. Ушаков считается покровителем мордовской земли. На территории Республики Мордовия расположен ряд значимых объектов, относящихся к его имени: Кафедральный собор святого и праведного воина Феодора Ушакова, Темниковский историко-краеведче-ский музей им. Ф.Ф. Ушакова, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь - место захоронения адмирала и др.

4. Наличие объектов религиозного (православного) туризма. Республика Мордовия занимает одно из лидирующих мест среди регионов России по числу православных храмов на душу населения. К объектам туристского показа помимо собора Феодора Ушакова можно отнести Иоанно-Богословскую церковь, Храм Казанской иконы Божией Матери, Церковь святителя Николая, Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске, Собор святого апостола Андрея Первозванного в п. Атяшево, Никольскую церковь в с. Старая Теризморга и десятки других.

На территории региона расположено 13 действующих православных монастырей, включая наиболее популярные среди туристов и паломников Иоанно-Богословский Макаровский монастырь, Параскево-Вознесенский Пайгарм-

ский монастырь, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, Казанскую Ключевскую пустынь и др. Многие из религиозных объектов относятся к памятникам архитектуры и истории XVII-XIX вв. Многие из монастырей имеют возможность для размещения и питания гостей.

5. Наличие привлекательных с точки зрения туризма регулярных событийных мероприятий. Событийные мероприятия часто являются самодостаточным поводом либо дополнительным стимулом к посещению туристской дестинации. На территории Республики Мордовия ежегодно проводится широкое число культурных, спортивных, деловых мероприятий. К наиболее привлекательным для туристов из регулярных событий можно отнести Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники», Международный фестиваль джазовой музыки «Вейсэ-Jazz» под руководством всемирно известного музыканта И. Бутмана, национальные мордовские праздники по мотивам древних языческих обрядов «Акша келу», «Разкень озкс», «Велень озкс», гастрономические фестивали «Кургоня», «Ярхцама васта» и пр.

6. Наличие в регионе национальной кухни, а также традиционно высокое качество продуктов питания местного производства. Услуги питания являются неотъемлемой частью туристского продукта, качество оказания которых влияет на его восприятие в целом. Среди популярных туристских брендов существует большое число брендов гастрономических. При этом гастрономический туризм, основным смыслом которого является знакомство с региональной кухней, в настоящее время является одним из наиболее быстро развивающихся направлений.

Национальная кухня Мордовии имеет свои уникальные особенности, что позволяет повысить общую привлекательность республики как туристской дестинации. Республика Мордовия является участником федерального проекта «Гастрономическая карта России», направленного на популяризацию гастрономических брендов страны. В регионе произво-

дится широкий ассортимент продуктов, отличающихся высокими потребительскими свойствами, включая сыры, ликеро-водочную продукцию, колбасные, кондитерские, консервные изделия и др. Республика является одним из центров производства органических продуктов, имеющих международную сертификацию, подтверждающую их исключительное качество и безопасность.

На ежегодных Всероссийских выставках «Золотая осень» продукция мордовских предприятий получает золотые и серебряные медали. Высоко отмечена продукция сыроваренных заводов «Сармич» и «Ичалковский», птицефабрики «Атемарская», ОАО «Ламзурь», ли-кероводочного завода «Саранский» и других.

7. Наличие традиций народных художественных промыслов и ремесел. На территории Мордовии сохраняются и развиваются народные художественные промыслы. Выделяются места традиционного бытования промыслов, таких как деревянная резьба, семицветное вязание, валяние валенок, бисеропле-тение, лозоплетение и пр. Однако наибольшую известность получила тавлинская резная игрушка, которую изготавливают в с. Подлес-ная Тавла и где работает экспериментальная детская художественная школа резьбы по дереву. Тавлинская игрушка признана одним из «семи чудес финно-угорского мира», является наиболее известным брендом и популярным сувениром из Мордовии [5, с. 426].

