Научная статья на тему 'К вопросу о формировании систем целевых показателей и индикаторов оценки качества и эффективности деятельности органов власти в регионе'

К вопросу о формировании систем целевых показателей и индикаторов оценки качества и эффективности деятельности органов власти в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ACTIVITY EFFICIENCY / МОДЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / KEY PERFORMANCE INDICATORS MODEL / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / INDICATORS / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / SOCIAL DEVELOPMENT / QUALITY EVALUATION / AUTHORITIES / REGIONAL MANAGEMENT / LOCAL MANAGEMENT / LIFE QUALITY / ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Е.А.

Статья посвящена исследованию вопросов формирования систем показателей оценки эффективности деятельности органов власти на региональном и местном уровнях. Цель работы заключается в разработке системы ключевых показателей для комплексной оценки качества и эффективности общественного развития, а также оценки качества и эффективности развития регионов и муниципалитетов. На основе системно-управленческого и системно-информационного подходов системного анализа исследованы такие компоненты управленческого воздействия, как качество жизни граждан, качество окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов, качество и эффективность общественного развития. При этом было установлено наличие взаимосвязи систем показателей качества и эффективности общественного развития. В статье отмечено, что целостная система социально-экономических показателей для эффективного управления жизнедеятельностью должна включать показатели ресурсного потенциала национального развития, национальных счетов, качества жизни и качества окружающей среды. Определены подходы к эффективному построению системы статистических показателей для анализа и оценки управления качеством и эффективностью общественного развития. Представлены направления совершенствования информационного обеспечения регионального и муниципального управления. Также предлагаются внедрение и использование в практике учета универсального массива информации, содержащегося в Паспорте предприятия. Сделан вывод о том, что для эффективного управления комплексным развитием регионов и муниципалитетов требуется разработка программы модернизации регионально-муниципальной информатизации и статистики, целостной системы мер, включая совершенствование методических, информационно-технологических, организационных подходов к развитию региональной и муниципальной статистики с учетом системного разграничения функций (федеральный центр субъект федерации муниципалитеты). Разработана система ключевых показателей, характеризующих конечные результаты развития общества и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власенкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of systems of targets and indicators to evaluate the quality and effectiveness of the authorities in the region

Importance The article studies the issues of systems of indicators of the authorities’ activity efficiency at the regional and local levels. Objectives The article aims to develop a system of key indicators for a comprehensive assessment of the quality and efficiency of social development, as well as the system of indicators for assessing the quality and efficiency of development of the regions and municipalities. Methods On the basis of the system-and-management, and system-and-information approaches of a system analysis, I have analyzed such components of managerial influence as the quality of life of citizens, environmental quality and the efficiency of use of natural resources, the quality and efficiency of the social development. I have also defined the relationship of the system of indicators of the quality and efficiency of the social development. I highlighted that an integrated system of socio-economic indicators for the effective management of life activity should include a system of indicators of resource potential of national development, the system of national accounts, the system of indicators of quality of life, and the system of indicators of environmental quality. I defined the approaches to the effective creation of the statistical indicators system for the analysis and evaluation of management quality and efficiency of social development. The paper presents the directions of the information support improvement of regional and municipal management, and also proposes the introduction and use of accounting for universal array of information contained in the Certificate of Enterprise. Results I have developed a system of key indicators, which characterize the ultimate outcomes of society and economy. Conclusions and Relevance The conclusion is that the effective management of complex development of regions and municipalities requires the development of the program of regional-municipal information system development and statistics modernization, the implementation of an integral system of measures, including the improvement of methodological, information and technological, organizational approaches to the regional and municipal statistics development taking into account the system of division of functions of the Federal center and regions, and municipalities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании систем целевых показателей и индикаторов оценки качества и эффективности деятельности органов власти в регионе»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 353.2

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ

Е.А. ВЛАСЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: e4zaveta-viasenkova@yandex.ru Мценский филиал государственного университета — учебно-научно-производственного комплекса, Орловская область

Статья посвящена исследованию вопросов формирования систем показателей оценки эффективности деятельности органов власти на региональном и местном уровнях.

Цель работы заключается в разработке системы ключевых показателей для комплексной оценки качества и эффективности общественного развития, а также оценки качества и эффективности развития регионов и муниципалитетов.

На основе системно-управленческого и системно-информационного подходов системного анализа исследованы такие компоненты управленческого воздействия, как качество жизни граждан, качество окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов, качество и эффективность общественного развития. При этом было установлено наличие взаимосвязи систем показателей качества и эффективности общественного развития.

В статье отмечено, что целостная система социально-экономических показателей для эффективного управления жизнедеятельностью должна включать показатели ресурсного потенциала национального развития, национальных счетов, качества жизни и качества окружающей среды.

