Научная статья на тему 'Задачи государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе в целях реализации отраслевых экологических инициатив'

Задачи государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе в целях реализации отраслевых экологических инициатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ECOLOGICAL PROGRAMS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ENTERPRISES OF AN OIL AND GAS COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева Анастасия Викторовна

Рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе с точки зрения реализации двух задач: поддержки инновационного развития комплекса с целью стимулирования улучшения технологий и развития производственных мощностей, а также участия в реализации тех инвестиционных проектов нефтедобывающих предприятий, которые будут способствовать защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевелева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives of Public-Private Partnership in Oil and Gas Complex for the Implementation of the Branch Environmental Initiatives

In the article the author considers issues of public-private partnership in an oil and gas complex from the point of view of two tasks realization: supports of innovative development in the complex for the purpose of stimulation of improvement of technologies and development of capacities, and also participations in implementation of those investment projects of the oil-extracting enterprises which will promote environment protection and improvement of the ecological situation.

Текст научной работы на тему «Задачи государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе в целях реализации отраслевых экологических инициатив»

УДК 330.15

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-95-100

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

© 2016 г. A.B. Шевелева

Шевелева Анастасия Викторовна -кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ, пр. Вернадского, 76, г. Москва, 119454. E-mail: a_sheveleva@rambler.ru

Sheveleva Anastasiya Viktorovna -

Candidate of Economical Science, Associate Professor,

Department of Management, Marketing

and Foreign Economic Activity,

Moscow State Institute of International Relations

(University) of the Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation,

Vernadskogo Ave, 76, Moscow, 119454, Russia.

E-mail: a_sheveleva@rambler.ru

Рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе с точки зрения реализации двух задач: поддержки инновационного развития комплекса с целью стимулирования улучшения технологий и развития производственных мощностей, а также участия в реализации тех инвестиционных проектов нефтедобывающих предприятий, которые будут способствовать защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки.

Ключевые слова: предприятия нефтегазового комплекса, экологические программы, государственное регулирование, государственно-частное партнерство.

In the article the author considers issues ofpublic-private partnership in an oil and gas complex from the point of view of two tasks realization: supports of innovative development in the complex for the purpose of stimulation of improvement of technologies and development of capacities, and also participations in implementation of those investment projects of the oil-extracting enterprises which will promote environment protection and improvement of the ecological situation.

Keywords: enterprises of an oil and gas complex, ecological programs, state regulation, public-private partnership.

По запасам углеводородного сырья Россия занимает ведущее место в мире - на ее территории сосредоточено 32 % мировых запасов газа и более 6 % мировых разведанных запасов нефти. Однако нужно обратить внимание на то, что высокие темпы добычи приводят к быстрой исчерпаемости этих невозобновимых ресурсов, поэтому, весьма вероятно, что уже в ближайшем будущем отечественные нефтяные компании не смогут поддерживать объемы добычи на текущем уровне. Кроме того, ухудшается структура запасов, в них увеличивается процент трудноизвлекаемых, что подтверждается данными наблюдений за последние пять лет: среднесуточная добыча за этот период снизилась с 10,3 до 9,7 т [1, с. 82].

Нефтегазовая система России стала своеобразным генератором экономического развития страны, оказывает мощное влияние на стабильность национальной валюты, доходы бюджета, финансовое состояние большинства отраслей, в связи с чем можно сказать, что нефтегазовый комплекс имеет один из значительнейших инвестиционных мультипликаторов.

Устойчивое развитие нефтегазового комплекса России является одним из основных условий обеспечения устойчивого развития страны в целом и предполагает реализацию двух основных направлений: во-первых, улучшение экологических, экономических и социальных показателей развития комплекса и, во-вторых, учет последствий современной деятельности нефтегазовых предприятий на возможности реализации своих потребностей будущих поколений [2, с. 402].

Несмотря на это, оценка состояния основных фондов в добывающей промышленности показывает, что нефтегазовая отрасль нашей страны значительно отстает от ведущих стран-экспортеров нефти. Повышающиеся вследствие увеличения объемов трудноизвлекаемых запасов затраты на извлечение сырья могут стать большой проблемой для очень многих нефтедобывающих компаний и перекрыть им выход на внешние рынки, а также снизить конкурентоспособность продукции на внутреннем [3, с. 7]. В связи с этим необходимо создавать такие экономические условия, которые

могли бы способствовать повышению инвестиционной активности в отрасли в плане осуществления капвложений, направляемых на геологоразведочные работы и соблюдения при этом всех экологических нормативов.

