УДК 331.56:334.72 JEL 164, O15
https://doi.org/10.21122/2309-6667-2021-14-29-41
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ1
О. А. Борис
[email protected] доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент» Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия В. Н. Парахина [email protected] доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия
Статья посвящена исследованию решения проблемы молодежной безработицы с использованием предпринимательства. В статье отражены изменения в социальной структуре российского общества, проблема безработицы в целом и среди молодежи; раскрыта молодежная безработица как хроническая болезнь экономики, ее динамика, факторы, ее усугубляющие; проблемы трудоустройства молодежи, а также плюсы и минусы молодежи как активной части населения; рассмотрены предпринимательство и его виды как средство решения проблемы молодежной безработицы; показана привлекательность предпринимательства и ее сфер для молодежи; определены возможности и пути активизации предпринимательской деятельности молодежи.
Ключевые слова: молодежная безработица, факторы безработицы, предпринимательство, трудоустройство, активизация предпринимательства, виды предпринимательства.
Цитирование: Борис, О. А. Молодежное предпринимательство как средство решения проблемы безработицы среди молодых людей / О. А. Борис, В. Н. Парахина // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2021. - Вып. 14. - С. 29-41. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2021-14-29-41
Введение. Современный мир имеет много сложностей, непредсказуем, выдвигает противоречивые требования к человеку. Доминируют факторы нестабильности, движение вперед опосредовано действием ранее только обозначившимися, но неожиданно ставшими главными движущими силами. Противоречивые тенденции глобализации и локализации, интеграции и дезинтеграции, ужесточения отношений и повышения гибкости структур - это всего лишь небольшой перечень особенностей нынешнего состояния социально-экономических отношений в мире.
Очень остро стоит вопрос о трудоустройстве и занятости молодежи, которая особенно сложна в регионах, имеющих низкий уровень социально-экономического развития территории. Эти вопросы раскрываются в работах Н. Г. Вишневской, М. Н. Дудиевой, Н. В. Матюшина, Н. И. Чернышевой и др. [1, 2, 3, 4].
Для решения проблем безработицы важно расширить возможности трудоустройства молодежи, предпринимать различные меры по увеличению числа предлагаемых рабочих мест. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы молодежного предпринимательства как способа решения проблемы трудоустройства молодых людей, системное изложение которой представлено в работах П. А. Меркулова, М. М. Ивашиной, Е. Г. Шумик и др. [5, 6, 7].
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации МД-2787.2021.2 «Трансформация региональной системы молодежного предпринимательства в инновационную модель, эффективно функционирующую в условиях цифровизации (на материалах Северо-Кавказского федерального округа)».
Результаты и их обсуждение. Рассмотрим последствия безработицы, которые стали проявляться в последние годы. Совокупностью таких современных, заметно негативных изменений характеризуется социальная структура российского общества, на которую оказывает влияние позитивная в целом тенденция - научно-технический прогресс, замена ручного труда автоматизированными системами, но при этом происходит замена традиционной занятости нетрадиционной, нестабильной, временной, зачастую с использованием различных «серых схем». Растет официальная и, в большей степени, скрытая безработица. Уровень безработицы в начале 2021 г. составил 5,9 %, а уровень занятости населения - 58,5 % (таблица 1).
Таблица 1 - Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации в возрасте 15 лет и старше_
Регион Численность В том числе Уровень, в %
рабочей занятые безра- участия заня- безра-
силы, ботные в рабо- тости боти-
тыс. человек чей силе цы
Российская Федерация 75 197,1 70 741,7 4455,3 62,2 58,5 5,9
Центральный федеральный округ 21 295,4 20 384,6 910,8 64,0 61,2 4,3
Северо -Западный федеральный округ 7458,1 7067,1 391,0 63,7 60,4 5,2
Южный федеральный округ 8170,4 7680,9 489,5 60,0 56,4 6,0
Северо-Кавказский федеральный округ 4632,7 3945,2 687,4 60,7 51,7 14,8
Приволжский федеральный округ 14 721,9 13 974,0 747,9 60,9 57,8 5,1
Уральский федеральный округ 6276,4 5926,1 350,3 63,1 59,6 5,6
Сибирский федеральный округ 8407,1 7802,6 604,5 60,6 56,3 7,2
Дальневосточный федеральный округ 4235,0 3961,2 273,9 64,4 60,3 6,5
Источник: 1
Как видно из данных Росстата, в уровне безработицы ярко выражены региональные различия. В Российской Федерации наиболее неблагоприятная ситуация с безработицей складывается в Северо-Кавказском федеральном округе, где она (14,8 %) выше среднероссийской (5,9 %) более, чем в 2,5 раз. Это определено выраженной региональной дифференциацией по уровню экономического развития, что приводит к существенным различиям между федеральными округами по масштабам безработицы также и среди молодежи, в первую очередь, среди выпускников. Как следствие, очень высокое значение этого показателя зафиксировано в Северо-Кавказском (18,5 %) и Южном (12,1 %) федеральном округах.