Определены подходы к эффективному построению системы статистических показателей для анализа и оценки управления качеством и эффективностью общественного развития. Представлены направления совершенствования информационного обеспечения регионального и муниципального управления. Также предлагаются внедрение и использование в практике учета универсального массива информации, содержащегося в Паспорте предприятия.

Сделан вывод о том, что для эффективного управления комплексным развитием регионов и муниципалитетов требуется разработка программы модернизации регионально-муниципальной информатизации и статистики, целостной системы мер, включая совершенствование методических, информационно-технологических, организационных подходов к развитию региональной и муниципальной статистики с учетом системного разграничения функций (федеральный центр - субъект федерации - муниципалитеты). Разработана система ключевых показателей, характеризующих конечные результаты развития общества и экономики.

Ключевые слова: показатели оценки качества и эффективности деятельности региональных

органов власти, модель ключевых показателей эффективности, информационное обеспечение регионального и местного управления, показатели качества жизни, показатели качества окружающей среды и общественного развития

Проведение социально-экономических реформ в течение последних 20 лет привело к весьма существенным изменениям в системе информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам состояния и динамики социально-экономического развития в разрезе регионов и муниципальных образований, отраслей и сфер деятельности.

В данной сфере в Российской Федерации были приняты и реализованы следующие национальные программы:

- Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики (утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1993 № 3708-1);

- федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации ьная);

- Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 283).

Кроме того, в 2007 г. был принят Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Это позволило систематизировать статистический учет, унифицировать процесс накопления и анализа информации, сделать работу по обобщению данных более системной и учесть определенные принципы международной статистики. Представляется, что и в настоящее время потребности органов власти в комплексной информации для эффективного управления обеспечиваются не в полном объеме. Чтобы определить состав информационной базы, который мог бы обеспечить условия для принятия эффективных управленческих решений, целесообразно дать оценку объекта управления (определить приоритеты управленческой деятельности, методы

управления, виды и объемы имеющихся ресурсов). Кроме того, актуален вопрос о структуре органов государственного управления, которая может обеспечить эффективное выполнение функций управления. Указанные параметры обусловливают информационные потребности органов государственного и муниципального управления, потребности научных и общественных организаций, а также всех контрагентов, принимающих решения в рыночной среде.

Государственное управление, направленное на достижение эффективного развития страны, предполагает целенаправленное воздействие на следующие компоненты общего развития государства:

- на качество жизни граждан;

- на качество окружающей среды и эффективность использования природных ресурсов;

- на качество и эффективность общественного

развития.

Детализация данных компонентов общего развития государства исходя из характеристики объекта управления позволяет дать системное обоснование потребностей современной системы управления в определенной информации.

Далее более детально рассмотрим все компоненты управленческого воздействия.

Качество жизни граждан включает показатели жизнедеятельности населения. До сих пор в отечественных официальных документах статистической отчетности отсутствует отдельный раздел, в котором приводилась бы характеристика качества жизни. Большинство показателей, отнесенных к данной категории, входят в раздел «Население», в котором выделяются подразделы «Уровень жизни», «Жилищные условия», «Неравенство и бедность», «Здравоохранение», «Образование» и т.д. Содержание этой сферы управления достаточно содержательно представлено в работах В. Бобкова [1], В.Г. Садкова и Л.С. Гринкевич [7].

Самым существенным пробелом в информационном обеспечении анализа и управления качеством жизни граждан является недостаточность информации по тем направлениям, по которым объектом наблюдения является отдельный человек, семья, социальная группа. Пока объектами статистического наблюдения являются хозяйствующие субъекты, крупные предпринимательские структуры и другие агенты рынка, регионы и муниципальные образования. Проводимые выборочные обследования бюджетов домохозяйств охватывают лишь

незначительное их количество, поэтому они нерепрезентативны. Так, согласно Организационным и методологическим положениям по обследованию бюджетов домашних хозяйств (утверждены постановлением Росстата от 16.03.2007 № 27) обследование охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств ежеквартально.

Наблюдения за жизнедеятельностью населения страны должны осуществляться с учетом групп социально-сословной структуры общества, а также с учетом характерных представителей при условии формирования репрезентативной выборки в каждом из регионов [6]. Только тогда могут быть обеспечены условия для объективного исследования протекающих в обществе процессов, достижения целенаправленного и эффективного управленческого воздействия и реализации управленческой функции не формально, а содержательно.

Вне поля зрения статистического наблюдения в настоящее время остаются такие объекты и процессы, как обеспечение прав граждан, уровень и качество научно-инновационной деятельности с точки зрения результативности соответствующих процессов и т.д. Представляется, что в перспективе следует переходить от чисто статистических наблюдений и обследований к статистико-социологичес-ким наблюдениям и обследованиям в режиме регулярных мониторинговых наблюдений показателей социального климата, социального благополучия (неблагополучия) населения. Кроме того, на основе системы показателей, характеризующих качество жизни, должен формироваться его интегральный показатель. Это относится и к системе показателей мониторинга окружающей среды и рациональности природопользования.

