Научная статья на тему 'Разработка экономических показателей для формирования системы стимулирования природоохранной деятельности предприятий'

Разработка экономических показателей для формирования системы стимулирования природоохранной деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кручинина Н.В.

Проблема повышения эффективности охраны окружающей среды в условиях ограниченности финансовых возможностей предприятий может быть решена за счет формирования системы стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Научно обоснованный подход к построению системы стимулирования природоохранной деятельности диктует необходимость разработки экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка экономических показателей для формирования системы стимулирования природоохранной деятельности предприятий»



РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н. В. КРУЧИНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической информатики E-mail: twins_77@inbox.ru Московский государственный университет путей сообщения

Проблема повышения эффективности охраны окружающей среды в условиях ограниченности финансовых возможностей предприятий может быть решена за счет формирования системы стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Научно обоснованный подход к построению системы стимулирования природоохранной деятельности диктует необходимость разработки экономических показателей.

Ключевые слова: стимулирование, природоохранная деятельность, природопользование, экология.

Существенным недостатком действующего экономического механизма природопользования является отсутствие заинтересованности коллективов предприятий в выявлении и использовании возможностей дальнейшего снижения расхода материальных ресурсов и уменьшения на этой основе загрязнения окружающей среды. Действующие методы стимулирования природоохранной деятельности предприятий основаны на принципе санкций за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Они прямо или косвенно влияют на фонды материального поощрения предприятия через прибыль и, таким образом, выполняют свою стимулирующую роль. При этом план мероприятий по охране окружающей среды предприятия не подкрепляют системой экономических показателей. Как следствие, невыполнение плановых мероприятий по охране окружающей среды (ООС) и рациональному природопользованию не отражается на оценке работы предприятия.

Между тем вопросы повышения эффективности природоохранной деятельности в Российской Федерации в течение последних лет неоднократно поднимались на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Важность проведения такого рода мероприятий подчеркивалась в выступлениях представителей высших органов федерального и региональногоуровня [1—3].

В данном контексте необходимо отметить, что актуализируется задача реализации научно обоснованной концепции рационализации природопользования, включающей правовые основы, регулирующие и корректирующие инструменты, одним из которых является стимулирование. В особой мере это относится к стимулированию природоохранной деятельности, которая инициирует и рациональное использование природных ресурсов. Масштабы возможного эффекта для экономики страны может проиллюстрировать такой пример: ВВП Российской Федерации по своей структуре — один из самых энергоемких в мировой экономике. Оценочно потенциал энергосбережения составляет более 40 % от суммарного потребления [4].

Целью стимулирования природоохранной деятельности является повышение материальной заинтересованности коллективов предприятий в выявлении и использовании возможностей рационального использования природных ресурсов, утилизации отходов производства и уменьшении загрязнения окружающей среды. Для реализации

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

поставленной цели необходимо, чтобы система стимулирования природоохранной деятельности предприятия базировалась на соответствующих экономических показателях, отражающих уровень достижения экологических требований.

В связи с этим предлагается реализовать дифференцированный подход к поощрению работников предприятия с учетом специфики решаемых задач в области охраны окружающей среды и возможности достижения экологических норм и требований в повышении эффективности природоохранной деятельности. Для этого каждому подразделению, функции которого связаны с охраной окружающей среды, необходимо установить дополнительно к существующим показателям материального стимулирования за основную хозяйственную деятельность показатели, которые наиболее полно характеризуют результаты природоохранной деятельности.

Премирование подразделений за результаты, достигнутые в области охраны окружающей среды, можно осуществлять одним из двух способов:

- на основе разработки положения о премировании, устанавливающего специальные показатели по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, учитывающего уровень соблюдения экологических требований в данном подразделении;

- распределять выделяемый фонд премирования пропорционально заработной плате. Источником финансирования систем стимулирования на предприятиях является, как правило, фонд потребления, образованный за счет чистой прибыли предприятия. Поэтому для премирования подразделений за результаты, достигнутые в области охраны окружающей среды, фонд потребления необходимо подразделять на две части: премирование за основную деятельность и премирование за природоохранную деятельность.

Расчетный фонд премирования за природоохранную деятельность при налаженной системе учета можно распределять ежеквартально. Но в начальной стадии использования данной системы премирования целесообразно накапливать суммы фонда в целом за год и распределять по итогам года.

