Научная статья на тему 'Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса'

Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / НЕГАТИВНОЕ АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / OIL AND GAS COMPLEX / NEGATIVE ANTHROPOGENOUS INFLUENCE / ENVIRONMENTAL POLICY / PUBLICPRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева Анастасия Викторовна

Негативное антропогенное воздействие на окружающую среду сейчас ощущается особенно остро и приобретает глобальный характер, что может в конце концов привести к экономическому и экологическому коллапсу. Одним из наиболее масштабных субъектов экономической среды, наносящих вред окружающей среде, являются предприятия нефтегазового комплекса, так как они в больших объемах выбрасывают загрязняющие вещества и в высоких объемах извлекают природные ресурсы. Однако сфера деятельности таких предприятий является приоритетной для экономики страны, а сложная заменяемость энергетических сырьевых ресурсов требует от государства и нефтегазовых предприятий разработки в рамках реализации целостной отраслевой эколого-экономической политики экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса. Опыт прошлых лет в рамках регулирования и стимулирования снижения загрязнения показывает, что самый действенный способ достижения этого осуществление серьезных капиталовложений во внедрение экологически чистых технологий в производственный процесс, позволяющих получить меньший поток загрязнения «на выходе» производственной системы, а также рециклинг ресурсов, что может быть обеспечено путем внедрения в практику работы компании наилучших доступных технологий. Задачам экологически устойчивого развития также будут отвечать задачи экономии не только в производственно-энергетическом, но и в энергопотребительском секторе, для чего необходимо обеспечить соответствие технологий, используемых в добывающем и перерабатывающем энергетических секторах, с технологиями экономии энергии в потребительском секторе. В статье в связи с этим большое внимание уделено возможности формирования такого экономического механизма через механизм государственно-частного партнерства, что подразумевает, что эколого-экономические стратегии развития предприятий нефтегазового комплекса должны быть согласованы с энергетическими стратегиями развития регионов и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевелева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Creation Prospects of the Effective Economic Stimulation Mechanism of Ecologically Sustainable Oil and Gas Complex Development

Negative anthropogenous impact on environment is now felt especially sharply and gains global character that can lead to economic and ecological collapse, eventually. One of the most large-scale subjects of the economic environment doing harm to environment are the enterprises of an oil and gas complex as they in large volumes throw out the polluting substances and in high volumes take natural resources. However the field of activity of such enterprises is priority for national economy, and difficult interchangeability of energy raw material resources demands from the state and the oil and gas enterprises of development within realization of complete branch ecological-economic policy of the economic mechanism of stimulation of ecologically sustainable development of an oil and gas complex. Experience of last years within regulation and stimulation of decrease in pollution shows that the most effective way of achievement of it is implementation of serious capital investments in introduction of the environmentally friendly technologies in production allowing to receive a smaller stream of pollution "at the exit" a production system, and also a recycling of resources that can be provided by introduction in practice of work of the company of the best available technologies. Problems of ecologically sustainable development will also be answered by problems of economy not only in production and power, but also in power a consumer sector for what it is necessary to provide compliance of the technologies used in extracting and processing the energy sectors, with technologies of economy of energy in a consumer sector. In the paper in this regard much attention is paid to possibility of formation of such economic mechanism via the public-private partnership mechanism that means that ecological-economic strategy of development of the enterprises of an oil and gas complex have to be coordinated with power strategy of development of regions and the countries in general.

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

www.hjournal.ru

DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.4.094-102

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Н ЕФТЕ ГА ЗО В О ГО КО М П Л Е КС А

ШЕВЕЛЕВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва,

e-mail: [email protected]

Негативное антропогенное воздействие на окружающую среду сейчас ощущается особенно остро и приобретает глобальный характер, что может в конце концов привести к экономическому и экологическому коллапсу. Одним из наиболее масштабных субъектов экономической среды, наносящих вред окружающей среде, являются предприятия нефтегазового комплекса, так как они в больших объемах выбрасывают загрязняющие вещества и в высоких объемах извлекают природные ресурсы. Однако сфера деятельности таких предприятий является приоритетной для экономики страны, а сложная заменяемость энергетических сырьевых ресурсов требует от государства и нефтегазовых предприятий разработки в рамках реализации целостной отраслевой эколого-экономической политики экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса.