Для анализа и оценки следующего компонента - управления качеством окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов - необходима целостная система локальных показателей состояния отдельных подсистем окружающей среды, комплексных показателей качества отдельных сред (воздушная, водная, недра и т.д.). При этом также необходим интегральный показатель качества окружающей среды в целом и рациональности использования природных ресурсов. Следует отметить, что объектом наблюдения должна являться как собственно окружающая среда (этого почти нет), так и предприятия-природополь-зователи, предоставляющие в настоящее время соответствующую отчетность. Таким образом, ста-

тистические наблюдения и обследования качества окружающей среды и использования природных ресурсов не должны ограничиваться отчетными данными, предоставляемыми предприятиями и организациями, нужен мониторинг процессов, происходящих в самой природе.

Одним из весьма актуальных направлений совершенствования статистики является развитие изучения количественных показателей национального богатства отдельных субъектов Федерации. На результатах комплексной оценки национального богатства должна базироваться стратегия развития и государства, и отдельных регионов. Национальное богатство в конечном счете должно определять устойчивость национальной валюты и величину денежной массы, необходимой для динамичного и целенаправленного социально-экономического развития, а не только величину золотовалютных резервов.

Национальное богатство страны является гарантией для получения международных кредитов, для привлечения зарубежных и частных инвестиций. Разработка научно-методических основ совершенствования статистики национального богатства должна включать в первую очередь формирование и утверждение регламентов экономической оценки природных ресурсов, интеллектуальной собственности, человеческого капитала и далее - бухгалтерской и статистической отчетности по этим объектам. При этом учет элементов национального богатства страны и соответствующая отчетность должны восприниматься на международном уровне, поскольку гарантии российской стороны для иностранных инвесторов будут подвергаться экспертизе независимыми международными аудиторскими и консалтинговыми структурами. Организация комплексного мониторинга развития собственно экономической системы требует проектирования адекватного мониторинга деятельности первичных экономических субъектов прежде всего предприятий и организаций.

Систему статистических показателей для анализа и оценки управления качеством и эффективностью общественного развития необходимо строить на принципах системного подхода. При этом в основе структурного выстраивания этих показателей должны лежать три информационных макроблока:

- потенциальные источники общественного развития (включая экономическое развитие);

- процессы реализации потенциала общественного развития;

- результаты экономического развития. Причем их необходимо представлять в трех

аспектах:

- фактические значения показателей за отчетный период;

- темпы роста показателей по отношению к соответствующему предшествующему периоду;

- значения целевых показателей экономического развития.

Первый макроблок (Потенциальные источники общественного развития) должен включать экономико-статистические показатели, характеризующие природный, научно-технический и материально-производственный потенциалы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, источники финансирования инвестиций и другие показатели.

Второй макроблок (Процессы реализации потенциала общественного развития) должен включать систему показателей, характеризующих процессы вовлечения ресурсов общественного развития, их задействование в экономических и социальных инновационных технологиях.

Третий макроблок (Результаты экономического развития) должен содержать экономико-статистические показатели, характеризующие валовой внутренний продукт, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем инвестиций в реальный сектор экономики, торговый оборот, внешнеторговый оборот, размер налоговых доходов, доходы и расходы бюджета, платежный баланс и другие показатели.

Представляется, что при разработке указанного перечня экономико-статистических показателей и порядка их оценки необходимо ориентироваться на систему национальных счетов, но с ее расширением, чтобы достичь системности представления информации и обеспечить возможности измерения конечных результатов, качества и эффективности общественного развития.

Предлагаемая система наблюдения экономико-статистических показателей может, с одной стороны, способствовать качественному анализу происходящих процессов в экономике, а с другой, -обеспечивать возможности для обоснования целевых установок по развитию страны. Развитие экономики в конечном итоге должно обеспечивать рост качества жизни и благополучия населения, улучшение состояния окружающей среды. Поэтому

на современном этапе развития критерии оценки экономических показателей должны ориентироваться на отслеживание динамики человеческого развития в государстве и отдельных регионах. Таким образом, любое инвестирование ресурсов, производство продукции, ее обращение должны способствовать не просто росту капитала, а росту здоровья, интеллекта и доходов населения, улучшению качества экологической среды как в настоящее время, так и в перспективе.

