УДК 338(075.8)
Е.В. ЩЕМЕЛЕВА1, В.П. КУЗНЕЦОВ2, Н.Е. ГРЕЧКИНА2
'Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь 2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Аннотация. Внедрение инновационных проектов требует привлечения дополнительных инвестиций, целесообразность которых подтверждается объективной, точной и понятной для инвестора финансовой отчетностью. В статье обосновывается необходимость трансформации финансовой отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в целях повышения инвестиционной привлекательности национальных компаний для иностранных инвесторов. Описывается алгоритм трансформации, суть которого состоит в последовательном выявлении отличий в учете по национальным и международным стандартам и внесении соответствующих корректировок в национальную отчетность, чтобы она соответствовала требованиям МСФО. Трансформация сложный, многогранный и творческий процесс, требующий глубоких знаний и наличия профессиональной компетентности у ответственных за его проведение сотрудников. Но она позволяет получить финансовую отчетность, отвечающую международным стандартам, без организации параллельной системы учета, что значительно сокращает затраты на ее подготовку и повышает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность национальных предприятий.
Ключевые слова: финансовая отчетность, инвестиционная привлекательность, инвесторы, инновационные проекты
E.V. SHEMELEVA1, V.P. KUZNECOV2, N.E. GRECHKINA2
'Belarusian National Technical University, Minsk, Belarus
2Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
SEARCH OF WAYS TO SOLVE THE PROBLEM OF TRANSFORMATION OF NATIONAL STATEMENTS IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL REQUIREMENTS
Abstract. Implementation of innovative projects require additional investments, which confirmed the feasibility of objective, accurate and comprehensible to the investor's financial reporting. The article substantiates necessity of transformation of financial statements in accordance with International Financial Reporting Standards (IFRS) in order to increase the investment attractiveness of domestic companies to foreign investors. An algorithm for the transformation, the essence of which is to consistently identify differences in the accounting of national and international standards, and making the appropriate adjustments to the national reporting to conform with IFRS. The transformation of a complex, multi-faceted and creative process that requires in-depth knowledge and the availability of professional competence in those responsible for his conduct of employees. But it allows you to get financial statements that comply with international standards, without the organization of a parallel accounting system, which significantly reduces the cost to develop and increase the investment attractiveness and competitiveness of domestic enterprises.
Keywords: financial reporting, investment attractiveness, investors, innovative projects
Специфика коммерческой деятельности требует от предприятий постоянного нахождения новых путей упрочнения своих рыночных позиций и приобретения
дополнительных конкурентных преимуществ. Однако традиционные отработанные методы и подходы зачастую оказываются неэффективными. В связи с этим участники рынка прилагают большие усилия для поиска, разработки и внедрения инновационных идей, методик и технологий, использование которых приведет к резкому повышению эффективности деятельности предприятия.
Сегодня инновационный процесс охватил все сферы коммерческой деятельности, даже настолько, казалось бы, стандартизированные как хозяйственный учет в целом и бухгалтерский учет в частности. Одним из нововведений в данной сфере является постепенное внедрение практики подготовки финансовой отчетности с использованием Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Данный шаг в первую очередь направлен на повышение привлекательности национальных предприятий для иностранных инвесторов.
Правительство Республики Беларусь официально закрепило курс на инновационное развитие. Общие принципы государственной инновационной политики закреплены в Законе Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [8].
В соответствии с названным Законом была принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - Программа), которая содержит перечень практических мер по решению «важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, основанной на знаниях» [9]. Среди прочего Программа рассматривает вопросы финансирования инновационных разработок. Таким образом, ярко иллюстрируется зависимость между созданием и внедрением инноваций и привлечением инвестиций [12,16]. Наиболее предпочтительным и распространенным путем восполнения недостающих средств является привлечение иностранных инвестиций.
