Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспалова В.В.

Статья посвящена рассмотрению валютного контроля с точки зрения неотъемлемого элемента экономической безопасности страны. Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своих компетенций, решает задачи по предотвращению оттока валютных денежных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений. В статье проведен анализ соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, выявлены основные нарушения. Рассмотрены основные направления при осуществлении валютного контроля таможенными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

УДК 339.9

Беспалова В.В.

Студент 5 курса ОГУ, г. Оренбург, РФ Научный руководитель: Боброва В.В.

доктор экон. наук, доцент ОГУ, г. Оренбург, РФ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению валютного контроля с точки зрения неотъемлемого элемента экономической безопасности страны. Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своих компетенций, решает задачи по предотвращению оттока валютных денежных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений. В статье проведен анализ соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, выявлены основные нарушения. Рассмотрены основные направления при осуществлении валютного контроля таможенными органами.

Ключевые слова

Таможенное регулирование, валютный контроль, валюта, экономическая безопасность, валютные

операции, таможенные органы, таможенный контроль, Всемирная таможенная организация

Начиная с апреля 2016 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) и другие таможенные органы Российской Федерации выполняют функции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Необходимо отметить, что валютный контроль является одной из важнейших сфер контрольной и административной деятельности таможенных органов РФ, помимо осуществления непосредственно таможенного контроля. Данный факт, по нашему мнению, объясняется тесной связью валютного и таможенного контроля, а также возможностью выявления и пресечения рисков в фискальной сфере, что, в свою очередь, напрямую связано с обеспечением экономической безопасности государства.

Противодействие нарушениям в сфере валютного законодательства отражено в документах стратегического планирования ФТС РФ. Так, основным ориентиром ФТС России, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1], является принятие комплекса мер, направленных на минимизацию рисков использования недобросовестными участниками ВЭД различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из РФ, в том числе в сфере цифровых финансовых активов.

На основе созданной ФТС России в 2019 году методологической базы в 2020 году ФТС России организован полномасштабный переход от фиксации валютных правонарушений к предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций. В целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России в соответствии с Протоколом № 4 «О внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» от 30 июля 2015 г. № БР-Д-12/361, от 31 августа 2015 г. № 01-69/0008 на регулярной основе передает в Банк России по закрытому каналу связи информацию о декларациях на товары с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками соответствующих платежей по внешнеторговым контрактам. [2]

Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема сомнительных внешнеторговых операций с использованием деклараций на товары. По совокупности мер, принятых таможенными органами Российской Федерации во взаимодействии с Банком России, это позволило предотвратить незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации в 2020 году на сумму 21 млн. долларов США (более 1,5 млрд. рублей), что на 7 млн. долларов США меньше, чем в 2019 году. В 2019 году - 28 млн. долларов США (более 1,8 млрд. рублей), что на 4 долларов США, меньше, чем в 2018 году.

35

30 25 20 15 10

2018 год

2019 год

2020 год

Рисунок 1 - Объем незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации за 2018-2020гг.,

млн. долларов США [3]

5

0

Нарушения лицами валютного законодательства влекут наступление не только административной, но и уголовной ответственности. Она предусмотрена за совершение преступлений по ст. 193, 193.1, 174.1, 200.1 УК РФ, возбуждение дел по которым находится в компетенции таможенных органов России.

Так как совершение участниками ВЭД преступлений по ст. 174.1 и 200.1 УК РФ больше связано с аспектом осуществления незаконного вывода денежных средств и легализацией преступных доходов, то рассмотрим динамику возбужденных уголовных дел должностными лицами таможенных органов по ст. 193 и 193.1 УК РФ за 2017-2019 гг. в таблице 1.

Таблица 1

Динамика возбуждённых таможенными органами уголовных дел по ст. 193, 193.1 УК РФ

в 2019-2021 гг., ед. [4]

Статья УК РФ Нарушения 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» 190,0 70,0 32,0

Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 194,0 171,0 140,0

Итого: 384,0 241,0 172,0

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2021 году по ст. 193 УК РФ было возбуждено 32 уголовных дел, что на 54,3 % меньше, чем в 2020 г. и на 83,2 % меньше, чем в 2019 г.

