НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ
WAYS TO REDUCE YOUTH UNEMPLOYMENT
DOI: 10.38197/2072-2060- 2023 - 241-3 -303 -312
Аннотация
ВАШАЛОМИДЗЕ Елена Валерьевна
Директор Центра подготовки научных кадров Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, к.э. н.
Elena V. VASHALOMIDZE
Director of the Center for Training Scientific Personnel of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
КРЕКОВА Марина Михайловна
Заведующая кафедрой «Управление персоналом» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет», д.э.н., профессор
Marina M. KREKOVA
Head of the Department "Personnel Management" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Polytechnic University", Doctor of Economics, Professor
ВЕДЕХИН Александр Юрьевич
Заместитель директора государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, к.э.н.
Alexander Y. VEDEKHIN
Deputy Director of the State Youth Policy and Educational Activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
Статья исследует проблему трудоустройства молодежи и роль различных механизмов в решении этой проблемы. Авторы обсуждают значимость субсидирования трудоустройства молодых специалистов, роли бизнес- инкубаторов и волонтерской деятельности. Они подчеркивают, что молодежь является
уязвимой категорией на рынке труда, но в то же время - важным источником человеческого капитала. Авторы указывают на приоритетность снижения молодежной безработицы в государственной социальной и экономической политике. В статье подчеркивается, что субсидирование трудоустройства, бизнес- инкубаторы и волонтерская деятельность играют существенную роль в поддержке и развитии молодежи, способствуя решению проблемы безработицы и созданию качественного кадрового резерва для будущего развития экономики.
Abstract The article investigates the problem of youth employment and the role of various
mechanisms in solving this problem. The authors discuss the importance of subsidizing the employment of young professionals, the role of business incubators and volunteer activities. They emphasize that youth is a vulnerable category in the labor market, but at the same time is an important source of human capital. The authors point out the priority of reducing youth unemployment in the state social and economic policy. The article emphasizes that employment subsidies, business incubators and volunteer activities play a significant role in supporting and developing youth, contributing to solving the problem of unemployment and creating a quality talent pool for the future development of the economy.
Ключевые слова Безработица, молодежный рынок труда, субсидирование, трудоустройство выпускников.
Keywords Unemployment, youth labor market, subsidies, employment of graduates.
Введение
Во многих странах мира проблема обеспечения молодых специалистов рабочим местом является актуальной и имеет значительные социальные, экономические и политические последствия. Снижение молодежной безработицы имеет важное значение для экономического развития и социальной стабильности. Безработные молодые люди могут столкнуться с такими проблемами, как низкая самооценка, утрата мотивации и социальная исключенность. В свою очередь, успешное развитие деловой карьеры молодых специалистов может привести к улучшению их финансового положения, повышению самооценки, личностному росту и участию в экономической жизни общества.
Молодежный рынок труда имеет свои особенности, которые отличают его от других сегментов рынка труда.
Растущая и сохраняющаяся безработица среди молодежи оказывает негативное влияние на социальное развитие. Безработица среди молодежи может привести к маргинализации и отчуждению молодых людей. Имеются данные о том, что безработица может подвергает молодежь повышенному риску более низкой будущей заработной платы, повторных периодов безработицы, более длительной безработицы во взрослом возрасте и бедности по доходам [1].
Ключевой причиной сложностей с трудоустройством молодежи на рынке труда является «разрыв в опыте». Ведь накопление человеческого капитала зависит не только от формального образования, но и от опыта работы, как общего, так
и специфического. Дополнительной проблемой является часто встречающееся «несоответствие» между навыками, полученными в процессе формального образования, и способностями, требуемыми фирмами, что часто сопровождается неполной занятостью и избыточным образованием [2]. Помимо этой широкой структурной проблемы, динамика уровня безработицы зависит, конечно же, и от общей макроэкономической ситуации. Кроме того, следует подчеркнуть, что молодые работники более чувствительны к бизнес-циклу и макроэкономическим потрясениям по сравнению со взрослым населением: например, после рецессии рост уровня безработицы среди молодежи особенно велик и устойчив [3].
В некоторых странах этническая принадлежность, особенно среди молодых мигрантов, является одним из факторов их социальной изоляции и маргинализации.
Неустойчивая занятость, так называемая прекаризация, столь характерная для современной эпохи, более всего захватывает молодежь, еще не успевшую обрести постоянную профессию [4].
