Научная статья на тему 'Направления в обучении риторике в гимназии'

Направления в обучении риторике в гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. С. Симакова

Многоаспектность риторики и разделение ее на общую и частную обусловливает актуальность вопроса об отборе содержания риторического образования в школах разного типа. Гимназия как школа повышенного уровня ставит перед собой задачу дать учащимся широкое гуманитарное образование и коммуникативно-когнитивное развитие. В связи с этим необходимо включать в учебные планы гимназий риторику. Несмотря на различие в содержании риторического образования гимназических классов разного профиля (экономический, юридический, педагогический и другие), в целом можно выделить следующие направления обучения риторике в гимназии: 1) изучение теоретического материала; 2) тренировка произносительных навыков учащихся; 3) изучение норм литературного языка; 4) чтение, аудирование и анализ риторических образцов; 5) изучение практических средств риторики, в том числе речевых жанров; 6) создание учащимися собственных текстов на основе изученных риторических средств; 7) применение полученных знаний в ходе развивающих игр и тренингов; 8) свободное речевое творчество учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A great variety of aspects of rhetoric studies and the division into general and special Rhetoric make the problem of selecting topics for teaching Rhetoric in different types of schools of great interest at present. The task of grammar schools (the so-called «gymnasiums») as high-level schools is to give their pupils wide humanitarian education and to develop their communicative and cognitive skills. That’s why it is necessary to include rhetoric in the curriculum of gymnasiums. In spite of some differences in Rhetorical topics studied in gymnasium classes of various slants (economic, juridical, pedagogical, etc.), in general we can point out the following lines of teaching Rhetoric in a gymnasium: 1) teaching some theoretical topics; 2) developing students’ pronunciation skills; 3) teaching some literary language norms; 4) organizing reading, listening to and analyzing of rhetorical patterns; 5) teaching some practical methods of rhetoric, including the use of various speech genres; 6) making students frame or create their own texts with the use of their developed skills; 7) making students use their knowledge in some developing games and trainings; 8) giving students an opportunity for free creative activities.

Текст научной работы на тему «Направления в обучении риторике в гимназии»

УДК 82.085:371.3

Е.С. СИМАКОВА

Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина

НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ РИТОРИКЕ В ГИМНАЗИИ

Многоаспектность риторики и разделение ее на общую и частную обусловливает актуальность вопроса об отборе содержания риторического образования в школах разного типа. Гимназия как школа повышенного уровня ставит перед собой задачу дать учащимся широкое гуманитарное образование и коммуникативно-когнитивное развитие. В связи с этим необходимо включать в учебные планы гимназий риторику. Несмотря на различие в содержании риторического образования гимназических классов разного профиля (экономический, юридический, педагогический и другие), в целом можно выделить следующие направления обучения риторике в гимназии: 1) изучение теоретического материала; 2) тренировка произносительных навыков учащихся; 3) изучение норм литературного языка; 4) чтение, аудирование и анализ риторических образцов; 5) изучение практических средств риторики, в том числе речевых жанров; 6) создание учащимися собственных текстов на основе изученных риторических средств; 7) применение полученных знаний в ходе развивающих игр и тренингов; 8) свободное речевое творчество учащихся.

A great variety of aspects of rhetoric studies and the division into general and special Rhetoric make the problem of selecting topics for teaching Rhetoric in different types of schools of great interest at present. The task of grammar schools (the so-called «gymnasiums») as high-level schools is to give their pupils wide humanitarian education and to develop their communicative and cognitive skills. That's why it is necessary to include rhetoric in the curriculum of gymnasiums. In spite of some differences in Rhetorical topics studied in gymnasium classes of various slants (economic, juridical, pedagogical, etc.), in general we can point out the following lines of teaching Rhetoric in a gymnasium: 1) teaching some theoretical topics; 2) developing students' pronunciation skills; 3) teaching some literary language norms; 4) organizing reading, listening to and analyzing of rhetorical patterns; 5) teaching some practical methods of rhetoric, including the use of various speech genres; 6) making students frame or create their own texts with the use of their developed skills; 7) making students use their knowledge in some developing games and trainings; 8) giving students an opportunity for free creative activities.

Признание того факта, что формирование риторической компетенции учащихся является неотъемлемой специфической составляющей общей речевой подготовки учащихся, заставляет ученых-методистов обратить пристальное внимание на проблемы методики обучения риторике в школе. Сегодня актуальной проблемой этой относительно молодой отрасли методики обучения русскому языку является проблема содержания риторического образования в школах разного типа. Как известно, современная риторика - это многоаспектная наука, имеющая точки пересечения как с другими речеведческими науками, так и с психологией, логикой, социологией, эстетикой, этикой, а также актерским мастерством. Это, а также традиционное разделение ри-

торики на общую, изучающую правила построения эффективной и целесообразной речи вообще, и частную, рассматривающую специфику создания речей определенных жанров, применяемых в конкретной сфере коммуникации (например, в межличностном, юридическом, педагогическом общении), не может не влиять на специфику отбора содержания образования в классах различного уровня и профиля.

