Научная статья на тему 'Принятие стратегических управленческих решений при оказании услуг страхования'

Принятие стратегических управленческих решений при оказании услуг страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / STRATEGY / MANAGEMENT / PERFORMANCE / MODELING / INSURANCE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василевич Олеся Александровна

В статье рассмотрены проблемы и методы их решения для принятия стратегических управленческих решений при оказании услуг страхования. Рекомендована схема взаимосвязи важнейших функций стратегического управления, применение которой позволяет более четко сформулировать суть управления в целях наиболее эффективного использования ресурсов для достижения поставленных перед организацией целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие стратегических управленческих решений при оказании услуг страхования»

за 11 млн евро. По состоянию на отчетную дату товары числятся на балансе материнской компании. Ставка налога на прибыль - 20 %.

Нереализованная прибыль в размере 1 млн евро должна быть исключена из консолидированного отчета о прибылях и убытках и из статьи «Запасы» консолидированного бухгалтерского баланса. Поскольку реализация товаров является налогооблагаемой операцией, то она влияет на изменение налоговой базы запасов. Балансовая стоимость запасов в консолидированной финансовой отчетности составит 10 млн евро, налоговая база запасов - 11 млн евро. В рассматриваемом примере балансовая стоимость запасов больше, чем их налоговая база, поэтому временная разница является вычитаемой. В консолидированном балансе необходимо сформировать отложенный налоговый актив в сумме 200 000 евро (1 000 000 ■ 20 %).

Предложенная нами методика формирования отложенных налогов на прибыль будет полезна при

составлении консолидированной финансовой отчетности отечественными компаниями.

Литература

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль» // Official IFRS translations. -URL: http://eifrs.iasb.org/eifrs/bnstandards/ru/2009/ias12.pdf

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» // Official IFRS translations. - URL: http://eifrs.iasb.org/eifrs/ bnstandards/ru/2009/ias28.pdf

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» // Official IFRS translations. - URL: http://eifrs.iasb.org/eifrs/bnstandards/ ru/2009/ifrs3.pdf

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» // Official IFRS translations. - URL: http://eifrs. iasb.org/eifrs/bnstandards/ru/2009/ias27.pdf

УДК 330.123.6

О А. Василевич

Научный руководитель: доктор экономических наук Т.Г. Максимова

ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ СТРАХОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы и методы их решения для принятия стратегических управленческих решений при оказании услуг страхования. Рекомендована схема взаимосвязи важнейших функций стратегического управления, применение которой позволяет более четко сформулировать суть управления в целях наиболее эффективного использования ресурсов для достижения поставленных перед организацией целей.

Стратегия, управление, эффективность деятельности, моделирование, страховая компания.

The article deals with the problems and methods of solution for taking strategic management decisions at rendering insurance services. There is a recommended scheme of relationship of the most important functions of strategic management, which application allows you to define more clearly the essence of management in the most efficient use of resources to achieve the organization goals.

Strategy, management, performance, modeling, insurance company.

Стратегическое управление организацией достаточно новое направление для российской экономики. Оно появилось в ходе политических и экономических преобразований в стране, в результате которых был осуществлен переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением к рыночной экономике, в которой предприятия и организации различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Использование идеи стратегического управления в предпринимательской деятельности требует применения современных методов прогнозирования изменения рыночной среды, а также оценки последствий влияния таких изменений на эффективность деятельности организации в целом. При этом значительная часть российских предпринимательских структур не имеет возможности использовать на практике научно обоснованные принципы стратегического управления, уделяя основное внимание опе-

ративному текущему управлению и достижению краткосрочных целей обеспечения рентабельности. Состояние постоянной конкурентной борьбы, необходимость адаптации к изменяющимся условиям рынка, побуждает компании ориентироваться на цели создания и эффективного использования стратегического потенциала организации.

В этих условиях становится очевидной необходимость применения современных методик при разработке, обосновании и оценке эффективных управленческих решений, направленных на получение прибыли, увеличение стоимости и повышение конкурентоспособности компании, исходя из концепции стратегического управления.

Стратегическое управление бизнесом в условиях рынка предполагает ориентацию компании на спрос и потребности потребителей, постоянное стремление к повышению эффективности всех видов ее деятель-

ности с наименьшими затратами с целью получения желаемых результатов.

Как один из участников, страховой рынок в России растет сравнительно быстро, страховые компании развиваются, их структура усложняется, появляются новые виды страховых продуктов. Эти тенденции подразумевают разработку и применение современных методов и технологий управления и в страховом бизнесе.

