Научная статья на тему 'Особенности формирования спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата мира по футболу 2018 года'

Особенности формирования спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата мира по футболу 2018 года Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУР / ФУТБОЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / МОСКВА / РОССИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кутьин Илья Викторович, Андропова Елена Михайловна, Винюкова Елена Александровна, Романенков Алексей Игоревич

В статье приведены особенности формирования спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата Мира по футболу 2018 года и способы его продвижения на рынок туриндустрии. До 2014 года малое количество турфирм занималось организаций спортивных туров для болельщиков, направленных на посещение какихлибо спортивных мероприятий. Были организованы туры во время проведения Олимпийских игр в Сочи, во время Чемпионата Мира по хоккею, так же данный полученный опыт хотят направить на организацию спортивных туров во время Чемпионата Мира по Футболу 2018 года. Разработанные туры будут относиться к категории спортивных туров, смыслом его и главной составляющей будет спортивное составляющеепосещение той или иной страны в рамках проведения какого-либо спортивного события. По последним данным ожидается около полутора миллионов болельщиков со всех концов планеты и это еще не предел. В настоящее время небольшое количество турфирмы могут предоставить туры в Россию, направленные на посещение спортивных мероприятий, так как мероприятия такого масштаба редко проводятся на территории Российской Федерации. Во время Чемпионата Мира (далее ЧМ) по футболу 2018 года турфирмы предоставят иностранным болельщикам спортивные туры по городам, где будут проводиться матчи Чемпионата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кутьин Илья Викторович, Андропова Елена Михайловна, Винюкова Елена Александровна, Романенков Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата мира по футболу 2018 года»

Особенности формирования спортивного тура

для футбольных болельщиков в условиях чемпионата мира

по футболу 2018 года

Кутьин Илья Викторович

к.п.н., доцент, Институт туризма и гостеприимства, ФГБОУ ВО Российский государственный университет туризма и сервиса

Андропова Елена Михайловна

ст. преподаватель кафедры «методики комплексных форм физической культуры», ФГБОУ ВО Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Винюкова Елена Александровна

доцент кафедры «Физическое воспитание», ФГБОУ ВО Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Романенков Алексей Игоревич

доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях», ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева

В статье приведены особенности формирования спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата Мира по футболу 2018 года и способы его продвижения на рынок туриндустрии. До 2014 года малое количество турфирм занималось организаций спортивных туров для болельщиков, направленных на посещение каких- либо спортивных мероприятий. Были организованы туры во время проведения Олимпийских игр в Сочи, во время Чемпионата Мира по хоккею, так же данный полученный опыт хотят направить на организацию спортивных туров во время Чемпионата Мира по Футболу 2018 года. Разработанные туры будут относиться к категории спортивных туров, смыслом его и главной составляющей будет спортивное составляющее- посещение той или иной страны в рамках проведения какого-либо спортивного события. По последним данным ожидается около полутора миллионов болельщиков со всех концов планеты и это еще не предел. В настоящее время небольшое количество турфирмы могут предоставить туры в Россию, направленные на посещение спортивных мероприятий, так как мероприятия такого масштаба редко проводятся на территории Российской Федерации. Во время Чемпионата Мира (далее - ЧМ) по футболу 2018 года турфирмы предоставят иностранным болельщикам спортивные туры по городам, где будут проводиться матчи Чемпионата Ключевые слова: спортивный тур, футбольные болельщики, чемпионат мира по футболу, Москва, Россия, туристский продукт.

С целью выявления предпочтений иностранных туристов (спортивных болельщиков) о конкретных культурно-познавательных местах и развлекательных мероприятиях, в городах, принимающих матчи турнира, был проведен анкетный опрос в футбольных группах социальной сети Instagram с последующей обработкой полученных результатов. В анкетном опросе принял участие 51 болельщик, из таких стран как Сербия, Украина, Франция, Испания, Бразилия.

Возрастная характеристика участников опроса выглядела следующим образом: мужчины в возрасте от 18 до 23 лет составили самую многочисленную категорию - 34 человека, женщины - 18 человек; возрастные категории от 23 до 26 лет составили 10 человек, женщины - 4 человека, самая малочисленная категория респондентов - болельщики в возрасте 26-30 лет - 7 человек мужчины и 2 женщины.