Коллектив авторов во главе с Б.Т. Рябушкиным отмечает, в соответствии с объективной логикой постановка экономических целей предполагает определение ресурсов для их реализации [11]. Следовательно, предлагаемый макроблок показателей «Потенциальные источники экономического развития» будет способствовать получению информации, которая требуется для оценки имеющихся фактических ресурсов страны, необходимых для достижения поставленных целей. Второй макроблок -«Результаты макроэкономического развития» -необходим для оценки уровня достижения поставленных обществом и государством целей.

Из изложенного следует, что целостная система социально-экономических показателей для эффективного управления жизнедеятельностью должна включать:

- систему показателей ресурсного потенциала

национального развития (1);

- систему показателей национальных счетов (2);

- систему показателей качества жизни (3);

- систему показателей качества окружающей

среды (4).

Взаимосвязь между этими системами представлена на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь систем показателей качества

и эффективности общественного развития: 1 - система показателей ресурсного потенциала национального развития; 2 - система показателей национальных счетов; 3 - система показателей качества жизни; 4 - система показателей качества окружающей среды

Таким образом, в основе развития системы комплексной информатизации управления и национальной статистики помимо системы национальных счетов должны лежать и другие системы показателей. Система национальных счетов - значимая компонента, характеризующая развитие государства, поскольку ее показатели отражают процессы расширенного воспроизводства экономической системы, но она не единственная.

Экономика - это составная часть общественной суперсистемы. Академик Н.Д. Петраков, исследуя отдельные аспекты теории сложных систем, относил экономику к классу систем большой сложности, одновременно рассматривая ее как подсистему по отношению к обществу в целом, справедливо полагая, что существование и развитие общества не исчерпывается исключительно экономическими процессами. Излагая свою концепцию, он отмечает, что на экономику воздействует внешняя среда, в совокупность которой входят биологическая и социальная среды. Последняя, по его мнению, представляет первостепенный интерес для науки управления, «поскольку специфика ее воздействия на экономику определяется не только тем, что она накладывает ограничения, т.е. формирует условия развития экономической системы, но и тем, что определяет в значительной мере мотивацию, т.е. цели этого развития» [3].

Примечание. ИГР - индекс гармоничного развития, ИКЖ - индекс качества жизни, ИКОС - индекс качества окружающей среды, ИЭЭ - индекс эффективности экономики

Рис. 2. Система ключевых показателей оценки качества и эффективности общественного развития

Таким образом, конечные результаты развития общества находятся за пределами экономической системы.

В данном случае речь должна идти о таких интегральных показателях, как «Качество жизни» и «Качество экологической среды». Это обусловлено тем, что как в масштабах цивилизации в целом, так и в национальных масштабах каждой из стран, регионов, территорий непосредственной жизнедеятельности каждого человека (города, района, поселка) социальные и экологические аспекты жизнедеятельности являются «конечноцелевыми». Экономическое развитие в данном случае является средством саморазвития. Следовательно, широко используемая в мире для оценки динамики и эффективности развития система национальных счетов должна быть расширена и модернизирована в систему национальных счетов, качества и эффективности общественного развития. Представляется, что именно в таком направлении должна развиваться система показателей мониторинга качества и эффективности общественного развития.

В этой связи система ключевых показателей для комплексной оценки качества и эффективности общественного развития представлена на рис. 2 в виде пирамиды показателей.

Индекс гармоничного развития - это в соответствии с развиваемыми подходами, отраженными в работе В.Г. Садкова, наиболее общий, макроинтегральный показатель состояния и динамики общественного развития, который должен рассчитываться и на общемировом уровне, и для каждой из стран мирового сообщества, и на уровне регионов, и на уровне муниципальных образований [8]. Необходимо подчеркнуть, что не валовой внутренний продукт, не индекс развития человеческого потенциала, а именно индекс гармоничного развития должен стать ключевым показателем состояния и динамики общественного развития. При этом он должен рассчитываться на всех уровнях: страны в целом, субъектов Федерации и муниципалитетов, а также предприятий.

Последнее означает, что организация комплексного мониторинга развития социально-экономической системы на всех уровнях требует проектирования адекватного мониторинга деятельности и первичных экономических объектов, прежде всего предприятий и организаций.

Проводимые в настоящее время в рамках унифицированных форм статистической отчетности статистические наблюдения, безусловно, необходимы, но, поскольку они имеют преимущественно оперативное назначение, они не могут дать всеобъемлющую, комплексную информацию обо всех важных аспектах деятельности организации. Так, в частности, они не содержат сведений об экологических результатах деятельности и т.д. Данная проблема может быть решена посредством формирования многоцелевой комплексной интегрированной системы мониторинга социально-экономического развития организации как экономического субъекта. С этой целью предлагается внедрение и использование в практике учета универсального массива информации, содержащегося в Паспорте предприятия, структура которого выстроена согласно принципам международного учета и в том числе системы национальных счетов. Представляется, что Паспорт должен охватить три стратегические составляющие: стратегический ресурсный потенциал, эффективность использования этого потенциала (бизнес-процессы), а также результаты деятельности, оцениваемые на основе локальных индикативных и интегральных показателей (например, уровня экономического развития предприятия).