Опыт прошлых лет в рамках регулирования и стимулирования снижения загрязнения показывает, что самый действенный способ достижения этого - осуществление серьезных капиталовложений во внедрение экологически чистых технологий в производственный процесс, позволяющих получить меньший поток загрязнения «на выходе» производственной системы, а также рециклинг ресурсов, что может быть обеспечено путем внедрения в практику работы компании наилучших доступных технологий. Задачам экологически устойчивого развития также будут отвечать задачи экономии не только в производственно-энергетическом, но и в энергопотребительском секторе, для чего необходимо обеспечить соответствие технологий, используемых в добывающем и перерабатывающем энергетических секторах, с технологиями экономии энергии в потребительском секторе.

В статье в связи с этим большое внимание уделено возможности формирования такого экономического механизма через механизм государственно-частного партнерства, что подразумевает, что эколого-экономические стратегии развития предприятий нефтегазового комплекса должны быть согласованы с энергетическими стратегиями развития регионов и страны в целом.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс; негативное антропогенное влияние; экологическая политика; государственно-частное партнерство.

© Шевелева А. В., 2015

Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма ...

95

ASSESSMENT OF CREATION PROSPECTS OF THE EFFECTIVE ECONOMIC STIMULATION MECHANISM OF ECOLOGICALLY SUSTAINABLE OIL AND GAS COMPLEX DEVELOPMENT

SHEVELEVA ANASTASIA, V.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «Management, Marketing and Foreign Economic Activity», Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow,

e-mail: [email protected]

Negative anthropogenous impact on environment is now felt especially sharply and gains global character that can lead to economic and ecological collapse, eventually. One of the most large-scale subjects of the economic environment doing harm to environment are the enterprises of an oil and gas complex as they in large volumes throw out the polluting substances and in high volumes take natural resources. However the field of activity of such enterprises is priority for national economy, and difficult interchangeability of energy raw material resources demands from the state and the oil and gas enterprises of development within realization of complete branch ecological-economic policy of the economic mechanism of stimulation of ecologically sustainable development of an oil and gas complex.

Experience of last years within regulation and stimulation of decrease in pollution shows that the most effective way of achievement of it is implementation of serious capital investments in introduction of the environmentally friendly technologies in production allowing to receive a smaller stream of pollution "at the exit" a production system, and also a recycling of resources that can be provided by introduction in practice of work of the company of the best available technologies. Problems of ecologically sustainable development will also be answered by problems of economy not only in production and power, but also in power - a consumer sector for what it is necessary to provide compliance of the technologies used in extracting and processing the energy sectors, with technologies of economy of energy in a consumer sector.

In the paper in this regard much attention is paid to possibility of formation of such economic mechanism via the public-private partnership mechanism that means that ecological-economic strategy of development of the enterprises of an oil and gas complex have to be coordinated with power strategy of development of regions and the countries in general.

Keywords: oil and gas complex; negative anthropogenous influence; environmental policy; public-private partnership.

JEL: L12, L16, L32, L52, L71, Q57.

В соответствии с законодательством Российской Федерации экономический механизм охраны окружающей среды на данный момент включает в основном инструменты принуждения. В рамках такого механизма экономические инструменты связаны с административными инструментами государственного управления, а его основу составляют экологические платежи, налоги и экономические санкции за нарушение закрепленных норм, причем действенность применения подобных штрафов очень низкая. Практика природоохранной деятельности и показатели состояния окружающей среды доказывают, что

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

96

Шевелева А. В.

применение административных методов в сфере управления экологической безопасностью является малоэффективным, а инструменты носят ограниченный характер или не применяются вовсе.

Постановка проблемы

Создание экономического механизма стимулирования экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса имеет в качестве первоочередной задачу обеспечения экологической безопасности, что достигается с помощью установления системы обязательных нормативов и правил по использованию природных ресурсов через разработку законодательно закрепленных экологических стандартов и привлечение виновных в экологических правонарушениях к юридической ответственности.

Для того, чтобы подобных ситуаций не возникало, разработка подобного механизма должна вестись государством с привлечением представителей нефтегазового бизнеса, так как только совместная их работа будет способствовать повышению эффективности экономического механизма и корректному использованию эколого-правовых норм. Понятие «экономический механизм охраны окружающей природной среды» включает в себя своеобразный правовой институт, представляющий совокупность правовых норм в области аккумулирования денежных средств, поступающих от субъектов природопользования как плата за ущерб, наносимый окружающей среде, а также финансирование мер в сфере природоохраны и экономического стимулирования предприятий путём предоставления различных видов льгот.