Положение с молодежной безработицей гораздо сложнее, чем у людей более старших возрастных групп. В связи с этим несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложило программу по содействию в трудоустройстве молодежи. Внедрение программы, по планам Минтруда, должно было снизить уровень безработных среди молодежи до 5,6 % к 2020 г., однако, как показывает статистика, этого не произошло. В России, по данным Росстата, уровень безработицы среди молодежи 20-24 года в конце 2019 г. составил 15,1 % (в 3,2 раз выше общего уровня безработицы), а среди молодежи 15-19 лет -22,1 % (в 4,7 раз выше).
Молодежная безработица - хроническая болезнь, которой страдают многие страны [2]. Как известно, молодежной безработицы практически не было в СССР. За учебой следовало
1Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/38.htm. - Дата доступа: 08.04.2021.
распределение выпускников на работу и три года не только обязательной отработки, но и существенной законодательной защиты молодого специалиста, его прав и интересов1. Последующие варианты продолжения работы или нового трудоустройства, как правило, были приемлемы для молодежи.
В настоящее время молодежная безработица - сложный и проблемный вопрос во всех странах. По данным Международной организации труда, из-за пандемии работу потеряли около 20 % молодых людей в мире [8]. Молодежная безработица в России, продолжая быть одной из самых острых проблем, характеризуется в течение последних десятков лет крайне высокими показателями (таблица 2).
Таблица 2 - Уровень безработицы населения по возрастным группам (в процентах от
численности рабочей силы соответствующей возрастно-половой группы)
Год Все го в том числе в возрасте, лет
1519 2024 2529 3034 3539 4044 4549 5054 5559 6064 6569 70 и старш
2006 7,1 27,2 13,7 7,3 6,0 6,3 6,0 5,6 4,9 3,9 2,9 2,8 1,1
2007 6,0 24,7 12,2 6,0 5,4 5,1 5,1 4,6 4,3 3,2 3,0 2,2 1,7
2008 6,2 25,9 11,7 6,4 5,4 5,1 5,0 4,7 4,8 4,1 3,8 4,0 3,0
2009 8,3 31,0 16,4 9,0 7,3 7,0 6,3 6,5 6,4 5,9 4,6 4,3 3,7
2010 7,3 31,8 14,9 8,0 6,7 5,8 5,6 5,7 5,8 5,1 4,2 4,2 2,5
2011 6,5 30,8 13,4 7,1 6,0 5,1 4,8 5,0 5,3 4,7 3,9 3,2 2,4
2012 5,5 28,2 13,4 6,1 4,8 4,4 3,8 4,1 4,2 3,6 2,7 3,3 2,8
2013 5,5 26,1 12,6 6,0 5,0 4,4 4,1 4,1 4,4 3,8 3,3 2,9 2,6
2014 5,2 28,0 12,4 5,6 4,8 4,1 3,8 3,9 4,1 3,7 3,3 2,9 2,4
2015 5,6 32,4 14,3 6,2 5,1 4,5 4,1 4,0 4,5 3,9 3,2 3,0 1,8
2016 5,5 29,1 14,9 6,3 5,1 4,6 4,0 4,0 4,3 3,8 3,4 3,3 2,1
2017 5,2 28,4 14,7 5,9 4,7 4,1 3,9 3,9 4,1 4,1 3,3 3,7 2,0
2018 4,8 27,6 15,3 5,5 4,4 3,9 3,5 3,5 3,7 3,4 2,9 3,1 1,6
2019 4,6 24,7 14,4 5,6 4,4 3,6 3,4 3,5 3,7 3,2 2,4 3,0 2,4
Источник: 2
При этом общественное внимание к этой проблеме может дать положительный, но кратковременный результат. Так, два года назад после ряда публикаций по этой проблеме, с акцентом на огромную массу (около 2 млн человек) безработных людей в возрасте от 15 до 24 лет рынок труда примерно на год смягчил положение и предложил молодым людям рабочие места и с марта 2018 г. по март 2019 г. безработица среди молодежи 15-19 лет снизилась с 32 до 20,8 %, а среди 20-24-летних - с 15,2 до 13 %. Общая безработица оставалась на одном уровне около 4,7-4,5 %.
