Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических цепях поставок потребительского рынка'

Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических цепях поставок потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / РИТЕЙЛЕРЫ / ПОСТАВЩИКИ / CONSUMER MARKET / LOGISTIC SUPPLY CHAINS / RETAILERS AND SUPPLIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудусов Саид-магомед Ломалиевич, Чайка Андрей Иванович

Актуальность рассмотренных в статье вопросов современного институционального развития цепей поставок потребительского рынка обусловлена существованием более глобального тренда, связанного с развитием сетевых форм организации бизнеса, который активно интегрирует в свои цепи поставок производственное звено, усиливая напряжение в каналах снабжения товарного сектора экономики. В рамках настоящей статьи авторы теоретически эксплицируют и эмпирически актуализируют относительно новое теоретическое видение процесса институциональной реконфигурации системы товародвижения потребительского рынка, обосновывая в качестве устойчивой траектории ее развития необходимость повышения эффективности операционнологистических параметров товароснабжения сетевой торговли, что может быть достигнуто только при условии адекватной реиндустриализации перерабатывающей промышленности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудусов Саид-магомед Ломалиевич, Чайка Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF ANALYSIS OF THE EXCHANGE RELATIONS IN THE LOGISTIC SUPPLY CHAINS OF THE CONSUMER MARKET

The urgency of discussed in the article questions of modern institutional development of the supply chains in the consumer market is stipulated by the more global trend associated with the development of network forms of business organization which actively integrates a production link in its supply chains, increasing the tension in the channels of supply of the commodity sector of the economy. Within the framework of this article the authors theoretically explicate and empirically actualize relatively new theoretical vision of the process of institutional reconfiguration of the system of distribution in the consumer market substantiating as a steady trajectory of its development the need to improve the efficiency of operational and logistic parameters of good supply in network trading what can only be achieved provided the adequate reindustrialization of processing industry of the regions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических цепях поставок потребительского рынка»

УДК 339.35 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЙ ОБМЕНА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Кудусов С-М.Л., Чайка А.И.

Актуальность рассмотренных в статье вопросов современного институционального развития цепей поставок потребительского рынка обусловлена существованием более глобального тренда, связанного с развитием сетевых форм организации бизнеса, который активно интегрирует в свои цепи поставок производственное звено, усиливая напряжение в каналах снабжения товарного сектора экономики.

В рамках настоящей статьи авторы теоретически эксплицируют и эмпирически актуализируют относительно новое теоретическое видение процесса институциональной реконфигурации системы товародвижения потребительского рынка, обосновывая в качестве устойчивой траектории ее развития необходимость повышения эффективности операционнологистических параметров товароснабжения сетевой торговли, что может быть достигнуто только при условии адекватной реиндустриализации перерабатывающей промышленности регионов.

Ключевые слова: потребительский рынок, логистические цепи поставок, ритейлеры, поставщики.

CONCEPTUAL ASPECTS OF ANALYSIS OF THE EXCHANGE RELATIONS IN THE LOGISTIC SUPPLY CHAINS OF THE CONSUMER MARKET

Kudusov C-M.L., Chaika A.I.

The urgency of discussed in the article questions of modem institutional development of the supply chains in the consumer market is stipulated by the more global trend associated with the development of network forms of business organization which actively integrates a production link in its supply chains, increasing the tension in the channels of supply of the commodity sector of the economy.

Within the framework of this article the authors theoretically explicate and empirically actualize relatively new theoretical vision of the process of institutional reconfiguration of the system of distribution in the consumer market substantiating as a steady trajectory of its development the need to improve the efficiency of operational and logistic parameters of good supply in network trading what can only be achieved provided the adequate reindustrialization of processing industry of the regions.

Keywords: consumer market, logistic supply chains, retailers and suppliers.

Крайне важным методическим аспектом оценки эмпирических особенностей синтеза данных правил является определение концептуальной позиции, с которой поведение форматного ритейла или производителей подвергается критическому осмыслению.

Наиболее наглядное эмпирическое выражение это методическое развитие оптики научно-практической оценки рассматриваемого нами вопроса приобретает на региональном уровне, где добавляется фактор присутствия

местных товаропроизводителей, дискриминируемых со стороны торговых сетей.

Целью настоящей статья является аргументация и обоснование нетривиальности задачи выработки теоретической позиции, с которой проблема взаимодействия сетевого ритейла и поставщиков приобретает однородную тональность, а «не правой» оказывается решительно одна из сторон.