8. Статус Саранска как города-организатора Чемпионата мира по футболу 2018 г. Чемпионат мира по футболу относится к самым популярным мировым событиям, аудитория которого составляет более 3 млрд человек. В дни соревнований Саранск принял 8 национальных сборных и около 200 тыс. туристов, более половины из которых - иностранные граждане. На подготовительном этапе в городе проведен комплекс масштабных мероприятий по совершенствованию туристской и сопутствующей инфраструктуры и развитию сферы услуг. Факт проведения в Саранске Чемпионата мира по футболу 2018 года для

широкой категории туристов является значимым аргументом в пользу посещения города с туристскими целями, а также показателем наличия высокого уровня сервиса.

В настоящее время в Саранске для туристского посещения доступны объекты «наследия» чемпионата. Проводятся экскурсии на стадионе «Мордовия Арена» и в гостиницах, принимавших национальные сборные. В Мордовском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина действует экспозиция об истории проведения чемпионата в городе.

Кроме того, следует выделить ряд факторов, делающих дестинацию достаточно привлекательной для потенциальных туристов.

1. Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность. Республика Мордовия расположена в центре главной зоны расселения европейской части России. В пределах 500 км от Саранска - на расстоянии, пригодном для перемещения автотранспортом или иными видами транспорта без ночевок - находятся города-миллионеры Нижний Новгород, Казань и Самара, а также крупные региональные центры Пенза, Ульяновск, Чебоксары, Саратов, Тамбов, Йошкар-Ола, Рязань, Владимир. Совокупное население регионов, центрами которых являются данные города, превышает 20 млн человек.

Кроме того, Мордовия имеет хорошую транспортную доступность с Москвой - одним из основных рынков туристского спроса и главным транзитным пассажирским центром в России. Перелет между Москвой и Саранском занимает менее 1,5 часов; автомобильное и железнодорожное сообщение - менее 9 часов (в течение ночи или светового дня). Город Рузаевка, расположенный в 20 км от Саранска, принимает до 30 поездов в сутки по направлению в Москву и из Москвы и имеет широкую сеть железнодорожного сообщения с другими регионами России.

Такое расположение делает привлекательным посещение Республики Мордовия жителями обозначенной территории, а также

позволяет формировать конкурентоспособные по продолжительности и стоимости перевозок межрегиональные туристские маршруты.

2. Широкий выбор средств размещения и высокие стандарты гостиничного обслуживания. Мордовия в целом и Саранск в частности располагают широким выбором средств размещения от хостелов до отелей высшей категории. В общей сложности в регионе действует 97 коллективных средств размещения на 2292 номера и 4229 мест1. В Саранске функционируют два отеля под международными брендами, задающими современные стандарты обслуживания в гостиничной сфере: гостиницы Four Points by Sheraton Saransk 5* и Mercure Saransk Center 4*. Процесс подготовки и проведения в Саранске Чемпионата мира по футболу обусловил опережающее развитие регионального гостиничного комплекса и совершенствование кадров в средствах размещения. В режиме «наследия» чемпионата совокупный номерной фонд средств размещения увеличен на треть, что в настоящее время определяет высокое конкурентное соотношение качества и цены на рынке гостиничных услуг. По версии аналитического агентства Тур-Стат Саранск входит в перечень двадцати городов России с наименьшими ценами на проживание в гостиницах.

3. Наличие высококачественной спортивной инфраструктуры. Мордовия является одним из регионов России с наиболее высокими показателями развития в области спорта. Республика обладает качественной спортивной инфраструктурой и насчитывает более 2100 спортивных объектов, включая объекты международного уровня. К наиболее значимым относятся расположенные в Саранске «Мордовия Арена», спортивный комплекс «Мордовия», Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике и крытый футбольно-легкоатлетический манеж, Ледовый дворец Республики Мордовия, Дворец

1 Официальный туристско-информационный портал Республики Мордовия: Офиц. сайт. URL: turizmrm.ru (Дата

обращения: 10.01.2019).