Трудоустройство молодых людей становится серьезной государственной проблемой, которая не решается сама собой, по воле рынка и отдельных хозяйствующих субъектов. По данным агентства №ad Hunter, в I квартале 2020 г. среди молодежи средний конкурс составил 13 человек на одну вакантную должность3.
Исследования показывают, что поиск работы у выпускников российских вузов и организаций среднего профессионального образования осуществляется следующими путями:
- через знакомых (31 % безработных выпускников);
- объявления в сети Интернет или СМИ (29 %);
- непосредственное обращение к работодателю (19 %);
- обращение в государственную службу занятости (12 %).
1Запесоцкий, А. России необходимо предотвратить молодежную безработицу / А. Запесоцкий // Российская газета. - 2021. - 04.02.2021 г.
2Рабочая сила, занятость и безработица в России 2020 [Электронный ресурс] // Росстат, июль 2020. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx. - Дата доступа: 06.04.2021.
3Запесоцкий, А. России необходимо предотвратить молодежную безработицу / А. Запесоцкий // Российская газета. - 2021. - 04.02.2021г.
Несмотря на декларируемую востребованность рабочих профессий, выпускники вузов, особенно программ специалитета и магистратуры, имеют меньший риск стать безработными по сравнению с выпускниками программ среднего профессионального образования1.
Рассматривая проблемы трудоустройства молодежи, можно отметить, что около 70 % из безработных молодых людей все-таки находят работу, и их безработица носит временный характер. Однако для части из них период поиска работы может затянуться и стать критическим, после которого деформируется социальная структура и устремления личности молодого человека.
При трудоустройстве молодежь испытывает следующие основные проблемы, выделенные М. А. Шаова, Л. Т. Елеевым, Л. Х. Гукетловой:
1) недостаток информации о реальной ситуации на рынке труда;
2) незнание требований работодателей и несоответствие им;
3) неумение правильно составить резюме и представить себя лично (слабые навыки самопрезентации и делового общения с работодателем);
4) нет навыков поиска работы;
5) незнание правил поведения на рынке труда и информации о каналах и путях поиска работы;
6) зачастую завышенная самооценка и стремление быстро осуществить свои замыслы (хотят получить «все и сразу»);
7) серьезная конкуренция на рынке труда;
8) разочарование и неуверенность в себе [9].
Как следствие, у молодежи возникает пассивная и выжидающая (вдруг само собой все переменится к лучшему) позиция как в отношении поиска работы, так и к выполнению полученной работы, особенно, если она не вполне или совсем не устраивает, не соответствует устремлениям и амбициям молодых людей [6].
Высокий уровень безработицы, невостребованность приобретенной профессии на рынке труда вынуждает граждан, в том числе и молодежь, искать работу в теневом секторе [6]. В некоторых профессиях и регионах такой вид занятости становится основным. Однако известно, что теневая экономика серьезно деформирует социально-трудовые отношения (низкая оплата труда, ненормированный рабочий день, отсутствие социальных гарантий и прав и т. д.), увеличивает имущественную стратификацию и вызывает у молодежи сомнения в социальной справедливости, чего нельзя допускать.
