Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / MULTIPURPOSE INTEGRATED MONITORING SYSTEM DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES / THE SYSTEM OF INDICATORS FOR EVALUATING THE QUALITY / EFFECTIVENESS OF DEVELOPMENT OF REGIONS AND MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Елизавета Александровна

В статье рассматривается ситуация в части состояния информационно-статистического обеспечения для анализа и управления комплексным развитием регионов и муниципалитетов. Предложена система ключевых показателей, отражающих конечные результаты развития общества и экономики на общенациональном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власенкова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ»

и практический опыт», ИнтерКарто/ ИнтерГИС 11, Ставрополь, Домбай, Будапешт, 2005. - С.206-214.

6. Суслов И. П. Теория статистических показателей. -М.: Статистика, 1975.

7. 2002 World Development Indicators. Washington DC: World Bank, 2003. 508 p.

8. Caring for the future: making the next decades provide a life worth living. Report of the independent commission on population and quality of life. New York: Oxford University Press, 1999.

9. Holmberg ed. (1992). Making Development Sustainable, Chapter 1; Reed ed. (1997), Structural Adjustment, the Environment and Sustainable Development, Chapter 2.

10. Sen, A.K. (1979). Personal Utilities and public judgments: or what's wrong with the welfare economics. Economic Journal Vol. 89 (335), pp. 537558.

11. Sen, A.K. (1982). Choice Welfare and Measurement, Cambridge, MIT Press.

12. Sen, A.K. (1983). Development: Which Way Now? Economic Journal n. 93, pp. 745-762.

13. Sen, A.K. (1985). Commodities and Capabilities, Amsterdam North Holland.

14. Sen, A.K. (2000). The ends and means of sustainability, Key note Address at the International Conference on Transition to Sustainability, Tokyo, May 2000.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Власенкова Елизавета Александровна

к.э.н., доцент кафедры экономико-управленческих дисциплин филиал РГГУ в г. Домодедово

DIRECTIONS OF PERFECTION OF INFORMATIONAL SECURITY MANAGEMENT AT THE SUB-NATIONAL LEVEL Vlasenkova Elizaveta, candidate of economics, associate Professor, branch of Russian state University for Humanities, Domodedovo

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается ситуация в части состояния информационно-статистического обеспечения для анализа и управления комплексным развитием регионов и муниципалитетов. Предложена система ключевых показателей, отражающих конечные результаты развития общества и экономики на общенациональном и региональном уровнях.

ABSTRACT

The article discusses the situation in parts of the state informational-statistical software for analysis and management of complex development of regions and municipalities. The proposed system key indicators of the outcomes of the development of society and economy at the national and regional levels.

Ключевые слова: многоцелевая комплексная интегрированная система мониторинга развития территорий; система показателей для оценки качества и эффективности развития регионов и муниципалитетов.

Keywords: multipurpose integrated monitoring system development of the territories; the system of indicators for evaluating the quality and effectiveness of development of regions and municipalities.

Современный этап развития государства характеризуется поиском оптимальных параметров сочетания централизации и децентрализации управления, оптимизации системы разграничения предметов ведения и полномочий всех уровней управления. При этом эффективное управление таким сложным объектом, как регион или муниципалитет, невозможно без достоверной и комплексной информационной базы. Поэтому, наряду с материальными, трудовыми, энергетическими, финансовыми и иными ресурсами, особую значимость приобретают информационные ресурсы.

Одним из ключевых условий развития на всех уровнях является организация многоцелевой комплексной интегрированной системы мониторинга развития регионов и муниципальных образований. Разработка информации по основным социально-экономическим показателям в разрезе районов и городов всегда являлась серьезной проблемой, стоящей перед органами статистики, суть которой в следующем.

