Научная статья на тему 'Исследование методологических особенностей страхования космических рисков'

Исследование методологических особенностей страхования космических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / КРУПНЫЕ РИСКИ / МАРКЕТИНГ / КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / INSURANCE / LARGE RISKS / MARKETING / SPACE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанов Е. В.

В статье рассмотрены методологические положения страхования космических рисков, проведен анализ основных специфических особенностей страхования космических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF METHODOLOGICAL FEATURES OF INSURANCE OF SPACE RISKS

In article methodological positions of insurance of space risks are considered, the analysis of the basic specific features of insurance of space risks is carried out.

Текст научной работы на тему «Исследование методологических особенностей страхования космических рисков»

(Centre for Retail Research), оборот интернет-торговли в странах Европы увеличится на 19,6%, тогда как объем продаж в офф-лайновой рознице - только на 1,4%. Темпы роста интернет-торговли обгоняют офф-лайновый ритейл и за пределами Европы: в 2010 году онлайновые продажи в США выросли на 10% и превысят 7% от всего объема розничных продаж в стране [3].

По мнению Льва Хасиса, главного исполнительного директора X5 Retail Group, в России пока нет по-настоящему сильного игрока на рынке электронной коммерции [6].

В 2009 году компания X5 приобрела крупные магазины холдинга eHouse - Bolero.ru и 003.ru и объявила о начале реализации проекта по созданию ведущего бренда на российском рынке интернет-торговли. По данным Google Analytics, посещаемость сайтов составляет около 70 тысяч человек в день, и только за сентябрь 2009 года через Bolero.ru и 003.ru в среднем совершилось 590 покупок в день при среднем чеке 3 385 рублей. По мнению руководства X5 Retail Group, они смогут решить большинство проблем, препятствующих развитию интернет-ритейла в России, включая неразвитость платежных систем и недоверие покупателей к платежам через интернет, низкий уровень развития курьерских и почтовых служб и логистики в целом. Так, в дополнение к он-лайн оплате компания планирует предоставлять покупателям возможность оплаты товара в любом из ее магазинов, а альтернативой доставке на дом может стать разветвленная сеть точек выдачи покупок. Фактически это означает намерение компании внедрить и развивать в России схему работы «In-store pickup».

Сегодня неоспоримым является тот факт, что крупные сети начинают рассматривать интернет в качестве канала продаж, тем самым усиливая давление на существующих игроков. С 2010 года конкуренция в сфере электронной розницы начала усиливаться, что обусловлено активизацией интеграционных процессов компаний традиционных форм торговли с он-лайн схемами работы.

Таким образом, качество обслуживания покупателей является ключевым критерием как в офф-лайн так и в он-лайн торговле. Однако составляющие ее могут различаться. Общими для них являются такие показатели как уровень качества работы клиентской службы, скорость ответа, сроки доставки, скорость удовлетворе-

ния претензий. Для он-лайн торговли важны такие показатели как достоверность информации о наличии товара и его свойствах, удобство заказа товара и организация интерфейса, удобство способа доставки. На сегодняшний день эффективная интеграция он-лайн и офф-лайн торговли является залогом успешной деятельности компании, это позволяет получить дополнительные преимущества над конкурентами, не использующими новые каналы сбыта продукции.

Литература:

1. Bustillo M., Fowler A.G., Wal-Mart Uses Its Stores To Get an

Edge Online // The Wall Street Journal, 15 декабря 2009 [Электронный ресурс] URL:http://online. wsj.com/article/

SB10001424052748704498804574557943780026958.html?KEYW0RDS=In-store+pickup

2. Барановская, Н. Ваше место занято. Иностранные и региональные ритейлеры ринулись в столицу // Российская бизнес-газета, 2010. - 24 августа. - № 764 (31).

3. Интернет помогает европейскому ритейлу, 01.02.10, [Электронный ресурс]. URL: http://www.oborot.ru/news/8232/23

4. Миронова В. Оффлайн-, онлайн- поглощение // Retail News, 2010. - № 4.