Содержание Паспорта предприятия логично представить тремя разделами.

Первыйраздел - справочно-адресная информация, включающая все необходимые коммуникационные координаты.

Второй раздел - информация о факторах и источниках экономического роста, под которыми в данном контексте понимаются стратегические экономические ресурсы организации, а источником развития выступает ее инновационная деятельность.

Третий раздел - условия, включающие показатели состояния внешней среды и ее влияния на деятельность экономического субъекта, в силу своей специфики они не могут быть охвачены Паспортом предприятия, но такую информацию можно получить из баз данных, принципы создания и функционирования которых рассмотрены ранее.

По аналогии с системой национальных счетов этот документ логично структурировать на стратегические блоки, отражающие основные аспекты деятельности. Они в свою очередь, должны состоять из подблоков, экономическое содержание которых должно раскрываться на основе составляющих их

систем и подсистем показателей с указанием источников информации и расчетных формул.

Применение результатов, полученных на основе комплексного мониторинга предприятий, позволит создать адекватную информационную базу для эффективного осуществления процессов управления.

Далее рассмотрим состояние информационно-статистического обеспечения для анализа и управления комплексным развитием регионов и муниципалитетов.

Отличительной чертой современного этапа развития государства является поиск оптимальных параметров сочетания централизации и децентрализации управления, оптимизации системы разграничения предметов ведения и полномочий федерации, регионов и муниципалитетов. При этом эффективное управление регионом или муниципалитетом невозможно без достоверной и комплексной информационной базы. Поэтому наряду с материальными, трудовыми, энергетическими, финансовыми и иными ресурсами особую значимость приобретают информационные ресурсы.

Одним из ключевых условий развития на всех уровнях является организация многоцелевой комплексной интегрированной системы мониторинга развития регионов и муниципальных образований. Разработка информации по основным социально-экономическим показателям в разрезе районов и городов всегда являлась серьезной проблемой, стоящей перед органами статистики. Ее суть состоит в следующем.

Во-первых, пока имеет место ряд методологических и организационных проблем, связанных с неполнотой существующих форм и методов статистического наблюдения. Это связано с широким применением в настоящее время выборочных методов наблюдения и досчетов основных показателей на малых совокупностях, что затрудняет получение достоверных результатов по указанным показателям на муниципальном уровне. При этом местные власти заинтересованы в получении полной информации по предприятиям и организациям (а не только по крупным и средним предприятиям, как это предусмотрено в настоящее время), включая все предприятия всех форм собственности, малый бизнес, по возможности, предпринимательскую среду, масштабы деятельности которых в значительной степени определяют развитие городских округов, районов, городских и сельских поселений.

Во-вторых, широко распространена территориальная разобщенность различных структурных подразделений и филиалов предприятий, расположенных на территориях различных муниципальных образований. Если при учете производственного процесса (имеется в виду сельскохозяйственное производство, выраженное в натуральных показателях) эта проблема решается, то отслеживание процесса реализации, а также финансовых и ряда других индикативных показателей крайне затруднено ввиду невозможности осуществления такого учета структурных подразделений. Единицей, отчитывающейся по формам статистических наблюдений, выступает юридическое лицо в целом, а муниципальный срез при этом теряется.

Не менее серьезной проблемой остается то, что ряд важнейших показателей, по которым осуществляются статистические наблюдения, вообще пока не отражаются на муниципальном уровне. Это касается денежных доходов, стоимости фиксированного набора продуктов питания и т.д.

Кроме того, остается нерешенным вопрос конструирования актуальных интегральных показателей, характеризующих уровни развития и эффективность функционирования того или иного региона или муниципалитета, адекватно и комплексно это описывающих и открывающих возможности для ранжирования и типологизации административных территорий.

Исследователи отмечают, что расчеты валовых внутренних продуктов и валовых региональных продуктов и даже индексов развития человеческого потенциала уже недостаточны в связи с необходимостью оценки собственно конечных результатов общественно-экономического развития [5].

Действующие программы статистических наблюдений не охватывают деятельность банков (особенно их филиалов), страховых компаний и иных финансово-кредитных структур. При этом постоянный мониторинг кредитных потенциалов и рынка банковских услуг, страховых услуг крайне необходим (поток информации о деятельности банков, а теперь и прочих участников финансового рынка, в основном замыкают на себя территориальные органы Банка России).

