ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2016. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
УДК 330.15 DOI 10.18522/0321-3056-2016-4-75-80
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ
© 2016 г. А.В. Шевелева
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC POLICY OF OIL AND GAS COMPANIES IN RUSSIA
A. V. Sheveleva
Шевелева Анастасия Викторовна -кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ, пр. Вернадского, 76, г. Москва, 119454. E-mail: [email protected]
Anastasia V. Sheveleva -
Candidate of Economics, Associate Professor,
Department of Management, Marketing
and Foreign Economic Activity,
Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation,
Vernadskogo Ave, 76, Moscow, 119454, Russia.
E-mail: [email protected]
Анализируется роль экологизации производственных процессов в экономике страны. В настоящее время она приобретает многоуровневый и социально-экономический характер. Это позволяет увязать интересы предприятий и общества в экологической сфере, обеспечив экономию как финансовых средств, так и природных ресурсов в ходе рационального использования природно-ресурсного потенциала экономики. Показано, что основные причины и факторы техногенного воздействия, влияющего и определяющего состояние экологических объектов, связаны с деятельностью в регионе предприятий нефтегазового комплекса. Подобные регионы нуждаются в срочных радикальных мерах по снижению экологических рисков и негативного воздействия, возникающих в процессе нефте- и газодобычи. В связи с этим нефтегазовыми компаниями должна быть сформирована стратегическая альтернатива традиционному подходу к освоению ими региональных ресурсов, так как сегодня сложилась серьезная асимметрия в распределении эффектов от добычи полезных ископаемых.
Ключевые слова: экологизация, нефтегазовый комплекс, дефицит сырьевых ресурсов, эколого-экономиче-ская политика.
The role of cleaner production in the economy is analyzed. Nowadays it acquires the multilevel and socio-economic character. It makes possible to reconcile the interests of business and society in the environmental field, providing savings in both financial assets and natural resources in the rational use of natural resources potential of the economy. It is shown that the main causes andfactors of technogenic impact which influence and determine the state of environmental objects are associated with the activities in the region of oil and gas companies. Such regions are in need of urgent radical measures to reduce environmental risks and negative impacts arising during oil and gas production. In this regard, oil and gas companies should form the strategic alternative to the traditional approach to development of regional resources, as nowadays, a serious asymmetry in the distribution of the effects of mining exists.
Keywords: greening, oil and gas complex, deficit of raw material resources, ecology-economic policy.
Существуют факторы как ограничивающие экологизацию, так и способствующие ей, но самым важным является замена применяемых технологий производства на инновационные технологии «более чистого производства», минимизирующие эмиссию загрязняющих отходов либо полностью предотвращающие их появление и обеспечивающие их сосредоточение только в месте первоначального образования.
Опыт прошлых лет в рамках регулирования и стимулирования снижения загрязнения показывает, что самый действенный способ достижения этого -осуществление серьезных капиталовложений во внедрение экологически чистых технологий в производственный процесс, позволяющих получить меньший поток загрязнения «на выходе» производственной системы, а также рециклинг ресурсов, что
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
может быть обеспечено путем внедрения в практику работы компании наилучших доступных технологий (НДТ). Задачам экологически устойчивого развития также будут отвечать задачи экономии не только в производственно-энергетическом, но и в энерго-потребительском секторе, для чего необходимо обеспечить соответствие технологий, используемых в добывающем и перерабатывающем энергетических секторах, с технологиями экономии энергии в потребительском секторе.
В качестве условия успешного экономического стимулирования выступает реформирование системы нормирования на основе интенсивно внедряемых в практику деятельности российских промышленных компаний НДТ. Для стимулирования внедрения новых технологий предполагается использовать финансовые инструменты [1, с. 31-32] -налоги, процентные ставки по банковским кредитам, амортизацию, так как эксперты отмечают, что существующая высокая налоговая нагрузка на российский нефтяной сектор не позволяет разрабатывать большую часть ресурсов нетрадиционных углеводородов без дополнительных мер государственной поддержки и при этом еще обеспечивать рентабельность своего производства. Например, внедрение НДТ станет обязательным условием для получения преференций в рамках закона о промышленной политике, основным требованием, предъявляемым к инвесторам, будет создание новых производств на основе таких технологий. Через Фонд развития промышленности планируется выделять займы на реализацию предбанковской фазы инвестиционных проектов по льготным ставкам. Они будут использованы для модернизации производств с учетом новых требований и разработки оборудования, соответствующего НДТ.
Указана также и возможность введения механизма ускоренной амортизации для оборудования, относящегося к НДТ, зачет платы за негативное воздействие в счет инвестиций, невзимание этой платы после внедрения НДТ, возмещение ставки по кредиту на реализацию таких проектов в счет налога на прибыль. Если же компания не достигает технологических нормативов, ее платежи будут расти за счет применения повышающих коэффициентов до размеров, сопоставимых с затратами на очистку выбросов и сбросов.