5. Перцева Е. «Ашан» онлайн // Газета «РБК daily», 2010. - 9 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/2010/04/ 09/market/470226

6. Пескова А. Интернет-торговля в России: «Большой взрыв» откладывается, 12.03.2010 // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.finam.ru/analysis/forecasts01046/default.asp

7. Ритейлеры ищут покупателей с помощью новых технологий, 16.08.2010, [Электронный ресурс]. URL: http://

www.publicity.kiev.ua/catalog/Stati/ Riteyleri_ishchut_pokupateley_s_pomoshchyu_novih_tehnologiy.html

8. Эльдорадо: pick-up in store теперь в Петербурге, 13.05.2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.oborot.ru/news/7173/14

9. Фиона Филлипс, Сергей Гурьев, Шигеру Кидо // The Top Global Retail Trends, August 2010 [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.appletonmayer.com/data/research/2010/0812/

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВАНИЯ

КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Алифанов Е.В., аспирант Российской академии предпринимательства

В статье рассмотрены методологические положения страхования космических рисков, проведен анализ основных специфических особенностей страхования космических рисков.

Ключевые слова: страхование, крупные риски, маркетинг, космические услуги.

RESEARCH OF METHODOLOGICAL FEATURES OF INSURANCE OF SPACE RISKS

Alifanov Е., The post-graduate student, Russian Academy of Entrepreneurship

In article methodological positions of insurance of space risks are considered, the analysis of the basic specific features of insurance of space risks is carried out.

Keywords: insurance, large risks, marketing, space services.

Проведенный анализ показал, что страховая деятельность космических рисков основана как на общих методических принципах страхования, так и на специфических, обусловленных особенностями функционирования предприятий авиационно-космической промышленности.

С точки зрения методологии, страхованием обычно называется система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также выплачиваются иные денежные суммы в связи с наступлением определенных событий. Важно отметить, что как экономическая категория, страхование трактуется по-разному.

В страховом деле обычно выделяются1: методология страхования, исследующая сущность, принципы и функции страхования, историю страхового дела, правовые основы страхования; организация деятельности страховых компаний и собственно модели страхования, среди которых можно выделить модели актуарной математики, делающие акцент на методах расчета страховых ставок, исходя из тех или иных критериев эффективности и финансовой устойчивости страховых организаций; модели, описывающие отношение людей и организаций к риску и исследуемые в теории полезности и принятии решений; механизмы страхования, понимаемые как совокупность правил принятия решений страховщиком и страхователем, учитывающие целенаправленность (активность) их поведения.

1 Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2001.

Важно учитывать, что страхование принципиально отличается от резервирования, поскольку в первом случае риск перераспределяется между участниками (в частности, между страхователем и страховщиком), а во втором - снижение степени риска достигается за счет дополнительных затрат на создание резервов.

В настоящее время при страховании крупных рисков космической деятельности применяются несколько методологически различных видов страхования2:

1. Взаимное страхование. При организации взаимного страхования возмещение ущерба от страхового случая происходит путем перераспределения страхового фонда. Данный вид страхования имеет наименьшую коммерческую нагрузку и имеет наиболее продолжительную историю.

2. Коммерческое страхование. В рамках коммерческого страхования существует коммерческая (в том числе, быть может, государственная) страховая организация, для которой страхование и/или перестрахование является одним из основных видов деятельности. Страховая организация (страховщик) берет на себя обязательства полного или частичного возмещения ущерба, нанесенного страхователю в результате наступления страхового случая, за счет страховых взносов.

3. Перестрахование - система экономических отношений, при которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам для создания сбалансированного портфеля страхования и обеспечения устойчивости страховых операций. Иногда оно рассматривается как специфическая разновидность страхования.

Задачи, на решение которых направлено соответствующее методическое обеспечение деятельности страховых организаций, сводятся к следующему:

• первоначальное распределение фондов и их перераспределение (в том числе вопрос выбора клиентуры - потенциальных и реальных страхователей), при этом в качестве критериев могут выступать максимизация ожидаемой прибыли, минимизация вероятности разорения в течение заданного промежутка времени и др.;

• определение страховых взносов, производимое на основании анализа распределения величины возможного ущерба, в частности, могут использоваться: принцип ожидаемого значения, принцип вариации, принцип нулевой полезности и др.;

• определение системы выплат.

Методология управления страхованием должна учитывать его роль в рыночной экономике, которая заключается в том, что страхование являясь, с одной стороны, средством защиты деятельности хозяйственных субъектов, с другой - относится к коммерческой деятельности, связанной с инвестированием временно свободных денежных средств в объекты материального производства и непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.3. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. При этом возникают перераспределительные отношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда.

В соответствии с устоявшейся практикой страхования особо крупные производственные и экологические риски передаются в перестрахование перестраховочным компаниям или на международный рынок. Сложность этой работы заключается в согласовании российских и зарубежных правил страхования.