Современные гимназии - это школы повышенного уровня, призванные обеспечивать широкую гуманитарную подготовку школьников, развивать их коммуникативно-речевые умения, формировать готовность к самообразованию. Бесспорно, введение риторики в учебный план гимназий является необходимым, поскольку данный учебный

предмет наряду со специальной подготовкой учащихся к публичным выступлениям формирует у них умение эффективного общения и важнейшие общеучебные умения (умение работать с текстом, а именно понимать коммуникативное намерение адресанта, вычленять главное, следить за развитием авторской мысли и другое; умение использовать различные источники информации; умение продуцировать собственные высказывания различных жанров, в том числе и в жанрах, востребованных в учебно-научной сфере, к которым, например, относятся реферат, сообщение, доклад и другое). Учитывая наличие профильных классов в большинстве гимназий, следует отметить, что содержание риторического образования в них будет варьироваться в зависимости от профиля. Так, целесообразно в программу риторики педагогических классов включить сведения о педагогическом общении, педагогическом такте и прочих этических нормах, регулирующих данную сферу общения, в юридическом классе полезным будет знакомство учащихся с историей судебного красноречия, виднейшими дореволюционными русскими судебными ораторами, в экономическом классе - ознакомление с основами делового общения. Однако, несмотря на вариативность в риторическом образовании гимназистов, можно вычленить те направления в обучении риторике, которые могут иметь место в гимназическом классе любого профиля.

1. Изучение теоретического материала: усвоение понятий и терминов риторики, закономерных связей, правил. К примеру, это может быть усвоение понятий «оратор», «общение», «виды общения», «аргументация» и других, а также основных теоретических сведений из классической риторики (классический риторический канон и его этапы).

2. Тренировка произносительных навыков учащихся путем выполнения специальных заданий для развития дикции, заучивания скороговорок, упражнения в применении интонационных средств выразительности.

3. Изучение норм литературного русского языка (ортологическое направление),

которое является сквозным и охватывает весь период обучения в школе. Целесообразно включать в уроки риторики ортологи-ческие пятиминутки, в ходе которых учащиеся знакомятся с нормами произношения, словообразования, словоупотребления, грамматическими и стилистическими нормами. Весьма полезно включать в обучение анализ образцового и негативного языкового материала, в том числе и продукты рече-творчества самих учащихся.

4. Чтение, аудирование и анализ образцов классических и современных авторов, что позволяет научиться вникать в замыслы чужой письменной и устной речи и различать за внешней формой внутреннее содержание и глубинные цели.

5. Изучение практических средств риторики: правил, законов, моделей, типов речи, фигур и тропов, вербальных и невербальных средств общения. В рамках данного направления главное место должно занимать изучение речевых жанров, используемых в повседневном и деловом общении, в том числе в процессе учебной деятельности. Изучение практических средств риторики целесообразно реализовать с использованием теоретико-практических методов: учащимся следует предлагать задания по выбору темы и определению цели выступления, составлению плана, изобретению и размножению идей, отработке интонационной выразительности, использованию изобразительно-выразительных средств речи, решению риторических задач и другое.

6. Создание собственных текстов учащимися с использованием изучаемых риторических средств (диалоги и монологи, речи, мини-доклады, выступления, сочинения, письма и так далее). Можно рекомендовать детям составить план выступления, детализировать его, познакомиться с имеющимися в библиотеке литературными источниками и подготовить текст к произнесению, обосновать использование фигур и тропов в данном тексте. Составление диалогов желательно сопровождать их инсценировкой с последующим анализом с точки зрения этикета, учета психологии собеседника и тому подобное. Кроме того, на уроках можно практико-

178 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

вать минутки юмора и использования «крылатых слов», их активизацию в речи.

7. Применение полученных знаний на практике в ходе развивающих игр, тренингов и других активных методов обучения, в той или иной степени воссоздающих реальные речевые ситуации. Это может быть учебных спор и дискуссия, конкурс «На приз Цицерона», тренинг «Интервью», «Вам слово», составление коллективного письма в молодежную газету и другое. Главная задача этой работы - актуализировать имеющиеся у детей представления и знания и повысить мотивацию к общению.

8. Свободное творчество учащихся (разработка сценариев, выступление с докладами, подготовка рефератов, участие в ученических конференциях, дискуссиях, сценических постановках и другое). В гимназии, как правило, создается особая внутришкольная среда, характеризующаяся активностью общественной жизни, атмосферой сотворчества. Это становится возможным благодаря созданию органов детского самоуправления, работе объединений учащихся по интересам, школьных музеев, деятельности научного общества учащихся. Вовлечение гимназистов во внеклассную деятельность способствует реализации их коммуникативных устремлений. Осознание практической значимости и востребованности изученного на уроках риторики материала, который создает базу для общения вне класса, в том числе и делового,

позволит детям прочнее усвоить знания и научиться отбирать и применять те из них, которые составляют основу эффективной коммуникации в каждой конкретной речевой ситуации.

Исследование, проведенное нами в V-IX классах гимназии № 2 им. И.П.Павлова г. Рязани, показало, что при разноаспектном обучении значительно выросли коммуникативные умения учащихся. Например, обучение учащихся VI класса в течение года дало следующие результаты: улучшились такие коммуникативные качества речи, как богатство (на 14,8 %), ясность (на 14,8 %), чистота (на 25,9 %), правильность (на 22,2 %), аргументированность (на 14,8 %). Сформировано первоначальное умение использовать в речи приемы аргументации (употребление цитат, определений, сравнений и тому подобное), а также умение украшать речь пословицами, примерами, риторическими вопросами. О повышении речевой культуры говорит факт значительного снижения процента речевых ошибок. Об улучшении техники речи свидетельствует повышение показателей четкости дикции, уменьшение количества «лишних» слов и неуместных пауз. На 16,7 % возросло умение использовать интонационные средства выразительности. Данные результаты получены при сопоставлении экзаменационных ответов учащихся (интегрированный экзамен по литературе -истории - риторике) в конце V и VI классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.