Также отрицательное влияние на трудоустройство молодежи оказывает пенсионная реформа, начавшаяся в 2018 г. Люди предпенсионного возраста (до реформы это был пенсионный возраст) с рынка труда не уходят. В 2019 г. их было 200 тысяч, в 2020 г. - уже 700 тысяч. Ориентировочные подсчеты показывают, что в 2021-2022 гг. таких работников будет прибавляться ежегодно по миллиону2. При этом в 2020 г. на рынок труда вышло около 1,5 млн. молодых людей (738 тысяч выпускников колледжей и около 500 тысяч магистров и бакалавров, 200-300 тысяч выпускников школ, которые не планировали поступать на учебу в вузы и колледжи). Следовательно, нарастает «вал» безработных молодых людей, прибывающих на рынок труда, и их трудоустроить просто негде.
Чтобы уменьшить проблемы трудоустройства, важно, чтобы у молодежи в период обучения был сформирован «пул» навыков самоменеджмента: самооценки, самопрезентации, самомотивации, саморазвития и пр.
Проблема имеет мировое значение. Так, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой насчитывается 223 млн безработных или частично занятых молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Экономика этих стран не создает новые оплачиваемые рабочие места так быстро, чтобы поглотить растущую рабочую силу [2, 4]. При этом молодые люди обладают высоким уровнем активности и высоким (часто завышенным) уровнем ожиданий. Это может создать «взрывоопасную социальную ситуацию».
Опыт кафедры менеджмента Северо-Кавказского федерального университета (и других учебных заведений РФ) показывает, что лучше трудоустраиваются и делают карьеру те вы-
1Запесоцкий, А. России необходимо предотвратить молодежную безработицу / А. Запесоцкий // Российская газета. - 2021. - 04.02.2021г.
2Запесоцкий, А. России необходимо предотвратить молодежную безработицу / А. Запесоцкий // Российская газета. - 2021. - 04.02.2021 г.
пускники, кто начинает работать на 3-4 курсах бакалавриата. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, студент получает практический опыт, так необходимый в карьере, а во-вторых, потому, что он понимает реальную картину на рынке труда и «снимает розовые очки», оставляя свои «завышенные ожидания». В-третьих, у студента есть возможность попробовать себя в разных профессиях параллельно с учебой, найти свое место, свой путь.
Рассмотрим плюсы и минусы молодежи как активно ищущей работу части населения. Положительным качеством молодежи является высокий уровень ее активности, ее склонность и приверженность всему новому, прогрессивному.
Молодежь является самой активной частью работающего населения, эффективно адаптирующейся группой, ее рассматривают как инновационную часть общества. Стремление молодых людей к успехам, достижениям, более высокому служебному положению и росту заработной платы приводит к соответствующей динамике показателей оплаты труда.
На рисунке 1 показана динамика величины средней заработной платы по возрастным группам с полиномиальной зависимостью, которая подтверждает, что именно в молодом возрасте от 20 до 30 лет происходит рост получаемых доходов, который достигает максимума в диапазоне от 30 до 40 лет.
60000
50000
40000
30000
20000
10000
У = 88.272х3 - 2363Лх2 + 1841бх+ 422 И2 = 0.954 8
/у f / й-
/у
/ У ✓ / /
7 г
до 18 от 18 доот20 доот 25 доот 30 доот 35 доот 40 доот 45 доот 50 дсот 55 доот 60 доб5 лет и лет 19 лет 24 лет 29 лет 34 лет 39 лет 44 лет 49 лет 54 лет 59 лет 64 лет старше ♦ Средняя начисленная заработная плата работников по группам занятии и возрастным группам. 2019 год — — —■ Полиномиальная (Средняя начисленная заработная плата работников по группам занятий и возрастным группам. 2019 год)
Рисунок 1 - Средняя начисленная заработная плата с изменением по возрастным
группам, 2019 г. Источник: 1
Одна из негативных характеристик молодежи как социальной группы безработных, активно ищущих «свое место под солнцем», - нестыковка целей и ожиданий выпускников с реальностью. Большинство из них хотят быть высокооплачиваемыми юристами и банкирами, а востребованы в большом числе - курьеры и продавцы, телефонные и страховые агенты. При
Рабочая сила, занятость и безработица в России 2020 [Электронный ресурс] // Росстат, июль 2020. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx. - Дата доступа: 06.04.2021.