Элементы экономического механизма экологически устойчивого развития нефтегазового комплекса

планирование и

финансирование

пр ир о л о о хр аннте ль ных

мероприятий

возмещение в

установленном

порядке вреда,

причиненного

окружающей

природной

среде и

здоровью

человека

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов

установление нормативов платы и размеров платежей за

использование природных

ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия

предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и р е с ур с о с 5 ер егаюшнх технологийи нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды

Рис. 1. Основные задачи экономического механизма Источник: составлено автором.

Сегодня уже можно говорить о том, что предыдущая активная добыча нефти и газа привели к появлению эффекта так называемого «накопленного экологического ущерба», который проявляется в формировании значительных по площадям территорий, испытывающих на себе сегодня негативные последствия от предыдущей добывающей деятельности, которые не могут быть ликвидированы за счет ассимилятивных способностей экосистем. Это привело к деградации основных

Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма ...

97

функций такой деятельности, ухудшению качества других природных ресурсов данных территорий и к негативным последствиям для здоровья и уровня жизни проживающего там населения. Поэтому одной из задач разрабатываемого экономического механизма должна стать в частности и задача ликвидации последствий уже накопленного экологического ущерба.

Если обобщить все задачи, решению которых должен в значительной степени способствовать экономический механизм в рассматриваемой нами отрасли, то их можно представить в виде следующей системы (см. рис. 1).

Можно сказать о том, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за природные ресурсы взимается

- за возможность использования природных ресурсов в рамках законодательно определенных лимитов;

- за нерациональное и/или сверхлимитное использование природных ресурсов;

- в целях последующего воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается за выбросы

загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов. Подобные взносы в 90%-ом размере поступают на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, а в размере 10% зачисляются в региональные бюджеты Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Таким образом, экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется с помощью

- применения специальных налоговых методов стимулирования. Так, предприятиям, внедряющим малоотходные и безотходные технологии и производства, предоставляются налоговые льготы;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям для проведения мероприятий по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- применения ускоренной амортизации для основных производственных фондов природоохранных предприятий и предприятий, реализующих мероприятия по охране окружающей среды;

- введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;

- разработки финансовых программ. Позволяющих получить кредиты на льготных условиях предприятиям, эффективно осуществляющим охрану окружающей природной среды.

Необходимость разработки экономического механизма экологически устойчивого развития осложняет набирающая обороты проблема ограниченности запасов основных сырьевых энергетических ресурсов и их удорожание в связи с истощением наиболее экономически выгодных месторождений: конъюнктура

мирового рынка энергоресурсов показывает их удорожание и сокращение запасов основных мест добычи. Кроме того, ряд стран и российских регионов уже столкнулись с исчерпанием месторождений энергоресурсов (например, Германия, а из российских регионов — Ростовская область (уголь), Краснодарский край (нефть)). Это позволяет предположить, что аналогичная проблема в скором будущем ожидает и нефтегазовую отрасль, что приведет в дальнейшем к обострению проблемы обеспечения энергетической безопасности страны. Поэтому эколого-экономическая стратегия развития нефтегазовых компаний должна разрабатываться на основе применения механизмов государственно-частного партнерства, так как подобная ситуация ставит необходимость проведения масштабных исследований в области альтернативной энергетики, предполагающих в случае нефтяного кризиса

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

98

Шевелева А. В.

переориентацию на новые альтернативные энергетические рынки. Подобные исследования требуют огромных вложений, имеют кроме экономической еще и большую социальную подоплеку, поэтому государство является заинтересованной стороной и должно выступить в качестве инициатора совершенствования действующего экономического механизма.

В связи с этим нестабильная конъюнктура нефтяного рынка, исследования, доказывающие наступление скорого дефицита нефти и газа, усложнение и удорожание работ по эксплуатационному бурению и разведке новых месторождений, заставляют обратиться к исследованию вопросов налаживания партнерских отношений между государством и нефтегазовым сектором, так как в создавшихся условиях только лишь новые технологии и инновации смогут обеспечить компании конкурентоспособность, а внедрить их без государственной поддержки практически невозможно, так как, к сожалению, в этом сегменте рынка частные инвесторы, как и сами компании, проявляют невысокую активность. Кроме того, качество запасов во вновь открываемых месторождениях в России падает, то есть растет доля трудноизвлекаемых запасов, добыча которых наносит серьезный урон окружающей среде.