Из - за возникших проблем молодые специалисты сталкиваются с низким спросом на рынке труда, что приводит к частичной или временной занятости, а также безработице в этой группе [5].
Целью статьи является выявление ключевых аспектов и политик, которые могут выявить основные направления снижения молодежной безработицы.
Материалы и методы
В качестве материалов в статье использованы данные Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, проведенного Росстатом в 2021 г., и данные статистического сборника «Труд и занятость в России» за 2021 г.
Результаты и обсуждение
По данным выборочного федерального статистического наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, представленного Росстатом, в 2021 г. среди всех выпускников 32,3% имели работу в период обучения и по окончании обучения искали работу только 36,7%, что говорит о том, что большинство студентов не имеют возможности совмещать обучение с работой1. Кроме того, проблема поиска работы по окончании обучения является характерной проблемой для большинства выпускников.
Постепенно снижается доля выпускников, получающих высшее образование как в городской, так и в сельской местности в пользу среднего профессионального образования (таблица).
Мониторинг трудоустройства выпускников СПО и высших учебных заведений показал, что в 2021 г. доля выпускников, трудоустроившихся не по полученной специальности, довольно высока. Молодые люди идут в вузы главным образом из - за престижности и всеобщего признания высшего образования, и только после того, как они получают диплом, начинают задумываться о карьерных возможностях, которые открываются перед ними, и о том, какая работа на самом деле их ожидает. Поэтому очень большое количество выпускников оказывается занятыми в сферах, не связанных с полученной ими профессией. Отметим, что доля выпускников
1 Характеристики выпускников организаций профессионального образования 2016-2020 гг. выпуска и выход
их на рынок труда .............
Таблица. Выпускники образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска по году окончания образовательной организации (поданным выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, 2021 г.), %
Всего, в % в том числе имеют образование
высшее высшее
по программам под- по программам
готовки кадров выс- специалитета, ма-
шей квалификации гистратуры
по программам подготовки
высшее среднее профессио-
по программам нальное по програм-бакалавриата мам подготовки специ- квалифицированных алистов среднего звена рабочих, служащих
Численность 100 0,6 37,8 22,6 28,8 10,2
выпускников -всего
в том числе
по году выпуска:
2016 100 0,4 40,5 19,9 28,1 11,1
2017 100 0,7 38,5 23,0 27,1 10,7
2018 100 0,4 39,3 21,8 28,9 9,7
2019 100 0,6 35,6 23,0 29,7 11,1
2020 100 0,8 34,5 26,0 30,5 8,3
Сельское население
Численность 100 0,3 25,9 18,2 38,1 17,5
выпускников -всего
в том числе по
году выпуска:
2016 100 0,4 31,3 16,4 32,2 19,8
2017 100 0,2 27,1 15,7 39,2 17,7
2018 100 ОД 25,0 18,3 38,3 18,4
2019 100 0,3 23,7 18,7 39,2 18,1
2020 100 0,4 23,0 21,6 41,1 13,9
Источник: Характеристики выпускников организаций профессионального образования 2016-2020 гг. выпуска и выход их на рынок труда https://gks.ru/free_doc/new_s¡te/popu[at¡onДrud/¡tog_trudoustr_2021/¡ndex.htm[
Рис. 1. Трудо -устроенные выпускники образовательных организаций 2016-2020 гг.
выпуска, у которых первая основная работа не связана с полученной профессией
в 2021 г., %
Источник:
Характеристики выпускников организаций профессионального образования 2016-2020 гг. выпуска и выход их на рынок труда https:// gks.ru/free_ doc/new_site/ population/ trud/itog_ trudoustr_ 2021/index. html
СПО, испытывающих сложности с трудоустройством по специальности, ниже, чем у выпускников с высшим образованием (рис. 1).
Неквалифицированные рабочие
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
Специалисты среднего уровня квалификации
Специалисты высшего уровня квалификации
Руководители
0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0 120,0 I Среднее профессиональное ■ Высшее образование
Практически 80% выпускников, независимо от типа образования, сталкиваются с трудностями при поиске работы. Главной проблемой для всех выпускников, за исключением тех, кто получил высшее образование по программам подготовки кадров высшей квалификации, является отсутствие или недостаток опыта работы. Вторым и третьим по значимости факторами являются низкий уровень предлагаемой заработной платы и ограниченное количество подходящих вакансий.