Деятельность службы по охране природы связана только с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, поэтому разделение фонда премирования на две части в этом случае производить не следует. Соответственно, службы, у которых отсутствуют природоохранные функции, премируются только за результаты своей основной деятельности.

Размер премиального фонда за достижения в области природоохранной деятельности (Д ) может быть определен следующим образом: Пэ = ФП п,

где ФП— фонд потребления предприятия;

п — норматив, определяющий величину премиального фонда за природоохранную деятельность.

Поскольку фонд потребления как источник финансирования системы стимулирования, действующей на предприятии, используется и на премирование за основные результаты работы подразделений за природоохранную деятельность, то норматив должен определяться соотношением результатов природоохранной и производственной деятельности. Норматив может быть определен несколькими путями и должен устанавливаться самим предприятием с учетом условий ведения природоохранной деятельности.

Так, если на предприятии проведено нормирование выбросов, сбросов, ведется учет фактических выбросов вредных веществ в окружающую среду, поставлен учет использования природных ресурсов и ведутся расчеты платежей за природопользование, то норматив предлагается определять путем отношения суммы платежей за природопользование к сумме чистой прибыли предприятия, отражающей результат его производственной и природоохранной деятельности.

п = -

чп

где Пи — сумма платежей за природопользование;

ЧП— чистая прибыль.

Платежи за природопользование являются реальной величиной увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, таккакчем выше эффективность природоохранныхмероприятий, тем больше прибыли остается у предприятия, и наоборот.

При отсутствии на предприятии учета затрат времени, уровней вредного воздействия на окружающую среду норматив может быть установлен на общем собрании.

Распределение премиального фонда задостиже-ния в области охраны окружающей среды и рационального природопользования между подразделениями, деятельность которых непосредственно влияет на размер платежей за природопользование, целесообразно производить в соответствии с коэффициентами их участия в достижении планируемого уровня платежей за природопользование и их снижение.

Методика определения премиального фонда подразделения за результаты природоохранной деятельности при условии внедрения системы сти-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

51

мулирования в области ООС предполагает структурирование расчетов во временном разрезе. Это обусловлено тем, что начало функционирования системы стимулирования за достижения в области ООС должно быть привязано к существующему на предприятии уровню природопользования. Уровень природоохранной деятельности предприятия может характеризовать размер платежей за природопользование, стоимость природоохранных фондов предприятия, количество источников выбросов, сбросов, отходов. В связи с этим, в первый год функционирования системы стимулирования природоохранной деятельности коэффициент участия подразделения в достижениях в области природоохранной деятельности может быть определен, например, на основе доли платежей этого подразделения в общей сумме платежей за природопользование предприятия.

Однако использование этого показателя в последующие годы действия системы стимулирования природоохранной деятельности не является целесообразным по причине заинтересованности сотрудников подразделений в наращивании платежей за природопользование или источники загрязнения окружающей среды. Поэтому во второй и последующие годы при расчете показателя «коэффициент участия» используются суммы снижения платежей по предприятию и по подразделениям, сокращения количества источников выбросов, сбросов, отходов, что отражает результат деятельности в области ООС каждого подразделения и предприятия в целом.

Премиальный фонд за результаты природоохранной деятельности каждого подразделения может быть определен:

- в первый год внедрения системы стимулирования: ПЭ1 = К1у,П3;

- в последующие годы: Пэ! = К2 П3.

Фактическая величина премиального фонда

за достижения в области ООС зависит от степени выполнения предприятием своих природоохранных функций и организационно-технических мероприятий по охране природы. Итоги этих мероприятий подводятся органом управления природоохранной деятельностью предприятия.

При выполнении всех мероприятий и работ в срок премиальный фонд начисляется в полном объеме. В случае невыполнения плана премиальный фонд должен быть скорректирован на темп прироста (падения), а разница направлена в экологический фонд предприятия.

При увеличении фактического размера платежей за природопользование по сравнению с плановыми значениями руководителям всех функциональных отделов и виновных подразделений

премии за природоохранную деятельность не должны выплачиваться. В качестве планируемого размера платежей за природопользование могут быть приняты платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, отходы соответствующего года, скорректированного на изменение фактического объема производства соответствующего года.

