Научная статья на тему 'Направления совершенствования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов в регионах'

Направления совершенствования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боташева З. Р.

Хозяйствующие субъекты в условиях рынка располагают различной степенью самостоятельности для решения экономических вопросов, к числу которых относится стимулирование природоохранной деятельности. Степень их самостоятельности связана, главным образом, с их принадлежностью к различным формам собственности, многообразие которой утвердилось в России в ходе рыночного трансформационного процесса. Причем стимулирование природоохранной деятельности на уровне хозяйствующих субъектов находится на низком уровне и носит спорадический характер. Переход российской экономики, а значит и субъектов хозяйствования к экологически устойчивому развитию объективно требует формирования системы стимулирования работников и подразделений предприятий и фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов в регионах»

1 (16) - 2005

Экология

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РЕГИОНАХ

З.Р. БОТАШЕВА,

кандидат экономических наук, доцент Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Как известно, хозяйствующие субъекты в условиях рынка располагают различной степенью самостоятельности для решения экономических вопросов, к числу которых относится стимулирование природоохранной деятельности. Степень их самостоятельности связана главным образом с их принадлежностью к различным формам собственности, многообразие которой утвердилось в Российской Федерации в ходе рыночного трансформационного процесса.

Однако реальная ситуация сложилась так, что стимулирование природоохранной деятельности в условиях планово-директивной экономики на уровне хозяйствующих субъектов находилось в прошлом на низком уровне и в современных условиях носит случайный характер.

Переход российской экономики, а значит, и субъектов хозяйствования к экологически устойчивому развитию объективно требует формирования системы стимулирования работников и подразделений предприятий и фирм. В этой связи было бы правомерно вести разговор о том, что проблема конструирования и внедрения действенных способов стимулирования работников и подразделений предприятий должна быть одной из основных как для коммерческого сектора, так и для государственных предприятий.

Эта необходимость особенно ярко проявляется на региональном уровне, где, как это имеет место в Карачаево-Черкесской Респуб-

лике, природоохранная деятельность на предприятиях находится на низком уровне в государственном, и в негосударственном секторах экономики. Специалистов-экологов можно встретить очень редко, штат экологических отделов либо крайне ограничен, либо их вообще не существует, а сам аспект природоохраны не относится в деятельности предприятий к числу приоритетных.

К тому же сложилось несоответствие планируемых затрат на природоохранные мероприятия с фактическими затратами (табл.), что ведет к усугублению экологической ситуации в регионе.

Как видно из таблицы, крупные предприятия республики природоохранной деятельности уделяют недостаточно внимание, что подтверждают данные о величине выделяемых средств. Это особенно недопустимо, если учесть, что эти предприятия являются рентабельными, со стабильным уровнем доходов. Естественно, что при таком подходе к охране окружающей природной среды происходит рост загрязнения воздушного и водного бассейнов региона.

Сложившаяся ситуация в Карачаево-Черкесской Республике в значительной степени порождена халатностью руководства промышленных предприятий в отношении экологии, обусловленной отсутствием должной заинтересованности хозяйствующих субъектов в природоохранной деятельности, а также низким

Затраты на природоохранную деятельность крупных промышленных предприятий Карачаево-Черкесской Республики, тыс. руб.1

2000 г. 2001 г. 2002 г.

Предприятия План Факт План Факт План Факт до 01.11

1. АО «Химическое производственное объединение» в целом: 63,5 22,5 1100 1404,0 787,0 112,4

- по охране воздуха 10,5 17,4 650,0 546,0 467,0 49,3

- по охране водных ресурсов 52,5 5Д 120,0 98,0 250,0 49,3

- утилизация отходов 0,5 - 330,0 312,0 70,0 14,0

2. ОАО «Резинотехник» в целом: 343,2 96,0 409,0 53,3 478,0 416,0

- по охране воздуха 267,0 52,0 57,0 14,8 228,0 220,0

- по охране водных ресурсов 68,5 31,5 248,5 20,5 168,0 136,0

- по охране почв 15,7 12,5 99,5 18,0 82,0 60,0

3. ОАО «Кавказцемент» в целом: 4145,0 3585,4 3797,5 1743,0 3275,0 1495,2

- по охране воздуха 3143,0 2910,0 3207,5 1399,5 1350,0 931,2

- по охране водных ресурсов 937,0 645,4 515,0 308,5 1185,0 526,0

- по охране почв 65,0 30,0 75,0 35,0 640,0 38,0

уровнем стимулирования субъектов хозяйствования со стороны государства, региона и муниципалитетов.

