Научная статья на тему 'Направления укрепления доходной части регионального бюджета'

Направления укрепления доходной части регионального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НАЛОГИ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бамбушева Элина Юрьевна

В статье анализируются динамика и структура доходов бюджета Республики Калмыкия. Рассматриваются основные источники поступления в бюджет от налоговых и неналоговых доходов. Предложены направления повышения поступлений доходов в региональный бюджет с целью его укрепления и обеспечения развития региона, как социально-экономической системы. Определены основные риски при проведении мероприятий по повышению собственных доходов регионального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления укрепления доходной части регионального бюджета»

Среднесписочная численность работников в среднем на одну инновационно-активную организацию составила 1267 человек, на неинновационную - 260 человек. Квалификация работников, характеризуемая наличием высшего профессионального образования, несколько выше в инновационных организациях. Специалисты с высшим профессиональным образованием составляют 22,1%, против 19,5% в неинновационных организациях.

Анализ полученных данных показывает, что наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности в организациях связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых экономических факторов относится высокая стоимость нововведений - его назвали 33,5% обследованных организаций, недостаток собственных денежных средств - 32,6%, недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 29,3%, высокий экономический риск

- 27,3% организаций.

Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права - именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес. Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Литература

1. Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист.

- 2002. - №2. - С.51-52.

2. Грязневич В. Инновационная проекция // Эксперт. Северо-Запад. - 2003. -№18. - С. 18-20.

3. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. - 2002. - №7. - С.127-139.

4. Дианов Е.М. Успех инноваций определяют высокие технологии // Экономист. - 2002. - №6. - С.38-43.

5. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002. -

244 с.

Э.Ю. Бамбушева

НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА

Аннотация. В статье анализируются динамика и структура доходов бюджета Республики Калмыкия. Рассматриваются основные источники поступления в бюджет от налоговых и неналоговых доходов. Предложены направления повышения

© Бамбушева Э.Ю., 2013

поступлений доходов в региональный бюджет с целью его укрепления и обеспечения развития региона, как социально-экономической системы. Определены основные риски при проведении мероприятий по повышению собственных доходов регионального бюджета.

Ключевые слова. Региональный бюджет, доходы, налоги, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

В современных условиях региональный бюджет является крупнейшим денежным фондом, находящимся в соответствии с принципом бюджетного федерализма, в прямом распоряжении государственных органов власти субъекта федерации. Из этого следует широкий спектр возможностей самостоятельного принятия достаточно действенных решений органами государственной власти субъектов, нацеленных на изменение состояния всех сторон жизни региона. Расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую зависят от доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому, одной из первостепенных задач, которые ставят перед собой регионы, является увеличение доходов бюджета.

В последние годы наблюдается существенный рост доходов региональных бюджетов многих субъектов Российской Федерации. Анализ увеличения доходов проведем на примере регионального бюджета Республики Калмыкия.

За последние годы, несмотря на трудности переходного периода к рыночной экономической системе, в Республике Калмыкия в целом сохраняется достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика отдельных показателей социально-экономического развития, что отразилось на росте экономики региона. Как следствие, в последние годы объем безвозмездных поступлений снижался, при постоянном росте налоговых и неналоговых поступлений, в результате чего, по итогам исполнения бюджета за 2011 и 2010 годы уровень дотационности республики составил менее 60% (56,32%, и 53,56% соответственно). Таким образом, по итогам исполнения 2011 года, Республика Калмыкия согласно статье 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена из группы высокодотационных регионов, и в настоящий момент находится в группе с долей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах в пределах от 20% до 60% [1].

Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений в бюджет Республики Калмыкия в 2011 г. занимают дотации - 42,0% и субсидии из федерального бюджета - 38,4% [6].

В 2011 году дотации бюджету Республики Калмыкия поступили в сумме 2342,2 млн. руб., в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 1959,6 млн. руб. и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 382,6 млн. руб.