Для эффективного управления региональными и муниципальными образованиями крайне необходима информация о налоговых потенциалах и налоговых нагрузках по предприятиям различных сфер и видов деятельности. Налоговые органы концентри-

руют обширные сведения о налоговых потоках, но не систематизируют ее сами (не находя ей применения, не разрешают при этом ее использование тем структурам, которым она необходима, мотивируя конфиденциальностью). Однако, поскольку органы статистики нуждаются в обобщенной, а не персонифицированной информации, ее использование представляется возможным. В этом случае, чтобы не организовывать параллельные потоки информации, налоговые органы (после проверки представляемой предприятиями и гражданами информации) могут передавать эту информацию на электронных носителях органам статистики. Однако это требует нормативного урегулирования.

Для качественного анализа эффективности деятельности предприятий необходима первичная информация об их функционировании, которая в настоящее время является закрытой. Необходима публичность комплексных паспортов предприятий, а не только балансов предприятий по определенным общественно значимым аспектам.

Для эффективного управления социально-экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях необходима модернизация системы доходов и расходов домашних хозяйств, направленная на повышение репрезентативности отбора объектов наблюдения, включающих социально-экономические и социально-статусные группировки жителей по населенным пунктам.

Следует повысить объективность оценки дифференциации доходов граждан по децильным коэффициентам дифференциации в разрезе регионов и муниципальных образований.

В работе авторов под руководством В.Г. Садко-ва отмечается, что можно привести много примеров, когда необходимая для эффективного управления информация отсутствует, в то время когда собирается и обрабатывается большой массив прочих данных, которые не используются и, по сути, с точки зрения теории информации не могут быть отнесены к информации как к таковой ввиду их неприменимости [10].

Очевидно, что в настоящее время удовлетворить информационные потребности властей с помощью данных только государственной статистики невозможно. На уровне муниципальных образований необходимо аккумулирование сведений как официальной статистики, так и ведомственных данных по пенсионному обеспечению, занятости населения, образованию, охране общественного

порядка, банковской и финансовой информации. Безусловно, для этого требуется организация специальных целевых наблюдений.

Многое в настоящее время уже делается. Еще в 1996 г. Госкомстат России подготовил унифицированную систему показателей, характеризующих развитие муниципальных образований. Несколько лет назад. вводились системы показателей для оценки эффективности развития регионов и муниципалитетов:

- Указ Президента Российской Федерации от

28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от

28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

- Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825» с последующими дополнениями.

Этими актами регламентированы системы показателей для оценки эффективности органов власти и управления, но для анализа конечных результатов и эффективности развития самих территорий, а также своевременной диагностики возникновения кризисных состояний в регионах и муниципалитетах необходим собственный перечень индикаторов.

В свое время для описания динамики социально-экономического развития регионов и городов были разработаны показатели паспортов социально-экономического развития [2]. Это были весьма подробные комплексные документы, охватывающие многие стороны жизнедеятельности регионов, городов и районов. Следует отметить, что подобные проекты разрабатывались уже в начале 1980-х гг. в рамках программ создания региональных автоматизированных систем управления [4].

Однако новое время требует и новой информации для эффективного управления обществом и экономикой.

Совершенствование информационного обеспечения регионального и муниципального управления

в настоящее время следует осуществлять по следующим основным направлениям.

1. Совершенствование снабжения информацией управленческих структур всех уровней и звеньев, обеспечивающее сохранение территориальных срезов при агрегировании информации по ведомственным вертикалям.

2. Создание правового поля на основе принятия ряда законодательных и подзаконных актов, регламентирующих правовые основы отношений, возникающих в процессе деятельности региональных органов управления, органов местного самоуправления по формированию, предоставлению и использованию муниципальных информационных ресурсов. Так, в настоящее время в ведении поселений находится похозяйственный учет, являющийся единственным источником информации по целому кругу показателей (например, поголовье скота в хозяйствах населения). Эти данные широко используются органами статистики. Статистические органы в свою очередь не имеют возможности предоставлять главам поселений статистическую информацию по соответствующей территории. Необходимо расширение традиционных выборочных методов наблюдения социологическими мониторинговыми опросами.

3. Организация системы комплексного мониторинга социально-экономического развития регионов и муниципальных образований на основе как традиционных данных официальной статистики, так и ведомственной информации, а также данных, требующих организации специальных муниципальных статистических наблюдений, отражающих специфику функционирования регионов и муниципалитетов.

4. Конструирование и моделирование обобщающих показателей с системных позиций, характеризующих не только количественную, но и качественную составляющую развития территории. Одним из возможных вариантов такого интегрального показателя может служить индекс гармоничного развития региона или муниципального образования (ИГРР):

ИГРР = р • ИКЖ + р2 • ИКОС + р3 • ИЭЭ, где ИКЖ - индекс качества жизни;

ИКОС - индекс качества окружающей среды;

ИЭЭ - индекс эффективности экономики;

р1, р2, р3 - удельный вес соответствующего

показателя, р1+р2 +р3 =1.

