Научная статья на тему 'Направления стратегии гибкого управления страховыми компаниями в условиях нестабильной экономической среды'

Направления стратегии гибкого управления страховыми компаниями в условиях нестабильной экономической среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЯ / ГИБКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ГИБКОГО УПРАВЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папаика Александр Алексеевич

В статье предложены направления стратегии гибкого управления страховыми компаниями, реализация которых будет способствовать повышению их адаптационных возможностей к нестабильным факторам экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления стратегии гибкого управления страховыми компаниями в условиях нестабильной экономической среды»

СТРАХУВАННЯ

УДК 368.032:005.21 Папаика А.А.,

д.э.н., профессор, ДонНУЭТ имени М. Туган-Барановского

НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ГИБКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СРЕДЫ

В статье предложены направления стратегии гибкого управления страховыми компаниями, реализация которых будет способствовать повышению их адаптационных возможностей к нестабильным факторам экономической среды.

Ключевые слова: страховые компании, стратегия, гибкое управление, стратегия гибкого управления, устойчивое функционирование страховых компаний.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время важным условием эффективного функционирования страхового рынка является его адаптация к современным условиям хозяйствования для повышения возможностей их реагирования на различные дестабилизирующие факторы внутренней и внешней среды.

Как показывает последний финансовый кризис, отличающийся своей глобальностью и беспрецедентно-стью последствий, важной задачей управления страховыми компаниями является своевременное принятие эффективных управленческих решений, учитывающих наличие современных тенденций развития национальной экономики. По результатам 2012 года по сравнению с 2011 годом наблюдаются увеличение капитализации страхового рынка на 15,5%, объёмов страховых резервов на 7,1% и валовых страховых выплат на 14%. Тем не менее наблюдается уменьшение объёмов валовых страховых премий и исходящего перестрахования соответственно на 8,4% и 16,1%. Однако рост капитализации страхового рынка и увеличение страховых резервов является недостаточным для обеспечения эффективного функционирования страховых компаний в долгосрочной перспективе. Отсюда возникает необходимость в разработке направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями, реализация которых будет способствовать повышению адаптационных возможностей страхового рынка и обеспечению его устойчивости в условиях нестабильной экономической среды.

В данном контексте значительный вклад в исследование процессов стратегического управления страховыми компаниями внесли такие учёные как В.Д. Базилевич, В.Г. Баранова, Н.Н. Внукова, О. А. Гаманкова, А.Н. Залётов, О.В. Козьменко, Т.Д. Косова, А.Ф. Филонюк, В.Н. Фурман, Я.П. Шумелда и другие [2, 3, 4, 5, 9, 12, 13]. Однако, несмотря на значительное количество научных трудов, отдельные аспекты проблемы ещё недостаточно исследованы, в частности не определены сущность и стратегия гибкого управления страховыми компаниями, отсутствует систематизация признаков их гибкого управления. В этой связи разработка направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями и их реализация в условиях влияния нестабильных факторов внутренней и внешней среды является актуальной и важной задачей для национальной экономики.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Для развития цивилизованных рыночных отношений необходимым условием является создание эффективной страховой защиты имущественных и личных интересов физических и юридических лиц, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это требует повышения уровня развития страховых отношений, а также обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний. Следовательно, выполнение данного условия представляется невозможным без определения и реализации приоритетных направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями, а также обеспечения оперативности и качества принятия управленческих решений.