Производственный потенциал современных нефтегазовых компаний был сформирован в основном в советское время при активном участии государства. Сейчас же государство снижает свое присутствие в отрасли в роли инвестора, что можно увидеть, проанализировав основные положения Энергетической стратегии РФ до 2030 г. Вместе с тем, учитывая высокую степень изношенности производственной базы и устаревшие технологии, использующиеся в отрасли, необходимо заметить, что в сегодняшних кризисных условиях, в ситуации нестабильности сырьевых рынков реализация отдельных крупных инвестиционных проектов без участия государства будет просто невозможной.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает исследование государственно-частного партнерства (ГЧП) - сотрудничества государства и бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов на взаимовыгодных условиях. Эти проекты распространяются на различные сферы экономики и технологии - от создания и развития инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий и видов услуг.

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран наблюдается использование многообразных форм ГЧП. Среди них Великобритания, США, Франция и Германия (рис. 1).

Рис. 1. Кривая зрелости рынка ГЧП

Великобритания является основоположником применения ГЧП; здесь наработан наиболее показательный опыт данного вида партнерств. Он применяется при реализации проектов национального масштаба (например таких, как строительство Ев-ротоннеля, Лондонского метрополитена, новых железных дорог).

В США, наоборот, кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне государственной иерархии (водопровод, канализация, школьное образование и т. д.).

Франция обладает богатыми традициями ГЧП, включающими в себя деятельность сообществ смешанной экономики (SEM) - развитие земельных участков, строительство автостоянок, предоставление концессий.

В Германии идея ГЧП была давно принята в проектах кооперативного строительства. В контексте региональной структурной политики в начале 1990-х гг. были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцы, торговые ассоциации и т. д.).

В активно развивающейся российской экономике по мере роста общественных потребностей сокращается возможность государственного финансирования, и в то же время имеются крупные инвестиционные проекты, реализация которых вследствие их масштабности и социальной значимости не может быть передана во власть одних только рыночных механизмов. Главная характеристика современного этапа развития России связана с изменением позиции в сфере экономики государства, которое из стороннего наблюдателя вновь превращается в активного экономического субъекта. Новые функции государства повлекли за собой существенную модификацию «правил игры» и формирование иной институциональной системы [4, с. 144].

В июне 2008 г. с целью содействия разработке и реализации проектов на основе ГЧП государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» был создан Центр ГЧП. В настоящий момент он осуществляет сопровождение по 29 объектам ГЧП с общим объемом финансирования более 150 млрд р.

Сейчас необходимо повысить интенсивность мер по государственному управлению в минерально -сырьевом комплексе нашей страны, так как нужно устранить отставание воспроизводства важнейших для экономики страны ресурсов, остановить рост объемов добычи экспортируемой нефти из лучших месторождений, не требующих глубокого бурения и качественных технологий, воспрепятствовать продаже дешевого сырья, а продавать более дорогой конечный продукт - бензин. Согласно Федеральному закону № 115 от 21.07.2005 г. (ред. 28.11.2015 г.) «О концессионных соглашениях», недра не могут стать объектом концессионного соглашения, но при наличии такого соглашения государство, может содействовать инвестиционному процессу в отрасли, созда-

вать специальные режимы работы для его участников, способствовать решению задач, непосильных для частного инвестора.

Практика ГЧП в недропользовании означает сложившиеся между государством и частным бизнесом взаимоотношения, установившиеся на базе объединения различных видов активов и финансовых ресурсов для использования недр согласно принципам рациональности и комплексности, также для усиления конкурентоспособности страны в процессе перехода от сырьевой к инновационной направленности эксплуатации нефтегазовых ресурсов [5].

Если проанализировать используемые государством на практике средства воздействия на нефтегазовые предприятия, то можно выделить пять основных групп [6, с. 190] (рис. 2).

Рис. 2. Средства государственного воздействия в нефтегазовом комплексе

Освоение Ванкорской группы месторождений в Красноярском крае - один из крупнейших инвестиционных проектов региона, который реализует нефтяная компания «Роснефть». Наиболее масштабные работы развернуты на Ванкорском нефтегазовом месторождении, лицензией на разработку которого владеет дочерняя компания ОАО НК «Роснефть» - ЗАО «Ванкорнефть».