Однако прежде чем вложить свои средства в тот или иной проект, потенциальный инвестор должен убедиться в целесообразности инвестиций. По этой причине предприятие, намеревающееся привлечь ресурсы в перспективный инновационный проект, должно уделить большое внимание повышению своей инвестиционной привлекательности. [5,13]. Перечень факторов, которые формируют инвестиционную привлекательность предприятия, в самом общем виде включает следующие группы:
— финансовое положение;
— производственный потенциал;
— качество менеджмента;
— рыночная устойчивость [15,20].
Для предприятий одной из наиболее важных задач в вопросе укрепления своей инвестиционной привлекательности для обеспечения средствами планируемых инновационных проектов является представление своей финансовой отчетности в объективной, точной и понятной для инвестора форме.
Посредством хозяйственного учета предприятия имеют возможность получить информацию о своем текущем состоянии. На основании данных бухгалтерского учета, как ключевой составляющей хозяйственного учета, формируются пакеты отчетности за период, которые направляются в государственные органы, собственникам, а также потенциальным инвесторам. Однако возникает вопрос: на какие стандарты ориентироваться при составлении отчетности, чтобы информация в ней была понятна и в достаточной степени сопоставима для иностранного инвестора. С целью устранения данной проблемы правительствами стран мира, неправительственными международными организациями принимаются соглашения, ставящие своей целью выработку унифицированных правил ведения учета и подготовки отчетности. В настоящее время наибольшее распространение получил комплекс принципов и норм МСФО.
Все документы, входящие в МСФО, подготавливаются на основании следующих принципов:
а) достоверное представление и соответствие МСФО;
б) непрерывность деятельности организации;
в) учет на основе принципа начисления;
г) существенность и агрегирование;
д) взаимозачет;
е) периодичность представления отчетности;
ж) сравнительная информация;
и) последовательность в представлении.
На данных принципах базируются все стандарты МСФО и каждый отдельно взятый стандарт раскрывает свою сферу применения. Не являясь жесткими правилами, они позволяют в полной мере отразить экономическую сущность деятельности компании, ее текущее состояние и перспективы. В настоящее время применяются два основных метода составления отчетности по МСФО:
1) метод параллельного учета. Он заключается в том, что на предприятии создается отдельная бухгалтерия, которая параллельно учету по национальным стандартам осуществляет учет по стандартам МСФО. Метод обеспечивает более высокую степень точности и оперативности конечных результатов, однако при этом требует больших затрат на организацию, поэтому большого распространения в Республике Беларусь не получил;
2) метод трансформации отчетности. Подразумевает преобразование отчетности, подготовленной по национальным стандартам, путем проведения корректирующих и реклассифицирующих проводок для отдельных статей и показателей, методики получения которых отличаются от МСФО. Трансформация является более дешевым методом и не требует ведения параллельного учета, поэтому получила большее распространение. Конечно, полученные с его помощью данные могут содержать незначительные погрешности, однако они не подпадают под категорию существенных и не превышают минимальных порогов материальности, рассчитываемых при формировании основополагающих суждений для подготовки отчетности.
Трансформация белорусской отчетности в соответствии с МСФО — это процесс составления отчетности на основе данных, полученных с учетом национальных требований, посредством изменения признания (классификации и оценки) и раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Суть трансформации состоит в выявлении отличий в учете по национальным и международным стандартам и внесении соответствующих корректировок в национальную отчетность с тем, чтобы она соответствовала требованиям МСФО [3,4].
Одной из основных сложностей при выполнении трансформации отчетности является отсутствие единой методологии данного процесса. Международная организация Совет по МСФО (1Л8Б) не разрабатывает рекомендаций по трансформации отчетности. Однако издаваемые организацией стандарты содержат в себе требования по отражению в отчетности различной финансовой информации, на которые стоит опираться при выработке методики трансформации. В свою очередь Министерство финансов нашей страны ранее предпринимало попытки регламентировать процесс трансформации отчетности (2008г.) [10], однако в 2011 году отказалось от них. Кроме этого, крупные консалтинговые компании, которые в основном и осуществляют подготовку отчетности по МСФО, обладают своими собственными методологиями, которые по понятным причинам лежат в области коммерческой тайны и не разглашаются [14].