Исходя из этого, целью статьи является разработка направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями для осуществления процесса их эффективной адаптации к условиям нестабильной экономической среды и повышения оперативности принятия обоснованных управленческих решений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведенный анализ функционирования страхового рынка свидетельствует о том, что в настоящее время страховые компании осуществляют свою деятельность в условиях нестабильных факторов внешней среды и повышенной динамичности внутренней среды. В этой связи современный этап развития страхового рынка Украины характеризуется следующими негативными тенденциями его функционирования, а именно:

• экономическими, к которым следует отнести низкий платежеспособный спрос физических и юридических лиц на страховые услуги, небольшие объёмы и несовершенная структура капитала страховых компа-

75

ний, отсутствие надёжных инвестиционных инструментов для долгосрочного вложения средств страховых резервов;

• организационно-правовыми, к которым следует отнести несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточный уровень государственного регулирования и контроля за страховым рынком, непоследовательность действий по отношению организации государственного надзора за страховой деятельностью, отсутствие адаптации организационных структур многих страховых компаний к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды;

• функциональными, к которым следует отнести низкую доходность отдельных видов страхования, более низкая конкурентоспособность страховых компаний по сравнению с коммерческими банками в борьбе за привлечение свободных средств юридических и физических лиц, отсутствие эффективных систем планирования страховой деятельности, низкий уровень квалификации кадров;

• информационно-аналитическими, к которым следует отнести информационную закрытость страхового рынка, низкий уровень внедрения в страховую практику современных информационных технологий, отсутствие качественной статистической информации и недостаточность обстоятельных информационно-аналитических материалов о состоянии страхового рынка, несовершенство финансовой отчётности и методов обработки данных страховыми компаниями;

• социально-психологические, к которым следует отнести низкий уровень страховой культуры населения, отсутствие доверия хозяйствующих субъектов к страховым компаниям, низкий уровень платежеспособности населения.

Важным условием преодоления возникших негативных процессов в сфере страхования является повышение эффективности адаптационного процесса функционирования страхового рынка, что представляется возможным только в условиях гибкого управления страховыми компаниями и осуществления их эффективной адаптации к различным условиям функционирования, в том числе и в условиях кризисных явлений в экономике.

Исследование особенностей гибкого управления в развитии экономических систем позволили сформулировать следующие его характерные черты:

1) гибкое управление страховыми компаниями характеризуется скоростью достижения поставленных целей, которая должна быть минимальной, чтобы к моменту получения необходимого результата не произошли изменения во внешней или внутренней среде их функционирования;

2) гибкое управление определяет эффективность как качественных (интенсивных), так и количественных (поступательных) преобразований страхового рынка, которые реализуются соответственно на этапах его трансформационного и эволюционного развития;

3) гибкое управление страховыми компаниями должно соответствовать достижению конкретных целей их функционирования в текущей и долгосрочной перспективе;

4) гибкое управление страховыми компаниями связано с увеличением их потенциальных возможностей, которые проявляются через способность поддержания устойчивого функционирования страхового рынка, а также обеспечения его финансовой безопасности при различных состояниях экономической среды;

5) гибкое управление страховыми компаниями должно осуществляться с учётом обеспечения эффективности данного процесса, что означает получение максимально желаемого результата с минимально возможными затратами.

Учитывая вышеизложенное, под гибким управлением страховыми компаниями будем понимать целенаправленный и непрерывный процесс управленческих действий, направленных на осуществление адаптации страховых компаний к условиям нестабильной экономической среды в течении допустимого периода времени и с минимальными затратами для поддержания устойчивого функционирования страхового рынка и обеспечения его финансовой безопасности.

Одной из основных задач гибкого управления страховыми компаниями является разработка стратегии данного процесса. Анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов [1, 6, 7, 8, 10, 11, 14] свидетельствует о наличии большого количества исследований и, как следствие, существовании терминологических различий в определении сущности стратегии как экономической категории. Рассмотрим их более подробно.

Известный английский учёный А. Чендлер [14] рассматривает стратегию как определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, курса действий и распределения ресурсов, необходимых для их достижения. В соответствии с данным подходом долгосрочные цели разрабатываются в соответствии с внешними и внутренними условиями функционирования организации.

По определению М. Портера [10] стратегия — это метод определения конкурентных целей организации. Следовательно, основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса.

Такие авторы как И. Ансофф, Д. Стейнер, П. Лоранж [1] под стратегией понимают способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровня в организации. При этом основное внимание при разработке стратегии уделяется определению целей с точки зрения различного их влияния на процессы управления.