Согласно проекту Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России на действующих разрабатываемых месторождениях добыча нефти к 2035 году сократится на 34,5%, то есть больше чем на одну треть (см. рис. 2). Для получения необходимых объемов добычи необходима будет разведка и разработка новых месторождений, причем особое внимание необходимо будет уделить работам на шельфе и трудноизвлекаемым ресурсам (ТРИЗ).

Сценарии добычи нефти (боа конденсата) в России, млн тонн в год Структура добыча нефти (без конденсата) по компаниям

Данные генеральной схемы развития нефтяной отрасли России по сценарию «Планы компаний», млн тонн в год

на период до 2035 года

2015 2020 2025 2030 2035 2015 2020 2025 2030 2035

Источники: данные компаний,Минэнерго,ИЗФ, VYGGN Consulting ИНЭИ РАН

Рис. 2. Сценарий добычи нефти в период 2015 - 2035 гг.

Источник: (Подобедова).

Вышеприведенные цифры основаны на прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года, который предполагает постепенный плавный рост цен на нефть уже с 2016 года и их установление районе $94 к 2030 году. То есть, практически за 15 лет цена на нефть должна вырасти с $50 почти до $70, однако при сложившихся на данный момент ценах на нефть под угрозой срыва оказывается большая часть новых инвестиционных проектов по бурению скважин в Арктике, Восточной Сибири и ТРИЗах, так как такие работы капиталоемки, характеризуются длительными сроками окупаемости, и поэтому при низких ценах на нефть становятся нерентабельными. Поэтому в условиях сохранения низких мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе будет крайне сложно реализовать задачу по поддержанию достигнутого ее уровня. Единственным решением в такой ситуации может стать повышение эффективности добычи на действующих месторождениях. Отметим, что государственное регулирование в виде

Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма ...

99

введения налога на финансовый результат, по мнению экспертов, могло бы стать серьезным стимулом для повышения эффективности использования зрелых месторождений, что позволило бы избежать резкого снижения добычи на действующих скважинах, снизить потребность в разработке новых месторождений дорогой нефти, а значит тем самым сохранить окружающую среду.

Кроме того, понимание дефицитности производимого продукта привело компании к осознанию необходимости пересмотра своих стратегий в целях создания небольших, но более дешевых и гибких мощностей. В условиях, когда доступ к иностранному капиталу значительно затруднен, компаниям для реализации своих инноваций и внедрения новых технологий требуется особая поддержка, которую можно решить путем государственного инвестирования и применения режима госгарантий.

В связи с этим развитие нефтегазовой отрасли и возможность ее скорейшей диверсификации в рамках использования альтернативных источников энергии, в частности солнечной энергии, невозможно реализовать без новых технологий, в стимулировании внедрения которых не в меньшей степени заинтересовано и государство, так как оно отвечает за экономическую безопасность страны и за жизнь и здоровье каждого своего гражданина в отдельности.

Для проведения эффективной эколого-экономической политики необходим широкий спектр применяемых мер: эффективное государственное природоохранное регулирование (включая директивные инструменты) в совокупности с экономическими инструментами стимулирования экологически чистого производства, а также инструменты экологического регулирования самих компаний как основных потребителей природных ресурсов и «загрязнителей» окружающей среды.

В настоящее время можно говорить о том, что такой целостной стратегии в России и регионах нет. Крупные компании нефтегазового комплекса реализуют собственные экологические программы, однако их нельзя назвать согласованными ни друг с другом, ни с какой бы то ни было отраслевой политикой. В данной статье сделана попытка проанализировать существующие инструменты экологоэкономической политики основных крупных игроков нефтегазовой отрасли (ОАО «Газпром», Лукойл и Роснефть) в контексте вышеназванных приоритетов.

В настоящее время экологическая политика, выражающая позицию компаний по отношению к окружающей природной среде и реализации принципов устойчивого развития в современных условиях, является основой для определения их экологических стратегий, целевого планирования деятельности в сфере экологии на краткосрочный и среднесрочный период.