В свою очередь требуется научно-методическое обеспечение обоснования спектра локальных показателей и расчетов указанных субинтегральных по-

1. Индекс развития человеческого потенциала

1.1. ВВП / чел.

1.2. Уровень здоровья.

1.3. Уровень образования.

2. Децильный коэффициент дифференциации (социальное неравенство)

3. Уровень обеспеченности жильем.

4. Уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

5. Уровень (средний размер) оплаты труда.

6. Уровень потребления продовольственных товаров.

7. Уровень потребления непродовольственных товаров.

8. Уровень безработицы.

9. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

10. Уровень потребления услуг.

11. Уровень (средний размер) пенсий.

12. Уровень рождаемости.

13. Уровень культуры, нравственности (через негативный показатель «уровень преступности»).

14. Уровень удовлетворенности граждан

1. Уровень инновационное™ экономики.

2. Уровень рентабельности:

— в среднем по экономике;

— в том числе по видам деятельности.

3. Темпы роста экономики.

4. Уровень материалоемкости экономики.

5. Уровень энергоемкости экономики.

6. Норма накопления (доля фонда накопления в ВВП).

7. Темп роста инвестиций.

8. Доля затрат на НПОКР в ВВП.

9. Доля затрат на развитие в консолидированном бюджете.

10. Доля затрат на НПОКР в консолидированном бюджете

1. Состояние воздушной среды.

2. Состояние и использование вод.

3. Состояние и использование земель.

4. Состояние и использование лесов.

5. Уровень радиационного загрязнения.

6. Уровень переработки отходов

Рис. 3. Система ключевых показателей, характеризующих конечные результаты развития общества и экономики на общенациональном и региональном (с учетом их особенностей) уровнях

казателей, оценивающих качество жизни, качество экологической среды, эффективность экономики.

5. Гармонизация и интеграция учета и отчетности по видам и уровням: бухгалтерский - налоговый -статистический учет, муниципальное образование -регион - государство в целях дальнейшего обеспечения агрегирования данных от низших уровней к высшим.

6. Необходимость перехода на инновационный режим развития экономики и социальной сферы. Для этого требуется наличие методической основы и статистической базы оценки инновационности развития, которая в настоящее время отсутствует. Действующая отчетность по реализации инновационных процессов не раскрывает конечных результатов инновационной деятельности. Сформулированные предложения по оценке уровня инновационности представлены в работе В.Г. Садкова [9].

7. Государственно-региональные заказы на подготовку программ статистических наблюдений для органов статистики. Они должны формироваться экспертными советами, включающими представителей органов власти всех уровней и научной общественности.

Система показателей для оценки качества и эффективности развития регионов и муниципалитетов

может быть представлена в виде пирамиды ключевых показателей качества и эффективности (рис. 3).

Таким образом, эффективное управление комплексным развитием регионов и муниципалитетов требует разработки программы модернизации регионально-муниципальной информатизации и статистики, реализации целостной системы мер, среди которых особое место занимает совершенствование методических, информационно-технологических, организационных подходов к развитию региональной и муниципальной статистики с учетом системного разграничения функций федерального центра -субъекта федерации - муниципалитетов.

Список литературы

1. Бобков В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России // Общество и экономика. 2000. № 2. С. 34-58.

2. Пашинцева Н.И. Формирование системы муниципальной статистики // Вопросы статистики. 2005. № 12. С. 32-37.

3. ПетраковН.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. М.: Экономика. 1998. 286 с.

4. Садков В.Г. Автоматизированный банк данных паспортов административно-территориальных

единиц на ВЦКП // Вестник статистики. 1984. № 8. С. 44-46.

5. Садков В.Г. Государственное регулирование развития регионов России. М.: Прогресс. 2005. 261 с.

6. Садков В.Г. Модель социально-сословной структуры общества и совершенствование статистики населения // Вопросы статистики. 2001. № 7. С.64-65.

7. Садков В.Г. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации // Общество и экономика. 2001. № 7-8. С.220-225.

8. Садков В.Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель Основного закона России. М.: Прогресс. 2006. 168 с.

9. Садков В.Г. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента М.: Прогресс. 2008. 336 с.

10. Садков В.Г. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами государственной статистики // Вопросы статистики. 2002. № 10. С. 41-44.

11. Рябушкин Б.Т. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и ее регионов // Вопросы статистики. 1999. № 7. С. 40-45.