76

Так, авторы А. Томпсон и А. Стрикленд [11] определяют стратегию как обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения имеющихся ресурсов.

По мнению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури [7] стратегия представляет собой детальный, всесторонний и комплексный план, предназначенный для обеспечения миссии организации и достижения её целей. В данном случае последовательное выполнение комплекса стратегических мероприятий позволяет достичь цели при отсутствии изменений во внешней и внутренней среде.

Учёные Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг [6] трактуют стратегию как системный подход к решению проблем развития и функционирования компании, что обеспечивает сбалансированность её деятельности. Следовательно, стратегия обеспечивает системный подход к сбалансированному развитию компании.

По определению М. Минцберга [8] стратегия — это последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих действий, при разработке которых основное внимание отводится формированию планов для эффективности достижения стратегических ориентиров.

Обобщив вышеизложенное, под стратегией гибкого управления страховыми компаниями следует понимать совокупность мероприятий по улучшению условий функционирования страховых компаний, реализация которых будет способствовать повышению их адаптационных возможностей в условиях нестабильной экономической среды и формированию резервов для обеспечения устойчивого развития страхового сектора в долгосрочной перспективе.

В условиях глобализации и интеграции национальной и мировой экономики основной целью стратегии гибкого управления страховыми компаниями является формирование полноценной и устойчиво функционирующей национальной страховой системы, способной стать реальным инструментом защиты интересов государства, а также субъектов хозяйствования и населения. В свою очередь, реализация данной цели требует разработки и поэтапной реализации мероприятий, направленных на повышение качества страховых услуг посредством активного использования внутреннего потенциала страны и обеспечения надёжности функционирования страховых компаний.

Изучение особенностей функционирования отечественных страховых компаний позволили выделить основные направления стратегии их гибкого управления, к которым следует отнести:

• совершенствование кадровой политики страховых компаний, направленной на повышение уровня профессионализма специалистов страховой отрасли и, как следствие, развитие страховой культуры населения. Учитывая современные тенденции развития страхового рынка Украины, очевидным фактом является отсутствие возможности его стратегического развития без разработки мероприятий по увеличению возможностей кадрового потенциала страховых компаний за счёт повышения уровня квалификации кадров, совершенствования методов и форм мотивации персонала, а также поддержания уровня стабильности и укомплектованности кадровых ресурсов;

• соблюдение принципов размещения страховых резервов в финансовые активы с целью обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний. Учитывая необходимость достижения минимального риска инвестирования для своевременного осуществления страховых выплат, страховая компания должна чётко соблюдать ключевые принципы инвестирования, а именно безопасность, ликвидность, диверсификацию и прибыльность;

• укрепление национального рынка перестрахования и повышение контроля за данным процессом для реализации принципа диверсификации страховых резервов в случаях принятия страховых обязательств в объёмах, которые могут превышать возможности их выполнения за счёт собственных активов. Реализация данного направления состоит в создании эффективной законодательной базы относительно осуществления и контроля посреднических операций, внедрении лицензирования перестраховочной деятельности, а также поиске резервов расширения отечественного рынка перестрахования;

• разработка и внедрение новых механизмов управления финансовыми ресурсами страховых компаний для повышения эффективности их инвестиционной деятельности, привлечения кредитных ресурсов, выполнения страховых обязательств и, как результат, повышение ликвидности страховых компаний;

• повышение качества осуществления актуарной деятельности страховых компаний для оперативности принятия управленческих решений относительно оценки их платежеспособности, правильности и адекватности расчёта страховых тарифов, эффективности инвестирования страховых резервов. При этом обеспечение стабильности тарифной политики в долгосрочной перспективе является необходимым условием получения конкурентных преимуществ страховой компании и устойчивого развития страхового рынка;

