Научная статья на тему 'Направления совершенствования страхования рисков в ракетнокосмической отрасли'

Направления совершенствования страхования рисков в ракетнокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАХОВАНИЕ / РИСК / СТРАХОВАТЕЛЬ / SPACE-ROCKET BRANCH / INSURANCE / RISK / THE INSURED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанов Е. В.

В статье рассмотрены на основе анализа ракетно-космической отрасли, современного состояния страхования крупных рисков, предложены направления совершенствования страхования рисков в ракетно-космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF INSURANCE OF RISKS IN SPACE-ROCKET BRANCH

In article are considered on the basis of the analysis of space-rocket branch, a current state of insurance of large risks, directions of perfection of insurance of risks in space-rocket branch are offered.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования страхования рисков в ракетнокосмической отрасли»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Алифанов Е.В., аспирант РАП

В статье рассмотрены на основе анализа ракетно-космической отрасли, современного состояния страхования крупных рисков, предложены направления совершенствования страхования рисков в ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: ракетно-космическая отрасль, страхование, риск, страхователь.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF INSURANCE OF RISKS IN SPACE-ROCKET BRANCH

Alifanov E., The post-graduate student of RAP

In article are considered on the basis of the analysis of space-rocket branch, a current state of insurance of large risks, directions of _perfection of insurance of risks in space-rocket branch are offered.

Keywords: space-rocket branch, insurance, risk, the insured.

Современная методология управления рисками ракетной деятельности основана на учете статистических данных действительных ущербов, которые произошли в промышленности различных стран мира. На основе этих статистических данных разработаны стандарты, процедуры и практические рекомендации по минимизации вероятности повторения опасных ситуаций1. Крупные западные страховщики имеют набор специальных инструкций для инспекторов, в которых перечислены основные требования для объектов страхования, без выполнения которых и речи не может идти о заключении договоров страхования риска компаний ракетной отрасли2.

Это, во-первых, требования к используемому оборудованию и оснащению его системами безопасности, во-вторых, требования к отбору контрагентов на всем технологическом пути создания ракетной техники, в-третьих, требования достаточно высокого уровня уже имеющейся страховой защиты от имущественного риска (страхование имущества, грузов и т.д.). В соответствии с этими инструкциями страховщик обязан обратить внимание на производственный, технический и управленческий факторы у потенциального страхователя и определить в каждом конкретном случае присущие этим факторам опасности.

В деятельности любого хозяйственного субъекта необходим индивидуальный подход при отборе риска для заключения договора страхования. С понятием «риск» тесно связано понятие ущерба. Если риск - это только возможное отрицательное отклонение, то ущерб -реально состоявшаяся потеря. Принимая решения по тем или иным вопросам хозяйственной деятельности, предприятие должно оценить степень возможного риска. С учетом этого, при осуществлении страхования важно различать мотивации страховщика и страхователя.

Страховщик должен принять на себя ответственность в случае наступления рисковых событий и, следовательно, уметь оценивать вероятностные характеристики страхуемого им риска с тем, чтобы правильно рассчитать страховые платежи (размер страховой премии). В противном случае страховая компания рискует быстро обанкротиться: страховые выплаты превысят собранные страховые премии. Таким образом, в основе мотивации страховщика лежит как отбор рисков, которые выгодно застраховать и выбор таких режимов страхования, чтобы максимизировать получаемую при этом прибыль.

Страхователь, привлекая страховщика, стремится обезопасить себя от возможности значительного ущерба. Поэтому он стремится выбрать из всей совокупности рисков те, вероятность наступления которых достаточно высока, также как и возможный при этом ущерб. При этом, учитывая связь размеров страховой премии, выплачиваемой страховщику, и величины риска, он стремится оптимизировать страхование таким образом, чтобы не сильно обременяя себя финансовыми затратами, обеспечить компенсацию возможного ущерба. Естественно, что при идеальных условиях ведения бизнеса страхователь мог бы ограничиться только созданием собственного резервного фонда. Однако поскольку таких условий нет, то страхователь вынужден постоянно решать оптимизационную задачу выбора таких способов ведения бизнеса при которых можно получить значительную прибыль, но, в то же время, исключить возможность больших потерь при значительных страховых выплатах. Страховое возмещение выплачивается обычно в следующих размерах:

- при полной гибели, уничтожении, пропаже имущества - в раз-

мере страховой суммы, за вычетом имеющихся остатков, годных в производство или к реализации (полной гибелью считается такое поврежденное состояние имущества, когда затраты на его восстановление превышают 70% действительной стоимости имущества с учетом износа);

- при частичном повреждении имущества - в размере затрат на его восстановление либо в размере соответствующей части стоимости, если имущество восстанавливаться не будет.

В условиях рыночной экономики можно выделить, по нашему мнению, пять основных областей риска в деятельности любого хозяйственного субъекта, выступающего в роли страхователя.

1. Безрисковая область, соответствующая «осторожному ведению дел», когда субъект ничем не рискует, отсутствуют любые потери, и он получает как минимум расчетную прибыль. Теоретически, объем прибыли в данном случае ничем не ограничен, но в условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции на рынке космических услуг такое упразднение риска упраздняет и прибыль.

2. Область минимального риска, когда в процессе деятельности субъект рискует лишь частью или в пределах всей величины чистой прибыли.