У 16 участников опроса (24%) есть дети, с которыми они посещают футбольные матчи, а 51 человека (76%) детей не имеют или предпочитают ходить на матчи без них Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что наиболее обширная категория туристов, это мужчины и женщины, в возрасте 18-30 лет, предпочитающие посещать футбольные матчи без наличия детей.

На вопрос о сумме, которую готовы потратить болельщики на развлекательный тур спортивной направленности в городе принимающим матчи ЧМ ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1):

ОТ 45001 до

ДО 25001 до ЗООООруЁлей 28%

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос о сумме, которую готовы потратить болельщики на развлекательный тур спортивной направленности в городе принимающим матчи ЧМ.

Можно констатировать, что тур от 20.000 до 25.000 рублей выбрало 28 человек, от 25001 до 30000 рублей 19 человек, от 30001 до 35000 рублей 13 человек, от 35.001 до 45.000 5 человек, от 45001 до 50000 рублей 3 человека

На вопрос, пользуются ли болельщики туристскими фирмами при организации развлекательно-

го тура спортивной направленности, подавляющее большинство туристов ответили, что пользуется услугами туристских компаний. Однако, весомым является и показатель 33% опрошенных, предпочитающих путешествовать самостоятельно, это может свидетельствовать о недостаточном разнообразии предложений на рынке от туристских предприятий, а также остром недостатке турпро-грамм, которые предусматривают посещение нескольких мест, размещения на нескольких объектах, учитывая в группе туристов наличие детей.

В ходе опроса участникам было предложено оценить по 5 бальной шкале факторы, оказывающие на них влияние при выборе туристского продукта, где 5 - высокий уровень влияния, а 1 - низкий уровень влияния.

Оценки выглядели следующим образом (табл. 1, рис. 2):

Таблица 1

Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на выбор

щих ЧМ, ответы распределились следующим образом (рис. 3):

Факторы Балл

1 2 3 4 5

Эффектная реклама 0 20 20 25 35

Цена 1 10 9 20 60

Место приобретения путевки 10 10 10 30 40

Сервис 10 10 10 10 60

Страна 0 0 0 20 80

Рис. 2. Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на выбор туристского продукта в городах принимающих ЧМ.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что основными факторами, оказывающими влияние на выбор туристского продукта является страна, которую болельщики собираются посетить. Исходя из последних событий и фильма, выпущенным ВВС в 2017 году, который рассказывает, о фанатах в России можно сказать, что это является самым важным фактором в выборе тура (80%). Цена тура (60%) так же оказалась наиболее важной для болельщиков, так как основная масса болельщиков хочет посетить и матчи и посмотреть достопримечательности, которые находятся в том или ином городе посещения, сервис составляет (60%), а реклама оказывает меньшее воздействие (35%), чем место приобретения путевки (40%).

Следующим вопросом о виде туризма, который предпочитают болельщики в городах принимаю-

культурно-

туры Вводного

познавательный 10%

спортивный 2914

событийный 49%

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о виде туризма, который предпочитают болельщики в городах принимающих ЧМ

Так, с целью спортивного туризма в города принимающих ЧМ поедут 29% респондентов, 49% прилетят Россию с целью посещения только события, то есть событийного туризма, 10% - предпочитают только познавательные туры, культурно-познавательны и туры выходного дня предпочли лишь 6 % респондентов.

По итогу анкетирования был сделан следующий вывод, что большая часть зарубежных болельщиков предпочтет разместится в городах, принимающих ЧМ в гостиницах, хостелах или съемных квартирах. Так, вариант ответа с хосте-лом предпочло 57% респондентов, 29% указали гостиницу, 8% - остановится в съемных квартирах. 2% затруднились с ответом.

Зарубежные болельщики, выбирая достопримечательности для посещения городов, в которых пройдут матч ЧМ, останавливают свой выбор на таких, которые имеют отношения к Чемпионату мира по футболу 2018 года, а именно: посещение стадионов - 37% и показательные тренировки сборных - 34%.