• совершенствование андеррайтинговой политики страховщиков, а именно повышение контроля за качеством принятия управленческих решений в процессе оценки рисков и установления страховых тарифов. В данном случае важной задачей со стороны страховой компании является осуществление дополнительных систем контроля непосредственно за полнотой и достоверностью информации о принимаемых страховых рисках от посредников, которые осуществляют реализацию страховых услуг. При этом в процессе андеррайтинга необходимым условием является оперативность его проведения для обеспечения качественных коммуникаций между клиентом и страховой компанией;

• развитие маркетинговой деятельности, что должно проявляться в совершенствовании системы сбыта страховых услуг и её качественном информационном обеспечении. Реализация данного направления пред-

77

полагает необходимость создания в страховой компании маркетинговых структурных подразделений для решения вопросов организации стратегического маркетинга, что будет способствовать повышению уровня её конкурентоспособности и эффективности достижения поставленных целей.

В дополнении следует отметить, что реализация предложенных направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями в значительной мере зависит от состояния нормативно-законодательной базы, а также эффективности налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

ВЫВОДЫ

Наличие проблем функционирования отечественного страхового рынка и необходимость их решения требуют разработки стратегических направлений его развития и их реализации в процессе гибкого управления страховыми компаниями для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики. В этой связи к приоритетным направлениям стратегии гибкого управления страховыми компаниями следует отнести совершенствование их кадровой, маркетинговой, инвестиционной, андеррайтинговой и финансовой политики, что позволит создать стратегический вектор развития страхового бизнеса.

Внедрение предложенных направлений стратегии гибкого управления страховыми компаниями требует разработки методов и механизмов их реализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф / науч. ред. и авт. предисл. Л.Е. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

2. Баранова В.Г. Фшансовий мехашзм функцюнування страховоï системи: [монографiя] / Вiкторiя ГЛiбiвна Баранова. — Одеса: Видавництво «ВМВ», 2009. — 380 с.

3. Внукова Н.М. Страхування: теорiя та практика: [навч. пошб.] / за заг. ред. д.е.н., проф. Н.М. Внуковог — [2-ге видання, перероб. та доповн.]. — Харюв: Бурун Книга. 2009. — 656 с.

4. Гаманкова О.О. Ринок страхових послуг Украши: теорiя, методолопя, практика: [монографiя] / О.О. Гаманкова. — К.: КНЕУ, 2009. — 283 с.

5. Козьменко О.В. Новi вектори розвитку страхового ринку Украши: [монографiя] / О.В. Козьменко, С.М. Козьменко, Т. А. Васильева та ш.; кер. авт. проекту д.е.н., проф. О.В. Козьменко. — Суми: Ушверси-тетська книга, 2012. — 315 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг — пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М.; СПб.: ИД «Вильямс», 2006.

7. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — М.: Издательство «Дело», 1997. — 704 с.

8. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж. Б. Куин, С. Гошал / под ред. Ю.Н. Каптуревского — пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 684 с.

9. Нечипорук Л.В. Страховий ринок: закожмрносл становления та розвитку в умовах глобалiзацiï [Текст] : монографiя / Л.В. Нечипорук. — Х. : Право, 2010. — 280 с.

10. Портер М.Е. Стратепя конкуренцп: Методика аналiзу галузей i дiяльностi конкурента / Майкл Портер; пер. з англ. К. Олшника, Р. Скшьського. — К.: Основи, 1997. — 390 с.

11. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрик-ленд. — М.: ИНФРА-М, 2000.

12. Филонюк А.Ф. Страховая индустрия Украины: стратегия развития / А.Ф. Филонюк, А.Н. Залетов. — К.: Международная агенция «БИЗОН», 2008. — 448 с.

13. Фурман В.М. Стратепчне управлшня страховою компашею: кол. моногр. / В.М. Фурман, О.Ф. Фшо-нюк, М.П. Нжоленко, О.1. Барановський та ш. — К.: КНЕУ, 2008. — 440 с.

14. Chandler A.D. Strategy and Structure / A.D. Chandler // Chapters in the History of Industrial Enterprises. — MIT Press. Cambridge, Mass., 1962. — 280 p.

Стаття надшшла до редакцп 30 березня 2013 року

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.