Научная статья на тему 'Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспекты'

Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2042
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЕГИОН / РЫНОК ТРУДА / YOUTH / YOUTH UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT / REGION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцова Е. В., Ишханян А. Г.

Статья посвящена актуальной теме молодежной безработицы и проблемам трудоустройства молодежи. Проведенный анализ источников информации позволил выявить проблемы, возникающие при выходе молодежи на рынок труда и причины их возникновения. Предложены основные направления и меры по снижению напряженности на рынке труда молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUTH: REGIONAL AND PROFESSIONAL ASPECTS

The article is devoted to the urgent topic of youth unemployment and the problems of youth employment. The analysis of information sources revealed the problems that arise when young people enter the labor market and the reasons for their occurrence. The main directions and measures to reduce tension in the youth labor market are proposed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспекты»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент А.Г. Ишханян, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11504

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме молодежной безработицы и проблемам трудоустройства молодежи. Проведенный анализ источников информации позволил выявить проблемы, возникающие при выходе молодежи на рынок труда и причины их возникновения. Предложены основные направления и меры по снижению напряженности на рынке труда молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежная безработица, трудоустройство, регион, рынок труда.

В настоящее время ситуация на рынке труда характеризуется устойчивым сокращением спроса на молодых специалистов, повышением требований к их профессиональной подготовке, а также значительным ослаблением связей между образовательными учреждениями, осуществляющими профессиональную подготовку, и работодателями, выступающими потребителями рабочей силы. Низкая заинтересованность в молодых специалистах со стороны работодателей обусловлена тем, что этой категории работников присущи такие черты, как отсутствие стажа, неустойчивость интересов, отсутствие опыта работы и низкий профессиональный статус в глазах работодателя. Однако, не сформировавшись как полноценный субъект трудовой деятельности, молодежь сохраняет высокую восприимчивость к новым знаниям, современным технологиям и созданию креативных проектов развития и модернизации сферы, в которой задействована.

Многие исследователи отмечают наличие ряда проблем, связанных с трудоустройством молодежи [1]:

1. Рост уровня безработицы во многих регионах страны вследствие спада производства и сокращение спроса на рабочую силу. В настоящее время молодежь в возрасте до 30 лет составляет примерно треть экономически активного населения, при этом безработными являются 28% молодых людей в возрасте 15-19 лет, 12% - в

возрасте 20-24 года, и только 6% в возрасте 25-30 лет. Наиболее остро стоит проблема трудоустройства молодых людей, впервые выходящих на рынок труда и не имеющих опыта работы.

2. Пенсионная реформа усилила конкуренцию на рынке труда. Вместо ожидаемого освобождения рабочих мест в связи с выходом на пенсию старшего поколения, возникает конкуренция между молодыми специалистами без опыта работы и возрастными сотрудниками, имеющими богатый опыт. Другая сторона этой проблемы заключается в том, что на предприятиях наставниками, как правило, назначаются люди предпенсионного возраста. В сложившейся ситуации у них полностью утрачивается стимул передавать свой опыт молодежи, поскольку молодежь рассматривается как конкурент, а не как преемник.

3. Несовпадение ожиданий молодых работников и требований работодателей. Молодежь не удовлетворена рабочим местом, условиями труда и его оплатой. В свою очередь, работодатели не удовлетворены низким уровнем профессиональной подготовки и отношением к труду молодежи.

4. Развитие образования определяется не столько потребностями рынка труда, сколько спросом населения на образовательные услуги. Выбор профессии осуществляется без знания реальной ситуации на рынке труда, с ориентацией только на со-

циальные стереотипы и престиж профессии.

5. Длительный поиск работы, вынужденная работа не по специальности, приводят к депрофессионализации. Согласно данным Росстата, среднее время поиска работы длится 7,4 месяца (для других возрастных категорий - 6,8 месяца), % выпускников вузов и ссузов работают не по специальности.

6. Наиболее активная и эффективная часть молодежи уезжает за границу. По данным ВЦИОМ, 52% молодых людей готовы уехать на работу за рубеж, примерно 25% реализует это намерение ежегодно.

Во многом проблемы с поиском работы у молодых специалистов связаны со стремлением учебных заведений внутренне развиваться, удовлетворять запросы большой части населения. Чтобы реализовать эти цели, вузы все чаще обращаются к введению договорной формы обучения для студентов, которые в силу различных обстоятельств не смогли набрать нужное количество балов для поступления на бюджетную форму обучения. Очевидно, что многие специальности, которые востребованы среди абитуриентов, совершенно не востребованы на рынке труда. Например, направления «Мировая экономика» или «Инженер-эколог» вряд ли будут актуальны в ближайшие несколько лет, так как в Российской Федерации все чаще и масштабнее проходит сокращение государственного аппарата, а вопросы сохранения окружающей среды и вовсе не решаются на должном уровне. Если университет не может дать гарантию обязательного трудоустройства по полученной специальности после окончания, то это не самый лучший вариант для дальнейшего обучения. Такого мнения все чаще придерживаются и сами работодатели.