Предлагаемая нами обобщенная методика способна минимизировать организационные затраты и трудоемкость процесса трансформации национальной отчетности в соответствии с МСФО и включает следующие этапы:
1) Подготовительный этап:
1.1) определение цели подготовки отчетности;
1.2) аналитический обзор предприятия:
- анализ учетной политики, в том числе на предмет соответствия МСФО;
- выявление характерных отраслевых особенностей предприятия;
- анализ оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ), отчетности, подготовленной по национальным стандартам, прочей доступной внутренней информации;
1.3) формулировка существенных суждений, на которых будет базироваться отчетность по МСФО;
1.4) выбор валюты представления отчетности и отчетной даты;
1.5) определение существенных классов счетов;
2) Рабочий этап:
2.1) сбор данных, необходимых для расчета корректировок;
2.2) расчет корректировочных проводок;
2.3) формирование трансформационной таблицы;
3) Заключительный этап:
3.1) проверка расчетов;
3.2) подготовка отчетности;
3.3) подготовка раскрытий отчетности.
Назначение подготовительного этапа - сбор, анализ и систематизация информации, с выделением основных несоответствий МСФО, на основании чего будет определяться необходимость проведения корректировок и их виды. Отправным пунктом в процессе трансформации отчетности выступает этап постановки целей. Разные целевые группы выдвигают собственные требования к содержанию отчетности, поэтому четкая ориентация на кого-либо из них позволяет повысить наглядность отчетности и уменьшить ее объем за счет исключения несущественной для целевой группы информации.
Анализ учетной политики позволяет изучить «совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятых организацией» [7], дает общее представление об их соответствии МСФО и помогает определить основные направления трансформации. Выявляемые на данном этапе различия носят фундаментальный характер, так как затрагивают основу всей применяемой на предприятии методологии учета. Для дополнения представления об учете на предприятии из доступных внешних источников выясняются общеотраслевые особенности, которые не находят отражения в учетной политике, но значительно влияют на характер и содержание счетов предприятия. Эта информация используется при формировании суждений и подготовке корректировок. Далее обычно следует ознакомление с ОСВ (рабочим планом счетов, движением средств и остатками по счетам, «нехарактерными» счетами компании), а также актуальной отчетностью предприятия, подготовленной по национальным стандартам. Эти документы позволяют предварительно оценить, достаточно ли представленного перечня счетов для нужд МСФО. Собранная таким образом информация обобщается, на ее основе вырабатываются существенные суждения и оценки.
Суждения и оценки представляют собой мнения о количественных (оценки) и качественных (суждения) характеристиках деятельности предприятия, используемые при отражении их в отчетности. Это мнения, заключения, логика, являющиеся основанием для принятия конкретного решения по порядку ведения учета и составления отчетности в условиях неопределенности [1,11]. От того, насколько правильно и четко будут сформированы существенные оценки и суждения, будет зависеть корректность и репрезентативность финальной версии отчетности.
В вопросе определения валюты представления отчетности международные стандарты либеральны: предприятие может представлять свою финансовую отчетность в любой валюте (IAS 21). Выбор определяется удобством для пользователей, сложившейся практикой и другими существенными факторами. В случае если валюта представления отличается от
функциональной валюты (в Республике Беларусь - белорусский рубль), то потребуется введение дополнительного этапа трансформации по пересчету показателей отчетности. Здесь также проверяется необходимость учета гиперинфляции, что может потребовать добавления еще одного этапа - пересчета статей с учетом покупательской способности функциональной валюты на конец года (IAS 29). Выбор отчетной даты диктуется целями подготовки отчетности.