В конце отчетного периода, если какое-либо подразделение будет иметь выбросы или сбросы вредных веществ выше обоснованных лимитов, в результате которых произойдет перерасход платежей за природопользование за счет штрафных санкций, эта сумма должна изыматься из фонда поощрения за охрану природы у соответствующего отдела, в зависимости от степени виновности. В случае образования внеплановых выбросов в результате стихийных бедствий штрафные платежи выплачиваются из экологического фонда предприятия.

Экологический фонд может быть образован на предприятии за счет:

- отчислений от прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности;

- амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям;

- кредитов, субсидий из городского фонда охраны природы на снижение вредных воздействий предприятия на окружающую среду;

- доходов от хранения средств экологического фонда в банке;

- части платежей за загрязнение окружающей среды в городской фонд охраны природы. Для расчета размера экологического фонда

предприятия по годам определяется объем капитальных вложений и других затрат на природоохранные мероприятия, подлежащие финансированию за счет этого фонда. Этот объем представляет собой разность между общим объемом капитальных вложений, учтенным к плану мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию, и объемом капитальных вложений в природоохранные объекты, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений.

После расчета общего размера экологического фонда определяются источники его образования и их размеры по годам:

амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления природоохранных сооружений и объектов;

доходы от хранения в банке средств фонда; сумма остающихся платежей предприятия в результате внедрения природоохранного мероприятия:

п = п. да,

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбР^Я^^Р^^Ж^^^

где П— сумма остающихся платежей предприятия в результате внедрения природоохранного мероприятия;

— норматив платежа за 1 т /-го вида загрязнения;

АЗ — фактический объем снижения выбросов, сбросов, размещения отходов в результате внедрения мероприятия.

Абсолютные размеры экологического фонда (ЭФ) предприятия определяются поквартально. Для этого ежегодно рассчитываются нормативы отчислений в экологический фонд: ЭФ = Н(ЧП+А), где Н — норматив образования экологического фонда в /-м году из прибыли и амортизационных отчислений;

ЧП— сумма прибыли, остающаяся в /-м году у предприятия;

А — сумма амортизационных отчислений, предназначенная в /-м году на полное восстановление основных фондов. Квартальный размер экологического фонда предприятия определяется путем умножения нормативов на величины фондообразующих показателей расчетного квартала.

Средства экологического фонда предприятия необходимо расходовать по смете. Они могут быть направлены на:

- строительство новых очистных объектов;

- финансирование затрат по реконструкции, модернизации действующих очистных объектов;

- финансирование затрат по внедрению малоотходных технологических процессов;

- финансирование затрат по изготовлению природоохранной техники собственными силами и приобретению природоохранного оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

- на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ в области ООС;

- финансирование затрат по долевому участию

Список литературы

1.

2.

3.

4.

в городских (региональных) природоохранных мероприятиях;

- погашение предоставленных предприятию кредитов банков на природоохранное развитие, а также на уплату процентов по ним;

- частичное возмещение затрат по подготовке и переподготовке специалистов в области природопользования;

- премирование работников за снижение вредных выбросов в окружающую среду и соответственно за уменьшение платежей за загрязнение окружающей среды;

- финансирование других нужд природоохранного развития.

Средства экологического фонда предприятия, не использованные в текущем году, могут расходоваться на природоохранные мероприятия следующего года.

Достоверность и полнота оценок трудового вклада подразделений и работников, занятых природоохранной деятельностью, обеспечиваются непрерывным мониторингом и периодическим подведением итогов ихдеятельности. Система учета должна обеспечивать накопление данных о количестве и качестве выполненных работ в области природоохранного развития в каждом подразделении.

Непосредственный, реально ощутимый экологический эффект (уменьшение платежей за выбросы или сбросы) может появиться только при внедрении в производство нового оборудования и при эксплуатации оборудования в номинальном режиме. Остальные направления природоохранной деятельности предприятия приносят только косвенный экологический эффект, который невозможно просчитать в настоящий момент.

Чем интенсивнее предприятие будет создавать условия для обновления или увеличения природоохранных фондов, замены устаревшего оборудования, тем скорее и интенсивнее будет внедряться экологически чистое оборудование и технологии. Поэтому природоохранные мероприятия необходимо стимулировать, даже если в настоящий момент они не приносят ощутимого экологического эффекта.

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.

Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Свистунов П. Вопросы повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе // Бюджет. 2009. №3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебр^я^^р^^ж^^^

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.