водным видов спорта, Центр велоспорта-ВМХ, Лыжно-биатлонный центр, Теннисный центр Мордовии. Регион имеет значимые спортивные традиции и опыт проведения крупнейших спортивных мероприятий, в том числе соревнования международного уровня. Это является основой для развития спортивно-зрелищного и активного туризма.

4. Высокий уровень благоустроенности, чистоты и озеленения Саранска. Комфортность городской среды является одним из значимых факторов в выборе туристского направления. Саранск - основной центр туристского притяжения Мордовии - является победителем и шестикратным призером конкурса «Самый благоустроенный город России». Город отличается благоустроенностью территории, имеет развитую сеть объектов социальной инфраструктуры, характеризуется относительной доступностью общественных пространств и объектов туристского показа для людей с ограниченными физическими возможностями, наличием уличной навигации на русском и английском языках.

По СНиП 2.07.01-89 норма озеленения для крупного города составляет 16 м2/чел., а в г. Саранске площадь зеленых насаждений составляет 27,2 м2/чел., т. е. с учетом установленных требований коэффициент лесистости равен 1,7. Это свидетельствует о высоком уровне озелененности территории города [3].

5. Высокие показатели общественной безопасности и экологического благополучия в Саранске. Саранск характеризуется как город с невысоким уровнем преступности, в котором присутствует межэтническая и межконфессиональная толерантность. В городе отсутствуют предприятия, в значительной мере производящие вредные выбросы в окружающую среду. Для бытовых нужд в городе используется вода из артезианских источников, что обуславливает ее высокое качество. По итогам экологического рейтинга городов, ежегодно проводимого

Министерством природных ресурсов и экологии России, Саранск уверенно входит в первую десятку среди крупных городов страны с населением от 250 тыс. до 1 млн чел.

Данные факторы, по нашему мнению, будут способствовать позиционированию Мордовии как «доступной, экологически чистой и зеленой, безопасной и инфраструктурно привлекательной» туристской дестинации. «Образцовая провинция» - основа концепции позиционирование Мордовии как туристкой де-стинации.

Заключение. Таким образом, можно выделить ряд базовых элементов, позволяющих позиционировать Республику Мордовия как туристскую дестинацию. Эти элементы связаны с ее этнической самобытностью, уникальным культурно-историческим наследием, национальной кухней, религиозными объектами и др. Кроме того, следует отметить ряд инфраструктурных факторов, значительно повышающих аттрактивность дестинации.

С учетом обозначенных элементов позиционирования Республики Мордовия в качестве туристской дестинации в регионе разработан перечень региональных туристских продуктов, ориентированных как на внутренний, так и на внешний рынок. В их число входят тематические экскурсионные маршруты (культурно-познавательные, этнические, религиозные, экологические), которые могут быть предложены по отдельности или объединены в составной тур: «Шумбрат, Саранск!», «Саранск: по следам чемпионата», «Мордовия этническая», «Истоки земли мордовской», «Край колокольного звона», «Адмирал Ушаков - покровитель земли мордовской», «Заповедная Мордовия» и др.

В 2017 году во взаимодействии с региональным туроператорским сообществом на

основе существующих предложений сформирован тур выходного дня - брендовый маршрут Республики Мордовия «Зов Торамы», призванный оптимальным образом объединить наиболее конкурентные элементы регионального туристского продукта и обеспечить эффективные продажи тура на российском рынке.

В настоящее время «Зов Торамы» реализуется в виде двух- или трехдневного тура. Ценовой диапазон варьируется в зависимости от категории гостиницы, определяемой на усмотрение туриста. Основным элементом аттрак-тивности тура является этнический потенциал, который дополняется объектами историко-культурного, религиозного, природного наследия, а также объектами современной инфраструктуры, включая «наследие» Чемпионата мира по футболу.