Более того, положение дел усложняется негативными явлениями субъективного характера, укоренившимися и воспроизводящимися на уровне хозяйствующих структур, что объясняется расхождением экономических интересов этих структур с природоохранной деятельностью, которая предполагает определенные издержки производства и сокращение прибыли. По существу, руководство многих предприятий (и КЧР здесь не исключение) отказалось от стимулирования природоохранной деятельности работников подразделений, аргументируя свои действия тем, что достаточно федеральных и региональных налогов для решения экологических проблем2.

Подобное развитие событий связано с тем, что в процессе формирования рынка поведение владельцев и собственников российских предприятий носит сугубо коммерческий характер. Сказывается доминирование у администрации краткосрочных целей, состоящих в реализации своих текущих интересов, в ущерб таким долговременным интересам, как улучшение состояния окружающей среды в регионе.

Между тем ориентация на достижение эффективности в природоохранном деле в

1 Отчетные материалы Комитета природных ресурсов КЧР за 2000 - 2002 гг.

2 Анкетирование проводилось сотрудниками НИИ КЧР (отделом социологии), среди администрации промышленных предприятий городов Черкесска, Устъ-Джсгуты, Карачаевска (200 респондентов).

условиях конкурентного рынка закономерно требует максимизации заинтересованности в этом деле со стороны отдельных работников и подразделений. Очевидно, что только в условиях активного стимулирования работников и подразделений, охватывающего сферу отношений собственно производства, распределения, обмена и потребления возможно достижение стабильной экологической ситуации в регионе. Схематично система стимулирования природоохранной деятельности, представлена на рисунке.

Таким образом, стимулирование в указанных сферах воспроизводства включает ряд качественно своеобразных форм, предполагающих использование специфических методов и приемов воздействия на работников. Следствием «выпадения» какой-либо формы из системы стимулирования является нарушение ее целостности. Например, игнорирование такой формы, как стимулирование природоохранной деятельности посредством организации труда, вероятно, ведет к уменьшению последовательности в работе, усилению хаотичности и неритмичности трудового процесса, а следовательно, к нарастанию отрицательных последствий, охватывающих и сферу природопользования.

Особую роль при переходе к рынку, на наш взгляд, должно играть стимулирование работников в сфере производства и потребления. При условии рациональной организации оно позволяет смягчить неблагоприятные последствия общего экономического спада в стране, содействует более гибкой адаптации людей к новым экономическим реалиям.

Внутрихозяйственные формы стимулирования природоохранной деятельности

Вместе с тем важное место в системе стимулирования должно принадлежать сфере распределительных отношений. Стимулирование природоохранной деятельности в области оплаты труда реализуется тогда, когда заработная плата работников не только отражает результативность в природоохранном деле индивидуального труда, но и итоги результаты работы в этом направлении подразделений (бригады, цеха, отдела и т.д.) предприятия в целом в определенном временном периоде. Таким способом достигается сочетание индивидуальной и коллективной заинтересованности в конечных результатах природоохранной деятельности, что дает дополнительный импульс к ее активизации и повышению действенности мероприятий по охране окружающей среды.

Различия в размерах заработка, отражающие уровень вклада членов трудового коллектива в природоохранное дело, определяются индивидуальными премиями или надбавками к тарифным ставкам. Совместные же усилия всего подразделения предприятия должны находить отражение в определенной части заработка — коллективной премии, выплачиваемой каждому члену подразделения.