3. Область повышенного риска, когда субъект рискует тем, что, в худшем случае, произведет покрытие всех затрат, а в лучшем - получит прибыль намного меньше расчетного уровня.

4. Область критического риска, в которой субъект рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку. В этом случае ему придется возмещать часть затрат за свой счет.

5. Область недопустимого (катастрофического) риска, попадание в которую может привести к банкротству, потере инвестиций.

Как было отмечено, основные положения общей методологии страхования применяются и в страховании авиационных рисков. В то же время специфика страхового обеспечения космических программ приобретает особую значимость, так как космические проекты являются капиталоемкими, затраты на космические системы исчисляются сотнями миллионов долларов, а существующие средства выведения космических аппаратов на рабочие орбиты и большинство КА пока недостаточно надежны. В настоящее время наблюдается количественный рост видов авиационного страхования, а также уменьшение числа фирм, предоставляющих услуги авиационного страхования, объединение страховщиков в пулы, слияние и поглощение компаний. Есть еще одна тенденция, наглядно прослеживающаяся из рисунка 13. Речь идет о том, что постепенно доля затрат на страхование в стоимости продукции возрастает.

Таким образом, несмотря на то, что в силу развития научно-технического прогресса затраты на создание и запуск идентичных по назначению спутников сокращаются, затраты на страхование увеличиваются. Это свидетельствует об усилении заинтересованности страхователей - предприятий и организаций ракетной отрасли в страховых компаниях.

В то же время, распределение отечественно рынка авиационного страхования (рисунок 2) свидетельствует о некоторой противоречивости, заключающейся в следующем.

С одной стороны, наиболее часто приоритеты страхования отдаются ракетной технике (наибольшая доля страхования). И это не уди-

□ 1999 г. □ 2005 г.

Рис. 1. Соотношение затрат на страхование в структуре цены производства и запуска спутников связи

Ш ракеты-носители на этапах предстартовой подготовки и запуска ■ инфраструктура космодромов □ гражданскаяй ответственность Рис. 2. Доли страхования различных объектов ракетной деятельности

вительно из-за ее уникальности, а следовательно, сложности, дороговизне и высокой рискованности при изготовлении, транспортировке и запуске. Именно с уникальностью ракетной техники и связаны основные методологические сложности страхования авиационных рисков. Тем более, что широкая кооперация предприятий, привлекаемых на различных этапах создания ракетоносителей и космических аппаратов, а также длительность процессов разработки и изготовле-

ния не позволяют достоверно оценить размеры риска.

С другой стороны, в стоимостном выражении (с учетом того, что, как правило, космические риски перестраховываются на российском и международном рынках, в перестраховании участвуют обычно 30-50 российских компаний), превалирует страхование гражданской ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности третьим лицам4.

Рис. 3. Роль и место методологии страхования в процессе страхования крупных рисков

1 Извеков Д. А., Шабалин В. А. Тенденции развития мирового рынка страхования крупных рисков. // Приложение к журналу «Экономические науки» - 3, 2005.

2 Борисов А.Н. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. - Рига.: Зинатне, 1990.

3 Медведчиков Д.А. Рынок страхования авиационных рисков (История, динамика развития, виды страхования, краткосрочные перспективы). - М.: АВИАКОС, 2005.

4 Официальный сайт страховой компании «АВИКОС». http://www.avicos.ru/cosmos.

Рис. 4. Виды управления организационными структурами

Практика показала, что организационно-экономические принципы и методическое обеспечение страховой защиты при осуществлении космической деятельности должны иметь особенности, обусловленные5:

- необходимостью корректировок методического обеспечения в связи с невозможностью применения типовых методик расчета страховых премий, ставок и убытков из-за отсутствия или недостатка статистических данных по конкретным космическим проектам, и тем, что к космической технике неприменимо понятие серийности;

- значительной зависимостью страховщика от страхователя, который определяет показатели надежности ракетной техники и вероятность наступления страхового случая, на основе которых устанавливаются размеры страховой премии.

Как показал проведенный автором анализ, совершенствование методологии страхования рисков космической деятельности в России должно быть направлено на решение таких проблем, как низкие финансовые возможности отечественных страховщиков и незначительный опыт проведения страхования космических программ. В целом, роль и место методологии страхования, исследующей сущность, принципы и функции страхования, историю стра-

хового дела, приведены на рисунке 36, на котором выделены следующие аспекты страхового дела: правовые основы страхования, организация деятельности страховых компаний и собственно модели страхования.

Основные аспекты дальнейшего развития методологии управления страхованием крупных рисков в ракетной промышленности на новом этапе реформирования ОПК вытекают из общеметодологических положений управления организационными структурами (рисунок 4).

Отметим, что предприятия и организации ракетной отрасли накопили значительный опыт в обеспечении безопасности космической деятельности, элементов космической инфраструктуры, используемых технологий и материалов. Об этом свидетельствуют достаточно высокие показатели безаварийности космических средств, технологической дисциплины и безопасности пилотируемых полетов. Однако проблема обеспечения безопасности космической деятельности еще не решена в полной мере, что предполагает необходимость разработки концептуальной схемы управления страхованием рисков в ракетной промышленности.

5 Перминова О.А. Мировой рынок авиационного страхования. Экономическая теория. Материалы 13-ой международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002. - СПб.: СПбГУ, 2002.

6 Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.