Брендовый маршрут «Зов Торамы», объединив наиболее конкурентные составляющие комплексного туристского продукта Мордовии, фактически выступает конечным продуктом, сформированным по результатам проведенного туристского позиционирования территории, и в свою очередь является одним из инструментов дальнейшего продвижения туристского комплекса региона.

Указанные туристские продукты лежат в основе концепции позиционирования Республики Мордовия и будут способствовать продвижению Республики Мордовия как туристской дестинации. Перспективы дальнейших исследований, по нашему мнению, заключаются в том, чтобы на основе проведенного позиционирования была выстроена концепция продвижения региона, проведена работа по формированию и популяризации ключевых туристских брендов, выявлению целевой аудитории и корректировке инструментов продвижения.

Список источников:

1. Гончарова Н.А. Подходы к определению концепта «туристская дестинация» в научном дискурсе // Вестник науки Сибири. 2015. № 2 (17). С. 100-115.

2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М. : Изд-во Юрайт, 2018. 208 с.

3. Ермакова А.А., Меркулова С.В., Меркулов П.И. Система озеленения как средообразующий фактор в городе Саранск // Современные проблемы территориального развития. 2018. № 1.

4. Жулина М.А., Кицис В.М. Локальные туристские кластеры Республики Мордовия: формирование и функционирование // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №1.

5. Жулина М.А., Кицис В.М. Возможности развития этнического туризма в Республике Мордовия // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева) : Мат. Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 16.04.2018) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 423-427.

6. Зырянов А.И. Профильные туристские дестинации // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2017. Т. 62. Вып. 3. С. 254-265.

7. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Т.1. № 4 (52). С. 131-136.

8. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 264 с.

9. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест в Европе. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.

10.Котлер Ф., Гари А. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2016. 752 с.

11.Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. 2014. №6(53). C. 217-229.

12.Морозов М.А., Львова Т.В. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона // Современная конкуренция. 2002. №4(34). С. 105-116.

13.Якунин В.Н., Овсянников В.П. Перспективы «импортозамещения» в туристской индустрии // Сервис plus. 2016. Т.10. №4. С. 15-24.

14.Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.

15.Райс Э., Траут Дж. Позиционирование. Битва за узнаваемость. СПб.: Питер, 2004. 256 с.

16. Ханбабаева З.М., Даитов В.В. IT-решения в продвижении регионального турпродукта // Сервис в России и за рубежом. 2010. №4(19). С. 110-119.

17.Marketing tourism places / Eds. by G.J. Ashworth, B. Goodall. London & New York: Routledge, 1990. Pp. 1-16.

18.Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. 2000. Vol.21. Iss.1. Pp. 97-116.

19.Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-Related Perspective Versus the Sociocultural Approach in Tourism Theory // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2002. Vol.2. Iss.2. Pp. 92-108.

20.Gunn C.A., Turgut V. Tourism planning: Basics, Concepts, Cases. London: Routledge, 2002. 464 p.

21.Johns N., Mattsson J. Destination development through entrepreneurship: a comparison of two cases // Tourism Management. 2005. Iss. 26. Pp. 605-616.

22.Kotler F., Haider D., Rein I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. New York: The Free Press, 1993. 367 p.

23.Larsen J., Urry J., Axhausen K.W. Networks and tourism: Mobile social life // Annals of Tourism Research. 2007. №34(1). Pp. 244-262.

24.Pike S. Destination branding. An integrated marketing communication approach. Oxford: Elsevier, 2008. 406 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Rainisto S.K. Success factors of place marketing: a study of place marketing practices in Northern Europe and United States / Helsinki University of Technology, Institute of Strategy and International Business Doctoral Dissertations 2003/4. URL: http://lib.tkk.fi/Diss/2003/isbn9512266849/ isbn9512266849.pdf.

С. 75-82.