Около 20% выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска, не имевших и не искавших работу после окончания образовательной организации, но трудоустроившихся в дальнейшем, проработали менее одного месяца. Краткосрочное трудоустройство выпускников может также указывать на необходимость дополнительной подготовки и развития навыков, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке труда. Возможно, некоторым выпускникам требуется дополнительное обучение или стажировка, чтобы улучшить свои шансы на получение стабильной и долгосрочной работы.
По данным Росстата, самый высокий уровень безработицы - у молодежи до 29 лет (рис. 2).
Однако средняя продолжительность поиска работы ниже всего в возрастных группах 15-19 и 20-24 лет. Так, в 2020 г. он составлял 4,4 и 5,5 месяца, соответственно против 6-7 месяцев в остальных возрастных группах. Более корот-
Рис. 2.
Уровень безработицы по возрастным группам в Российской Федерации, %
Источник:
Труд и занятость в России 2021 г. ЫМ^:// gks.ru/bgd/ гед1/Ь21_36/ Main.htm
20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
■II ___
15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70 и
старше
■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 ■ 2020
кий период поиска работы у молодых людей может быть обусловлен такими факторами, как большая доступность временных и низкоквалифицированных
Рис. 3.
Причины, по которым безработные оставили последнее место работы в 2020 г., %
Источник:
Труд и занятость в России 2021 г. ЫМ^:// gks.ru/bgd/ гед1/Ь21_36/ Main.htm
115-19
.20-24
25-29
12,5 8:1
У а 1Г #
17,6 9
Ж
14,5 11 4
9
/
•лк
15,5
0,1 8,7
0 0,4
>г
/
л
15,8
10,3
40,2
А*
Ж
€
$ &
^ <Ь°
^ ^
/ / ^ /
16,6
13,1
т
у
19,3
44,1
11,1
У
работ для молодежи, более гибкими требованиями работодателей и меньшими ожиданиями молодых соискателей по оплате и условиям труда. На рис. 3 приведены причины, по которым безработные в возрастных группах 15-29 лет оставили прошлое место работы.
Почти половина безработных в возрастной группе 20-24 лет не имели ранее работы, а еще 40,2% в этой группе уволились из Вооруженных сил России.
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный рынок труда имеет свои особенности, которые отличают его от других сегментов рынка труда.
Молодежь, особенно выпускники высших учебных заведений, сталкиваются с высокой конкуренцией при поиске работы. Часто они не имеют достаточного опыта и навыков, чтобы конкурировать с более опытными кандидатами.
Молодежь сталкивается с нестабильностью в сфере занятости. Многие молодые люди начинают свою карьеру с временной работы, контрактов или стажировок. Это может создавать неопределенность в плане дохода и будущего карьерного развития.
Молодые работники зачастую получают меньшую заработную плату по сравнению с более опытными работниками, что связано с отсутствием у них опыта и специальных навыков.
Молодежь часто имеет другие приоритеты и ценности, чем предыдущие поколения. Они больше ценят баланс между работой и личной жизнью, разно -образие и гибкость в карьере, а также социальную ответственность работодателя.
Молодые люди склонны больше полагаться на социальные сети, профессиональные платформы и неформальные связи при поиске работы. Они также могут активно использовать онлайн - сообщества и ресурсы для получения информации о вакансиях и карьерных возможностях.
Но молодежь имеет и ряд преимуществ перед более опытными кандидатами. Молодые работники часто готовы принять более гибкие условия работы, такие как удаленная работа или гибкий график, чтобы получить возможность работать в желаемой сфере или получить опыт.
Молодые работники более привычны к использованию современных технологий и цифровых инструментов, что может обеспечить им преимущество при поиске работы в сферах, связанных с технологиями и инновациями.
Среди факторов снижения молодежной безработицы можно выделить:
■ Совершенствование качества и доступности образования может помочь молодым людям приобрести необходимые навыки и знания, которые повысят их конкурентоспособность на рынке труда.
■ Предоставление молодым людям возможностей для получения практического опыта работы и профессиональной подготовки может повысить уровень их трудоустройства, что может быть достигнуто через программы стажировок, партнерства с предприятиями и поддержку молодых предпринимателей.
■ Поддержка молодых предпринимателей может стимулировать создание новых рабочих мест и развитие инноваций.