Финалом подготовительного этапа является выделение существенных классов счетов, которые в соответствии с МСФО выстроены иерархически: счет, класс счетов (определяет статью баланса, к которой относится счет), тип счета (определяет к какому разделу баланса или отчета о прибылях и убытках он относятся). Под существенными классами понимают такие, которые по своему масштабу либо содержанию оказывают существенное влияние на финансовое положение предприятия.
По завершении подготовительного этапа получают полный список статей, которые будут раскрыты в отчетности и, при необходимости, детализованы в приложениях к ней.
Ключевым моментом рабочего этапа трансформации отчетности являются корректировочные проводки (корректировки): реклассификационные (осуществляются с целью разделения, объединения или введения новых показателей) и трансформационные (осуществляются с целью изменения стоимостной оценки показателей). Расчеты корректировок производятся в отдельности по каждому классу счетов. Готовые корректировки вносятся в трансформационную таблицу, которая является основным рабочим документом в процессе трансформации отчетности. В графах таблицы, помимо номера и наименования корректировки, отражаются их суммы, строки формируют национальные счета. Принцип работы с трансформационной таблицей заключается в том, что к остаткам национальных счетов прибавляют все корректировочные суммы, получая остатки по счетам в соответствии с МСФО.
На завершающем этапе формируется отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами.
Вступительный баланс при этом строится на дату перехода предприятия на МСФО. Исходные данные формируются на основе ретроспективного применения международных стандартов. При построении баланса (стандарт IAS 1 не регламентирует названия отчетных форм) компания должна оставлять неизменными представление и классификацию статей от периода к периоду, кроме случаев изменения характера деятельности. В целом, состав раскрываемых статей определяется на подготовительном этапе в рамках определения существенных классов счетов.
Затем составляется отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период. Первый должен содержать данные о выручке, затратах, расходы по налогам, прибыли за период, второй - об изменениях в собственном капитале, не связанных с собственниками. В указанных формах сведения могут быть представлены по функциям либо по содержанию.
Далее подготавливается отчет об изменениях в собственном капитале. Он должен содержать информацию об общем совокупном доходе за период, раскрывая отдельно итоговые суммы, относимые на собственников и на неконтролируемые доли, эффект ретроспективного применения, сверку балансовой стоимости на начало и конец периода.
Отчет о движении денежных средств в совокупности с остальными формами финансовой отчетности обеспечивает информацию, которая позволяет оценить изменения в чистых активах предприятия, его финансовой структуре, а также способность воздействовать на величину и сроки потоков денежных средств с целью адаптации к меняющимся обстоятельствам и возможностям. Существенным отличием данного отчета от национального аналога является возможность его составления косвенным методом, при котором прибыль или убыток корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных
поступлений или выплат, возникающих в ходе текущей деятельности, а также статей доходов или расходов, связанных с поступлением или выплатой денежных средств в рамках инвестиционной или финансовой деятельности [19]. Главным преимуществом использования косвенного метода является возможность установить соответствие между финансовым результатом и изменениями в капитале, задействованном в текущей деятельности.
В заключении производится подготовка примечаний к отчетности. Примечания должны быть представлены в упорядоченном виде. Необходимо делать перекрестные ссылки на информацию в примечаниях, относящуюся к каждой статье, представленной в балансе, отчетах о прибылях и убытках, об изменениях в капитале, о движении денежных средств.