Еще одна особенность рынка труда заключается в том, что от выпускников ждут совершенно другие навыки и качества, нежели они получили при освоении учебной программы. Обусловлено это тем, что система образования в России еще не полностью восстановилась после реформирования, начавшегося в период распада СССР. Внедрение современных зарубеж-

ных программ обучения, так или иначе, изменили качество и набор получаемых студентом знаний. Подготовка специалистов зачастую не соответствует современным профессиональным стандартам.

Необходимо отметить и региональный фактор, влияющий, на процесс трудоустройства специалиста без опыта работы. Так, молодые люди из сельской местности нацелены на выбор рабочих специальностей для дальнейшего осуществления трудовой деятельности на предприятиях в производственном секторе или сельском хозяйстве. Жители городов чаще отдают предпочтение высшему образованию и стремятся реализовать себя в предпринимательском секторе, сфере услуг или управленческом секторе. Редко, но эти группы сталкиваются в «конфликтной ситуации» за учебные и рабочие места, если сферы их интересов пересекаются. Городская и сельская молодежь, имея достаточную базу теоретических знаний, но, не обладая необходимым уровнем практических навыков, подвергается воздействию моти-вационного и производственного конфликтов.

Тем не менее, многие работодатели делают упор на молодых специалистов, что обусловлено рядом причин:

1. Молодежь отличается энергией и высокой адаптивной способностью.

2. Высокая территориальная, профессиональная и квалификационная мобильность.

3. У них отсутствуют психологические барьеры, отвечающие за отношение к смене занятия, переезду, освоению дополнительных знаний и т. д.

Решение проблем трудоустройства молодежи, на наш взгляд, заключается в принципиальном изменении подходов к образованию. Приоритетом, безусловно, должно быть понимание и учет запросов рынка труда, причем планирование подготовки специалистов по разным профессиям необходимо осуществлять, основываясь на долгосрочных и среднесрочных прогнозах спроса на рабочую силу. По ряду профессий, возможно, расширить целевой прием на бюджетные места (например, в медицинские, педагогические вузы). С

другой стороны, необходимо активно воздействовать на работодателей, стимулируя их принимать на работу молодежь.

Примером такой активности региональных властей является реализация программ содействия занятости молодежи в Краснодарском крае. На территории Краснодарского края с 2015 года успешно действуют меры по борьбе с безработицей среди молодых людей в возрасте 19-35 лет [2]. Основные направления стимулирования занятости молодежи на региональном уровне:

1. Увеличение объемов кредитования малого и среднего бизнеса. Одним из условий предоставления кредитов является создание рабочих мест для молодых специалистов.

2. Поддержка молодежного предпринимательства.

3. Реализация различных программ по повышению квалификации или профессиональной переподготовке, обучение основам предпринимательской деятельности и консультативная поддержка.

4. Проведение специальных ярмарок вакансий.

Чтобы все вышеизложенные меры были

работу по выявлению факторов, определяющих соотношение спроса и предложения рабочей силы.

По нашему мнению, наиболее действенными мерами, направленными на снижение напряженности на рынке труда молодежи, могут стать:

1) организация стажировок для выпускников вузов, с возмещением работодателям части расходов на стажировку выпускников, а также наставничество;

2) выделение субсидий для предприятий, предоставляющих места специалистам, не имеющим достаточного опыта;

3) организация временного трудоустройства выпускников вузов и ссузов для поучения первого опыта работы;

4) поддержка проектов, аналогичных реализуемому на базе КубГУ проекту «Бизнес инкубатор», который позволяет студентам представлять свои бизнес-проекты потенциальным инвесторам и получать финансирование, в случае, если их проект инвестиционно- привлекателен;

5) развитие профориентационной работы со школьниками для более осознанного выбора профессии с учетом потребностей и перспектив регионального рынка труда.

эффективными, необходимо проводить

Библиографический список

1. Анализ рынка труда молодежи. Пакет учебно-информационных материалов по рынку труда молодежи / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Employment Policy Department. -М.: МОТ, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/europe/ro-geneva/sro-moscow/documents/publication/wcms_425634.pdf (дата обращения 05.12.2019).

2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Рынок труда и занятость населения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/zan_%D0%B0%D0%B2%D0%B3.19.htm (дата обращения 25.11.2019).

MODERN PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUTH: REGIONAL AND

PROFESSIONAL ASPECTS

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.G. Ishkhanyan, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the urgent topic of youth unemployment and the problems of youth employment. The analysis of information sources revealed the problems that arise when young people enter the labor market and the reasons for their occurrence. The main directions and measures to reduce tension in the youth labor market are proposed. Keywords: youth, youth unemployment, employment, region, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.