Для корректировки применяемых экономических методов для стабилизации эколого-экономической ситуации и улучшения параметров социально-

экономического развития общества, нами предложено:

- введение стимулирующих коэффициентов уплаты «экологических» налогов и возможность увязывания размера налоговых отчислений с фактически произведенными затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

- создание прежде действовавшей системы экологических фондов для финансирования работ природоохранного назначения;

- осуществление государственной поддержки предприятий, внедряющих инновационные технологии и использующих нетрадиционные виды энергии и вторичные ресурсы в отраслевом законодательстве;

- создание механизма стимулирования банков, отнесенных Правительством к системообразующим, предоставления льготных программ кредитования инвестиционных проектов нефтегазовых компаний, связанных с защитой окружающей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реформирование системы налогового стимулирования для целей косвенной

поддержки реализации корпорациями инвестиционно-инновационной

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

100

Шевелева А. В.

деятельности.

Обязательным условием успешной реализации предложенных механизмов экономического стимулирования будет являться реформирование системы нормирования, например, на основе уже упомянутых нами выше наилучших доступных технологий, широко используемого в странах ЕС. Использование НДТ является важнейшим механизмом экономического стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к инвестированию собственных средств в природоохранные мероприятия.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что на данный момент в нашей стране не разработан рейтинг, позволяющий получить объективную и сопоставимую информацию об уровне экологической ответственности компаний нефтегазового сектора и масштабах их воздействия на окружающую среду. По инициативе WWF России и компании Креон в 2014 г. реализуется новый проект по экологическому рейтингу нефтегазовых компаний, который, как считают разработчики, позволит банкам отдавать предпочтение продукции более ответственной компании и оценивать различные корпоративные, в том числе и репутационные риски на основе объективного сравнения и оценки экологической ответственности компаний и их менеджмента1. Рейтинг российских компаний за 2014 год представлен на рис. 3.

Рис. 3. Распределение нефтегазовых компании России в рейтинге экологической

ответственности

Источник: Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России в 2014 году. (http://www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/full_list/rating).

По нашему мнению, составление такого рейтинга должно инициироваться государством и учитываться при налогообложении той или иной компании, так как подобный рейтинг может стать важным элементом экономического механизма экологически устойчивого развития компании. Стоит отметить, что участие государства в этих процессах необходимо еще и потому, что снижение негативного воздействия на окружающую среду помимо прямого природоохранного эффекта

1 См.: Официальный сайт организации WWF За живую планету! (http://www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/full_list/ rating).

Оценка перспектив создания эффективного экономического механизма ...

101

имеет важный социальный результат: снижение негативного влияния на здоровье персонала и местных сообществ, недопущение разрушения ландшафтов.

Усиление внимания государства к обеспечению корпорациями норм экологической безопасности и реализация комплекса мер по экономическому стимулированию природоохранной деятельности обеспечат создание надежной базы, которая обеспечит стабильность российской экономики и станет гарантом сохранения жизни и здоровья граждан страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексей Книжников о прозрачности нефтегазовых компаний: «Те, кому нечего бояться, ничего и не скрывают» // Сайт информационного агентства БНК. (http://www.bnkomi.ru/data/interview/42214/ - Дата обращения: 12.07.2015).

Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения // Материалы проекта «Гармонизация экологических стандартов II. Проект ЕС — Россия». (http://www.ippc-russia.org - Дата обращения: 14.07.2015).

Директива ЕС по энергопотребляющей продукции (Energy-using Products Directive 2005/32/EC).

Методика оценки энергоэффективности газотранспортных объектов и систем (СТО Газпром 2-3.5-113-2007). (http://snipov.net/c_4683_snip_115409.html - Дата обращения: 11.07.2015)..

Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях // Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. № 273.

Официальный сайт организации WWF За живую планету! (http:// www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/fuh_list/rating - Дата обращения: 12.07.2015).

Подобедова Л. Нефти нужна замена // Официальный сайт РБК. (http:// www.rbcdaily.ru/industry/562949996949260 - Дата обращения: 14.07.2015).

Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России в 2014 году. (http://www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/full_list/rating - Дата обращения:

12.07.2015) .

Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности // Материал проекта «Гармонизация экологических стандартов II. Проект ЕС - Россия». (http://www.ippc-russia.org - Дата обращения:

11.07.2015) .

Тяглов С. Г. и Шевелева А. В. (2014). Стратегические ориентиры усточивого развития нефтегазового комплекса России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, № 3, с. 402406.