этом навыки работников данного уровня, который является «стартовым» для молодых людей, они получать не хотят, считая это «недостойным» для юриста, экономиста, менеджера.
По данным №ad Hunter, конкуренция за работу среди тех, кто в начале карьеры, намного выше (10-30 человек на место), чем среди зрелых специалистов (3-8 человек на место), тем более, что работодатели отдают предпочтение кандидату с опытом работы.
Наряду с этим молодежь является самой восприимчивой и уязвимой к различным социальным изменениям возрастной группой. Любые события, происходящие в обществе, оказывают огромнейшее влияние на ценностный мир и стратегии поведения молодежи в различных областях жизнедеятельности. Это объясняется тем, что мировоззрение молодых людей находится в состоянии формирования. В связи с этим поддержка и развитие потенциала молодежи являются важной задачей государства и общества [9, 10].
Решению проблемы молодежной безработицы, «выгоранию» устремлений молодых людей, деформации их социальных представлений может помочь развитие молодежного предпринимательства. Предпринимательство может соединить в одно целое амбиции молодых людей, их профессиональные устремления, желание работать на себя и самому определять свое будущее.
Конечно, молодежное предпринимательство - не панацея для всей проблемы с трудоустройством молодежи, но это одна из нескольких составляющих более широкой стратегии занятости в России и ее регионах [11]. В результате обсуждения проблемы влияния бизнеса на занятость молодежи ученые и политики объединились вокруг двух различных путей, посредством которых предпринимательство может решить проблему занятости молодежи:
1) подход через рост числа рабочих мест: предпринимательство в целом как двигатель экономического роста и создания рабочих мест для молодежи. Это естественный, понятный, но в силу различных причин «исчерпанный» и ограниченный путь, который не использует инициативу молодых людей и их активность в построении собственной карьеры;
2) подход как обеспечение молодежи средств к существованию и получению производительной занятости и направления к саморазвитию.
Для определения сферы приложения усилий предприимчивых молодых людей выделим основные виды предпринимателей по наиболее значимым признакам: цели и мотивации к созданию бизнеса. По основной цели выделяют коммерческое (главное - получение прибыли) и социальное (главное - социальные цели и инновации) предпринимательство1, [12].
В зависимости от основного мотива к созданию бизнеса выделяют: предпринимателей, «вынужденных» заниматься бизнесом, чтобы получать средства к существованию; предпринимателей, ориентированных на новые возможности и движимых желанием стать независимыми и/или увеличить свой доход.
Важным вопросом для формирования «пула» молодых предпринимателей, объединяющих вокруг себя других молодых специалистов, является оценка привлекательности сфер деятельности для молодежи. Учитывая стремление молодых людей к благополучию и престижу, можно сказать, что привлекательными для нее могут стать сферы ИКТ, науки и техники, здравоохранения и менеджмента (рисунки 2, 3).
Как видно из рисунков 2 и 3, для молодежи, завершившей обучение в вузах, в начале становления их трудового пути наиболее вероятны должности специалистов высшей квалификации.
Выбирая наиболее популярные сферы занятости молодежи, остановимся на статистических данных по структуре занятых специалистов высшего уровня квалификации, которые представлены на рисунках 3, 4. Как видно из рисунка 3, по возрастным группам удельный вес рядовых специалистов, даже высокого уровня квалификации падает, но увеличивается доля руководителей, достигая максимума в возрасте от 40 до 49 лет. Это свидетельствует о привлекательности для молодых людей сферы руководства и предпринимательства.
'Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент : электронный учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Москва : Кнорус, 2010.
Рисунок 2 - Уровень заработной платы молодежи по сферам занятости, октябрь 2019 г.
Источник: 1
Рабочая сила, занятость и безработица в России 2020 [Электронный ресурс] // Росстат, июль 2020. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx. - Дата доступа: 06.04.2021.
40.00
35.00
30.00
25.00
20.00
15.00
10.00
5.00
0.00
1
...
1 1
%
1 1.
*
■
—
*
_ _ —
) Ь-т.....
