ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 630*662.1:657.471.1
М. Е. Боровская
Белорусский государственный технологический университет
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
В статье рассматривается порядок адаптации бухгалтерского учета в организациях Республики Беларусь в условиях перехода к использованию международных стандартов финансовой отчетности. Подчеркивается, что цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Основными задачами реформы являются: формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической помощи предприятиям во внедрении системы управленческого учета. В статье рассматриваются реальные выгоды от внедрения МСФО, а также реальные проблемы, с которыми столкнутся предприятия, аудиторские компании, учреждения образования, в которых дается базовое профессиональное бухгалтерское образование в процессе перехода к использованию международных стандартов. В статье указывается на необходимость разработки методики трансформации отчетности в международный формат в целом по стране и установления перечня предприятий, где она необходима и должна применяться для международных инвестиционных программ и выхода на внешние рынки.
Ключевые слова: стандарт международный, стандарт национальный, система учета национальная, методика, адаптация учета и отчетности, реформирование учета.
M. Ye. Borovskaya
Belarusian State Technological University
ADAPTATION OF THE ACCOUNTING SYSTEM AND ITS COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS
The article considers the procedure for adapting accounting in the organizations of the Republic of Belarus in the context of transition to the use of international financial reporting standards. It is emphasized that the purpose of reforming the accounting system is to bring the national accounting system in line with international financial reporting standards and the requirements of a market economy. The main objectives of the reform are: the formation of a system of accounting and reporting standards required for external users; etnsuring linking of the accounting reform in the Republic of Belarus with the main trends of harmonization of standards at the international level; providing methodological assistance to enterprises in the implementation of the management accounting system. The article examines the real benefits of implementing IFRS, as well as the real problems faced by enterprises, audit campaigns, educational institutions, which provide a basic professional accounting education in the transition to the use of international standards. The article points to the need to develop a methodology for transforming reporting into the international format in general across the country and establishing a list of enterprises where it is necessary and should be applied for international investment programs and entering foreign markets.
Key words: international standard, national standard, national accounting system, methodology, accounting and reporting adaptation, accounting reform.
Введение. В процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в Республике Беларусь произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управ-
ления, как учет, финансовый контроль и анализ. Поскольку учет в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, назрела проблема реформирования учета
в соответствии с общепринятой во всем мире практикой. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы предприятия республики, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учета объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний.
Основная часть. В Республике Беларусь в условиях повышенных бизнес-рисков, признание международных стандартов финансовой отчетности как основополагающих для формирования прозрачной отчетности является важным шагом, прежде всего для привлечения иностранного капитала с целью улучшения взаимоотношений с иностранными инвесторами, что будет способствовать увеличению числа совместных проектов.
В последнее время с учетом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчетности компаний возросли еще больше. Инвестирование набирает обороты в режиме реального времени через всемирную электронную сеть, что является еще одним серьезным доводом в пользу унификации учетных стандартов. В самом ближайшем будущем ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых учетных нормативов, применимых вне зависимости от страны.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.
МСФО носят рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.
В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности согласно МСФО, утвержденными КМСФО в 1989 году, «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании». Данная информация необходима достаточно широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы МСФО относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.
Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь осуществляется в рамках реализации Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь,
утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 года № 694.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Задачами реформы являются:
- формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи предприятиям во внедрении системы управленческого учета.
В Беларуси в 2016 году разработаны национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, основанные на положениях международных стандартов, постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 19 августа 2016 года № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь МСФО и их Разъяснений, принимаемых Фондом МСФО». В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» общественно значимые организации обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность согласно МСФО, а банки - годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО.
Международные стандарты финансовой отчетности - это стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности для целей унификации и стандартизации финансовой информации во всех странах и регионах мира, которые их применяют.
Это международный язык в сфере финансов и бухгалтерии, понятный всем компетентным заинтересованным пользователям независимо от их происхождения. Это мост, который связывает тех, кто в поисках инвестиций с потенциальными инвесторами, иностранных кредиторов и заемщиков; акционеров, менеджеров и работников различных международных компаний по всему миру.
Первый комплект финансовой отчетности организации, подготовленный в соответствии с МСФО, должен включать в себя как минимум три отчета о финансовом положении, два отчета о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе, два отчета о движении денежных
202
Адаптация системы бухгалтерского учета и ее соответствие международным стандартам
средств, два отчета об изменениях в капитале и соответствующие примечания, включающие сравнительную информацию.
Белорусские общественно значимые организации, применяющие МСФО впервые, должны составить отчет о финансовом положении на три даты: 31 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 года и 31 декабря 2016 года, а отчет о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе, отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях в капитале за два периода: 2015 и 2016 годы.
При этом датой перехода на МСФО, а именно датой начала наиболее раннего периода, за который организация предоставляет полную сравнительную информацию, согласно требованиям МСФО, в своей первой финансовой отчетности, является 31 декабря 2014 года. Именно на эту дату организация должна составить вступительный отчет о финансовом положении, который будет являться отправной точкой в незабываемом путешествии, называемом «финансовый учет в соответствии с МСФО».
Данное нововведение будет иметь положительный эффект не только для самих общественно значимых организаций, но и для широкого круга заинтересованных пользователей (от международных инвесторов до собственников и акционеров, включая государство). Стоит отметить, что в настоящее время в Беларуси уже достаточно примеров успешного применения МСФО как государственными, так и частными предприятиями. Однако для полноценного и повсеместного использования МСФО в Республике Беларусь еще предстоит проделать большой объем работы. В настоящее время для многих предприятий наиболее остро встает вопрос первого применения МСФО.