Marina A. ZHULINA a Vyacheslav M. KITSISb Maxim I. FIRSTOVc

a-b N. P. Ogarev Mordovian State Research University (Saransk, Rep. of Mordovia, Russia); a c Ministry of Sports, Youth Policy and Tourism of the Republic of Mordovia

(Saransk, Rep. of Mordovia, Russia); a PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: mzhulina@mail.ru b PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: vkitsis@mail.ru c Head of the Department of Organization and Coordination of Tourism Activities; e-mail: mi.firstov@gmail.com

POSITIONING OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS A TOURIST DESTINATION

Keywords:

positioning, promotion, tourist destination, tourist product, tourist resources, tourist potential, infrastructure, heritage, unique object, Republic of Mordovia

The stability of the tourist flow depends to a great extent on the level of tourist awareness of the peculiarities of a particular tourist destination, and this level is determined by a combination of ways and methods to promote a destination. The positioning of the tourist destination acts as one of the elements of its promotion. Tourist destination as an object of promotion is significantly different from the promotion of goods and services, which leads to the need for a special approach to the formation of a promotion strategy. At the same time, the positioning of a tourist destination is determined by its specific features, which are caused by natural, cultural, historical, and socioeconomic tourism resources. The purpose of the article is to show the main elements of the tourist positioning of the Republic of Mordovia. The object of research is the Republic of Mordovia, and the subject of research is the elements of its tourist positioning. These elements include the presence of a unique heritage of Mordovian national culture, the presence of objects associated with the name of Admiral F. F. Ushakov, religious (orthodox) tourism objects, regular events, national cuisine, high quality local food, the presence of folk traditions, arts and crafts, the status of Saransk as the host city of the 2018 World Cup. The positioning of Mordovia will be promoted by a number of factors enhancing its attractiveness: a favorable geographical position, a wide choice of accommodation facilities, high standards of hotel services, high-quality sports and transport infrastructure, etc. The experience of preparing and holding the 2018 World Cup in Saransk showed that a sharp increase in inbound tourism in the republic became possible only as a result of the systematic and constant awareness of the residents of Russia and foreign countries about the tourism potential of city and the Republic of Mordovia.

References

1. Goncharova, N. А. (2015). Podhody k opredeleniju koncepta «turistskaja destinacija» v nauchnom diskurse [Approaches to the definition of the concept "tourist destination" in the scientific discourse]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of Siberian Science], 2(17), 100-115. (In Russ.).

2. Dzhandzhugazova, E. A. (2018). Marketing turistskih territorij [Marketing of tourist territories]. Moscow: Yurayt. (In Russ.).

3. Ermakova, A. A., Merkulova, S. V., & Merkulov, P. I. (2018). Sistema ozelenenija kak sredoobrazujushhij faktor v gorode Saransk [Greening system as an environmental factor in the city of Saransk]. Sovremennye problemy territorial'nogo razvitija (elektronnyj zhurnal) [Territorial Development: Current Challenges], 1. (In Russ.).

4. Zhulina, M. A., & Kitsis, V. M. (2016). Lokal'nye turistskie klastery Respubliki Mordovija: formiro-vanie i funkcionirovanie [Local tourist clusters of the Republic of Mordovia: The formation and functioning/. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(1), 75-82. (In Russ.).

5. Zhulina, M. A., & Kitsis, V. M. (2018). Vozmozhnosti razvitija jetnicheskogo turizma v Respublike Mordovija [Possibilities for the development of ethnic tourism in the Republic of Mordovia]. Problemy prosveshhenija, istoriii kul'tury skvoz'prizmu etnicheskogo mnogoobrazija Rossii (k 170-letiju chuvashskogo prosvetitelja I. Ja. Jakovleva) [Problems of education, history and culture through the prism of Russia's ethnic diversity (to the 170th anniversary of the Chuvash Enlightenment I. Ya-kovlev)]: Materials of All-Ruassian scientific conf. (Cheboksary, Apr. 16, 2018), Cheboksary: ID "Sreda", 423-427. (In Russ.).

6. Zyryanov, A. I. (2017). Profil'nye turistskie destinacii [Profile tourist destinations]. Vestnik SPbGU. Nauki o Zemle [Vestnik of St. Petersburg State University. Earth Sciences], 62(3), 254-265. (In Russ.).