В терминологии признанного эксперта в этой области В.В. Радаева, мы попытаемся разобрать на части символический капитал обеих сторон отношений обмена и определить, насколько он может непротиворечиво сосуществовать между собой. Данная попытка на уровне качественного анализа уже была успешно предпринята В.В. Радаевым в исследованиях, где проводилась перекрестная оценка мнений поставщиков и ритейлеров в части оценки факторов и причин, порождающих конфликты в цепях поставок [7].

Проведенная эмпирическая оценка показала, что ритейлеры и поставщики одинаково оценивают значимость влияния условий заключения и исполнения договоров на возникновение конфликтов в процессе дистрибуции.

Более сложный вопрос на наш взгляд составляет обоснование легитимности новых правил обмена на потребительском рынке под углом зрения каждой из сторон обмена.

Логика нашего рассуждения сводится к следующему. В современных условиях позиция розничных торговых сетей и поставщиков имеет право на существование, тогда как существование властной асимметрии порождает ортодоксальные представления о том, что торговые сети должны учитывать интересы местных поставщиков, закономерно ослабляя разрыв между их производственными возможностями и уровнем присутствия в сетях.

На сегодняшний день основное обвинение торговых сетей сводится к тому, что они тотально игнорируют интересы местных поставщиков и формируют ассортиментную матрицу исходя исключительно из соображений

экономической выгоды. Тиражирование данной практики уже приобрело форму технологии, одним из элементов которой становится федеральный маркетинговый стандарт. То есть, сети закупают продукцию федеральных поставщиков и уже по остаточному принципу наполняют полку товарами местных региональных производителей. Тем самым, начисто игнорируется приоритет местных продуцентов, особенно компаний малого и среднего сектора экономики, которые проигрывают по основным условиям сбыта более сильным федеральным поставщикам и импортерам.

Логика позиции торговых сетей проста: они предлагают местным товаропроизводителям подтянуть качество продукции до уровня известных региональных брендов, после чего поставки их товара в сеть более перестанут быть проблемой.

С точки зрения ученого А.Х. Дзреян, ослабление патерналистского начала в отечественной экономике, невысокий уровень институциональной поддержки местных товаропроизводителей на региональном уровне, затянувшийся переход от отраслевой промышленной политики к политике стимулирования конкурентоспособности промышленности снижает потенциал формирования новых точек экономического роста в регионах, формируя предпосылки к углублению деформации межотраслевых пропорций в экономических сферах воспроизводства и обращения [2].

Мы разделяем точку зрения ученого о том, что на уровне регионов развитие данного тренда может еще более усилить давление торговли на товаропроизводящие сектора, что требует дополнительной эмпирической оценки особенностей взаимодействия торговых сетей и местных поставщиков, результаты которой составят верифицированную основу более глубокой научно-практической диагностики факторов и тенденций интеграции производственного звена в цепи поставок сетевой розничной торговли.

Развивая аргументацию торговых сетей, можно констатировать, что вполне разумным с их стороны является указание на тот факт, что местные

поставщики еще не полностью освоили иные форматы сбыта в регионе (магазины пошаговой доступности, открытый рыночный формат и др.), тем не менее, весьма категорично ставят вопрос об императивности их рыночного присутствия в розничных сетях, представляющих собой торговую систему высокого технологического уровня.

Принципиальным является и тот факт, что положение и эффективное рыночное позиционирование торговых сетей не является «бесплатным», а сопряжено со значительными рисками инвестирования капитала в торговую недвижимость, конкуренцией на рынке среди сетей, привлечением заемных средств и т.д.

По сути, речь идет о проблеме ограниченного текущего технологического сопряжения местных товаропроизводителей с экстерриториальными торговыми сетями, образующими в регионе масштабный и высокопроизводительный рынок.

То есть, апологетика «жестко рыночного» стратегического позиционирования современных форм торговли по отношению к производственному звену не является тривиальной и/или лишенной смысла. То есть, эта позиция имеет право на существование.

Вместе с тем, определенного понимания требуют и отечественные продуценты, особенно региональные.

С нашей точки зрения, концепция невидимой руки Адама Смита, теоретические представление о рынке как автономном саморегулирующемся механизме уже утратили былую актуальность и оказались жестко противопоставлены принципиально иной картине реальной рыночной действительности. В этой действительности кризис 2008-2009 гг. предстал перед нами как кризис системы частного капитализма, а назревающие долговые проблемы стран Еврозоны и финансовые проблемы США становятся спусковым крючком для грядущего кризиса государственных финансов.