Субсидии из федерального бюджета поступили в сумме 2137,2 млн. руб., что составило 97,2% к годовым назначениям - 2197,8 млн. руб. По сравнению с 2010 г. объем субсидий из федерального бюджета увеличился на 187,0 млн. руб. или на 9,6%.

По безвозмездным поступлениям в расчете на одного жителя на 1 января 2012 года Калмыкия занимает 1 место (19,6 тыс. руб.) среди субъектов Южного федерального округа, среди субъектов РФ - 17 место (среднероссийское значение -11,5 тыс. руб., по ЮФО - 10,4 тыс. руб.) [6].

В Республике Калмыкия на протяжении последних лет наблюдается рост собственных доходов бюджета. Если в 2009 г. в консолидированный бюджет Республики Калмыкия поступило 3254,4 млн. руб., то в 2010 г. 3484,9 млн. руб., в 2011 г. 3868,5 млн. руб. Темп роста собственных доходов в 2010 г. к уровню 2009 г. составил 107,1%, в 2011 г. к уровню 2010 г. 111,0% соответственно [2, 3, 4].

Важнейшими доходными источниками бюджета Республики Калмыкия являются налоговые поступления, доля которых в структуре доходов занимает наибольший удельный вес. В 2010 г. доля налоговых поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета республики составляла 32,1%, в 2011 г. доля составила 34,6%, рост налоговых доходов составил 308,4 млн. руб.

Неналоговые доходы бюджета Республики Калмыкия в 2011 г. составили 595,1 млн. руб. Темп роста к 2010 г. - 93,9%. По сравнению с 2010 г. объем неналоговых доходов сократился на 38,7 млн. руб., в основном за счет сокращения поступлений по штрафам, санкциям и возмещению ущерба.

Основными источниками поступления доходов в бюджет Республики Калмыкия на протяжении ряда лет являются поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, акцизов, земельного налога, а также с доходов от оказания платных услуг и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Доля различных источников в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Калмыкия приведена в таблице [2, 3, 4].

Таблица

Основные источники доходов бюджета Республики Калмыкия, %

Источник дохода 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Налог на прибыль организаций 19,83 9,78 12,32

НДФЛ 37,49 35,55 34,81

Налог на имущество организаций 3,91 4,26 5,42

Акцизы 9,38 17,85 17,75

Земельный налог 7,36 6,72 7,68

Доходы от оказания платных услуг 4,00 4,35 4,55

Доходы от использования имущества 4,35 4,32 4,03

Увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. объема налоговых и неналоговых доходов обусловлено ростом поступлений по следующим доходным источникам.

1. Налог на прибыль организаций.

Поступления налога на прибыль по сравнению с 2009 г. значительно снизились и в 2011 г. составили 476,5 млн. руб. Темп роста к уровню исполнения за 2010 г. составил 135,3%. Рост поступлений налога обусловлен увеличением прибыли предприятий. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий на 1 января 2012 г. сложился положительный и составил - 603,9 млн. руб.

На 1 января 2012 г. прибыль предприятий составила 1264,7 млн. руб., что выше соответствующего показателя аналогичного периода 2011 г. (345,7 млн. руб.) на 265,9%.

Наибольший рост оборота организаций в 2011 г. сложился в сельском хозяйстве и рыболовстве 131,4% и 330% (в % к 2010 г.), в оптовой и розничной торговле -118,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 115,3% [5].

По сравнению с 2010 г. в целом возросли поступления налога от крупнейших налогоплательщиков - обособленных подразделений в два и более раза, таких как ОАО «Газпром», Калмыцкое отделение Сбербанка России, ОАО «МТС», ОАО «Ростелеком», ОАО «Ритэк», ОАО «Россельхозбанк». Увеличилась налогооблагаемая база за счет включения поступлений от ООО «Стройновация», Сейсморазведовательная партия №4 ОАО «Волгограднефтьгеофизика». Эти организации перечислили в республиканский бюджет налог на прибыль в сумме более 25 млн. руб. [5].

2. Налог на доходы физических лиц.