1. Наличие методологических и организационных проблем, связанных с неполнотой существующих форм и методов статистического наблюдения. В

первую очередь, это связано с широким применением выборочных методов наблюдения и досчетов основных показателей на малых совокупностях, что затрудняет получение достоверных результатов по указанным показателям на муниципальном уровне. При этом местные власти заинтересованы в получении информации по полному кругу предприятий и организаций (а не только по крупным и средним предприятиям, как это предусмотрено в настоящее время) всех форм собственности, малый бизнес, по возможности, предпринимательскую среду, масштабы деятельности которых в значительной степени определяют развитие муниципальных образований.

2. Часто отмечается территориальная разобщенность различных структурных подразделений и филиалов предприятий, расположенных на территориях различных муниципальных образований. Если в части учета производственного процесса (прежде всего, сельхозпроизводство, выраженное в натуральных показателях) эта проблема решается, то отслеживание процесса реализации, финансовых и

ряда других индикативных показателей крайне затруднено ввиду невозможности ведения такого учета в разрезе структурных подразделений. Единицей в формах статистических наблюдений выступает юридическое лицо в целом, муниципальный срез при этом теряется.

3. Ряд важнейших показателей, по которым осуществляются статистические наблюдения, вообще не отражается на муниципальном уровне (денежные доходы, стоимость фиксированного набора продуктов и т.д.)

4. Все еще не решен вопрос конструирования актуальных интегральных показателей, характеризующих уровни развития и эффективность функционирования того или иного региона или муниципалитета, адекватно и комплексно это описывающих и открывающих возможности для ранжирования и типологизации административных территорий. Действующие программы статистических наблюдений не охватывают деятельность финансово-кредитных структур, в то время как постоянный мониторинг кредитных потенциалов и рынка банковских услуг, страховых услуг крайне необходим (поток информации о деятельности участников финансового рынка в основном концентрируется в территориальных органах ЦБ РФ).

Для эффективного управления региональными и муниципальными образованиями крайне необходима информация о налоговых потенциалах и налоговых нагрузках по предприятиям различных сфер и видов деятельности. При этом налоговые органы концентрируют у себя обширные сведения о налоговых потоках, но не систематизируют ее сами (не находя ей применения, не разрешают при этом ее использование тем структурам, которым она необходима, мотивируя конфиденциальностью). Однако поскольку органы статистики нуждаются в обобщенной, а не персонифицированной информации, ее использование представляется возможным. И в этом случае, чтобы не организовывать параллельные потоки информации, налоговые органы (после проверки представляемой предприятиями и гражданами информации) могут передавать эту информацию на электронных носителях органам статистики. Вместе с тем это требует нормативного урегулирования.

Для качественного анализа эффективности деятельности предприятий необходима первичная информация об их функционировании, которая сейчас является закрытой. Необходима публичность комплексных паспортов предприятий, а не только балансов предприятий, по определенным, общественно-значимым аспектам.

Для эффективного управления социально-экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях необходима модернизация системы доходов и расходов домохозяйств в направлении резкого повышения репрезентативности отбора объектов наблюдения в разрезе социально-экономических и социально-статусных группировок населения по населенным пунктам -представителям.

Следует повысить объективность оценки дифференциации доходов граждан по децильным коэффициентам дифференциации в разрезе регионов и муниципальных образований.

В работе авторов под руководством В.Г. Садкова отмечается, что можно привести много примеров, когда необходимая для эффективного управления информация отсутствует, в то время когда собирается и обрабатывается большой массив прочих данных, которые не используются и, по сути, с точки зрения теории информации, не могут быть отнесены к информации как к таковой ввиду их неприменимости [4].

Очевидно, что в настоящее время удовлетворить информационные потребности властей с помощью данных только государственной статистики невозможно. На уровне муниципальных образований необходимо аккумулирование сведений как официальной статистики, так и ведомственных данных по пенсионному обеспечению, занятости населения, образованию, охране общественного порядка, банковской и финансовой информации. Безусловно, это потребует организации специальных целевых наблюдений.