В этих условиях, говорить о необходимости ограниченного вмешательства в экономику и механизмах селективного отбора рынка становится не разумно. Также не разумно на наш взгляд рассуждать о возможности и необходимости одинакового отношения к положению и развитию местных и пришлых товаропроизводителей, а также импорта на региональных потребительских рынках.

Отметим тот факт, что раскручивание уже известных ныне региональных брендов происходило в условиях отсутствия в регионах торговых сетей, которые бы аккумулировали значительную часть товарооборота и выступали в качестве организационного инструмента эффективного позиционирования на рынке и расширения рынка сбыта. Именно в данных условиях появились региональные товарные бренды, известные ныне и именно этот «институциональный лаг» в современном и прошлом уровне развития рынка твердо отделяет возможности развития небольших производителей от потенциала их конкурентного роста в прошлом, стимулируемого более слабой конкуренцией в каналах дистрибуции.

Этих условий уже никогда не будет, в силу чего, при отсутствии соответствующих институциональных корректировок региональное производство должно будет самоустраниться, не имея возможности синхронизировать свое развитие с модернизацией национальной торговой системы и подтянуть качество продукции до уровня лучших конкурирующих в торговых сетях аналогов.

Таким образом, результирующая сопоставления данных обоснований приводит нас к выводу о том, что на современном этапе развития потребительского рынка в региональном торговом пространстве страны местные продуценты должны получить соответствующую поддержку со стороны торговых сетей. Важным в данном случае является вопрос о формах реализации данной поддержки и вариантах ее институционального закрепления.

Так, с точки зрения ученых Дзреян А.Х. и Кудусова С-М.Л., усиление конкуренции торговых сетей сегодня формирует новую тенденцию структуризации организационного поля потребительского рынка в регионах России. Это неизбежно актуализирует необходимость углубления научнопрактических исследований диалектики противоречий взаимодействия форматного ритейла и местных товаропроизводителей; разработки

концептуальной основы институционального строительства инфраструктуры розничной торговли посредством синтеза логистической концепции

формирования правил рыночного обмена [1].

В рамках данной концепции могут быть теоретически определены рамочные условия трансформации современных конкурирующих

интерпретаций их противоречий, а также обоснования стратегий и механизмов построения экономической платформы усиления функционального положения продуцентов в системе товародвижения потребительского рынка.

По мнению В.В. Радаева, главный урок для теории и практики институционального строительства заключается в следующем: «при введении новых правил обмена недостаточно рыночной власти и соответствия существующему законодательству. Ведущие участники рынка должны обеспечивать легитимность новых правил рыночного обмена. В противном случае возникающий дефицит легитимности чреват возникновением устойчивых отношенческих конфликтов, которые, в свою очередь способны спровоцировать регулирующее вмешательство государства. Поэтому дальнейшее развитие институциональных механизмов будет в значительной степени зависеть от результатов символической борьбы, то есть, от того, кому и насколько удастся навязать свое видение наболевших проблем и перспектив развития, обеспечить легитимность отвечающих своим интересам правил рыночного обмена» [2].

С нашей точки зрения, резюмирующая логика В.В. Радаева является крайне важной с точки зрения понимания того, что центральным инструментом

обеспечения сбалансированности отношений обмена в цепях поставок будет выступать именно твердое обоснование того или иного уровня паритетного распределения рыночной власти. При этом, регулирующее вмешательство государства как крайняя мера может быть реализовано в оптимальных формах, включая такие из них, как:

- выделение фиксированного минимума полочного пространства в региональных сетях для местных товаропроизводителей;

- развитие региональной торговой сети для сбыта продукции местных товаропроизводителей;

- ужесточение контроля экономической обоснованности договорных условий поставки, выдвигаемых торговыми сетями;

- и др.

Список литературы

1. Дзреян А. Х, Кудусов С.-М. Л. Институциональная трансформация отношений обмена в цепях поставок потребительского рынка: концептуальный аспект // Новые подходы к развитию логистики в формате Россия - член ВТО: отвечая на вызовы. Расширяя возможности (VIII Южно-российский логистический форум, 12-13 октября 2012 г.). Ростов н/Д : РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2012. С. 97-104.

2. Дзреян А. Х. Проблемные аспекты современного развития цепей поставок потребительского рынка // Интеграл. 2012. № 3 (65).

3. Маркитантов О.А. Асинхронность развития производства и обращения: эмпирические аспекты экспансии сетевого ритейла в системе товароснабжения экономики // В мире научных открытий. 2011. № 10.1 (22).