Поступления по налогу на доходы физических лиц в республиканский бюджет по итогам 2011 г. составили 663,7 млн. руб. В сравнении с исполнением за 2010 г. поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 9,4%, или на 57,2 млн. руб. Рост, прежде всего, обусловлен тем, что в 2011 г. были приняты меры по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение прошло в 2 этапа - с 1 июля на 6,5% и с 1 октября на 6,5%. При этом заработная плата учителей с 1 сентября увеличилась на 30%.

Кроме указанного, с 1 декабря 2011 г. в 1,15 раза увеличены размеры окладов работников государственных учреждений и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. За 2010 г. средняя заработная плата по республике сложилась на уровне 12081,4 руб., в 2011 г. - 12552,6 руб., но вместе с тем данные статистики наглядно показывают, что разброс данного показателя в муниципальных образованиях остался на прежнем уровне и достигает 5,3 тыс. руб. [5].

3. Налог на имущество организаций.

В 2011 г. обеспечено поступление налога на имущество организаций в доход республиканского бюджета в сумме 209,5 млн. руб. По сравнению с уровнем 2010 г. рост составил 56,3 млн. рублей или 36,8%. Данное превышение объясняется увеличением налоговой базы по отдельным налогоплательщикам и отменой льготы органам государственной власти Республики Калмыкия и созданным ими бюджетным учреждениям с 1 января 2011 г.

4. Акцизы.

Увеличение поступления акцизов по подакцизным товарам за 2011 г. в республиканский бюджет составило 686,7 млн. руб., или 93,6% бюджетных назначений. В сравнении с 2010 г. поступления акцизов увеличились на 44,4 млн. руб. или 6,9%, что объясняется увеличением поступления доходов от уплаты акцизов, распределяемых между субъектами Российской Федерации в связи с повышением размеров налоговых ставок акцизов и изменением нормативов отчислений от них в бюджет Республики Калмыкия: по алкогольной продукции на 8,8% или на 6,6 млн. руб., по нефтепродуктам на 6,7% или на 37,9 млн. руб.

5. Доходы от использования имущества на 1 января 2012 г. составили 21,1 млн. руб. или 134,2% к бюджетным назначениям. Это выше показателя аналогичного периода 2010 г. на 3,0 млн. руб. или на 16,9%. Указанные доходы в отчетном периоде сформированы в основном за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности в сумме 19,3 млн. руб., что на 34,5% больше аналогичного показателя за 2010 г. (14,3 млн. руб.). Превышение плановых показателей обусловлено увеличением количества заявителей в 2011 г., а также предоставлением земельных участков в аренду по результатам аукционов.

В настоящее время результатом бюджетной политики, направленной на увеличение поступлений доходов в бюджет региона, является принятие ряда мер в части:

• оптимизации налоговых льгот;

• увеличения налоговой базы основных доходообразующих налогов;

• реализации мер по расширению круга налогоплательщиков;

• принятия мер по снижению задолженности в бюджеты всех уровней.

В рамках оптимизации налоговых льгот в 2010 г. принят Закон Республики Калмыкия от 29 июня 2010 г. №188-1У-З «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Калмыкия «О налоге на имущество организаций», устанавливающий отмену льгот органам государственной власти и созданным ими бюджетным учреждениям - с 1 января 2011 г., органам местного самоуправления и созданным ими бюджетным учреждениям - с 1 января 2012 г. Это позволило привлечь дополнительно в 2011 г. в доход бюджета республики 31 млн. руб., в 2012 г. планируется увеличение поступлений по данному виду налога на 105 млн. рублей.

Постепенное увеличение налоговых ставок по транспортному налогу позволило достигнуть роста поступлений транспортного налога с 35,7 млн. руб. в 2009 г. до 63,2 млн. руб. в 2010 г. или в 1,8 раза. В 2011 г. объем поступлений данного налога составил уже 81,9 млн. руб. с ростом на 29,6% к 2010 г.