Реальные выгоды от внедрения МСФО в Беларуси:
1) рост рыночной капитализации;
2) выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала;
3) приток иностранных инвестиций в экономику;
4) большая прозрачность отечественных компаний и, как следствие, улучшение имиджа бизнеса за рубежом;
5) более глубокая интеграция экономики страны в мировую хозяйственную систему и т. д.
Вместе с тем внедрение МСФО в национальную систему учета Республики Беларусь может быть сопряжено с определенными проблемами:
1. Наличие множества методик трансформации отчетности. В МСФО ряд вопросов дается на откуп «профессиональному суждению» практикующих бухгалтеров и это в свою очередь может привести к возникновению множества методик, отражающих субъективное вос-
приятие и понимание сути международных стандартов каждым отдельно взятым главным бухгалтером при осуществлении трансформации учета.
2. Риск для аудиторских компаний. Поскольку МСФО предполагает подтверждение правильности составленной отчетности и получение ее аудиторского заключения, то маловероятно, что стороны, заинтересованные в составлении отчетности по МСФО, выразят доверие белорусским аудиторским компаниям, а не обратятся за услугой к представителям международных аудиторских брендов. Это в свою очередь вызовет некоторое сужение рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь.
3. Риск для предприятий. Внедрение МСФО вызовет рост расходов за счет увеличения затрат на обучение бухгалтерского персонала, удорожания аудиторских и консалтинговых услуг, неизбежности ошибок в процессе перестройки учетных систем.
4. Системные риски. Их сущность заключается в том, что представители Республики Беларусь не принимают участия в процессе нормотворчества развития международных стандартов. Не зная изнутри, что и как происходит при совершенствовании стандартов, сложно оперативно вносить изменения в отечественное законодательство, касающееся учета и отчетности.
5. Серьезные трудности возникнут со своевременностью получения официальных текстов стандартов и качеством перевода. Для применения в Беларуси норм МСФО требуется не просто официальный их перевод на государственный язык (русский или белорусский), а создание постоянно действующей системы перевода текстов стандартов и интерпретаций в связи с регулярными изменениями, вносимыми в них Советом по МСФО. Для организации работы по переводу необходимо заключение договора с фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, соответствующее финансовое обеспечение, объединение усилий представителей органов госуправления, профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов, научных кругов.
6. Не менее серьезные проблемы реформирования бухгалтерского учета в Беларуси находятся в плоскости экономического образования. В настоящее время в республике отсутствует централизованная система подготовки и повышения квалификации специалистов по МСФО. Краткосрочные семинары и курсы, проводимые некоторыми аудиторскими и консультационными компаниями, не способны решить кадровую проблему. Для этого необходимо осуществление широкомасштабной программы
повышения квалификации и сертификации практикующих бухгалтеров и аудиторов.
Реформирование бухгалтерского учета в направлении сближения с МСФО потребует реализации комплекса мер по совершенствованию базового профессионального бухгалтерского образования, а именно: внесение концептуальных изменений в содержание учебных программ средних и высших учебных заведений с ориентацией на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике, создание соответствующего учебно-методического обеспечения, переподготовка преподавателей и др. [1, с. 38-39].
Юридически безупречно положения МСФО могут найти свое применение на территории Беларуси только опосредованно, путем издания на их основе национальных правовых актов в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Также необходимо детально разработать методику трансформации отчетности в международный формат в целом по стране и установить перечень тех предприятий, где она необходима и должна применяться для международных инвестиционных программ, выхода на внешние рынки.
Поскольку стандарты отчетности не могут «функционировать» сами по себе, то в допол-
нение к высокому качеству самих стандартов, успех их применения зависит от наличия инфраструктуры финансовой отчетности: эффективной практики корпоративного управления, высококачественных стандартов и практики аудита, эффективного механизма правового внедрения и отслеживания порядка выполнения [2, с. 62]. Соответственно, необходима координация действий всех заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровнях.
Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не может нормально развиваться в отрыве от международного. Но все же переход будет реально закончен лишь тогда, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - будут заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации.
Заключение. Следует отметить, что МСФО имеют важное значение не только для предприятий в качестве инструмента привлечения дополнительных инвестиций и элемента высокой корпоративной культуры управления, но и для развития экономики страны в целом, поскольку Международные стандарты финансовой отчетности способствуют формированию более «чистого» и открытого бизнес-климата и интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
Литература
1. Сухарева Т. В. Особенности трансформации отечественной отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет и анализ. 2009. № 5 (147). C. 48-49.
2. Барсегян Л. М. Проблемы применения Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Беларусь // Новая экономика. 2008. № 11-12 (41-42). C. 55-62.
References
1. Suhareva Т. V. Features of the transformation of domestic reporting in accordance with IFRS Bukhgalterskiy uchet i analiz [Accounting and analysis], 2009, no. 5 (147), pp. 38-39 (In Russian).
2. Barseghyan L. M. Problems of Application of International Financial Reporting Standards in the Republic of Belarus. Novaya ekonomika [New Economy], 2008, no. 11-12 (41-42), pр. 55-62 (In Russian).
Информация об авторе
Боровская Марина Евгеньевна - старший преподаватель кафедры статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Borovskaya Marina Yevgen'yevna - Senior Lecturer, the Department of Statistics, Accounting, Analysis and Audit. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 27.03.2017