Научная статья на тему 'Направления трансформации производства и сбыта в с'

Направления трансформации производства и сбыта в с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСА / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПТИЦА / ПРОИЗВОДСТВО / СБЫТ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкарь Ольга Михайловна

В статье автор рассматривает эмпирические аспекты современной трансформации производства и сбыта в системе товароснабжения рынка мяса и мясопродуктов, определяет факторы и условия повышения эффективности товарно-сбытовой кооперации в цепях поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пушкарь Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления трансформации производства и сбыта в с»

стью. Создание таких институтов позволит увеличить инвестиционную привлекательность региона, а в сочетании с эффективной нормативно-правовой базой инвестиционной деятельности позволит привлекать области большие объемы инвестиций, развивать инфраструктуру и экономику области и повышать уровень жизни населения.

Список литературы

1. Страхова И.Ю. Характеристика методов балльной оценки инвестиционной привлекательности региона // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2008. Вып. 3 (22), С.319-322

2. Официальный сайт Администрации Курской области - Режим доступа: http://adm.rkursk.ru

3. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт» - Режим доступа: http://raexpert.ru

4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ - Режим доступа: http://www.gks.ru

УДК 339.35

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА В СИСТЕМЕ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РЫНКА МЯСА И

МЯСОПРОДУКТОВ

Пушкарь Ольга Михайловна, старший преподаватель Россия, г.Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ)

В статье автор рассматривает эмпирические аспекты современной трансформации производства и сбыта в системе товароснабжения рынка мяса и мясопродуктов, определяет факторы и условия повышения эффективности товарно-сбытовой кооперации в цепях поставок.

Ключевые слова: мяса, мясная продукция, птица, производство, сбыт, цепь поставок, распределение.

TRANSFORMATIONOFPRODUCTIONAND DIRECTION DISTRIBUTION IN THE MARKET SUPPLY CHAIN MEAT AND

MEAT PRODUCTS Pushkar Olga Mihailovna, the senior lecturer of the Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don, Russia

Annotation: The author considers the empirical aspects of the modern transformation of production and marketing system tovarosnabzheniya market meat and meat products, identifies factors and conditions increase the efficiency of commodity supply chains in the supply chain.

Key words: meat, meat products, poultry, production, marketing, supply chain, distribution.

В экономике России в течение последнего десятилетия сформировались предпосылки для создания новой модели роста, обусловленные ухудшением конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров, сужением доходной базы государственного бюджета и элементарным пониманием того, что экономика должна быть устойчивой с точки зрения структурного построения ее отраслевого комплекса.

В логике этих посылов встал вопрос относительно того, в какой степени и в каких направлениях необходимо трансформировать экономику, формировать новые отраслевые точки экономического роста, заместить сжатие бюджетного финансирования усилением регулятивных функций государства на современном рынке.

В сфере АПК в России формируются серьезные предпосылки для развития агропроизводства, что позволит развивать более длинные производственно-сбытовые цепочки, решать проблему продовольственной безопасности и многое другое.

Как отмечает ученый Гурова Т., «поскольку Россия объективно имеет преимущества в этой области и в тоже время на пике кризиса как раз южные сельскохозяйственные районы чувствовали себя относительно хорошо, можно предполагать, что естественное оживление сельскохозяйственного сегмента, поддержание субсидированием ставок, станет одним из тех импульсов, которые станут оживлять наше хозяйство» [3].

В современный период значительная часть исследований посвящена анализу особенностей перестройки бизнес-моделей организации процессов производства и реализации продукции.

С одной стороны, ужесточение конкуренции, формирование новых сетевых форм дистрибуции стимулировали институциональную перестройку сферы товарного обращения, в ходе которой одни компании усилили свое рыночное положение, другие либо ослабили конкурентную позицию и локализовали сбыт в специфических товарных нишах, либо ушли в перпендикулярный бизнес.

С другой стороны, важным фактором развития систем продвижения продукции выступила глобализация и повышение уровня открытости внутреннего рынка. Создание Таможенного союза, вступление России в ВТО - все эти процессы указывают на определенный, хотя все еще не конкретный на наш взгляд, вектор интеграции России в глобальный рынок.