«Комплексное развитие Южной Якутии» - один из ключевых проектов обеспечения экономической безопасности Дальневосточного региона Российской Федерации. Республика Саха (Якутия), обладающая богатейшим природно-ресурсным потенциалом, сегодня является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов (рис. 3).

Ресурсы, таящиеся в глубине недр республики, до последнего времени были явно недооценены. Особенно значительным потенциалом в этом отношении обладает Южная Якутия. В последнее время

она становится «локомотивом» социально-экономического развития всего Дальнего Востока. И речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о развитии перерабатывающих производств.

млрд р. 400 300 200

307,99

Ш Ш 114,48

-

Частные Федеральные Инвестиции

Рис. 3. Источники финансирования проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»

Богучанское энергометаллургическое объединение (БЭМО) называли главным проектом про-

граммы «Комплексное развитие Нижнего Приан-гарья», о которой в свою очередь власти Красноярского края говорили как о принципиально новом, современном подходе к развитию крупнейшей территории на основе ГЧП. Эта программа являлась примером классического пути формирования территориально-производственных (промышленных) комплексов (ТПК) в процессе реализации проектов освоения новых территорий путем формирования индустриальных баз. В данном ТПК предполагается, что вслед за вводом в действие электростанции, которая решит проблемы энергодефицита территории и ее основного потребителя - алюминиевого завода, должно последовать строительство предприятий лесопромышленного комплекса, а также реализация крупных промышленных инвестиционных проектов по добыче твердых полезных ископаемых, освоению нефтегазовых месторождений юга Эвенкии и собственно Нижнего Приангарья, развитию нефте- и газодобычи, строительству трубопроводов и газоперерабатывающего завода, развитию газохимии и даже строительство цементного завода под нужды этих проектов.

Отличие подобных проектов от советских ТПК состоит как раз в совместных усилиях частных компаний и государства с четким распределением ролей между ними. В 2007 г. представители федеральных и краевых властей, ОК «РУСАЛ», ОАО «ГидроОГК» и Внешэкономбанка подписали Инвестиционное соглашение о совместном финансировании проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», основой которого и является БЭМО. Этот проект стал первым масштабным примером работы на принципах ГЧП, а проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» первым получил государственную поддержку из Инвестиционного фонда РФ на создание инфраструктурных объектов. Обязательства по завершению работ на ГЭС и сооружению с нуля алюминиевого завода - у бизнеса, а инфраструктурные затраты на реализацию схемы выдачи мощности, подготовку ложа водохранилища и строительству дорог - у государства [7].

Примерами ГЧП в минерально-сырьевом комплексе России с участием иностранного капитала в форме соглашения о разделе продукции служат следующие проекты по разработке углеводородного сырья:

- проект «Сахалин-2», включающий Пильтун-Астохское нефтегазоконденсатное и Лунское газо-конденсатное месторождения;

- проект «Сахалин-1», включающий Чайвин-ское, Аркутун-Дагинское и Одоптинское месторождения нефти и газа;

- проект «Харьяга»;

- проект разработки Самотлорского нефтегазо-конденсатного месторождения.

Развитие этой формы ГЧП продвигается медленно, в том числе из-за нарушения предписанных инвесторам условий, прежде всего касающихся природоохранной деятельности; и это несмотря на выполнение многих условий социально-экономического характера.

Для реализации общественно значимых инвестиционных проектов в рамках ГЧП необходимо осуществление ряда институциональных преобразований, затрагивающих следующие сферы:

- законодательную базу - необходимо ее дальнейшее совершенствование для возможности проведения торгов и размещения ГЧП-заказов;

- органы публичной власти - необходимо оказание ими методологической поддержки при подготовке и реализации ГЧП-проектов;

- экспертные советы - возможна организация специального института независимой экспертизы, которая будет следить за прозрачностью торгов при размещении ГЧП-заказов и реализации ГЧП-проектов;

- информационную систему - обязательным является полное, достоверное и своевременное раскрытие информации о публичных предложениях при участии в ГЧП-проектах;

- образовательную систему - государственные и муниципальные служащие должны иметь соответствующие навыки и опыт, чтобы способствовать реализации проектов по государственно-частному или публично-частному партнерству [8].