4. Маркитантов О.А. Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 36 (129).

5. Маркитантов О.А., Чайка А.И. Эмпирические особенности современного синтеза рыночной инфраструктуры: логистический аспект // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : материалы Международ. науч.-практич. конф. (29 декабря 2011 г.) : в 2-х томах / Ред. кол. А.А. Горохов (отв. ред.) ; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011. Т. 2.

6. Радаев В.В. Как обосновать введение новых правил обмена на рынках // Вопросы экономики. 2011. №3. С. 104-123.

7. Радаев В.В. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения

розничных сетей с поставщиками // Российский журнал менеджмента. 2009. Том 7. №2. С.3-30.

References

1. Dzreyan A. Kh, Kudusov S.-M. L. Institutsional'naya transformatsiya otnosheniy obmena v tsepyakh postavok potrebitel'skogo rynka: kontseptual'nyy aspect [Institutional transformation of the relations of exchange in the supply chains of the consumer market: conceptual aspect]. Novye podkhody k razvitiyu logistiki v formate Rossiya - chlen VTO: otvechaya na vyzovy. Rasshiryaya vozmozhnosti (VIII Yuzhno-rossiyskiy logisticheskiy forum, 12-13 oktyabrya 2012 g.) [New approaches to the development of logistics in the format of Russia - member of the WTO: responding to challenges. Expanding opportunities (VIII South-Russian logistic forum, 12-13 of October 2012)]. Rostov on-Don : RIC RSEU (RIA), 2012. pp. 97104.

2. Dzreyan A. Kh. Problemnye aspekty sovremennogo razvitiya tsepey postavok potrebitel'skogo rynka [Problematic aspects of the modern development of supply chains in the consumer market]. Integral, no. 3 (2012).

3. Markitantov O.A. Asinkhronnost' razvitiya proizvodstva i obrashcheniya: empiricheskie aspekty ekspansii setevogo riteyla v sisteme tovarosnabzheniya ekonomiki [Asynchrony of the development of production and circulation: empirical

aspects of the expansion of the retail network in the system of good supply of the economy]. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 10.1 (2011).

4. Markitantov O.A. Vzaimnaya konfiguratsiya vosproizvodstva i roznichnoy torgovli v sisteme tovarodvizheniya ekonomiki: logisticheskie aspekty konvergentsii [The mutual configuration of reproduction and retail trade in the system of distribution of the economy: logistic aspects of the convergence]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost, no. 36 (2011).

5. Markitantov O.A., Chayka A.I. Empiricheskie osobennosti sovremennogo sinteza rynochnoy infrastruktury: logisticheskiy aspect [Empirical features of the modern synthesis of the market infrastructure: logistic aspect]. Issledovanie innovatsionnogo potentsiala obshchestva i formirovanie napravleniy ego strategicheskogo razvitiya : materialy Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. (29 dekabrya 2011 g.) [Research of innovative potential of the society and formation of its strategic development: materials from the International scientific-practical concefere (December 29, 2011)] : in 2 volumes / editorial board A. A. Gorokhov (answ. edition) ; The South-West State University. Kursk, 2011. Vol. 2.

6. Radaev V.V. Kak obosnovat' vvedenie novykh pravil obmena na rynkakh [How to justify the introduction of the new rules of exchange in the markets]. Voprosy ekonomiki, no. 3 (2011): 104-123.

7. Radaev V.V. Rynochnaya vlast' i rynochnyy obmen: otnosheniya roznichnykh setey s postavshchikami [Market power and market exchange: relations between retail networks and suppliers]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta 7, no. 2 (2009): .3-30.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кудусов Саид-Магомед Ломалиевич, аспирант кафедры Коммерции и логистики

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия

ksaidml@mail. ru

Чайка Андрей Иванович, соискатель кафедры Коммерции и логистики

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия chayka@shell-yug. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kudusov Said-Magomed Lomalievich, post-graduate student of the Department of Commerce and Logistics

Rostov State Economic University (RIA)

Bolshaya Sadovaya st.69, city of Rostov-on-Don, 344002, Russia ksaidml@mail. ru

Chaika Andrey Ivanovich, applicant for the Department of Commerce and Logistics

Rostov State Economic University (RIA)

Bolshaya Sadovaya st.69, city of Rostov-on-Don, 344002, Russia chayka@shell-yug. ru

Рецензент:

Костоглодов Д.Д., д.э.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.