Новые инструменты природоохранной политики предполагается вводить постепенно. В 20152018 гг. предприятия поставят на учет и подготовят справочники НДТ, в 2019-2022 гг. создадут межведомственные комиссии для рассмотрения программ повышения экологической эффективности
[2], после чего начнется процесс отправки разработанных экологических решений 300 специально отобранным компаниям. К 2020 г. предполагается перевести на подобный режим все другие предприятия (рис. 1).
Для повышения эффективности институциональных инструментов, направленных на экологизацию предприятий нефтегазового комплекса, необходимо сформировать комплекс мер регионального характера, которые обеспечат предприятия и регионы всеми необходимыми ресурсами и приведут к снижению отрицательных последствий деятельности предприятий, производящих большие объемы выбросов загрязняющих веществ. Также данные меры должны способствовать установлению таких воспроизводственных и отраслевых пропорций, которые бы развивали производство экологических товаров и услуг и формировали подходящие условия для оптимизации использования при-родноресурсного потенциала. Решить эту проблему достаточно сложно из-за влияния негативных тенденций мирового финансового кризиса 20082009 гг., кризиса 2011 г., а также в связи с резким обесценением отечественной валюты в 20142015 гг., что обострило проблему изыскания финансовых ресурсов инвестиционного характера и направления их на экологические цели для обеспечения устойчивого развития российских регионов и нефтегазовых компаний. Это повлекло за собой проблему высокой изношенности основного капитала (рис. 2), невозможность приобрети новое оборудование, отвечающее экологическим требованиям и способствующее снижению выбросов загрязняющих веществ, что в свою очередь привело к существенному росту аварийных ситуаций на объектах природопользования.
Обратим внимание на тот факт, что ни одна из отраслей экономики России не характеризуется такой высокой степенью износа основных фондов, как добыча полезных ископаемых: ввиду высокой рентабельности отрасли и возможности реализации в связи с этим инвестиционных программ, связанных с обновлением основных фондов, неадекватными выглядят показатели износа в отрасли по сравнению, например, с тем же сельским хозяйством: в 2013 г. степень износа основных средств у сельскохозяйственных предприятий составила 36,0 %, в то время как в добыче полезных ископаемых - 52,3 %.
Эксперты отмечают, что единым действиям мирового сообщества в решении глобальных проблем - изменение климата и защита окружающей среды - мешает санкционная политика Запада.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2016. No. 4
Рис. 1. Концептуальная схема разработки методологии исследования проблематики совершенствования эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса / Fig. 1. Conceptual diagram of the development of research methodology issues of improving environmental and economic policy of oil and gas companies
—♦— Все основные фонды
— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство добыча полезных ископаемых
■ Х- ■ обрабатывающие производства
— строительство
транспорт и связь
Рис. 2. Степень износа основных фондов коммерческих организаций, %1 / Fig. 2. Depreciation of fixed assets of commercial organizations
1 Составлено по данным Росстата: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpiise/fund/#.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
Одним из неблагоприятных эффектов с экологической точки зрения введенных санкций стало уменьшение доли бюджетных расходов РФ, направленных на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности и уменьшению выбросов парниковых газов. Если раньше субсидии регионам на реализацию данных мероприятий распределялись регулярно [3, с. 2622], то сейчас доступ к этому источнику финансирования существенно затруднился.
Проблематику устойчивого развития нефтегазового комплекса России как подсистемы экономики, оказывающей существенное воздействие на экономическое развитие социума и качество окружающей среды, можно трактовать как в настоящем времени, так и в стратегической перспективе. Почти весь алгоритм производственной деятельности нефтегазовых предприятий включает в себя операции, отличающиеся различной степенью негативного влияния на окружающую среду и эколого-эко-номическими последствиями. Все неблагоприятные последствия можно подразделить на четыре основных группы в зависимости от направления причиняемого ущерба: эмиссия загрязняющих веществ в водные объекты, атмосферу, землю; изменение структуры недр и трансформация ландшафта; уменьшение стратегического запаса энергетических ресурсов; образование регионов или областей накопленного экологического ущерба. Данные направления должны стать самыми важными при разработке стратегических ориентиров устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса и могут стать базой для создания долгосрочной эколого-экономической политики предприятий этой отрасли [4, с. 201].