По ст. 193.1 УК РФ в 2021 году должностными лицами таможенных органов было возбуждено 140 уголовных дел, что на 18,1 % меньше, чем в 2020 г. и на 27,8 % меньше, чем в 2019 г.

С момента принятия таможенными органами обязанностей по осуществлению валютного контроля, данная деятельность столкнулась с определенными проблемами, среди которых можно отметить отсутствие необходимой нормативно-правовой и технической базы по борьбе с операциями, направленными на незаконный вывод денежных средств; а также использование неэффективных механизмов обмена информацией таможенных органов с другими органами, реализующими функции валютного контроля. Эти и другие проблемы приводили к тому, что на практике фиксировались лишь уже совершенные правонарушения, в то время как деятельность по предупреждению и предотвращению осуществлялась с низкой эффективностью, а объемы невзыскиваемой задолженности по уплате административных штрафов фирм-«однодневок» становились больше. [5]

Однако важно подчеркнуть, что спустя семь лет ситуация значительно улучшилась. Сегодня при осуществлении валютного контроля ФТС использует модель выборочности на основе риск-ориентированного подхода.

В рамках данной деятельности существует ряд основных направлений:

- предварительный анализ информации об участниках ВЭД;

- подробное изучение внешнеторговых договоров, выявление в них нехарактерных или подозрительных элементов;

- анализ некоторых валютных операций в режиме «он-лайн», позволяющий выявить совершение подозрительных и неправомерных сделок (например, отмывание денежных средств путем продажи товара по завышенным ценам). [6]

Вышеприведенный перечень мер, а также риск-ориентированный подход в целом, позволяет предотвращать нарушения валютного законодательства на ранних этапах, что, в свою очередь, способствует минимизации экономического ущерба от неправомерных действий участников ВЭД в сфере валютных операций.

Среди развивающихся направлений деятельности таможенных органов в сфере валютного контроля следует особо выделить совершенствование технологии оценки участников ВЭД в соответствии с уровнем риска.

Сущность данного направления заключается в том, что специальное программное средство делает вывод об уровне риска совершения правонарушений субъектом ВЭД на основе комплексного анализа информации о субъекте, а также ее сопоставления с установленными критериями и информацией об участнике ВЭД, полученной во взаимодействии с иными уполномоченными органами.

В рамках осуществления данной методики, является перспективным применение таможенными органами технологии «цифровых двойников». Данная технология позволяет создавать электронное досье лица-участника ВЭД, заключающее в себе полную картину его деятельности за определённый период. «Цифровой двойник» позволяет прогнозировать деятельность компании, благодаря чему программное обеспечение сможет выявлять отклонения, и, соответственно, предоставлять ситуацию уполномоченным лицам о возможных рисках совершения правонарушений.

Еще одним немаловажным направлением совершенствования валютного контроля как составной части экономической безопасности государства, является осуществление эффективного и качественного межведомственного и международного взаимодействия.

Важно отметить, что сегодня необходимым является, во-первых, осуществление взаимодействия исключительно в электронном виде, так как данный тип обмена информацией на сегодняшний день является наиболее быстрым и удобным для нескольких субъектов взаимодействия; во-вторых, использование электронных систем межведомственного взаимодействия должностными лицами, обладающими специальными знаниями, что, в свою очередь, позволит сократить количество ошибок, вызванных человеческим фактором.

Так, ФТС имеет отлаженную систему взаимодействия с «Банком России» в сфере валютного

контроля в программе «Знай своего клиента», а также с другими органами (ФНС России, Росфинмониторинг). [7]

Подобные электронные системы взаимодействия позволяют осуществлять валютный контроль в режиме реального времени, а также способствуют принятию решения таможенным инспектором о проведении дополнительных форм таможенного контроля на этапе совершения таможенных операций.

Также помимо межведомственного взаимодействия, важно проводить работу по противодействию нарушениям валютного законодательства на международном уровне. Такая необходимость неоднократно подчёркивалась Всемирной таможенной организацией (ВТамО) в стратегических документах, в частности Стратегическом плане ВТамО на 2019-2022 гг., а также в рекомендациях ВТамО по итогам Конференции по тематике незаконных финансовых потоков и недостоверного декларирования при осуществлении внешнеторговых операций.