Последний вопрос был задан с целью определения активности болельщиков в отношении развивающегося в последнее время в России спортивно - событийного туризма. Так, на вопрос о привлекательности туризма в городах принимающих ЧМ, ответы респондентов распределились следующим образом: большинство болельщиков предпочитают посещение стадионов и открытых тренировок 22%, немаловажным фактов является свободной продажи и приобретения сувенирной продукции 19 %, так же стоит отметить тот факт, что болельщики хотят провести активный тур и отмечают , что хотят участвовать в спортивном турнире 19%, так же стоит отметить , что каждый болельщик хотя бы раз в жизни делал ставку на любимую команду, учитывая этот факт 21% болельщиков выбрали участие в лотереи как один из видов азартных игр , уделили внимание так же наличию культурно- познавательной программы в туре 14%.

Таким образом, болельщики, приезжающие на Чемпионат мира, хотят провести активный отдых и как можно больше узнать о местных достопримечательностях.

П т

Т

со

IZ <

е

со ^

о

СЧ

После анализа ответов на вопросы и систематизирования полученных результатов опроса иностранных болельщиков, можно заключить, что формируя спортивный тур для футбольных болельщиков в условиях Чемпионата Мира по футболу 2018 года его нужно планировать из двух составляющих: спортивно-развлекательной части и культурно-познавательной. Первая часть должна носить спортивно-развлекательный характер с целью ознакомления болельщиков с культурными ценностями в городов принимающих ЧМ и посещение их культурных и исторических мест.

Вторая часть должна быть спортивно-развлекательной - ее целью должно стать посещение конкретных спортивных мероприятий, посвященных Чемпионату Мира по футболу 2018 года.

Для продвижения такого тура на рынок турин-дустрии следует придерживаться основных рекомендаций:

1. Участие в туристских выставках и мероприятиях.

Необходимо участвовать в выставках, связанных с туристской индустрией. Продвижение тур продукта на масштабных выставках и ознакомление с наличием таких туров и его содержанием, поможет продвинуть турпродукт и сделать его узнаваемым.

2. Организация собственных корпоративных мероприятий для привлечения потенциальных клиентов.

Организовывать собственные мероприятия -это эффективный и надежный метод. Эффективен он потому, что глава турфирмы сможет пообщаться с потенциальным клиентом с глазу на глаз и обсудить все нюансы организации такого рода туров. Корпоративные мероприятия помогают наладить отношения исполнителя и заказчика. Организовать такого рода мероприятия можно как в офисе самой тур фирмы, так и арендовав помещения, разослав предварительно электронные, бумажные приглашения. Необходимо на самом мероприятии общаться с потенциальными клиентами, информировать его о создании нового турпродукта, наличие информационных буклетов и доступа в интернет, так как клиент возможно захочет оценить возможности данного тура и прибыль, которую он получит в конечном счете.

3. Выпуск буклетов и рекламных проспектов.

Необходимо обеспечить информацией туристов, которые захотят подробнее узнать о спортивных турах. Один из вариантов - раздача рекламных буклетов на улице промоутером, реклама буклетов в офисах продаж на ресепшине. Рекламные проспекты следует размещать в местах скопления людей- остановки, торговые центры.

3. Организация рекламной компании в социальных сетях (Instagram, facebook, вконтакте, одноклассники, twitter).

Необходимо создание официальной группы спортивных туров и размещение в ней рекламы. Рекламу можно разместить на официальном сайте турагентства, а также посты в социальных сетях с

полной информационной справкой о турах. Как один из вариантов интернет пиара может выступать репост записи на личные страницы пользователей с целью заинтересовать как можно больше людей. Это является бесплатным способом пиара туров и можно сэкономить на этом часть средств.

4. Организация рекламной компании на билбордах и рекламных щитах.

Один из самых эффективных способов рекламы. Размещение таких билбордов вблизи загруженных дорог, автомагистралей. Стоя в пробке, водители и пассажиры смогут ознакомиться с краткой информацией о спортивных турах.

5. Рекламная компания у блоггеров социальных сетей и видеохостингов.

Один из самых популярных способов оповещения людей о спортивных турах. Сейчас блоггерам социальных сетей и видеохостингов доверяет огромная аудитория людей и то, что они проведут пиаркомпанию по продвижению данного тура у себя на странице, даст огромные шансы в успешности продаж и продвижения спортивного турист-кого продукта. Реклама у блоггеров стоит намного дешевле, чем реклама на ТВ, радио, билборды и проспекты, стоить отметить еще один факт - она более эффективна.