К сожалению, несмотря на то, что в России уже довольно давно разрабатываются различные стратегии как в целом для развития страны, так и отдельных отраслей, комплексов и сфер, все еще существует некоторое недопонимание принципиального отличия стратегического управления от оперативного, ведущей идеей которого является перенос центра внимания на окружение или внешнюю среду объекта управления для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в ней изменения. В целом стратегия развития нефтегазового комплекса может рассматриваться как некоторая система принципов его функционирования и отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей развития, а также соответствующих решений по выбору способов достижения этих целей (с
определенными запасными вариантами) и ориентации субъектов деловой активности на их реализацию. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой функционирует нефтегазовый комплекс.
Говоря об устойчивом развитии нефтегазового комплекса как его стратегической цели, следует отражать возможные изменения внешней среды на экологические, экономические и социальные показатели предприятий нефтегазового комплекса, а также учитывать при этом межпоколенческий аспект. В рамках последнего необходимо прогнозировать отдаленные последствия функционирования нефтегазового комплекса, среди которых наибольшее значение имеют исчерпание соответствующих энергетических ресурсов и расширение территорий, страдающих от накопленного (прошлого) экологического ущерба.
Формируя стратегические ориентиры устойчивого развития нефтегазового комплекса, необходимо помнить, что экологические, экономические и социальные аспекты деятельности его предприятий взаимосвязаны и взаимоопределены. Это означает, что, решая стратегические экологические проблемы комплекса экономически эффективными методами и заботясь о следующих поколениях и их потребностях в энергоресурсах и продукции переработки нефти и газа, предприятия комплекса обеспечивают себе более высокую конкурентоспособность и экономическую устойчивость. Необходимо также обращать внимание на то, что реализация всех предложенных приоритетов должна осуществляться с учетом экономических и в первую очередь финансовых возможностей предприятий. А высокая экономическая и социальная значимость нефтегазового комплекса для социума России требует активного совместного участия в этих процессах не только частных, но и государственных структур, что предполагает развитие современных форм их государственно-частного взаимодействия.
Стоит помнить также и о том, что в скором будущем такая глобальная проблема, как ограниченность запасов сырьевых энергетических ресурсов, станет чрезвычайно остро. Произойдет это вследствие того, что самые экономически выгодные месторождения истощатся и ставший дефицитным ресурс резко подорожает. Хотя у России достаточно благоприятные прогнозы - разведанных запасов, по оценкам экспертов, хватит от 200 лет и более, тем не менее конъюнктура глобального рынка энергоресурсов демонстрирует их удорожание и умень-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
шение запасов в основных местах добычи. Некоторые страны и российские регионы уже ощутили на себе эту проблему (например, Германия, из российских регионов - Ростовская область (уголь) и Краснодарский край (нефть)). В отдаленном будущем наращивание подобных проблем в других регионах только обострит вопросы обеспечения энергетической безопасности. Уже сейчас многими развитыми государствами осознана необходимость развития альтернативных видов энергетики в целях снижения зависимости национальных экономик от внешних поставок энергосырья. Предприятия нефтегазового комплекса могут тотально обанкротиться, что в свое очередь развернет волну кризисов на энергетических рынках как отдельных стран, так и по всему миру. Поэтому следует учитывать еще один приоритет эколого-экономической стратегии развития нефтегазового комплекса - целесообразность осуществления исследований в сфере альтернативной энергетики, так как эти разработки способны будут в будущем переориентировать производство на новые альтернативные энергетические рынки.
Если решить эти масштабные задачи, то это позволит обеспечить долгосрочную стратегическую эколого-экономическую устойчивость не только нефтегазовых предприятий и энергетического сектора, но и всей России. В этих целях следует разработать единую отраслевую стратегию эколого-эко-номического устойчивого развития.
Для реализации эффективных мероприятий в области эколого-экономической политики необходимо использовать широкий спектр мер, в частности организовать природоохранное регулирование экологически чистого производства, задействовав при этом и государственные инструменты регулирования, и экономические инструменты стимулирования. Кроме того, в совершенствовании нуждаются и сами способы экологического регулирования предприятий [5].
Основным аспектом процессов экологизации являются структурные преобразования в системе права собственности на природные ресурсы и сами добывающие предприятия. Процесс распределения сырьевых ресурсов в условиях дефицита происходит так: если альтернативные затраты больше, чем транзакционные издержки, то необходимо изменение формы собственности и образование частных, коммунальных и государственных прав владения, каждое из которых имеет свои плюсы и минусы.
Причины и факторы техногенного воздействия, обусловливающие состояние экологических объек-
тов того или иного региона, напрямую связаны с работой в регионе предприятий нефтегазового комплекса [6, с. 403]. Многочисленные исследования показывают, что ряд регионов (например, Ханты-Мансийский АО) нуждается в принятии срочных радикальных мер по снижению экологических рисков и негативного влияния, возникающего в процессе нефте- и газодобычи предприятиями региона.