В рамках осуществления эффективного взаимодействия, Российская Федерация реализует деятельность по разработке и принятию нормативно-правовых актов, участие в международных конференциях в области предотвращения рисков совершения правонарушений в торгово-экономической сфере, а также принимает участие в двухсторонних встречах с таможенными администрациями других стран.

По нашему мнению, основными направлениями совершенствования валютного контроля, осуществляемого ФТС РФ на сегодняшний день являются:

- приведение нормативно-правовой базы противодействия сомнительным валютным операциям в соответствие современным условия;

- разработка и внедрение технологии, которая позволит категорировать участников ВЭД по вероятному уровню риска нарушения ими валютного законодательства на основе информации, полученной в результате межведомственного и международного взаимодействия, а также выработка критериев определения риска для каждой из категорий;

- использование систем и механизмов искусственного интеллекта для оптимизации осуществления автоматизированной обработки крупных массивов данных типа «big data», получаемых из электронных систем таможенных органов, а также от ведомств, с которыми ФТС осуществляет взаимодействие; из открытых источников и коммерческих баз данных;

- использование технологии «цифровых двойников» для сопоставления валютного контроля с результатами таможенного контроля.

Таким образом, в российской экономике наблюдается продолжение тенденции к сокращению незаконных финансовых операций. Позитивная динамика налицо, усилился контроль за банковскими операциями. Важный эффект дает развитие цифровизации данной сферы, что позволяет точнее отслеживать и пресекать злоупотребления.

Исходя из всего приведенного материала возможно говорить о том, что таможенные органы имеют огромное значение в области соблюдения и обеспечения законодательства Российской Федерации и экономической безопасности страны обеспечивая защищенность экономических отношений, защищают страну от опасностей и угроз.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ", 01.06.2020, N 22, ст. 3572

2. М.В. Непарко, А.В. Шерешов, А.Ю. Федотова Анализ валютного контроля в Российской Федерации: проблемы и тенденции совершенствования // Вестник Академии знаний. 2021. №6 (47). - С. 436-440.

3. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.07.2022).

4. Федеральная таможенная служба: официальный сайт - URL: www.customs.ru (дата обращения:

07.07.2022).

5. Лепа, Т. П. Актуальные проблемы борьбы таможенных органов с нарушениями в области валютного контроля / Т. П. Лепа // Актуальные проблемы права. - 2019. - № 6. - С. 83-89.

6. Прокопенко, В. В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами / В. В. Прокопенко // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 21(33). - С. 57-60.

7. Юрченко, О. А. Развитие информационного взаимодействия в условиях либерализации валютного законодательства / О. А. Юрченко // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2022. -№ 1. - С. 316-332.

© Беспалова В.В., 2022

УДК 33

Купцова И.А.

Воспитатель высшей категории ГБОУ СОШ №1 СП - д/с «Сказка»

п.г.т. Суходол

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

структурное подразделение - детский сад «Сказка»

ТЕХНОЛОГИЯ «КРОССЕНС» В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технология «Кроссенс» аналогично понятию «Кроссворд» и означает "пересечение смыслов".

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, которая находится в поле из девяти квадратов. То есть Кроссенс является своеобразной головоломкой для воспитанников.

Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и более глубокими, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Кроссенс рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Проблема, с которой часто сталкиваются многие авторы кроссенсов - это трактовка изображений, которые могут быть не понятны.

В таком случае дается текстовая подсказка об изображении предметов на каждой картинке, а заданием служит - поиск связи между соседними изображениями или название кроссенса.

Игра-головоломка «Экономический кроссенс - «Монетный двор»

Цель игры: научить обобщать изученный материал по теме «Монетный двор», развивать логическое и творческое мышление.

Игра-головоломка «Экономический кроссенс - «Монетный двор»» разработана в формате гугл-плакат, является электронным образовательным ресурсом и может использоваться в образовательной и непосредственно-образовательной деятельности, быть рефлексией на некоторых занятиях курса финансовой грамотности, а также формой обобщающего занятия. Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.