Сегодня, как показал проведенный анализ, ни одна страховая организация (компания) России не в состоянии самостоятельно обеспечить страхование всего комплекса операций, свойственных космической отрасли, и вынуждена задействовать механизм перестраховочной защиты. Суть данного механизма заключается в том, что страховая организация, заключившая договор о защите имущественных интересов страхователя, готова рисковать в пределах своих финансовых возможностей (имеющихся собственных средств), оставляя на собственном удержании некую долю риска и соответствующую часть страховой премии. Непокрытая страхованием доля риска передается на договорных началах другим страховщикам (перестраховщикам), которые несут ответственность по договору страхования в пределах принятого на себя удержания за обговоренную часть страховой премии.

Основу ресурсного обеспечения деятельности страховых компаний составляют собственные средства (это определение используется при определении ряда отчетных показателей и введено Фе-

деральной службой России по надзору за страховой деятельностью), под которыми понимаются:

• оплаченный уставный капитал;

• добавочный капитал;

• резервный капитал;

• нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года;

• фонд накопления;

• фонд социальной сферы;

• фонд потребления, уменьшенный на величину нематериальных активов и непокрытых убытков.

Собственные средства формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет прибыли, полученной в результате деятельности страховщика. Общим для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств, поэтому в зарубежной практике их принято называть «свободными резервами» или «резервом платежеспособности». Для целей обеспечения платежеспособности величина свободных резервов должна быть тем больше, чем больше объем операций страховой компании.

Применительно к обычным видам страхования, в отечественной практике было принято для расчета тарифа использовать тарифный период в 5 лет по массовым видам страхования и 10 лет по крупным рискам и редким событиям4, что позволяло выравнивать статистические данные. В условиях конкурентной борьбы страховых компаний за клиента время страхового цикла может не совпадать с тарифным периодом, что не позволит использовать тарифный период в 5 или 10 лет. К тому же, действия какой-либо компании или группы компаний по сознательному снижению и удержанию страхового тарифа при достаточности финансовых средств могут привести к изменению длительности страхового цикла, которая вследствие этого не будет постоянной величиной. Однако к страхованию крупных рисков космической деятельности такой подход неприемлем.

В случае прекращения деятельности по какому-либо виду страхования у страховщика два пути: полный (сразу) или частичный (постепенно) отказ от данного вида страхования.

В первом случае имеет место ситуация, когда взносы по данному виду больше не поступают, а ответственность существует, и требования продолжают предъявляться.

Во втором случае будет происходить постепенное снижение объема страховых взносов и более медленное снижение требований, но все равно наступит момент, когда взносы больше не будут поступать, а страховщик будет нести ответственность, и возможность предъявления требований будет существовать.

В любом случае компания должна определить размер средств, необходимых для оплаты требований по всем оставшимся договорам и расходов на их урегулирование и соответствие расчетного значения сформированным страховым резервам. Если сформированные резервы меньше расчетной величины, необходимо определить источники финансирования для осуществления страховых выплат: имеются ли у компании достаточные собственные ресурсы или необходимо привлечение денежных средств со стороны. Если собственные ресурсы отсутствуют или недостаточны, может быть принято решение о продолжении проведения данного вида страхования по более высоким тарифам. Более высокий тариф становится неконкурентным, что ведет к уменьшению количества заключаемых договоров; уменьшение количества договоров приводит к увеличению разброса выплат, что, в свою очередь, приводит к увеличению тарифа. Данный вопрос следует рассматривать с точки зрения наибольшей экономической целесообразности: минимизация потерь от свертывания данного вида страхования с учетом потерь от его проведения. Соответственно, размер страхового тарифа будет определяться наличием собственных средств страховой компании и ее готовностью истратить часть из них на выплаты страхового возмещения.

В мировой практике любая страховая компания при необходимости оценить риск обращается к штатному или привлеченному актуарию. Контроль осуществляется государственными органами, которые также имеют в своем штате специалистов по актуарной математике. В России институт актуариев пока еще не развит, поэтому каждая компания остается один на один с проблемой оценки риска. В лучшем случае страховая организация привлекает к оценке рисков специалистов по математической статистике, которые в силу незнания специфики страхования, особенностей деятельности страховой организации, не имеют четкого представления о том,

какие последствия для страховой деятельности организации может вызвать тот или иной допуск при оценке риска. Это составляет, пожалуй, основную проблему как общей методологии страхования, так и специальной, учитывающей особенности страхования космических рисков5.