Если проанализировать современные проблемы, связанные с деятельностью отечественных корпораций на определенной территории и выполнением комплекса задач по обеспечению социальной ответственности, то очевидна неэффективность данных мероприятий, так как повсеместно наблюдается все больший отрыв корпораций от региональной среды. Чаще всего это выражается в использовании экспедиционно-вахтовой схемы освоения региональных ресурсов, при которой все, кроме природного сырья, доставляется из-за пределов региона и используется исключительно для целей «проекта».
Нефтегазовый комплекс, безусловно, выполняет большое количество как экономических, так и социальных задач и поэтому определяет масштабы и характер социально-экономического развития территории. Регионы, имеющие запасы нефти и газа, подвергаются масштабному освоению, что приводит к значительным изменениям их жизнедеятельности - совершенствуются производственная, транспортная и социальная инфраструктуры. В связи с этим нефтегазовые компании должны сформировать стратегическую альтернативу традиционному подходу к освоению региональных ресурсов, порождающему сложившуюся на сегодняшней день серьезную асимметрию в распределении эффектов от добычи полезных ископаемых и эффективно реализовывать мероприятия для достижения целей социально ответственной компании.
Литература
1. Бахтизина Н.В. Освоение мировых ресурсов нетрадиционной нефти: вызовы для России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35.
2. Перечнева И. Чисто модернизация // Эксперт-Урал. 2014. № 45.
3. Шевелева А.В. Повышение энергоэффективности нефтегазового комплекса России как условие его устойчивого развития: возможности восприятия европейского опыта // Фундаментальные исследования. 2014. № 12.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
4. ШевелеваА.В. Комплексный стратегический подход к анализу негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса // Terra economicus. 2013. Т. 11, № 4, ч. 3.
5. Шевелева А. В. Трансформация эколого-эко-номической политики предприятий нефтегазового комплекса в условиях стратегической ограниченности запасов энергетических ресурсов // Пространство экономики. 2013. № 4-3. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-ekologo-ekonomicheskoy-politiki-predpriyatiy-neftegazovogo-kompleksa-v-usloviyah-strategicheskoy-ogranichennosti (дата обращения: 09.06.2016).
6. Тяглов С.Г., Шевелева А.В. Стратегические ориентиры устойчивого развития нефтегазового комплекса России // Вестн. Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова. 2014. № 3.
References
1. Bakhtizina N.V. Osvoenie mirovykh resursov netraditsionnoi nefti: vyzovy dlya Rossii [Development of World Resources of Nonconventional Oil: Challenges for Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013, no. 35.
2. Perechneva I. Chisto modernizatsiya [Net Upgrade]. Ekspert-Ural. 2014, no. 45.
3. Sheveleva A.V. Povyshenie energoeffektivnosti neftegazovogo kompleksa Rossii kak uslovie ego ustoichivogo razvitiya: vozmozhnosti vospriyatiya
evropeiskogo opyta [Increase in Energy Efficiency of Oil and Gas Complex of Russia as Condition of its Sustainable Development: Possibilities of Perception of the European Experience]. Fundamental'nye issledo-vaniya. 2014, no. 12.
4. Sheveleva A.V. Kompleksnyi strategicheskii podkhod k analizu negativnogo vozdeistviya na okru-zhayushchuyu sredu predpriyatii neftegazovogo kom-pleksa [Comprehensive Strategic Approach to the Analysis of Negative Environmental Impact of Oil and Gas Complex Enterprises]. Terra Economicus. 2013, vol. 11, no. 4, part 3.
5. Sheveleva A.V. Transformatsiya ekologo-ekonomicheskoi politiki predpriyatii neftegazovogo kompleksa v usloviyakh strategicheskoi ogranichen-nosti zapasov energeticheskikh resursov [Transformation of Ecology-economic Policy of the Oil and Gas Companies in the Conditions of Strategic Limitation of Inventories of Energy Resources]. Prostranstvo ekonomiki. 2013, no. 4-3. Available at: http://cyber-leninka.ru/article/n/transformatsiya-ekologo-ekonomicheskoy-politiki-predpriyatiy-neftegazovogo-kompleksa-v-usloviyah-strategicheskoy-ogranichen-nosti (accessed 09.06.2016).
6. Tyaglov S.G., Sheveleva A.V. Strategicheskie orientiry ustoichivogo razvitiya neftegazovogo kom-pleksa Rossii [Strategic Directions of Sustainable Development of Oil and Gas Complex of Russia]. Vestn. Sev.-Oset. gos. un-ta im. K.L. Khetagurova. 2014, no. 3.
Поступила в редакцию / Received 16 ноября 2016 г. / November 16, 2016