Сложность выстраивания сбыта в современных условиях обусловлена формированием нетривиальной фазы развития рынка, когда на рынке конкуренция отдельных компаний сменилась процессом самоорганизации бизнеса в цепочки поставок.

«В продвижении помимо перерабатывающих предприятий, изменяющих физическую форму продукта и создающих новую потребительскую стоимость, задействовано множество хозяйствующих субъектов производственной и рыночной инфраструктуры, которые не создают новую стоимость, но увеличивают ее, формируя издержки обращения» [4].

Отметим, что в России уровень торгово-посреднической наценки в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель в экономических развитых странах. Такое соотношение является следствием определенных диспропорций в российской экономике: избыточное давление торговли на товарный сектор; монополизация отдельных каналов сбыта; формирование неравновесных условий товарно-сбытовой кооперации в цепях поставок; повышение звенности в каналах товародвижения и др.

Отметим, что поскольку формирование структурной асимметрии является экзогенным фактором, не связанным с деятельностью одного предприятия, а связанного с общей моделью построения дистрибуции на рынке, отдельно взятым компаниям необходимо прилагать усилия по выявлению издержек и снижению их уровня в цепях поставок [5]. Сегодня, на товарном рынке и рынке потребительском, прежде всего, сформировалась устойчивая тенденция смещения центра накопления стоимости в сферу распределения продукции. Здесь формируется основной объем добавленной стоимости, здесь же торговый бизнес формирует базовые конкурентные преимущества продукции за счет эффективной организации сбыта.

«Сельскохозяйственное сырье составляет основную долю в структуре розничной цены - более 50% по говядине и свинине и чуть меньше - по мясу птицы. По всем видам мяса на фоне роста розничных цен и затрат во всех трех звеньях товародвижения быстрее они росли в звене оптово-розничной торговли, что повысило ее долю в структуре розничной цены и снизило долю сельского хозяйства и переработки» [4].

Данный сдвиг является имманентным для общей трансформации системы взаимодействия производственных БМСО-компаний в розничной торговли, которая усиливает все конкурентное преимущество, ускоренно и масштабно институционализируется, постепенно монополизируя торговое пространство. Этот тренд обусловлен рядом факторов: возможность расширения уровня рыночного присутствия за счет сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке; использование высокотехнологичной дистрибуции; глубокое маркетинговое знание рынка; широкоформатный коммуникационный доступ к потребителю.

«Розничная торговля вне зависимости от тенденций в сельском хозяйстве, переработке и оптовой торговле, находясь ближе всего к покупателям и зная их платежеспособный и потребительский спрос, предъявляет к поставщикам готовой продукции высокие требования в отношении цены, качества, ассортимента, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами» [4].

Асимметрия товарно-сбытовой кооперации производителей мясной продукции и торгового звена резко усиливает конкуренцию производителей, которые стремятся предложить качественную мясную продукции при оптимальной цене производства и сбыта.

«Положительным фактором, влияющим на рост производства и формирование рынка, является, достаточно высокий уровень интеграции и инду-

стриализации в процессе создания холдингов по производству мяса птицы. Это способствует централизации капитала, стабильному формированию рынка продукции» [1]. Сегодня более 60% производства мяса птицы обеспечивается 20 крупными компаниями.

Однако, развитие интеграционных процессов в отрасли и консолидация капитала происходят на фоне крайне слабого развития логистики, низком уровне маркетингового стратегического планирования и анализа, возрастающих транспортных расходах, что неминуемо снижает эффективность процессов товародвижения птицеводческой продукции и экономики самих предприятий.

Подчеркивая этот факт, важно указать на то, что в значительной степени эмпирически фиксируемое сегодня на рынке логистическое разобщение цепей поставок птицеводческой продукции обусловлено инерционным давлением организационно-экономических дефектов рыночной трансформации отрасли, возникших в период ее первичного реформирования.