Кроме того, в целях обеспечения эффективного использования республиканского и муниципального имущества, повышения доходной части республиканского бюджета ежегодно проводятся мероприятия по дальнейшей регистрации права собственности Республики Калмыкия, а также передаче в аренду земель республиканской собственности.

Для полноценного исполнения социально-значимых расходов бюджета Республики Калмыкия и увеличения поступления доходов предлагается проведение следующих мероприятий:

• принятие мер по увеличению заработной платы в отраслях экономики, выявлению и устранению фактов выплаты заработной платы ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, легализации теневой заработной платы, созданию новых рабочих мест;

• совершенствование качества налогового администрирования по налогам со специальным налоговым режимом, в том числе: проведение мероприятий по переводу личных подсобных хозяйств в форму крестьянских фермерских хозяйств в соответствии с нормами федерального и республиканского законодательства, а также увеличение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для отдельных видов деятельности;

• сокращение понижающего коэффициента для оценки стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения;

• выявление незарегистрированных в установленном порядке земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, с целью постановки их на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию, и в налоговых органах;

• принятие мер по поступлению дополнительных доходов от использования земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Калмыкия и муниципальной собственности;

• проведение мероприятий по погашению недоимки по налогам и сборам, и иным обязательным платежам.

Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также изменения в действующем бюджетном законодательстве диктуют необходимость проведения мероприятий по повышению собственных доходов региональных бюджетов, при этом следует учитывать определенные риски:

• возможность изменения бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне;

• предоставление неполной информации в рамках информационного взаимодействия между налоговыми органами и Министерством финансов Республики Калмыкия может затруднить проведение детального анализа динамики и структуры задолженности по налоговым и неналоговым платежам, а также проведение качественной оценки эффективности налоговых льгот;

• привлечение дополнительных доходов от использования и реализации государственного и муниципального имущества содержит риски невыполнения, связанные с уменьшением площадей земельных участков, сдаваемых в аренду, неликвидностью государственного и муниципального имущества.

Несомненно, задействование всех вышеназванных резервов даст определённую прибавку бюджетных ресурсов. Однако ключевым потенциальным источником роста доходной базы продолжает оставаться диверсификация экономики региона. Кризис выявил всю незащищённость бюджетной системы области от влияния мировой конъюнктуры, поэтому только настойчивое осуществление мероприятий, направленных на создание разносторонне развитой экономики, способно решить проблему бюджетной сбалансированности, обеспечить стабильное наполнение республиканской казны и свести к минимуму бюджетные риски.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Правовая система «Консультант».

2. Закон Республики Калмыкия №187-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2009 год» от 29.06.2010 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №385-IV от 24.06.2010.

3. Закон Республики Калмыкия №263-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2010 год» от 02.06.2011 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №551-IV от 31.05.2011.

4. Закон Республики Калмыкия №356-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2011 год» от 29.06.2012 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №748-ГУ от 26.06.2012.

5. Постановление Правительства Республики Калмыкия №230 «Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия за 2011 год и основных показателях предварительного прогноза социально-экономического развития отраслей экономики Республики Калмыкия на 2013 год и на период до 2015 года» от 28.06.2012.

6. Отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов // Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России) [Электр. ресурс]: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html, свободный.

И.Ю. Барабанова

МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы финансирования инвестиционных проектов промышленного предприятия, которые представляют собой совокупность форм и методов реализации предприятием инвестиций для решения задач, связанных с функционированием и обновлением основных фондов.

Ключевые слова. Инвестиционные проекты, промышленные предприятия, инвестиции, основные фонды.

Эффективность организаций, компаний, холдингов и отраслей промышленности в целом в значительной степени зависит от инвестиций, необходимых для воспроизводства, технического перевооружения основных фондов. Процессы становления рыночных отношений в России существенно изменили характеристики и условия инвестиционной деятельности. Предоставление свободы для предпринимательства, создание правовой и экономической базы условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов и другие факторы привели к коренному реформированию ранее действовавшего механизма долгосрочного финансирования инвестиций.

© Барабанова И.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.