Вместе с тем следует отметить, что многие задачи сегодня постепенно решаются. Еще в 1996 г. Госкомстат России подготовил «унифицированную систему показателей», характеризующих развитие муниципальных образований. Несколько лет назад вводились системы показателей для оценки эффективности развития регионов и муниципалитетов, которые имеют целью именно оценку эффективности органов власти и управления, но для анализа конечных результатов и эффективности развития самих территорий, а также своевременной диагностики возникновения кризисных состояний в регионах и муниципалитетах, необходим собственный перечень индикаторов.

В свое время для описания динамики социально-экономического развития регионов и городов были разработаны показатели паспортов социально-экономического развития [2, с. 34]. Это были весьма подробные комплексные документы, охватывающие многие стороны жизнедеятельности регионов, городов и районов. Следует отметить, что аналогичные проекты разрабатывались уже в начале восьмидесятых годов в рамках программ создания региональных автоматизированных систем управления [3].

Вместе с тем новые условия требуют и новой информации для эффективного управления обществом и экономикой.

Совершенствование информационного обеспечения регионального и муниципального управления в настоящее время следует осуществлять по следующим основным направлениям.

1. Качественное совершенствование снабжения информацией всех уровней и звеньев управленческих структур, обеспечивающее сохранение территориальных «срезов» при агрегировании информации по ведомственным вертикалям.

2. Создание правового поля, регламентирующего правовые основы отношений, возникающих в процессе деятельности региональных органов управления, органов местного самоуправления по формированию, предоставлению и использованию муниципальных информационных ресурсов. Так, в настоящее время в ведении поселений находится похозяйственный учет, являющийся единственным источником информации по целому кругу показателей (например, поголовье скота в хозяйствах

населения). Эти данные широко используются органами статистики. Статистические органы, в свою очередь, не имеют возможности предоставлять главам поселений статистическую информацию по соответствующей территории. Необходимо расширение традиционных выборочных методов наблюдения социологическими мониторинговыми опросами.

3. Организация системы комплексного мониторинга социально-экономического развития регионов и муниципальных образований на основе как «традиционных» данных официальной статистики, так и ведомственной информации, а также данных, требующих организации специальных муниципальных статистических наблюдений, отражающих специфику функционирования регионов и муниципалитетов.

4. Конструирование и моделирование обобщающих показателей, с системных позиций, характеризующих не только количественную (уровень), но и качественную составляющую развития территории. Здесь возможно использование такого интегрального показателя как индекс гармоничного развития региона или муниципального образования (ИГРР): ИГРР = р1 * ИКЖ + р2 * ИКОС + р3 * ИЭЭ,

где ИКЖ - индекс качества жизни; ИКОС - индекс качества окружающей среды; ИЭЭ - индекс эффективности экономики; р1, р2, р3 - удельный вес соответствующего показателя, р1+ р2 +р3 =1.

В свою очередь, требуется научно-методическое обеспечение обоснования спектра локальных показателей и расчетов указанных субинтегральных показателей, оценивающих качество жизни, качество экологической среды, эффективность экономики.

1. Гармонизация и интеграция учета и отчетности по видам и уровням: «бухгалтерский - налоговый -статистический учет»; «муниципальное образование - регион - государство» в целях дальнейшего обеспечения агрегирования данных от низших уровней к высшим.

2. Государственно-региональные заказы на подготовку программ статистических наблюдений для органов статистики должны формироваться экспертными советами, включающими представителей органов власти всех уровней и научной общественности.

Система показателей для оценки качества и эффективности развития регионов и муниципалитетов может быть представлена на рисунке в виде «пирамиды ключевых показателей качества и эффективности».

Таким образом, эффективное управление комплексным развитием регионов и муниципалитетов требует разработки программы модернизации регионально-муниципальной информатизации и статистики, реализации целостной системы мер, среди которых особое место занимает совершенствование методических, информационно-технологических, организационных подходов к развитию региональной и муниципальной статистики с учетом системного разграничения функций «федеральный центр - субъект федерации - муниципалитеты».

Список литературы

1. Виноградова Н.А. Информационно-статистическая система комплексной оценки и анализа конечных результатов и эффективности общественного развития / Н.А. Виноградова // Вестник ОРЕЛГИЭТ. -2013. - №3.