Шевелева А. В. (2014а). Наилучшие доступные технологии как инструмент механизма снижения негативного воздействия нефтегазового комплекса на окружающую среду // Terra Economicus, Т. 12, № 2, Ч. 3.

Шевелева А. В. (2014б). Повышение энергоэффективности нефтегазового комплекса России как условие его устойчивого развития: возможности восприятия европейского опыта // Фундаментальные исследования, № 12 (Часть 12), с. 26212625.

Шевелева А. В. (2015). К вопросу о разработке методики оценки повышения энергоэффективности нефтегазового комплекса России // Современные проблемы науки и образования, № 1.

Цыжонов И. (2012). Зачем бизнесу социальная ответственность? // «Expert Online» - 2012. (http://expert.ru/2012/04/3/zachem-biznesu-sotsialnaya-otvetstvennost/ -Дата обращения: 12.07.2015).

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

Ashland A. (2005). "High temperatur air combustion".

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015

102

Шевелева А. В.

CIPEC (2002). "Energy Efficiency Planning and Management Guide".

EC (2006). “Council Directive 2006/32/EC of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC".

Hardell R. and Fors J. (2005). "How should energy efficiency be defined?"

REFERENCES

Alexei Knizhnikov about Transparency of Oil and Gas Companies, "Those Who Have Nothing to Fear, Nothing to Hide" // Website News Agency BNK. (http:// www.bnkomi.ru/data/interview/42214/ - Access Date: 12.07.2015). (In Russian).

Ashland A. (2005). "High temperatur air combustion".

CIPEC (2002). "Energy Efficiency Planning and Management Guide".

EC (2006). “Council Directive 2006/32/EC of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC".

EU Directive on Energy-using Products (Energy-using Products Directive 2005/32/EC). (In Russian).

Hardell R. and Fors J. (2005). "How should energy efficiency be defined?"

Methods of Assessing the Energy Efficiency of Gas Transportation Facilities and Systems (STO Gazprom 2-3.5-113-2007). (http://snipov.net/c_4683_snip_115409.html -Access Date: 11.07.2015). (In Russian).

Methods of Calculating the Values of Targets in the Field of Energy Saving and Energy Efficiency, Including in Comparable Conditions // Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation of June 7, 2010 № 273. (In Russian).

Podohedova L. Oil need a replacement // Official Website of RBC. (http:// www.rbcdaily.ru/industry/562949996949260 - Access Date: 14.07.2015). (In Russian).

Rating Environmental Responsibility of Oil and Gas Companies in Russia 2014. (http://www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/full_list/rating - Access Date: 12.07.2015). (In Russian).

Reference Document on Best Available Techniques for Energy Efficiency // Material of the Project "Harmonisation of Environmental Standards II. EU project -Russia". (http://www.ippc-russia.org - Access Date: 11.07.2015). (In Russian).

Russia's Energy Strategy until 2030 // Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 № 1715-r. (In Russian).

Sheveleva A. V. (2014a). Best available technologies as an investment of reducing the negative impact of oil and gas complex on the environment. Terra Economicus, vol. 12, no. 2, part 3. (In Russian).

Sheveleva A. V. (2014b). Improving the energy efficiency of oil and gas complex of Russia as a condition for its sustainable development: the perception of the possibility of the European experience. Basic Research, no. 12 (Part 12), pp. 2621-2625. (In Russian).

Sheveleva A. V. (2015). To the development of a technique of an estimation of efficiency of oil and gas complex of Russia. Modern Prohlems of Science and Education, no. 1. (In Russian).

The EU Directive on Integrated Pollution Prevention and Control // Materials of the Project "Harmonisation of Environmental Standards II. EU Project - Russia". (http:// www.ippc-russia.org - Access Date: 14.07.2015). (In Russian).

The Official Website of the Organization WWF for a Living Planet! (http:// www.wwf.ru/about/what_we_do/oil/full_list/rating - Access Date: 12.07.2015). (In

Russian).

Tsyzhonov I. (2012). Why does business need to by social responsible? «Expert Online» - 2012. (http://expert.ru/2012/04Z3/zachem-biznesu-sotsialnaya-otvetstvennost/ -Access Date: 12.07.2015). (In Russian).

Tyaglov S. G. and Sheveleva A. V. (2014). Strategic guidance of sustainable development of oil and gas complex of Russia. Bulletin of the North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurova, no 3, pp. 402-406. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.