" 1 1..... /
/
—___
! —
■ ■ — ' — 1 |
г~ — _ -
4 — | 1— — — —■
►-
■ Руководители
от 20 от 30 от 40 от 50 до 59
до 29 лет до 39 лет до 49 лет лет
Специалисты высшего уровня квалификации
-А— Специалисты среднего уровня квалификации
■ Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
■Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан н собственности
Квалифицированные работники селвского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
Рисунок 3 - Изменение показателей структуры занятых по возрастным группам, 2019 г., %
Источник: 1
Выбирая наиболее популярные сферы занятости молодежи, остановимся на статистических данных по структуре занятых специалистов высшего уровня квалификации.
Для создания своего бизнеса молодые люди часто выбирают сферы, в которых они работают и лучше всего знают, показанные на рисунке 4 (наука и техника, образование, культура и право, здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии), хотя это не обязательно для всех выпускников.
Многое зависит от образования, опыта работы, наличия содействия со стороны знакомых и родственников, а также поддержки государственной и муниципальной власти. Часто склонность к предпринимательству толкает молодежь в наиболее прибыльные сферы деятельности, даже если молодые люди не могут показать себя как квалифицированные специалисты.
'Рабочая сила, занятость и безработица в России 2020 [Электронный ресурс] // Росстат, июль 2020. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx. - Дата доступа: 06.04.2021.
Рисунок 4 - Структура занятости молодежи по группе «Специалисты высшего уровня квалификации» (от 20 до 29 лет), 2019 г., % Источник: 1
Необходимость содействия предпринимательству молодежи осознается как на уровне исследований, так и на политическом, да и на практическом уровне. Наиболее частой формой поддержки молодежного предпринимательства определяют обучение молодежи знанию и навыкам ведения бизнеса. Обучение предпринимательству для студентов ссузов и вузов положительно влияет на предпринимательские навыки и намерения, но не всегда это переходит в предпринимательскую деятельность или доход в долгосрочной перспективе. Обучение формирует предпринимательские мышление и навыки, повышает самозанятость в краткосрочной перспективе, но ограничения доступа к финансам и/или неграмотное их использование приводит к банкротству.
Важен такой инструмент привлечения молодых людей к предпринимательству как конкурсы бизнес-планов (стартапов). Такие конкурсы дают победителям сочетание обучения, наставничества и финансирования.
Рабочая сила, занятость и безработица в России 2020 [Электронный ресурс] // Росстат, июль 2020. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx. - Дата доступа: 06.04.2021.
Исследования показывают, что личных намерений и навыков молодежи, чтобы организовать предпринимательскую деятельность недостаточно. Важна благоприятная правовая и рыночная среда для открытия бизнеса, а также другие факторы. Обзор исследований и основ предпринимательских экосистем, например, Global Entrepreneurship Index, GEM и OECD, позволяет выделить шесть областей благоприятной среды для молодежного предпринимательства (рисунок 5).
Можно дать характеристику каждого из этих элементов, но они исследованы глубоко различными исследователями в разных странах мира [10, 11, 12].
Выделим ключевые факторы, которые следует учитывать молодежи при занятии предпринимательством.
Рисунок 5 - Структура среды предпринимательства Источник: составлено авторами
Отметим, что предпринимательское мышление (искусство предпринимательства) необходимо начинать развивать с раннего возраста, уже со школьной скамьи. Точно так же обучение предпринимательству в программах среднего специального / высшего образования будут более полезны, если они выходят за рамки технических знаний, обеспечиваются общими эмпирическими навыками и взаимным обучением, включая элементы самоменеджмента, саморазви-
Для людей, которые не предполагают быть предпринимателями по окончании вуза (или собираются пока приобретать профессиональные навыки, делать профессиональную карьеру, планируя, может быть, в будущем свой бизнес) также будет полезен самоменеджмент, построение сетей поддержки и ориентация на включение в планы своей жизни бизнеса. Это позволит молодым людям более грамотно ориентиро-ваться на рынке труда и иметь более широкий спектр источников средств для жизни, своевременно сделать стратегический выбор в ситуации, благоприятной для реализации своих бизнес-идей, когда они возникнут2,3.
1 Самоменеджмент / В. Н. Парахина [и др.] ; под ред. В. Н. Парахиной, В. И. Перова. - Москва: Издательство МГУ, 2012.