«Распад сырьевых зон мясоперерабатывающих заводов, размещение их производственных мощностей по регионам страны, разные темпы производства и потребления в них мяса и мясопродуктов на душу населения определили увеличение объемов и расстояния транспортировки живого скота, мясосырья и готовой продукции. При этом, если в крупных сельскохозяйственных организациях (животноводческих комплексах) используют формы самовывоза и центровывоза по договорам с перерабатывающими предприятиями, в которых оговариваются объемы, цены, сроки поставки, то из хозяйств населения скот, как правило забирают частные скупщики, перевозят в неприспособленном транспорте, расчеты производятся по минимальным ценам» [4].

Все это позволяет нам заключить, что в рыночной инфраструктуре рассматриваемой нами отрасли формируется определенный баланс между процессами развития и инвестиционного насыщения производственной и распределительной инфраструктуры. В производстве имеет место дефицит инвестиций, необходимых для инновационного преобразования технологической платформы птицеводства. В сфере распределения имеет место хаотичное построение не достаточно качественных цепочек поставок, в которые интегрируются малые формы хозяйствования птицеводческой отрасли. На уровне сбыта будет наблюдаться вероятно достаточно медленная корректировка логистической инфраструктуры товародвижения и институциональная перестройка звеньев, интегрированных в этот процесс.

Финансирование инновационного рывка требует более активного вмешательства государства, без которого невозможно провести масштабные преобразования. Речь идет как о формировании более приемлемых макроэкономических условий развития внутреннего производства мяса, так и о проведении более внятной отраслевой политики, которая позволит сократить отраслевые риски, защитить внутренний рынок от импорта.

Обратим внимание на тот факт, что сегодня в экономике РФ формируются мощный предпосылки для инерционного разворота прежней модели экономического роста, а также развития процессов импортозамещения в условиях постепенного ослабления рубля, усиления регулятивных функций государства, которое должно заместить инвестиционную активность государственного бюджета в решении задачи стимулирования экономического роста в стране. В этот тренд весьма органично может вписаться развитие АПК, его мясного комплекса, которое может сформировать серьезные предпосылки для институциональной нормализации взаимодействия производства и торговли в цепях поставок мясной продукции.

Список литературы

1. Бобылева Г. Перспективы развития мясного птицеводства в условиях глобализации экономики // АПК: экономика, управление. 2013. №3. - с.72-79.

2. Гадаева В.Ю. Декомпозиция проблемы повышения экономической эффективности на птицеводческих предприятиях яичного направления // Вестник аграрной науки Дона. 2012. №4 (20). - с.67-69.

3. Гурова Т. Без L-образного хвоста // Эксперт. Специальный выпуск «Анатомия рецессии». 2009. №7. - с.37.

4. Магомедов А-Н., Пролыгина Н., Драчев Р. Инфраструктура и эффективность товародвижения на рынке мяса и мясопродуктов // АПК: Экономика, управление. 2013. №5 - с.31-38.

5. Рубанов И. Вертикаль от поля до прилавка // Эксперт. 2013. №42 от 21-27 октября. - с. 25-29.

6. Серегин С., Магомедов А-Н., Журавская А. Пищевая промышленность России: тенденции и перспективы. 2012. 311. - с.54-62.

УДК 339.35

ВОЛАТИЛЬНОСТЬ КОНЕЧНОГО СПРОСА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ УСТОЙЧИВОСТИ ЦЕПОЧЕК НАКОПЛЕНИЯ

ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ Резников Сергей Николаевич, к.э.н., старший преподаватель Россия, г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ)

В статье рассматриваются основные факторы формирования устойчивости современных производственно-сбытовых цепей в условиях нарастания волатильности конечного спроса, порождаемой дефектами модели роста и экономической политики в национальных экономиках.

Ключевые слова: производственно-сбытовая цепь, спрос, предложение, производство, цепочка поставок.

VOLATILITY FINAL DEMAND AS FACTOR TRANSFORMATION STABILITY OF THE CHAINS ACCUMULATION

COSTS ADDED

Reznikov Sergey Nikolaevich, PhD in economics, the senior lecturer of the Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.