Для ускорения воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, реализации более дорогих конечных продуктов, а не дешевого сырья рекомендуется применять ГЧП на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России. При этом необходимо соблюдать основные интересы государства и нации, чтобы не отдать частным инвесторам почти даром богатства недр, которые, согласно законодательству России, находятся исключительно в федеральной собственности.

В конце 2015 г. под председательством Президента РФ Владимира Путина в Кремле состоялось заседание комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, на котором рассматривались пути адаптации российского топливно-энерге-

тического комплекса к новым экономическим условиям, перспективы реализации ряда инвестиционных проектов и меры по снижению зависимости от импорта оборудования в отрасли.

В настоящее время Россия входит в число мировых лидеров по добыче нефти и газа, занимая второе место после Саудовской Аравии: в 2014 г. было добыто 527 млн т нефти, объём добычи природного газа составил 578 млрд м3. При поддержке государства нефтегазовые компании реализуют крупные проекты по наращиванию экспортного потенциала страны, активизации внедрения новых ресурсосберегающих, экологичных технологий, в частности стимулируется более рациональное использование такого ценного сырья, как попутный нефтяной газ.

Сегодня более 40 % капиталовложений в стране приходится на долю топливно-энергетического комплекса (ТЭК), при этом его инвестиции оказывают позитивное влияние на всю экономику страны, обеспечивая дополнительные рабочие места и заказы для смежных отраслей. Сегодня ключевым является вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа с тем, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов отечественной экономики в целом, в создавшихся неблагоприятных условиях нельзя допустить инвестиционной паузы. Поэтому очень важным является обеспечение выполнения долгосрочных стратегических задач, стоящих перед отраслью, и при необходимости - корректировка проекта энергетической стратегии России, а также генеральных схем развития нефтяной и газовой отраслей, программы развития угольной промышленности [9].

По мнению Президента РФ, обратить первоочередное внимание нужно как раз на механизмы обеспечения ГЧП в нефтегазовом секторе, в том числе на стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестпрограмм энергокомпаний, ситуацию с налогами на отрасль. Кроме этого, следует повысить уровень локализации технологий и оборудования, которые необходимы российским компаниям и востребованы отечественными заказчиками. Важную роль в развитии импортозамеще-ния оборудования для ТЭКа должны сыграть соответствующие финансовые механизмы, в том числе связанные кредиты, лизинг, субсидирование процентной ставки для производителей оборудования.

Задача государства также состоит в совершенствовании биржевых механизмов в торговле нефтью, нефтепродуктами и газом. С развитием биржевой торговли необходимо формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров.

Литература

1. Минасян М.В. Роль нефтегазового комплекса в формировании инновационной экономики России // Междунар. науч.-исслед. журн. 2015. № 7-3. С. 81-84.

2. Тяглов С.Г., Шевелева А.В. Стратегические ориентиры устойчивого развития нефтегазового комплекса России // Вестн. Сев.-Осет. гос. ун-та имени К.Л. Хетагу-рова. 2014. № 3. С. 402-406.

3. Айрапетян С.И. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной активностью предприятий нефтегазового комплекса на основе налогового регулирования : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 29 с.

4. Бессонова О.Э. Роль государства в современной экономике в контексте общей теории институциональных трансформаций // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 126-145.

5. Полянская И.Г. Особенности государственно-частного партнерства в недропользовании // Нефть, газ и право. 2009. № 5.

6. Марков В.К. Государственное регулирование нефтегазового комплекса страны в условиях модернизации экономики // Вестн. Саратовского гос. соц. -экон. унта. 2010. № 5. C. 190-194.

7. Чухонцев В. ТПК-кластеры - ГЧП // Эксперт-Сибирь. 2008. № 49.

8. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. М., 2012.

9. Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности 27.10.2015. URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/83/events/50571 (дата обращения: 16.01.2016).

References

1. Minasyan M.V. Rol' neftegazovogo kompleksa v formirovanii innovatsionnoi ekonomiki Rossii [The Role of the Oil and Gas Industry in the Formation of Innovative Economy in Russia]. Mezhdunar. nauch.-issled. zhurn., 2015, no 7-3, pp. 81-84.