2 Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент : электронный учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Москва : Кнорус, 2010.
3 Самоменеджмент / В. Н. Парахина [и др.] ; под ред. В. Н. Парахиной, В. И. Перова. - Москва: Издательство МГУ, 2012.
В ситуациях, когда самозанятость молодежи является единственным способом получения средств к существованию, возникают микропредприятия в низко производительных, слабо растущих отраслях и «узких нишах». Для таких молодых людей важны программы обучения, помогающие стратегическому мышлению, выбору секторов стратегического роста, сфер с высоким рыночным спросом, более высокой добавленной стоимостью и созданию молодежных предприятий в форме рыночных сетей.
Выводы. Итак, научно-технический прогресс приводит к замене традиционной занятости нетрадиционной, временной, зачастую с использованием различных «серых схем». Растет официальная и, в большей степени, скрытая безработица. При этом в Российской Федерации и раньше неблагоприятная ситуация с безработицей складывалась в Северо-Кавказском федеральном округе, где она (14,8%) выше среднероссийской (5,9 %) более чем в 2,5 раза, что определено выраженной региональной дифференциацией по уровню экономического развития. Молодежная безработица и трудоустройство молодых людей становится серьезной государственной проблемой.
Решению данной проблемы содействует развитие молодежного предпринимательства, которое может соединить в одно целое амбиции молодых людей, их профессиональные устремления, желание работать на себя и самому определять свое будущее.
Ключевые факторы развития предпринимательства молодежи:
- формировать предпринимательское мышление у молодых людей;
- обучать со школьной скамьи навыкам самоменеджмента, саморазвития;
- поощрять микропредпринимательство в секторах стратегического роста;
- поддерживать молодежные предприятия в форме рыночных сетей.
Список использованных источников
1. Вишневская, Н. Г. Молодежная безработица: определение и классификация / Н. Г. Вишневская // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014. -№ 39. - С. 262-267.
2. Дудиева, М. Н. Молодежная безработица в ЕС: новый вызов современности / М. Н. Дудиева // Социодинамика. - 2017. - № 4.- С. 68-75.
3. Матюшин, Н. В. Молодежная безработица в России: причины и пути снижения / Н. В. Матюшин // Гуманитарный научный журнал. - 2018. - № 1-1. - С. 103-108.
4. Чернышева, Н. И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе / Н. И. Чернышева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 2-1. - С. 155-160.
5. Ивашина, М. М. Молодежное предпринимательство в эпоху цифры/ М. М. Ивашина, К. А. Казнина, Д. М. Калинина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 1 (80). - С. 12-15.
6. Меркулов, П. А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста / П. А. Меркулов // Среднерусский вестник общественных наук. -2017. - Т. 12. - № 3.- С. 42-52.
7. Шумик, Е. Г. Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения / Е. Г. Шумик, Е. В. Белик, М. П. Блинов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - № 40. - С. 184-194.
8. Флегонтов, В. И. Снижение занятости и рост бедности как социальная угроза (экономические последствия пандемии) / В. И. Флегонтов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2020. - № 2. - С. 66-71.
9. Шаова, М. А. Молодежная безработица как социальная проблема: региональный аспект/ М. А. Шаова, Л. Т. Елеев, Л. Х. Гукетлова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
10. Парахина, О. А. Социальные цели и факторы управления стратегическими изменениями в организации / О. А. Парахина. - Москва: Макс-пресс, 2009.
11. Панькова, Л. Н. Эффективные стратегии диверсификации в экономике региона и хозяйствующих субъектов / Л. Н. Панькова, О. А. Борис // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 7-8 (41-42). - С. 127-132.
12. Parakhina, V. N. Integration of Social and Innovative Activities into Industrial Organization / V. N. Parakhina, O. A. Boris, P. N. Timoshenko // Contributions to Economics. - 2017. - Pp. 225-242.