С учетом вышеизложенного, управление страхованием рисков деятельности авиационно-космической промышленности предполагает необходимость методического обеспечения решения следующих задач, которые в своей совокупности составляют соответствующую методологию:

• выбор объектов и предметов страхования;

• формализация страховых случаев;

• формирование страхового портфеля;

• оценка рационального объема страхового фонда и фонда превентивных мероприятий;

• оптимизация перестрахования;

• формирование страхового договора (соглашения, полиса);

• оценка страховой суммы;

• определение размера страхового взноса (страховой премии);

• установление страхового тарифа;

• текущее управление деятельностью страховой компании и др.

Необходимо особо отметить, что методы решения этих задач

должны учитывать специфику очередного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса, прежде всего сужение количества организаций, участвующих в деятельности при усилении их финансовых возможностей по страхованию соответствующих рисков, а также следствие этого - повышение качества и надежности образцов космической техники.

С учетом этого, рассмотрим направления развития методологии управления страхованием крупных рисков, в части решения основных из представленных выше задач, в условиях интенсивного развития космической промышленности.

Страхование крупных рисков является одним из сегментов

мирового страхового рынка, который растет по мере роста соответствующих отраслей промышленности, в частности космической. При этом возможности страхования крупных рисков непосредственно определяются состоянием и тенденциями развития космической промышленности.

Основные тенденции развития страхования крупных рисков связаны с уменьшением срока действия страхового покрытия, ростом страховых тарифов, усилением влияния страховщиков на технологические процессы подготовки и проведения пусков и т.д.

Космическая отрасль является одним из сегментов обороннопромышленного комплекса, что обусловливает необходимость рассмотрения рисков функционирования предприятий космической отрасли в трех аспектах: особенности функционирования оборонных предприятий в современных условиях; предпринимательская деятельность оборонных предприятий; космическая деятельность.

Основные проблемы страхования рисков, свойственных космической промышленности, связаны с многообразием объектов страхования и их уникальностью, большим количеством рисков, обусловливающих страховые случаи при космической деятельности, сложностью формализации страховых случаев, а также спецификой очередного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса, прежде всего, с уменьшением количества организаций, участвующих в космической деятельности при усилении их финансовых возможностей по страхованию соответствующих рисков.

Кардинальное решение большей части проблем возможно только на основе целенаправленного управления страхованием крупных рисков с точки зрения создания таких условий, при которых будут минимизированы страховые выплаты за счет предотвращения страховых случаев. Это требует более глубокого взаимодействия страховых компаний и предприятий космической отрасли, при котором совместными усилиями будет обеспечено эффективное управление факторами риска.

2 Батадеев В.А. Страхование имущества предприятий и организаций. - М.: Финансы и статистика, 1992.; Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2001.; Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. - Ростов на Дону.: Феникс, 2000.; Страхование: принципы и практика. - М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ,1998.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2). - М.: Проспект, 1997.; Толковый словарь рыночной экономики. - М.: Глория, 1993.

4 Миннуллина Г.З. Методология построения страховых тарифов в условиях изменения динамики имущественного страхования. // Аудит и финансовый анализ, 2000. - №4.

5 Медведчиков Д. А. Организация страхования рисков космических проектов. - М.: Анкил, 2005.

ОБЗОР ПОДХОДОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Кубанков А.Н., доктор военных наук, профессор,

Бурма К.С., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье проводится анализ подходов к моделированию процесса управления предприятием вообще и подсистемы управления качеством продукции и услуг в частности. Исследуются достоинства и недостатки различных типов моделей. Делается вывод о пригодности процессного подхода к моделированию управления предприятием в современных условиях.

Ключевые слова: модель процесса управления, моделирование, бизнес-процесс, процессный подход, управление предприятием.

REVIEW OF APPROACHES TO MODELING OF COMPANY MANAGEMENT PROCESS

Kubankov A., Doctor of Military Science, Professor,

Burma K., FSUE «STANDARTINFORM», the applicant

The article analyzes approaches to modeling of company management in general and of quality control subsystem as a special. Various model types are compared. The article states as an outcome that process approach to modeling is applicable in present days.

Keywords: Model of management process, Modeling, Business process, Process approach, Company management.

Современная научная литература содержит целый ряд попыток раскрытия сущности и содержания процесса управления предприятием, в частности, через призму процессного, системного подходов.

Однако отсутствие на сегодняшний день научно обоснованного подхода к проектированию и созданию системы управления современ-

ным предприятием обусловливает наличие большого количества моделей управления. Как следствие этого - организация различных «гибридных» форм управления, состоящих порой из звеньев неоднородных, часто взаимоисключающих подходов с множеством внутренних противоречий, избыточных или нефункционирующих связей [1]. В ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.