7. Kiryanova, L. G. (2012). «Turistskaja destinacija» kak kompleksnyj koncept i kljuchevoj jelement turistskoj sistemy ["Tourist Destination" as an integrated concept and a key element of the tourist system]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Kemerovo State University Bulletin], 1(4/52), 131-136. (In Russ.).

8. Kiryanova, L. G. (2017). Marketing and branding of tourist destinations. Moscow: Yurayt. (In Russ.).

9. Kotler, F., Asplund K., Rein I., & Haider D. (2005). Marketing mest v Evrope [Marketing of places in Europe]. St.Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg. (In Russ.).

10.Kotler, F. & Gary, A. (2016). Osnovy marketinga [Fundamentals of Marketing]. Moscow: Williams. (In Russ.).

11.Krivosheeva, T. M. (2014). Turistskie destinacii: voprosy formirovanija marketingovyh strategij [Tourist destinations: the formation of marketing strategies]. Servis v Rossii iza rubezhom [Service in Russia and Abroad]), 6 (53), 217-229 (In Russ.).

12.Morozov, M. A, & Lvova, T. V. (2002). Destinacija kak instrument formirovanija konkurentnyh preimushhestv turistskogo regiona [Destination as a tool for the formation of competitive advantages of the tourist region]. Sovremennaja konkurencija [Modern competition], 4 (34), 105116. (In Russ.).

13.Yakunin, V. N., Ovsyannikov, V. P. (2016). Perspektivy «importozameshhenija» v turistskoj indus-trii [Prospects of "Import Substitution" in the tourist industry]. Service plus, 10(4), 15-24. (In Russ.).

14. Pankrukhin, A. P. (2006). Marketing territorij [Territory Marketing]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

15.Rice, E., & Trout, J. (2004). Pozicionirovanie. Bitva za uznavaemost' [Positioning. The battle for recognition]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

16.Hanbabaeva, Z. M., & Daitov, V. V. (2010). IT-reshenija v prodvizhenii regional'nogo turprodukta [IT-solutions in promoting regional tourism products]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 4 (19), 110-119. (In Russ.).

17.Ashworth, G. J., & Goodall, B. (eds.). (1990). Marketing tourism places. London & New York: Routledge, 1-16.

18.Buhalis, D. (2000). Marketing the Competitive Destination of the Future. Tourism Management, 21(1), 97-116.

19.Framke, W. (2002). The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-Related Perspective Versus the Sociocultural Approach in Tourism Theory. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism, 2(2), 92-108.

20.Gunn, C. A., & Turgut, V. (2002). Tourism planning: Basics, Concepts, Cases. London: Routledge.

21.Johns, N., & Mattsson, J. (2005). Destination development through entrepreneurship: a comparison of two cases. Tourism Management, 26, 605-616.

Т. 13, No. 4 (86)

2D19

22.Kotler, F., Haider, D., & Rein, I. (1993). Marketing Places: Attracting Investment, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. New York: The Free Press.

23.Larsen, J., Urry, J., & Axhausen, K. W. (2007). Networks and tourism: Mobile social life. Annals of Tourism Research, 34(1), 244-262.

24.Pike, S. (2008). Destination branding. An integrated marketing communication approach. Oxford: Elsevier.

25.Rainisto, S. K. (2003). Success factors of place marketing: a study of place marketing practices in Northern Europe and United States. Helsinki: Helsinki University of Technology, Institute of Strategy and International Business Doctoral Dissertations 2003/4. URL: http://lib.tkk.fi/Diss/ 2003/isbn9512266849/isbn9512266849.pdf.

Жулина М.А., Кицис В.М., Фирстов М.И. Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 111-122. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10410.

Zhulina, M. A., Kitsis, V. M., & Firstov, M. I.

(2019). Positioning of the Republic of Mordovia as a tourist destination. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 111-122. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10410. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.