6. Организация рекламной компании в турст-ских журналах, радио.

Туристские журналы и реклама в них - отличный способ продвижения турподукта на туристский рынок. Печатная реклама в журналах позволит донести до читателей нужную информацию в кратком виде. Реклама на радио так же позволит донести до слушателей радиостанции краткую информацию о турпродукте и его существовании на туристском рынке. Миллионы слушателей смогут прослушать и взять на заметку о наличии такого турпродукта на рынке туристких услуг.

7. Рассылка информационных писем по фан-клубам.

Фан-клубы - это объединения болельщиков, которые могут сыграть огромную роль в продвижении данного турпродукта. Такие объединения нередко организовывают выезды за границу для своих членов клуба и имеют связи за рубежными фан-клубами. Объединения болельщиков смогут сыграть роль потенциального клиента.

Создание спортивного тура для футбольных болельщиков в условиях чемпионата мира по футболу 2018 года на сегодняшний день является достаточно перспективным направлением и при грамотном и качественной его организации позволит быть конкурентоспособным на рынке туристских услуг, пользующихся спросом у зарубежных туристов, которые в большом количестве посетят Россию в период проведения мирового футбольного форума.

Литература

1. Бгатов А.П., Туристские формальности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Бгатов, Т. В. Бойко, М. В.Зубрева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

2. Игнатьева И.Ф., Организация туристской деятельности: для бакалавров: учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 "Педагогическое образование" / И. Ф. Игнатьева. - Москва [и др.]: Питер, 2015. - 448 с.

3. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности М. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 256 с.

4. Камалдинова Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. - М.: Педагогика, 2010. - 301 с.

5. Тарасов А. Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм // Русский национализм между властью и оппозицией. Сборник статей. -М.: Центр «Панорама», 2010. - 179 с.

Features of formation of the sports tour for football fans in the

conditions of the fifa world cup of 2018 Kutyin I.V., Andropova E.M., Vinyukova E.A., Romanenkov A.I.

Russian state university of tourism and service, The Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Bauman Moscow State Technical University, The Russian state agricultural university of K.A. Timiryazev Features of formation of a sports tour for football fans in the conditions of the FIFA World Cup of 2018 and ways of his advance on the market of the tourism industry are given in article. Till 2014 the small number of travel agencies was engaged the organizations of sports tours for the fans directed to what visit - or sporting events. Tours have been organized during the Olympic Games in Sochi, during the World Ice Hockey Championship, want to direct also this got experience to the organization of sports tours during the FIFA World Cup of 2018. The developed tours will belong to the category of sports tours, its sense and the main component will be sports making - visit of this or that country within holding any sports event. According to the latest data about one and a half million fans from every quarter of the planet are expected and it is not a limit yet.

Now the tours to Russia directed to visit of sporting events as events of such scale are seldom held in the territory of the Russian Federation can provide a small amount of travel agency. During the World Cup on soccer of 2018 of travel agency sports tours across the cities where Championship matches will be played will provide to foreign fans References

Keywords: sports tour, football fans, FIFA World Cup, Moscow, Russia, tourist product.

1. Bgatov, AP, Tourist formalities: Proc. allowance for stud. su-

preme. training. institutions / A. P. Bgatov, T. V. Boyko, M. V. Zubrev. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. - 304 p.

2. Ignatieva IF, Organization of tourist activity: for bachelors: a text-

book for higher educational institutions, which conducts training in the direction 050100 "Pedagogical Education" / IF Ignatieva. -Moscow [and others]: Peter, 2015. - 448 p.

3. Ilyina, E.N. Turopereting: the organization of activity M. Textbook.

- Moscow: Finance and Statistics, 2005. - 256 p.

4. Kamaldinova EI Youth as an object and subject of social activity.

- M .: Pedagogy, 2010. - 301 with.

5. Tarasov AN The subculture of football fans in Russia and right-

wing radicalism // Russian nationalism between the authorities and the opposition. Digest of articles. -M .: Center "Panorama", 2010. - 179 with.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.