На практике, отметим существует коллективное премирование в соответствии с достижениями отдельных результатов, но природоохранный аспект в нем практически не затрагивается. Очевидно, совершенно необходимо, чтобы коллективное премирование в природоохранном деле зависело от достигнутых результатов в охране окружающей природной среды, чтобы учитывалось экологическое качество производимой продукции, рациональное использование сырья и материалов бригадного коллектива. Конечно, все это должно быть отражено в Положении об оплате труда, разрабатываемом на самоми предприятии.

Однако в системе разделения труда, где каждый работник зависит от многих других, а успех всего предприятия — от отдельных работников и подразделений, весьма важно обеспечить связь результатов природоохранной деятельности всех и каждого с результатами работы предприятия в этом направлении. Решению этой задачи может служить такая форма стимули-рования в сфере распределительных отношений, как участие работников в прибыли и доходах компании. Фонд премирования работников в таком случае должен формироваться с учетом общей суммы полученных

предприятием доходов или чистой прибыли в результате природоохранной деятельности.

Участие в доходах предполагает соизмерение нормативных и фактических затрат по отдельным элементам издержек. Полученная денежная выручка от экономии в результате более рационального использования сырья, а также сокращение затрат, связанных с загрязнением окружающей среды и оплатой за размещение отходов, может быть определена по формуле

7 — 7—7

где ZЛ — сумма нормативных расчетных платежей за загрязнение окружающей среды в начале отчетного периода, руб.; Z/. — фактические выплаты по протоколам расчетов платежей, утвержденных экономическим фондом, руб.; Z — сэкономленные денежные средства предприятия, руб.

Сэкономленные денежные средства делятся на премиальный фонд для работников и фонд развития фирмы.

На Химическом производственном объединении г. Черкесска в 2003 г. сумма нормативных расчетных платежей за загрязнение окружающей среды в начале отчетного периода цеха № 6 (производство лаков на конденсационных смолах) и цеха № 7 (производство фенолформальдегидных и формальдегидных смол) составляла 16 832 руб., а фактические выплаты по протоколам расчетных платежей составляли 10 241 руб. В данной ситуации сэкономленные денежные средства предприятия равнялись 5 591 руб., что существенно для двух цехов, штат которых составляет 19 человек.

Учет достигнутой экономии должен осуществляться через отдел охраны окружающей среды (эколога) и подтверждаться финансовым отделом. Основанием на выплату премии должна быть справка отдела о выполненной работе с указанием платежей за определенный период. Претендовать на получение средств фонда могут те работники, которые являются организаторами, инициаторами, а также непосредственными исполнителями: работники вспомогательных служб, конструктора, технологи, а также цеха, бригады, связанные с сокращением загрязнения окружающей среды, внедрением новой экологизированной техники.

Наряду с рассмотренными формами стимулирования, очевидно, целесообрано использовать социальные выплаты работникам, занимающимся природоохранной деятельностью. Так, например, оплата расходов на медикаменты, дотации на питание, особенно в тех случаях, когда природоохранная деятельность связана с вредными условиями труда и производства и т.д. Думается, что использование возможностей данного рычага стимулирования в условиях низкого уровня социальной защищенности российского населения способствовало бы, с одной стороны, повышению жизненного уровня работников, а с другой — положительно могло бы отразиться на результатах природоохранной деятельности предприятия.

Вместе с тем, система поощрения работников и подразделений предприятий должна дополняться ответственностью за нарушение экологических правил хозяйствования. Так, например, в условиях залповых выбросов в окружающую среду отдельных подразделений хозяйствующих субъектов необходимо отстранение от занимаемой должности начальников подразделений, цехов и бригад. Могут быть также использованы различного рода штрафы, лишения денежного вознаграждения по итогам работы, а также ограничения возможности карьерного роста. Для более эффективного осуществления стимулирования природоохранной деятельности на уровне хозяйствующих субъектов необходимо внедрение в общую систему управления предприятием экологического менеджмента.