Аудиторское заключение является неотъемлемой частью пакета финансовой отчетности, так как позволяет заинтересованным сторонам уверенно полагаться на представленные данные в процессе принятия решений относительно перспектив инвестирования, оценке инвестиционных рисков, прогнозирования изменения финансового положения предприятия в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что трансформация национальной отчетности в соответствии с международными стандартами - сложный, многогранный и творческий процесс, требующий глубоких знаний и наличия профессиональной компетентности у ответственных за его проведение сотрудников. В результате трансформации появляется возможность получить финансовую отчетность, отвечающую международным стандартам, без организации параллельной системы учета, что значительно сокращает затраты на ее подготовку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарина Е. П. , Лысенкова М.В. CALS-система как условие внедрения современных технологий в отечественную производственную практику в рамках тиражирования лучших мировых практик в данной области// Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)
2. Егорова А.О., Зокирова Н.К. Анализ состояния конкуренции промышленных предприятий// Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)
3. Костян Д.М. Трансформация национальной отчетности - часть 3 / Публикации // ГК «Коллегия» [Электронный ресурс]. URL: http://collegia.by/info/publication/the-transformation-of-the-national-reporting-3-part/ (дата обращения: 20.02.2015).
4. Кузнецова С.Н. Экономика предприятия и отбор резидентов на базе промышленных парков // Вестник Мининского университета. 2014. № 1. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-5-2014 (дата обращения 17.06.2015)
5. Липченко Е.А. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия: различные подходы к толкованию // Молодой ученый. 2012. №7. С. 95-97.
6. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери-АССА, 2012. 860 с.
7. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2/2055. URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055 (дата обращения: 28.03.2015).
8. О Государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г., № 425-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. 2/1977.
9. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 20112015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 2011 г., №669
[Электронный ресурс]. 2011 URL: http://www.innova.itanas.by/cms_files/File/16.pdf. (дата обращения: 27.03.2015).
10. Об утверждении методических рекомендаций о порядке трансформации отечественной бухгалтерской отчетности в формат, соответствующий международным стандартам финансовой отчетности, и перечня организаций, обязанных составлять бухгалтерскую отчетность, соответствующую международным стандартам финансовой отчетности: приказ Министерства финансов Респ. Беларусь, 14 февр. 2008 г., №48 [Электронный ресурс]. URL: http://www.busel.org/texts/cat5vi/id5awkydd.htm (дата обращения: 19.01.2015).
11. Панова Е. Мнение о суждении // Экономическая газета. 2011. №97 (1515). С. 14.
12. Поташник Я.С. Анализ и развитие методических подходов к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/ scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)
13. Романовская Е.В. Создание нового продукта на основе собственных НИОКР // Вестник Мининского университета. 2014. № 1.
URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-5-2014 (дата обращения 17.06.2015)
14. Романовская Е.В., Нехорошева Л.Н. Исследование практических аспектов развития производственных технологий на предприятии машиностроения // Вестник Мининского университета. 2014. № 4.
URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)
15. Ростиславов Р.А. Инвестиционная привлекательность предприятия и факторы, влияющие на нее // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. С. 38-46.5
16. Щемелева Е.В., Святский С.С. Внедрение стандартов международной системы финансовой отчетности как фактор инновационного развития предприятия // Мировая экономика и бизнес-администрирование: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф., проводимой в рамках 12-й Междунар. науч.-технич. конф. «Наука - образованию, производству, экономике», Минск, 29 - 31 мая 2014г.: в 2 ч. / Белорус. нац. технич. ун-т; редкол.: А.М. Темичев [и др.]. Минск, 2014. Ч.1. С. 114-119.
17. Alon А. Complexity and dual institutionality: the case of IFRS adoption in Russia. Corporate Governance. 2013.T.21. №1. C.42-57.
18. Hansen F. Get ready for new global accounting standards. Business Finance. 2004. T.10. №1. C.48.
19. IAS 7 «Statement of Cash Flows» // The IFRS Foundation and the IASB official website [Электронный ресурс]. - URL: http://eifrs.iasb.org/eifrs/bnstandards/ru/2013/ias7pdf. -http://www.dvgu.ru (дата обращения: 30.08.2014).
20. Judge W., Li S., Pinsker R. National adoption of international accounting standards: an institutional perspective. Corporate Governance. 2010. T.18. №3. C.161-174.