■ Расширение доступа к информационным технологиям и развитие цифровых навыков могут создавать новые возможности для занятости молодежи.
Можно выделить несколько направлений повышения трудоустройства молодых работников. Среди них - деление рынка молодежи на сегменты и реализация приоритетных мероприятий по трудоустройству в каждом сегменте, государственные программы, направленные на субсидирование работодателей, принимающих на работу молодых специалистов, а также развитие бизнес-инкубаторов и волонтерской деятельности.
Рынок молодежи можно разделить на несколько сегментов в зависимости от возрастных групп. Вот некоторые из них.
Молодые взрослые (15-24 года). Эта возрастная группа включает в себя студентов, выпускников университетов и молодых работников. Они обычно проходят через стадию идентификации себя, их интересы и потребности
могут быть связаны с образованием, карьерой, путешествиями, социальной активностью и саморазвитием.
Молодые профессионалы (25-34 года). Этот сегмент включает в себя молодых работников, которые находятся в самом начале своей карьеры. Они заинтересованы в развитии профессиональных навыков, карьерном росте, финансовой независимости, отдыхе и развлечениях.
Молодые предприниматели (18-34 года). Данный сегмент включает молодых людей, которые стремятся создать и развивать свои собственные бизнесы. Их интересы и потребности могут быть связаны с предпринимательством, инновациями, финансовым успехом.
Субсидирование трудоустройства молодых специалистов без профессионального опыта является целесообразным механизмом для решения проблемы занятости и развития деловой карьеры молодежи. Этот подход помогает привлечь талантливых молодых людей на рынок труда и предоставляет им возможность получить первый опыт работы.
Субсидирование трудоустройства может стимулировать работодателей к найму молодых специалистов за счет снижения финансовой нагрузки на компании, связанной с обучением и адаптацией новых сотрудников, что особенно важно для молодых людей, которые, несмотря на профессиональное образование, испытывают трудности в получении работы из -за отсутствия опыта.
Субсидии за прием на работу отдельных категорий соискателей были введены в 2021 г. Господдержка за прием на работу - это субсидия в размере трех МРОТ, увеличенных на сумму страховых взносов, а также районный коэффициент, если он есть в регионе. Субсидию умножают на количество трудоустроенных соискателей. Ее выплачивают в три этапа, равными частями: через месяц после приема на работу, второй - через три месяца, третий - через шесть. Деньги поступают на счет работодателя из ФСС.
Предоставление субсидий также позволяет молодым специалистам внести вклад в развитие компании и приобрести необходимые навыки и опыт работы в реальной профессиональной среде. Это может повысить их конкурентоспособность на рынке труда и открыть для них перспективы развития карьеры.
Еще одно направление - это развитие бизнес-инкубаторов. На данный момент в нашей стране действует около 260 инкубаторов. На наш взгляд, необходимо увеличивать программы бизнес- инкубаторов, направленные на вовлечение в профессиональную деятельность школьников и студентов.
Бизнес- инкубаторы вовлекают молодых людей в предпринимательскую деятельность, помимо финансовой поддержки в виде грантов и субсидий, выполняют консультационные и образовательные функции, помогают развить ключевые навыки, такие как бизнес- планирование, маркетинг, финансы и управление проектами.
Бизнес инкубаторы приглашают успешных предпринимателей, которые делятся своим опытом и помогают начинающим предпринимателям избежать типовых ошибок в своих начинаниях. Также бизнес- инкубатор предоставляет площадки для встреч с единомышленниками, в результате которых можно найти партнеров, клиентов и инвесторов.
Некоторые инкубаторы обеспечивают доступ молодых предпринимателей к инфраструктуре и некоторым видам оборудования.
Участие молодежи в волонтерской деятельности - не только интересная и общественно полезная деятельность, но и возможность ближе познакомиться с трудовой деятельностью и принять взвешенное решение о выборе профессии. Кроме того, участие в волонтерской деятельности позволяет получить более глубокое понимание своих интересов и целей в карьере.
Волонтерская деятельность дает возможность молодым людям получить навыки и опыт, которые могут быть полезны при поиске работы. Развиваются в значительной степени «мягкие» навыки - коммуникационные навыки, лидерство, работа в команде, организационные навыки и другие востребованные качества.