2. Tyaglov S.G., Sheveleva A.V. Strategicheskie orien-tiry ustoichivogo razvitiya neftegazovogo kompleksa Rossii [Strategic Guidelines of Sustainable Development of Russian Oil and Gas Complex]. Vestn. Sev.-Oset. gos. un-ta imeni K.L. Khetagurova, 2014, no 3, pp. 402-406.

3. Airapetyan S.I. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniya investitsionnoi aktivnost'yu predpri-yatii neftegazovogo kompleksa na osnove nalogovogo reguli-rovaniya : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Organizational-economic Mechanism of Investment Activity Management of Enterprises of Oil and Gas on the Basis of Tax Regulations]. Moscow, 2009, 29 p.

4. Bessonova O.E. Rol' gosudarstva v sovremennoi ekonomike v kontekste obshchei teorii institutsional'nykh trans-formatsii [The Role of the State in the Modern Economy in the Context of the General theory of Institutional Transformations]. Region: ekonomika i sotsiologiya, 2008, no 3, pp. 126-145.

5. Polyanskaya I.G. Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v nedropol'zovanii [Features of Public-private Partnership in Subsoil Management]. Neft', gaziparvo, 2009, no 5.

6. Markov V.K. Gosudarstvennoe regulirovanie nefte-gazovogo kompleksa strany v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [State Regulation of the Country Oil and Gas Sector in the Conditions of Economic Modernization].

Vestn. Saratovskogo gos. sots.-ekon. un-ta, 2010, no 5, pp. 190-194.

7. Chukhontsev V. TPK-klastery - GChP [TPK Clusters - GChP]. Ekspert-Sibir', 2008, no 49.

8. Ignatyuk N.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Public Private Partnership]. Moscow, 2012.

9. Zasedanie Komissii po voprosam strategii razvitiya TEK i ekologicheskoi bezopasnosti 27.10.2015 [The Meeting on the Development Strategy of the Commission on Energy and Environmental Safety 10.27.2015]. Available at: http://kremlin.ru/catalog/keywords/83/events/50571 (accessed 16.01.2016).

Поступила в редакцию

25 января 2016 г.

УДК 336

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-100-104

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СПАДА ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2016 г. Т.А. Щербинин

Щербинин Тимофей Александрович -аспирант, кафедра финансов и кредита, Южный федеральный университет, ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: timpser@mail.ru

Shcherbinin Timofey Aleksandrovich -

Postgraduate Student, Department of the Finance and Credit,

Southern Federal University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344006, Russia.

E-mail: timpser@mail.ru

Региональный банковский сектор - кровеносная система современной национальной экономики. Изучение вопросов формирования и модернизации механизма устойчивого развития банковской системы региона в нынешних условиях спада отечественной экономики чрезвычайно актуально, особенно на фоне предпосылок развития очередного мирового финансового кризиса. Выявленные внутренние дисбалансы в соответствии с актуальными тенденциями развития сформировали качественную стратегию модернизации региональной банковской системы современной России с целью повышения ее финансовой устойчивости.

Ключевые слова: региональная банковская система, финансовая устойчивость, стратегия развития, глобализация, экономика.

Regional banking sector - the circulatory system of a modern national economy. The research offormation and modernization of the mechanism for sustainable development of the banking system in the region in the current downturn of the domestic economy is extremely important especially in the period of the prerequisites for the development of the next global financial crisis. The author identifies internal imbalances in accordance with the current trends of development formed a qualitative strategy for modernization of the regional banking system of modern Russia purposely to improve its financial stability.

Keywords: regional banking system, financial sustainability, development strategy, globalization, economy.

Под влиянием процесса глобализации финансовые инструменты теряют исключительно национальный характер обращения, а финансовый рынок - роль основного источника мобилизации инвестиционных ресурсов. Отмечается увеличение объемов кредитных, платежных, расчетных операций, совершенствование системы участия таких финансовых институтов, как страховые, инвестиционные компании, коммерческие банки, пенсионные фонды в капитале друг друга.

В современных условиях спада мировой экономики в целом и российской в частности государство

и коммерческие банки заинтересованы в развитии кредитно-финансового сектора, доступности предоставляемых услуг, прозрачности деятельности основных участников рынка, одновременно создавая и поддерживая приоритеты развития банковской системы, так как это лежит в основе достижения адекватного уровня развития экономики страны и банковского сектора. С позиции банковского сообщества приоритетными направлениями являются расширение устойчивости пассивной базы, рост капитализации кредитных организаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.