Regional economics: theory and practice Economy and management

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE FORMATION OF SYSTEMS OF TARGETS AND INDICATORS TO EVALUATE THE QUALITY AND EFFECTIVENESS OF THE AUTHORITIES IN THE REGION

Elizaveta A. VLASENKOVA

Abstract

Importance The article studies the issues of systems of indicators of the authorities' activity efficiency at the regional and local levels

Objectives The article aims to develop a system of key indicators for a comprehensive assessment of the quality and efficiency of social development, as well as the system of indicators for assessing the quality and efficiency of development of the regions and municipalities

Methods On the basis of the system-and-management, and system-and-information approaches of a system analysis, I have analyzed such components of managerial influence as the quality of life of citizens, environmental quality and the efficiency of use of natural resources, the quality and efficiency of the social development. I have also defined the relationship of the system of indicators of the quality and efficiency of the social development. I highlighted that an integrated system of socio-economic indicators for the effective management of life activity should include a system of indicators of resource potential of national development, the system of national accounts, the system of indicators of quality of life

and the system of indicators of environmental quality. I defined the approaches to the effective creation of the statistical indicators system for the analysis and evaluation of management quality and efficiency of social development The paper presents the directions of the information support improvement of regional and municipal management, and also proposes the introduction and use of accounting for universal array of information contained in the Certificate of Enterprise

Results I have developed a system of key indicators, which characterize the ultimate outcomes of society and economy

Conclusions and Relevance The conclusion is that the effective management of complex development of regions and municipalities requires the development of the program of regional-municipal information system development and statistics modernization, the implementation of an integral system of measures, including the improvement of methodological, information and technological, organizational approaches to the regional and municipal statistics development taking into account the system of division of functions of the Federal center and regions, and municipalities.

Keywords: indicators, quality evaluation, authorities, activity efficiency, key performance indicators model, information, regional management, local management, life quality, environmental development, social development

References

1. Bobkov V. O zadachakh povysheniya urovnya i kachestva zhizni naseleniya Rossii [The tasks to increase the level and life quality of the Russian population]. Obshchestvo i ekonomika - Society and economics, 2000, no. 2, pp. 34-58.

2. Pashintseva N.I. Formirovanie sistemy munitsipal'noi statistiki [Formation of the municipal statistics system]. Voprosy statistiki -Issues of statistics, 2005, no. 12, pp. 32-37.

3. Petrakov N.Ya. Russkaya ruletka: ekonom-icheskii eksperiment tsenoyu 150 millionov zhiznei [The Russian roulette: the economic experiment at the price of 150 million lives]. Moscow, Ekonomika Publ., 1998, 286 p.

4. Sadkov V.G. Avtomatizirovannyi bank dannykh pasportov administrativno-territorial'nykh edinits na VTsKP [Automated databank of passports of regulatory and territorial units for multiple-access computing center]. Vestnik statistiki - Bulletin of statistics, 1984, no. 8, pp. 44-46.

5 . Sadkov V. G . Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya regionov Rossii [State regulation of the Russian regions development]. Moscow, Progress Publ., 2005, 261 p.

6. Sadkov V.G. Model' sotsial'no-soslovnoi struktury obshchestva i sovershenstvovanie statistiki naseleniya [A model of the social and estate structure of society and improving the population statistics]. Voprosy statistiki - Issues of statistics, 2001, no. 7, pp.64-65.

7. Sadkov V.G. Ot indeksa razvitiya chelovechesko-go potentsiala k indeksu garmonichnogo razvitiya tsivi-lizatsii [From the human potential development index to the harmonious civilization development code]. Obshchestvo i ekonomika - Society and economy, 2001, no.7-8, pp. 220-225.

8. Sadkov V.G. Sistemnye osnovy formirovaniya obshchestva XXI veka i model ' Osnovnogo zakona Rossii [System foundations of the 21st century society formation and the Russian constitutional law model]. Moscow, Progress Publ., 2006, 168 p.

9. Sadkov V.G. Strategii kompleksnogo razvitiya regionov Rossii ipovyshenie effektivnosti regional 'nogo menedzhmenta [Strategies of the Russian regions integrated development and enhancing the regional management efficiency]. Moscow, Progress Publ., 2008, 336 p.

10 . Sadkov V. G . Effektivnoe upravlenie i ego in-formatsionnoe obespechenie organami gosudarstvennoi statistiki [An effective management and its information support by the State statistics bodies]. Voprosy statistiki - Issues of statistics, 2002, no. 10, pp. 41-44.

11. Ryabushkin B.T. K voprosu o kontseptsii i soderzhanii sistemy statisticheskikh pokazatelei dlya analiza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii i ee regionov [On the issue of the concept and content of the system of statistical indicators for the analysis of the socio-economic development of Russia and its regions]. Voprosy statistiki - Issues of statistics, 1999, no. 7, pp. 40-45.

Elizaveta A. VLASENKOVA

State University - Education-Science-Production Complex, Mtsensk Branch, Mtsensk, Orel Region, Russian Federation elizaveta-vlasenkova@yandex . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.