Волонтерство обеспечивает расширение списка контактов молодых людей, что полезно для получения советов, рекомендаций и даже предложений о работе.
Само по себе участие в волонтерской деятельности является дополнительным аргументом для работодателя при принятии решения о трудоустройстве, так как говорит о социальной ответственности и гражданском сознании молодого человека. Многие работодатели ценят такие качества у потенциальных сотрудников.
Таким образом, молодежь является социально уязвимой категорией в плане трудоустройства, с одной стороны, а с другой, важнейшим источником человеческого капитала, поэтому совершенствование механизмов снижения молодежной безработицы - одно из приоритетных направлений государственной социальной и экономической политики.
Субсидирование трудоустройства молодых специалистов является важным направлением для поддержки и развития молодежи, способствует формированию качественного и опытного кадрового резерва для будущего развития экономики.
Бизнес-инкубаторы играют важную роль в трудоустройстве молодежи, позво-ляя им получить необходимые знания, навыки, ресурсы и поддержку для успеш-ного предпринимательского начинания.
Волонтерская деятельность, особенно если она связана с профессиональной областью интересов молодого человека, может быть весомым преимуществом при поиске работы. Участие в подобного рода деятельности говорит о наличии определенных амбиций, мотивации и готовности к развитию, что может привлечь внимание работодателей и улучшить шансы на трудоустройство.
Библиографический список
1. Youth Employment: Impact, Challenges and Opportunities for Social Development
2. Commission for Social Development Forty-fifth session 7-16 February 2007 Item 3 (c) of the provisional agenda https://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/csocd45emergingissues.pdf
3. Pompei F.; Selezneva E. Education mismatch and youth labour force status in Europe. In Young People and the Labour Market: A Comparative Perspective; Caroleo F.E., Demidova O., Marelli E., Signorelli M., Eds.; Routledge: London, UK, 2018; pp. 31-64. [Google Scholar].
4. Bruno G.; Choudhry M.T.; Marelli E.; Signorelli M. The short- and long-run impacts of financial crises on youth unemployment in OECD Countries. Appl. Econ. 2017,34,3372-3394. [Google Scholar] [CrossRef].
5. Хохлова М.Г. Молодежь на российском рынке труда / М.Г. Хохлова, И.И. Хохлов //Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62, № 9. - С. 88-96. - DOI: 10.20542/0131-2227-2018-629-88-96. - EDN YNYEEX.
6. Леушкина В.В., Зинич А.В. Молодежь на рынке труда России //Экономика труда. - 2022. - Том 9. -№ 3. - С. 689-702. - DOI: 10.18334/et.9.3.114336.
References
1. Youth Employment: Impact, Challenges and Opportunities for Social Development Commission for Social Development Forty-fifth session 7-16 February 2007 Item 3 (c) of the provisional agenda https://www. un.org/esa/socdev/unyin/documents/csocd45emergingissues.pdf.
2. Commission for Social Development Forty-fifth session 7-16 February 2007 Item 3 (c) of the provisional agenda https://Www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/csocd45emergingissues.pdf
3. Pompei F.; Selezneva E. Education mismatch and youth labor force status in Europe. In Young People and the Labor Market: A Comparative Perspective; Caroleo F.E., Demidova O., Marelli E., Signorelli M., Eds.; Routledge: London, UK, 2018; pp. 31-64. [Google Scholar].
4. Bruno G.; Choudhry M.T.; Marelli E.; Signorelli M. The short- and long-run impacts of financial crises on youth unemployment in OECD Countries. Appl. Econ. 2017,34,3372-3394. [Google Scholar] [CrossRef].
5. Khokhlova M.G. Youth on the Russian labor market / M.G. Khokhlova, I.I. Khokhlov //World Economy and International Relations. - 2018. - Т. 62, № 9. - С 88-96. - DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-9-8896. - EDN YNYEEX.
6. Leushkina V.V.; Zinich A.V. Youth in the labor market of Russia // Labor Economics. - 2022. - Vol. 9. - № 3. -С 689-702. - DOI: 10.18334/et.9.3.114336.
Контактная информация / Contact information
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
105064, Москва, Земляной вал, д. 34, стр. 1
FSBI "Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor of Russia, 34, Earthen rampart Str., Moscow,
105064, Russia.
Вашаломидзе Елена Валерьевна / Elena V. Vashalomidze
rich123098@mail.ru