REFERENCES
1. Garina E. P., Lysenkova M.V. CALS-sistema kak uslovie vnedreniya sovremennykh tekhnologiy v otechestvennuyu proizvodstvennuyu praktiku v ramkakh tirazhirovaniya luchshikh mirovykh praktik v dannoy oblasti [CALS-system as a condition for the introduction of modern technologies in the domestic production practice under the replication of global best practices in this area]. VestnikMininskogo Universiteta, 2014, no. 4.
Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (accessed 17.06.2015). (In Russian)
2. Egorova A.O., Zokirova N.K. Analiz sostoyaniya konkurentsii promyshlennykh predpriyatiy [Analysis of competition industrial enterprises]. Vestnik MininskogoUniversiteta, 2014, no. 4. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/4-8-2014 (accessed 17.06.2015). (In Russian)
3. Kostyan, D.M. Transformatsiya natsional'noy otchetnosti - chast'. Publikatsii. GK «Kollegiya» [Transformatsiya natsional'noy otchetnosti - chast' 3. Publikatsii. GK «Kollegiya»]. Available at: http://collegia.by/info/publication/the-transformation-of-the-national-reporting-3-part/
(accessed 20.02.2015). (In Belarus)
4. Kuznetsova S.N. Ekonomikapredpriyatiya i otbor rezidentov na baze promyshlennykh parkov [Enterprise economy and the selection of residents on the basis of industrial parks]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2014, no. 1.
Available at: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-5-2014 (accessed 17.06.2015) (In Russian)
5. Lipchenko E.A. Ponyatie investitsionnoy privlekatel'nostipredpriyatiya: razlichnye podkhody k tolkovaniyu [The concept of investment attractiveness of the enterprise: the different approaches to the interpretation of]. Molodoy uchenyy, 2012, no. 7. pp. 95-97. (In Russian)
6. Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, Askeri-ASSA Publ., 2012. 860 p. (In Russian)
7. O bukhgalterskom uchete i otchetnosti Zakon Resp. Belarus' ot 12 iyulya 2013 g. №. 57-Z [Accounting and Reporting. Law of the Republic of Belarus of July 12, 2013 no. 57-Z]. Available at: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055 (accessed 28.03.2015). (In Belarus)
8. O Gosudarstvennoy innovatsionnoy politike i innovatsionnoy deyatel'nosti v Respublike Belarus'. Zakon Resp. Belarus' ot 10 iyulya 2012 g., № 425-Z [State innovation policy and innovation in the Republic of Belarus Law Rep. Belarus of July 10, 2012, no. 425-Z]. Nats. reestr pravovykh aktov Resp. Belarus', 2012. 2/1977. (In Belarus)
9. O Gosudarstvennoy programme innovatsionnogo razvitiya Respubliki Belarus' na 2011-2015 gody. Postanovlenie Soveta Ministrov Resp. Belarus', 26 marta 2011 g., № 669 [On the State Program of Innovative Development of the Republic of Belarus for 2011-2015. Resolution of the Council of Ministers Rep. Belarus, March 26, 2011, no. 669]. 2011. Available at: http://www.innova.itanas.by/cms_files/File/16.pdf. (accessed 27.03.2015). (In Belarus)
10. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy o poryadke transformatsii otechestvennoy bukhgalterskoy otchetnosti v format, sootvetstvuyushchiy mezhdunarodnym standartam finansovoy otchetnosti, i perechnya organizatsiy, obyazannykh sostavlyat' bukhgalterskuyu otchetnost', sootvetstvuyushchuyu mezhdunarodnym standartam finansovoy otchetnosti: prikaz Ministerstva finansov Resp. Belarus', 14 fevr. 2008 g., № 48 [Approval of guidelines on the procedure for the transformation of the domestic financial statements into a format in accordance with international financial reporting standards, and the list of organizations required to prepare financial statements in compliance with international financial reporting standards: the order of the Ministry of Finance Rep. Belarus, 14 February. 2008, no. 48].