2. Пашинцева Н.И. Формирование системы муниципальной статистики / Н.И. Пашинцева // Вопросы статистики. - 2005. - №12. - С. 32-37.

3. Садков В.Г. Автоматизированный банк данных паспортов административно-территориальных единиц на ВЦКП / В.Г. Садков, Ш.Т. Абушаев, Л.Л. Лукина // Вестник статистики. - 1984. - №8.

4. Садков В.Г. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами государственной статистики / В.Г. Садков, В.Д. Молоканов, Н.Е. Дмитриева // Вопросы статистики. - 2002. - №10.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РФ

Воронин Сергей Валерьевич

Кандидат экономических наук, Московский Государственный Университет технологий и управления

имени К.Г. Разумовского (Первый Казачий Университет), Москва

RISK MANAGEMENT IN INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA

Sergei V. Voronin, Candidate of Science, Moscow State University of technology and management, named K.g. Razumovsky (1st Cossack University), Moscow АННОТАЦИЯ

Представлена концептуальная платформа системы управления рисками и рассмотрены методологические подходы к интеграции технологии риск-менеджмент в общую систему управления предприятием. ABSTRACT

Provides the conceptual framework of the risk management system and discussed methodological approaches to the integration of technology risk management into the overall enterprise management system.

Ключевые слова: бизнес-процесс; классификация рисков; операционные риски; риск-менеджмент; системное управление; стандарты управления рисками; управление рисками; финансовые риски.

Key words: business-process; classification of risks; operational risk; risk-management; system management; standards of risk management; risk management; financial risks;

Риск - событие, коренным образом, влияющее на реализацию стратегических и оперативных планов, и таким образом, провоцирующее различные потери. Реализация (наступление) такого события - опасно для бизнеса, так как приводит к убыткам, изменению планов или приостановке деятельности. Поэтому, в практике бизнеса, риск ассоциируется, прежде всего, с опасностями, и основная идея управления рисками заключается в том, чтобы эти опасности определить, предупредить, избежать, и тем самым, создать условия для непрерывности бизнеса и роста его доходности за счет минимизации возможных потерь и убытков.

Если некоторые события все же наступили, то в организации должны быть созданы такие условия для ведения дел, чтобы последствия реализации рисков были минимальны и приемлемы для компании, а ее деятельность не давала системных сбоев.

Выявление опасностей, определение отрицательных факторов, расчет их влияния на эффективность, определение уровня затрат и возможных потерь позволяют в некоторой степени выявить возможные риски для компании, понизить их уровень и сделать их управляемыми. Комплекс решений в этой области представляет собой технологию управления рисками, или систему «риск-менеджмент».

Чтобы спроектировать систему управления рисками, необходимо понимать ее цели и задачи, которые она призвана решать. Основываясь на идее, можно сформулировать главную цель процесса управления рисками -

обеспечить безопасность, непрерывность и рост доходности бизнеса за счет минимизации потерь. Исходя из этого, можно определить круг задач, которые необходимо решить в процессе управления рисками:

- правильно определить возможные риски для компании;

- подобрать механизмы и инструменты управления ими;

- назначить ответственных лиц;

- записать, как система работает, кто и за что отвечает, какие существуют инструменты контроля. Упрощенно это может выглядит примерно так (таблица!).

Действенность системы управления рисками зависит от трех факторов: от правильности определения рискового события, примененного инструмента для его нейтрализации, и выбранной стратегии в случае его реализации. Если же какой-либо риск реализовался, необходимо четко представлять себе, что делать дальше, и как в кратчайшие сроки восстановить операционную деятельность.

Объективной предпосылкой существования рисков или совершения рискованных шагов является неопределенность пространства, внутри которого принимаются решения или совершаются те или иные действия. Устранить неопределенность невозможно, так как она является объективной реальностью, но снизить уровень неопределенности или исключить из перечня возможных событий некоторые из них вполне реально. Уровень неопределенности и степень риска - две взаимосвязанные величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.