_Статья поступила в редакцию 11 мая 2021 года
YOUTH ENTREPRENEURSHIP AS A MEANS OF SOLVING THE PROBLEM OF
UNEMPLOYMENT AMONG YOUNG PEOPLE
O. A. Boris
Doctor of Economics, Assistant Professor, Professor of the Department of "Management" North Caucasus Federal University Stavropol, Russia V. N. Parakhina Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of "Management" North Caucasus Federal University Stavropol, Russia
The article is devoted to the study of solving the problem of youth unemployment using entrepre-neurship. The article reflects: changes in the social structure of Russian society, the problem of unemployment in general and among young people; disclosed youth unemployment as a chronic disease of the economy, its dynamics, factors aggravating it; problems of youth employment, as well as the pros and cons of youth as an active part of the population; considered entrepreneurship and its types as a means of solving the problem of youth unemployment; shows the attractiveness of entrepreneurship and its spheres for young people; the opportunities and ways of enhancing the entrepreneurial activity of young people are identified.
Keywords: youth unemployment, factors of unemployment, entrepreneurship, employment, activation of entrepreneurship, types of entrepreneurship.
References
1. Vishnevskaya, N. G. (2014) Molodezhnaya bezrabotitsa: opredeleniye i klassifikatsiya [Youth unemployment: definition and classification]. Uchenyye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva. (39), 262-267. (In Russian).
2. Dudiyeva, M. N. (2017) Molodezhnaya bezrabotitsa v YES: novyy vyzov sovremennosti [Youth unemployment in the EU: a new challenge of our time]. Sotsiodinamika. (4), 68-75. (In Russian).
3. Matyushin, N. V. (2018) Molodezhnaya bezrabotitsa v Rossii: prichiny i putisnizheniya [Youth unemployment in Russia: reasons and ways of decreasing]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (1-1), 103-108. (In Russian).
4. Chernysheva, N. I. (2014) Puti resheniya problemy molodezhnoy bezrabotitsy v sovremennom obshchestve [Ways of solving the problem of youth unemployment in modern society]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. (2-1), 155-160. (In Russian).
5. Ivashina, M. M., Kaznina, K. A., Kalinina, D. M. (2020) Molodezhnoye predprinimatel'stvo v epokhu tsifry [Youth entrepreneurship in the era of digital]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 1 (80), 12-15. (In Russian).
6. Merkulov, P. A. (2017) Molodezhnoye predprinimatel'stvo kak factor ustoychivogo sotsi-al'no-ekonomicheskogo rosta [Youth entrepreneurship as a factor of sustainable socio-economic growth]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 12 (3), 42- 52. (In Russian).
7. Shumik, Ye. G., Belik, Ye. V., Blinov, M. P. (2017) Molodezhnoye predprinimatel'stvo: problemy i putiresheniya [Youth entrepreneurship: problems and solutions], Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. (40), 184-194. (In Russian)
8. Flegontov, V. I. (2020) Snizheniye zanyatosti i rostbednosti kak sotsial'naya ugroza (ekonomicheskiye posledstviya pandemii) [Decrease in employment and growth in poverty as a social threat (economic consequences of a pandemic)]. Aktual'nyye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo
razvitiya Rossii. (2), 66-71. (In Russian).
9. Shaova, M. A., Yeleyev, L. T., Guketlova, L. Kh. (2015) Molodezhnaya bezrabotitsa kak sot-sial'naya problema: regional'nyy aspekt [Youth unemployment as a social problem: regional aspect]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya. (1-1). (In Russian).
10. Parakhina, O. A. (2009) Sotsial'nyye tseli i factory upravleniya strategicheskimi izmeneni-yami v organizatsii [Social goals and factors of management of strategic changes in the organization]. Moscow: Maks-press. (In Russian).
11. Pan'kova, L. N., Boris, O. A. (2012) Effektivnyye strategiidiversifikatsii v ekono-mike re-giona i khozyaystvuyushchikh sub"yektov [Effective strategies for diversification in the economy of the region and economic entities]. Sotsial'no-ekonomicheskiyeyavleniya iprotsessy. (7-8,41-42),127-132. (In Russian).
12. Parakhina, V. N., Boris, O. A., Timoshenko, P. N. (2017) Integration of Social and Innovative Activities into Industrial Organization [Integration of Social and Innovative Activities into Industrial Organization]. Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth. Ser. Contributions to Economics. Springer International Publishing AG. 225-242.