Страховые компании, по существу, являются финансовыми посредниками, специализирующимися на предоставлении страховых услуг.

Суть управления состоит в наиболее эффективном использовании ресурсов для достижения поставленных целей.

В системе управления страховым бизнесом действуют те же законы, что и в других видах бизнеса.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: сбора, обработки и анализа необходимой информации, планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Взаимосвязь функций управления представлена на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь функций управления

Рассмотрим указанные функции управления.

Сбор, обработка и анализ информации проводится с целью создания исходных данных для планирования деятельности компании и принятия управленческих решений. Эти исходные данные включают информацию о потребителях и их запросах, о конкурентах, о рынке рекламы и возможностях своей компании.

При реализации функции доведения задач до исполнителей важным аспектом является оперативность действий руководства (исполнители должны получить руководящие документы и иные управленческие воздействия в сроки, позволяющие подчиненным принять свое решение, спланировать свою деятельность).

С помощью функции планирования определяются цели деятельности компании, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом планирования являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы [6]. При планировании компания должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в стране, правительственные акты, действия конкурентов, предпочтения потребителей, развитие технологий, общественные взгляды).

Функция организации управления подразумевает формирование структуры компании и обеспечение ее всем необходимым (персоналом, средствами производства, управления, денежными средствами, материалами и т.д.). То есть при выполнении этой функции создаются условия для достижения целей организации [6]. Распределяются (уточняются) обязанности между структурными подразделениями и сотрудниками. Определяются основные мероприятия на случай форс-мажорных ситуаций. При этом правильная организация работы персонала позволяет добиться хороших результатов.

Функция мотивации сотрудников является процессом побуждения других людей к деятельности для достижения целей компании. Выполняя эту функцию, руководство компании осуществляет материальное и моральное стимулирование сотрудников и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста. При хорошей мотивации сотрудники выполняют свои обязанности в соответствии с целями этой компании и ее планами [6]. В процессе мотивации предполагается создание для работников возможности удовлетворения их потребностей при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей.

Функция контроля, по мнению автора, выполняет связующую роль всех так называемых оперативных функций управления, поскольку функция контроля предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы компании. Функция контроля позволяет оценить степень достижения компанией своих целей и, в случае необходимости, произвести корректировку намеченных действий. В процессе контроля в управлении подразумевается выполнение нескольких процедур: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с запланированными и, если нужно, пересмотр первоначальных целей [6].

Связывая воедино все функции управления, контроль позволяет выдерживать нужное направление деятельности компании и своевременно корректировать неверные решения.

Таким образом, владение технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений позволяет осуществлять эффективное управление компанией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.

Процесс разработки управленческих решений -один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всей компании.

Принятие решений в любой организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. Можно выделить две ключевые стадии в процессе принятия решений:

1. Определение проблемы. На этой стадии отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой компании с целью определения уровней эффективности работы и выявления причины недостатков.

2. Решение проблемы. На этой стадии рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один из них.

Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.

Управление страховой компанией предполагает разработку стратегических планов, принятие решений и их реализацию на всех уровнях управления, направленных на достижение поставленных целей, согласование отдельных функциональных и оперативных стратегий, постоянную ревизию результатов принимаемых решений с точки зрения их эффективности в краткосрочном и долгосрочном плане.

Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу и позволяет адекватно реагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде, объективно оценивать сильные и слабые стороны организации, относительно легко адаптироваться к происходящим на рынке изменениям [3].

Необходимость непосредственно использовать идеи стратегического управления в страховой деятельности требует применения современных методов прогнозирования изменения рыночной среды, а также оценки последствий влияния таких изменений на эффективность деятельности той или иной страховой компании.

В практике управления широко используются математические модели для принятия решений. Это позволяет принимать управленческие решения на качественно новом уровне, разрабатывать и внедрять в практику современные технологии.

Одним из универсальных методов принятия рационального решения при условии минимальных рисков является имитационное моделирование, в процессе которого формируются статистики возможных выходных параметров деятельности.

Имитационное моделирование полезно для анализа и прогнозирования при принятии стратегических управленческих решений. Оно позволяет описать сложные нелинейные взаимодействия в бизнесе и применимо не только для расчета финансово-экономических показателей, но и для выявления неявных закономерностей в процессах. С его помощью можно оценить последствия реализации различных сценариев, смоделировать поведение экономических субъектов в различных ситуациях [1].