Под экологическим менеджментом следует понимать совокупность усилий и действий фирмы и входящих в нее структур, направленных на контроль загрязнений и снижение нагрузки, производимой предприятием на окружающую природную среду. В процессе стимулирования хозяйствующих субъектов у последних возникает проблема поиска наиболее оптимальной схемы управления производством, учитывающей и экологический фактор.

Так, проект «PRISMA» — одна из систем экоменеджмента — показал, что возможно сократить основные потоки отходов на 30—80% за счет внедрения относительно простых управленческих мер по предотвращению загрязнений, экономя при этом на платежах за загрязнение окружающей природной среды3.

3 Cramer J. The Illusion TNO Policy Research. TNO report. Apeldoorn. - 1992. - P.7.

Системы экоменеджмента позволяют включить процессы саморегулирования и интегрировать экологический фактор в деятельность промышленных предприятий. Экономический интерес предприятий, внедряющих системы экоменеджмента, связан с возможностью сократить риски финансовой ответственности за нанесенный экологический ущерб, сэкономить дорогие материалы и энергию, приобрести благоприятный имидж экологически чистого предприятия у потребителей, что может увеличить спрос его на продукцию.

Стандартная система экологического менеджмента может включать в себя следующие элементы:

1. Основные положения экополитики предприятия.

2. Экологическую программу, содержащую планируемые виды деятельности.

3. Интеграцию экологического менеджмента в предпринимательскую деятельность, включая структурирование организации, распределение задач, ответственности и властных полномочий среди персонала, разработку консультационных процедур и публикацию инструкций.

4. Измерение и регистрацию экологических данных.

5. Контроль за проведение комплекса экоменеджмента.

6. Отчет об экологическом управлении.

7. Меры поощрения и ответственность, связанные с природоохранной деятельностью. Основные положения экологической политики предприятие может сформулировать, исходя из текущей государственной политики регули-рования природоохранной сферы, собственных целей развития и состояния природоохранного дела в рамках хозяйствующего субъекте в регионе и в целом в стране.

На этапе планирования природоохранной деятельности предприятия, на наш взгляд, необходимо разработать экологический план природоохранной деятельности. В процессе экологического менеджмента необходимо применять различные формы и методы стимулирования работников предприятия, менеджеров к активному участию в разработке

и реализации экологической политики. При этом экологическая политика должна быть интегрирована в общее управление. И менеджер, и рабочие должны активно участвовать в разработке и реализации экологической политики4. Разделяя эту точку зрения, отметим, что при внедрении систем экологического менеджмента, стимулированию во внутрихозяйственных отношениях должна быть отведена особая роль. Так, молодых специалистов можно заинтересовать в подобной работе, если рассматривать внедрение инновационных менеджерских экологических методов как расширение возможностей их профессионального роста, а для стимулирования работников и отдельных подразделений предприятия, как уже было отмечено, целесообразно применять систему премирования за природоохранную деятельность.

Для эффективного стимулирования разработки и внедрения экологической политики во внутрихозяйственных отношениях уместен также ряд других мер, позволяющих активизировать участие работников и подразделений фирмы в природоохранной деятельности: распространение информации об эффективности систем экологического менеджмента, публикация экологической информации в печатных изданиях, проведение экологического обучения и т.д.

В экоменеджменте, на наш взгляд, необходимо активное участие работников предприятий и по той причине, что он тесно связан с обеспечением безопасности труда и здоровья, а его функционирование может существенно улучшить условия труда. Формы и способы этого участия будут зависеть, прежде всего, от предпринимательской культуры и сложившегося стиля управления, позиции лидера предприятия.

Обобщая изложенное, отметим, что подсистема стимулирования природоохранной деятельности на уровне хозяйствующих субъектов является неотъемлемой частью общей системы мер, необходимых для обеспечения экологически устойчивого развития экономики на региональном уровне. Без того, чего не хватает в настоящее время, завтра мы просто не обойдемся.

4 Cramer F., Roes B. Total Employle envolvement: Meas ures for Success. Total Quality Environmental Management; Aufumm. - 1993. - P.39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.