Available at: http://www.busel.org/texts/cat5vi/id5awkydd.htm (accessed 19.01.2015). (In Belarus)
11. Panova E. Mnenie o suzhdenii [Reviews judgment]. Ekonomicheskaya gazeta, 2011, no. 97 (1515). p. 14. (In Russian)
12. Potashnik Y.S. Analiz i razvitie metodicheskih podhodov k ocenke jekonomicheskoj jeffektivnosti investicionnyh proektov [Analysis and development of methodological approaches to the assessment of economic efficiency of investment projects]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2014, no. 4.
Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/4-8-2014 (accessed 17.06.2015) (In Russian)
13. Romanovskaya E.V. Sozdanie novogo produkta na osnove sobstvennyh NIOKR [Creating A New Product Based On Its Own Research & Development]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2014, no.1.
Available at: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-5-2014 (accessed 17.06.2015) (In Russian)
14. Romanovskaya E.V., Nehorosheva L.N. Issledovanie prakticheskih aspektov razvitija proizvodstvennyh tehnologij na predprijatii mashinostroenija [Research of practical aspects of development of production technologies at the enterprise of mechanical engineering]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2014, no. 4.
Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/4-8-2014 (accessed 17.06.2015) (In Russian)
15. Rostislavov R.A. Investitsionnaya privlekatel'nost' predpriyatiya i faktory, vliyayushchie na nee [Investment attractiveness of the company and the factors influencing it]./ R.A. Rostislavov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2010, no. 2-1. pp. 38-46.5 (In Russian)
16. Shemeleva E.V., Svyatskiy S.S. Vnedrenie standartov mezhdunarodnoy sistemy finansovoy otchetnosti kak faktor innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Implementation of standards of international financial reporting system as the factor of innovative development of enterprise]. Materialy 6-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf "Mirovaya ekonomika i biznes-administrirovani", provodimoy v ramkakh 12-y Mezhdunar. nauch.-tekhnich. konf. "Nauka - obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike", Minsk, 29 - 31 maya 2014g.: v 2 ch. [Proc. 6th Intern. scientific and practical. Conf. "Economy and Business Administration" conducted in the framework of the 12th Intern. scientific-tech. Conf. Science - education, manufacture, economy]. Belorus. nats. tekhnich. un-t, Minsk, 2014. ch.1. pp. 114-119. (In Belarus)
17. Alon A. Complexity and dual institutionality: the case of IFRS adoption in Russia. Corporate Governance, 2013, Vol. 21. no. 1. pp.42-57.
18. Hansen F.Get ready for new global accounting standards. Business Finance, 2004, Vol.10, no.1. p. 48.
19. IAS 7 «Statement of Cash Flows». The IFRS Foundation and the IASB official website Available at: http://eifrs.iasb.ors/eifrs/bnstandards/ru/2013/ias7pdf. http://www.dvgu.ru (accessed 30.08.2014).
20. Judge W., Li S., Pinsker R. National adoption of international accounting standards: an institutional perspective. Corporate Governance, 2010, Vol.18, no. 3. pp. 161-174.
© Щемелева Е.В., Кузнецов В.П., Гречкина Н.Е., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Щемелева Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления инновационными проектами в промышленности, Белорусский национальный технический университет (БНТУ), email: [email protected].
Кузнецов Виктор Павлович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: keo .vgipu@mail. ru Гречкина Наталья Евгеньевна - старший преподаватель кафедры экономики предприятия Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: grechkina n@ list.ru.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Shemeleva Elena Vladimirovna- PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and management of innovative projects in the industry, Belarusian National Technical University (BNTU), Minsk, Belarus, e-mail: [email protected]. Kuznecov Viktor Pavlovich - Doctor of Economics, professor, Head of the Department of Economics of Enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]
Grechkina Natalya Evgenievna - Senior Lecturer of the Department of Economics of Enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: grechkina [email protected].