Деятельность страховой компании по своей сути представляет собой систему массового обслужива-

ния. Имитационное моделирование процессов обслуживания клиентов считается достаточно сложной задачей, но возможность учесть в модели и человеческий и технический фактор позволяет более рационально использовать информационные, человеческие, материальные и иные ресурсы для обоснования принимаемых управленческих решений.

Модель представляется в виде алгоритма, в котором определяются наиболее существенные элементы и связи в системе, задаются необходимые исходные параметры и вычисляются характеристики свойств, проявляемых системой, автоматизированным способом. Рассчитанная на компьютере модель компании по оказанию страховых услуг по направлению автокаско, имитирует функционирование системы. Для разработки модели принятия управленческих решений в страховой компании использовался язык GPSS World. Исходными данными для разработки модели были взяты:

- количество застрахованных автомобилей;

- стоимость страхового полиса.

В качестве параметров для проведения расчетов учитывались факторы, формирующие стоимость страхового полиса, такие как:

- группа риска определенной марки и модели автомобиля с учетом времени его эксплуатации;

- стоимость нормо-часа ремонтных работ на станции техобслуживания;

- возраст и стаж водителей автомобилей, их пол.

При планировании действий компании учитывались поток страховых обращений, количество офисов в компании и количество сотрудников, предполагаемый поток клиентов.

Основным показателем эффективности работы системы является прибыль компании. Общая структура предлагаемой модели представлена на рис. 2.

Анализ результатов моделирования рассматриваемой компании показал, что при оказании услуг возникают возрастающие очереди клиентов, особенно в периоды сложных погодных условий. Решение проблемы улучшения качества обслуживания клиентов (сокращения времени нахождения в очереди) находится в области принятия решений по оперативному изменению структуры и штата компании и квалификации персонала.

В результате применения данной модели руководство компании имеет возможность принимать необходимые управленческие решения в части:

- оперативного прогнозирования тарифной и рекламной политики компании;

- определения количества структурных подразделений компании;

- определения штата сотрудников, необходимого для обслуживания клиентов;

- прогнозирования параметров финансовой деятельности (прибыль, рентабельность).

Стратегический подход к управлению компанией с изменением общей экономической ситуации служит основой для выбора дальнейшего пути развития страховой компании и определения приоритетов в процессе принятия управленческих решений.

Рис. 2. Структура модели для поддержки принимаемых решений страховой компании по направлению автокаско: МКУ - многоканальное устройство

Однако модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенного варианта ситуации. Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы либо уточнить соответствующим образом используемую модель [1].

Профессиональное использование моделей для принятия решений позволяет менеджеру контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности, обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений.

Очевидно, что процесс оценки эффективности управленческих решений не является самоцелью, а выступает в качестве рычага для использования резервов повышения эффективности компании. Оценка эффективности управленческого решения выступает мерой целесообразности изменений в системе управления компанией и в конечном счете должна определять характер и содержание конкретных изменений в ее деятельности. При этом, в первую очередь, должны применяться те технологии и методы, которые позволяют сделать процесс принятия стратегических решений более гибким, более полно и адекватно учитывающим те реальные ситуации, в которых приходится функционировать компании.

Таким образом, ключевая задача любой компании - сосредоточение внимания на наборе управленческих решений, которые определяют функционирование субъекта на рынке его ценностной значимостью.

Стратегическое управление позволяет оценить текущее положение компании на рынке, осмыслить

поставленные цели, оценить задачи и эффективность реализации стратегии, принять адекватные управленческие решения и предпринять необходимые профилактические действия, повысить готовность противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам.

Отсюда главной задачей управления компанией должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в компании работника при достойном удовлетворении потребителей страховыми услугами.

Литература

1. Боев, В.Д. Моделирование систем. Инструментальные средства GPSS World: учеб. пособие / В.Д. Боев. -СПб., 2004.

2. Годин, А.М. Страхование: учебник / А.М. Годин, С.В. Фрумина. - М., 2008.

3. Короткое, Э.М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков. - М., 1996.

4. Кургин, Е.А. Страховой менеджмент: управление деятельностью страховой компании / Е.А. Кургин. - М., 2005.

5. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения Б.Г. Литвак. - М., 2001.

6. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. - М., 1992.

7. Советов, Б.Я. Моделирование систем: учебник / Б.Я. Советов, С .А. Яковлев. - М., 2005.

8. Турусин, Ю.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Д. Турусин, С.Ю. Ляпина, Н.Г. Шаламова. -М., 2003.

9. Шихов, А.К. Страхование: учеб. пособие для вузов / А.К. Шихов. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.